ЦУНАМИ
презентация к уроку по обж (7 класс) на тему

Тема урока: Цунами

Вид урока - изучения нового материала

Цель:
1. Ознакомить учащихся с опасным морским гидрологическим явлением- цунами;
2. Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения цунами и их последствиях.
3. Использовать межпредметные связи для осознанного восприятия материала.
Задачи:
Образовательные:
- Научить учащихся действовать в экстремальных ситуациях;
- Раскрыть причины возникновения цунами и последствия воздействия цунами;
- Ознакомить с параметрами цунами и мерами по защите от цунами
Развивающие:
- Формирование психологической готовности учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.
- Выявление творческих способностей учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из нее.
 Воспитательные:
- Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план урока16.85 КБ
Office presentation icon презентация2.4 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Цунами

Вид урока - изучения нового материала

Цель: 
1. Ознакомить учащихся с опасным морским гидрологическим явлением- цунами;
2. Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения цунами и их последствиях.
3. Использовать межпредметные связи для осознанного восприятия материала.
Задачи:
Образовательные:
- Научить учащихся действовать в экстремальных ситуациях;
- Раскрыть причины возникновения цунами и последствия воздействия цунами;
- Ознакомить с параметрами цунами и мерами по защите от цунами
Развивающие:
- Формирование психологической готовности учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.
- Выявление творческих способностей учащихся при анализе ситуации и составление плана выхода из нее.
 Воспитательные:
- Воспитывать чувство уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственность за жизнь других людей.
Оборудование:
компьютер, проектор, экран.

План урока:

1. Организационный момент – 1 минута.

2. Актуализация межпредметных связей - 5минут

3. Вступительное слово преподавателя – 1 минута.
Изложение нового материала, просмотр видео- презентации – 24 минут.

4. Закрепление материала, выполнение тестового задания на компьютере – 8 минут. Ответы на вопросы – 2 минуты

5. Итог урока – 2 минуты.

6. Домашнее задание – 2 минута.



По окончании изучения темы учащиеся должны:
а) знать:

- способы оповещения о приближении цунами;

- поражающие факторы;

- основные мероприятия по защите населения от цунами;

б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от цунами;

в) иметь представление о последствиях цунами.

Ход урока:

I этап   Организационный момент (1 мин.)

Организация начала урока.
Проверяется наличие учеников и готовность класса к работе.
Объявляю план работы - урок изучения нового материала из раздела ЧС природного характера и защита населения от их последствий.


II этап   Актуализация межпредметных знаний – (5 мин.)

География: Волны в океане: ветровые волны, приливы и отливы, цунами.
История: Даты и районы стихийного бедствия в России, в мире.

III этап   Изучение нового материала – (24 мин.)


Слайд 1.
Чтобы вдруг не настигла стихия,
Не накрыла внезапно беда,
Мы должны принять меры такие,
Чтоб отпор был готов ей всегда!

Для победы решенья ищите,
Перед стихией нельзя отступать,
Солидарность с гражданской защитой
Вам поможет с бедой совладать


Рассказ преподавателя.

 Цунами относится к морским опасным гидрологическим явлениям.
В 4 часа ночи 5 ноября 1952 года жители города Северо- Курильск и ряда прибрежных поселков на острове Паршумир, входящем в состав Курильских островов, были разбужены сильными подземными толчками, которые продолжались около получаса. Землетрясения бывают здесь достаточно часто, и люди опять легли спать, когда земля как будто успокоилась. Вскоре со стороны моря раздался сильный шум и треск- на город наступал огромный водяной вал, который прокатился по острову, дошел до уклона сопки и отхлынул назад. Полуодетые люди бежали в сопки, спасаясь от страшной волны. Была на редкость тихая лунная ночь.
Первый вал воды сошел через 15 минут, и некоторые жители вернулись к своим домам, чтобы успеть спасти хоть что-то из имущества. В этот момент пришел второй, более страшный вал 10-метровый высоты, который разрушил весь город. Сметая все на своем пути, страшная волна унесла в море все городские постройки, машины, сельскохозяйственную технику. Город был наполнен грохотом зданий и криками гибнущих людей.
После катастрофы на месте города образовалась пустая площадь в несколько квадратных километров. В городе и поселках погибли более 2000 человек.
Данное стихийное бедствие, вызванное нахлынувшими на берег волнами огромной разрушительной силы, называется цунами.

Слайды 2-4.

 Понятие - цунами. Происхождение и причина цунами. Характеристика волн цунами. Классификация цунами: по причинам его возникновения; по интенсивности.

Слайды 5. 

Основные параметры цунами..

Слайд 6-8.

Наиболее цунамиопасные районы России, мира.(Камчатка, Сахалин, Курилы, побережье Тихого океана, Индонезия, Чили, Перу, Япония, Восточная Ява, Алеутские острова, Аляска, Гавайские острова).Вывести слайд № 17 на интерактивную доску и отметить наиболее цунамиопасные районы. Показать эти районы на карте мира.

Слайды 9-10.

 Основные паражающие факторы


Слайд 11.

 Последствия цунами.


Слайд 12.

Заблаговременные меры по защите от цунами.



Слайды 13-15. 

При получении сигнала «ИДЕТ ЦУНАМИ». Правила поведения при поступлении сигнала о подходе цунами. Правила поведении при внезапном подходе цунами.

Слайд 16.

Правила поведения после прохождения цунами.

IV этап  Закрепление материала

Слайд 17.
Выполнение тестового задания.

Перед вами тест. На вопросы может быть ответы ДА или НЕТ. Поэтому будьте внимательны. Приступили к выполнению задания.

Слайд 18.

Проверка теста «КЛЮЧ»

V этап   Итоги урока.

VI этап .Домашнее задание.



Список литературы

1. Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. – Москва.: АСТ, 2009.

2. Герасимова Т.П. Начальный курс географии. – М.: ДРОФА, 2010.

Интернет – ресурсы

1. Видео цунами http://rest.msun.ru/rest/tsunami/tsunami.php

2. Фото, иллюстрации цунами http://cynami.com/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОБЖ Цунами

Слайд 2

Понятие «цунами» Цунами – это волны в океане, вызываемые подводными и прибрежными землетрясениями, при взрывах вулканов, при обрушении берегов или крупных подводных. Цунами - это японское слово. Произносится "цу-на-ми". "цу" означает гавань, "нами" означает волна.

Слайд 3

Причины возникновения цунами:

Слайд 4

Причины возникновения цунами: 1 образование трещин на дне 2 поднятие (опускание) части дна 3 порождение волн водой, стремящейся вернуться в исходное состояние Подводное землетрясение

Слайд 5

Основные параметры цунами: скорость (600-1000 км/час); высота волны (до 70 м); длины волны (до 1000 км); период волны (от минут до нескольких часов).

Слайд 6

Районы, подверженные цунами

Слайд 7

Цунами у побережья о. Шри Ланка 26 декабря 2004 г. на снимке со спутника www.themegallery.com

Слайд 8

Изменение очертаний береговой линии вследствие цунами в Индонезии в 2004 году

Слайд 9

Основные поражающие факторы: Первичные: воздушная волна; удар волны; гидродинамическое давление воды.

Слайд 10

Основные поражающие факторы: Вторичные: затопление местности; разрушение зданий, сооружений, коммуникаций; выброс судов на берег; гибель людей и животных; смыв почвы, гибель сельхоз- культур; загрязнение почвы; загрязнение или уничтожение источников питьевой воды.

Слайд 11

Последствия цунами

Слайд 12

Заблаговременные меры по защите от цунами: создание системы наблюдения и прогнозирования; запрещение нового строительства в опасных районах; перенос объектов в безопасные места; строительство волнорезов и дамб; заблаговременная подготовка маршрутов и мест для эвакуации; подготовка населения к действиям; посадка деревьев.

Слайд 13

При получении сигнала «Идёт цунами»: прогнозирование возможного места и времени подхода цунами; оповещение населения; срочный выход судов в открытое море; экстренная эвакуация населения в безопасные места.

Слайд 14

Правила поведения при поступлении сигнала о подходе цунами: услышав звуки сирен, внимательно прослушайте сообщение о времени прихода волны и организации эвакуации населения в безопасное место; возьмите с собой минимум тёплых вещей (лучше непромокаемых), продуктов питания, деньги, документы, и ценности; перед уходом перекройте в доме газ и воду, отключите электричество; без промедления уходите в глубину суши на возвышенность или на 2- З км от берега.

Слайд 15

Правила поведения при внезапном подходе цунами: немедленно закройте все окна и двери на запор и поднимитесь на верхний этаж; общее правило — не выбегать из прочного здания; займите наиболее безопасное место в помещении — вдали от окон у капитальной стены со стороны прихода волны; если волна застает на улице, то постарайтесь зацепиться за ствол дерева или бетонную стену; приготовьтесь к возвратному движению волны.

Слайд 16

Правила поведения после прохождения цунами: оставайтесь в безопасном месте не менее 2—3 часов после прихода первой волны; дождитесь сигнала отбоя тревоги.

Слайд 17

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ: 1 . Цунами - это волна в океане, вызванная подводным (прибрежным) землетрясением или извержением вулкана? 2. Скорость волны у берега больше, чем в океане? 3. Центральная часть России относится к цунамоопасному региону? 4. Основные поражающие факторы цунами: воздушная волна, удар волны, гидродинамическое давление? 5. При получении сигнала о подходе цунами необходимо: - взять необходимые вещи, документы, продукты питания - перекрыть газ, воду, отключить электричество - уходить в глубину суши на 2-3км или на возвышенность? 6.Надо оставайтесь в безопасном месте после прохождения цунами 12-13 часов? Отвечать графически ДА или НЕТ

Слайд 18

КЛЮЧ ТЕСТА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Основные характеристики и последствия воздействия цунами"

Данный  урок разработан для учащихся 7-го класса. Урок с использованием ИКТ....

Цунами.

презентация к уроку...

Презентация к уроку по ОБЖ в 7 классе "Меры по защите от цунами".

В работе рассматриваются вопросы защиты населения от цунами и порядок действия населения при преходе цунами и при забдаговременном оповещении о цунами....

Тест-презентация по теме "Цунами" для 7 класса

Тест состоит из 6 вопросов по 4 варианта ответов в каждом, на последнем соайде - ответы. К сожалению, при предварительном просмотре слайды отображаются не так, как при скачивании презентации. ...

Методическая разработка занятия на тему «Цунами», включенного в элективный курс по физике для 9 класса «Физика геологических стихий»

В 9-м классе появляется возможность, опираясь на знания учащихся по физической географии, физике и математике, а также на их прочный познавательный интерес, изучить грозные явления природы с той точки...

Презентация к теме "Цунами" 7 класс

Данную презентацию рекомендую использовать при изучении темы "Цунами" в 7 классе....

Презентация урока ОБЖ для учащихся 7-х классов"Цунами."

Презентация  урока ОБЖ для учащихся 7-х классов"Цунами."...