Практико-значимая работа на тему: « Профилактика вредных привычек »
проект по теме

Магамедбекова Элеонора Романовна

На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость научного решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение среди учащихся.

Статистика фиксирует небывалый рост числа курящих и алкоголизирующих подростков как в общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных) школах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра комплексной безопасности

Практико-значимая работа

                      на тему: « Профилактика вредных привычек »  

по курсу

 «Обучение основам здорового образа жизни в общеобразовательном учреждении»

       Выполнила:

       слушательница

       Магамедбекова Э.Р.

       Научный руководитель:

       Ст. преподаватель Гурьев А.В.

       

                                               Москва 2013 г.

                                                       СОДЕРЖАНИЕ:  

 ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Теоретический обзор литературы по проблеме профилактики вредных привычек в подростковой среде.

1.1. История возникновения вредных привычек…………………………….6

1.2. Виды вредных привычек у подростков…………………………………10

1.3. Влияние вредных привычек  на развитие подростков…………………14

1.4. Косвенные признаки употребления наркотиков и

                наркотической зависимости……………………….........................20    

ГЛАВА II. Педагогические возможности школы в выявлении и профилактике вредных привычек.

2.1. Организация профилактической работы в школе………………………23

2.2. Сценарий  внеклассного мероприятия по профилактике вредных привычек у подростков………………………………………………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………...............38

                                                                       ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость научного решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение среди учащихся.

Статистика фиксирует небывалый рост числа курящих и алкоголизирующих подростков как в общеобразовательных, так и в специальных (коррекционных) школах. Прогрессирующее ухудшение этой ситуации в России сопровождается следующими негативными тенденциями. Во-первых, происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. По данным медико-социальных исследований, средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, а среди девочек до 12,9 лет; возраст приобщения к никотину соответственно снизился до 14,2 и 14,6 лет. В целом 59,5% мальчиков-подростков курят, 61,6% знакомы и употребляют спиртные напитки.

         Во-вторых, с распространением вредных привычек происходит лавинообразное развитие симптомов болезни - многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом.  

В-третьих, последствия алкоголизации и табакокурения подростков имеют во многом скрытый, «латентный» характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний.

Важно отметить, что курение и алкоголизация являются «психологическими воротами», способствующими началу употребления других психоактивных веществ и формированию ранней криминализации. Эти негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед педагогической наукой исключительно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с учащимися.

Проникая в различные сферы нашей жизни, данные вредные привычки оказывают все более пагубное воздействие на социальное самочувствие, интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества. Все это приводит к резкому сокращению рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшению здоровья людей, подрыву трудовых ресурсов страны, ослаблению фундаментальной основы общества - семьи.

Исходя из вышесказанного, проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у подростков представляется нам чрезвычайно актуальной.

Цель работы :

1. Характеристика негативного влияния на состояние здоровья детей и подростков;

2.Организация школьной работы, связанная с профилактикой вредных привычек;

3.Оценка эффективности работы по профилактике вредных привычек среди детей и подростков.

Гипотеза исследования: профилактика позволяет предотвратить появление и развитие вредных привычек у подростков.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический обзор литературы по проблеме исследования.

2. Провести анкетирование, которое выявит отношение подростков проблемной теме;

3. Разработать и реализовать мероприятия профилактики вредных привычек у старших дошкольников.

4. Проанализировать и обобщить результаты исследования.

Решение задач исследования предполагает использование следующих методов: теоретические (анализ литературы по данной проблеме); эмпирические (тестирование, анкетирование, беседа); аналитические (обобщение и интерпретация полученных данных).

Объект исследования: вредные привычки у подростков.

Предмет исследования: профилактика вредных привычек у подростков.

Данная практико-значимая работа имеет следующую структуру:

- введение, содержит актуальность данной темы, цель, объект, предмет, гипотезу, задачи и методы исследования;

- глава 1;

- глава 2;

- заключение содержит краткое обобщение полученных данных, выводы по проделанной работе, практическую значимость исследования;

- список литературы, который включает в себя 20 изданий.

База исследования: МБОУ СОШ №14.

Глава I. Теоретический обзор литературы по проблеме профилактики вредных привычек в подростковой среде.

1.1. История возникновения вредных привычек

К самым вредным привычкам относятся курение, алкоголизм, наркомания. Все они влияют на здоровье человека, ломают человеческие жизни, судьбы. С ними нужно бороться, хотя это и нелегко.

Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Археологические исследования показали, что уже в 6400 г. до н.э. люди знали пиво и некоторые другие алкогольные напитки. Очевидно, процессы брожения были открыты случайно, виноградное вино появилось только в 4-3 веках до н.э. Первое письменное свидетельство использования интоксикантов - рассказ о пьянстве Ноя из Книги Бытия. Использовались и различные растения, вызывающие физиологические и психические изменения, обычно в религиозных обрядах или при проведении медицинских процедур. Пример - использование на Ближнем Востоке в 5 тыс. до н.э. "злака радости" (опиумного мака). Около 2700 г. до н.э. в Китае уже использовали коноплю (в виде настоя, как чай): император Шен Нунг предписывал своим подданным принимать ее в качестве лекарства от подагры и рассеянности. Люди каменного века знали опиум, гашиш и кокаин и использовали эти наркотики для изменения сознания (в ходе религиозных обрядов) и при подготовке к сражению. На стенах погребальных комплексов индейцев Центральной и Южной Америки есть изображения людей, жующих листья коки (один из способов приема кокаина), датируемые серединой 3 тыс. до нашей эры.

Слово "алкоголизм" ввёл в обиход шведский врач Гусс в середине XIX века. Но само пьянство существует не одно тысячелетие. Раньше оно не носило характера массового распространения. В Древней Греции употреблялось только сильно разбавленное вино (в пропорции три части воды и одна часть вина). Тот, кто пил чистое вино, считался пьяницей и подвергался изгнанию. Это было событием чрезвычайным. В Древнем Риме вино не имели права пить мужчины моложе 30 лет.

Есть точные сведения, когда стала известна водка в России. В 1428 году (не на много раньше, чем табак прибыл в Европу) водку привезли в Россию из Генуи. Правда, как только в России познакомились с её действием, ввоз водки тут же был запрещён. Изредка ею пользовались в лечебных целях, причём дозы, назначаемые лекарями, не превышали никогда пол-ложки.

Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений.

Нужно иметь в виду, что факт использования наркотика в одной культуре не дает нам права предполагать, что и в других культурах в это же самое время люди знали этот наркотик и употребляли его. Как и сейчас, в употреблении наркотиков людьми разных культур есть и сходства и различия.

На протяжении всей истории контакты между далекими культурами происходили благодаря торговле и войнам. Например, в результате крестовых походов и путешествий Марко Поло европейцы узнали опиум и гашиш, широко распространенные на Востоке. Позднее путешествия европейцев (главным образом англичан, французов, португальцев и испанцев) в Америку принесли новые открытия. Основные психоактивные вещества, привезенные в Европу из Америки - кокаин (из Южной Америки), различные галлюциногены (из Центральной Америки) и табак (из Северной Америки). Как показали исследования, между культурами происходил двусторонний обмен. Родина кофейного дерева - Эфиопия. Европейцы познакомились с кофейным напитком в 17 веке, моряки завезли кофейные зерна в Южную Америку, которая теперь является главным мировым производителем кофе, в Чили в 1545 году появилась конопля.

До начала 20 века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотиков. Иногда делались попытки сократить или вообще запретить использование определенных веществ, но они были непродолжительными и, как правило, неудачными. Например, табак, кофе и чай были поначалу встречены Европой в штыки. Первый европеец, закуривший табак - спутник Колумба Родриго де Херес - по прибытии в Испанию был заключен в тюрьму, так как власти решили, что в него вселился дьявол. Было несколько попыток объявить вне закона кофе и чай.

Известны и случаи, когда государство не запрещало наркотики, а наоборот содействовало процветанию торговли ими. Лучший пример - вооруженные конфликты между Великобританией и Китаем в середине 19 века. Они называются опиумными войнами, потому что английские торговцы ввозили в Китай опиум.

К середине 19 века несколько миллионов китайцев пристрастились к опиуму. В это время Китай, безусловно, вышел на первое место в мире по потреблению опиума, большая часть которого выращивалась в Индии и переправлялась в страну англичанами.

В двадцатом веке в Европе и Америке употреблялись практически одни и те же наркотики. Интересно, что много новых или "хорошо забытых старых" наркотиков было освоено сначала в Соединенных Штатах, и затем они распространились в других странах, так что Америка как бы задавала тон в международном потреблении наркотиков.

Табак как представитель дикой флоры был известен в древности в Европе, Азии, Африки. Листья его сжигали на костре, их дым оказывал на людей одурманивающее действие.

Христофор Колумб был первым европейцем, столкнувшимся с табакокурением. Во время своего первого путешествия в Новый Свет в 1492 году он увидел, как жители Кубы "сосали" тлеющие листья каоба. Трубки для вдыхания курительной смеси назывались табако, от них произошло слово "табак".

В Россию табак пришёл в начале 17 века. До Петра Первого курение на Руси не одобрялось, а Пётр Первый начал его поощрять как признак европейского стиля.

По настоящему массовым курение стало после первой мировой войны.

Как видно из приведённых примеров, наркотики, курение, алкоголь давно стали составляющей частью человеческого бытия.

Таким образом, в истории были времена, когда вредные привычки запрещались, и времена, когда их распространение поддерживалось властями.

1.2. Виды вредных привычек у подростков

                                                                                «Все пороки от безделья»

                                                                                      (Народная поговорка.)

      Курить – втягивать в себя дым измельченного  тлеющего табака    как    возбуждающее     средство;   иметь соответствующую привычку. О проблеме курения и его  вреде  сказано  немало.  Однако  беспокойство ученых,  педагогов  и  врачей,  вызванное   распространением  этой  пагубной привычки, растет, так как пока  еще  значительное  число  людей  не  считает курение вредным для здоровья. Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий.  Это настоящая наркомания, и  тем  более  опасная,  что  многие  не  принимают  всерьез.

        Курение является социальной проблемой общества, как  для  его  курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является  бросить  курить, для второй –  избежать  влияния  курящего  общества  и  не  «заразиться»  их привычкой,  а  также  –  сохранить  своё  здоровье  от  продуктов   курения, поскольку вещества входящие в  выдыхаемый  курильщиками  дым,  не  на  много безопаснее того, если бы человек сам курил  и  принимал  в  себя  никотин  и многое другое, что входящее в  зажжённую сигарету.  

        Если рассматривать эту проблему в свете отдельной социальной группы, то одной из самых актуальных  будет  эта  проблема  в  среде  учащихся  средней школы.  Поскольку  влияние  сверстников  на  не  сформировавшееся   сознание ученика очень велико, то  причин для беспокойства достаточно  много.  Помимо влияния  окружающих,  есть   личное   стремление   «поспешного   взросления» свойственно  многим  современным  детям.  Влияние  может   исходить   и   от родителей, как дурной пример и просто  от  взрослых,  не  находящих  в  этом ничего  плохого.  Детям  необходимо  большее  внимание,   как   со   стороны родителей, так и со стороны учителей,  которым  надо  больше   наблюдать  за стремлениями  и  наклонностями  учащихся.  М. Черняускене  пишет,  что  курение  учащихся,  в   первую   очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В  12-15  лет  они уже  жалуются  на  отдышку  при  физической  нагрузке. В   результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад  пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает  у  детей  малокровие, расстройство пищеварения.

   Курение  отрицательно  влияет  на   успеваемость   школьника.   Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение школьников замедляет их физическое  и  психическое  развитие. Состояние здоровья,  подорванное курением, не позволяет выбрать  род  занятий по душе, добиться успеха (например, юношам  стать  летчиками,  спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.).

     Курение и школьник не совместимы. Школьные годы   -  это  годы  роста как физического,  так  и  умственного.  Организму  нужно  много  сил,  чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно,  навыки,  привычки,  усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным,  но и  к  вредным  привычкам.  Чем  раньше  дети,  подростки,   юноши,   девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему,  и  в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

         К вредным привычкам кроме курения, относиться еще более пагубная привычка - потребление алкоголя. К сожалению, в жизни они очень часто сочетаются друг с другом. Так, среди непьющего населения курильщиков 40%, среди злоупотребляющих алкоголем уже 98%.  Алкоголизм – хроническое заболевание, развивающееся в результате  систематического употребления   спиртных напитков, проявляющееся в  физической  и  психической зависимости  от  алкоголя,  ведущее  к  социальной психологической деградации личности.

Употребление спиртных напитков подростками необходимо рассматривать как одну из форм  нарушения  поведения. Пьянство «зажигает зеленый свет» злокачественным новообразованиям. Не исключается наличие в алкогольных напитках канцерогенных веществ. Являясь хорошим растворителем, алкоголь помогает их проникновению в организм. У злоупотребляющих алкоголем, особенно в молодом возрасте, риск развития рака полости рта в 10 раз выше, а если они еще и курят, то в 15 раз выше по сравнению с непьющими.

Как уже говорилось, алкоголь губительно действует на клетки головного мозга ( в том числе и на клетки, регулирующие деятельность половой системы) и на половые центры, расположенные в спинном мозге. Одновременно ослабевает деятельность молочных желез, а в дальнейшем она может и прекратиться. Ученые выявили здоровые половые железа только у половины обследованных ими хронически больных алкоголизмом. Установлено, что у мужчин, злоупотребляющих алкоголем, отмечается ослабление потенции.

У женщин алкоголь нарушает выработку половых гормонов и созревания яйцеклетки, менструальный цикл.

Даже в США, при всем засилии табачной рекламы, десятки миллионов американцев бросили курить. Тоже самое происходит и в Англии, Швеции и Финляндии. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией к новому веку.

Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить. В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях и курортах, и на транспорте.

        Так почему же все-таки продают сигареты в киосках? Да потому, что к сожалению, категорическим запретам не всегда повлияешь на заядлого курильщика. Всякого рода самоделки, суррогаты куда вреднее, чем табак, приготовленный в фабричных условиях. Просто запретить людям курить, наверное, еще не возможно, а вот убедить бросить курить можно.

Наркотик – сильнодействующее вещество, преимущественно растительного происхождения, вызывающее возбудительное  состояние и парализующее центральную нервную систему.

Наркомания (от греч. narke – оцепенение  и   mania  –  безумие, восторженность)–   в   медицине   болезнь,    характеризующая непреодолимым влечением  к  наркотикам,  приводящим  к  тяжелым нарушениям функций организма; в социологии – вид отклоняющегося поведения.

Что такое наркомания?

        Это общий термин, включающий несколько форм зависимости. Толерантность (переносимость) к наркотику увеличивается по мере того, как организм  привыкает  к  нему.  С  увеличением  толерантности   возрастает количество наркотика,  необходимое  для  оказания  на  организм  прежнего эффекта.

        Зависимость –  это  термин,  используемый  для  описания  состояния,  при котором организм привыкает функционировать  под  воздействием  наркотика. Когда  прием  наркотика   прекращается,   наркоман   испытывает   крайний дискомфорт, именуемый синдромом отмены. Психологическая  зависимость,  как  широко  принято   думать,   является потребностью или компульсивным желаниям  продолжать  принимать  наркотик, независимо от того, есть физическая зависимость или  нет.  Однако  весьма рискованно утверждать,  что  какой-то  наркотик  не  вызывает  физической зависимости. Психология наркомании еще не понятна, но произошли важные прорывы в понимании  того, как  организм  может  стать   толерантен   к   психоактивным   наркотикам (наркотикам, которые воздействуют на мозг и восприятие).

        Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет.  Их  потребляли  люди разных  культур,  в  разных  целях:  во  время  религиозных   обрядов,   для восстановления сил, для изменения сознания, для  снятия  боли  и  неприятных ощущений.

К концу восьмидесятых уже  сформировалось  преступное сообщество наркоторговцев. Оборот наркотиков был  тогда  около  500  тонн  в год. Стоимость    наркотиков падает, а количество наркоманов растет. С  1996 года происходит сдвиг  в  сторону  дорогих  наркотиков,  таких  как  опиум, героин. И наркотики входят в моду...  

1.3. Влияние вредных привычек на развитие подростков

        Одна из проблем современного общества - огромное количество курящих людей, в том числе возросло число курящих подростков, которые курят, чтобы выглядеть взрослее, курят, чтобы завоевать авторитет среди сверстников, курят из любопытства, за компанию, чтобы похудеть, потому что это модно, не задумываясь о последствиях, не думая о будущем. Некоторые ошибочно полагают, что курение мобилизует, помогает сосредоточиться.

        Некоторые начинают курить, насмотревшись рекламы, хорошо, что сейчас на телевидении запрещена реклама сигарет. Хотя о чудодейственных свойствах пива продолжают вещать на всех каналах, ошибочно предполагая, что после 22 часов, подросток телевизор не смотрит.

        Подражание другим, чувство новизны, желание казаться взрослыми в конечном счёте приводит к тому, что ухудшается здоровье подростков. Если человек начал курить в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшится более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет.

        Статистика свидетельствует, что из каждых 100 человек, умерших от рака лёгких, 90 курили, из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний лёгких, 75 курили, из каждых 100 умерших от ишемической болезни сердца 25 курили. Причём, если курить человек начинает в подростковом возрасте, это как раз и способствует возникновению указанных выше болезней.

        Табачный дым в 4 раза более загрязнён токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля, а один кубический миллиметр табачного дыма содержит до 3 миллионов частиц сажи. В табачном дыме насчитывается более 3660 компонентов, многие из которых весьма небезопасны для организма, в частности для сердечно - сосудистой системы, 300 из них - активные биологические яды. Так, никотин, возбуждая сосудодвигательные и дыхательные центры головного мозга, вызывает тем самым спазм кровеносных сосудов, повреждение стенок сосудов и способствует образованию склеротических бляшек, суживающих просвет сосудов.

        Под воздействием никотина число сердечных сокращений возрастает на 15 - 20% процентов. Регулярное курение заставляет сердце работать с повышенной нагрузкой, что приводит, в конце концов, его к преждевременному изнашиванию. При длительном непрерывном курении (несколько сигарет подряд) пульс нормализуется лишь после 30 минут. Этот убыстряющий эффект никотина способствует его быстрому проникновению в кровь.

        Поэтому подростку, у которого идёт формирование внутренних органов, курение вредит особенно сильно. Наносит вред оно и окружающим детям, которые являются "пассивными курильщиками". Пассивное курение увеличивает на 10-30 процентов риск развития рака лёгких. Поэтому подросток должен понимать, что находится рядом с теми, кто курит, также вредно для его здоровья. 

        Во время выкуривания сигареты никотин проникает в кровь. Под влиянием никотина происходит сужение сосудов кожи. При этом через капилляры кожи проходит меньшее количество крови, что вызывает понижение температуры соответствующей части тела. Сужение капилляров кожи вызывает побледнение кожи, спазм периферических сосудов. В самых тяжёлых случаях это приводит к гангрене и ампутации конечности.

        Никотин действует на слизистые оболочки пищевода, желудка и кишечника, вызывает их воспаление. Спастическое действие никотина отражается на пищеварении. Повышается кислотность желудочного сока. Среди больных язвенной болезнью желудка три четверти составили курильщики.

        Курение отрицательно влияет на иммунную систему организма. Поэтому подростки, которые курят, чаще болеют.

        Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам и начинает требовать "никотина", возникает беспокойство, раздражительность, нервозность.

        Таким образом, курение является вредной привычкой, которая оказывает пагубное воздействие на весь организм человека, а особенно на организм растущий. При длительном воздействии табачного дыма на организм подростка возрастает риск развития сердечно - сосудистых и бронхолёгочных заболеваний. Кроме этого, имеются прямые доказательства того, что у подростков вследствие курения снижаются умственные способности.

        Огромен и вред алкоголя, который попадает в организм растущего человека, будь то водка, пиво, или сухие вина. Алкоголизм сегодня может быть назван "проклятием человека", число жертв многовековой войны человечества с алкоголем постоянно нарастает. Средняя продолжительность жизни человека пьющего на 10 - 20 лет (по разным статистическим данным) короче жизни трезвенника. Алкоголь нередко называют третьей причиной смертности у мужчин (после сердечно- сосудистых и онкологических заболеваний). 65% смертных случаев от травм и всевозможных происшествий связаны с потреблением алкоголя.

        Потребление спиртных напитков с подросткового возраста создаёт благоприятный фон для возникновения и развития многих болезней: каждый третий случай кардиологического и каждый четвёртый случай онкологического заболевания у мужчин связаны с алкоголем, кроме того, в прямой зависимости от потребления спиртных напитков находятся такие заболевания, как цирроз печени, нарушение психики, язва желудка.

        Особенно пагубное воздействие оказывает алкоголизм на здоровье подростков. В России средний возраст употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года.

        Алкоголь, попадая в организм подростка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшая доза спиртного вызывает у детей бурную реакцию, тяжёлые симптомы отравления. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой, и происходит её перерождение. Страдают органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половых функций и т.д. Особенно ранима нервная система, головной мозг ребёнка.

        В последнее время участились случаи, когда дети в стадии алкогольного состояния попадают в больницы, это вызвано сильными отравлениями алкоголем, и тем, что подростки из неблагополучных семей употребляют суррогаты, спиртосодержащие жидкости и алкоголь низкого качества.

        Нужно отметить, что случаи смерти детей от спиртных напитков не столь уж и редки.

        Статистика страшная, поэтому возникает серьёзный вопрос по профилактике употребления алкоголя среди подростков.

        "Детский подростковый алкоголизм" - этот термин постепенно входит в нашу речь. Алкоголь оказывает сильное влияние на поступки молодых людей.

        В последнее время большой проблемой стала проблема распространения наркотиков среди подростков. Опросы, проведённые в крупных российских городах, показывают, что сегодня каждый третий школьник 13-16 лет знаком с одурманивающими препаратами не понаслышке. Резко снижается возрастная планка начала их употребления. Пятая часть несовершеннолетних потребителей наркотиков составляют девушки.

        Наркотики наносят большой вред организму подростков. Дети - наркоманы плохо учатся или не учатся совсем, рано умирают, так как они заболевают, и ничто их уже не может спасти, так как наркомания почти не излечима.

        Психоактивные наркотики оказывают действие на настроение, сознание и поведение. Психоактивные наркотики занимают главное место, потому что подростки в основном употребляют именно их, и они часто создают серьезные проблемы. К сожалению, исторически сложилось, что ни усилия профессионалов, ни направленное финансирование не смогли сделать запрещение наркотиков основной общественной задачей. Причины этого не определены, но существует два возможных объяснения. Одно из них то, что затраченные в прошлом усилия на предотвращение злоупотреблений принесли только весьма скромные результаты. Второе объяснение этого в том, что в настоящее время злоупотребление различными веществами особенно заметно и находит более быстрый отклик в людских и финансовых ресурсах.

         В России средний возраст начала приобщения к наркотикам снизился сейчас среди мальчиков до 14,2 лет, а среди девочек до 14,6 лет.

        Хотя профилактике всегда уделялось меньше внимания, чем лечению, сейчас наступил период, когда изучение и развитие предотвращения находится на подъеме. Возможно, самым значительным фактором, вызвавшим это изменение, является связь проблемы наркомании с проблемой СПИДа. Лица, употребляющие наркотики внутривенно, составляют вторую по численности группу инфицированных ВИЧ в США и Европе. Кроме того, влияние наркотиков в ряде случаев может провоцировать беспорядочные половые связи, увеличивающие риск заражения СПИДом. 91% зарегистрированных в 2000 году ВИЧ - инфицированных - наркоманы.

        Таким образом, употребление наркотиков в подростковом возрасте часто приводит к хроническому гепатиту, СПИДу, способствует развитию слабоумия. У подростка очень быстро формируется зависимость от любого наркотика и психоактивного вещества. Кроме того, злоупотребление наркотиками требует больших денег, наркотическая зависимость толкает подростков на преступления ради денег на очередную дозу наркотического вещества.

        Итак, вредные привычки имеют медицинские последствия для самого человека и его будущего потомства, они наносят вред семье, государству, обществу.

        Большинство людей согласны с тем, что профилактика должна быть важным компонентом в современном подходе к решению проблемы злоупотребления различными веществами.  

1.4. Косвенные признаки употребления наркотиков и наркотической зависимости  

Можно отличать наркоманов в толпе по внешним признакам. Они не абсолютны, но все же часто помогают. Вообще, наружность употребляющих наркотики не всегда бывает совершенно ужасной. Если Вы будете ориентироваться на внешние признаки, помните, что они не подходят к наркоманам с небольшим стажем:

adlog        1. Длинные рукава одежды всегда, независимо от погоды и обстановки;

2. Неестественно узкие или широкие зрачки независимо от освещения;

3. Отрешенный взгляд…;

4. Часто - неряшливый вид, сухие волосы, отекшие кисти рук; темные, разрушенные, «обломанные» зубы в виде «пеньков»;

5. Осанка чаще сутулая…;

6. Невнятная, «растянутая» речь;

7. Неуклюжие и замедленные движения при отсутствии запаха алкоголя изо рта;

8. Явное стремление избегать встреч с представителями властей;

9. Раздражительность, резкость и непочтительность в ответах на вопросы;

10. После его появления в доме у Вас пропадают вещи или деньги;

11. Следы уколов наркоманы обычно не показывают, но иногда их можно заметить на тыльной стороне кистей, а вообще-то наркоманы со стажем делают себе инъекции куда угодно, и следы нужно искать во всех областях тела, не исключая кожи на голове под волосами. Часто следы уколов выглядят не просто как множественные красные точки, а сливаются в плотные синевато-багровые тяжи по ходу вен.

Предположить употребление наркотиков по косвенным признакам легче людям, которые постоянно встречаются или живут с подозреваемым, и к сожалению, такими людьми чаще всего являются родители.

Косвенные признаки наркотизации могут быть специфичными для отдельных препаратов и общими, характерными для всех наркотиков. Что касается общих для всех наркотиков признаков, то они беспокоят внимательных родителей в первую очередь. Правда, иногда их считают «вполне нормальным для подростка поведением».

Вот они:

  • Нарастающая скрытность ребенка (возможно, без ухудшения отношений с родителями). Часто она сопровождается учащением и увеличением времени «гуляний», когда ребенок уходит из дома в то время, которое раньше проводил в семье или за уроками.
  • Возможно, ребенок слишком поздно ложится спать и все дольше залеживается в постели с утра.
  • Падает интерес к учебе или к привычным увлечениям и хобби, может быть, родители узнают о прогулах школьных занятий.
  • Снижается успеваемость.
  • Зато увеличиваются финансовые запросы, и молодой человек активно ищет пути их удовлетворения, выпрашивая деньги во все возрастающих количествах (если начинают пропадать деньги из родительских кошельков или ценные вещи из дома - это очень тревожный признак!).
  • Появляются новые подозрительные друзья (но вначале молодой человек обычно встречается с весьма приличными на вид наркоманами) или поведение старых приятелей становится подозрительным. Разговоры с ними ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении.

Настроение ребенка - это очень важный признак - меняется по непонятным причинам, очень быстро и часто не соответствует ситуации: добродушие и вялость в скандале или, наоборот, раздражительность в спокойной ситуации.

  ПРОЧТИ И ЗАПОМНИ!

80% людей, употребляющих наркотики, являются наркодилерами, то есть распространителями наркотиков, наркоторговцами. Единственная цель наркодилера – сделать тебя покупателем, покупателем смерти.

Поздравь себя. Отказ от пробы наркотика - единственный и самый надежный способ не попасть на смертельный лохотрон, который называется «наркозависимость».
 

Глава II. Педагогические возможности школы в выявлении и профилактике вредных привычек

2.1. Организация профилактической работы в школе

Для начала профилактики важно знать, почему подростки начинают злоупотреблять вредными привычками. Учёные выделяют следующие причины, которые связаны с психологией подростка:

  1. кризис взросления. Ребёнок начинает чувствовать себя взрослым;

б)кризис идентичности. Он проявляется в чувстве неполноценности и тоскливом настроении;

в)кризис авторитетов. Проявляется он в стремлении понять и принять мир взрослых, а не слепо подчиняться ему. Данный кризис проявляется в протесте против семьи и школы.

Для того чтобы проводить профилактическую работу в школе, нужно знать основные направления профилактической работы в стране и в мире.

Профилактика в широком смысле имеет отношение к избежанию или облегчению проблем, связанных с употреблением вещества. Благодаря этому нестрогому определению попытки профилактики могут иметь различные цели. Например, усилить направленных на предотвращение использования нелегальных наркотиков, остановить случаи их употребления. Говоря о профилактике использования наркотиков, важно уточнить, что именно предотвращается: начало употребления, повторяющееся употребление, отрицательное влияние на общество, проблемы со здоровьем, или что-то еще.

Профилактика злоупотребления веществом традиционно разделяется на три этапа.

Первый - первичная профилактика, которой свойственно избежание злоупотребления наркотиками до того, как у злоупотребления вообще появится шанс иметь место. Например, одной из целей такой профилактики будет препятствование начальному употреблению вещества. Никогда не начиная употребление наркотика, вы не будете иметь с ним никаких проблем. В основе этого подхода лежит принцип "Просто скажи: "Нет!", когда, предлагается наркотик.

Вторичная профилактика имеет дело с уже начавшимся злоупотреблением. Этот тип профилактики аналогичен раннему лечению, когда проблемы с наркотиками только всплыли на поверхность. Вторичная профилактика часто используется законной системой, ответственной за неправильное употребление веществ.

Третья форма профилактики, которая называется третичной, заключается в лечении людей, уже в полной мере употребляющих наркотики и уже полностью зависимых от них. Ее цель заключается в прекращении употребления наркотиков и избежании дальнейших ухудшений в организме человека. Третичная профилактика и лечение наркомании совпадают, но о профилактике обычно говорят, когда инцидент случается впервые, а о лечении, когда случаются рецидивы.

Наиболее распространенными инструментами борьбы с наркотиками могут стать образование и усилия средств массовой информации. Традиционно эти программы рассчитаны на подростков и молодых людей - две наиболее явные группы риска. В последнее время делаются усилия распространить их влияние и на детей.

Школьная программа борьбы с наркотиками может служить дополнением к сообщениям, распространяемым через средства массовой информации.

Школьная система является идеальным звеном для проведения образовательной работы относительно употребления веществ. Многие считают необходимым включить в школьный курс тем по употреблению алкоголя и других наркотиков, применению таких программ препятствует часто недостаточная подготовка учителей в области материалов, касающихся алкоголя и других наркотиков. Тем не менее, в последние годы произошло много изменений и разрабатываются соответствующие школьные программы, которые и вводятся в школьный курс обучения.

В последние годы значительно возросло число программ профилактики, которые сфокусированы на развитии альтернатив употреблению наркотиков и умении распознавать и сопротивляться давлению, принуждающему к их употреблению.

Под развитием альтернатив употребления наркотиков понимается вовлечение в различные продуктивные виды деятельности (например, спорт, различные кружки во время каникул). В теории эта стратегия кажется разумной, но на практике она не показала конкретной пользы в отношении злоупотребления веществами.

2.2.Сценарий  внеклассного мероприятия по профилактике вредных привычек у подростков

Пресс – конференция.

Курение - За и против.

Цель: целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к курению.

Задание:

* Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;

* На конкретных примерах доказать пагубное влияние на организм человека никотина;

* Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.

К концу занятия учащиеся должны:

adlog* Владеть информацией об ущербе от вредных привычек наносимом как отдельному человеку, так и обществу в целом (экономические, социальные стороны);

* Быть убежденными, что жизнь без вредных привычек – более предпочтительна;

* Знать, как можно отказаться от вредных привычек, какая система помощи существует;

* Уметь предложить возможные разумные альтернативы проведения свободного времени.

Ход урока:

1. Учитель:

18 ноября во всем мире отмечается День Некурения, поэтому наш классный час посвящаем теме: «Курения за и против». Классный час проводим в необычной форме в виде Пресс – конференции. На нее мы пригласили представителей различных профессий, которые помогут рассмотреть данную проблему со всех сторон. И первое слово мы предоставляем преподавателю истории, он расскажет, откуда и когда пришли к нам сигареты.

Выступление преподавателя истории:   История первая гласит: 15 ноября 1492 года Христофор Колумб сделал в своем дневнике запись о «тлеющих головешках» и о том, что не в состоянии понять, какую пользу они приносят человеку. Колумб видел их в кубинских селениях. Его удивило странное поведение аборигенов. Они сворачивали в трубки большие желто- зеленые листья, какого – то растения, один конец трубки поджигали, а другой клали в рот. «Пить дым аборигенам нравилось. Трубки индейцы называли, «табако» или «сигаро».

История вторая гласит: На Русь «тлеющие головешки» завезли английские купцы в 1585 году. Наши предки увидели в них козни злых сил. Борьба с курильщиками началась уже при царствии Михаила Федоровича. Подружившихся с синим дымом, наказывали: первый раз – 60 палок по стопам, второй раз – отрезали нос или ухо, жестоко, но во благо.

Римские папы даже предлагали отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. В назидание потомству пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.

С 1649 года было «велено всех, у кого найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда зелье получено».

История третья гласит: Когда табак перешагнул Пиренеи, и попал во Францию, французский посол Жан Нико подарил листья и семена табака королеве Франции Екатерине Медичи. Причем табак характеризовался как «средство для придания бодрости», хорошего настроения и даже ...считался лекарством от зубной и головной боли.

2. Учитель:

Начиная курить, не всегда задумываются, к чему может привести эта вредная привычка? А стоило бы. А теперь, мы попросим выступить врача, который нам расскажет: какой вред наносит организму курение

Выступление врача:

Курение, как одна из вредных привычек, давно распространилось и укоренилось у многих народов, став поистине эпидемическим заболеванием современного общества.

А теперь рассмотрим последовательность воздействия дыма на организм человека. В момент затяжки, температура на кончике сигареты достигает 600 градусов. Под действием высокой температуры из табака и папиросной бумаги образуются ядовитые различные вещества: никотин, угарный газ, аммиак, синильная кислота и другие. Газообразные и твердые вещества, содержащиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку гортани, трохеи, бронхов и легочных пузырьков. При систематическом курении слизистая оболочка воспаляется, развиваются хронические заболевания дыхательных путей. Под действием ядов табачного дыма гибнут клетки эпителия, которыми покрыта слизистая оболочка трахеи. Выделяется слизь, тем самым организм защищает себя. Поэтому у длительно курящих людей почти постоянно держится кашель, сопровождающийся обильным отделением мокроты.

Не менее страдает и сердце: никотин, всасываясь в кровь, вызывает сужение кровеносных сосудов. Это ведет к тому, что сердце курильщиков работает с повышенной нагрузкой. Даже при небольшой нагрузке, частота пульса у курящих достигает 140-150 ударов в минуту. У некурящих 86-100 ударов. Больше всего страдает нервная система. Нарушается питание головного мозга за счет того, что к нему поступает кровь, обедненная кислородом. Ухудшается память, появляются частые головные боли. Страдают и органы пищеварения. Тошнота, иногда рвота, боли в желудке и кишечнике. Установлено, что среди больных язвенной болезнью курильщики составляют-98 %. У курящих матерей дети отстают в физическом, нервном и психическом развитии, у них снижен аппетит, они беспокойно и плохо спят. Особенно опасно курение для школьников: не сформировавшийся, еще растущий организм страдает от табачного дыма значительно больше, чем организм взрослого и рано или поздно отравляющее действие курения сказывается на различных его функциях.

Задержка роста, общего развития, нарушение процессов обмена веществ, снижение слуха, зрения, ряд нервных расстройств - такова плата за детское и подростковое курение. Школьники – курильщики, как правило, отличаются пониженными умственными способностями, слабо успевают, очень часто нарушают дисциплину. По данным исследованиям, в возрасте 12-13 лет курят около 7%, а среди 16 летних – уже 40% мальчиков, а в старших классах начинают курить и некоторые девочки.

Вопрос: Только ли рак легкого грозит курильщикам или еще какие-либо онкологические заболевания? Да, Рак существует. В настоящее время так же установлена связь между курением и злокачественными образованиями нижних отделов мочевых путей, поджелудочной железы. Курение – важная причина, возникновение рака полости рта, верхней и нижней части глотки, гортани и пищевода. Причем, в сочетании с приемом больших количеств алкоголя риск развития данных заболеваний значительно возрастает.

3. Учитель:

Ну, а о вреде курильщиков окружающей среде нам расскажет эколог.

Выступление эколога:   Вред окружающим.

Народная мудрость гласит: « Один курит – весь дом болеет».

Установлено, что в организме курильщика задерживается только четвертая часть никотина. Еще одна четвертая разрушается при сгорании и остается в окурке. Остальное количество, то есть половина, загрязняет воздух помещения, в котором курят.

Человек, который находился в течение часа в накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как будто он выкурил 4 сигареты. Поэтому курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей.

Наличие полония, радиактивного свинца и висмута в табачном дыме, дает право считать, что не только тем, кто курит, но и всем, кто дышит этим дымом, прежде всего детям. Расстройство сна и аппетита, нарушение деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, плохая успеваемость и даже отставание в физическом развитии - вот перечень явлений, причина которых в пачке сигарет.

Подсчитано, что население земного шара ежегодно выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет. Общая масса окурков, бросаемых, где попало, достигает 2520000т. Курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384000 тонны аммиака, 108000 тонн никотина, 600000 тонн дегтя и более 55000 тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма.

При массовом распространении курения становится социально-опасным явлением. Ведь курящие люди отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе, ведут к учащению пожаров в быту, на производстве и в лесу.

Не курящие люди буквально в принудительном порядке вынуждены дышать «выхлопными газами» курящих.

Вопросы: 1) Объясните, что такое пассивное курение?

Пассивное курение – это вдыхание сигаретного дыма, человеком, который сам не курит, но находится в окружении курящих. Пассивные курильщики подвергаются тем же опасностям, что и курящие, но в гораздо меньшей степени.

2) Влияет ли дым от сигарет на состояние окружающей среды? Например, на увеличение озоновой дыры?

Специальных исследований по данному вопросу не проводилось. Но можно предположить, что влияние загрязнения окружающей среды табачным дымом не велико. Что же касается озоновой дыры, то здесь основную роль играют окислы азота и фреоны.

4. Учитель:

О правилах продажи сигарет нам расскажет продавец.

Выступление продавца:

В нашей стране на киосках должны быть надписи о том, что сигареты не продаются лицам моложе 18 лет.

На Тайване, например, запрещено курить до 18 лет. В случае нарушения этого запрета родители провинившегося могут заплатить штраф примерно 215 долларов США.

Вопрос: Есть ли различия между импортными и отечественными сортами сигарет?

Прежде всего следует отметить, что все табачные изделия, и отечественные и импортные, проходят контроль у нас в республике. Поэтому превышения содержания пестицидов и других ядохимикатов можно не бояться ни в тех, ни в других.

А вот относительно содержания таких специфических для табака веществ, как никотин и смолы, существует разница. Содержания смол и никотина нормируется санитарными правилами и гигиеническими нормативами для табачных изделий, от 29.02.96 г., которые определяют для импортных сигарет предельное содержание смол в 15 мг на сигарету и никотина – 1,3 мг на сигарету, для отечественных допуск 25 мг на сигарету. Что касается табака, то здесь надо пояснить, что в нашей республике нет собственного производства сырья. Поэтому его качество в наших изделиях зависит от того, какое сырье закуплено.

В целом можно сказать, что сигареты известных табачных фирм менее опасны для здоровья курильщиков. Естественно, сказанное относится только к сигаретам, выпущенным самими фирмами, а не их «филиалами», производящими дешевые подделки.

5. Учитель:

Как вы думаете, совместимы ли курение и спорт? Сейчас мы услышим ответ.

Выступление спортсмена: Здоровья Вам!

Курение и спорт – несовместимы. Спорт и крепкое здоровье взаимосвязаны. Людям физического труда и спортсменам. Особенно на соревнованиях, нельзя курить, т.к. после курения через 10-15 минут мышечная сила снижается на 15 %. Можно привести такой пример: на Пальмире во время перехода через перевал на высоте 4555 метров потерял сознание только один из семи участников научной экспедиции Академии медицинских наук. Этот человек был курящим.

Прославленный вратарь сборной России по хоккею с шайбой Владислав Третьяк говорит: «Если курить – это значит полжизни спортивной отнять у себя. Как стать большим мастером в спорте? В первую очередь нужно любить вид спорта, который выбрал. Второе – нужно очень много трудиться. Третье – самое главное в жизни спортсмена – это отказаться от курения».

Вопрос: Отражается ли курение на внешнем облике человека?

Да, отражается. Правда проявляется это лишь со временем. Во-первых, резкая разница температур выдыхаемого дыма и окружающего воздуха ведет к появлению микротрещин эмали зубов. Затем в них откладываются табачные смолы, придающие зубам более темный желтоватый оттенок. Во-вторых, компоненты табачного дыма способствуют более раннему старению коллагена, образующего «каркас» кожи. Разрушение этого «каркаса» ведет к появлению морщин и обвисанию кожи. В-третьих, табачный дым задерживает усвоение витамина С и частично восстановительные процессы в организме.

6. Какие имеет преимущества человек, который бросил курить? Об этом нам расскажет психолог.

Выступление психолога:

Многие из тех, кто курит, пробовал отказаться от этой вредной привычки. Однако не всем удается раз и навсегда бросить. С чем это связано?

Дело в том, что действие никотина более пагубное, чем действие алкоголя. Он вызывает в организме кратковременное эйфорическое состояние, легкость, душевный подъем. При длительном курении у людей развивается так называемая никотиновая зависимость. Вот почему, бросая курить, человек в начале испытывает довольно тягостное состояние. Но стоит потерпеть лишь несколько дней, и эти явления проходят. Основная причина отказа от курения – ухудшения состояния здоровья. Гораздо легче бросить курить молодым людям с небольшим стажем курения, т.к. организм еще не привык к никотину. Это разумное решение должно быть непоколебимым. Лучше всего не начинать курить. Но уж если появилась тяга к сигаретам, постарайтесь избавиться от этой вредной привычки. Подумайте, какие преимущества вы можете приобрести, если не будете курить:

* Вам не придется мучиться, что негде купить сигареты.

* Вы не будете испытывать неудобства, и раздражаться в общественных местах, где не разрешается курить.

* Ваша жизнь будет длиннее на 10-20 лет. И это будут годы без отдышки, без сердечных болей и невзгод.

* Вы будете выглядеть лучше.

* Ваши любимые не будут задыхаться в табачном дыму.

* Подумайте о сотне других способов провести свое свободное время, украсить свою жизнь. Разве не прекрасно выпить чашечку чая, потанцевать, заняться спортом или просто выехать на природу.

* Кстати, этому могут помочь деньги, которые высвободятся у вас потому, что не придется покупать сигареты.

Вопросы: 1. Правда ли, что если бросить курить, то резко поправляешься? С чем это связано?

Действительно, после прекращения курения человек может прибавить в весе. Величина прибавки бывает разной, но обычно в пределах 2-5 кг. Почему это происходит? Организм восстанавливает норму, которая была нарушена вследствие систематического воздействия ядов табачного дыма и вызванного никотином снижения аппетита.

2. Является ли табак наркотиком?

Наркотик, правда, довольно слабый, - это не табак в целом, а его составная часть – никотин. Именно развитием зависимости от никотина объясняется сложность отказа от курения у курильщиков со стажем.

7. Учитель:

Вот и подошла к концу наша пресс-конференция. Каким бы ни было твое отношение к курению, возможно, ты куришь каждый день, от случая к случаю или не куришь вовсе – в любом случае твое будущее зависит от твоего выбора.    

                                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа рано или поздно сделает свое дело. Человек сам должен совершать какие-то действия. Для каждого же действия нужен мотив — осознанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Совокупность мотивов — мотивация, в большей степени определяющая modus vivendi— образ жизни. Следовательно, для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни.

 Нельзя сказать, что люди не понимают значения здоровья, не дорожат им. Но, к сожалению, ценность здоровья большинством людей осознается тогда, когда оно под серьезной угрозой или в определенной степени утрачено. Только тогда (да и то не всегда в должной степени) и возникает мотивация — вылечить болезнь, избавиться от вредных привычек‚ стать здоровым. Существует ли положительная мотивация для сохранения здоровья у здоровых людей? Вопрос этот очень сложный и требует специального исследования психологами, социологами, медиками и представителями других наук.

 Оказывается, что положительной мотивации явно недостаточно. И причины тут двух родов: человек не ощущает своего здоровья, не знает величины его резервов, его качества и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Здоровый человек может и должен основывать свой образ жизни на положительном опыте старшего поколения и на отрицании опыта больных людей. В какой-то степени это действует, но далеко не на всех и не с должной силой.

В данной работе были рассмотрены теоретические и практические проблемы формирования и профилактики от вредных привычек у учащихся.

Изучив  выделенные  нами  проблемы    пришли   к следующим выводам.

Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий.  Это настоящая наркомания, и  тем  более  опасная,  что  многие  не  принимают  в серьез. Одной из самых  актуальных  будет  эта  проблема  в  среде  учащихся средней школы. Курение и школьник не совместимы, так как  школьные  годы   - это годы роста как физического, так и умственного.

К  ранней  алкоголизации  относится  знакомство  с  опьяняющими  дозами алкоголя в возрасте до 16 лет. О раннем (подростковом)  алкоголизме  следует говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 18 лет.

 По данным исследованиям  (было  исследовано    учащиеся  10-ых классов ) 70,4% учащихся не употребляют алкогольные напитки.

         Мир наркоманов сегодня приблизился  к  каждому  из  нас.  Все  чаще  мы говорим о них, все чаще встречаем, читаем  в  прессе,  слышим  о  трагедиях, произошедших в  семьях  знакомых,  виной  которых  стали  наркотики.  Особое беспокойство вызывает тот факт, что у наркомании – "молодое лицо".  Основной контингент потребляющих наркотики ныне составляет подрастающее  поколение - молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет.

         Решение проблемы курения, алкоголизма и  наркомании в целом сегодня становится одной из  важных задач общества.  И  хотя  сейчас  уже  используется  немало  медикаментозных программ   по   детоксикации   организма,   избавления   от    наркотической зависимости, это не решает целого ряда проблем  совсем  не  медицинского,  а социального характера, актуальность которых возрастает с каждым днем.

                                              ЛИТЕРАТУРА

1. Кандидат мед. наук Надеждин А.В., Профилактика наркомании основной путь решения проблемы молодежного наркотизма.

2.Подростковая наркомания и алкоголизм: факторы риска.

3.Потребление  алкоголя  в  России  во  второй  половине  90-x   годов.

5.Русакова М. Наркотизм в молодежной субкультуре крупного города.

6. Советский энциклопедический словарь. Под. ред. А. М. Прохорова.Москва, 1985.

7.Струим Н. Л., Гусева Н. Г. Оценка мотивации возникновения ранних наркоманий как элемент эпидемиологического надзора и прогнозирования.

8.Братусь Б. С. Психология, клиника и профилактика алкоголизма. – М.: Просвещение, 1997. – 57 с.

9. Касмынина Т. В. Влияние алкоголя на организм подростка. – М.: Просвещение, 2002. – 78 с.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию по теме Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.

Данная презентация предназначена для проведения родительского собрания по теме "Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей"...

Методические рекомендации по проведению занятий на тему "Профилактика вредных привычек"

В работе рассмаривается проблема курения среди подростков, принимаемые профилактические меры, методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий и конспект занятия. Прилагается ...

Внеклассное мероприятие в форме игры-путешествия по теме: «Профилактика вредных привычек»

О проблемах наркомании в последнее время говорят очень много. Но ,несмотря на принимаемые активные меры, проблема распространения вредных привычек  среди молодежи продолжает обостряться. Са...

Классный час на тему: "Профилактика вредных привычек у учащихся".

Обобщить знания детей о вреде курения, алкоголя, наркомании.Познакомить с информацией по данной проблеме. Формировать здоровый образ жизни....

ОПЫТ РАБОТЫ КУРАТОРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК СТУДЕНТОВ И ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Значимое место, если не одно из главных, в работе куратора группы, занимает направление профилактической работы по формированию мотивации и привитию навыков здорового образа жизни, профилактике употре...