ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБЖ.
статья по обж (5 класс) по теме
В среде педагогов существует распространённое заблуждение о том, что любая технология(дифференцированное обучение, игровые технологии, метод проектов и т.д.) может быть здоровьесберегающей, если она обеспечивает психологический комфорт для учащихся. Но формируют ли данные технологии представление о ЗОЖ и желание быть здоровым?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tekhnologii_na_urokakh_obzh.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБЖ.
В среде педагогов существует распространённое заблуждение о том, что любая технология(дифференцированное обучение, игровые технологии, метод проектов и т.д.) может быть здоровьесберегающей, если она обеспечивает психологический комфорт для учащихся. Но формируют ли данные технологии представление о ЗОЖ и желание быть здоровым?
В современной педагогике под понятием здоровьесберегающих технологий понимают и здоровьесберегающей аспект урока.
Целевые установки здоровьесберегающей технологии:
- стимулировать у детей желание жить, быть здоровым;
- учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;
- показывать им, что жить – это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку.
Отличительные концептуальные особенности здоровьесберегающей образовательной технологии:
- отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя;
- воспитание, а не изучение культуры здоровья;
- элемент индивидуальности обучения;
- наличие мотивации на ЗОЖ учителя и учеников;
- интерес учащихся к учёбе, желание идти в школу;
- изучение физ.минуток;
- соблюдение Сан Пинов.
Основой здоровьесберегающей технологии, является соблюдение следующих принципов:
- учёт возрастно-половых особенностей;
- учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
- структурирование урока на 3 части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся(вводная часть, основная и заключительная);
- использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Использование здоровьесберегающих действий на уроке:
а)Оптимальная плотность урока:
- количество видов учебной деятельности; Виды учебной деятельности:
( 4-7 считается гигиенически рационально), - чтение, письмо, слушание,
- их смена проводится через 7-10 мин.; рассказ, рассматривание пособий,
(нерационально менять виды деятельности ответ на вопрос, решение
через 15-20 мин., когда у ребёнка ситуационных задач.
появляются признаки утомления ),
-длительность и чередование;
- отвлечение от учебной работы.
б) Оздоровительные моменты на уроке: Комплексы упражнений должны
- физкульт.минутка, динамическая пауза меняться ( проводятся на 20-й
- дыхательная гимнастика, и 35-й минуте)
- гимнастика для глаз, цель: отдых ЦНС, профилактика
- массаж активных точек. утомляемости, проф. нарушения
осанки, зрения.
в) Наличие эмоциональных разрядок. Положительные эмоции:
( в течение урока рационально использовать создание у детей положительного
2-3 разрядки: эмоционального настроя, является
- поговорки, обязательным условием правильно
- высказывание, организованного учебного процесса.
- весёлое четверостишие,
- юмористические или поучительные картинки)
г) Правильная поза ученика во время занятий:
- длина сиденья стула, должна соответствовать
длине бёдер ребёнка,
- высота ножек стула, должна равняться длине голени,
- голеностопный, коленный, тазобедренный суставы
при сидении образуют прямой угол,
- между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика
необходимо выдерживать расстояние равное ширине
кисти ребёнка,
- расстояние от глаз до стола соответствует 30-35 см.,
- тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30*,+
учитывать правильную рабочую позу при письме;
( педагогам следует корректировать нарушение в рабочей позе учащихся).
Основные направления по здоровьесбережению на уроках ОБЖ:
- Использовать элементы технологии доктора В.Ф.Базарного;
( режим смены динамичных поз, физминутки , упражнения для тренировки мышц глаз, хрусталика.)
- Игровые элементы;
( игровые моменты предполагающие двигательную активность, способность снятию статического напряжения мышц спины)
- Внедрение междисциплинарной программы «Здоровье»;
( задачи и задания по здоровьесберегающей тематике.)
Интересные приёмы: задавая вопрос, бросить мяч тому, кто будет отвечать, ученик отвечает и бросает мяч обратно.
Физминутки « по Базарному»: упражнение для глаз « Раскрашивание»
- учитель предлагает закрыть глаза и представить большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом6 жёлтым, оранжевым, зелёным, синим и закончить любимым цветом.
Домашнее задание: рекомендуется включать задачи практического характера, которые позволяют привлечь в воспитательный процесс родителей и близких.
Ситуационные задачи – источник знаний о здоровье человека.
Через решение задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.
Для того, чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, полезно на уроках рассматривать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями: «знание своего тела», «гигиена тела», « Безопасное поведение на дорогах», «правильное питание», «здоровый образ жизни».
При проведении уроков, здоровьесберегающей аспект оценивается по шести основным критериям:
- Индивидуально-ориентированный подход в обучении ( учёт особенностей учащихся, умение работать в группе и т.п.)
- Эмоциональный фон урока ( стимулирование деятельности, стили общения, невербальные средства общения, речь учителя)
- Построение урока с учётом особенностей каналов восприятия( визуальный, аудиальный) и типа мышления(логический, интуитивный, образно-эмоциональный)
- Смена видов деятельности
- Профилактические мероприятия ( использование здоровьесберегающих действий на уроке)
- Соблюдение Сан Пинов ( световой, температурный режим, цветовая гамма помещения, посадка учащихся согласно нормам, состояние здоровья)
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы …»
В.А.Сухомлинский