Формирование навыков безопасного поведения обучающихся в условиях образовательного пространства на основе технологии проектного управления
статья по обж по теме

Важничин Сергей Владимирович
Выбор  данного направления  обусловлен ухудшением криминальной ситуации в обществе (участились случаи похищения детей с целью продажи, насилия или выкупа; увеличилось количество несчастных случаев с участием детей по неосторожности взрослых: пожары, ДТП;  участились случаи травли детей и подростков в сети Интернет; активизировали своё влияние на молодёжь сектантские группы; увеличилось количество молодых людей, употребляющих психотропные вещества). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie-_vazhnichin.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Формирование навыков безопасного поведения обучающихся в условиях образовательного пространства на основе технологии проектного управления

 «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

 сделайте его крепким и здоровым».

Ж.Ж. Руссо

       Слайд 1

            В МБОУ «СОШ №27 с углублённым изучением отдельных предметов» ведётся целенаправленная работа по формированию единого  безопасного образовательного пространства, под которым понимается та сфера общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, индивидуальности. В рамках образовательного пространства реализуется производство социально-духовного, интеллектуального и экономического потенциала нового общества, наращивание человеческого капитала.

Выбор  данного направления  обусловлен ухудшением криминальной ситуации в обществе (участились случаи похищения детей с целью продажи, насилия или выкупа; увеличилось количество несчастных случаев с участием детей по неосторожности взрослых: пожары, ДТП;  участились случаи травли детей и подростков в сети Интернет; активизировали своё влияние на молодёжь сектантские группы; увеличилось количество молодых людей, употребляющих психотропные вещества).

Слайд 2

С целью выявления потребности родительской общественности было проведено повторное анкетирование среди родителей обучающихся 1-11-х классов, которое показало следующие результаты: в сравнении с мониторингом  2011 года, определившего приоритет учебного процесса, мониторинг 2013 года показал, что теперь родителей в первую очередь волнует проблема безопасности образовательного процесса (98%). На основании этого педагогический коллектив принял решение считать одной из важнейших задач своей деятельности - формирование навыков безопасного поведения обучающихся.

Слайд 3

 Основная цель – создание единого безопасного образовательного пространства, которое будет обеспечиваться  единством действий всех субъектов образования и сопряженных с ним сфер, особенно культуры, медицины, экологии, социальной защиты, безопасности систем жизнеобеспечения. Это единая образовательная политика, направленная на сохранение и укрепление физического, репродуктивного, психического, социального и духовного здоровья детей и молодежи.

Для достижения поставленной цели в школе создана система работы с привлечением разнообразных ресурсов по формированию безопасного типа личности.

Слайд 4

Одна из наиболее важных задач - обеспечение совокупности мероприятий образовательного, административно–хозяйственного и охранного характера, имеющих просветительскую направленность и нацеленных на создание условий безопасного пребывания участников образовательного процесса в школе и на её территории, формирование навыков безопасного поведения. Приоритетом всей работы является личность каждого обучающегося, его защита и развитие. В школе отработана рациональная организация учебного процесса, необходимая для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. Занятия по ПДД и технике безопасности проводятся один раз в месяц с 1 по 11 классы, включая темы по безопасности дорожного движения и оказания первой  медицинской помощи. На заседаниях методических объединений учителей-предметников принято решение о реализации линии интегрированных уроков, одним из компонентов которых является предмет основы безопасности жизнедеятельности.

Слайд 5

Образовательное направление включает совокупность учебной, воспитательной и внеурочной систем, а также объединений дополнительного образования.  На базе школы функционируют кружки  «Юные инспектора движения», «Зелёный светофор», «Волонтеры», агитбригада «Наш голос», КВН «Маленькие дети».  Все они формируют практические знания и умения, социальную направленность, имеют квалифицированных руководителей, качественные образовательные  программы, высокую результативность.

Слайд 6-7

В школе действует «Галерея безопасности дорожного движения», на базе которой проводятся экскурсии и уроки безопасности, имеющие также практическую направленность (экспонаты выставочного зала Галереи регулярно обновляются работами обучающихся школы и подшефного детского сада).   Активно работает военно-исторический клуб «Звезда», где отрабатываются вопросы безопасного поведения при ЧС природного и техногенного характера.

Слайд 8

         Традиционными в воспитательном пространстве школы стали тематические мероприятия по развитию культуры безопасности жизнедеятельности: Декада «Дети и дорога!», «Неделя ОБЖ», марафон «Мы – за здоровый образ жизни!».  

Мероприятия, запланированные на учебный год разнообразны. Это и заочная экскурсия «Моя дорога в школу» (отработка безопасного маршрута «дом-школа-дом»); проведение викторин (тестов) по ПДД; организация подвижных игр; конкурс плакатов и аппликаций; конкурс на лучшее изготовление дорожных знаков, организация классных часов по ПДД, встреча с сотрудниками ГИБДД.

Формы деятельности по изучению правил дорожного движения также разнообразны:

  1. Участие в конкурсе «Внимание, дети!», «Безопасное колесо»;
  2. Деятельность  в рамках социального образовательного проекта «Школа светофорных наук», которая позволяет получить не только теоретические знания, но и принять участие в практических делах, и главное, вместе с родителями;  
  3. Участие членов отряда ЮИД в различных соревнованиях, конкурсах рисунков и плакатов, театрализованных представлениях;
  4. Проведение два раза в год мониторинга на знания правил дорожного движения;
  5. Использование детской транспортной площадки по отработке навыков поведения на дорогах, а также уголка безопасности, стенгазет;
  6. Проведение родительских собраний на тему «Детский дорожно-транспортный травматизм», с привлечением сотрудников ГИБДД;
  7. Подготовка обучающимися школы презентаций, которые регулярно демонстрируются по монитору в фойе школы;
  8. Действующая выставка «Мы против терроризма»;
  9. Подготовка буклетов различной тематики: «О вредной и полезной пище», «Отличай ядовитые грибы», «Помни правила дорожного движения», «Чем опасна молния»;

     10.  Традиционные встречи обучающихся старших классов       с    отцом Николаем, представителем  Местной религиозной      организации православного Прихода Александра Невского Кафедрального собора. Отец Николай имеет положительный опыт работы с подростками, имеющими вредные привычки. Программа реализуется через цикл бесед;

11.  В школе имеются  5 «Уголков безопасности» различной тематики: «Правила поведения вблизи водоёмов», «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах города», «Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта»;

12. Ежегодные учебные  (не реже четырех раз в год) и итоговые объектовые тренировки. В зависимости от поставленной задачи, это эвакуация обучающихся и персонала из здания;

13. Проведение массовых мероприятий в рамках Дня защиты детей.

Вся информация о состоявшихся в школе мероприятиях помещается на школьный сайт, в информационный киоск или в газету «Школьный экспресс».

14. Опытно-экспериментальная работа на муниципальном уровне: «Формирование комплексной системы профилактики стоматологических заболеваний в условиях здоровьесозидающей  деятельности образовательного учреждения».

        Слайд 13

В МБОУ «СОШ  №27 с УИОП» накоплен богатый опыт по социальному партнерству в решении  вопросов  безопасности  образовательного пространства. Школа активно работает со следующими организациями:

  • ГИБДД (совместное патрулирование на дорогах, организация и     проведение  тематических конкурсов);
  • Детская поликлиника (организация практических занятий, родительских собраний);
  • Городской наркологический диспансер (беседы, тестирования, экскурсии);
  • Станция переливания крови (научно-исследовательские проекты обучающихся, благотворительные акции);
  • УВД г. Старый Оскол (профилактические беседы по предупреждению правонарушений и преступлений);
  • Совместно со штабом ГО СГОКа проводятся мероприятия по развёртыванию сборного эвакуационного пункта (2 раза в год);
  • МЧС (плановые проверки, организационно-методическая помощь);
  • Управление по делам молодёжи (совместные мероприятия: проекты, акции).

Таким образом, учащиеся и социальные партнеры принимают непосредственное участие в формировании навыков безопасного поведения.

         Административно-хозяйственное направление является не менее важным для формирования безопасного образовательного пространства школы. Задача этого направления - снижение риска травмоопасности в период нахождения в школе. Все учебные кабинеты, спортивные залы, столовая оснащены в соответствии с Федеральными государственными требованиями и с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Чётко отработана система делопроизводства по технике безопасности: имеются необходимые журналы, акты, приказы.

Слайд 14-15

Охранное направление включает безопасные условия пребывания детей в школе, обеспечиваемые ООО ЧОО  «Служба безопасности» (по договорам оказания услуг, заключенных с родителями). В школе установлены сигнальное устройство «Тревожная кнопка» (обслуживание ведёт Вневедомственная охрана УВД), пожарно-охранная сигнализация (обслуживание ведёт МЧС), имеются схемы эвакуации, камеры видеонаблюдения.

Мероприятия  по охранному направлению, улучшающие условия безопасности:

- Осуществление более строгого пропускного режима с целью недопущения посторонних лиц на территорию образовательного учреждения в связи с участившимися случаями преступлений, жертвами которых являются несовершеннолетние;

-  Военно-патриотический музей школы «Его именем улицу город назвал», в котором находятся экспонаты времён ВОВ (оборонительная граната РГД-33, мина ротного миномёта, патроны, снаряды.), имеет акт ДОСААФ о безопасности снарядов и разрешение на хранение;

- Привлечение работников силовых ведомств к проведению практических занятий с сотрудниками и обучающимися. Это поможет усилению воспитательной работы по вопросам безопасности;

− Реконструкция пожарных шкафов в школьном корпусе, для повышения надежности и эффективности при тушении пожаров;

− Замена защитных оконных элементов в школьном корпусе на быстрооткрывающиеся для обеспечения оперативности эвакуации людей;

− Установка тревожных кнопок в корпусе и отработка взаимодействий с силовыми ведомствами;

− Совершенствование методов обучения комплексной безопасности работников и обучающихся, что позволяет отработать грамотные действия сотрудников и обучающихся при возникновении чрезвычайных происшествий;

− Вырубка старых засохших насаждений на территории образовательного учреждения, для обеспечения безопасности передвижения пешеходов по территории школы;

− Введение должности дежурных из учеников десятых-одиннадцатых классов и работников школы,  для усиления порядка на территории школы;

− Совершенствование системы наружного и внутреннего освещения территории образовательного учреждения, для увеличения эффективности охраны территории образовательного учреждения.

    Таким образом, в МБОУ СОШ № 27 в 2009–2012 учебных годах велась работа по обеспечению условий для безопасного пребывания детей в школе, осуществлялась программа по формированию навыков безопасного поведения обучающихся и потребности в здоровом образе жизни. 

Слайд 16

  Активная деятельность школьного коллектива в данном направлении дала позитивные результаты:

Мероприятие

Год проведения

Результат

Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Безопасное колесо»

2011

Призёры  (III место)

Муниципальный практико-ориентированный семинар «Профилактика дорожно-транспортного травматизма»

2012

Проведено

11 мероприятий

Муниципальный этап конкурса «Территория дорожной безопасности»

2012

Победители (I место)

Муниципальный этап олимпиады по допризывной подготовке

2012

Победители (I место)

Муниципальный этап соревнований по многоборью

2012

Победители (I место)

Областные соревнования по волейболу (мальчики)

2013

Призёры (II место)

3. Школой принята программа развития на 2013-2016 годы «Формирование современной образовательной среды школы на основе технологии проектного управления». Одним из направлений является проект «Здоровая среда».

Цель: Обеспечение условий для сохранения здоровья участников образовательного процесса.

Задачи:

  • Воспитывать у детей и их семей культуру здорового времяпрепровождения, потребность в здоровом образе жизни
  •  Формировать знания и навыки по сохранению и укреплению здоровья, поведению в повседневных и чрезвычайных ситуациях
  • Создать полноценные материально-технические условия для сохранения здоровья детей и педагогов

Ожидаемые результаты

  • Сохранение физиологического, психологического, духовного здоровья детей и педагогов
  • Удовлетворенность родителей полученными результатами

Индикаторы результативности

  • Сохранение (или улучшение) показателей здоровья школьников
  • Отсутствие травм и ДТП с участием обучающихся
  • Охват детей горячим питанием – не менее 80%
  • Охват детей внеурочной спортивной деятельностью – не менее 50%, третьим часом физкультуры – не менее  100%
  • Удовлетворенность родителей здоровьесберегающей деятельностью школы – не менее 80%
  • Обеспеченность санитарных и противопожарных норм

– создание в школе здоровьесберегающей инфраструктуры;

– рациональная организация образовательного процесса;

– формирование у школьников здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы на уроке, направленная на формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Состояние учебно-воспитательной работы школы на сегодняшний день можно характеризовать как становление воспитательной системы социальной ориентации, под которой подразумевается особая среда, где проис...

Выступление на тему: "Формирование навыков безопасного поведения обучающихся посредством изучения курса "Азбука пешехода""

В выступлениии раскрывается роль изучения курса "Азбука пешехода" в формировании у обучающихся навыков безопасного поведения на дороге....

Система работы МКОУ С(К) ОШИ VIII вида п.Светлополянск по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах через урочную и внеурочную деятельность

Данный материал отображает каким образом можно организовать работу по ПДД в урочной и внеурочной деятельности...

Программа по формированию навыков законопослушного поведения обучающихся

Программа по формированию навыков  законопослушного поведения   обучающихся...