Вводный урок ОБЖ
статья по обж (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Вводный урок ОБЖ
Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), предопределило образование многих международных организаций и, в конечном счете, привело к созданию ООН, призванной обеспечивать безопасность существования всего населения Земли.
- Безопасность – это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
- Безопасность – это:
- наука, которую надо изучать и развивать;
- искусство, которое надо постигать;
- культура, которую надо воспитывать.
- Жизненно важные интересы – это:
- экономическая самостоятельность;
- правовое и социальное благополучие;
- структурная целостность;
- стабильное и эффективное функционирование.
Безопасность – это повседневная, тяжелая, рутинная, но крайне важная работа.
Безопасность в исходном и в самом общем смысле слова – это "состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасностей".
Безопасность – это состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для выживания и развития.
Современные проблемы человечества:
- сохранение мира на Земле;
- экологическая проблема, связанная с разрушением природной среды;
- демографическая проблема, порожденная быстрым ростом численности населения и его миграцией в глобальном масштабе;
- продовольственная проблема;
- экономическая проблема;
- энергетическая и сырьевая проблема, вызванная ограниченностью минерально-сырьевых и других природных ресурсов планеты;
- информационная проблема;
- проблема здоровья человека и человечества.
Опасности – это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию
Представляется целесообразным группировать опасности и угрозы по следующим признакам:
- по направленности против определенных субъектов, их интересов и потребностей, а также против тех или иных объектов (в том числе природных);
- по отношению к объектам воздействия – на внутренние и внешние;
- по сферам действия (экология, экономика, политика, социальная область, сфера обороны, культурология и т.д.);
- по масштабам (глобальные, региональные, государственные, местные и т.д.);
- по способам и формам проявления (заявления, конкретные действия, совокупность обстоятельств, которые могут породить опасность в перспективе и требуют защитного реагирования, и т.д.);
- по источникам и движущим силам (природные, обусловленные деятельностью людей и т.д.);
- по ожиданию воздействия на объекты (время наступления опасности).
Основным в теории безопасности жизнедеятельности является понятие угрозы. Угроза – это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.
Классификацию угроз можно производить на основании учета источника их происхождения. В соответствии с этим можно выделить:
- угрозы природного характера (наводнения, цунами, землетрясения, бураны, сели, тайфуны и т. д.)
- угрозы техногенного характера (аварии, катастрофы, пожары, взрывы и т.п.)
-угрозы социального характера (социально-психологические, связанные с социальной напряженностью, конфликтностью и пр.);
- угрозы военного характера (применение агрессором ядерного, химического, биологического оружия, обычных средств массового поражения)
Исходя из выше изложенного, предлагаю дать следующее определение предмета ОБЖ: «ОБЖ это отрасль знания, изучающая основные сведения БЖД, представляющее собой технологию социальной адаптации ребенка к современному опасному миру».
И тогда уроки основ безопасности жизнедеятельности должны решать следующие задачи - научить:
- предвидеть опасность,
- распознавать опасность,
- классифицировать опасность,
- избегать опасность,
- правильно действовать в опасной ситуации.
На основе анализа базовых ценностей таких как «жизнь» и «здоровье» формулируется идея воспитания безопасной личности, т.е. «личности неспособной причинить вред ни людям, ни природе, ни самой себе».
Понятие «личность безопасного типа» отражает цели общества, всей системы воспитания и обучения, ориентирующихся на формирование личности безопасной, прежде всего для себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие, способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз. Анализируя предпосылки формирования личности безопасного типа, предполагается возможным называть социальные и психологические характеристики такой личности.
Во-первых, личность безопасного типа — это разносторонне подготовленная личность, которая выступает носителем научных знаний о безопасной жизнедеятельности, представленных в более или менее концептуальной форме. Личности безопасного типа присущи твердые ориентации в культуре своего социума, то есть на лицо четкая идентификация себя с тем или иным типом культуры. При этом личность безопасного типа лишена враждебных чувств к другим культурам и представителям других культур. Более того, человек, являющийся носителем культуры безопасности открыт к диалогу. Он способен выстраивать в своей душе иерархию ценностей. Определять свои жизненные цели и добивается их реализации, опираясь на традиции, укорененные в обществе, в рамках правовых и моральных норм, глубоко им усвоенных. Личность безопасного типа наделена чувством человеческого достоинства и уважает достоинство других людей. Это человек совести. Гражданские чувства и патриотизм составляют неотъемлемое содержание качеств личности безопасного типа. Человек, обладающий культурой безопасности, находится в гармонии с природой и бережет ее. Носитель культуры безопасности технически грамотен, способен ориентироваться в небезопасном для него окружении, знает алгоритмы безопасного поведения в неблагоприятных, вредных и опасных условиях. Одним из наиболее важных показателей безопасной личности является в настоящее время ее способность и умение учиться и переучиваться, что повышает ее способности к адаптации. Словом, личность безопасного типа — это человек со знаниями и ценностями.
Во-вторых, в понятии личности безопасного типа фиксируется гармонический сплав разнообразных познавательных способностей человека: чувственного опыта, мышления, воображения, интуиции, нравственного опыта и веры. Если образованный в области безопасности человек отличается рационализмом, то человек, являющийся носителем культуры безопасности предполагает гармоничное развитие разума, чувств и воли.
Целью курса ОБЖ является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим. Стратегическими задачами курса ОБЖ признано считать: сохранение жизни и здоровья человека в опасных, экстремальных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; организация повседневной жизни человека без травм, ранений и других видов поражений; по возможности продление срока активной жизни человека. Для решения поставленных обществом целей и задач недостаточно образования, направленного на передачу максимального объема специальных знаний, знаний недооценивающих мировоззренческие, духовно-нравственные основы человеческого существования. Необходимо знание, преподаваемое с учетом его роли и места в конкретной культуре, которое способно не только поднять статус знания вообще на более высокий уровень, но и способствовать дальнейшему единению процессов образования, воспитания и становления человека как личности, так как образование в данном случае выполняет функцию формирования её мировоззренческой позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."
Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...
Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.
познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениям...
Урок русского языка в 6 классе "Имя существительное как часть речи. (Вводный урок)"
Урок русского языка в 6 классе Тема: Имя существительное как часть речи. (Вводный урок).Цели урока:1)...
Вводный урок по физкультуре из цикла уроков по разделу "Гимнастика" для учащихся 5 класса с использованием мультимедийных средств
Разработка урока по физической культуре для 5 класса по теме «Гимнастика» относится к уроку изучение нового материала. Учащиеся подготавливаются к восприятию материала на последующих уроках данной тем...
Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" с использованием ИКТ
Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для учащихся 6-х классов с использованием ИКТ...
Урок технологии в 5 классе по теме "Вводный урок. Вводный инструктаж".
Первый урок в курсе уроков по технологии в 5 классе...