Военно-патриотичекая программа "Отвага"
учебно-методическое пособие по обж (9 класс) на тему

Филиппова Наталья Владимировна

       Программа военно – патриотического воспитания является программой дополнительного образования мальчиков и юношей в системе образования.

Программа военно-патриотического (ВПК) кружка «Отвага» разработана на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-1015 годы», на основе авторских программ «ОБЖ» соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, в соответствии с требованиями законов и документов «Об образовании», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе». Программа способствует завершению формирования у учащихся необходимых знаний, умений навыков, патриотического воспитания и ответственного отношения к своему здоровью и к результатам своей деятельности.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан, воспитание у них готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.

Важнейшие признаки реального проявления патриотизма личности как нельзя лучше проявляются в деятельности детских организаций и объединений. Они помогают детям осмыслить свои роль и место в жизни общества - в плане проявления активности, небезразличного отношения к окружающему, личной ответственности за результаты своего труда. Всё это позволяет воспитывать и развивать у подростков лучшие качества, способствует формированию социально-нравственных ценностей.

Программа определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vpk_otvaga.docx767.83 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

«Мы - будущее твое, Россия!»

       Программа военно – патриотического воспитания является программой дополнительного образования мальчиков и юношей в системе образования.

Программа военно-патриотического (ВПК) кружка «Отвага» разработана на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.», в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-1015 годы», на основе авторских программ «ОБЖ» соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта, в соответствии с требованиями законов и документов «Об образовании», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе». Программа способствует завершению формирования у учащихся необходимых знаний, умений навыков, патриотического воспитания и ответственного отношения к своему здоровью и к результатам своей деятельности.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан, воспитание у них готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества.

Важнейшие признаки реального проявления патриотизма личности как нельзя лучше проявляются в деятельности детских организаций и объединений. Они помогают детям осмыслить свои роль и место в жизни общества - в плане проявления активности, небезразличного отношения к окружающему, личной ответственности за результаты своего труда. Всё это позволяет воспитывать и развивать у подростков лучшие качества, способствует формированию социально-нравственных ценностей.

Программа определяет содержание, основные пути развития патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма.

Актуальность

В последнее время существует большая проблема в воспитании граждан патриотизма, любви к Родине, отсутствие всяческих  идеологий, утрата ценностей прошлого, искажение событий, последние события в «горячих точках» РФ ставят перед ОУ и дополнительным образованием определенные цели и задачи. Занятия поисковой и археологической работой, изучение истории родного края во время ВОВ и более ранний период, проблема физического и морального здоровья юношей ставится на первое место настоящее время, низкое физическое развитие допризывников.

Возрождение патриотизма — шаг к возрождению России. Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важнейших элементов общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем, составляет духовно-нравственную основу их жизнедеятельности и эффективного функционирования.

Новизна

Сочетание программного материала (исторического, природоведческого, военного) с краеведческим формирует у обучающихся общечеловеческие ценности, представления о целостности мира, природы, общества и человека в них. Способствует развитию основы правильных мировоззренческих взглядов, становлению их активными участниками творческого обновления и преобразования своей Родины. Интеграция исторических, военных  и социальных знаний, формируют целостный взгляд на общество, место человека в нём, причем происходит это во взаимосвязи с изучением истории своей  Родины. Все  это предполагает  расширение  мировоззренческого  кругозора,  развитие  способностей  учеников.

Педагогическая целесообразность

Программа рассчитана на детей (мальчиков и девочек) в возрасте 13-17 лет (7-11 классы), она учитывает возрастные особенности подростков и юношества. В этом возрасте преобладает коммуникативная деятельность. Также учитываются мотивации лицеистов, их стремление к самостоятельности; происходит компенсация юношеского максимализма и идеализма. Этот период считается одним из важнейших этапов в формировании личности.

Продолжительность образовательного процесса по программе - 2 года. Количество занятий - 1 час в неделю, продолжительность занятий – 2 часа. Занятия по программе (согласно закону РФ «Об образовании», типового положения об ОУ) организуются и проводятся: со всем составом учащихся, в группах с переменным составом (по подгруппам), индивидуально.

Организация и проведение образовательного процесса предполагает использование целого комплекса соответствующих форм обучения и воспитания:

  • теоретические, практические и учебно-тренировочные занятия (занятия-беседы, зачеты, контрольные упражнения),
  • комплексные, комбинированные формы (оборонно-спортивные лагеря, учебно-полевые сборы, семинары, соревнования, конкурсы и военно-спортивные игры).

Если теоретические и практические занятия являются более традиционными и позволяют решать задачи, связанные с формированием патриотических настроений и взглядов подростков, то комбинированные формы обучения более перспективны в работе ВПК, так как применение их обеспечивает взаимодействие с другими молодежными организациями и предоставляет возможность распространять идеи военно-патриотического воспитания.

Для воспитательного процесса характерно наличие определенных традиций:

  • Уроки мужества и встречи с интересными людьми
  • Лицейский месячник оборонно-массовой работы
  • Строевые смотры и конкурсы
  • Дни воинской славы России
  • Военно-спортивные игры и военно-полевые сборы.

ВПК «Отвага» даёт возможность:

  • реализовать и утвердить себя
  • овладеть приёмами рукопашного боя
  • пройти огневую и строевую подготовку
  • пережить чувство успеха
  • пройти уроки мужества

Принципы ВПК «Отвага»:

  • патриотизм
  • решительность
  • инициатива
  • воля
  • ответственность
  • активность, творчество

Цель и задачи программы

Стратегическая цель - воспитание гражданина и патриота своей Родины, готового и способного отстаивать ее интересы.

Цели программы:

  • Дидактическая: овладение основными техниками в военно-патриотической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической направленности подготовки будущего защитника Отечества;
  • Воспитательная: воспитание у обучающихся патриотических ценностей и норм современного гражданского общества, отвечающим социальному заказу общества и личностным ожиданиям обучающихся и их родителей;
  • Развивающая: формирование учебных, социально-личностных и коммуникативных компетентностей подростков через сотрудничество и организаторскую деятельность, путем включения в общешкольные, муниципальные, региональные проекты гражданско-патриотической направленности.

Задачи:

  • Создание воспитательно-образовательной среды, формирующей морально-волевые и психологические качества личности будущего защитника Отечества, позитивного отношения к военной службе.
  • Формирование у воспитанников активной гражданской позиции, психологической готовности к взрослой жизни.
  • Формирование здорового образа жизни и физическое совершенствование молодых людей.
  • Создание благоприятных условий для нравственного развития и формирование духовных ценностей.

Отличительные особенности.

  • Составленная программа опирается на различные темы и аспекты образовательной деятельности. В структуру программы входят образовательные блоки: теория, практика, проект. Подобранные темы помогут решать различные вопросы  обучения и воспитания учащихся. Помогут учащимся преодолевать различные трудности в дальнейшей жизни, воспитывать патриотов своей страны, будущих защитников Отчизны, помогут поднять престиж воинской службы. Содержание курса объединено  в  разделы.
  •    Раздел ОФП поможет решать задачи по оздоровлению учащихся, воспитанию товарищеской взаимопомощи и взаимовыручки.
  •   Раздел ОВС решает задачи подготовки к службе в ВС, дает понятие о вооружении ВС РФ, Строевом Уставе ВС, воинской дисциплине.
  •   Раздел выживание в природных условиях дает понятия о различных способах передвижения туристических групп  в  сложных природных условиях, может быть пригодным для спасения  пострадавших при различных природных явлениях.
  •    Знания военной истории позволяет поддерживать традиции ВС РФ, чтить и помнить славные победы русского оружия и т.д.
  •   Раздел ОМЗ знакомит с лекарственными растениями нашей области, эффективность их применения при различных видах травм и болезнях, поможет приблизить к нетрадиционным формам лечения болезней и оказания первой мед. помощи.

         Методы работы

При работе по программе могут быть использованы следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • исследовательский метод;
  • метод наглядности;
  • метод коллективной работы;
  • метод индивидуальной работы;
  • метод практической отработки.

Формы проведения занятий.

  • лекция;
  • беседа;
  • соревнование;
  • спортивные игры;
  • экскурсия;
  • викторина;
  • просмотр видео-, медиа изображений;
  • работа на ПК;

Ожидаемые результаты реализации программы

При определении эффективности данной программы учитываются как количественные, так и качественные показатели, характеризующие степень воздействия проводимых мероприятий на сознание лицеистов. При этом отслеживается, собственно, конечный результат воспитания, который может быть выражен в изменении статуса молодого человека в подростковом коллективе; в появлении желания бескорыстно помогать людям и заниматься общественной работой; в повышении интереса к военной службе, общественно-политической обстановке в стране, к гуманитарным наукам и вообще новым знаниям.

Содержание программы

Комплексные занятия.

Общая физическая подготовка; выполнение силовых упражнений на гимнастических снарядах - подтягивание, подъем переворотом, поднимание ног к перекладине, сгибание и разгибание рук упоре на брусьях; в прыжках - прыжок через козла в длину; на силовых тренажерах; с тяжестями; в лазанье. Тренировка в беге на 100 м и 1 км.

Проверка по упражнениям физической подготовки: марш-бросок на 5 км или лыжный марш на 5 км; метание гранат Ф-1 на дальность; приемы рукопашного боя с автоматом; передвижение на поле боя.

Общая физическая подготовка: выполнение упражнений на гимнастических снарядах, с тяжестями, тренировка в беге на короткие и средние дистанции.

 Преодоление препятствий.

Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий по элементам. Изучение техники метания гранат с места и в движении. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.

Разучивание приемов и действий при выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий. Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа. Тренировка в метании гранат на точность и дальность.

Тренировки в выполнении общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий и метании гранаты Ф-1 на дальность.

Рукопашный бой.

Технико-тактическая подготовка

  

Техника падений:

1)         Падение на спину

2)         Падение на бок (вправо и влево)

3)         Падение через партнера на спину

4)         Кувырок вперед

5)         Кувырок назад

 

Основные стойки:

1)         Правосторонняя

2)         Левосторонняя

 

Техника передвижений:

1)         Передвижения обычными шагами

2)         передвижение подшагиванием

 

Техника поворотов и подворотов:

1)         Поворот вправо и влево на 900 

2)         Поворот вправо и влево на 1800 

 

Техника захватов:

1)         Захват рукав-отворот

2)         Захват рукав-одежда на спине

3)         Захваты за запястья

 

Техника бросков:

1)    Задняя подножка

2)    Бросок через бедро

3)    Бросок через спину

 

Техника борьбы лежа

1)    Удержание поперек с захватом ноги и пояса

2)    Узел поперек

3)    Перегибание локтя захватом руки двумя ногами

 

Техника ударов

1)         Удар кулаком вперед

2)         Удар ногой вперед

 

Техника защит:

1)         Верхняя защита предплечьем

2)         Нижняя защита предплечьем

 

Тактика:

1)         Сбор информации о противнике (вес, рост, физическое развитие)

2)         Использование опережающих действий (захватов)

3)         Проведение в учебном поединке в борьбе лежа определенного вида удержания

4)         Анализ проведенного учебного поединка (свои технические действия, технические действия противника)

5)         Выбор стойки в зависимости от атакующих действий противника в учебном поединке.

Изготовки к бою без оружия. Передвижения в боевой стойке. Приемы самостраховки. Приемы нападения и защиты с автоматом (начальный комплекс приемов рукопашного боя РБ-Н). Приемы нападения и защиты без оружия и с автоматом (начальный комплекс приемов рукопашного боя РБ-Н). Защита при уколе штыком с уходом влево (вправо).

Строевая подготовка

Элементы строя, виды строя, обязанности перед построением и в строю. Индивидуальная строевая подготовка: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, отдание чести на месте и в движении. Строевая подготовка в составе отделения: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, размыкание и смыкание, отдание чести, приветствие командиру, исполнение строевой песни.

Огневая подготовка

Основные виды огнестрельного оружия, боеприпасов, специальных средств и средств бронезащиты, находящихся на вооружении в Российской армии. Назначение и общее устройство автомата и пулемёта Калашникова. Основные тактико-технические характеристики оружия. Неполная разборка и сборка автомата АК-74. Чистка и смазка автомата. Постановка на хранение.
Боевые свойства и устройство пневматического оружия. Изготовка к стрельбе и стрельба из положения стоя, лежа и с колена из пневматического оружия. Ручные осколочные гранаты: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия, приемы и правила метания.

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Изготовка к стрельбе, заряжание, доклады о готовности. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения. Практическая стрельба из пневматической винтовки с корректировкой стрельбы. 

Выживание в природных условиях

Ориентирование на местности с помощью местных предметов, компаса и карты. Способы добывание огня и разведение костра, виды костров, меры безопасности. Строительство временных укрытий от непогоды. Добывание пищи в лесу: сбор растительной пищи, ловля рыбы и мелких животных, поиск и подготовка воды для питья. Организация туристических походов: подготовка к походу, порядок движения, устройство бивуака.

Уставы Вооруженных сил РФ

Общевоинские уставы: содержание Строевого устава, Устава внутренней службы. Устава гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарный устав. Боевой устав, действия солдат и подразделений в бою.

Военная история 

История создания вооруженных сил. Оружие победы ВОВ (вооружение и техника). Воинские звания до 1939г, 1943-1972 г. Годовщины побед и сражений ВОВ. История создания спецслужб и развед.отрядов в РФ. Боевые традиции ВС РФ. Дни воинской славы. Награды СССР и новой России. Города-герои. Великие полководцы. Рода и виды вооруженных сил РФ. Знаки различия.

Защита от оружия массового поражения

Основные виды оружия массового поражения. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, кожи, глаз. Назначение и устройство, принцип действия и применение, подгонка и подготовка к работе противогазов ГП-5, ГП-5М. Порядок выполнения норматива по одеванию противогаза ГП-5

Общевойсковой защитный комплект: назначение состав и применение. Порядок выполнения норматива по одеванию ОЗК.

Основы медицинских знаний

Средства оказания медицинской помощи. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Основы сердечно-легочной реанимации.

Первая медицинская помощь при ранениях. Первая медицинская помощь при переломах костей. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях.

Логическим продолжением программы ОБЖ во внеурочное время является подготовка учащихся военно-патриотической направленности, программа рассчитана по объёму 4 часа в неделю, факультативно.

При реализации программы основное внимание обратить на выработку у обучающихся психологической устойчивости.

Каждый раздел программы завершать проведением контрольным итоговым занятием.

  1. Цели и задачи:
  1. Воспитание патриотизма и гордости за Отечество, уважение к истории страны.
  2. Осознание учащимися своего долга по защите России.
  3. Морально-психологическая подготовка к службе в Вооруженных силах РФ.
  • воспитывать ответственность за порученное дело;
  • стойко переносить трудности и лишения;
  • подчиняться законам и приказам;
  • быть контактным, уметь строить взаимоотношения с другими людьми.
  1. Физическая подготовка к службе:
  • выработка необходимых физических качеств, выполнение нормативов физической подготовки молодого солдата;
  • приобретение умений и навыков в преодолении препятствий природного и специального характера;
  • приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек.
  1. Интеллектуальная подготовка к службе:
  • изучение истории Вооруженных сил России;
  • получение знаний о различных видах вооружения и боевой техники;
  • знакомство с важнейшими положениями воинских уставов.
  1. Выработка специальных навыков по:
  • строевой и огневой подготовке;
  • защите от оружия массового поражения;
  • действию на поле боя;
  • рукопашному бою.

2. Предметы военно-прикладного направления:

  • уроки ОБЖ;
  • строевая подготовка;
  • огневая подготовка;
  • основы военной службы;
  • экстремальная подготовка;
  • рукопашный бой;
  • военная этика;
  • военная история.

Основные направления патриотического воспитания, посредством военизированных игровых форм.

  1. Спортивно-патриотическое - направлено на воспитание морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе военизированных игровых форм занятий. Формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины, исходя из посещений воинской части , военно-полевых 5- ти дневных сборов на базе воинской части №        

Учащиеся на практике познают все азы воинской службы:

  • размещение и быт военнослужащих;
  • режим дня и занятий; - строевую и физическую подготовку;
  • огневую и тактическую подготовку и т.д.
  1. Военно-патриотическое - ориентировано на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

3. Героико-патриотическое - составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

  1. Историко-краеведческое - система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости к деяниям предков и современников, и исторической ответственности за происходящее в обществе, за счёт межпредметных связей с учителем истории.

Программа включает

  • военную историю;
  • основы безопасности жизнедеятельности;
  • основы подготовки к военной службе;
  • огневую подготовку;
  • строевую подготовку;
  • общефизическую подготовку;
  • участие в различных соревнованиях;
  • взаимодействие с организациями ветеранов Великой Отечественной войны,   локальных войн, МЧС, МВД, воинской части, их участие в воспитании подростков.

Оценка эффективности программы

Для контроля качества обучения и стимуляции деятельности обучающихся проводятся зачеты, соревнования, конкурсы и сдача нормативов. Из числа наиболее подготовленных обучающихся, формируются команды для участия в районных соревнованиях военно-спортивного характера. Достаточно подготовленные курсанты в качестве инструкторов проводят подготовку команд классов для участия в лицейских соревнованиях и конкурсах.

Более отдаленные результаты реализации программы будут отслеживаться во время призыва в Вооруженные силы РФ и прохождения военной службы выпускниками.

Этапы реализации программы

I этап – подготовительный:  знакомство обучающихся с особенностями программы и ее содержанием.

II этап – основной: выработка умений и специальных навыков, предусмотренных программой.

III этап - подведение итогов:

  • подготовка и сдача нормативов, участие в показательных выступлениях;
  • оценка результативности программы по итогам участия в лицейских, районных соревнованиях.

Организация занятий, формы и методы работы

Каждое занятие состоит из следующих частей:

  1. Общее построение, на котором даются объявления, сообщения и объявляется тема занятия.
  2. Строевые тренировки по закреплению изученных строевых приемов.
  3. Изучение нового материала (теория и практика).
  4. Общефизическая подготовка.
  5. Выработка умений и навыков в составе групп, работающих по круговой системе (переход с одного рабочего места на другое).
  6. Подведение итогов, дежурство.

Требования к уровню подготовки занимающихся

В результате занятий в кружке «Отвага» обучающиеся должны:

знать/понимать:

  • предназначение Вооруженных Сил РФ. Виды и рода войск ВС, их состав и предназначение;
  • историю Вооруженных Сил РФ и дни воинской славы России;
  • содержание обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе;
  • основные виды воинской деятельности;
  • строи отделения и порядок управления ими;
  • назначение и боевые свойства автомата Калашникова;
  • основы современного общевойскового боя;
  • способы ориентирования на местности и движение по азимутам;
  • государственные и военные символы РФ;
  • правила оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

уметь:

  • правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • выполнять строевые приемы на месте и в движении;
  • выполнять воинское приветствие на месте и в движении;
  • выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова;
  • вести стрельбу из пневматического оружия;
  • ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;
  • разводить костер, сооружать временное укрытие;
  • оказывать помощь пострадавшим;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни и устойчивой психологической невосприимчивости к вредным привычкам;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
  • формирования психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву;
  • выбора военного образовательного учреждения профессионального образования и военной профессии для подготовки к трудовой деятельности.

Ожидаемые результаты деятельности по программе:

Самым важным результатом по достижении целей и задач программы ВПК «Отвага» должно стать:

  • повышение уровня психологической и физической готовности подростков к обучению, самообразованию, самореализации в дальнейшей созидательной деятельности и защите Отечества.

По итогам реализации программы предполагается,

  • что количественно пополнятся ряды воспитанников молодежных военно-патриотических объединений и организаций колледжей, СУЗов и ВУЗов.

Проведение мероприятий, предусмотренных программой позволит:

  • Оздоровить подростков;
  • Сформировать положительную мотивацию выполнения воинского долга;
  • Повысить уровень физической и военной готовности подростков к службе в рядах ВС РФ и защите Отечества;
  • Повысить уровень осознания подростками благополучия Родины как личной ценности, а также многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии.
  • Добиться высоких показателей в районных соревнованиях военно-спортивной направленности.

Требования к умениям и знаниям учащихся после завершения курса обучения

Иметь представление

Должен знать

Должен уметь

Об основных формах работы гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания и физического совершенствования учащихся

Меры безопасности пари проведении стрельб и тактической подготовки.

Оказывать первую медицинскую помощь.

Основы современного общевойскового боя.

Ориентирование на местности, азбука «Морзе», сигналы бедствия.

Преодолевать в полной экипировке полосу препятствия.

Ручные осколочные гранаты.

Приемы и правила стрельбы из стрелкового оружия.

Стрелять из пневматического оружия

Иметь представление о работе частей и механизмов автомата Калашникова.

Назначение и устройство автомата Калашникова.

Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова.

Общие обязанности солдата в бою.

Основы методики физической подготовки

Кроссовая подготовка 500- 1000 метров.

О работе приборов дозиметрического и химического контроля.

Правила поведения в зонах различного заражения

Способы применения средств индивидуальной защиты.

Участие в мероприятиях военно-спортивной направленности по району:

  1. Участие в соревновании: «Школа безопасности».
  2. Пожарно-техническая эстафета.
  3. Районная спартакиада допризывной и призывной молодёжи.
  4. Районные соревнования по военно-прикладным видам спорта.
  5. Участие в военно-спортивной игре «Зарница»;
  6. Участие в военно-спортивной игре «Орлёнок»;
  7. Посещение воинской части №   -----------
  8. Прохождение 5-ти дневных военно-полевых сборов на базе воинской части №
  9. Участие в районном туристическом слёте.
  10. Участие во Всероссийской спартакиаде «Призывники России».

  1. Тематическое планирование по строевой подготовке

Наименование темы

Кол-во

Вид занятий

п. п.

часов

1

Строи и их элементы.

1

Теоритич

2

Одиночная подготовка.

7

Практич

3

Строи отделения в пешем порядке развёрнутого строя Выполнение основных приёмов в составе подразделения на месте. 

10

Практич

4

Строи отделения в пешем порядке походного строя.

Движение. Выполнение основных приёмов в составе подразделения

10

Практич

5

Выполнение воинского приветствия. Одиночная подготовка, в составе подразделения

3

Практич

6

Контрольное итоговое занятие.

2

Практич

Итого:

33

Теоретических занятий:

1

Практических занятий:

32

  1. Строи и их элементы:
  1. Виды строев и их элементы. Глубина и ширина строя. Направляющий и замыкающий. Правый и левый фланг. Интервал и дистанция. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
  2. Колонна и шеренга. Одно-и двухшереножный строй. Развёрнутый строй и походный, ответ на воинское приветствие в составе подразделения. Зачёт.
  1. Одиночная подготовка.
  1. Внешний вид. Осмотр внешнего вида.
  2. Выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!», «Разойдись!».
  3. Повороты на месте направо, налево, кругом. Зачёт.
  1. Выполнение основных приёмов в составе подразделения на'месте.
  1. Выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!», «Разойдись!».
  2. Повороты на месте направо, налево, кругом. Зачёт.
  1. Движение. Одиночная подготовка.
  1. Элементы строевого и походного шага: подъём ноги, вынос руки, положение корпуса.
  2. Темп и скорость движения. Постановка ноги.
  3. Движение строевым и походным шагом. Переход со строевого шага на походный и обратно.
  4. Повороты в движении направо, налево, кругом. Зачёт.
  1. Выполнение воинского приветствия. Одиночная подготовка.
  1. Отдание воинской чести на месте с головным убором и без него.
  2. Отдание воинской чести в движении с головным убором и без него.
  3. Выход из строя и возвращение в строй.
  4. Подход к начальнику и отход от него. Контрольное занятие.
  1. Строи отделения в пешем порядке развёрнутого строя.
  1. Развёрнутый одно-и двухшереножный строй. Выполнение команды: «Отделение, в одну (две) шеренги - Становись!»
  2. Выполнение команды: «Вольно», «Заправиться», «Разойдись». «Отделение - ко мне».
  3. Повороты отделения в одно - и двухшереножном строю направо, налево, кругом на месте.
  4. Повороты отделения в одно - и двухшереножном строю направо, налево, кругом в движении.
  5. Размыкание и смыкание отделения на месте.
  6. Перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно.
  7. Движение отделения походным и строевым шагом развёрнутым строем. Перемена направления захождением плечом.
  1. Строи отделения в пешем порядке походного строя.
  1. Походный строй отделения в колонну по одному и в колонну по два.
  2. Перестроения отделения из развёрнутого строя в колонну и обратно.
  3. Перестроения отделения из колонны по одному в колонну по два.
  4. Движение отделения походным и строевым шагом походным строем. Перемена направления движения.
  5. Повороты отделения в походном строю направо, налево, кругом на месте.

7.6Повороты отделения в походном строю направо, налево, кругом в движении.

  1. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

8.Совершенствование строевой подготовки. Разучивание строевой песни.

9.Контрольное итоговое занятие.

2. Тематическое планирование по огневой подготовке

№ п.п.

Наименование темы

Кол-во часов

Вид занятий

1

Меры безопасности при обращении со стрелковым оружием.

1

Теоритич

2

Пневматическое оружие.

12

Теор+практ

3

Ручные осколочные гранаты

3

Теор+практ

4

Стрелковое оружие ВС РФ. Автомат Калашникова.

14

Теор+практ

5

Контрольное итоговое занятие.

2

Практич

Итого:

32

Теоретических занятий:

4

Практических занятий:

28

1.Меры безопасности при обращении со стрелковым оружием.

1.1 Назначение стрелкового оружия. Опасности при обращении стрелкового оружия. Основные правила стрельбы. Обязанности лиц при обращении со стрелковым оружием. Сохранения оружия. Ответственность должностных лиц. Зачёт.

2.Пневматическое оружие.

  1. Назначение пневматического оружия. Тактико-технические характеристики. Виды. Мишени и цели для стрельбы. Взаимодействие частей и механизмов пневматической винтовки. Обслуживание.
  2. Изготовка к стрельбе. Положение для стрельбы.
  3. Заряжение и ведение стрельбы. Закон рассеивания. Меры безопасности при проведении стрельб. Зачёт.
  4. Практическая стрельба. Зачёт. Выполнение разрядных нормативов.

3.Ручные осколочные гранаты.

  1. Назначение и боевые свойства гранат. Материальная часть ручных осколочных гранат.
  2. Приёмы и метание ручных осколочных гранат.
  1. Стрелковое оружие ВС РФ

4.1 Основные виды огнестрельного оружия, боеприпасов, специальных средств и средств бронезащиты, находящихся на вооружении в Российской армии.

4.2 Назначение и общее устройство автомата и пулемёта Калашникова. Основные тактико-технические характеристики оружия.

4.3 Неполная разборка и сборка автомата АК-74. Чистка и смазка автомата. Постановка на хранение.

3.Тематическое планирование по Основам Военной Службы

Наименование темы

Кол-во

Вид

п.п.

часов

занятий

1

Основы подготовки к военной службе. Высокое звание «Российский солдат».

1

Теоритич.

2

Воинские уставы - закон жизни и деятельности подразделений.

1

Теоритич.

3

Внутренний порядок подразделений.

2

Теоритич.

4

Военная история

5

Теоритич.

4

Контрольное итоговое занятие.

1

Теоритич.

Итого:

10

Теоретических занятий:

10

Практических занятий:

1. Основы подготовки к военной службе. Высокое звание «Российский солдат».

  1. Основные понятия и определения обороны государства. Организация обороны государства. Конституция РФ. Законы государства о защите Родины. Правовые основы прохождения военной службы.
  2. Назначение и состав ВС РФ. Принципы строительства ВС РФ. Зачёт.
  3. Боевые традиции ВС РФ. Символы воинской чести. Дни воинской славы - победные дни России.

2.Воинская обязанность.

  1. Основные понятия воинской обязанности. Правовые основы прохождения воинской службы.
  2. Прохождение военной службы по призыву, контракту. Прохождение альтернативной гражданской службы.
  3. Военная присяга и порядок привидения граждан к военной присяге.
  4. Общевоинские уставы Вооружённых Силы Российской Федерации и их значение в жизни и деятельности подразделения.
  5. Ответственность за нарушение уставных взаимоотношений.

3.Военно-патриотическое воспитание молодёжи.

  1. Символы воинской чести. Боевое знамя части. Ордена и медали Р.Ф.
  2. Ритуалы Вооружённых Силы Российской Федерации. Боевые традиции Вооружённых Сил России.

4.Воинские уставы - закон жизни и деятельности подразделений.

  1. Прав и обязанности, ответственность военнослужащих.
  1. Взаимоотношения между военнослужащими.
  2. Обязанности командиров, солдат (матросов). Зачёт.

5.Внутренний порядок подразделений.

  1. Размещение военнослужащих.
  2. Распределение времени и повседневный порядок.
  3. Суточный наряд.
  4. Посещение воинской части. Ознакомление с жизнью и бытом военнослужащих.

6.Военная история.

6.1 История создания вооруженных сил.

6.2 Оружие победы ВОВ (вооружение и техника).

6.3Воинские звания до 1939г, 1943-1972 г.

6.4 Годовщины побед и сражений ВОВ.

6.5 История создания спецслужб и развед.отрядов в РФ.

6.6 Боевые традиции ВС РФ.

6.7Дни воинской славы.

6.8 Награды СССР и новой России.

6.9 Города-герои. Великие полководцы.

6.10 Рода и виды вооруженных сил РФ. Знаки различия.

4.Тематическое планирование по экстремальной подготовке

№ п.п.

Наименование темы

Кол-во часов

Вид занятий

1

Защита человека в ЭС.

3

Теоритич

2

Выживание человека в условиях экстремальной ситуации.

4

Теор+практ

3

Оказание доврачебной помощи в полевых условиях.

4

Практическ

4

Контрольное итоговое занятие.

3

Практическ

Итого:

14

Теоретических занятий:

3

Практических занятий:

11

1.Защита человека в ЭС.

  1. Психология выживания. Факторы риска. Формирование плана выживания.
  2. Как правильно выбирать одежду. Уход за одеждой и обувью.
  3. Несессер путешественника. Рюкзак. Палатка. Запасная одежда.
  4. Ножи. Носимый аварийный запас (НАЗ).
  5. Вода. Требования к потреблению воды в различных климатических условиях. Минимизация потерь воды. Поиск. Методы добывания и транспортировка. Очистка воды. Зачёт.
  6. Пища. Потребности человека. Приготовление. Зачёт.

2.Выживание человека в условиях экстремальной ситуации.

  1. Простейшая навигация. Карты. Правила пользования картой.
  2. План и схема местности. Составление карты и плана местности.
  3. Поиск направлений. Азимут. Определение направлений сторон света.
  4. Составление плана маршрута. Особенности движения.
  5. Подача сигналов бедствия. Огонь, отражатели. Международная аварийная кодовая азбука. Зачёт.

3. Оказание доврачебной помощи в полевых условиях.

3.1 Первая помощь. Приоритеты в обработке ран. Аптечка первой помощи и НАЗ.

3.2 Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

3.3 инородное тело в дыхательных путях.

3.4 Кровотечения, ранения и повязки.

3.5 Лечение мозолей и водянок. Зачёт. Контрольное занятие.

5. Тематическое планирование по рукопашному бою

Наименование темы

Кол-во

Вид

п. п.

часов

занятий

1

Подготовительные приёмы.

2

Теор.+прак

2

Приёмы нападения без оружия.

4

Практическ

3

Болевые приёмы и броски.

3

Практическ

4

Оборонительная стойка

4

Практическ

5

Освобождение от захватов противника

4

Практическ

6

Приемы защиты

4

Практическ

7

Контрольное итоговое занятие

4

Практическ

Итого:

25

Теоретических занятий:

1

Практических занятий:

24

1.Подготовительные приёмы.

  1. Гигиена спортсмена. Содержание и порядок проведения занятий.
  2. Положения и передвижения в рукопашном бою (прыжком, шагом).
  3. Группировки, кувырки вперёд, назад.
  4. Падение вперёд, назад, на бок. Зачётное занятие.

2.Приёмы нападения без оружия.

  1. Удары кулаком: боковой, прямой, снизу.
  2. Удары основанием и ребром ладони, локтем. Зачётное занятие.
  3. Удары стопой ноги: прямой, боковой, по дуге. Удары коленом. Зачётное занятие.

3.Болевые приёмы и броски.

  1. Загиб руки за спину. Рычаг руки наружу и вовнутрь.
  2. Узел руки наверху. Зачётное занятие.

4.Оборонительная стойка.

  1. Психология нападающего. Психологическая настроенность защищающего.
  2. Наиболее уязвимые участки человеческого тела.
  3. Отражающие удары. Способы нанесения ударов рукой.

5.Освобождение от захватов противника.

  1. Освобождение от захвата за шею, волосы, за плечи сзади.
  2. Освобождение от захвата двумя руками за отворот, за одежду.
  3. Освобождение от захватов рук, туловища и ног спереди и сзади.

6.Приёмы защиты.

  1. Подставки, блоки: ладонью, предплечьем, плечом. Отбив в сторону.
  2. Уклоны, отходы назад, в сторону, скачком, шагом.
  3. Защита от ударов ножом сверху, снизу, наотмашь (слева, справа), прямого удара ножом.
  4. Защита от удара ногой.

7.Контрольное итоговое занятие.

6.Тематическое планирование по основам медицинских знаний

№ п/п

Наименование темы

Кол-во час

Вид занятий

1

Средства оказания медицинской помощи.

1

Теор.+практ.

2

Первая медицинская помощь при кровотечениях

4

Теор.+практ.

3

Основы сердечно-легочной реанимации.

4

Теор.+практ.

4

Первая медицинская помощь при ранениях.

4

Теор.+практ.

5

Первая медицинская помощь при переломах костей.

4

Теор.+практ.

6

Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях.

3

Теор.+практ.

Итого:

20

Теоритических занятий:

5

Практических занятий:

15

1.Первая медицинская помощь. 

Виды медицинской помощи. Задачи первой медицинской помощи. Юридические основы первой медицинской помощи.

2.Первая помощь при кровотечениях. 

Виды кровотечений, способы остановки кровотечения: пальцевое прижатие артерии, наложение давящей повязки, закрутки и жгута. Максимальное сгибание конечности. Правильность наложения жгута. Первая помощи при кровотечении из внутренних органов. Тренировка спасателей в наложении давящих повязок, жгута, ПМП при внутреннем кровотечении.

3.Сердечно-легочная реанимация.

Понятие о реанимации. Терминальные состояния, определение признаков клинической и биологической смерти. Последовательность реанимационных мероприятий. Проведение ИВЛ и НМС.

4.Первая помощь при ранениях. 

Закрытые и открытые повреждения. Раны, опасность ранения. Асептика и антисептика. Перевязочный материал. Наложение повязок.

5.Первая помощь при переломах.  

Переломы их виды и признаки. Переломы верхних и нижних конечностей. Виды транспортных шин. Подручные средства. Оказание первой помощи. Способы транспортировки.

6.Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях.

Ожоги. Причины, признаки, виды и классификация ожогов. Оказание первой помощи при различных степенях ожогов.

Обморожение. Причины, признаки, степени обморожений. Профилактика. Оказание первой помощи при различных степенях обморожения и при переохлаждении организма.

7.Контрольное итоговое занятие

7. Защита от оружия массового поражения

№ п\п

Наименование темы

Кол-во час

Вид занятия

1

Основные виды ОМП. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, кожи, глаз.

5

Теор+практ

2

Средства защиты кожных покровов.

5

Теор+практ

Итого:

10

Теоритических занятий:

2

Практических занятий:

8

1. Основные виды оружия массового поражения.

2. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, кожи, глаз.

3. Назначение и устройство, принцип действия и применение, подгонка и подготовка к работе противогазов ГП-5, ГП-5М.

4. Порядок выполнения норматива по одеванию противогаза ГП-5

5.Общевойсковой защитный комплект: назначение состав и применение. 

6.Порядок выполнения норматива по одеванию ОЗК.

Учебно - тематическое планирование первый год обучения

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

Формы работы

теория

практика

1.

Физическая подготовка

Теория и методика наращивание силы. Теория и методика развития выносливости. Теория и методика рукопашного боя.

2

12

Тренировочные

занятия.

Соревнования.

2.

Строевая подготовка

Элементы строя, виды строя. Индивидуальная строевая подготовка. Строевая подготовка в составе отделения. Строевые приёмы с оружием.

2

32

Выполнение движений в строю

Занятия в группах.

3.

Огневая подготовка

Меры безопасности при стрельбе. Пневматическое оружие. Изготовка к стрельбе и стрельба из ПВ Автомат Калашникова. Ручные осколочные гранаты.

2

28

Выполнение в группах

Внутренние

соревнования

4.

Выживание в природных условиях

Ориентирование на местности. Добывание огня и разведение костра. Строительство временных укрытий. Добывание пищи в лесу. Организация туристических походов, туртехника.

2

10

Выходы на местность. Создание экстремальных условий

5.

Уставы Вооружённых сил РФ

Общевоинские уставы.

Боевой устав мотострелковых войск.

1

Разбор ситуаций армейской жизни

6.

Военная история

История создания вооруженных сил.

Оружие победы ВОВ (вооружение и техника).

Воинские звания до 1939г, 1943-1972 г.

Годовщины побед и сражений ВОВ.

История создания спецслужб и развед.отрядов в РФ.

3

Лекция с просмотром видеороликов

7.

Защита от оружия массового поражения

Фильтрующий противогаз. Общевойсковой защитный комплект.

1

8

Практическая отработка

8.

Основы медицинских знаний

Средства оказания медицинской помощи. Первая медицинская помощь при кровотечениях, переломах костей. Основы сердечно-легочной реанимации.

Первая медицинская помощь при ранениях. Первая медицинская помощь при переломах Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях

1

12

Просмотр плакатов

Отработка практических навыков

9.

Тактическая подготовка

Действия солдата на поле боя. Боевые свойства и принцип действия противопехотных мин.

2

Обыгрывание ситуаций на местности

10.

Рукопашный бой

Изготовки к бою без оружия. Передвижения в боевой стойке. Приемы самостраховки. Приемы нападения и защиты с автоматом (начальный комплекс приемов рукопашного боя РБ-Н). Приемы нападения и защиты без оружия автоматом (начальный комплекс приемов рукопашного боя РБ-Н). Защита при уколе штыком с уходом влево (вправо).

1

20

Практическая отработка

11.

Проведение соревнований, игр и конкурсов

Соревнования по стрельбе Военизированная эстафета. Конкурс «Вперёд мальчишки»

5

Итого:

15

129

Итого: 144 часа 2 часа в неделю

Учебно - тематическое планирование второй год обучения

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

Формы работы

теория

практика

1.

Физическая подготовка

Теория и методика наращивание силы. Теория и методика развития выносливости. Теория и методика рукопашного боя.

2

12

Тренировочные

занятия.

Соревнования.

2.

Строевая подготовка

Элементы строя, виды строя, обязанности перед построением и в строю. Индивидуальная строевая подготовка: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, выход из строя и возвращение в строй, подход к начальнику и отход от него, отдание чести на месте и в движении. Строевая подготовка в составе отделения: повороты на месте и в движении, движение строевым шагом, размыкание и смыкание, отдание чести, приветствие командиру, исполнение строевой песни.

2

32

Выполнение движений в строю

Занятия в группах.

3.

Огневая подготовка

Меры безопасности при стрельбе. Пневматическое оружие .Изготовка к стрельбе и стрельба из ПВ Автомат Калашникова. Ручные осколочные гранаты

2

28

Выполнение в группах

Внутренние

соревнования

4.

Выживание в природных условиях

Строительство временных укрытий от непогоды. Добывание пищи в лесу: сбор растительной пищи, ловля рыбы и мелких животных, поиск и подготовка воды для питья. Организация туристических походов: подготовка к походу, порядок движения, устройство бивуака.

2

10

Выходы на местность. Создание экстремальных условий

5.

Уставы Вооружённых сил РФ

Устава гарнизонной и караульной службы, Дисциплинарный устав. Боевой устав, действия солдат и подразделений в бою.

1

Разбор ситуаций армейской жизни

6.

Военная история

Боевые традиции ВС РФ.

Дни воинской славы.

Награды СССР и новой России.

Города-герои. Великие полководцы.

Рода и виды вооруженных сил РФ. Знаки различия.

 

3

Лекция с просмотром видеороликов

7.

Защита от оружия массового поражения

Фильтрующий противогаз. Общевойсковой защитный комплект.

1

8

Практическая отработка

8.

Основы медицинских знаний

Основы сердечно-легочной реанимации.

Первая медицинская помощь при ранениях. Первая медицинская помощь при переломах

1

12

Просмотр плакатов

Отработка практических навыков

9.

Тактическая подготовка

Действия солдата на поле боя Боевые свойства и принцип действия противопехотных мин

2

Обыгрывание ситуаций на местности

10.

Рукопашный бой

Освобождение от захватов противника.

Освобождение от захвата за шею, волосы, за плечи сзади.

Освобождение от захвата двумя руками за отворот, за одежду.

Освобождение от захватов рук, туловища и ног спереди и сзади.

Приёмы защиты.

Подставки, блоки: ладонью, предплечьем, плечом. Отбив в сторону.

Уклоны, отходы назад, в сторону, скачком, шагом.

Защита от ударов ножом сверху, снизу, наотмашь (слева, справа), прямого удара ножом.

Защита от удара ногой.

1

20

Практическая отработка

11.

Проведение соревнований, игр и конкурсов

1) Школьные соревнования

«Защитник Отечества»,

школьный строевой смотр, соревнования по стрельбе,

конкурс «Сила и грация»,

соревнования по гиревому спорту, ОФП.

2) Районные конкурсы

Спартакиада допризывной молодёжи,

Соревнования по военно-прикладным видам

спорта,

Всероссийская Спартакиада «Призывники России»,

Военизированная игра «Зарница»

5

Итого:

15

129

Итого: 144 часа 2 часа в неделю

Положение

о военно-патриотическом кружке «Отвага»

  1. Высшим органом управления кружком является Общее собрание. Оно созывается по решению совета, а также по требованию не менее чем 1/3 членов и не реже одного раза в три месяца.
  2. Общее собрание кружка:
  • считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 2/3 членов кружка;
  • решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от числа
    присутствующих на общем собрании и имеющих право решающего голоса;
  • решает все вопросы, касающиеся жизни кружка;
  • определяет очередные задачи;
  • принимает решения по вопросам изменения, дополнения программы и прекращения деятельности кружка;
  • утверждает символику и атрибутику кружка;
  • утверждает документы, регулирующие отношение внутри кружка;
  • избирает прямым или тайным голосованием сроком на один год совет кружка, командира кружка, заместителя командира кружка
  • заслушивает и утверждает их отчеты по окончанию срока полномочий.
  1. Командир кружка:
  • организует работу кружка, готовит и проводит заседания совета кружка, координирует работу членов согласно устава и другими документам, утвержденным общим сбором;
  • представляет кружок в отношении с другими организациями, учредителями и частными лицами, заключает договоры, совершает иные юридические акты.
  1. Заместитель командира кружка:
  • выполняет в отсутствии командира кружка его обязанности;
  • отвечает за правильное ведение и правильное хранение документации кружка;
  • является по должности членом совета кружка.
  1. Совет кружка:
  • избирается общим сбором кружка из числа членов кружка в т.ч. и взрослых членов, руководителей кружка;
  • руководит в период между общими сборами деятельностью кружка;
  • реализует решение общего сбора;
  • собирается по инициативе командира кружка или 1/3 членов совета;
  • правомочен принимать решение, если на нем присутствовало большинство от числа членов совета.
  1. На общий сбор, а также на заседании Совета кружка могут приглашаться учредители кружка и гости.

ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ КРУЖКА

  1. Каждый член кружка обязан:
  • соблюдать настоящий устав;
  • свято дорожить честью своей организации;
  • быть верным девизу: «В службе - честь!»
  • подчиняться решениям совета кружка;
  • принимать участие в деятельности кружка;
  • хранить и развивать свои традиции;
  • почитать и уважать старших, своих родителей, братьев, сестер и своих товарищей;
  • уважать национальные чувства других народов;
  • беречь и любить землю своих предков;
  1. За грубое нарушение своих обязанностей, за действия, дискредитирующие звания члена кружка на него может быть наложено взыскание вплоть до исключения из членов кружка «Отвага».

ПРАВА ЧЛЕН0В КРУЖКА

1. Члены кружка имеют право:

  • своевременно получать информацию о мероприятиях кружка;
  • участвовать в мероприятиях кружка;
  • присутствовать с правом решающего голоса на общем сборе кружка;
  • избирать и быть избранным в руководящие органы кружка;
  • пользоваться имуществом кружка в уставном порядке;
  • излагать и отстаивать свое мнение с правом решающего голоса;
  • обращаться с предложениями во все органы самоуправления кружка;
  • присутствовать с правом совещательного голоса на заседаниях совета кружка;
  • носить символику и атрибутику, указывающую на принадлежность к кружку.

Исключенный член кружка может апеллировать к общему собранию, решение которого окончательно.

УСТАВ

военно-патриотического кружка «Отвага»

1.Общие положения

  1.  Военно-патриотический кружок «Отвага» является добровольным объединением учащихся с общими интересами, созданным для проведения совместных занятий и совместного досуга учащихся с целью их разностороннего развития и более массового привлечения лицеистов к работе кружка.
  2.  Кружок осуществляет свою деятельность на территории МОУ "Белореченский лицей»
  3.  Кружок является добровольным, не преследующим политических целей, объединением.
  4.  Кружок основан на членстве объединившихся подростков для совместной реализации целей и задач, предусмотренных данным Уставом.
  5.  Военно-патриотический кружок не является юридическим лицом.
  6.  Деятельность кружка ведется по направлениям:
  • Военно-патриотическое направление
  • Спортивно-техническое
  • Научно-техническое направление
  1.  В Кружке занимаются учащиеся разного возраста, объединенные в учебные группы. Члены Кружка могут заниматься в одной или нескольких учебных группах.
  2.  Кружок работает на основе Устава, который утверждается общим собранием членов кружка и отражает: цели и задачи, структуру кружка, основные направления деятельности, права и обязанности членов Кружка.
  3.  В течение года деятельность Кружка осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы.

1.10.Кружок может иметь свои отличительные символы и атрибуты.

1.11.Работа Кружка отражается в дневнике, летописи дел Кружка; Кружок может иметь свой печатный орган (информационный бюллетень, газету).

1.12.С целью организации и проведения совместного досуга регулярно проводятся кружковые дни (тематические вечера, игровые и конкурсные программы).

1.13.Заседания Кружка проводятся 1 раз в месяц.

1.14.Работу Кружка возглавляет актив Кружка в составе 7 человек во главе с председателем Совета Кружка. Выборы председателя Совета кружка проходят ежегодно.

2.Основные цели, задачи, принципы и методы деятельности кружка.

  1. Целью военно-патриотического клуба «Отвага» является содействие патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
  2. Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
  1. подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
  2. воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
  3. формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
  4. воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
  5. физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
  6. совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
  7. содействие развитию активной гражданской позиции подростков;
  1.  Кружок строит свою деятельность на следующих принципах:
  • принцип добровольности;
  • принцип взаимодействия;
  • принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей;
  • принцип междисциплинарности;
  • принцип преемственности;
  • принцип самостоятельности;
  • принцип ответственности;
  • принцип равноправия и сотрудничества;
  • принцип гласности;
  • принцип коллективности.
  • принцип ответственности за собственное развитие.
  1. Для достижения цели, решения задач и осуществления своей деятельности в кружке используются следующие методы:
  • учебу через дело;
  • объединение детей и подростков по малым учебным группам, способствующее развитию и выработке ответственности, самоконтроля, характера, приобретению знаний и уверенности в себе, способности к сотрудничеству, развитию руководящих качеств;
  • использование разнообразных мероприятий, основанных на интересах участников;

 2.5. Кружок строит свою деятельность на основе следующих принципов:

  • свобода вступления и выхода из членов Кружка;
  • участие в других воспитательных и обучающихся программах;
  • равноправие всех членов Кружка без различия по полу, расе и вероисповеданию;
  • самоуправление, законность и гласность;
  • учет индивидуальных способностей каждого и общих интересов Кружка;
  • открытость и доверие;
  • помощь «трудным» найти своё место в школьном коллективе; пропаганда здорового образа жизни;

3. Члены и почетные члены кружка, их права и обязанности

3.1. Члены Кружка

  1. Членами Кружка могут быть граждане Российской Федерации и лица без гражданства, проживающие в Российской Федерации на законных основаниях постоянно, без различия по происхождению, полу, расовой принадлежности, вероисповеданию, достигшие 12-летнего возраста, которые поддерживают цели Кружка и участвуют в его деятельности.
  2. Члены Кружка имеют равные права и исполняют равные обязанности.
  3. Прием в Кружок проводится на основании личного письменного заявления учащегося, поданного в Совет кружка. Поданные документы рассматриваются на заседании Совета кружка в течение двух недель. Права и обязанности члена военно-патриотического кружка «Отвага» возникают и прекращаются с момента вынесения решения Советом кружка о приеме и об исключении из его членов.
  4. Решение о приеме в члены Кружка принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета кружка.
  1. Учет членов Кружка ведут руководитель военно-патриотического кружка «Отвага» и руководители учебных групп по направлениям
  2. Членство в Кружке может быть прекращено:
  • добровольно на основании заявления;
  • в порядке исключения из членов Кружка на основании решения Совета Кружка в случае неисполнения членом положений настоящего Устава, в том числе за нарушения нравственных норм поведения, а также автоматически в результате перемены места жительства.
  1. Члены Кружка имеют право:
  • участвовать в управлении Кружком в соответствии с настоящим Уставом; избирать и быть избранными в Совет Кружка (выборные органы Кружка); принимать участие во всех мероприятиях и видах деятельности, проводимых Кружком: максимально использовать возможности Кружка для самосовершенствования; принимать участие в выработке программ развития Кружка и лично участвовать в их реализации;
  • объединяться внутри Кружка по направлениям деятельности или по специализированным программам;
  • сотрудничать с другими детскими объединениями;
  • привлекать к работе в Кружке учащихся, разделяющих цели и принципы деятельности Кружка;
  • свободно выйти из членов военно-патриотического клуба по своему желанию; на уважение своего человеческого достоинства; входить в состав других организаций и объединений;
  1. Члены Кружка обязаны:
  • не нарушать Устав Кружка;
  • выполнять требования настоящего Устава, решения Совета кружка и Общего Собрания, внутренние документы учебных групп; вносить свой вклад в выполнения целей и задач Кружка; оказывать поддержку и помощь другим членам Кружка; добросовестно учиться;
  • вести себя в любой ситуации, таким образом, который соответствует достоинству члена Кружка; проявлять уважение к старшим; уважать взгляды и убеждения других.
  1. Члены Кружка не имеют права:
  • унижать достоинство, высмеивать слабости других учащихся;
  • считать себя в привилегированном положении по сравнению с учащимися, не входящими в состав Кружка.
  1. Почетные члены Кружка.

3.2.1. Заслуженные деятели науки, техники, культуры; ветераны войны и труда; бывшие воспитанники кружка, оказывающие помощь и содействие в работе кружка, могут приниматься в почетные члены кружка.

  1. Лица, не являющиеся членами военно-патриотического кружка «Отвага», могут принимать участие в различных мероприятиях Кружка.

4. Структура и выборные органы кружка

  1. Кружок - самостоятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением учащихся. Работой Кружка руководит Совет кружка, избираемый на собрании членов Кружка.
  2. В Совет Кружка входят: руководитель кружка, командир Кружка, помощник командира кружка и 5 членов Совета.
  3. Высшим органом управления военно-патриотического кружка является Общее Собрание, которое созывается не реже одного раза в год. Общее Собрание проводится руководителем Кружка и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Кружка.

Материально-методическое оснащение программы

Материально-техническая база:

  • комплекты плакатов «Вооружение Российской армии». «Строевая подготовка», «Тактическая подготовка»;
  • макеты: автомата Калашников, противопехотных мин, ручных осколочных гранат;
  • пневматические винтовки;
  • противогазы ГП - 5, общевойсковой защитный комплект;
  • полоса препятствий, спортивный городок;
  • муляж человека, анатомический дисплей.

Учебно-методическая литература:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
  2. Журнал ОБЖ 2000-2007 г.
  3. Библиотечка журнала «Военные знания» выпуск 1 - 4, 2008 г.
  4. Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы, 2008 г.
  5. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, 2005 г.
  6. А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. Сборник элективных курсов «Основы безопасности жизнедеятельности», Волгоград, 2008 г.
  7. Учебно-методическое пособие по начальной военной подготовке. Строевая подготовка. Сборник план-конспектов. М. 1970 год.
  8. Пособие по методике строевой подготовки. М. Воениздат МО СССР, 1978 год.
  9. Программа ОБЖ, М. Просвещение. 2012 год.
  10. Вестник военной информации. М. Военинформ Министерства обороны Р.Ф.
  11. Программа ОБЖ 1 -11-е классы М. «Дрофа», 2011год.
  12. JI. Вульф. Жив и здоров. Полное руководство по оказанию первой медицинской помощи детям и подросткам и проведение неотложного лечения. М. русская книга, 1994 г.
  13. Питер Дарман. Учебник выживания в экстремальных ситуациях. Формула-пресс. Русское издание, 1990 год.
  14. Наставление по оказанию первой медицинской помощи раненым и больным. М. Изд. Военно-медицинская академия. 2008 год.
  15. В.Б. Корбут. Памятка военнослужащему по оказанию первой помощи. М. Изд. Военно- медицинская академия. 2008 год.
  16. В.П.Ситников. Справочник школьника, ОБЖ. М. Филологическое общество «Слово». 1997 год.
  17. Военный энциклопедический словарь. М. Военное издательство. 1993 год.
  18. С.М. Лахов. Сборник материалов, справочник туриста. Казань. 1997 год.
  19. А.Т. Смирнов, В.А. Васнев. Основы военной службы: Учебное пособие. М.: Дрофа. 2004 год.
  20. Ю.А. Штюрмер. Карманный справочник туриста. Профиздат, 1970 год.
  21. В.В. Поляков. Безопасность человека в экстремальной ситуации. Методическое пособие. М. 1992 год.
  22. Г.М. Ужёгов. Секреты выживания в чрезвычайных ситуациях. М. Книга Дом «АНС». 1999 год.
  23. В.И. Усаков. Физическая подготовка юношей к службе в армии. Учебное пособие. Красноярск, книжное издательство, 2006 год.
  24. А.А. Ильин. Первые действия в экстремальной ситуации. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс. 2002 год.

Тематическое планирование

кружка «Отвага» 2014 - 2015 учебный год

№ п/п

Содержание занятий

Дата проведения

Оборудование

1

Общевоинские уставы, ОФП, строевая подготовка. Выполнение команд «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!», «Разойдись!». Повороты на месте направо, налево, кругом. Выживание в экстремальных условиях.

Спорт, сооруж.

2

ОФП, строевая подготовка. Движение строевым и походным шагом. Переход со строевого шага на походный и обратно. ОМЗ: средства оказания первой помощи.

Спорт.сооруж.

3

ОФП, строевая подготовка. Повороты в движении направо, налево, кругом. Оружие массового поражения: средства индивидуальной защиты.

Спорт.сооруж.

4

ОФП, строевая подготовка. Повороты в движении направо, налево, кругом. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него. Военная история: история создания вооруженных сил.

Оружие победы ВОВ (вооружение и техника).

Спорт.сооруж.

5

Строевая подготовка. Выполнение команды: «Отделение, в одну (две) шеренги - Становись!» Огневая подготовка. Заряжение и ведение стрельбы. Закон рассеивания. Меры безопасности при проведении стрельб.

Пневм.винтовки

6

Строевая подготовка. Выполнение основных приёмов в составе подразделения на месте. Огневая подготовка.

Пневм.винтовки

7

Строевая подготовка. Движение строевым и походным шагом. Переход со строевого шага на походный и обратно. Повороты в движении направо, налево, кругом. Огневая подготовка.

Пневм.винтовки

8

Строевая подготовка. Движение строевым и походным шагом. Переход со строевого шага на походный и обратно. Повороты в движении направо, налево, кругом. Огневая подготовка.

Пневм.винтовки

9

Строевая подготовка. Выполнение воинского приветствия. Одиночная подготовка. Огневая подготовка.

Пневм. винтовки

10

Автомат Калашникова: назначение, боевые свойства, устройство и принцип действия.

Макет А К

11

КСУ, разборка и сборка АК

Макет А К

12

КСУ, разборка и сборка АК

Макет АК

13

КСУ, разборка и сборка АК

Макет АК

14

КСУ, разборка и сборка АК

Макет АК

15

КСУ, разборка и сборка АК

Макет АК

16

Защита от оружия массового поражения: фильтрующий противогаз, ОЗК.

Противогазы, ОЗК

17

Надевание ОЗК. Строевая подготовка. Развёрнутый одно-и двухшереножный строй. Выполнение команды: «Отделение, в одну (две) шеренги - Становись!»

Противогазы, ОЗК

18

Надевание ОЗК. Строевая подготовка. Развёрнутый одно-и двухшереножный строй. Выполнение команды: «Отделение, в одну (две) шеренги - Становись!»

ОЗК

19

Надевание ОЗК. строевая подготовка. Выполнение команды: «Вольно», «Заправиться», «Разойдись». «Отделение - ко мне». Повороты отделения в одно - и двухшереножном строю направо, налево, кругом на месте.

ОЗК

20

Надевание ОЗК. Строевая подготовка. Выполнение команды: «Вольно», «Заправиться», «Разойдись». «Отделение - ко мне». Повороты отделения в одно - и двухшереножном строю направо, налево, кругом на месте.

ОЗК

21

Надевание ОЗК. Строевая подготовка. Выполнение команды: «Вольно», «Заправиться», «Разойдись». «Отделение - ко мне». Повороты отделения в одно - и двухшереножном строю направо, налево, кругом на месте.

ОЗК

22

Выживание в природных условиях: ориентирование, добывание огня, строительство укрытий.

Плакаты

23

Выживание в природных условиях: ориентирование, добывание огня, строительство укрытий.

Плакаты

24

Выживание в природных условиях: ориентирование, добывание огня, строительство укрытий.

Плакаты

25

Строевая подготовка. Повороты отделения в одно - и двухшереножном строю направо, налево, кругом в движении. Огневая подготовка.

Пневм.винтовки

26

Строевая подготовка. Повороты отделения в одно - и двухшереножном строю направо, налево, кругом в движении. Огневая подготовка.

Пневм.винтовки

27

ОФП, разборка и сборка АК. Военная история: Воинские звания до 1939г, 1943-1972 г.

Годовщины побед и сражений ВОВ.

Макет АК

28

ОФП, разборка и сборка АК. Защита от оружия массового поражения.

Макет АК

29

КСУ, надевание ОЗК, огневая подготовка. ОМЗ: Сердечно-легочная реанимация

ОЗК, винтовки

30

КСУ, надевание ОЗК, огневая подготовка

ОЗК, винтовки

31

КСУ, надевание ОЗК, огневая подготовка

ОЗК, винтовки

32

КСУ, надевание ОЗК, огневая подготовка

ОЗК, винтовки

33

ОФП, строевая подготовка. Размыкание и смыкание отделения на месте. Перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно. Огневая подготовка

Макет АК

34

ОФП, строевая подготовка. Размыкание и смыкание отделения на месте. Перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно. Огневая подготовка

Макет А К

35

ОФП, строевая подготовка. Размыкание и смыкание отделения на месте. Перестроение отделения из одной шеренги в две и обратно.

Гиря, гранаты

36

ОФП, огневая подготовка. Выживание в экстремальных условиях.

Пневм.винтовки

37

ОМЗ: средства оказания ПМП

Перевяз.материал

38

ОМЗ: ПМП при ранениях. КСУ

Перевяз. матери ал

39

Строевая подготовка, надевание ОЗК.  Огневая подготовка.

ОЗК

40

ОМЗ: ПМП при кровотечениях. КСУ

Перевяз.материал

41

ОМЗ: ПМП при вывихах и переломах. КСУ

Перевяз.материал

42

Основы сердечно-легочной реанимации. КСУ

Муляж человека

43

Строевая подготовка. Движение отделения походным и строевым шагом развёрнутым строем. Перемена направления захождением плечом. Разборка и сборка АК

-

АК

44

Основы сердечно-легочной реанимации. АК

Муляж, АК

45

ОФП. Огневая подготовка

Пневм.винтовки

46

Теория и методика рукопашного боя

Маты

47

ОФП. Рукопашный бой. Подготовительные приёмы.

Маты, гим. снар

48

Основы сердечно-легочной реанимации. КСУ

Муляж

49

Надевание ОЗК. Разборка и сборка АК

ОЗК, АК

50

Надевание ОЗК. Разборка и сборка АК

ОЗК, АК

51

ОФП. Рукопашный бой. Приёмы нападения без оружия.

Маты, гиря

Выживание в природных условиях (разведение костра, сооружение укрытия)

Подручный материал

52

Выживание в природных условиях (разведение костра, сооружение укрытия)

Подручный материал

53

Ориентирование на местности с помощью местных предметов, компаса и карты

Компас, карта

54

Ориентирование на местности с помощью местных предметов, компаса и карты

Компас, карта

55

ОФП. Огневая подготовка

Гиря, винтовки

56

ОФП. Строевая подготовка. Строи отделения в пешем порядке походного строя.

Гиря, гранаты

57

Надевание ОЗК. Основы сердечно-легочной реанимации

ОЗК, муляж

58

Надевание ОЗК. Основы сердечно-легочной реанимации

ОЗК, муляж

59

Строевая подготовка. Строи отделения в пешем

порядке походного строя.

Рукопашный бой. Болевые приёмы и броски.

Маты

60

Строевая подготовка. Движение отделения походным и строевым шагом походным строем. Перемена направления движения. Огневая подготовка

Винтовки

61

ОФП. Выживание в природных условиях

Спорт. городок

62

ОФП. Выживание в природных условиях

Сорт, городок

63

ОФП. Рукопашный бой. Освобождение от захватов противника. Разборка и сборка АК

Маты, АК

64

Строевая подготовка. Повороты отделения в походном строю направо, налево, кругом на месте. Повороты отделения в походном строю направо, налево, кругом в движении. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Огневая подготовка

Винтовки

65

Строевая подготовка. Повороты отделения в походном строю направо, налево, кругом на месте. Повороты отделения в походном строю направо, налево, кругом в движении. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Огневая подготовка

Винтовки

66

Строевая подготовка. Повороты отделения в походном строю направо, налево, кругом на месте. Повороты отделения в походном строю направо, налево, кругом в движении. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. Огневая подготовка

Винтовки

67

ОФП. Надевание ОЗК. Рукопашный бой. Приёмы защиты.

ОЗК, маты

68

ОФП. Надевание ОЗК. Рукопашный бой. Приёмы защиты.

ОЗК, маты

Участие в соревнованиях, конкурсах: Районные соревнования Допризывной молодежи; Районные соревнования по военно-прикладным видам спорта;

Районная военизированная игра «Орленок» («Зарница»);

Всероссийская спартакиада «Призывники России 2013»;

Лицейские конкурсы и соревнования военно- спортивной направленности

По плану

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Белореченский лицей»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Белореченский лицей»

______________  М.И. Тараканова

Приказ №____от «____»_______года

СОГЛАСОВАНО

НМС МОУ «Белореченский лицей»

от «____» ___________   ______ года

протокол  №  __________

Программа кружка «Отвага»

C:\Documents and Settings\Administrator\Рабочий стол\призывники.JPG

2014 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа военно - патриотичекого клуба "Патриот"

Клуб «Патриот» создан в 2018 году на базе МАОУСОШ 8. Его создание является естественным продолжением работы школы в направлении воспитания учащихся как граждан страны, обладающими высокими...