Здоровье- как индивидуальная, так и общественная ценность
видеоурок по обж (9 класс) по теме

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_video-uroka.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по ОБЖ

Класс: 9

Тема: « Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность »

Цельсоздание условий для формирования у учащихся представлений о здоровье и его разновидностях: индивидуальном и общественном.

Задачи:

1.Освоить основные понятия: здоровье индивидуальное и общественное.

2. Способствовать развитию творческих способностей.

3.Содействовать формированию положительной «Я - концепции».

Оборудование:  компьютер, презентация урока, валеологические аудиозаписи, листы бумаги, фломастеры, трафарет модели здоровья школьника, три цвета жетонов (красный, желтый, зеленый). 

На перемене перед уроком звучит валеологическая мелодия (Paul Mauriat, «Love is blue»). Класс проветрен. Учащиеся рассаживаются по группам.

Подготовительный этап :

1.Оформление доски. Одна часть доски закрыта, на ней записаны ключевые понятия урока.

Здоровье - человеческая ценность.

Создание модели здоровья школьника.

Здоровье индивидуальное и общественное.

 2. На перемене перед уроком звучит валеологическая мелодия (Paul Mauriat, «Love is blue»). Класс проветрен. Парты расставлены так, чтобы учащиеся могли работать в группах по 5 – 6  человек.

План урока:

I. Организационный этап - (2 мин.)

II. Основной этап.

1.Актуализация первичного опыта учащихся (5 мин.)

2.Изучение нового материала ( 25 мин.)
2.1. Совместное целеполагание.
2.2. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Обобщение понятие здоровья.

2.3. Взаимосвязь, существующая между, физической, социальной и психической составляющими здоровья человека. 

2.4.Работа в группах. Задание на ассоциации.
2.5. Физкультурная пауза.
2.6. Работа в группах: составление модели здоровья учащихся.
2.7. Презентация работ учащихся.
2.8. Здоровье индивидуальное и общественное.

3.Закрепление нового материала (3 мин.)

4.Подведение итогов (2 мин.)

5.Домашнее задание (1 мин.)

6.Рефлексия (2 мин.)

Ход урока:

Содержание урока

Вид деятельности учителя, учащихся

I. Организационный этап. (1 мин)

Приветствие учащихся. Создание благоприятной психоэмоциональной обстановки на уроке.

II. Основной этап.

1. Актуализация первичного опыта учащихся. Работа в группах.(5-7 мин)

Учитель: Мнения разошлись, поскольку понятие счастье для каждого имеет свой смысл. Ваше мнение мы узнали. Давайте познакомимся с высказываниями по этому поводу великих известных людей. Они все ставят на первое место одно обязательное условие для счастья. В высказываниях оно пропущено, обозначено многоточиями. Ваша задача попытаться определить, о чем идет речь.

1.Девять десятых нашего счастья зависят от …………

                                                                 Шопенгауэр А.

2. …….. никогда не может потерять своей цены в глазах человека, потому что и в довольстве и в роскоши плохо жить без ……...

                                                                    Чернышевский Н. Г.

3.……… – это главное, все остальное без него – ничто.

                                                                    Сократ

4. ………. дороже богатства.
                                                                   Рей.Д

4.Без ……. невозможно и счастье.

                                                                     Белинский В.Г.

 О чем идет речь? (Варианты ответов детей).

Принятие решения. 

Учитель: Без здоровья очень трудно достичь чего-либо, поэтому оно является одним из главных жизненных ценностей человека.

2. Изучение нового материала (20-25 мин).

2.1. Совместное целеполагание. Учитель обращает внимание ребят на тему урока.

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

(Варианты ответов детей).

Учитель: (2-3 слайд, где изложены изучаемые на уроке вопросы). Сегодня мы выявим смысл понятий здоровья индивидуального и здоровья общественного, а именно, здоровье – человеческая ценность; попытаемся создать модель школьника и выясним, чем здоровье индивидуальное отличается от здоровья общественного.

Учитель: Первый изучаемый вопрос - Здоровье - человеческая ценность. Попробуйте дать определение здоровью.

(Варианты ответов детей).

- Можно ли здоровьем назвать просто отсутствие болезней?

- (Варианты ответов детей). 

2.2.Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Обобщение понятие здоровья.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье» - это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (записать в тетради). (Cлайд 4)

2.3.Взаимосвязь, существующая между, физической, социальной и психической составляющими здоровья человека.

Второй изучаемый вопрос - создание модели здоровья школьника. Модель можно представить в виде треугольника, вершиной которого является состояние идеального здоровья. (слайд 5) Такая модель показывает взаимосвязь, существующую между, физической, социальной и психической составляющими здоровья человека.

Для начала разберем общие понятия физического, психического и социального здоровья. Попробуйте дать определения данным понятиям. (Варианты ответов детей)

Учитель( подводит итог, слайд 6): Физическое здоровье – это функционирование организма, здоровье всех его систем, физическая активность, режим дня и отдыха, рациональное питание, закаливание и т. д.

Социальное – осознание себя личностью мужского или женского пола, взаимодействие с окружающими, понимание и развитие навыков, помогающих в общении с людьми, профилактика социально значимых заболеваний.

Психическое – умение определять свое место в окружающем мире, понимание своих чувств и умение выражать их, умение прогнозировать различные ситуации становление и развитие личности старшеклассников, их самоопределение и самореализация.

Задание: Определите последовательность в расположении видов здоровья  в нашей модели здоровья школьника. Что ляжет в основание. Что над ним и почему? Ответ аргументируйте.(  учащиеся предлагают свои варианты модели).

Учитель (подводит итог) На основе физического формируется социальное здоровье человека. На базе физического и социального здоровья формируется психическое здоровье человека.(слайд 7 )

Каждый человек стремится к своей вершине по сохранению и укреплению здоровья. Каждый человек достигает своих вершин по формированию здоровья (физического, социального, психического) индивидуальными маршрутами. Общие задачи маршрута: 1 уровень-знать; 2 уровень - уметь предупредить; 3 высший уровень - быть способным помочь близким.( слайд 8)

2.4. Задание на ассоциации. Итак, мы выяснили. Что у каждого свой путь к здоровью и я предлагаю вам сейчас поиграть в ассоциации.(слайд 9)

На каждую букву слова «здоровье» назовите слова, относящиеся к тому, что делает человека здоровым.

З-Д-О-Р-О-В-Ь-Е-

(Варианты ответов детей).

2.5. Физкультурная пауза.(1 -2 мин)

Упражнения для физкультминутки (под звучание валеологической мелодии-  слайд 10):

1) Для улучшения мозгового кровообращения: И. П. - сидя, стоя, руки на поясе. На счёт 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и. п., на счёт 3-4 тоже правой рукой. Повторить 3-4 раза.

2) Для снятия утомления с плечевого пояса: «Осьминог» - круговые движения плечами назад-вперёд 3-4 раза, плечи поднять - опустить (оба вместе, затем по очереди) 3-4 раза.

3) Для снятия утомления с туловища: потянуться в удовольствие до 10 сек.

2.6. Работа в группах: составление модели здоровья учащихся.(5 мин)

Эти три составляющие здоровья должны постоянно находиться в гармоничном единстве, дополняя, и влияя друг на друга. Каждый человек стремится к своей вершине по сохранению и укреплению здоровья.

Задание группам: Используя понятие здоровья, общие задачи каждого маршрута по заданной общей модели создать свою модель  или формулу здоровья,

(Во время групповой работы звучит мелодия).

2.7. Презентация работ учащихся.(3 мин)

В презентациях они имеют возможность выразить своё мнение, проявить самостоятельность.(Защита групповых моделей здоровья.)

Учитель обобщает ответы детей и акцентирует внимание на целенаправленном стремлении к сохранению и укреплению здоровья каждого как жизненной ценности.

Вывод: «здоровье» понимается как единое целое, состоящее из взаимосвязанных и влияющих друг на друга аспектов. Каждый из вас сможет самостоятельно составить свою индивидуальную модель здоровья.

2.8. Здоровье индивидуальное и общественное.(5мин)

Третий изучаемый вопрос - Здоровье индивидуальное и общественное.

В трактате древнеримского политика Цицерона (106-43 гг. до н. э.) «Об обязанностях» говорится: «Обязанности мудрого – заботиться о своем имуществе, здоровье, не совершая ничего противного обычаям, законам и установлениям … не только ради себя, но и ради детей, родных, друзей, а особенно ради государства; ведь достояние отдельных лиц составляют богатство гражданской общины». (Cлайд 11)

Главное богатство любого государства – это люди. Без человеческого потенциала рухнет любая экономическая система и бессильна самая передовая и прогрессивная «национальная идея». (Из Концепции национальной безопасности РФ). (Cлайд 12)

Современная медицина определяет здоровье как общественное, так и индивидуальное (см. схему) (Cлайд 13)


Схема

Учитель: - Что подразумевается под понятием индивидуальное здоровье? общественное здоровье?(слайд 14)

- Каким образом взаимосвязаны понятия общественное и индивидуальное здоровье? (они неразрывно связаны друг с другом, и одно зависит от другого).

Без здорового индивидуального человека, как единицы общества не будет здорового общества, поэтому наше государство заботится о здоровье каждого человека.

3. Закрепление материала и подведение итогов ( 5 – 7 мин)

Высказывания выдающихся людей о здоровье. Артур Шопенгауэр «Афоризмы житейский мудрости»: «…прежде всего мы должны сохранить хорошее здоровье. Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воде и тому подобные гигиенические меры».  (слайд 15)

Учитель:

- Какие выводы можно сделать после сегодняшнего урока?

- Что такое здоровье?

- Какое место среди жизненных ценностей отводится здоровью? 

(Анализ работы на уроке и выставление оценок, при условии активной работы  учащихся.)

5. Домашнее задание.(1-2 мин)

5.1.Проведите самоанализ по модели здоровья. При помощи разноцветных карандашей покажите, какой уровень модели, по-вашему, мнению у вас наиболее развит.

Зеленый – 1 место - очень хорошо развит.

Желтый - 2 место - хорошо развит.

Красный - 3 место – плохо развит.

5.2.Подумайте, почему вы так оценили свое здоровье и попытайтесь составить небольшую программу действий для достижения вами уровня состояния идеального здоровья.(слайд 16)

6. Рефлексия.(2 мин)

Выразить свои мысли и чувства по сегодняшнему уроку, употребив только одно предложение или словосочетание.

Учитель:

Закончить урок мне бы хотелось на позитивной волне. Ответьте, пожалуйста, на вопрос :здоровый человек – счастлив? А как выглядит счастливый человек? Как ведет себя, как ходит? (учащиеся высказывают свою точку зрения, показывают на примере).

Учитель: Наука психология доказала, что если человек хотя бы 2 минуты побывает в этом состоянии, то настроение его непременно улучшится. Поэтому если  к вам нагрянет негатив, постарайтесь прогнать  его этим практическим советом. (слайд 17)

На этом я заканчиваю. Всех благодарю за работу и желаю сибирского здоровья. (слайд 18)

Мотивация. Группам учащихся дается задание: на листке записать в порядке значимости не более 5 условий или факторов, необходимых по их мнению,  человеку для счастья. (время выполнения -3 минуты). Один из группы фиксирует на доске полученный результат и зачитывает его вслух, аргументируя ответ. Учитель находит общее в мнениях групп.

Учитель показывает слайд,ученики слушают и высказывают свое мнение.( слайд 1)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учитель выписывает на доске ключевые понятия: физическое, социальное, психическое здоровье., учащиеся записывают определение в тетради.

Учащиеся записывают основное из определений, отвечают на вопросы учителя и фиксируют модель здоровья в тетради.

Учащиеся называют слова на каждую букву из слова «здоровье», относящиеся к тому что делает человека здоровым.

Под песню Высоцкого «Утренняя гимнастика»учитель вместе с учениками выполняет физические упражнения.

Учащиеся в группах создают свою модель  или формулу здоровья и презентуют ее классу.

Учитель объясняет материал,задавая наводящие вопросы ученикам. Ответы индивидуального характера.

Учитель подводит итоги. Ученики высказывают свои суждения.

Учитель задает домашнее задание, ученики записывают его в дневник. 

Учащиеся высказывают то, что запомнилось по теме.

Учитель благодарит за урок и прощается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование позитивного отношения к знанию как общественной ценности и культуры информационного взаимодействия"

Текст доклада на совещание классных руководителей 5-11 классов.            Быстрое увеличение потока информации, глобальный процесс информатизации, невиданные темпы ...

Проверочная работа по теме "Здоровье человека - как индивидуальная, так и общественная ценность"

Проверочная работа по теме «Здоровье человека – как индивидуальная, так и общественная ценность» Что такое «здоровье»?Чем характеризуется «физическая составляю...

Разработка урока "Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина"

Цель урока:  формирование у  учащихся понятия об основных ценностях свободного общества и человека: свободы, выбора, ответственности.Задачи:Обучающая (познавательная) –   рас...

Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность

Здоровье - это состояние полного физического, социального и психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов....

"Общественные ценности и сознание"

Презентация по обществознанию на тему:  "Общественные ценности и сознание"....