Урок ОБЖ в 10 классе: "Профилактика вредных привычек"
план-конспект урока по обж (10 класс) по теме

Тинкина Наталья Викторовна

Конспект открытого урока по ОБЖ (10 класс).

Тема: « Профилактика вредных привычек».

Цели урока:

·                    Первичная профилактика никотиновой, алкогольной зависимостей.

·                     Содействие формированию здорового образа жизни.

·                     Воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Задачи урока:

·                     Обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя (характеристика факторов, разрушающих здоровье человека).

·                    Развитие ценностей здорового образа жизни и уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья несовершеннолетних (через выделение основных мер профилактики последствий никотиновой и алкогольной зависимостей).

·                     Создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки.

·                     Развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям.

·                     Содействие воспитанию свободной, независимой, ответственной личности, мобильной в принятии решений и способной планировать свое будущее.

Форма урока: комбинированный урок с использованием современных компьютерных технологий.

Педагогические и воспитательные технологии:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2.Личностно – ориентированная технология.

3.Игровые технологии.

4.Проблемное обучение.

5.Технология саморазвития.

6.Здоровьесберегающая технология.

Методы и приемы:

1. словесные  методы: беседа, слово учителя;

2. метод мотивации к общению (создание эмоциональных ситуаций) и стимулирования интереса к учению;

3. наблюдение;

4. самостоятельная познавательная деятельность учащихся;

5. практический метод;

6. создание ситуации успеха.

Способы контроля

·                     тип: промежуточный;

·                     вид: самоконтроль, взаимоконтроль, интерконтроль;

·                     методика: письменный экспресс-опрос, тест;

·                     форма: фронтально.

Оборудование и материалы:

·                    раздаточный материал;

·                    компьютерный класс.

·                    проектор, интерактивная доска.

Опережающее задание – цитаты, рисунки (проекция на интерактивной доске).

Ход урока:

1.Организационно-психологический момент. Сообщение цели урока.

Дорогие ребята! Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

Когда люди, приветствуя друг друга, говорят “Здравствуйте!”, какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!

Презентация на тему: «Что такое здоровье?»

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить.

2.Работа по теме.

Каждый день можно видеть, в какой ужасной действительности мы живем. Что разрушает здоровье? Окурки, пивные банки, шприцы в подъездах, над которыми дрожат обезумевшие парни и девушки.

В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!

Из истории табака. До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492 г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла "трубка мира".

Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Санть-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.

Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление "зелья табачища" рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.

Из истории алкоголя.

А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла… Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.

Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?

Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?

Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?

На эти вопросы попытайтесь ответить в группах.

Работа в группах:

·                     причины курения;

·                     последствия курения;

·                     меры для предупреждения курения;

·                     причины употребления алкоголя, пива;

·                     последствия употребления алкоголя, пива;

·                     меры для предупреждения употребления алкоголя, пива.

Педагог уточняет или комментирует ответы учащихся.

Промежуточное объяснение о причинах, наличии вредных веществ в составе табачного дыма, о вреде курения, алкоголя и их влиянии на организм подростка, особенно девушек.

Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя: любопытство, желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”, быть “крутым”; “легкое” общение, пониженная самооценка, неумение отдыхать без допинга, неумение отказать, просто так, удовольствие, развлечение, пример друзей и взрослых, наличие свободных денег; влияние кино, телевидения, рекламы; баловство, от нечего делать, уйти от проблем.

Наиболее характерные для табакокурения заболевания:

·                     Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.

·                     Раковые заболевания легких, гортани.

·                     Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.

·                     Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт, инсульт, мигрень.

·                     Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.

·                     Расстроена работа потовых и сальных желез.

·                     Волосы истончены, секутся и выпадают.

·                     Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция (заячья губа).

·                     Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз.

·                     Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.

·                     Понижается острота слуха.

·                     Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.

·                     “Синдром хронической усталости”.

Последствия употребления алкоголя:

·                     Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).

·                     Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.

·                     Сердечно-сосудистые заболевания, инфаркт.

·                     Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.

·                     Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность (потеря ребенка, преждевременное появление).

·                     “Синдром хронической усталости”.

·                     Снижение иммунитета.

·                     Раннее старение (особенно девушек).

·                     Ухудшение работы желез внутренней секреции.

Меры для предупреждения:

·                     Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года.

·                     Запретить рекламу сигарет.

·                     Запрет со стороны родителей.

·                     Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах.

·                     Получать достоверную информацию о вреде.

·                     Принятие самостоятельного решения: да или нет!

Соревнование команд!

Соревнование 2 команд (по рядам). Проведение конкурсов, экспресс – опроса, разгадывание анаграмм. Победит та группа, которая сделает это быстро, правильно и творчески.

Первая окончившая команда зачитывает варианты, а вторая и третья меняются вариантами ответов друг с другом. Победитель – по правильности и творчеству.

1. Конкурс пословиц.

В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная мудрость. Группам предлагается составить по 10 пословиц; начало каждой из них написано на одном листе, конец – на другом.

·                     Пословицы:

·                     Хмель шумит, | а ум молчит.

·                     Дали вина, | так и стал без ума.

·                     Пьяному море по колено, | а лужи по уши.

·                     И худой квас лучше | хорошей водки.

·                     Кто вино любит, | тот сам себя губит.

·                     Работа денежки копит, | хмель их топит.

·                     Вино полюбил – | семью разорил.

·                     Водка и труд | рядом не идут.

·                     Кто чарки допивает, | тот веку не доживает.

·                     Невинно вино, | но проклято пьянство.

2. Игра “буриме”. Группам предлагаются готовые рифмы, из которых должно вырасти стихотворение.

_____________________ годы

_____________________ пьешь

_____________________ невзгоды

_____________________ пропадешь

3. Экспресс-опрос.

1. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей? В каком веке? Варианты ответов:

1.                  Френсис Дрейк – 16 век.

2.                  Христофор Колумб – 15 век.

3.                  Васко да Гама – 15 век.

2. Кто из русских правителей запретил курение? Варианты ответов:

1.                  Царь Михаил Федорович.

2.                  Иван Грозный.

3.                  Петр I.

3. По какой причине в Москве в 16-17 веке было запрещено курение? Варианты ответов:

1.                  Экономика.

2.                  Из-за частых пожаров.

3.                  Для сохранения здоровья.

4. Кто из русских правителей разрешил курение табака? Варианты ответов:

1.                  Петр I.

2.                  Екатерина II.

3.                  Александр III.

5. Считаешь ли ты необходимой борьбу за здоровый образ жизни уже со школьных лет, или это – только для взрослых?

4. Анаграмма. – Слово или словосочетание, образованное перестановкой букв или слогов другого слова. Необходимо сложить слова, обозначающие последствия воздействия алкоголя на организм человека. [2]:  ФАРКТИН (инфаркт), ДЫОКША (одышка), РИЦЗОР (цирроз), ЯРНАЯН МРЕСТЬ (ранняя смерть).

Позитивная оценка деятельности учащихся.

Проверка степени понимания.

Проведение индивидуального тестирования.

В мире мудрых мыслей...

1. За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь.

2. Начинается пьянство с легкомыслия.

3. Без ума пьет - без угла живет.

4. Водка и труд рядом не идут.

5. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки.

6. Веселая голова живет спустя рукава.

7. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки.

8. Пей за столом, а не пей за столбом.

9. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы.

10. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез.

11. Водка белая, но красит нос и чернит душу.

12. Когда вино входит – тайна выходит.

13. Вино веселит, да от вина голова болит.

14. Водку пить – ум топить.

15. Счастлив тот, кто вина не пьет.

16. Вино веселит сердце, да человека губит.

17. Не упивайся вином – будешь крепче умом.

18. Как хватил через край, так все пропадай.

19. Дали вина – так и стал без ума.

20. Пьяному море по колено, а лужи по уши.

21. Пей, да дело разумей.

22. Работа денежку копит, а хмель ее топит.

23. Был Иван, стал болван, а все винцо виновато.

24. Вечером пьяница, утром лентяй.

 

 

 

 

 

3. Этап обобщения. Итоги урока.

Лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.

Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить... Что вы можете предложить? (лучше ничего не делать, чем пить и курить).

Цель урока – содействие формированию ЗОЖ – достигнута. Поднимите руки, кто готов задуматься о выборе здорового образа жизни, об отказе от соблазна. Давайте подведем итог. Какие вы сделали выводы из урока?

Замечательно! И еще. Есть такая фраза: “Ум и руки – на пользу обществу!”

Вам, молодым, предначертано судьбой жить в XXI веке, да и не только жить, а еще и творить, вершить полезные, добрые, вечные дела.

Впереди ожидает Вас

Дружба и свет любимых глаз,

Шум и радость жизни,

И служение Отчизне.

Новых звезд и открытий блеск,

А не вредных соблазнов треск.

Их не выбираешь,

А то жизнь ты проиграешь!

Выставление оценок по группам, выявление наиболее активных учащихся в группах. Сообщение домашнего задания. Благодарность за урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_obzh.ppt1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цели урока: Первичная профилактика никотиновой, алкогольной зависимостей. Содействие формированию здорового образа жизни. Воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.

Слайд 3

Что такое здоровье?

Слайд 4

Здоровье -это состояние полного физического душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Здоровье - это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Слайд 5

Двигательная активность, личная гигиена, рациональное питание, умение отдыхать, оптимальный режим деятельности, безопасное поведение

Слайд 6

Система мышления, отношение к окружающему миру, знаниям, людям

Слайд 7

Факторы, влияющие на здоровье социальные (условия жизни человека) антропогенные (загрязнение окружающей среды) природные (солнечная активность) психологические (напряженный ритм жизни ) индивидуальный образ жизни (вредные привычки)

Слайд 8

Умение управлять своими чувствами и мыслями Индивидуальное здоровье и его составляющие: Высокая работоспособность, устойчивость к заболеваниям Умение управлять собственным здоровьем, строить жизнь без ущерба для благополучия других людей Физиологический компонент Нравственный компонент Психологический компонент

Слайд 9

Что нужно делать для сохранения здоровья.

Слайд 11

Христофор Колумб был первым европейцем, столкнувшимся с табакокурением. Во время его первого путешествия в Новый Свет в 1492 году он увидел, как жители острова Куба сосут плотно свернутые тлеющие листья какого-то растения. Первооткрыватель не только Америки.

Слайд 12

Нюхательный табак был завезен во Францию приблизительно в 1559 году Жаном Нико французским послом при дворе Португалии, а в 1586 году сэр Френсис Дрейк, который научился курить трубку от «краснокожих индейцев» Виргинии, завез этот обычай в Англию. Именно Жан Нико впервые выделил из табака сильнодействующее вещество, названное его именем. Как табак попал в Европу...

Слайд 13

Во второй половине XVI века табак попадает из Испании в другие европейские страны, а вскоре и в страны Азии, и в частности в Турцию. Распространение табака по всему миру

Слайд 14

В начале XVII столетия табак начал появляется в России, где его высевали на полях Украины. До Петра I курение на Руси не одобрялось. При царе Алексее Михайловиче за курение наказывали битьем палками, а торговцам табака вырывали ноздрю. Табак добрался до России...

Слайд 16

На Западе открытие дистиллированного алкоголя (этанола) приписывалось то алхимику Раймонду Луллию, то его современнику Арнольду де Вилланова. Первое упоминание о каком-то дистиллированном виде «алкоголя» встречается в IV в. н. э. в писаниях китайского алхимика Гэ Хуна.

Слайд 17

Появление в России: Спирт из ржаного сырья в России изобрели в 1448—1474 годах. Разбавленный водой, он получил название «хлебного вина» или «водки». Алкоголизация страны началась только с середины XVI века, когда государство сделало продажу спиртного статьей своего дохода и заменило сытные корчмы кабаками, где подавали только питье, но не еду.

Слайд 18

Причины употребления табака и алкоголя: любопытство, желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”, быть “крутым”; “легкое” общение, пониженная самооценка, неумение отдыхать без допинга, неумение отказать, просто так, удовольствие, развлечение, пример друзей и взрослых, наличие свободных денег; влияние кино, телевидения, рекламы; баловство, от нечего делать, уйти от проблем.

Слайд 19

Последствия табакокурения: Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит. Раковые заболевания легких, гортани. Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике. Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт, инсульт, мигрень. Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность. Расстроена работа потовых и сальных желез. Волосы истончены, секутся и выпадают. Снижается сексуальная потенция, репродуктивная функция. Оголяются шейки зубов, развивается пародонтоз. Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние . Понижается острота слуха. Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение. “ Синдром хронической усталости”.

Слайд 20

Последствия употребления алкоголя: Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности). Гибель клеток головного мозга, снижение памяти. Середчно-сосудистые заболевания, инфаркт. Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит. Снижение сексуальной потенции, влияние на беременность. “ Синдром хронической усталости”. Снижение иммунитета. Раннее старение. Ухудшение работы желез внутренней секреции.

Слайд 21

Меры для предупреждения: Запретить продажу сигарет и алкоголя вообще или до 21 года. Запретить рекламу сигарет. Запрет со стороны родителей. Введение штрафов за курение и распитие алкогольных напитков в общественных местах. Получать достоверную информацию о вреде. Принятие самостоятельного решения: да или нет!

Слайд 22

За чужое здоровье выпиваешь, а свое пропиваешь. Водка и труд рядом не идут. Река начинается с ручейка, а пьянство с рюмочки. Веселая голова живет спустя рукава. Нынче гуляшки, завтра гуляшки – находишься без рубашки. Кто в водке ищет силы, тот на краю могилы. Сколько муж выпьет вина, столько жена и дети прольют слез. Водка белая, но красит нос и чернит душу. Вино веселит, да от вина голова болит. Водку пить – ум топить. Счастлив тот, кто вина не пьет. Вино веселит сердце, да человека губит. Не упивайся вином – будешь крепче умом. Как хватил через край, так все пропадай. Дали вина – так и стал без ума. Пьяному море по колено, а лужи по уши. Работа денежку копит, а хмель ее топит. Вечером пьяница, утром лентяй.

Слайд 23

Лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.

Слайд 24

Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить... Что вы можете предложить? (лучше ничего не делать, чем пить и курить).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по экологии 8 класс: Вредные привычки

В конспекте урока указаны цель и задачи, перечислено необходимое оборудование и материалы, имеется краткий план урока и подробный ход его проведения ... Документ имеет формат PDF ......

презентация к уроку "В 21 век без вредных привычек"

Презентация к уроку "В 21 век без вредных привычек"...

Урок ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе: Вредные привычки, и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

Методическая разработка урока ОБЖ в 10 классе. Тема : "Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек." На различных этапах урока испоьзовались современные педагогические техн...

Открытый урок в 10-м классе: "Вредные привычки и их влияние на здоровье"

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные привыч...

Открытый урок по ОБЖ "Суд над вредными привычками"

Прпаганда здорового образа жизни....

Разработка урока по теме: "Полезные и вредные привычки"

План-конспект к уроку по теме: "Полезные и вредные привычки"...