"Лесные пожары"
план-конспект занятия по обж (7 класс) по теме

Конспект внеклассного мероприятия для воспитанников 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesnye_pozhary_konspekt_zanyatiya.doc149.5 КБ
Файл lesnye_pozhary.pptx2.3 МБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия:

 «Лесные пожары»

(Для 7 класса)

                                                                    Воспитатель:

                                                                    Е.П. Шарыпова

Челябинск 2014

«Лесные пожары»

Цели:

  • Углубление и расширение знаний по теме “Лесные пожары”
  • Научить правилам безопасного поведения при возникновении лесного пожара
  • Развивать речь, мышление, память
  • Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность и безопасность других людей. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, слайды для мультимедийной разработки занятия, видеоматериалы по теме, раздаточный материал для обучающихся (проверка знаний), плакаты для оформления помещения.

План урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Сообщение темы занятия (8 мин.)
  3. Изучение нового материала (20 мин.)
  4. Закрепление   учебного материала  (15мин.)
  5. Итог занятия (5 мин.)

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, коллеги.

Сообщение темы занятия:

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, небольшой видеоролик. После просмотра Вам надо будет ответить на следующие вопросы, какие впечатления произвели на вас эти видеокадры? Эта музыка? (слайд 1).

Воспитатель:

Какая музыка: весёлая или тревожная? 
– Музыка тревожная.

  • Какие чувства и эмоции возникли при прослушивании и просмотре фрагмента?
    – При прослушивании у меня возникли чувство тревоги за лес, за человека.

Воспитатель:

При прослушивании музыкального фрагмента вы почувствовали тревогу за лес, за безопасность людей. И это вполне обоснованно.

Кто уже догадался, какая тема сегодняшнего нашего занятия?

Ответы детей.

Правильно! «Лесные пожары» (слайд 2)

Изучение нового материала:

Воспитатель: Что же такое лесной пожар?

Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. (Слайд 3)

Словарная работа:

ПИРОЛО`ГИЯ ЛЕСНА`Я – наука о лесных пожарах, их учете, причинах и  последствиях, а так же определяются меры борьбы с лесными пожарами. (Слайд 4)

Воспитатель: Я попрошу прочитать небольшой доклад Ваню о количестве лесных пожаров в Челябинской области за 2012-2013 года. (Слайд 5)

Ребенок читает сообщение:

Лесные пожары являются основной причиной повреждения и гибели лесов на значительных площадях. Ежегодно в России происходит более 18 тыс. лесных пожаров.

В прошлом 2013 году на территории лесного фонда Челябинской области ликвидировано 417 лесных пожаров на общей площади 2 тыс. га. По сравнению с 2012 годом количество пожаров уменьшилось в 4,5 раза, по площади – в 14,5 раз. При этом 97% возгораний ликвидировано в 1-ые сутки, случаев распространения огня на населенные пункты допущено не было. Затраты на тушение составили 5 млн. 600 тысяч руб. 

Воспитатель: Спасибо!

Сколько в Челябинской области было ликвидировано лесных пожаров в 2013 году? (417)

А в 2012 в 4, 5 раза больше (417*4,5=1877 ликвидировано лесных пожаров)

  (Слайд 6)

Воспитатель: Назовите причины возникновения лесных пожаров?

Ответы детей.

Причины возникновения лесных пожаров: (Слайд 7)


1.  Человеческий фактор:

- брошенная горящая спичка, непотушенный окурок;

- непогашенный костер;

- разбрасывание и сжигание мусора

(осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;

- выжигание сухой прошлогодней травы;

- разведенный костер в местах с подсохшей травой, под деревьями. (Слайд 8)

2. Природный фактор 

(«сухие грозы» (удары молний без последующего ливня), ветер, высокая температура воздуха, засуха, самовозгорание торфяника)  (Слайд 9) 

Воспитатель: Что или кто является основным виновником лесных пожаров? (Человек). А почему? (Невнимательность и равнодушие человека, а также пренебрежение правилами безопасности). (Слайд 10)

А сейчас я попрошу выступить с докладом Сережу на тему «Причины возникновения лесных пожаров». (Слайд 11)

Ребенок читает сообщение:

С наступлением весенне-летнего пожароопасного сезона особое значение приобретает профилактика и предупреждение лесных пожаров. Из года в год по весне немалый ущерб природе наносит сжигание сухой травы на лесных полянах, лугах, полях. Из старины пришло убеждение, что плодотворность лугов повышается, если сжечь на них старую траву. Современная наука опровергает этот довод. Палы травы ежегодно наносят ощутимый вред лесному хозяйству и торфяным массивам.

Видеоролик 2 (Слайд 12)

Ребенок комментирует видеоролик и продолжает читать сообщение

Около 80% лесных пожаров возникает по вине человека.  Его небрежность при пользовании огня в лесу. Большинство пожаров возникает в местах пикников, сбора грибов и ягод, во время охоты, от брошенной горящей спички, непотушенной сигареты. Во время выстрела охотника вылетевший из ружья пыж начинает тлеть, поджигая сухую траву. Часто можно видеть, насколько завален лес бутылками и осколками стекла. В солнечную погоду эти осколки фокусируют солнечные лучи как зажигательные линзы. Не полностью потушенный костер в лесу служит причиной последующих больших бедствий. Каждый лесной пожар - стихийное бедствие, которое наносит огромный экономический ущерб, приводит к гибели большого количества зверей и птиц, наносит непоправимый урон природе.

Видеоролик 3 (Слайд 13)

Воспитатель: Спасибо! Сколько процентов лесных пожаров происходят по вине человека? (80%, 8 из 10 пожаров) (Слайд 14)

- Что такое весенние палы? (поджигание травы весной)

- Когда начинается пожароопасный сезон лесных пожаров?

(Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до появления полного зеленого покрова или наступления устойчивой  дождливой осенней погоды) (Слайд 15)

Воспитатель:

Сезон лесных пожаров стартовал в Челябинской области с середины апреля. Уже  ликвидировано 68 лесных пожаров, которые охватили 163 гектара. Больше всего возгораний (18) произошло в близлежащем от Копейска Красноармейском районе.

Традиционно, причиной возгорания в этом году чаще всего становится неосторожное обращение с огнем. Это сельскохозяйственные палы, которые выходят из под контроля. Еще посетители леса часто кидают окурки в сухую траву, не следят за костром – все это приводит к беде для самих людей и лесных обитателей. (Слайд 16)

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы немного отдохнем и поиграем с вами в игру «ЗАПРЕЩЕНО». Я вас условно поделю по командам, та команда, которой в руки прилетит воздушный шарик (уголек), должна быстро назвать то, что ЗАПРЕЩЕНО делать в пожароопасный сезон в лесу. А я эту игру начну.

(Слайд 17)

  • разводить костры, особенно в хвойных молодняках, на торфяниках, в местах с сухой травой, под кронами деревьев, а так же на участках поврежденного леса;
  • бросать горящие спички, окурки, вытряхивать из курительных трубок горячую золу;
  • стрелять из оружия, использовать пиротехнические изделия;
  • оставлять в лесу промасленный или пропитанный бензином, керосином и иными горючими веществами материал;
  • оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки, осколки стекла, другой мусор;
  • выжигать траву, сухие листья;
  • Не использовать во время охоты пыжи из тлеющих материалов. (Слайд 18)

Воспитатель: Молодцы! Продолжим! 

Разделяют следующие виды пожаров: верховые, низовые, и подземные (торфяные). (Слайд 19 схема)

Низовые пожары возникают в основном в лесах, где много опавших сухих листьев, веток и коры. Обгорает травяной покров, лесная подстилка, мхи и лишайники, кора нижней части деревьев. (Слайд 20)

Верховые пожары, это те при которых горят верхушки деревьев, огонь распространяются от подстилки до крон деревьев по всему древесному стволу. Сгорают хвоя, листья, ветки и вся кровля. Летят искры, ветки, слышен шум. (Слайд 21)

Подземные (торфяные) пожары в лесу чаще всего связаны с возгоранием торфа, которое становится возможным в результате осушения болот, самовозгорание происходит при температуре свыше 50 С.

Горит торфяной или перегнойный слой, корни деревьев до минерального грунта или  грунтовых вод. Деревья на площади пожара падают.

(Слайд 22)

Торф – горючее полезное ископаемое, продукт неполного разложения растительной массы.
Состоит (60% из углевода, 40 % из кислорода). Кислород в составе торфа позволяет ему гореть (тлеть) без доступа воздуха.
(Слайд 23)

Воспитатель: Чем такой вид пожара может быть опасен?

Ответы детей:

- В почве образуются пустоты, в которые можно провалиться и сгореть;

- Неожиданными прорывами огня на поверхность;

- Можно задохнуться от задымления (при горении торфа выделяются вредные вещества: сажа, метан, дым и другие). (Слайд 24)

Воспитатель: По скорости распространения огня (продвижения кромки пожара) и высоте пламени лесные пожары подразделяются на сильные, средние и слабые.

Скорость распространения слабого низового пожара – до 1 м/мин, сильного – более 3 м/мин.

Скорость распространения слабого верхового пожара – до 3 м/мин, сильного – более 100 м/мин.

Глубина прогорания слабого подземного пожара – до 25 см, сильного – более 50 см. Огонь при торфяном пожаре движется со скоростью нескольких метров в сутки.

Скорость пешехода больше 80 м/мин. (Слайд 25 рисунок) Можно сделать вывод, что от пожара можно уйти: скорость пешехода – больше  80 метров в минуту, низового пожара – 1-3 метра. А вот от верхового пожара убежать почти невозможно.

Видеоролик 4 (Слайд 26)

Воспитатель: А теперь давайте представим ситуацию:

1. Вы с друзьями выехали в лес на отдых. Вам нужно развести костёр. Как вы это будете делать? Вам надо вспомнить правила разведения костра и правила безопасности в лесу. (Слайд 27)

ПРАВИЛА РАЗВЕДЕНИЯ КОСТРА:
Костер лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дерн (
густо заросший травой, скрепленный корнями многолетних растений верхний слой почвы), и разводить костер в образовавшейся яме;
Расчистить место, убрать всю сухую траву;
Нельзя разводить костер под раскидистым деревом, на торфянике;
Для растопки собирать сухие веточки, бересту, использовать для костра поваленные деревья;

Покидая привал, не забудьте о правилах безопасности в лесу:
затушите костер (залейте водой или засыпьте землей), удостоверьтесь, что он действительно потух!
 (Слайд 28)                                                                

2. Находясь в лесу, вы почувствовали запах дыма. Вы поняли, что оказались в зоне лесного пожара. Каковы ваши дальнейшие действия? (Слайд 29)

Дети отвечают на вопрос, а после уже на экран выводятся по очереди слайды с ответом.

“Если пожар только – только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя веником из зеленых веток, залить водой, засыпать землей или песком. (Слайд 30)

Если пожар сильный, ваша задача как можно быстрее покинуть это опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнём. Сильные пожары тушат с использованием специальной техники – машин и авиации. (Слайд 31)

Уходить от лесного пожара необходимо против ветра (идти на ветер), обходя очаг пожара сбоку (параллельно ему).  (Слайд 32)

Чтобы укрыться от пожара нужно выйти на дорогу, широкую просеку, опушку леса, к водоёму. Относительно безопасным местом является вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда, выгоревший участок (если это не торфяники). (Слайд 33)

Для защиты от дыма рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой. Опасен не только огонь, но и дым: можно получить ожог дыхательных путей или отравиться угарным газом. (Слайд 34)

По возможности вызови противопожарную службу по номеру 01 (по мобильному телефону по номеру 112) . Максимально четко и ясно объясни, что происходит и назови свое местонахождение. (Слайд 35)

Закрепление нового материала:

Воспитатель: А сейчас мы подведём итог нашего занятия с помощью тестирования.

ТЕСТИРОВАНИЕ (Слайд 36)

1. Как называется наука о лесных пожарах?

а) экология; б) пирология; в) геология.

2. При каком пожаре горят лесная подстилка, травы, кусты?

а) при низовом; б) при верховом; в) при торфяном.

3. При каком пожаре горят кроны деревьев?

а) при низовом; б) при верховом; в) при подземном.

4. Где нельзя разводить костер?

а) на старом кострище; б) в вырытой яме в) под деревьями.

5. Как тушат только что начавшийся пожар?

а) сбивая пламя веником из зеленых веток; б) накрывая пламя собственной одеждой; в) задувая пламя

6. Что может в лесу выполнить роль зажигательной линзы? 

а) бумага б) осколок в) кирпич

7. Огонь, выходящий из-под контроля человека.

а) пожар б) костер в) самовозгорание

8. Травма, часто сопровождающая пожары.

а) порез б) обморок в) ожог

9. Какова скорость сильного верхового пожара?

а) более 100 м/мин. б) более 60 м/мин в) более 3 м/мин

10. При каком виде пожара сгорают корни деревьев, деревья на площади пожара падают?

а) низовой б) верховой в) подземный (торфяной)

ОТВЕТЫ: 1- б, 2 – а, 3 – б, 4 – в, 5 – а, 6- б, 7 – а, 8 – в, 9 – а, 10 – в.

Проверка.

Подведение итогов урока (Рефлексия)

Воспитатель: Понравилось ли вам занятие? Полезна ли и интересна была вам информация, полученная на занятии? Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Мне понравились ваши ответы, я довольна вашей работой.  

Итог. Россия занимает первое место в мире по количеству лесов.

Лес – это источник жизни. Беречь его – обязанность каждого. (Слайд 37)

Сохраним родной лес! (Слайд 38) Спасибо! (Слайд 39)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ»

Слайд 3

неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. ЛЕСНОЙ ПОЖАР – это

Слайд 4

ПИРОЛО`ГИЯ ЛЕСНАЯ - наука о лесных пожарах, их учете, причинах и последствиях, а так же определяются меры борьбы с лесными пожарами.

Слайд 5

Доклад: «ДАННЫЕ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2012 и 2013 года»

Слайд 6

А в 2012 в 4, 5 раза больше Сколько в Челябинской области было ликвидировано лесных пожаров в 2013 году? 417 (417*4,5=1877 лесных пожаров)

Слайд 7

Причины возникновения лесных пожаров

Слайд 8

1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР: - брошенная горящая спичка, непотушенный окурок; - непогашенный костер; - разбрасывание и сжигание мусора (осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза; выжигание сухой прошлогодней травы; разведенный костер в местах с подсохшей травой, под деревьями.

Слайд 9

2. ПРИРОДНЫЙ ФАКТОР: молния, сухие грозы, ветер, высокая температура воздуха , засуха, самовозгорание торфяника.

Слайд 10

Основная причина лесных пожаров – безответственное поведение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнём и нарушают правила пожарной безопасности.

Слайд 11

Доклад: «ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ»

Слайд 14

Около 80% лесных пожаров возникает по вине человека.

Слайд 15

Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до появления полного зеленого покрова или наступления устойчивой дождливой осенней погоды.

Слайд 16

Сезон лесных пожаров стартовал в Челябинской области с середины апреля. Уже ликвидировано 68 лесных пожаров, которые охватили 163 гектара.

Слайд 17

Игра «ЗАПРЕЩЕНО» (Что запрещено в пожароопасный сезон в лесу?)

Слайд 18

В пожароопасный сезон в лесу категорически запрещается: разводить костры, особенно в хвойных молодняках, на торфяниках, в местах с сухой травой, под кронами деревьев, а так же на участках поврежденного леса; бросать горящие спички, окурки, вытряхивать из курительных трубок горячую золу; стрелять из оружия, использовать пиротехнические изделия; оставлять в лесу промасленный или пропитанный бензином, керосином и иными горючими веществами материал; оставлять на освещенной солнцем лесной поляне бутылки, осколки стекла, другой мусор; выжигать траву, сухие листья; Не использовать во время охоты пыжи из тлеющих материалов.

Слайд 20

НИЗОВЫЕ ПОЖАРЫ 90 % всех случаев лесных пожаров – низовые. Возникают в основном в лесах, где много опавших сухих листьев, веток и коры. Обгорает травяной покров, лесная подстилка, мхи и лишайники, кора нижней части деревьев.

Слайд 21

ВЕРХОВЫЕ ПОЖАРЫ Горят верхушки деревьев, огонь распространяются от подстилки до крон деревьев по всему древесному стволу. Сгорают хвоя, листья, ветки и вся кровля. Летят искры, ветки, слышен шум.

Слайд 22

Подземные (торфяные) пожары Чаще всего связаны с возгоранием торфа, которое становится возможным в результате осушения болот, самовозгорание происходит при температуре свыше 50 С. Горит торфяной или перегнойный слой, корни деревьев до минерального грунта или грунтовых вод. Деревья на площади пожара падают.

Слайд 23

Торф – горючее полезное ископаемое, продукт неполного разложения растительной массы. Состоит (60% из углевода, 40 % из кислорода). Кислород в составе торфа позволяет ему гореть (тлеть) без доступа воздуха.

Слайд 24

ОПАСНОСТИ ПОДЗЕМНОГО (ТОРФЯНОГО) ПОЖАРА: - В почве образуются пустоты, в которые можно провалиться и сгореть; - Неожиданными прорывами огня на поверхность; - Можно задохнуться от задымления (при горении торфа выделяются вредные вещества: сажа, метан, дым и другие).

Слайд 27

1. Вы с друзьями выехали в лес на отдых. Вам нужно развести костёр. Как вы это будете делать?

Слайд 28

ПРАВИЛА РАЗВЕДЕНИЯ КОСТРА: Костер лучше разводить на старом кострище. Если его нет, то лопатой надо снять дерн (верхний слой почвы), и разводить костер в образовавшейся яме; Расчистить место, убрать всю сухую траву; Нельзя разводить костер под раскидистым деревом, на торфянике; Для растопки собирать сухие веточки, бересту, использовать для костра поваленные деревья; Покидая привал, не забудьте о правилах безопасности в лесу: затушите костер (залейте водой или засыпьте землей), удостоверьтесь, что он действительно потух!

Слайд 29

2. Находясь в лесу, вы почувствовали запах дыма. Вы поняли, что оказались в зоне лесного пожара. Каковы ваши дальнейшие действия?

Слайд 30

Если пожар только начинает разгораться , попытайтесь сбить пламя веником из зеленых веток, залить водой, засыпать землей или песком.

Слайд 31

Если пожар сильный , ваша задача как можно быстрее покинуть это опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнём. Сильные пожары тушат с использованием специальной техники – машин и авиации.

Слайд 32

Уходить от лесного пожара необходимо против ветра ( идти на ветер ), обходя очаг пожара сбоку (параллельно ему).

Слайд 33

Чтобы укрыться от пожара нужно выйти на дорогу, широкую просеку, опушку леса, к водоёму. Относительно безопасным местом является вспаханное поле, каменистая гряда, выгоревший участок (если это не торфяники).

Слайд 34

Для защиты от дыма рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой. Опасен не только огонь, но и дым: ты можешь получить ожог дыхательных путей или отравиться угарным газом.

Слайд 35

По возможности вызови противопожарную службу по номеру 01.

Слайд 36

ТЕСТИРОВАНИЕ Закрепление темы занятия: «ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ»

Слайд 39

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лесные пожары

Изучение видов лесных пожаров в Камышенском производственном участке Сафакулевского лесхоза Курганской  области на период 2007-2008 годы, условия их возникновения, распространения и поведения, пр...

Лесные пожары

Конспект урока по ППБ + приложение...

Лесные пожары (видеоролик)

озвученые картины...

Экологический проект "Лесной пожар - экологическая опасность! Проблемы и способы решения"

Из года в год лесные пожары наносят непоправимый ущерб сибирским лесам, уничтожают деревья, кормовые базы диких зверей, гнездовья птиц. Только в прошлом году в Иркутской области было зарегистрир...

разработка урока по экологии "Лесные пожары"

В этом материале представлены причины лесных пожаров и показано бедствие, которое несут лесные пожары....