Урок ПМП при остановке сердца
план-конспект урока по обж (11 класс) по теме
Урок "ПМП при остановке сердца" в 10 классе. При проведении урока используется презентация, реанимационный макет. Учащиеся знакомятся с понятиями "клинической смерти" и "реанмации", возможными причинами клинической смерти и ее признаками, правилами проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких, правилами сердечно-легочной реанимации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pmp_pri_ostanovke_serdtsa.zip | 424.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Первая медицинская помощь при остановке сердца
Цель: ознакомить учащихся с понятиями «клинической смерти» и «реанимации», возможными причинами клинической смерти и ее признаками, обучить правилам проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких, правилам сердечно-легочной реанимации
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, реанимационный макет «Максим»
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
1. Рассказать о первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.
2. Первая помощь при различных видах травм.
3. Выполнение практических заданий.
4. Выполнение тестовых заданий:
1. Используя приведенный перечень, буквами обозначьте порядок медицинской помощи при вывихе:
а). дать анальгетик
б). наложить тугую повязку или шину
в). пострадавшего усадить или уложить
г). приложить холод к поврежденной конечности
д). доставить пострадавшего в больницу
е). вызвать «скорую помощь»
2. Выбрать правильный ответ. Первая помощь при ушибе:
а). холод на область поврежденного сустава
б). транспортная иммобилизация
в). наложение согревающего компресса
г). применение обезболивающих
3. Выбрать правильный ответ. Признак вывиха:
а). деформация и отек конечности
б). сильная боль
в). обязательное наличие раны
г). резкое усиление боли при движении
д). покраснение или посинение конечности
4. Выбрать правильный ответ. Достоверный признак полного перелома костей:
а). боль
б). патологическая подвижность (движение конечности в необычном месте)
в). нарушение функции конечности
г). крепитация отломков (хруст при прощупывании в месте перелома)
5. К основным правилам иммобилизации не относится:
а). обезболивание
б). защита костных выступов
в). назначение симптоматических лекарств
г). фиксация двух соседних с переломом суставов
3. Изучение нового материала
По какой причине может случиться внезапное прекращение дыхания и сердечной деятельности?
Внезапное прекращение дыхания и сердечной деятельности может быть при поражении электротоком, утоплении, при сдавливании или закупорки дыхательных путей, при травме головы и болевом шоке, острое отравление, инфаркт миокарда.
При внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания наступает состояние клинической смерти. Время клинической смерти длится от 3 до 5 минут.
Клиническая смерть является последней обратимой фазой умирания, при которой, несмотря на отсутствие кровообращения в организме и прекращение снабжения его тканей кислородом, в течение определенного времени еще сохраняется жизнеспособность всех тканей и органов, в том числе и высших отделов центральной нервной системы. Благодаря этому имеется возможность восстановления жизненных функций организма с помощью реанимационных мероприятий.
Реанимация – это восстановление или временное замещение резко нарушенных или утраченных жизненно важных функций организма.
Признаки клинической смерти:
- Отсутствуют
- сознание
- самостоятельное дыхание
- реакция на боль
- пульс на сонной артерии
- Зрачок широкий, не реагирует на свет
Проверка реакции зрачка на свет:
- прикрыть глаз ладонью и резко ее убрать
- при наличии фонарика, осветить зрачок.
При клинической смерти необходимы непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание).
Наиболее эффективно использование для искусственного дыхания специальных аппаратов, с помощью которых вдувается воздух в легкие, при отсутствии таковых искусственное дыхание делают различными способами.
Обеспечение проходимости дыхательных путей:
- очистить полость рта от инородных предметов, слизи, рвотных масс
- запрокинуть голову, положить валик
- выдвинуть нижнюю челюсть
- расстегнуть одежду больного, затрудняющую дыхание
Способы искусственного дыхания:
- способ «изо рта в рот» - сделать глубокий вдох, обхватить губами рот пострадавшего, пальцами зажать нос и произвести выдох в рот. Воздух вдувают ритмично 16-18 раз в минуту до восстановления естественного дыхания.
- способ «изо рта в нос» - применяется при ранениях нижней челюсти. Рот пострадавшего при этом должен быть закрыт.
- способ Сильвестра – применяется при обширных ранениях челюстно-лицевой области. Пострадавший лежит на спине, оказывающий помощь встает на колени у изголовья пострадавшего, берет обе его руки за предплечья и резко поднимает их, далее отводит их назад за себя и разводит в стороны. Так производится вдох. Затем делают обратное движение, предплечья пораженного кладут на нижнюю часть грудной клетки и сжимают ее. Происходит выдох.
- способ Каллистова – применяется при обширных ранениях челюстно-лицевой области. Пострадавшего укладывают на живот с вытянутыми вперед руками, голову поворачивают набок, подкладывая под нее одежду (одеяло). Носилочными лямками или связанными двумя-тремя брючными ремнями пострадавшего периодически (в ритме дыхания) поднимают на высоту до 10 см и опускают. При поднимании пораженного в результате распределения грудной клетки происходит вдох, при опускании вследствие ее сдавливания – выдох.
Непрямой массаж сердца:
- пострадавшего укладывают на спину, он должен лежать на твердой, жесткой поверхности
- встают с правой стороны от него и кладут свои ладони одна на другую на область нижней трети грудины на 2-3 см выше мочевидного отростка, так, чтобы большой палец спасателя был направлен либо на подбородок, либо на живот пострадавшего
- энергичными ритмичными толчками 50-60 раз в минуту нажимают на грудину, после каждого толчка опуская руки, чтобы дать возможность расправиться грудной клетке (руки разогнуты в локтевых суставах, используя массу всего тела; после каждого надавливания руки не отрывать от груднойклетки)
- передняя стенка грудной клетки должна смещаться на глубину не менее
3-4 см.
Недопустимо:
- проводить непрямой массаж сердца при наличии пульса на сонной артерии
- накладывать ладонь при надавливании на грудину так, чтобы большой палец был направлен на спасателя
Признаки восстановления сердечной деятельности:
- появление самостоятельного пульса на сонной артерии
- уменьшение синюшной окраски кожного покрова
- сужение зрачков
- повышение артериального давления
Непрямой массаж сердца с искусственным дыханием:
В этом случае помощь оказывают два или три человека.
- первый производит непрямой массаж сердца
- второй – искусственное дыхание способом «изо рта в рот»
- третий – поддерживает голову пораженного, находясь справа от него, и должен быть готов сменить одного из оказывающих помощь
- во время вдувания воздуха надавливать на грудную клетку нельзя
- попеременно проводить 4-5 надавливаний на грудную клетку (на выдохе), затем одно вдувание воздуха в легкие (вдох).
Если сердечно-легочную реанимацию оказывает один человек, очередность манипуляций и их режим несколько изменяются – через каждые два быстрых нагнетания воздуха в легкие производят 15 сдавливаний груди. Каждое сдавливание нужно проводить после того, как грудная клетка вернется в прежнее положение.
4. Закрепление
1. Выполнение практических заданий, использую макет-тренажер «Максим»: непрямой массаж сердца, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца с искусственным дыханием.
5. Домашнее задание
п. 24
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока Первая медицинская помощь при остановке сердца.
Урок разработан с применением АМО....
Урок ОБЖ в 11 классе "Первая медицинская помощь при остановке сердца"
Урок ОБЖ в 11 классе "Первая медицинская помощь при остановке сердца". Презентация и конспект урока....
Методическая разработка урока ОБЖ 11 класс по теме "Первая помощь при остановке сердца"
Методическая разработка урока ОБЖ 11 класс по теме "Первая помощь" состоит из плана урока и презентации к этому уроку. Цель урока: научить учащихся оказывать первую помощь пр...
открытый урок по основам безопасности жизнедеятельности "Первая медицинская помощь при остановке сердца и дыхания"
Презентация...
План конспект урока " Первая помощь при остановке сердца"
Преставлен план-конспект урока по ОЖЖ для 11 классов" Первая помощь при остановке сердца". Струтрура урока в соответствиис требованиями ФГОС. Также разаработана технологическая карта для это...
урок при остановке сердца и дыхания
сердечно легочная реанимация...
Конспект урока ОБЖ по теме "Первая медицинская помощь при остановке сердца. Сердечно-легочная реанимация"
Жизнь – это великое благо природы. Каждый человек должен быть достойным его, беречь, защищать и бороться за сохранение, а если пришла беда – за восстановление этой огромной, единственно ре...