доклад Системно-деятельностный подход на уроках ОБЖ
статья по обж по теме

Потапова Ирина Леонидовна

выступление на педсовете по теме  Системно-деятельностный подход на уроках ОБЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход на уроках ОБЖ.

Потапова И.Л.-преподаватель-организатор ОБЖ

       Слайд 1   Эпиграф «Чего не сможем купить, то обязаны придумать»У.Черчилль

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Слайд 2  Всем нам хорошо известно, что программа курса ОБЖ предназначена для того, чтобы с раннего детства научить и подготовить человека избегать экстремальные ситуации, а если они случились – найти вовремя правильное решение. Поэтому перед нами, учителями ОБЖ, стоит задача использовать в работе наиболее эффективные практико-ориентированные методы и информационно-образовательные технологии.

Слайд 3  Китайская мудрость:“Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Слайд 4 Системно-деятельностный подход предполагает:

  • ориентацию на результат образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
  • учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей учащегося; обеспечения преемственности образования; разнообразия организационных форм; учет индивидуальных особенностей каждого, гарантируемость достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Слайд 5 Аспекты организации учебного курса ОБЖ :

  • - направленность содержания на формирование духовно-нравственных ценностей (воспитание и развитие качеств конкурентно-способной личности, толерантной личности, осознание себя как гражданина);
  • - соответствие содержания учебных занятий целям деятельности;
  • - обеспеченность усвоения содержания курса ОБЖ всеми сенсорными каналами (вижу, слышу, ощущаю);
  • - выбор формы творческого самовыражения;
  • - наличие критериев само- и взаимооценки.

Слайд 6 Роль учителя

При системно-деятельностном подходе в образовании учитель выступает в роли «управленца». Его задача – не «напичкать» учащегося информацией, а построить образовательный процесс так, чтобы учащийся сам осуществил сбор необходимой информации, спланировал вариант решения проблемы, сделал выводы, проанализировал свои действия и тем самым сформировал «по-кирпичику» новые знания и приобрел опыт. А помогает этому на уроках ОБЖ использование метода проектирования, технология групповой работы, технология развития критического мышления.

Слайд 7 Цель образования сегодня:

общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Слайд 8 Для этого в своей деятельности я использую активные формы работы:

  • -  разработка и реализация проектов;
  • - обсуждение сообщений, докладов;
  • - тематические викторины и конкурсы;
  • - интеллектуальные игры;
  • - практикумы и тренинги;
  • - составление презентаций по теме урока;
  • - составление кроссвордов и чайнвордов;
  • - представление правил безопасности в виде рисунков;
  • - обоснование правил безопасности в мини-сочинениях

Слайд 9  Метод проектирования -это педагогическая технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, жизненной практикой, на формирование у учащихся специфических навыков и умений посредством организации системно- деятельностного подхода.

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Слайд 10  Образовательная технология проектной деятельности реализуется в несколько этапов и имеет циклический вид.

Проектный цикл-это отрезок времени, в который осуществляется совместная деятельность учащихся от постановки проблемы , конкретной цели до фиксированного проявления запланированных результатов в виде конкретного продукта и личностных качеств, связанных с реализацией проекта и ценностно-смысловой деятельности.

Этапы проекта: ценностно-ориентированный, конструктивный , оценочно-рефлексивный , презентативный.

Слайд 11 Примеры проектной деятельности из моей педагогической практики.

В процессе подготовки Дня защиты детей традиционно с учащимися 10-11 классов реализуется проектная деятельность:

  • Проекты по Пожарной безопасности во 2б , 3а классах
  • Проекты по ПДД в 1а, 1в, 4а, 4б классах
  • Проект «Первая медицинская помощь» во 2а классе
  • Проект «Вредные привычки» в 3в классе
  • Проект «Личная гигиена» в 1б классе
  • Проект «Здоровый образ жизни» в 3б классе

Ограничения в использовании технологии:

  • Низкая мотивация учащихся к участию в проекте
  • Недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности
  • Нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом

Слайд 12 Технология групповой работы

  • Основной целью групповых технологий является обеспечение активности в деятельности учащихся и достижение высокого уровня в освоении содержания обучения, что  определяет актуальность, значимость и эффективность использования этих технологий.
  • Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе коллектива (класса):
  •          создаются небольшие рабочие группы (5-7 учащихся) для совместного выполнения учебного задания, и\или
  •          организуется межгрупповое взаимодействие по достижению одной общей для всех цели.

Слайд 13 Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;

- распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);

- коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;

- обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; проблемы;

- взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

- рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;

- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;

- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

- состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, психологической совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Слайд 14

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:

1.Подготовка к выполнению группового задания:

  • - постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
  • - инструктаж о последовательности работы;
  • - раздача дидактического материала по группам.

Слайд 15  2.Групповая работа:

  • - знакомство с материалом, планирование работы в группе;
  • - распределение заданий внутри группы;
  • - индивидуальное выполнение задания;
  • - обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
  • - обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
  • - подведение итогов группового задания.

Слайд 16  3.Заключительная часть:

  • - сообщение о результатах работы в группах;
  • - анализ познавательной задачи, рефлексия;
  • - общий вывод о групповой работе и достижения поставленной цели;
  • - дополнительная информация учителя.

Слайд 17  Использование метода в моей педагогической практике.

Темы «Вы- пешеход», «Вы- пассажир»,»Чрезвычайные ситуации природного характера», «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека»в 5 классе

Темы «Общая характеристика природных явлений», «Правила безопасного поведения во время землетрясения» 7 класс

Темы «Потенциальные опасности аварий и катастроф местных предприятий и их влияние на здоровье людей» ,»Физиологические и психологические особенности организма подростка» , «Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение»8 класс

Тема «Терроризм и безопасность человека» 9 класс

Темы «Правила поведения в ситуациях криминогенного характера».«Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» , «Организационная структура Вооруженных Сил.Виды ВС, рода войск.История их создания и предназначение»10 класс

Опыт показывает, что если вводную часть взять за единицу времени, то групповая работа должна продолжаться примерно 6 и заключительная часть - 2 единицы.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач. Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, при отработке навыков практических действий(работа в парах (наложение поязок); при решении проблемных и творческих задач; при изучении текстов и т.п. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации. Я использую их как средство организации учебно-познавательного процесса в игровой деятельности, проектировании и других технологиях, приоритетных для того или иного образовательного события.

Развитие критического мышления через чтение и письмо

Идея развития критического мышления является довольно новой для российской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 1990-х годов. Сторонников развития критического мышления достаточно много.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов, с тем чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Критическое мышление- это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Цель технологии- обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности в будущем.

Основным критерием оценки результата является критичность мышления, которая может быть раскрыта через следующие показатели: оценка (Где ошибка?);диагноз (В чем причина?); самоконтроль (Каковы недостатки?); критика (Согласны ли вы? Опровергните. Приведите контраргументы); прогноз (Постройте прогноз).

Ограничения

1.Подготовка специального содержания текстов.

2.Невысокий уровень сформированности у школьников умений самостоятельной работы.

Слайд 18  Развитие критического мышления через чтение и письмо

Образовательная технология развития критического мышления и письма -система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов-реализация смысла (осмысление)-рефлексия.

Технология РКМЧП подразумевает аутентичную цели диагностику и следование определенным коммуникативным и поведенческим условиям: уважение к личности ребенка , принятие разных точек зрения, учет индивидуального стиля учебной деятельности, готовность идти на оправданный риск.

Слайд 19 Методически приемы, применяемые в моей педагогической практике.

  • Кластеры
  • «Выглядит как… звучит как…»
  • Маркировка текста «Инсерт»
  • Таблица «Плюс- минус-интересно»
  • Конструктивная таблица «Знаем -Хотим узнать-Узнали»
  • «Мозговая атака»
  • Стратегия решения проблем «Идеал»
  • Ключевые слова
  • «Шесть шляп мышления»
  • Стратегия «Зигзаг»
  • Двойные дневники

Слайд 20  Выводы:

Организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Слайд 21-24  Сравнительные возможности образовательных технологий.

Обозначения:1-1-й уровень, слабо способствует достижению данного параметра;

2-2-й уровень, способствует достижению по отдельным компонентам;

3-3-й уровень, способствует наиболее полной реализации параметра.

п/п

Характеристики технологий

ТЕХНОЛОГИИ

Объяснительно-иллюстративное обучение

Технология групповой работы

Технология проектного обучения

Технология развития критического мышления

1

2

3

4

5

6

1

Доминирует формирование теоретических знаний

3

2

2

2

2

Доминирует формирование практических умений

При использовании наглядности

3

3

2

3

Способствует развитию памяти

2

2

3

3

4

Способствует развитию мышления

ситуативно

2

3

3

5

Формирует познавательную активность

2

3

3

3

6

Формирует положительные эмоции

ситуативно

3

3

3

7

Ориентирует отвечать на вопросы: Кто? Что?

да

да

8

Ориентирует отвечать на вопросы: Как?

да

да

да

9

Ориентирует отвечать на вопросы: Зачем?

да

да

10

Количество решений

одно

Одно-два

много

много

11

Позиция учителя

«сверху»

эксперт

рядом

рядом

12

Потребление продукта (интеллектуального, эмоционального, материального)

3

2

1

1

13

Производство продукта

(в виде своих способностей)

1

2

3

3

14

Взаимообмен продуктом (интеллектуальным, эмоциональным, материальным)

1

3

1

3

15

Материальные затраты при подготовке к уроку

Обычное оборудование

Большие затраты

Обычное оборудование

Тексты для каждого или обычное оборудование

16

Временные затраты на подготовку к уроку

Зависят от подготовленности учителя

Больше, чем при традиционном

Несколько больше, чем при традиционном

Как и при традиционном

17

Расход учебного времени

В пределах учебного плана

При высоком темпе в пределах учебного плана

Большой

Большой, в дальнейшем окупается

18

Способствует формированию ценностных ориентаций

ситуативно

2

2

3

Слайд 25  Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Слайд 26 Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.

Слайд 27 “Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”.                                       Д.Писарев

Слайд 27 Литература, использованная при подготовке к педсовету.

  • Агапов И.Г.Учимся продуктивно мыслить//Библиотечка «Вестника образования».-М., 2001.- №2.
  • Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы.- 1995. - №6. –С.39-47.
  • Дьяченко В.К. Современная дидактика: Теория и практика обучения в общеобразовательной школе: В 2ч. – Новокузнецк, 1996.
  • Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. —— М: Издательский центр «Академия», 2005. -288с.
  • Левитес Д.Г.Практика обучения»:Современные образовательные технологии. – Мурманск, 1997.
  • Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе /Науч. Ред. Т.И.Шамова, П.И.Третьяков. – М.; Тюмень, 1994.
  • Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений /Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; Под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. -384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад"Системно-деятельностные подход в обучении иностранным языкам в начальной школе"

Доклад подготовлен в рамках методической недели, представляет собой информацию о данном методическом подходе и рекомендации по работе на различных этапах обучения....

Доклад. Системно - деятельностный подход - основа стандартов второго поколения.

В данном докладе раскрывается сущность системно - деятельностного подхода в обучении....

Свидетельство об участии доклада "Системно - деятельностный подход в обучении истории"

Доклад принял участие в конкурсе докладов в рамках 14 - го Всероссийского интернет- педсовета...

Доклад "Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания"

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования ...

Доклад "Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС"

Доклад на тему "Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС"...

Доклад: "Системно-деятельностный подход в обучении на уроках русского языка

Системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании  человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего. Он нацелен на развитие личности, на формирование...