Методические разработки для учителей основ безопасности жизнедеятельности
методическая разработка по обж (10 класс) по теме
Биоритмы природы и человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нет вредным привычкам места в наших рядах | 605 КБ |
молниепиемник нового образца | 2.74 МБ |
пожарная безопасность школы | 756.5 КБ |
пример проекта | 103 КБ |
Биоритмы | 32.39 КБ |
Совместимость | 965.5 КБ |
Биологическое оружие | 1.08 МБ |
дни воинской славы | 1.1 МБ |
дружба и товарищество | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Республика Татарстан
Муслюмовский район
село Муслюмово
Предмет: « Технология»
Проектная работа на тему:
«Станок для фигурного выпиливания
фанеры»
Проект составил ученик 10 Б класса
Залилов Ришат
Руководитель Амиров К.З.
Муслюмовский лицей
2007 г.
Обоснование
У нас в лицее организовали кружок « Умелые руки», где занимаются ребята с 5- го по 11 классы. Здесь мы изготавливаем различные столярные изделия в свободное от уроков время. Особое внимание уделяется на занятиях резьбе по дереву, выпиливанию фигурных изделий и художественной обработке древесины. Но так как время занятий на кружках ограничено, я для того чтобы мог изготавливать такие изделия дома, задумал смастерить различные станки наподобие школьных.
Один из таких станков это – станок для фигурного выпиливания древесины, т. е. стационарный электролобзик. Имея такой станок я теперь могу в домашних условиях изготавливать изделия, имеющие фигурные нарезные детали.
У нас на чердаке хранятся много разных старых или неисправных вещей, среди которых была и старая швейная машина. Увидев однажды эту машину, мне в голову пришла одна мысль: нельзя ли приспособить эту машину для фигурного выпиливания древесины.
Немного подумав, я пришел к выводу, что если закрепить пилку вместо иглы на игловодитель можно эту машину использовать как лобзик, что я и сделал. Для этого я разобрал машину, снял все не нужные детали, перевернул игловодитель. Потом приспособил электродвигатель от старой швейной машины к станку, установил на игловодитель переходник-муфту для крепления пилки и прикрепил рабочий стол. Выполнил все необходимые электромонтажные работы, соблюдая правила электробезопасности.
Таким образом, теперь я в свободное время могу изготавливать интересующие меня вырезные фасонные изделия чего я не смог бы изготовить без такого удобного станка.
После такой переконструкции швейную машину легко можно вернуть в исходное состояние, то есть ее можно использовать по ее прямому назначению. Для этого просто нужно обратно поставить снятые детали и иметь в запасе другой игловодитель.
Эта машина очень удобна в эксплуатации, так как она включается и выключается с помощью ножного выключателя и обе руки свободны для манипулирования заготовкой. Кроме этого можно регулировать обороты двигателя с помощью ножного регулятора, что тоже очень удобно. Еще одно преимущество машины заключается в том, что при работе на машине почти вся опилка, образуемая при пилении накапливается внутри нижнего ящика машины, а не разбрасывается как это бывает при работе с электролобзиком.
А в будущем я планирую сделать эту машину универсальной, приспособив к ней еще и прялку.
1
Технологическая карта
Последовательность выполнения | Графическое изображение | Инструменты и принадлежности |
Выточить на токарном станке втулку для муфты, просверлить центральное отверстие для установки на игловодитель | Токарный станок, Заготовка, Сверло, Пассатижы. Сверлильный станок | |
Просверлить отверстие под прижимной винт и нарезать резьбу | Сверло Сверлильный станок Резьбонарезные инструменты | |
Снять игловодитель из машины и выточить паз со стороны прижимного винта | Электроточило штангенциркуль | |
Разобрать машину и снять все ненужные детали с машины. Установить игловодитель на свое место | Отвертка Гаечные ключи | |
Снять с машины рабочий стол и увеличить отверстие для прохода рабочей пилки | Отверка Ножовка по металлу Напильники | |
Устоновить рабочий стол на место и собрать машину | Отверка Гаечные ключи Пассатижи | |
Установить муфту на игловодитель , поставить на место готовую пилку и прижать с помощью прижимного винта | Отверка Пассатижи Прижимной винт | |
Установить электродвигатель . Повернуть прижимную лапку на 90 градусов чтобы не задела муфту при ее работе и машина готова к работе | Отверка Пассатижи Гаечные ключи |
Технический рисунок
Правила безопасности при изготовлении
- При изготовлении пользоваться только исправным инструментом.
- Работать только в рабочей одежде.
- С режущими инструментами обращаться осторожно, работать « от себя».
- Работать на токарном станке только после разрешения учителя и только под его наблюдением.
- Заготовку на станок установить , снять и произвести замеры только после полной остановки станка.
- Не оставлять на станке перед работой заготовки, ключи и другие принадлежности.
- При работе на сверлильном станке застегнуть все пуговицы, убрать все свисающие элементы одежды.
- При сверлении крепко закрепить заготовку в тисках или придерживать пассатижами.
- При сверлении надеть защитные очки.
- При монтаже электродеталей соблюдать правила электробезопасности, не оставлять оголенные участки электропроводов и приборов.
- При работе на машине и при пилении фанеры работать особенно осторожно, не подпускать руки близко к работающей пилке, подачу производить плавно и без рывков.
Товарный знак
Экономический расчет
Швейную машину для изготовления станка я использовал из числа списанных вещей на чердаке. Поэтому при исчислении экономических затрат стоимостью швейной машины можно пренебречь. Экономические затраты на изготовление станка таким образом состоят из стоимости:
- набора пилок для электролобзика – 180 рублей;
- металлической заготовки для муфты – 20 рублей;
- электроэнергии затраченной на токарном станке , электроточиле и сверлильном станке – 20 рублей;
- электроэнергии использованной на освещение помещения при изготовлении –
10 рублей;
5. набора метчиков для нарезания резьбы на муфте – 150 рублей;
6. лакокрасочных материалов – 120 рублей;
Таким образом на изготовление станка я истратил всего :
180 + 20 + 20 + 10 + 150 + 120 = 500 ( рублей)
Исходя из выше перечисленных себестоимость станка не считая физических затрат равна 500 рублям.
Содержание
- Обоснование выбора проекта ……………….1
- Товарный знак……………………………….......2
- Технический рисунок……………………….....3
- Кинематическая схема станка……………..4
- Постановка задачи по проекту……………..5
- Решение поставленных задач……………….6
- Технологическая карта…………………………7- 8
- Схема соединительной муфты……………….9
- Сборочный чертеж рабочей части ……….10
10. Правила безопасности при изготовлении…11
11. Экономический расчет………………………12
12. Экологическая оценка……………………….13
13. Анализ выполненной работы.
Используемая литература…………………14
Кинематическая схема станка
Соединительная муфта
Сборочный чертеж рабочей части
муфта Игловодитель
винт пилка
Постановка задачи по проекту
Меня давно интересовал вопрос: как можно облегчить выполнение таких операций по обработке древесины как шлифование, отделка, покраска и выпиливание лобзиком? Я сначала решил заняться последним и поставил перед собой задачу:
Разработать конструкцию и изготовить машину для фигурного выпиливания фанеры.
Технические требования к машине , как я считаю должны быть следующие:
- Использовать подсобные материалы и оборудование имеющиеся вналичии.
- Размеры машины должны быть таковы, чтобы ее можно было легко перенести с места на место и она занимала мало места.
- Она должна быть проста в изготовлении и не должна включать сложные операции .
- Машина должна соответствовать требованиям безопасности.
Для решения этих задач мне пришлось решить следующие проблемы:
- Какие бытовые приборы и аппараты можно приспособить для изготовления машины?
- Какой вид энергии можно использовать для привода машины?
- Как объединить эти два прибора?
Учитывая выше перечисленное, я пришел к выводу, что передо мной стоит задача на переконструирование. Обдумав все варианты, я пришел к выводу, что наиболее подходящим прибором для изготовления является швейная машина. Теперь остается решить вопрос: как объединить два таких прибора как швейная машина и лобзик.
Решение задач
№ | Контрольные вопросы | Ответы |
1 | Какой объект ты выбрал для изготовления? | Я выбрал для изготовления машину для фигурного выпиливания фанеры, так как она на много облегчит работу и ускорит процесс изготовления изделия |
2 | Каково значение этого объекта? | Эта машина облегчит выполнение работы и ускорит процесс изготовления изделия |
3 | Какие функции может выполнить этот объект? | После переконструирования эта машина сможет выполнить фигурное пиление фанеры и ее можно использовать по назначению, то есть как швейную машину |
4 | Встречал ли ты раньше такие объекты или читал о нем в газетах и журналах7 | Нет |
5 | Из каких основных частей состоит этот объект7 | Машина состоит из швейной машины старого образца отслужившего свой срок, электродвигателя, лобзиковой пилки с муфтой для соединения и резисторного регулятора оборотов |
6 | Какие еще имеет возможности этот объект? | Кроме выпиливания фанеры машину можно использовать по ее прямому назначению, то есть использовать как швейная машина. Для этого просто нужно поставить другой игловодитель и снятые детали |
7 | Как можно закрепить пилку от лобзика к машине? | Пилку можно закрепить к игловодителю с помощью специальной муфты, которую можно легко изготовить на токарном станке в школьной мастерской |
8 | Какие нужны инструменты для изготовления объекта? | Для изготовления машины понадобятся следующие инструменты и приспособления: токарный станок ТВ- 6, электроточило, напильники, сверла, зубило, штангенциркуль, отвертки, гаечные ключи, метчик |
9 | Какие нужны материалы для изготовления объекта? | Для изготовления машины нужны следующие материалы: стальная круглая заготовка диаметром 20 мм, пилка от лобзика, кусок резиновой камеры от матоцикла |
10 | Какова общая стоимость затраченных материалов? | Примерная стоимость изготовления складывается из стоимости материалов и электроэнергии затраченной на изготовление. Стоимостью швейной машины можно пренебречь, так как она из числа списанных |
Анализ выполненной работы
По моему мнению, если у человека хорошая фантазия и умелые руки, то совсем не трудно изготовить простейшие приспособления и механизмы используя подручные материалы и приборы.
Вывод: я ответил на все поставленные мной вопросы и пришел к выводу, что смогу изготовить это изделие. Уменя для этого достаточно необходимых материалов , времени, а самое главное – ЖЕЛАНИЕ!
Используемая литература
- Симоненко В.Д. «Технология» 6 класс
- Симоненко В.Д. «Технология» 7 класс
- Симоненко В.Д. «Технология» 9 класс
- Спиридонов И.Г. «Слесарное дело»
- Боровков Ю.А. «Технический справочник учителя труда»
Предварительный просмотр:
Муслюмовский муниципальный район Республика Татарстан
Научно-методическое пособие для учителей основ безопасности жизнедеятельности
Биоритмы
Автор: преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности МБОУ «Нижнетабынская СОШ» Муслюмовского муниципального района Республика Татарстан
Валеев Фарит Ульфатович
2014 год
Свет представляет собой первично-периодический фактор: закономерная смена дня и ночи, как и сезонные изменения длины светлой части суток, происходят с жёсткой ритмичностью, которая определяется астрономическими процессами и на проявления которой не могут повлиять
условия и процессы, осуществляющиеся на Земле.
В эволюции большинства групп живых организмов основное синхрони-
зирующее значение закрепилось за закономерными изменениями светового режима (фотопериодическая регуляция).
Режим освещения выступает в роли сигнального фактора, который
определяет время начала и окончания активности. Наиболее отчётливо это
проявляется в суточных ритмах жизнедеятельности организмов. В связи с
сезонными изменениями длины дня у многих видов сдвигается и время
активности.
Для коловраток прослежено влияние светового фактора на смену форм размножения. Сменой светового режима контролируются у каракатицы сроки полового созревания и откладки икры. У моллюсков-прудовиков недостаток освещенности вызывает снижение плодовитости. В очень большой степени зависит от света окраски гидробионтов, которая у ряда животных может даже меняться, обеспечивая маскировку на том или ином фоне.
На гидробионтов влияет не только сила света, но и его спектральный состав. У солнечника, культуры которого освещались разным светом, численность особей снижалась с переходом от коротких волн к длинным. Рачки интенсивнее размножались, но были менее крупными при освещении их поляризованным светом. Сильное воздействие на гидробионтов оказывает УФ- облучение. По этой причине, крайне бедна эпифауна освещаемой поверхности коралловых рифов. В опытах асцидии, мшанки, губки и другие животные быстро погибали в аквариумах, не экранированных от естественного света, но хорошо чувствовали себя, когда пластиковый экран предохранял их от влияния лучей короче 400 нм. К УФ-облучению выше устойчивостью пигментированных животных, и преимущественно ими представлена жизнь у поверхности воды при сильном освещении. У многих гидробионтов чётко выражен фототропизм (фототропизм-изменение направления роста органов растений, под влиянием односторонне падающего света. Причём, у планктонных форм, он чаще положительный, у бентосных – отрицательный. У подавляющего числа фотонегативных бентосных животных личинки светолюбивые, благодаря чему они некоторое время держатся в толще воды, где находят для себя более благоприятные условия (пища, кислород). В условиях сильного освещения фотопозитивные организмы могут приобретать отрицательный фототропизм и уходить от света (некоторые водоросли). Огромное значение имеет свет как источник информации о среде, а также для ориентации движений. В связи с этим у гидробионтов хорошо развиты различные фоторецепторы. Многие морские формы способы к свечению, или биолюминесценции. На глубине более 700 м она свойственна подавляющему большинству гидробионтов от простейших до рыб включительно.
Некоторые водные животные различают поляризованный свет и ориентируют свои движения в соответствии с плоскостью поляризации. Например, некоторые моллюски чётко реагируют на изменение плоскости колебания поляризованного света. По Солнцу и голубому небу (поляризованный свет) ориентирует свои движения бокоплав: если поместить над рачком поляроид и начать его вращать, то соответственно поворачивается рачок. Такая же реакция обнаружена у рака.
Свет, падающий на поверхность воды, частично отражаясь от неё, проникает в глубину, где поглощается и рассеивается молекулами воды, а также находящимися в ней частицами. Верхняя зона, где освещённость достаточна для обеспечения фотосинтеза растений, носит название эвфотической, далее простирается сумеречная, или дисфотическая, зона и ещё глубже – афотическая, куда дневной свет не приникает. Способность многих организмов к биолюминесценции вызывает своеобразное явление свечение моря.
Интенсивность света в воде сильно ослаблена из-за его отражения поверхностью и поглощения самой водой. Это сильно сказывается на развитии фотосинтезирующих растений. Чем меньше прозрачность воды, тем сильнее поглощается свет. Прозрачность воды лимитируется минеральными взвесями, планктоном. Уменьшается она при бурном развитии мелких организмов летом, а в умеренных и северных широтах – еще и зимой, после установления ледового покрова и укрытия его сверху снегом.
В океанах, где вода очень прозрачна, на глубину 140 м проникает 1% световой радиации, а в небольших озерах на глубине 2 м проникает всего лишь десятые доли процента. Лучи разных частей спектра поглощаются в воде неодинаково, вначале поглощаются красные лучи. С глубиной становится все темнее, и цвет воды становится вначале зеленым, затем голубым, синим и в конце – сине-фиолетовым, переходя в полный мрак. Соответственно меняют цвет и гидробионты, адаптирующиеся не только к составу света, но и к его недостатку – хроматическая адаптация. В светлых зонах, на мелководьях, преобладают зеленые водоросли, хлорофилл которых поглощают красные лучи, c глубиной они сменяются бурыми и далее красными. На больших глубинах фитобентос отсутствует. Окраска животных меняется с глубиной так же закономерно. Наиболее ярко и разнообразно окрашены обитатели литоральной и сублиторальной зон. Многие глубинные организмы, подобно пещерным, не имеют пигментов. В сумеречной зоне широко распространена красная окраска, которая является дополнительной к сине-фиолетовому свету на этих глубинах. Дополнительные по цвету, лучи наиболее полно поглощаются телом. Это позволяет животным скрываться от врагов, так как их красный цвет в сине-фиолетовых лучах зрительно воспринимается как черный. Красная окраска характерна для таких животных сумеречной зоны, как морской окунь, красный коралл, различные ракообразные и др.
К недостатку света растения приспособились развитием хроматофоров крупных размеров, обеспечивающих низкую точку компенсации фотосинтеза, а также увеличением площади ассимилирующих органов (индекса листовой поверхности). Для глубоководных водорослей типичны сильно рассеченные листья, пластинки листьев тонкие, просвечивающиеся. Для полупогруженных и плавающих растений характер на гетерофиллия – листья над водой такие же, как у наземных растений, имеют цельную пластинку, развит устричный аппарат, а в воде листья очень тонкие, состоят из узких нитевидных долей.
Б и о л о г и ч е с к и е р и т м ы — колебания смены и интенсивности процессов и физиологических реакций. У каждого вида в процессе эволюции выработался характерный годичный цикл интенсивного роста и развития, размножения, подготовки к зиме и зимовки. Совпадение каждого периода жизненного цикла с соответствующим временем года имеет решающее значение для существования вида. В их основе лежат изменения метаболизма биологических систем, обусловленные влиянием внешних и внутренних факторов. Многие биологические процессы в природе протекают ритмично, т.е. разные состояния организма чередуются с достаточно четкой периодичностью. У других жизненно важных ритмов, например чередования бодрствования и сна, период составляет около суток. Если биологические ритмы синхронизированы с наступлением приливов и отливов (каждые 12,4 часа) или только одной из этих фаз (каждые 24,8 часа), их называют приливными. У лунных биологических ритмов период соответствует продолжительности лунного месяца, а у годичных – года.
Биологические ритмы интересны тем, что во многих случаях сохраняются даже при постоянстве условий среды. Такие ритмы называют эндогенными, т.е. «идущими изнутри». Эндогенные биологические ритмы обнаружены у всех организмов, кроме бактерий. Внутренний механизм, поддерживающий эндогенный ритм, т.е. позволяющий организму не только чувствовать течение времени, но и измерять его промежутки, называется биологическими часами. К в н у т р е н н и м ф а к т о р а м относятся нейрогуморальные процессы, протекающие в определенном, наследственно закрепленном темпе и ритме.
К в н е ш н и м ф а к т о р а м относятся: изменение освещенности (фотопериодизм), температуры (термопериодизм), магнитного поля, интенсивности космических излучений, приливы и отливы, сезонные и солнечно-лунные влияния.
Биологические ритмы, совпадающие по кратности с геофизическими ритмами, называются а д а п т и в н ы м и (экологическими). К ним относят суточные, приливные, лунные и сезонные ритмы. Адаптивные физиологические ритмы выработались в процессе эволюции как форма приспособления организмов к циклически меняющимся условиям среды. Наиболее изучены околосуточные (циркадные) ритмы - отражают периодичность геофизических факторов, обусловленную вращением Земли вокруг своей оси. В течение суток закономерно изменяется прежде всего естественное освещение. Суточным колебаниям подвержены цикл день-ночь, температура и влажность воздуха, напряженность электрического и магнитного поля Земли, потоки разнообразных космических факторов, падающих на Землю в конкретный временной цикл. Циркадная периодичность жизненных функций является в р о ж д е н н ы м свойством.
Спонтанные циркадные ритмы обнаружены едва ли не у каждого вида живых существ. Возможное исключение составляют обитатели океанских глубин и подземных пещер, а также прокариоты (бактерии и сине-зеленые водоросли, клетки которых не имеют оформленного ядра и митохондрий).
Биологические процессы с циркадианной периодичностью весьма разнообразны. Ежесуточно изменяется свечение одноклеточной морской водоросли.
На песчаных пляжах залива Кейп-Код (полуостров на северо-востоке США в 120 км от Бостона) встречается один вид золотистых водорослей. Во время прилива эти одноклеточные организмы находятся в песке, но как только начинается дневной отлив, водоросли продвигаются между песчинками и выбираются на солнце, чтобы подзарядить свой аппарат фотосинтеза. Незадолго до того как волны возвращающегося прилива накроют их, водоросли вновь уходят на безопасную глубину. Золотистые водоросли демонстрируют суточный ритм, хотя их сутки и составляют
24,8 ч.
Разнообразные циркадные ритмы известны и у животных. Примером может служить близкое к актиниям кишечнополостное – морское перо, представляющее собой колонию из множества крошечных полипов. Морское перо живет на песчаном мелководье, втягиваясь в песок днем и разворачиваясь по ночам, чтобы питаться фитопланктоном. Этот ритм сохраняется в лаборатории при неизменных условиях освещения.
В другую очень важную группу биологических ритмов, имеющих огромное значение для высших и низших организмов, входят с е з о н н ы е (околосезонные, цирканные), г о д и ч н ы е р и т м ы, обусловленные вращением Земли вокруг Солнца. Сезонные колебания физиологических показателей у многих теплокровных в определенной мере повторяют суточные: в зимний период отмечается понижение обмена и двигательной активности, в весенне-летний — активизация физиологических процессов.
Приливные и лунные ритмы. У прибрежных морских животных часто наблюдаются приливные ритмы, т.е. периодические изменения активности, синхронизированные с подъемом и спадом воды. Приливы обусловлены лунным притяжением, и в большинстве регионов планеты происходит два прилива и два отлива в течение лунных суток (периода времени между двумя последовательными восходами Луны.) Поскольку Луна движется вокруг Земли в том же направлении, что и наша планета вокруг собственной оси, лунные сутки примерно на 50 минут длиннее солнечных, т.е. приливы наступают каждые 12,4 часа. Такой же период у приливных ритмов. Например, рак-отшельник прячется от света в отлив и выходит из тени в прилив; с наступлением прилива устрицы приоткрывают свои раковины, разворачивают щупальцы актинии и т.п. Многие животные, в том числе некоторые рыбы, в прилив потребляют больше кислорода. С подъемом и спадом воды синхронизированы изменения окраски манящих крабов.
Многие приливные ритмы сохраняются, иногда в течение нескольких недель, даже если держать животных в аквариуме. Значит, по сути своей они эндогенные, хотя в природе «захватываются» и подкрепляются изменениями во внешней среде.
Лучше всего известен и, вероятно, наиболее заметен среди приливных и лунных ритмов тот, что связан с размножением груниона – морской рыбы, мечущей икру на пляжах Калифорнии. В течение каждого лунного месяца наблюдаются два особенно высоких – сизигийных – прилива, когда Луна находится на одной оси с Землей и Солнцем (между ними или с противоположной от светила стороны). Во время такого прилива грунион нерестится, закапывая икринки в песок у самого края воды. В течение двух недель они развиваются практически на суше, куда не могут добраться морские хищники. В следующий сизигийный прилив, когда вода покрывает буквально нашпигованный ими песок, из всех икринок за несколько секунд вылупляются мальки, тут же уплывающие в море. Очевидно, что такая стратегия размножения возможна, только если взрослые грунионы чувствуют время наступления сизигийных приливов.
Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений и животных является изменение продолжительности дня. Реакция организмов на продолжительность дня получила название фотопериодизма. Длина дня в данном месте, в данное время года всегда одинакова, что позволяет растению и животному определиться на данной широте со временем года, т. е. временем начала цветения, созревания и т. п
Изучение фотопериодизма растений и животных показало, что реакция организмов на свет основана на чередовании в течение суток периодов света и темноты определенной длительности. Реакция организмов на продолжительность дня и ночи показывает, что они способны измерять время, т. е. обладают какими-то "биологическими часами". Эту способность имеют все виды живых существ, от одноклеточных до человека.
Значение биологических часов. Биологические часы полезны организму, прежде всего потому, что позволяют ему приспосабливать свою активность к периодическим изменениям в окружающей среде. Например, краб, избегающий света во время отлива, автоматически будет искать убежище, которое защитит его от чаек и других хищников, добывающих пищу на обнажившемся из-под воды субстрате. Аналогичным образом, циркадианный ритм подсказывает глубоководным морским животным, когда наступает ночь и можно подняться ближе к поверхности, где больше пищи.
У некоторых видов, обитающих у поверхности водоемов, глаза разделяются на две части с разной способностью к преломлению лучей. Одна половина глаза видит в воздухе, другая – в воде. Такая «четырехглазость» характерна для жуков-вертячек, американской рыбки (Самая характерная особенность — строение глаз: глаз имеет один хрусталик, одно стекловидное тело, зрачок вытянут бисквит образно в вертикальном направлении, а радужина и роговица поделены полоской на две части: верхнюю и нижнюю. Когда рыба держится у поверхности воды, то верхний отдел глаза служит для зрения в воздушной среде и сообразно этому ее зрительная ось короче, а нижний отдел служит для зрения в воде и ее зрительная ось длиннее, а полоса, делящая глаз, является как бы ватерлинией), одного из тропических видов морских собачек. Эта рыбка при отливах сидит в углублениях, выставляя часть головы из воды
Граница зоны фотосинтеза сильно варьирует в разных водоемах. В самых чистых водах эуфотическая зона, или зона фотосинтеза, простирается до глубин не свыше 200 м, сумеречная, или дисфотическая, зона занимает глубины до 1000–1500 м, а глубже, в афотическую зону, солнечный свет не проникает совсем.
Количество света в верхних слоях водоемов сильно меняется в зависимости от широты местности и от времени года. Длинные полярные ночи, сильно ограничивают время, пригодное для фотосинтеза, в арктических и приантарктических бассейнах, а ледовый покров затрудняет доступ света зимой во все замерзающие водоемы.
Годичные ритмы - биологические ритмы, повторяющиеся с годичной периодичностью. В высоких широтах основной причиной выработки годичных ритмов служит меняющаяся длина светового дня. В низких широтах годичные ритмы связаны с сезонной неравномерностью выпадения осадков.
Лунные ритмы - биологические ритмы, соответствующие по циклу фазам Луны (29.53 суток) или лунным суткам (24.8 часов). Лунные ритмы характерны для морских растений и животных.
Приливные ритмы - биологические ритмы с периодичностью, равной циклам морских приливов (24.8 или 12.4 ч). Приливные ритмы характерны для многих морских растений и животных прибрежной зоны.
Суточные ритмы - биологические ритмы с суточной периодичностью. Суточные ритмы характерны для большинства биохимических, цитологических, физиологических и психологических процессов. У человека около 100 физиологических функций подчинены суточным ритмам.
Физиологические ритмы - рабочие циклы функционирования клеток, органов и систем организма с периодами от миллисекунд до минут. Физиологические ритмы модулируются суточными, годичными и другими биологическими ритмами.
Цикаритмы - группа биологических ритмов с периодами, близкими к геофизическим постоянным: солнечным суткам (24 часов), лунным суткам (24.8 или 12.4 часов), лунному месяцу (29.53 суток) и астрономическому году (365.25 суток). >> Циклы активности
Циклы активности - периодические изменения характера поведения и физиологических процессов у животных и у растений.
Циркадные ритмы - околосуточные биологические ритмы с периодом от 20 до 28 часов.
Цирканные ритмы - окологодичные биологические ритмы с периодом от 10 до 13 месяцев. Цирканные ритмы в чистом виде наблюдаются только в лабораторных условиях.
Экзогенные биологические ритмы - биологические ритмы, отражающие воздействия внешней среды и зависящие от физического состояния организма.
Эндогенные биологические ритмы - биологические ритмы, связанные с внутренними процессами в организме и зависящие от природных условий.
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
Тема урока: Моделирование биологических процессов.
Тип урока: закрепления полученных знаний и способов деятельности.
Цели урока: - закрепить знания учащихся:
- о моделировании биологических процессов в электронных таблицах;
- воспитать чувство ответственности, аккуратность;
- развить логическое и пространственное мышление.
Формы организации учебной работы: самостоятельная работа с раздаточным материалом, работа с учебником.
Литература: Информатика и ИКТ: Задачник по моделированию/ Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008. стр. 102-108
Ход урока:
- Орг. Момент
Сообщить учащимся тему и цели урока.
- Объяснение нового материала:
Задача БИОРИТМЫ
I этап. Постановка задачи
ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ
Существует гипотеза, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную и интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния. Считается, что «взлетам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни. дни, в которые график переходит через ось абсцисс, считаются неблагоприятными. Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах мира в критические дни, когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям профессий с повышенным уровнем риска (летчикам, каскадерам и т. п.) предоставляются выходные дни.
За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека. Момент рождения для человека очень труден, ведь все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс. С точки зрения биологии это достаточно правдоподобно, ведь ребенок, появляясь на свет, меняет водную среду обитания на воздушную. Происходит глобальная перестройка всего организма.
Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, то есть его физическое самочувствие. Периодичность его составляет 23 дня.
Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека, его способность эмоционального восприятия окружающего. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням.
Третий биоритм характеризует мыслительные способности, интеллектуальное состояние человека. Цикличность его — 33 дня.
Предлагается осуществить моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа модели.
Далее – по презентации.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Совместимость людей по биоритмам.
Когда у двух людей совпадают или очень близки графики по одному, двум или даже всем трем биоритмам, то можно предположить довольно высокую совместимость этих людей. Построить модель физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости двух друзей.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ
1. Открыть файл Биоритмы.
2. Выделить ранее рассчитанные столбцы своих биоритмов, скопировать их и вставить в столбцы Е, F, G, используя команду Правка Специальная вставка | Переключатель значения.
З. Ввести в ячейку D4 дату рождения друга. Модель мгновенно просчитается для новых данных.
4. В столбцах Н, I, J провести расчет суммарных биоритмов по формулам.
5. По столбцам Н, I, J построить линейную диаграмму физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости. Пример суммарной диаграммы представлен на рисунке 3.3. Максимальные значения по оси у на диаграмме указывают на степень совместимости: если размер по у превышает 1,5, то вы с другом в хорошем контакте.
6. Описать результаты анализа модели, ориентируясь на следующие вопросы:
• Что, на ваш взгляд, показывают суммарные графики биоритмов? Что можно по ним определить?
Какая из трех кривых показывает вашу наилучшую/наихудшую совместимость с другом?
• Проанализировав диаграмму, выбрать наиболее благоприятные дни для совместного с другом участия в командной игре, например в футбольной команде. Можно ли вам с другом вообще выступать в соревнованиях как команда? Ответ обоснуйте.
• Выбрать дни, когда вам не рекомендуется общаться. Что можно ожидать в эти дни?
• Спрогнозировать результат вашего совместного разгадывания конкурсного кроссворда в указанные дни месяца, например, 10-го, 15-го и 21-го.
• В какой области деятельности вы могли бы преуспеть в паре с другом?
- Подведение итогов:
Домашнее задание: Информатика и ИКТ: Задачник по моделированию/ Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008. стр. 102-108
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
… Есть память, которой не будет забвенья, И слава, которой не будет конца… В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков.
Интернет источники Мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 (БЭКМ) http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/KULIKOVSKAYA_BITVA.html - Куликовская битва. http://www.emc.komi.com/02/02/190.htm - Бородино. http://legends.by.ru/legends/nevski-3.htm - Ледовое побоище. http://battle.volgadmin.ru/osn.asp?np=11&npp=0 - Сталинградская битва. http://sochmus.narod.ru/Gangutskoe_battle.html - Гангутское сражение. http://www.vkpb.ru/gpw/kursk.shtml - Курская битва. http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=663255 - Полтавское сражение http://www.volsu.ru/rus/sorry2.html - Сталинград. http://wbase.duma.gov.ru/ntc/vdoc.asp?kl=687 – закон о Днях воинской славы.
Цель работы: подготовить информационный материал и презентацию по теме «Дни воинской славы России», которые можно будет использовать как на уроках истории, так и на классных часах.
27 января — День снятия блокады города Ленинграда (1944 год); 2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год); 23 февраля — День защитника Отечества; 18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год; на самом деле произошло 12 апреля); Дни воинской славы Федеральный закон РФ от 10 февраля 1995г.
9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1945 год); 10 июля — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год; на самом деле произошло 8 июля); 9 августа — День победы в Гангутском сражении - первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год; на самом деле произошло 7 августа); 23 августа — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год); Дни воинской славы
Дни воинской славы 8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год; на самом деле произошло 7 сентября); 11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год; на самом деле произошло 8-9 сентября); 21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год; на самом деле произошло 8 сентября); 4 ноября — День народного единства;
Дни воинской славы 1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год; на самом деле произошло 30 ноября); 5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год); 24 декабря — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790 год; на самом деле произошло 22 декабря);
ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ 5 апреля 1242 года , сражение на льду в южной части Чудского озера между русскими войсками во главе с Александром Невским и немецкими ливонскими рыцарями-крестоносцами .
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА 8 сентября 1380 года , сражение русских войск под предводительством владимирского и московского великого князя Дмитрия Донского с татарским войском во главе с захватившим власть в Золотой Орде темником Мамаем на Куликовом поле, в верхнем течении реки Дон.
ПОЛТАВСКАЯ БИТВА , сражение 27 июня (8 июля) 1709 года , во время Северной войны 1700-1721 годов, в котором русская армия под командованием Петра I разгромила шведскую армию короля Карла XII. Полтавское сражение привело к перелому в Северной войне в пользу России.
БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ , генеральная битва кампании 1812 года между русскими и наполеоновскими войсками 26 августа (7 сентября) в районе села Бородино, в 124 км к западу от Москвы.
ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИТВА , 10 июля 1941 — 9 августа 1944 во время Великой Отечественной войны.
Величие знаменательных побед во имя Отечества – величие нашей истории. “ Не ходите на Русь!” - Мономах обращался к соседям. “Кто с мечом к нам придёт, От меча и погибнет!” - Сказал храбрый князь Александр. И в немеркнущей вечно победе Правоту своих слов Справедливым мечом доказал. Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия? Сколько ж лучших сынов Отдала ты кровавым врагам? “ Не ходите на Русь!” - Об одном ты просила, Не к друзьям обращалась, А только к врагам. “Не ходите на Русь!” - Но враги наступали кроваво… И тогда нам вручила родная страна Вместе с грозным оружьем Поля нашей славы, Наших предков великих Святые для нас имена…”
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка цикла уроков основ безопасности жизнедеятельности по теме «Раны» для 9 класса
Данная разработка состоит из 3 уроков по 40 мин, а также:Пояснительная записка к разработке.Ход урока.План - карта обучающего.Презентация к разработке - "Раны".По окончанию изучения темы учащиеся долж...
Аналитическая справка об организации научно-методической деятельности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности
В данном материале предлагается краткое описание начно-методической деятельности педагога....
Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя основ безопасности жизнедеятельности МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск» Соловьева Петра Владимировича
laquo;Использование методов обучения для повышения мотивации обучающихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» Метод обучения - это система регулятивных принципов и прави...
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 7 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.201...
Программа внеурочной работы по ОБЖ «Дорожные знаки» для учащихся 4 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе следующих документов:- Закон «Об образовании» с учетом примерного положения о классном руководстве, его деятельности, закрепляющ...
Программа внеурочной деятельности по ОБЖ «Весёлый светофор» для учащихся 1 - 4 класса учителя основ безопасности жизнедеятельности Сураевой Марии Николаевны
Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе следующих документов:- Закон «Об образовании» с учетом примерного положения о классном руководстве, его деятельности, закрепляющ...