рабочие программы по обж
методическая разработка по обж (6 класс) на тему
Предлагаю рабочие программы по обж 2014 года по программе А.Т. Смирнова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_obzh_5_klassbazovyy.doc | 184 КБ |
rabochaya_obzh_6_klassbazovyy.doc | 188 КБ |
rabochaya_obzh_8_klassbazovyy.doc | 181.5 КБ |
rabochaya_obzh_9_klassbazovyy.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 137
Утверждаю Директор МБОУ средней общеобразовательной школы № 137 __________ Н.В.Михайлова «____»___________ 2014 г. | Согласовано Зам. директора по УВР МБОУ средней общеобразовательной школы № 137 __________ С.А.Бундина «____»__________ 2014 г. | Рассмотрено на ШМО учителей МБОУ средней общеобразовательной школы № 137 (протокол № ___) «____»___________ 2014 г. _________________________ _________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу)«Основы безопасности жизнедеятельности»
5 класс
Разработчик:
Учитель ОБЖ
(предмет)
Землянуха Евгения Евгеньевна
(Ф.И.О.)
2014 год
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
по ОБЖ 5 класс
Нормативно-правовая база
Рабочая программа по ОБЖ для 5 класса составлена на основе:
- Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст32) ( в редакции Федерального закона от 17.07.2009№148-ФЗ);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004; Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. N 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
- – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- – «Об охране окружающей природной среды»;
- – «О пожарной безопасности»;
- – «О гражданской обороне»;
- – «О безопасности дорожного движения» и др.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных учреждений (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы») / под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011г. и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Примерные программы основного общего образования. ОБЖ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09020551-разработанной на Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
(Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана).
- Учебного плана МБОУ СОШ № 137 на 2014-2015 учебный год.
- Программа курса ОБЖ для 5-11 классов ОУ. Сост. Смирнов А.Т. - М.: Просвещение. 2011;
Программе соответствует учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. М. Просвещение. 2011г.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в учебном году отводится 1 час в неделю, итого 35 учебных часа для преподавания в классе базового профиля.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цели:
Формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, доступных обобщений мировоззренческого характера, развитие умений действовать в ЧС, соблюдать правила ТБ, оснвы здорового образа жизни.
Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения практических занятий, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
Задачи:
- Формирование знаний основ науки
- Развитие умений наблюдать и объяснять явления
- Соблюдать правила техники безопасности
- Развивать интерес к предмету как возможной области будущей практической деятельности
- Развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности
- Патриотическое воспитание.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на: - создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы;
- развитие индивидуальности каждого ребенка.
Содержание программы курса 5 КЛАСС
Модуль 1 Основы комплексной безопасности
1.Человек, среда его обитания, безопасность человека
Роль городов в развитии человеческого общества. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике.
Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.
Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения. Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе.
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения опасных и чрезвычайных ситуаций.
3. Опасные ситуации техногенного характера
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.
Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения. Пешеход – участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Общие обязанности водителя.
Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту.
3. Опасные ситуации природного характера
Опасные природные явления и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.
Водоемы в черте города. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.
4. Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации. Некоторые общие правила безопасного поведения дома. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.
Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе. Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе.
Взрывное устройство на улице.
- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно-опасных объектах, аварии на пожаро-взрывоопасных объектах, аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера.
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций. Организация эвакуации населения.
Р 3 Основы здорового образа жизни
- Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Основные составляющие здорового образа жизни. Режим труда и отдыха. Режим дня. Двигательная активность и систематические занятия физической культурой. Основные понятия о рациональном питании.
7. Факторы, разрушающие здоровье
Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье. Табачный дым и его составляющие. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения.
Модуль 2 Р 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
8 Первая медицинская помощь и правила ее оказания
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи. Ситуации, при которых следует немедленно вызвать «скорую помощь», правила ее вызова. Содержание аптечки.
Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.
Отравления. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.
Учебно-тематический план ОБЖ 5 класс
Для обеспечения наиболее эффективной организации учебного процесса с учетом специфики содержания курса ОБЖ была сохранена модульная структура построения содержания программы, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5 классе с учетом перспектив его развития.
Учебные модули | Разделы |
М - I. Основы безопасности личности, общества и государства | Р - I. Основы комплексной безопасности Р - II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций |
М - II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | P - III. Основы здорового образа жизни P - IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи |
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 5 класса должен знать/понимать
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
уметь
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде;
- оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой);
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
- использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
- обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Критерии оценивания
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Оценка тестов.
В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.
Оценка “4” может быть поставлена за - 75% - 90%правильных ответов.
Оценка “5” учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов, при условии правильного решения заданий части «С».
Учебно-методический комплекс:
Программы:
- Примерная программа основного общего образования по ОБЖ
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – Москва: «Просвещение», 2010.
Литература для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 171 с.: ил.
- Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.
- Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
- Конституция РФ.
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
- Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.
- ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
- ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
- Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / ав.-сост. Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.: ил. – (Академический школьный учебник).
- Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.
- Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
- Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).
- Профилактика вредных привычек. 5-11 классы /Н.И Еременко. – Изд. 2-е, доп. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: поуроч. разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.
- Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Компьютерные презентации.
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных Интернет — ресурсов:
http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности)
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям
http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)
http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)
vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.
www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, обж
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 137
Утверждаю Директор МБОУ средней общеобразовательной школы № 137 __________ Н.В.Михайлова «____»___________ 2014 г. | Согласовано Зам. директора по УВР МБОУ средней общеобразовательной школы № 137 __________ С.А.Бундина «____»__________ 2014 г. | Рассмотрено на ШМО учителей МБОУ средней общеобразовательной школы № 137 (протокол № ___) «____»___________ 2014 г. _________________________ _________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу)«Основы безопасности жизнедеятельности»
6 класс
Разработчик:
Учитель ОБЖ
(предмет)
Землянуха Евгения Евгеньевна
(Ф.И.О.)
2014 год
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
по ОБЖ 6 класс
Нормативно-правовая база
Рабочая программа по ОБЖ для 6 класса составлена на основе:
- Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст32) ( в редакции Федерального закона от 17.07.2009№148-ФЗ);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004; Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. N 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
- – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- – «Об охране окружающей природной среды»;
- – «О пожарной безопасности»;
- – «О гражданской обороне»;
- – «О безопасности дорожного движения» и др.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных учреждений (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы») / под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011г. и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Примерные программы основного общего образования. ОБЖ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09020551-разработанной на Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
(Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана).
- Учебного плана МБОУ СОШ № 137 на 2014-2015 учебный год.
- Программа курса ОБЖ для 5-11 классов ОУ. Сост. Смирнов А.Т. - М.: Просвещение. 2011;
Программе соответствует учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. М. Просвещение. 2011г.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в учебном году отводится 1 час в неделю, итого 35 учебных часа для преподавания в классе базового профиля.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цели:
Формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, доступных обобщений мировоззренческого характера, развитие умений действовать в ЧС, соблюдать правила ТБ, осноы здорового образа жизни.
Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения практических занятий, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
Задачи:
- Формирование знаний основ науки
- Развитие умений наблюдать и объяснять явления
- Соблюдать правила техники безопасности
- Развивать интерес к предмету как возможной области будущей практической деятельности
- Развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности
- Патриотическое воспитание.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на: - создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы;
- развитие индивидуальности каждого ребенка.
Содержание программы курса 6 КЛАСС
Модуль 1 Основы безопасности личности, общества и государства
р 1 Основы комплексной безопасности 1. Подготовка к активному отдыху на природе
- Природа и человек. Общение с живой природой - естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.
- Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта.
- Определение своего места нахождения и направления движения на местности.
- Подготовка к выходу на природу. Порядок движения помаршруту.
- Определение места для бивака и организация биначных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление ПИЩИ на костре.
- Определение необходимого снаряжения для похода.
Тест по теме 1.
2. Активный отдых на природе и безопасность
2.1Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных препятствий. Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.
Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
Тест по теме 2.
3. Обеспечение безопасности при автономном существовании че
ловека в природной среде
Автономное пребывание человека в природе. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
Добровольная автономия. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей, подача сигналов бедствия.
Вынужденная автономия. Особенности выживания человека в чрезвычайной ситуации.
4. Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные условия и способы защиты от них.
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.
Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Р 3 Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской
помощи
- Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
- Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потёртостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях
связок.
- Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.
- Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
тест по теме 5.
6. Здоровье человека и факторы, на него влияющие
- Здоровый образ жизни и профилактика утомления.
- Компьютер и его влияние на здоровье.
- Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье
человека.
- Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
- Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.
Учебно-тематический план ОБЖ 6 класс
Для обеспечения наиболее эффективной организации учебного процесса с учетом специфики содержания курса ОБЖ была сохранена модульная структура построения содержания программы, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 6 классе с учетом перспектив его развития.
М-1 | Основы безопасности личности, общества и государства |
Р-1 | Основы комплексной безопасности |
Тема 1 | Подготовка к активному отдыху на природе |
Тема 2 | Активный отдых на природе и безопасность |
Тема 3 | Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности |
Тема 4 | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде |
Тема 5 | Опасные ситуации в природных условиях |
P-III | Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации |
Тема 7 | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта |
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
P-V | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи |
Тема 8 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях |
P- IV | Основы здорового образа жизни |
Тема 9 | Здоровье человека и факторы, на него влияющие |
Требования к уровню подготовки учащихся:В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 6 классах ученик должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- правила поведения при угрозе террористического акта;
- государственную политику противодействия наркотизму;
- основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
- применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Критерии оценивания
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Оценка тестов.
В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.
Оценка “4” может быть поставлена за - 75% - 90%правильных ответов.
Оценка “5” учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов, при условии правильного решения заданий части «С».
Учебно-методический комплекс:
Программы:
- Примерная программа основного общего образования по ОБЖ
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – Москва: «Просвещение», 2011.
Литература для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 171 с.: ил.
- Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.
- Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
- Конституция РФ.
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
- Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.
- ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
- ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
- Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / ав.-сост. Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.: ил. – (Академический школьный учебник).
- Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.
- Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
- Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).
- Профилактика вредных привычек. 5-11 классы /Н.И Еременко. – Изд. 2-е, доп. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: поуроч. разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.
- Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
- Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.
Компьютерные презентации.
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных Интернет — ресурсов:
http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности)
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям
http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)
http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)
vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.
wwrusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, обж
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 137
Утверждаю Директор МБОУ средней общеобразовательной школы № 137 __________ Н.В.Михайлова «____»___________ 2014 г. | Согласовано Зам. директора по УВР МБОУ средней общеобразовательной школы № 137 __________ С.А.Бундина «____»__________ 2014 г. | Рассмотрено на ШМО учителей МБОУ средней общеобразовательной школы № 137 (протокол № ___) «____»___________ 2014 г. _________________________ _________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу)«Основы безопасности жизнедеятельности»
8 класс
Разработчик:
Учитель ОБЖ
(предмет)
Землянуха Евгения Евгеньевна
(Ф.И.О.)
2014 год
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
по ОБЖ 8 класс
Нормативно-правовая база
Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса составлена на основе:
- Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст32) ( в редакции Федерального закона от 17.07.2009№148-ФЗ);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004; Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. N 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
- – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- – «Об охране окружающей природной среды»;
- – «О пожарной безопасности»;
- – «О гражданской обороне»;
- – «О безопасности дорожного движения» и др.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10 класса общеобразовательных учреждений (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы») / под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011г. и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Примерные программы основного общего образования. ОБЖ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09020551-разработанной на Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
(Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана).
- Учебного плана МБОУ СОШ № 137 на 2014-2015 учебный год.
- Программа курса ОБЖ для 5-11 классов ОУ. Сост. Смирнов А.Т. - М.: Просвещение. 2011;
Программе соответствует учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. М. Просвещение. 2012г.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в учебном году отводится 1 час в неделю, итого 35 учебных часа для преподавания в классе базового профиля.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цели:
Формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, доступных обобщений мировоззренческого характера, развитие умений действовать в ЧС, соблюдать правила ТБ, основы здорового образа жизни.
Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения практических занятий, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
Задачи:
- Формирование знаний основ науки
- Развитие умений наблюдать и объяснять явления
- Соблюдать правила техники безопасности
- Развивать интерес к предмету как возможной области будущей практической деятельности
- Развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности
- Патриотическое воспитание.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на: - создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению программы;
- развитие индивидуальности каждого ребенка.
Содержание программы курса 8 КЛАСС
Модуль 1 Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
- Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
- Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
- Безопасность на водоемах
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
- Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Раздел II. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ
- Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
- Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
- Основы здорового образа жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
- Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Учебно-тематический план ОБЖ 8 класс
Для обеспечения наиболее эффективной организации учебного процесса с учетом специфики содержания курса ОБЖ была сохранена модульная структура построения содержания программы, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 7 классе с учетом перспектив его развития.
№ раздела и темы | Наименование темы. | |
I. | Модуль 1 Основы комплексной безопасности личности, общества, государства | |
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни | ||
1 | Пожарная безопасность | |
2 | Безопасность на дорогах | |
3 | Безопасность на водоемах | |
4 | Экология и безопасность | |
II | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения | |
5 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. | |
6 | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. | |
III | Модуль 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | |
7 | Основы здорового образа жизни. | |
8 | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. |
Требования к уровню подготовки учащихся:В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классах ученик должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- правила поведения при угрозе террористического акта;
- государственную политику противодействия наркотизму;
- основные меры по профилактике наркомании.
Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
- применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- активного отдыха в природных условиях;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Критерии оценивания
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Учебно-методический комплекс:
Программы:
- Примерная программа основного общего образования по ОБЖ
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы для учителей общеобразовательных учреждений. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. – Москва: «Просвещение», 2011.
Литература для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 171 с.: ил.
- Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия: учеб. пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; под ред. Г.А. Короткина. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
- Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Евлахов В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. – М.: Дрофа, 2009.
- Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек. 5-11 классы / Н.И. Еременко. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
- Конституция РФ.
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2010.
- Методические материалы и документы по курсу Основы безопасности жизнедеятельности»: Книга для учителя/ сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин – М.: Просвещение, 2004.
- ОБЖ: Основы безопасности жизни: учебно-методический журнал
- ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности: учебно-методический журнал
- Основы безопасности в городе для детей и родителей/ В.В. Петров. – Минск: Харвест, 2007.
- Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / ав.-сост. Л.А. Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюбов; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.: ил. – (Академический школьный учебник).
- Основы безопасности жизнедеятельности: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов. А.Т. Смирнов и др.; Под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2004.
- Памятка по безопасности жизнедеятельности для учащихся средней школы /Р.И.Айзман, Н.П.Абаскалова, Н.Ф.Лысова, М.В. Иашвили. – Сибирское университетское издательство, 2006.
- Попова Л.П. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 5 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с. – (В помощь школьному учителю).
- Профилактика вредных привычек. 5-11 классы /Н.И Еременко. – Изд. 2-е, доп. – М: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.
- Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 кл.: поуроч. разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.
- Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках ОБЖ. 5-9 кл.: Методическое пособие для учителя. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (последнее издание).
- Формирование здорового образа жизни. 5-11 классы: классные часы / авт.-сост. Т.И. Магомедова, Л.Н. Канищева. – Волгоград: Учитель, 2007.
Компьютерные презентации.
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных Интернет — ресурсов:
http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности)
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям
http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)
http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)
vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.
wwrusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, обж
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 137
Утверждаю Директор МБОУ средней общеобразовательной школы № 137 __________ Н.В.Михайлова «____»___________ 2014 г. | Согласовано Зам. директора по УВР МБОУ средней общеобразовательной школы № 137 __________ С.А.Бундина «____»__________ 2014 г. | Рассмотрено на ШМО учителей МБОУ средней общеобразовательной школы № 137 (протокол № ___) «____»___________ 2014 г. _________________________ _________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу)«Основы безопасности жизнедеятельности»
9 класс
Разработчик:
Учитель ОБЖ
(предмет)
Землянуха Евгения Евгеньевна
(Ф.И.О.)
2014 год
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
по ОБЖ 9 класс
Нормативно-правовая база
Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса составлена на основе:
- Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ст.7, ст32) ( в редакции Федерального закона от 17.07.2009№148-ФЗ);
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004; Федерального базисного учебного плана для среднего (полного) общего образования, утвержденного Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. N 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897;
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
- – «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
- – «Об охране окружающей природной среды»;
- – «О пожарной безопасности»;
- – «О гражданской обороне»;
- – «О безопасности дорожного движения» и др.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса общеобразовательных учреждений (авторы программы - А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1-11 классы») / под общ. ред. А. Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011г. и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Примерные программы основного общего образования. ОБЖ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09020551-разработанной на Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
(Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана).
- Учебного плана МБОУ СОШ № 137 на 2014-2015 учебный год.
- Программа курса ОБЖ для 5-11 классов ОУ. Сост. Смирнов А.Т. - М.: Просвещение. 2011;
Программе соответствует учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников Основы безопасности жизнедеятельности. М. Просвещение. 2012г.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение химии в учебном году отводится 1 час в неделю, итого 35 учебных часа для преподавания в классе базового профиля.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Цели:
Формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, доступных обобщений мировоззренческого характера, развитие умений действовать в ЧС, соблюдать правила ТБ, осноы здорового образа жизни.
Развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения практических занятий, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими современными потребностями;
Задачи:
- Формирование знаний основ науки
- Развитие умений наблюдать и объяснять явления
- Соблюдать правила техники безопасности
- Развивать интерес к предмету как возможной области будущей практической деятельности
- Развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности
- Патриотическое воспитание, подготовка к службе в армии.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса в школе используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, лекционные, семинарские занятия, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
-исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Содержание программы курса 9 КЛАСС
Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 9 классов
представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум
содержания, определенный для курса в 9 классах с учетом перспектив его развития.
Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем
может варьироваться.
Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства
• Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности
жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства.
• Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности
жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях.
Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности .
Раздел II (Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных
ситуаций .
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
• Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у
них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления
здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Раздел III (Р-III). Основы здорового образа жизни.
Раздел IV (Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской
помощи.
Для реализации программы на ее изучение предусмотрено по 1 ч учебного времени
в неделю в 9 классах .
Учебно-тематический план ОБЖ 9 класс
№ модуля, раздела, темы[1] | наименование модулей, разделов, тем |
М-I | Основы безопасности личности, общества и государства |
Р-I | Основы комплексной безопасности |
Тема 1 | Национальная безопасность России в современном мире |
Тема 2 | Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России |
Тема 3 | Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России |
Тема 4 | Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта |
Р-II | Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций |
Тема 5 | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
Тема 6 | Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
Тема 7 | Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации |
М-II | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни |
Р-III | Основы здорового образа жизни |
Тема 8 | Основы здорового образа жизни |
Тема 9 | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье |
Тема 10 | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья |
Р-IV | Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи |
Тема 11 | Оказание первой медицинской помощи |
Требования к уровню подготовки учащихся:
- В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5—9 классах ученик должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних
- и внутренних угроз;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
- правила поведения при угрозе террористического акта;
- государственную политику противодействия наркотизму;
- основные меры по профилактике наркомании.
- Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную
- безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
- Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЖ
знание основных понятий курса «Основы безопасности жизнедеятельности», понимание причинно-следственных связей опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; содержания и социальных норм, регулирующих поведение обучающихся в общественных местах; наиболее опасных для жизни и здоровья факторов окружающей среды, характерных для места проживания экзаменуемого;
- умение раскрыть на примерах теоретические положения курса; логически стройно в соответствии с вопросом описать последовательность действий в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Критерии оценивания
При оценивании ответа на теоретические вопросы предлагается учитывать следующие критерии:
отметка «5» (отлично): учащийся полно и правильно изложил вопрос, привел примеры, раскрывающие те или иные положения, аргументы, их подтверждающие, сделал вывод;
отметка «4» (хорошо): учащийся правильно изложил вопрос, но недостаточно полно раскрыл суть вопроса или допустил незначительные неточности. На заданные дополнительные вопросы ответил правильно;
отметка «3» (удовлетворительно): учащийся смог частично раскрыть вопрос, привести некоторые примеры, иллюстрирующие те или иные положения. На заданные дополнительные вопросы ответить не смог;
отметка «2» (неудовлетворительно): не раскрыл вопрос, на заданные вопросы не смог дать удовлетворительный ответ.
При ответе практический вопрос должен показать не только овладение содержанием курса, но и свою предметную компетентность, т.е. способность, приобретенную в ходе изучения курса основ безопасности жизнедеятельности, к действиям в конкретной чрезвычайной ситуации.
При оценивании ответа важно учитывать также личный опыт , его находчивость к действиям в чрезвычайной ситуации, знание и соблюдение правовых и моральных норм поведения, его ценностные ориентации и установки.
При определении качества ответа на задачи предлагается учитывать следующие критерии:
отметка «5»: обучающийся выполнил задание и обосновал свои действия, грамотно применив соответствующие умения и теоретические знания в конкретной чрезвычайной ситуации;
отметка «4»: обучающийся выполнил задание, но допустил незначительные ошибки или некоторые неточности при объяснении или обосновании своих действий;
отметка «3»: обучающийся в основном справился с заданием, но не смог
объяснить или обосновать свои действия;
отметка «2»: обучающийся не смог выполнить задание даже при помощи экзаменатора.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка тестов.
В качестве нижней границы успешности выполнения основного теста, соответствующего оценке “3” можно принять уровень - 60% -74% правильных ответов из общего количества вопросов.
Оценка “4” может быть поставлена за - 75% - 90%правильных ответов.
Оценка “5” учащийся должен успешно выполнить тест, более 90%правильных ответов, при условии правильного решения заданий части «С».
Учебно-методический комплекс:
- Учебник:
- Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. М. Просвещение. 2012
- Дополнительная литература:
- Обязательный минимум содержания образования по ОБЖ для среднего (полного) общего образования. (Сборник нормативных документов. Москва, «Дрофа», 2007 год).
- Требований к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ. (Программы среднего (полного) общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности» допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. М., «Просвещение», 2008 год. А.Т.Смирнов, В.В.Сапронов, Б.И.Мишин.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы». Москва, 2010 год.
- Военная доктрина Российской Федерации Вестник военной информации. - 2000.- № 5.
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. 2000. — № 2.
- Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин. - М.: Просвещение, 2010г.
- Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: Военное издательство, 1994.
- ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.
- Основы подготовки к военной службе: Метод, материалы и документы: Кн. для учителя / Сост. В. А. Васнев, С. А. Чинённый. - М.: Просвещение, 2010г.
- Компьютерные презентации.
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных Интернет — ресурсов:
http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях).
http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности)
http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное существование в природе – детям
http://www.moskids.ru/ru/training_games/pdd/ Портал для малышей города Москвы (правила дорожного движения)
http://www.moskids.ru/ru/training_games/your_safety/?id18=20741&i18=2 Портал для малышей города Москвы (твоя безопасность)
vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности. Каталог веб-ресурсов по обеспечению безопасности.
www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, обж
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...