ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ИНСУЛЬТЕ
план-конспект урока по обж (10 класс) на тему

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_9.doc985.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ИНСУЛЬТЕ

Автор: Паутов А. М.

Цель: познакомить учащихся с понятием «инсульт», с причинами его возникновения, правилами оказания первой медицинской помощи при инсульте.

Оборудование: схемы кровообращения, сердечно-сосудистой системы, сердца (схемы из учебника или на отдельных листах наглядного материала кабинета биологии).

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Повторение материала.

1. Беседа:

Повторение знаний из курса биологии по теме «Сердечно-сосудистая система».

Вопросы к беседе:

- Что представляет собой сердечно-сосудистая система и в чем ее значение? (Это единственная система, обеспечивающая кровообращение в организме и кровоснабжение органов и тканей кислородом и питательными веществами.)

- Чем является сердце? (Сердце – орган кровеносной системы, создающий энергия движения крови.)

- Какую роль выполняют в организме кровеносные сосуды? (Кровеносные сосуды – эластичные трубки, образующие замкнутую систему циркуляции крови от сердца ко всем органам и тканям и обратно (делится на артерии и вены). Артерии несут кровь от сердца к тканям, постепенно переходя в артериолы, капилляры, венулы, мелкие вены и крупные вены, переносящие кровь обратно к сердцу).

- Как характеризуется сердечная недостаточность? (Сердечная недостаточность – паталогическое состояние недостаточности кровообращения из-за снижения насосной функции сердца. Причины – заболевания и перегрузка сердечной мышцы. Подразделяется на острую, возникающую внезапно или почти внезапно, и хроническую, развивающуюся несколько недель, месяцев или лет.)

Учитель напоминает понятия: «сердце», «кровеносные сосуды», 2сердечная недостаточность» и «инсульт».

С помощью схем учащиеся показывают направление кроведвижения, деятельность сердечно-сосудистой системы и работу сердца.

2. Анализ конкретной ситуации (АКС).

Учитель. Ознакомившись с реальным случаем из судебной практики, проанализируйте его, ответив на вопросы, записанные на доске:

- Имеются ли в описанной ситуации признаки необходимой обороны, крайней необходимости задержания преступника?

- Каковы условия правомерности причинения вреда?

- Соблюдены ли условия правомерности причинения вреда в данном случае?

- Не были ли превышены пределы необходимой обороны?

- Если условия правомерности не соблюдены, то в чем это конкретно выражено? Перечислить нарушения, их условия, дать АКС.

- Какова ответственность лиц, не соблюдавших условия правомерности?

3. Проверочная работа «О чем может рассказать пульс?».

Задание: закончите предложения (выполняется письменно).

  • Частота пульса измеряется__________________________________________.
  • Нормальный пульс: у ребенка_______________________________________,

у мужчин____________________, у женщин__________________________.

  • Изменения частоты пульса вызывается_______________________________.
  • Учащенный или слабый (неровный) пульс указывает на _________________

_______________________________________________________________,

а у человека, находящегося в состоянии покоя, на______________________

_______________________________________________________________

  • Замедленный пульс указывает на____________________________________

________________________________________________________________.

Ответы: количеством ударов в минуту; до 90 ударов в минуту, от 60 до 80 ударов в минуту, от 78 до 82 ударов в минуту; различными заболеваниями и травмами; на шок, внутреннее кровоизлияние, перегрев, на нарушение сердечной деятельности; на переохлаждение организма. 

  1. Изучение новой темы.

1. Объяснение-рассказ учителя.

Учитель. Инсульт (апоплексия – удар мозговой) – острое нарушение кровообращения в головном мозгу, вызывающее гибель мозговой ткани (кровоизлияние в мозг), вызывается психической или физической перегрузкой организма. (Учащиеся записывают определение в тетрадь.)

Способствуют развитию инсульта малоподвижный образ жизни, стрессовые ситуации, курение, ожирение, обезвоживание организма. Инсульт сопровождается нарушением сознания длительностью от нескольких часов до нескольких дней.

Признаки: парезы, параличи. Нарушения чувствительности, головокружения, помрачения сознания, нарушение речи и зрения.

Оказание помощи:

  • Необходимо создать покой, осторожно раздеть больного.
  • Уложить больного (если находится в сознании) так, чтобы голова и плечи были немного приподняты.
  • Открыть форточку или окно.
  • Дать выпить чайную ложку кордиамина.
  • Повернуть голову больного набок и следить за тем, чтобы он не повредил себя, чтобы слюна могла свободно вытекать изо рта.
  • Для предупреждения прикуса языка вставить между коренными зубами черенок ложки, обернутый носовым платком или марлей. Следить за тем, чтобы язык не запал.
  • Очищать рот больного от слизи пальцем, обернутым носовым платком.
  • Вызвать скорую помощь.
  • Если прекратились дыхание и сердечная деятельность, сделать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

Вам не раз приходилось слышать о терминальном состоянии пострадавшего. Что включает в себя это понятие? (Это состояние, относящееся к конечной стадии жизни с обратимым состоянием угасания организма.)

При терминальном состоянии речь о первой медицинской помощи не идет. В данном случае экстренная помощь – оживление (реанимация) умирающего. Опытные специалисты проводят массаж сердца и искусственное дыхание.

2. Анализ алгоритма.

Учитель. Рассмотрите алгоритмы оказания помощи и прокомментируйте их.

АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ

если у пострадавшего нет признаков жизни

АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ

пострадавшему в состоянии комы

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕКАРДИАЛЬНОГО УДАРА

и непрямого массажа сердца

ЧТО НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НЕПРЯМОГО МАССАЖА СЕРДЦА

  • Нельзя прекращать непрямой массаж сердца даже при переломе ребер.
  • Нельзя прерывать непрямой массаж сердца более чем на 15-20 секунд.
  • Нельзя прекращать реанимацию при таких признаках ее эффективности, как сужение зрачков и порозовение кожи, но при отсутствии  пульса на сонной артерии.

АЛГОРИТМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ

после оживления

ЧТО НЕОБХОДИМО ПРЕДПРИНЯТЬ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАНИМАЦИИ И УМЕНЬШЕНИЯ ВЕРОЯТНОСТИ РАЗВИТИЯ

ОТЕКА ГОЛОВНОГО МОЗГА

  • Приложить к голове холод.
  • Давить кулаками на брюшной отдел аорты на протяжении реанимации.

ЧТО НЕОБХОДИМО СДЕЛАТЬ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ

ЖИЗНИ СПАСЕННОГО

  • Обязательно вызвать бригаду «Скорой помощи».
  • Ни на секунду не прекращать наблюдения за состоянием пострадавшего.
  • Быть готовым в любой момент вновь приступить к реанимации.
  • В случае, если появились самостоятельное дыхание и пульс на сонной артерии, но пострадавший так и не пришел в сознание – обязательно повернуть его на живот и приложить к голове холод.

3. Практический тренинг.

Учащиеся отрабатывают в парах навыки выполнения искусственного дыхания под руководством учителя и следуя его рекомендациям и указаниям.

  1. Итог урока.

Учитель. Сделайте выводы по теме сегодняшнего урока. Что следует понимать под «терминальным состоянием»? Каковы возможности оживления организма? Из каких компонентов складывается техника сердечно-легочной реанимации?

 

Домашнее задание: найти определение видов инсультов, выявить их отличия и формы заболевания, а также правила оказания первой медицинской помощи при инсульте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте

Презентация к уроку "Первая медицинская помощьпри острой сердечной недостаточности и инсульте"...

Презентация "Первая медицинская помощь при инсульте и несчастных случаях летом"

Оказание первой помощи в условиях летнего оздоровительного лагеря...

Тема:"Черепно-мозговая травма, переломы, ожоги и первая помощь. Мероприятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах груди, живота, в области таза."

Тема:"Черепно-мозговая травма, переломы, ожоги и первая помощь. Мероприятия по оказанию первой медицинской помощи при травмах груди, живота, в области таза."...

12 класс, Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте

12 кл., презентация "ПМП при острой сердечной недостаточности, инсульте"...