Рабочая программа по ОБЖ
рабочая программа по обж (5 класс) на тему
Рабочая программа по ОБЖ 5 класс разработана с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа 5 класс ФГОС | 37.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Романовского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гуселетовская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании РМО учителей ФК и ОБЖ : Протокол № 3 от 26 августа 2014 г. | «Согласовано» И.О.Заместитель директора по УВР : 30 августа 2014г. | «Утверждаю» Директор школы: Приказ № от 29 августа 2014г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
5 класс
2014-2015 учебный год
составитель: учитель физической культуры Окунь В.С.
С. Гуселетово 2014
Пояснительная записка
Учебная рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для работы с учащимися 5 класса составлена на основе
- ФГОС по ОБЖ;
-ООП МБОУ «Гуселетовская СОШ»
-Положения о текущем и промежуточном контроле МБОУ « Гуселетовская СОШ»
- Положения о критериях оценивания МБОУ «Гуселетовская СОШ»
- Положения о рабочей программе МБОУ « Гуселетовская СОШ»,
-учебного плана МБОУ « Гуселетовская СОШ» на 2014-2015 учебный год
- Федерального перечня учебников,
- Примерной программы по ОБЖ
- авторской рабочей программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством общего образования РФ, А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова, М. Просвещение, 2011года,
при использовании учебника для общеобразовательных учреждений: «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс» авторы: А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников(Москва «Просвещение», 2011год), с электронным приложением.
Состав УМК:
- рабочая тетрадь
- справочник для учащихся
- сборник ситуативных задач
- тестовый контроль
- поурочные разработки
- методические рекомендации
- комплекты демонстрационных таблиц
Особенности комплекта:
- материал учебников структурирован по модульному принципу, что позволяет повысить уровень подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности
- пособия для учащихся дополняют разделы учебников «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации»
- учебник содержит новый аппарат усвоения (подразделы «Проверьте себя», «После уроков», «Практикум»), который помогает учащемуся не зазубривать предлагаемый материал, а самостоятельно мыслить
Цели программы:
1. Усвоение знаний:
-об опасных и чрезвычайных ситуациях
-о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
-о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС
-о здоровом образе жизни
-об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
-о правах о обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера;
3.Формирование потребности соблюдать нормы ЗОЖ, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности;
4.Воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной общественной ценности;
5.Развитие умений:
-предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
-принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Задачи программы:
1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
2.Выработка умений предвидеть опасные и ЧС природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
3.Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и ЧС, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Специальными целями является формирование коммуникативной, ценностно-смысловой, учебно- познавательной и информационной компетенций.
Коммуникативная компетентность- предусматривает навыки работы в группе, владение различными специальными ролями в коллективе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог.
Ценностно-смысловая компетентность-готовность осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Учебно-познавательная компетентность-готовность обучающегося к самостоятельной познавательной деятельности: целеполаганию, планированию, анализу, рефлексии, самооценке учебно-познавательной деятельности, умению отличить факты от домыслов, использованию вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационная компетентность-готовность обучающегося самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Межпредметные связи: география, химия, биология.
методы обучения:
- Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
- Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
- Лекция с элементами беседы;
- Работа с документами;
- Пересказывание текста учебника в связной монологической форме
- Объяснительно-иллюстративный (использование индивидуальных приемов понимания и запоминания учебного материала, работа с таблицами, схемами и др. наглядными средствами),
- метод самостоятельной работы и работы под руководством
- метод проблемного обучения,
- исследовательский метод,
- метод стимулирования интереса к учению,
- метод контроля и самоконтроля (самопроверка, взаимопроверка)
Используемые технологии: ЛОО, Здоровьесберегающая, ИКТ;
Виды контроля: фронтальный опрос, текущий, индивидуальный опрос, самостоятельная работа, словарная работа, тестирование, тематический, зачет, практическая работа.
Весь процесс работы по программе организую через классно-урочную и индивидуально- групповые формы занятий.
Содержание курса включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой медицинской помощи.
Структура программы. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 классов общеобразовательных учреждений включает в себя два модуля и четыре раздела.
Модуль1: Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел1 Основы комплексной безопасности
Раздел 2 Защита населения РФ от ЧС
Модуль 2 Основы медицинских знаний и ЗОЖ
Раздел 3 Основы ЗОЖ
Раздел 4 Основы медицинских знаний и оказание МПМ
Материал 5 класса представлен следующими разделами и темами:
№ раздела и темы | Наименование раздела и темы | Количество часов Раздел Тема | |
I | Основы комплексной безопасности | 22 | |
1 | Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 | |
2 | Опасные ситуации техногенного характера | 6 | |
3 | Опасные ситуации природного характера | 2 | |
4 | Опасные ситуации социального характера | 3 | |
5 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 6 | |
III | Основы здорового образа жизни | 5 | |
5 | Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни. | 3 | |
6 | Факторы, разрушающие здоровье. | 2 | |
IV | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 7 | |
7 | Первая медицинская помощь и правила её оказания | 7 | |
Всего часов | 34 |
Календарно-тематическое планирование по ОБЖ (5класс)
№ урока | Тема урока | Краткое содержание по теме. | Характеристика видов деятельности учащихся | дата проведения урока |
1 | Город как среда обитания. | Что такое город, и какими они бывают. Мегаполис. Опасные ситуации в городе. | Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации. Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии. Заполняют дневник безопасности. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту. | |
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | Сходство и различие между городскими квартирами и деревенскими домами. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Правила пользования электроприборами. | ||
3 | Особенности природных условий в городе. | Особенности природных условий в городе. Необходимость лесопарков. Значение слов «экологическая обстановка». | ||
4 | Взаимоотношение людей, проживающих в городе, и безопасность. | Города и социальная среда. Ваши взаимоотношения с окружающими людьми. | ||
5 | Особенности безопасности жизнедеятельности человека. | Опасные ситуации природного, техногенного и социального характера. Что такое ЧС и безопасность жизнедеятельности. Службы спасения и их вызов. Что необходимо для безопасного поведения. | ||
6 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. | Дорога и что мы понимаем под этим словом. Регулировка дорожного движения, дорожные знаки. Регулировщик и его роль. | Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах. Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре. | |
7 | Пешеход. Безопасность пешехода. | Общие обязанности пешехода. Меры безопасности которые необходимо соблюдать при движении пешехода по дороге. | ||
8 | Пассажир. Безопасность пассажира. | Пассажир и его обязанности и правила поведения во всех видах общественного транспорта. Возможные опасные ситуации в транспорте. | ||
9 | Водитель. | Кто такой водитель? Что является транспортным средством. Безопасность велосипедиста, его права и обязанности. | ||
10 | Пожарная безопасность. | Пожар и его последствия. Правила пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре. Пожар в кабине лифта. | ||
11 | Безопасность поведения в бытовых ситуациях. | Быт – что это такое? Безопасное обращение с электричеством, с бытовым газом, при пользовании в доме водой. Безопасность и компьютер. | ||
12 | Погодные условия и безопасность человека | Погодные явления и безопасность человека. Гроза, гололёд, снежные заносы, метель и пурга. | Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия. Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололёд). Различают состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила поведения на водоёмах. Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. | |
13 | Безопасность на водоёмах. | Правила поведения на открытых водоёмах в летнее время. Безопасность на замёрзших водоёмах. | ||
14 | Чрезвычайные ситуации природного характера. | Стихийные бедствия: землетрясение, наводнение, ураганы, бури, смерчи, оползни, сели, обвалы. | Различают ЧС по причинам их возникновения. Анализируют правила своего возможного поведения той или иной чрезвычайной ситуации | |
15 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | Радиационно - опасные объекты. Пожароопасные объекты. Химически опасные объекты | ||
16 | Антиобщественное поведение и его опасность | Антиобщественные явления. Криминогенные ситуации: вор, грабитель, мошенник, хулиган, насильник. Общие правила личной безопасности. | Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице. Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных ситуациях. | |
17 | Обеспечение личной безопасности дома. | Соблюдение правил безопасности дома. Правила поведения в опасных ситуациях, которые могут произойти дома. | ||
18 | Обеспечение личной безопасности на улице. | Рекомендации по безопасному поведению на улице, в общественных местах где проводятся массовые мероприятия, в толпе. | ||
19 | Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. | Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения. Характеризуют основные виды террористической деятельности. Формируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности. Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности. Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение. | ||
20 | Виды экстремистской и террористической деятельности. | |||
21 | Виды террористических актов и их последствия. | |||
22 | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности. | |||
23 | О здоровом образе жизни. | Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания. | ||
24 | Двигательная активность и закаливание организма- необходимые условия укрепления здоровья. | Движение – это здоровье. Основные двигательные качества. Закаливание и его необходимость. | ||
25 | Рациональное питание. Гигиена питания. | Углеводы. Белки. Жиры. Витамины. Вода - источник жизни. | ||
26 | Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. | Курение табака (никотинизм). Алкоголь. Наркомания и токсикомания. | Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности. Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя. | |
27 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. | ЗОЖ как основной способ профилактики вредных привычек. | ||
28 29 | ПМП при различных видах травм | Последовательность оказания первой помощи. Вызов скорой медицинской помощи. Комплектация аптечки. | Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом. | |
30 31 32 | Оказание ПМП при ушибах, ссадинах | Причины ушибов и ПМП при ушибах мягких тканей. Попадание инфекции в ссадины. (практические занятия). | ||
33 34 35 | ПМП при отравлениях ПМП при отравлении никотином, угарным газом. (практические занятия). Практическое занятие. | |||
Система оценивания по ОБЖ
Устный ответ.
Оценка “5” ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка “4” ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками . Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка “3” ставится, если ученик:
1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка “2” ставится, если ученик:
1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. не делает выводов и обобщений.
3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка “5” ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2) или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Методическое обеспечение:
1. И.К. Торопов. «Основы безопасности жизнедеятельности».- М.: Просвещение,1996.
2. «Основы безопасности жизнедеятельности» / А. Т. Смирнов, М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов и др. – М.:ООО «Издательство Астрель»: 2011;
3. « ОБЖ» В.Н.Мошкин, АО «Полиграфист» пособие для 5-11кл.
4. «Основы безопасности жизнедеятельности». поурочные планы/авт.-сост.Г Н. Шевченко.-Волгоград: Учитель,2007.
5. Интернет- ресурсы
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.
Кабинет ОБЖ с количеством ученических мест – 14
Доска под мел -1
Средства индивидуальной защиты- 50
ОЗК – 1
Конституция РФ-1
Учебное пособие по основам медицинских знаний -1
Набор плакатов по ПМП, ЧС природного и техногенного характера, ГО, строевой подготовке, стрелковой подготовке.
Лист внесения изменений 5 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...