Формирование навыков безопасного поведения обучающихся в условиях образовательного пространства на основе технологии проектного управления
статья по обж по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie-_vazhnichin.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Формирование навыков безопасного поведения обучающихся в условиях образовательного пространства на основе технологии проектного управления
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым».
Ж.Ж. Руссо
Слайд 1
В МБОУ «СОШ №27 с углублённым изучением отдельных предметов» ведётся целенаправленная работа по формированию единого безопасного образовательного пространства, под которым понимается та сфера общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, индивидуальности. В рамках образовательного пространства реализуется производство социально-духовного, интеллектуального и экономического потенциала нового общества, наращивание человеческого капитала.
Выбор данного направления обусловлен ухудшением криминальной ситуации в обществе (участились случаи похищения детей с целью продажи, насилия или выкупа; увеличилось количество несчастных случаев с участием детей по неосторожности взрослых: пожары, ДТП; участились случаи травли детей и подростков в сети Интернет; активизировали своё влияние на молодёжь сектантские группы; увеличилось количество молодых людей, употребляющих психотропные вещества).
Слайд 2
С целью выявления потребности родительской общественности было проведено повторное анкетирование среди родителей обучающихся 1-11-х классов, которое показало следующие результаты: в сравнении с мониторингом 2011 года, определившего приоритет учебного процесса, мониторинг 2013 года показал, что теперь родителей в первую очередь волнует проблема безопасности образовательного процесса (98%). На основании этого педагогический коллектив принял решение считать одной из важнейших задач своей деятельности - формирование навыков безопасного поведения обучающихся.
Слайд 3
Основная цель – создание единого безопасного образовательного пространства, которое будет обеспечиваться единством действий всех субъектов образования и сопряженных с ним сфер, особенно культуры, медицины, экологии, социальной защиты, безопасности систем жизнеобеспечения. Это единая образовательная политика, направленная на сохранение и укрепление физического, репродуктивного, психического, социального и духовного здоровья детей и молодежи.
Для достижения поставленной цели в школе создана система работы с привлечением разнообразных ресурсов по формированию безопасного типа личности.
Слайд 4
Одна из наиболее важных задач - обеспечение совокупности мероприятий образовательного, административно–хозяйственного и охранного характера, имеющих просветительскую направленность и нацеленных на создание условий безопасного пребывания участников образовательного процесса в школе и на её территории, формирование навыков безопасного поведения. Приоритетом всей работы является личность каждого обучающегося, его защита и развитие. В школе отработана рациональная организация учебного процесса, необходимая для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья. Занятия по ПДД и технике безопасности проводятся один раз в месяц с 1 по 11 классы, включая темы по безопасности дорожного движения и оказания первой медицинской помощи. На заседаниях методических объединений учителей-предметников принято решение о реализации линии интегрированных уроков, одним из компонентов которых является предмет основы безопасности жизнедеятельности.
Слайд 5
Образовательное направление включает совокупность учебной, воспитательной и внеурочной систем, а также объединений дополнительного образования. На базе школы функционируют кружки «Юные инспектора движения», «Зелёный светофор», «Волонтеры», агитбригада «Наш голос», КВН «Маленькие дети». Все они формируют практические знания и умения, социальную направленность, имеют квалифицированных руководителей, качественные образовательные программы, высокую результативность.
Слайд 6-7
В школе действует «Галерея безопасности дорожного движения», на базе которой проводятся экскурсии и уроки безопасности, имеющие также практическую направленность (экспонаты выставочного зала Галереи регулярно обновляются работами обучающихся школы и подшефного детского сада). Активно работает военно-исторический клуб «Звезда», где отрабатываются вопросы безопасного поведения при ЧС природного и техногенного характера.
Слайд 8
Традиционными в воспитательном пространстве школы стали тематические мероприятия по развитию культуры безопасности жизнедеятельности: Декада «Дети и дорога!», «Неделя ОБЖ», марафон «Мы – за здоровый образ жизни!».
Мероприятия, запланированные на учебный год разнообразны. Это и заочная экскурсия «Моя дорога в школу» (отработка безопасного маршрута «дом-школа-дом»); проведение викторин (тестов) по ПДД; организация подвижных игр; конкурс плакатов и аппликаций; конкурс на лучшее изготовление дорожных знаков, организация классных часов по ПДД, встреча с сотрудниками ГИБДД.
Формы деятельности по изучению правил дорожного движения также разнообразны:
- Участие в конкурсе «Внимание, дети!», «Безопасное колесо»;
- Деятельность в рамках социального образовательного проекта «Школа светофорных наук», которая позволяет получить не только теоретические знания, но и принять участие в практических делах, и главное, вместе с родителями;
- Участие членов отряда ЮИД в различных соревнованиях, конкурсах рисунков и плакатов, театрализованных представлениях;
- Проведение два раза в год мониторинга на знания правил дорожного движения;
- Использование детской транспортной площадки по отработке навыков поведения на дорогах, а также уголка безопасности, стенгазет;
- Проведение родительских собраний на тему «Детский дорожно-транспортный травматизм», с привлечением сотрудников ГИБДД;
- Подготовка обучающимися школы презентаций, которые регулярно демонстрируются по монитору в фойе школы;
- Действующая выставка «Мы против терроризма»;
- Подготовка буклетов различной тематики: «О вредной и полезной пище», «Отличай ядовитые грибы», «Помни правила дорожного движения», «Чем опасна молния»;
10. Традиционные встречи обучающихся старших классов с отцом Николаем, представителем Местной религиозной организации православного Прихода Александра Невского Кафедрального собора. Отец Николай имеет положительный опыт работы с подростками, имеющими вредные привычки. Программа реализуется через цикл бесед;
11. В школе имеются 5 «Уголков безопасности» различной тематики: «Правила поведения вблизи водоёмов», «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах города», «Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта»;
12. Ежегодные учебные (не реже четырех раз в год) и итоговые объектовые тренировки. В зависимости от поставленной задачи, это эвакуация обучающихся и персонала из здания;
13. Проведение массовых мероприятий в рамках Дня защиты детей.
Вся информация о состоявшихся в школе мероприятиях помещается на школьный сайт, в информационный киоск или в газету «Школьный экспресс».
14. Опытно-экспериментальная работа на муниципальном уровне: «Формирование комплексной системы профилактики стоматологических заболеваний в условиях здоровьесозидающей деятельности образовательного учреждения».
Слайд 13
В МБОУ «СОШ №27 с УИОП» накоплен богатый опыт по социальному партнерству в решении вопросов безопасности образовательного пространства. Школа активно работает со следующими организациями:
- ГИБДД (совместное патрулирование на дорогах, организация и проведение тематических конкурсов);
- Детская поликлиника (организация практических занятий, родительских собраний);
- Городской наркологический диспансер (беседы, тестирования, экскурсии);
- Станция переливания крови (научно-исследовательские проекты обучающихся, благотворительные акции);
- УВД г. Старый Оскол (профилактические беседы по предупреждению правонарушений и преступлений);
- Совместно со штабом ГО СГОКа проводятся мероприятия по развёртыванию сборного эвакуационного пункта (2 раза в год);
- МЧС (плановые проверки, организационно-методическая помощь);
- Управление по делам молодёжи (совместные мероприятия: проекты, акции).
Таким образом, учащиеся и социальные партнеры принимают непосредственное участие в формировании навыков безопасного поведения.
Административно-хозяйственное направление является не менее важным для формирования безопасного образовательного пространства школы. Задача этого направления - снижение риска травмоопасности в период нахождения в школе. Все учебные кабинеты, спортивные залы, столовая оснащены в соответствии с Федеральными государственными требованиями и с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Чётко отработана система делопроизводства по технике безопасности: имеются необходимые журналы, акты, приказы.
Слайд 14-15
Охранное направление включает безопасные условия пребывания детей в школе, обеспечиваемые ООО ЧОО «Служба безопасности» (по договорам оказания услуг, заключенных с родителями). В школе установлены сигнальное устройство «Тревожная кнопка» (обслуживание ведёт Вневедомственная охрана УВД), пожарно-охранная сигнализация (обслуживание ведёт МЧС), имеются схемы эвакуации, камеры видеонаблюдения.
Мероприятия по охранному направлению, улучшающие условия безопасности:
- Осуществление более строгого пропускного режима с целью недопущения посторонних лиц на территорию образовательного учреждения в связи с участившимися случаями преступлений, жертвами которых являются несовершеннолетние;
- Военно-патриотический музей школы «Его именем улицу город назвал», в котором находятся экспонаты времён ВОВ (оборонительная граната РГД-33, мина ротного миномёта, патроны, снаряды.), имеет акт ДОСААФ о безопасности снарядов и разрешение на хранение;
- Привлечение работников силовых ведомств к проведению практических занятий с сотрудниками и обучающимися. Это поможет усилению воспитательной работы по вопросам безопасности;
− Реконструкция пожарных шкафов в школьном корпусе, для повышения надежности и эффективности при тушении пожаров;
− Замена защитных оконных элементов в школьном корпусе на быстрооткрывающиеся для обеспечения оперативности эвакуации людей;
− Установка тревожных кнопок в корпусе и отработка взаимодействий с силовыми ведомствами;
− Совершенствование методов обучения комплексной безопасности работников и обучающихся, что позволяет отработать грамотные действия сотрудников и обучающихся при возникновении чрезвычайных происшествий;
− Вырубка старых засохших насаждений на территории образовательного учреждения, для обеспечения безопасности передвижения пешеходов по территории школы;
− Введение должности дежурных из учеников десятых-одиннадцатых классов и работников школы, для усиления порядка на территории школы;
− Совершенствование системы наружного и внутреннего освещения территории образовательного учреждения, для увеличения эффективности охраны территории образовательного учреждения.
Таким образом, в МБОУ СОШ № 27 в 2009–2012 учебных годах велась работа по обеспечению условий для безопасного пребывания детей в школе, осуществлялась программа по формированию навыков безопасного поведения обучающихся и потребности в здоровом образе жизни.
Слайд 16
Активная деятельность школьного коллектива в данном направлении дала позитивные результаты:
Мероприятие | Год проведения | Результат |
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Безопасное колесо» | 2011 | Призёры (III место) |
Муниципальный практико-ориентированный семинар «Профилактика дорожно-транспортного травматизма» | 2012 | Проведено 11 мероприятий |
Муниципальный этап конкурса «Территория дорожной безопасности» | 2012 | Победители (I место) |
Муниципальный этап олимпиады по допризывной подготовке | 2012 | Победители (I место) |
Муниципальный этап соревнований по многоборью | 2012 | Победители (I место) |
Областные соревнования по волейболу (мальчики) | 2013 | Призёры (II место) |
3. Школой принята программа развития на 2013-2016 годы «Формирование современной образовательной среды школы на основе технологии проектного управления». Одним из направлений является проект «Здоровая среда».
Цель: Обеспечение условий для сохранения здоровья участников образовательного процесса.
Задачи:
- Воспитывать у детей и их семей культуру здорового времяпрепровождения, потребность в здоровом образе жизни
- Формировать знания и навыки по сохранению и укреплению здоровья, поведению в повседневных и чрезвычайных ситуациях
- Создать полноценные материально-технические условия для сохранения здоровья детей и педагогов
Ожидаемые результаты
- Сохранение физиологического, психологического, духовного здоровья детей и педагогов
- Удовлетворенность родителей полученными результатами
Индикаторы результативности
- Сохранение (или улучшение) показателей здоровья школьников
- Отсутствие травм и ДТП с участием обучающихся
- Охват детей горячим питанием – не менее 80%
- Охват детей внеурочной спортивной деятельностью – не менее 50%, третьим часом физкультуры – не менее 100%
- Удовлетворенность родителей здоровьесберегающей деятельностью школы – не менее 80%
- Обеспеченность санитарных и противопожарных норм
– создание в школе здоровьесберегающей инфраструктуры;
– рациональная организация образовательного процесса;
– формирование у школьников здорового образа жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы на уроке, направленная на формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Состояние учебно-воспитательной работы школы на сегодняшний день можно характеризовать как становление воспитательной системы социальной ориентации, под которой подразумевается особая среда, где проис...
Выступление на тему: "Формирование навыков безопасного поведения обучающихся посредством изучения курса "Азбука пешехода""
В выступлениии раскрывается роль изучения курса "Азбука пешехода" в формировании у обучающихся навыков безопасного поведения на дороге....
Система работы МКОУ С(К) ОШИ VIII вида п.Светлополянск по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах через урочную и внеурочную деятельность
Данный материал отображает каким образом можно организовать работу по ПДД в урочной и внеурочной деятельности...
Применение образовательных технологий – результат создания условий по формированию навыков исследовательской деятельности обучающихся.
Образовательные технологии...
«Взаимосвязь воспитания гражданской позиции школьников и формирования навыков безопасного правового поведения в цифровом пространстве современного мира»
примеры организации работы по патриотическому воспитанию во внеурочное время...
Программа по формированию навыков законопослушного поведения обучающихся
Программа по формированию навыков законопослушного поведения обучающихся...