Урок в 5 классе по теме: «Гололед. Опасности на льду»
план-конспект урока по обж (5 класс) по теме
план урока к 5 кл, сборный материал из разных источников - методических книг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока | 270 КБ |
5_kl_obzh_gololed.doc | 270 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе по теме: «Гололед. Опасности на льду»
Цели урока:
- Актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности поведения на льду и в случае попадания человека в ледяную воду;
- Закрепить знания о правилах соблюдения правил безопасности поведения на льду и в случае попадания человека в ледяную воду;
- Сформировать навыки поведения в гололед и в случае попадания человека в ледяную воду.
Задачи урока:
Образовательные | Закрепить знания используемых понятий, умения по теме. Изучить правила поведения на льду и в случае попадания человека в ледяную воду. |
Развивающие | Развивать умения правильно понимать и истолковывать формулировки правил и рекомендаций по безопасному поведению |
Воспитывающие | Воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по безопасному поведению на льду и в случае попадания человека в ледяную воду. |
Эстетические | Обратить внимание на порядочность и благородство человека, соблюдающего правила БЖ во всех сферах жизнедеятельности |
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»
- Видеомагнитофон – фрагмент записи из телепередачи об опасной ситуации на льду.
- Рабочая тетрадь
- Наглядные пособия (изображение опасностей) в виде плакатов.
План урока:
№ | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время |
1 | Организационный момент | Сконцентрировать внимание учащихся, нацелить на предстоящую работу | 2мин |
2 | Проверка домашнего задания, степени усвоения материала | Повторить основные положения предыдущего занятия | 4мин |
3 | Объяснение нового материала | Познакомить с видами и причинами данного вида опасностей, правилами поведения, позволяющими предотвратить данную опасность. Фронтальная беседа по теме с демонстрацией плакатов | 29мин |
4 | Первичная проверка и закрепление знаний | Закрепить знания по безопасному поведению, подготовить их интеграцию с ранее изученным материалом, добиться понимания важности соблюдения правил безопасности | 3мин |
5 | Проверочный этап | Проверить степень усвоения материала и возникающие трудности, продолжить разъяснение и закрепление наиболее сложных вопросов | 4мин |
6 | Подведение итогов урока | Повторить главные выводы урока. Выставить оценки | 2мин |
7 | Сообщение домашнего задания | Разъяснить смысл и содержание задания. | 1мин |
На доске:
Число, месяц, год.
Тема урока «Гололед. Опасности на льду».
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Вспомните, причины которые мы изучали на прошлом уроке, из –за которых мы не можем попасть к себе домой? | Захлопнулась дверь, а ключ дома Сломался замок Потерялся ключ |
2 | Скажите, что вы должны сделать, если случилась такая ситуация? |
|
3 | Какие правила мы должны помнить, чтоб не оказаться в такой ситуации? |
|
4 | А что нельзя делать, если сломался замок в дверях? | 1. Обращаться за помощью к незнакомым людям 2. Пытаться залезть через форточку 3. Пытаться залезть через балкон |
А сегодня на уроке мы с вами начинаем новую тему – а, отгадав кроссворд, вы скажите какую.
Отвечаем на вопросы и записываем свои ответы в кроссворд.
1 |
|
|
|
| |||||||
| 2 |
|
|
|
| ||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
Вопросы:
- У кого дома можно подождать родителей, если ты забыл ключ?
- Не собака, а в дом не пускает?
- Кому вы можете позвонить и кто вам поможет, если вы потеряете ключ?
- Кого нельзя просить о помощи, если сломался замок в дверях?
- Кто поможет открыть дверь, если позвонить в ЖЭК?
- Что нельзя делать через форточку и балкон, если забыли ключ дома?
- От кого можно позвонить родителям, если захлопнулась дверь, а вы без ключа?
д | р | у | г | а | |||||||
| з | а | м | о | к | ||||||
р | о | д | и | т | е | л | и | ||||
н | е | з | н | а | к | о | м | ц | а | ||
с | л | е | с | а | р | ь | |||||
з | а | л | е | з | т | ь | |||||
с | о | с | е | д | е | й |
Проверим, поменявшись с соседом кроссвордом и поставим оценку.
Какое слово получилось? (ГОЛОЛЕД)
3 Объяснение нового материала
Молодцы. Откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока «Гололед. Опасности на льду»
Большую опасность на улицах любого города для взрослых и детей представляет такое явление, как гололед.
Гололёд — редкое явление природы, образуется исключительно при выпадении переохлаждённого дождя при отрицательной температуре воздуха. атмосферных осадков в виде слоя или комочков льда, образующихся на поверхности земли и на предметах (проводах, ветвях деревьев и т. п.) при намерзании переохлаждённых капель дождя, мороси или тумана при температуре от 0 до −3 °C.
А последствием гололеда часто бывает гололедица.
Гололедицей — Мы часто называем скользкую дорогу.
Гололедица - это лед на поверхности, который появляется при понижении температуры в результате замерзания воды образовавшейся при таянии снега и льда во время оттепели.
Гололед и гололедица часто возникают oднoвpеменнo, так как им требуются пpимеpнo oдинакoвые пoгoдные условия (стандартная фраза метеoпpoгнoза: "гoлoлед, на дopoгах гoлoледица").
Чем же опасна гололедица и гололед?
Во время гололеда образуется корка из-за льда на поверхности веток деревьев и ветки тогда ломаются, корка льда на электропроводах и провода обрываются, корка льда и на поверхности земли и тогда также как и при гололедице, очень скользко ходить и люди часто падают и ломают себе руки и ноги. В этот период у врачей очень много работы и для того чтоб с нами ничего не случилось необходимо знать правила.
Откройте учебник на странице 51 и прочитайте правила «Что надо делать во время гололеда»
Напоминаю, что при движении по обочине дороги в гололед на встречу транспорту, нужно остановиться в тот момент, когда машина проезжает мимо вас, так как можно поскользнуться и попасть под колеса машины.
Но лед бывает не только на поверхности земли, но и на воде.
Хорошо играть на льду, весело и быстро гонять шайбу или кататься на коньках. Только для этого нужно твердо знать, что лед на поверхности водоема прочный, вода под ним неглубокая, а рядом есть кто – то из взрослых или твоих друзей (а также веревка, длиной не менее 5м, длинная палка, так, на всякий случай).
Если необходимо по льду перейти реку, озеро, всегда будь готов к тому, что можешь поскользнуться, удариться, порезаться о лед, а ещё хуже провалиться.
Чтобы этого не случилось, всегда проверяйте прочность льда.
Давайте кратко запишем «Меры предосторожности при передвижении по льду замерзших водоемов»
1. Прежде чем выходить на ледовый покров водоема, необходимо внимательно осмотреть его поверхность. Темные пятна – это, скорее всего, бывшие полыньи, не успевшие покрыться прочным льдом.
Записываем: Темные пятна- бывшие полыньи, тонкий лед, ходить опасно.
2. Если лед рыхлый, желтоватый или темный, или при ударе из него сочиться вода, или, наоборот, матово- белый (после оттепели, измороси или дождя), то далеко от берега уходить нельзя. Крепкий лед отличается синими и зелеными оттенками.
Записываем: Крепкий лед – синего и зеленого оттенка. Опасно ходить если лед желтоватый, рыхлый, темный, матово- белый и при ударе из него сочиться вода.
3. Если под тобой лед затрещал или начал ломаться – быстрее возвращайся скользящим шагом или ползком к берегу.
Лед затрещал или ломается скорее обратно ползком или скользящим шагом.
4. Всегда выходи на лед с палкой в руке и с отверткой в кармане. Эти предметы помогают выбраться из полыньи или провала.
Выходя на лед, возьми палку и отвертку.
5. Нельзя ходить по льду во время оттепели, в одиночку, в темноте, с большим грузом. Груз лучше тянуть на санках или лыжах.
Не ходите по льду в оттепель, в темноте, в одиночку с грузом. Груз положите на санки.
6. Можно идти по льду при его толщине льда не менее 5см, а большой группе людей – при толщине льда в 7-9см, каждый человек должен идти на расстоянии 5-6м друг от друга.
Можно идти, если толщина льда 5см, для группы 7-9см, на расстоянии 5-6м.
7. Нельзя прыгать на льду и топать ногами, проверяя его прочность, особенно возле его берега, где движение воды истончает лед.
Нельзя прыгать на льду и топать ногами.
8. Если собираешься пересечь замерзший водоем на лыжах, то заранее расстегни крепления и высвободи кисти рук из петель лыжных палок, обеспечив себе свободу движений в случае неожиданного проваливания под лед.
При движении на лыжах по льду – расстегни крепления и сними петли палок с рук.
9. Смертельно опасно кататься на льдинах.
Не катайся на льдинах
Вот мы и записали основные правила передвижения по льду, но эти правила часто нарушают некоторые родители и из вашего класса.
День морозный, воздух звонкий,
Аж захватывает дух!
Первый снег присыпал тонким
Слоем землю, словно пух.
На кустах искриться иней,
Солнца луч слепит глаза,
Моют кудри в речке синей
Голубые небеса.
А озера уже встали.
Берега соединил
Лед прозрачный с блеском стали,
Луч закатный отразив.
Тут уж зуд нетерпеливым
Не дает спокойно спать.
На подледный лов! На диво
Рыбку крупную поймать!
А мальчишкам сняться ночью
Недалекие деньки.
С клюшкой хочется уж очень
Встать скорее на коньки.
Не дождавшись разрешенья,
Устремляется народ
В будний день и в воскресенье
На озерный тонкий лед.
Только вот нетерпеливость
Их к добру не приведет.
Вертолет кого –то снимет,
А кого –то не найдет.
Что ждет поторопившихся рыбаков – нетрудно догадаться. Не лучше ли, не рискуя жизнью, подождать, когда мороз крепко – накрепко скует лед, и не подвергать себя большой опасности?
Но если вы все же провалились по лед, что нужно делать?
Давайте посмотрим отрывок фильма. (4 минуты)
Как же надо действовать, если вы провалились под лед?
- Повернуться к берегу.
- Закрепиться о лед отверткой или приспособлением в виде скакалки.
- Подтянуться и аккуратно закинуть ногу, сначала одну потом другую.
- Ползком отползти от провала, а потом, скользящим шагом к берегу)
Обратите внимание, какое приспособление предложили спасатели утопающему – как скакалку. Такое приспособление можно сделать самим и носить в кармане или предложить родителям – рыболовам.
А как помочь человеку, оказавшемуся в полынье?
1. К провалившемуся не подходить, а подползать, широко раскинув руки и ноги.
2. Если есть палка, доска, веревка, ремень, шарф, бросить пострадавшему за 3-5м до провала
3. Помощь следует оказывать быстро, чтоб пострадавший не умер от переохлаждения.
А сейчас рассмотрим первую помощь при переохлаждении в воде.
1. Пострадавший бегом бежит до теплого сухого помещения.
2. Снять с него мокрую одежду, растереть его спиртом до покраснения кожи, начиная от туловища до кончиков пальцев.
3. Укутать пострадавшего одеялом или посадить в теплую воду с добавлением порошка горчицы.
4. Дать горячее сладкое питье.
5. Уложить в согретую постель, обеспечив покой.
(нельзя давать алкоголь, поскольку он угнетает деятельность высших отделов центральной нервной системы)
4. Первичная проверка и закрепление знаний
Что нового вы сегодня вы узнали на уроке?
- Чем отличается гололед от гололедицы? (Гололед образуется при выпадении переохлаждённого дождя при отрицательной температуре воздуха. атмосферных осадков в виде слоя или комочков льда, образующихся на поверхности земли и на предметах (проводах, ветвях деревьев и т. п.) при намерзании переохлаждённых капель дождя ,а гололедица – лед на дороге после оттепели)
2. Какие правила надо знать прежде чем идти на бухту кататься или рыбачить?
1. Темные пятна- бывшие полыньи, тонкий лед, ходить опасно.
2. Крепкий лед – синего и зеленого оттенка. Опасно ходить если лед рыхлый, темный, матово- белый при ударе из него сочиться вода, и по желтоватому льду.
3. Лед затрещал или ломается скорее обратно ползком или скользящим шагом.
4. Выходя на лед, возьми палку и отвертку, или приспособление как скакалку.
5. Не ходите по льду в оттепель, в темноте, в одиночку с грузом. Груз положите на санки.
6. Можно идти, если толщина льда 5см, для группы 7-9см, на расстоянии 5-6м.
7. Нельзя прыгать на льду и топать ногами.
8. При движении на лыжах по льду – расстегни крепления и сними петли палок с рук.
9. Не катайся на льдинах
5 Проверочный этап
Отвечаем на вопросы по карточки письменно.
1. При какой толщине льда можно двигаться по нему в одиночку, и в группе?
(В одиночку 5см, в группе 7-9см)
2. Лед какого цвета считается опасным? (Желтоватому льду)
3. Какие средства спасения можно взять с собой при движении по льду? (отвертку, веревку, или «скакалку»)
4. Какого цвета лед является крепким? (синего и зеленоватого оттенка)
5. Можно ли без разрешения ходить на бухту гулять на льду? (нет)
Сдали листочки.
6. Подведение итогов, выставление оценок
7. Домашнее задание: К следующему уроку напишите рассказ – «Неправильного поведения детей на льду» подчеркнув неправильные действия.
1 |
|
|
|
| |||||||
| 2 |
|
|
|
| ||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
| |||||
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
| |||||||
| 2 |
|
|
|
| ||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
| |||||
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
| |||||
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
| |||||
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
| |||||
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
| |||||||
| 2 |
|
|
|
| ||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
| |||||
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
| |||||
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
«Меры предосторожности при передвижении по льду замерзших водоемов»
1. Темные пятна- бывшие полыньи, тонкий лед, ходить опасно.
2. Крепкий лед – синего и зеленого оттенка. Опасно ходить если лед рыхлый, темный, матово- белый при ударе из него сочиться вода, и по желтоватому льду.
3. Лед затрещал или ломается скорее обратно ползком или скользящим шагом.
4. Выходя на лед, возьми палку и отвертку, или приспособление как скакалку.
5. Не ходите по льду в оттепель, в темноте, в одиночку с грузом. Груз положите на санки.
6. Можно идти, если толщина льда 5см, для группы 7-9см, на расстоянии 5-6м.
7. Нельзя прыгать на льду и топать ногами.
8. При движении на лыжах по льду – расстегни крепления и сними петли палок с рук.
9. Не катайся на льдинах
Как же надо действовать, если вы провалились под лед?
- Повернуться к берегу.
- Закрепиться о лед отверткой или приспособлением в виде скакалки.
- Подтянуться и аккуратно закинуть ногу, сначала одну потом другую.
- Ползком отползти от провала, а потом, скользящим шагом к берегу)
А как помочь человеку, оказавшемуся в полынье?
1. К провалившемуся не подходить, а подползать, широко раскинув руки и ноги.
2. Если есть палка, доска, веревка, ремень, шарф, бросить пострадавшему за 3-5м до провала
3. Помощь следует оказывать быстро, чтоб пострадавший не умер от переохлаждения.
Первая помощь при переохлаждении в воде.
1. Пострадавший бегом бежит до теплого сухого помещения.
2. Снять с него мокрую одежду, растереть его спиртом до покраснения кожи, начиная от тела до кончиков пальцев.
3. Укутать пострадавшего одеялом или посадить в теплую воду с добавлением порошка горчицы.
4. Дать горячее сладкое питье.
5. Уложить в согретую постель, обеспечив покой.
(нельзя давать алкоголь, поскольку он угнетает деятельность высших отделов центральной нервной системы)
Проверочный этап ВАРИАНТ 1
Отвечаем на вопросы по карточки письменно.
1. При какой толщине льда можно двигаться по нему в одиночку, и в группе?
2. Лед какого цвета считается опасным?
3. Какие средства спасения можно взять с собой при движении по льду?
4. Какого цвета лед является крепким?
5. Можно ли без разрешения ходить на бухту гулять на льду?
ВАРИАНТ 2
- Какого цвета лед является крепким?
- Лед какого цвета считается опасным?
- При какой толщине льда можно двигаться по нему в одиночку, и в группе?
- Какие средства спасения можно взять с собой при движении по льду?
- Можно ли без разрешения ходить на бухту гулять на льду?
Предварительный просмотр:
Урок в 5 классе по теме: «Гололед. Опасности на льду»
Цели урока:
- Актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности поведения на льду и в случае попадания человека в ледяную воду;
- Закрепить знания о правилах соблюдения правил безопасности поведения на льду и в случае попадания человека в ледяную воду;
- Сформировать навыки поведения в гололед и в случае попадания человека в ледяную воду.
Задачи урока:
Образовательные | Закрепить знания используемых понятий, умения по теме. Изучить правила поведения на льду и в случае попадания человека в ледяную воду. |
Развивающие | Развивать умения правильно понимать и истолковывать формулировки правил и рекомендаций по безопасному поведению |
Воспитывающие | Воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по безопасному поведению на льду и в случае попадания человека в ледяную воду. |
Эстетические | Обратить внимание на порядочность и благородство человека, соблюдающего правила БЖ во всех сферах жизнедеятельности |
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»
- Видеомагнитофон – фрагмент записи из телепередачи об опасной ситуации на льду.
- Рабочая тетрадь
- Наглядные пособия (изображение опасностей) в виде плакатов.
План урока:
№ | Этап урока | Содержание (цель) этапа | Время |
1 | Организационный момент | Сконцентрировать внимание учащихся, нацелить на предстоящую работу | 2мин |
2 | Проверка домашнего задания, степени усвоения материала | Повторить основные положения предыдущего занятия | 4мин |
3 | Объяснение нового материала | Познакомить с видами и причинами данного вида опасностей, правилами поведения, позволяющими предотвратить данную опасность. Фронтальная беседа по теме с демонстрацией плакатов | 29мин |
4 | Первичная проверка и закрепление знаний | Закрепить знания по безопасному поведению, подготовить их интеграцию с ранее изученным материалом, добиться понимания важности соблюдения правил безопасности | 3мин |
5 | Проверочный этап | Проверить степень усвоения материала и возникающие трудности, продолжить разъяснение и закрепление наиболее сложных вопросов | 4мин |
6 | Подведение итогов урока | Повторить главные выводы урока. Выставить оценки | 2мин |
7 | Сообщение домашнего задания | Разъяснить смысл и содержание задания. | 1мин |
На доске:
Число, месяц, год.
Тема урока «Гололед. Опасности на льду».
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Вспомните, причины которые мы изучали на прошлом уроке, из –за которых мы не можем попасть к себе домой? | Захлопнулась дверь, а ключ дома Сломался замок Потерялся ключ |
2 | Скажите, что вы должны сделать, если случилась такая ситуация? |
|
3 | Какие правила мы должны помнить, чтоб не оказаться в такой ситуации? |
|
4 | А что нельзя делать, если сломался замок в дверях? | 1. Обращаться за помощью к незнакомым людям 2. Пытаться залезть через форточку 3. Пытаться залезть через балкон |
А сегодня на уроке мы с вами начинаем новую тему – а, отгадав кроссворд, вы скажите какую.
Отвечаем на вопросы и записываем свои ответы в кроссворд.
1 |
|
|
|
| |||||||
| 2 |
|
|
|
| ||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
Вопросы:
- У кого дома можно подождать родителей, если ты забыл ключ?
- Не собака, а в дом не пускает?
- Кому вы можете позвонить и кто вам поможет, если вы потеряете ключ?
- Кого нельзя просить о помощи, если сломался замок в дверях?
- Кто поможет открыть дверь, если позвонить в ЖЭК?
- Что нельзя делать через форточку и балкон, если забыли ключ дома?
- От кого можно позвонить родителям, если захлопнулась дверь, а вы без ключа?
д | р | у | г | а | |||||||
| з | а | м | о | к | ||||||
р | о | д | и | т | е | л | и | ||||
н | е | з | н | а | к | о | м | ц | а | ||
с | л | е | с | а | р | ь | |||||
з | а | л | е | з | т | ь | |||||
с | о | с | е | д | е | й |
Проверим, поменявшись с соседом кроссвордом и поставим оценку.
Какое слово получилось? (ГОЛОЛЕД)
3 Объяснение нового материала
Молодцы. Откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока «Гололед. Опасности на льду»
Большую опасность на улицах любого города для взрослых и детей представляет такое явление, как гололед.
Гололёд — редкое явление природы, образуется исключительно при выпадении переохлаждённого дождя при отрицательной температуре воздуха. атмосферных осадков в виде слоя или комочков льда, образующихся на поверхности земли и на предметах (проводах, ветвях деревьев и т. п.) при намерзании переохлаждённых капель дождя, мороси или тумана при температуре от 0 до −3 °C.
А последствием гололеда часто бывает гололедица.
Гололедицей — Мы часто называем скользкую дорогу.
Гололедица - это лед на поверхности, который появляется при понижении температуры в результате замерзания воды образовавшейся при таянии снега и льда во время оттепели.
Гололед и гололедица часто возникают oднoвpеменнo, так как им требуются пpимеpнo oдинакoвые пoгoдные условия (стандартная фраза метеoпpoгнoза: "гoлoлед, на дopoгах гoлoледица").
Чем же опасна гололедица и гололед?
Во время гололеда образуется корка из-за льда на поверхности веток деревьев и ветки тогда ломаются, корка льда на электропроводах и провода обрываются, корка льда и на поверхности земли и тогда также как и при гололедице, очень скользко ходить и люди часто падают и ломают себе руки и ноги. В этот период у врачей очень много работы и для того чтоб с нами ничего не случилось необходимо знать правила.
Откройте учебник на странице 51 и прочитайте правила «Что надо делать во время гололеда»
Напоминаю, что при движении по обочине дороги в гололед на встречу транспорту, нужно остановиться в тот момент, когда машина проезжает мимо вас, так как можно поскользнуться и попасть под колеса машины.
Но лед бывает не только на поверхности земли, но и на воде.
Хорошо играть на льду, весело и быстро гонять шайбу или кататься на коньках. Только для этого нужно твердо знать, что лед на поверхности водоема прочный, вода под ним неглубокая, а рядом есть кто – то из взрослых или твоих друзей (а также веревка, длиной не менее 5м, длинная палка, так, на всякий случай).
Если необходимо по льду перейти реку, озеро, всегда будь готов к тому, что можешь поскользнуться, удариться, порезаться о лед, а ещё хуже провалиться.
Чтобы этого не случилось, всегда проверяйте прочность льда.
Давайте кратко запишем «Меры предосторожности при передвижении по льду замерзших водоемов»
1. Прежде чем выходить на ледовый покров водоема, необходимо внимательно осмотреть его поверхность. Темные пятна – это, скорее всего, бывшие полыньи, не успевшие покрыться прочным льдом.
Записываем: Темные пятна- бывшие полыньи, тонкий лед, ходить опасно.
2. Если лед рыхлый, желтоватый или темный, или при ударе из него сочиться вода, или, наоборот, матово- белый (после оттепели, измороси или дождя), то далеко от берега уходить нельзя. Крепкий лед отличается синими и зелеными оттенками.
Записываем: Крепкий лед – синего и зеленого оттенка. Опасно ходить если лед желтоватый, рыхлый, темный, матово- белый и при ударе из него сочиться вода.
3. Если под тобой лед затрещал или начал ломаться – быстрее возвращайся скользящим шагом или ползком к берегу.
Лед затрещал или ломается скорее обратно ползком или скользящим шагом.
4. Всегда выходи на лед с палкой в руке и с отверткой в кармане. Эти предметы помогают выбраться из полыньи или провала.
Выходя на лед, возьми палку и отвертку.
5. Нельзя ходить по льду во время оттепели, в одиночку, в темноте, с большим грузом. Груз лучше тянуть на санках или лыжах.
Не ходите по льду в оттепель, в темноте, в одиночку с грузом. Груз положите на санки.
6. Можно идти по льду при его толщине льда не менее 5см, а большой группе людей – при толщине льда в 7-9см, каждый человек должен идти на расстоянии 5-6м друг от друга.
Можно идти, если толщина льда 5см, для группы 7-9см, на расстоянии 5-6м.
7. Нельзя прыгать на льду и топать ногами, проверяя его прочность, особенно возле его берега, где движение воды истончает лед.
Нельзя прыгать на льду и топать ногами.
8. Если собираешься пересечь замерзший водоем на лыжах, то заранее расстегни крепления и высвободи кисти рук из петель лыжных палок, обеспечив себе свободу движений в случае неожиданного проваливания под лед.
При движении на лыжах по льду – расстегни крепления и сними петли палок с рук.
9. Смертельно опасно кататься на льдинах.
Не катайся на льдинах
Вот мы и записали основные правила передвижения по льду, но эти правила часто нарушают некоторые родители и из вашего класса.
День морозный, воздух звонкий,
Аж захватывает дух!
Первый снег присыпал тонким
Слоем землю, словно пух.
На кустах искриться иней,
Солнца луч слепит глаза,
Моют кудри в речке синей
Голубые небеса.
А озера уже встали.
Берега соединил
Лед прозрачный с блеском стали,
Луч закатный отразив.
Тут уж зуд нетерпеливым
Не дает спокойно спать.
На подледный лов! На диво
Рыбку крупную поймать!
А мальчишкам сняться ночью
Недалекие деньки.
С клюшкой хочется уж очень
Встать скорее на коньки.
Не дождавшись разрешенья,
Устремляется народ
В будний день и в воскресенье
На озерный тонкий лед.
Только вот нетерпеливость
Их к добру не приведет.
Вертолет кого –то снимет,
А кого –то не найдет.
Что ждет поторопившихся рыбаков – нетрудно догадаться. Не лучше ли, не рискуя жизнью, подождать, когда мороз крепко – накрепко скует лед, и не подвергать себя большой опасности?
Но если вы все же провалились по лед, что нужно делать?
Давайте посмотрим отрывок фильма. (4 минуты)
Как же надо действовать, если вы провалились под лед?
- Повернуться к берегу.
- Закрепиться о лед отверткой или приспособлением в виде скакалки.
- Подтянуться и аккуратно закинуть ногу, сначала одну потом другую.
- Ползком отползти от провала, а потом, скользящим шагом к берегу)
Обратите внимание, какое приспособление предложили спасатели утопающему – как скакалку. Такое приспособление можно сделать самим и носить в кармане или предложить родителям – рыболовам.
А как помочь человеку, оказавшемуся в полынье?
1. К провалившемуся не подходить, а подползать, широко раскинув руки и ноги.
2. Если есть палка, доска, веревка, ремень, шарф, бросить пострадавшему за 3-5м до провала
3. Помощь следует оказывать быстро, чтоб пострадавший не умер от переохлаждения.
А сейчас рассмотрим первую помощь при переохлаждении в воде.
1. Пострадавший бегом бежит до теплого сухого помещения.
2. Снять с него мокрую одежду, растереть его спиртом до покраснения кожи, начиная от туловища до кончиков пальцев.
3. Укутать пострадавшего одеялом или посадить в теплую воду с добавлением порошка горчицы.
4. Дать горячее сладкое питье.
5. Уложить в согретую постель, обеспечив покой.
(нельзя давать алкоголь, поскольку он угнетает деятельность высших отделов центральной нервной системы)
4. Первичная проверка и закрепление знаний
Что нового вы сегодня вы узнали на уроке?
- Чем отличается гололед от гололедицы? (Гололед образуется при выпадении переохлаждённого дождя при отрицательной температуре воздуха. атмосферных осадков в виде слоя или комочков льда, образующихся на поверхности земли и на предметах (проводах, ветвях деревьев и т. п.) при намерзании переохлаждённых капель дождя ,а гололедица – лед на дороге после оттепели)
2. Какие правила надо знать прежде чем идти на бухту кататься или рыбачить?
1. Темные пятна- бывшие полыньи, тонкий лед, ходить опасно.
2. Крепкий лед – синего и зеленого оттенка. Опасно ходить если лед рыхлый, темный, матово- белый при ударе из него сочиться вода, и по желтоватому льду.
3. Лед затрещал или ломается скорее обратно ползком или скользящим шагом.
4. Выходя на лед, возьми палку и отвертку, или приспособление как скакалку.
5. Не ходите по льду в оттепель, в темноте, в одиночку с грузом. Груз положите на санки.
6. Можно идти, если толщина льда 5см, для группы 7-9см, на расстоянии 5-6м.
7. Нельзя прыгать на льду и топать ногами.
8. При движении на лыжах по льду – расстегни крепления и сними петли палок с рук.
9. Не катайся на льдинах
5 Проверочный этап
Отвечаем на вопросы по карточки письменно.
1. При какой толщине льда можно двигаться по нему в одиночку, и в группе?
(В одиночку 5см, в группе 7-9см)
2. Лед какого цвета считается опасным? (Желтоватому льду)
3. Какие средства спасения можно взять с собой при движении по льду? (отвертку, веревку, или «скакалку»)
4. Какого цвета лед является крепким? (синего и зеленоватого оттенка)
5. Можно ли без разрешения ходить на бухту гулять на льду? (нет)
Сдали листочки.
6. Подведение итогов, выставление оценок
7. Домашнее задание: К следующему уроку напишите рассказ – «Неправильного поведения детей на льду» подчеркнув неправильные действия.
1 |
|
|
|
| |||||||
| 2 |
|
|
|
| ||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
| |||||
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
| |||||||
| 2 |
|
|
|
| ||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
| |||||
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
| |||||
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
| |||||
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
| |||||
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
| |||||||
| 2 |
|
|
|
| ||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
| |||||
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
| |||||
1 |
|
|
|
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
5 |
|
|
|
|
|
| |||||
6 |
|
|
|
|
|
| |||||
7 |
|
|
|
|
|
|
«Меры предосторожности при передвижении по льду замерзших водоемов»
1. Темные пятна- бывшие полыньи, тонкий лед, ходить опасно.
2. Крепкий лед – синего и зеленого оттенка. Опасно ходить если лед рыхлый, темный, матово- белый при ударе из него сочиться вода, и по желтоватому льду.
3. Лед затрещал или ломается скорее обратно ползком или скользящим шагом.
4. Выходя на лед, возьми палку и отвертку, или приспособление как скакалку.
5. Не ходите по льду в оттепель, в темноте, в одиночку с грузом. Груз положите на санки.
6. Можно идти, если толщина льда 5см, для группы 7-9см, на расстоянии 5-6м.
7. Нельзя прыгать на льду и топать ногами.
8. При движении на лыжах по льду – расстегни крепления и сними петли палок с рук.
9. Не катайся на льдинах
Как же надо действовать, если вы провалились под лед?
- Повернуться к берегу.
- Закрепиться о лед отверткой или приспособлением в виде скакалки.
- Подтянуться и аккуратно закинуть ногу, сначала одну потом другую.
- Ползком отползти от провала, а потом, скользящим шагом к берегу)
А как помочь человеку, оказавшемуся в полынье?
1. К провалившемуся не подходить, а подползать, широко раскинув руки и ноги.
2. Если есть палка, доска, веревка, ремень, шарф, бросить пострадавшему за 3-5м до провала
3. Помощь следует оказывать быстро, чтоб пострадавший не умер от переохлаждения.
Первая помощь при переохлаждении в воде.
1. Пострадавший бегом бежит до теплого сухого помещения.
2. Снять с него мокрую одежду, растереть его спиртом до покраснения кожи, начиная от тела до кончиков пальцев.
3. Укутать пострадавшего одеялом или посадить в теплую воду с добавлением порошка горчицы.
4. Дать горячее сладкое питье.
5. Уложить в согретую постель, обеспечив покой.
(нельзя давать алкоголь, поскольку он угнетает деятельность высших отделов центральной нервной системы)
Проверочный этап ВАРИАНТ 1
Отвечаем на вопросы по карточки письменно.
1. При какой толщине льда можно двигаться по нему в одиночку, и в группе?
2. Лед какого цвета считается опасным?
3. Какие средства спасения можно взять с собой при движении по льду?
4. Какого цвета лед является крепким?
5. Можно ли без разрешения ходить на бухту гулять на льду?
ВАРИАНТ 2
- Какого цвета лед является крепким?
- Лед какого цвета считается опасным?
- При какой толщине льда можно двигаться по нему в одиночку, и в группе?
- Какие средства спасения можно взять с собой при движении по льду?
- Можно ли без разрешения ходить на бухту гулять на льду?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку (6 класс) по теме "Урок Мужества "Площадь Памяти"
Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма, и соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теорети...
Презентация к уроку ОБЖ в 6 классе по теме "Возможные опасности в пути и меры по их преодолению"
Презентация к уроку ОБЖ в 6 классе по теме "Возможные опасности в пути и меры по их преодолению "...
методическая разработка к уроку русского языка на тему "Внимание! Опасный безударный гласный!"
В презентации представлен материал, помогающий обобщить знания учащихся 2-го класса о безударных гласных в корне слов, способах их проверки в сочет ании с повторением правил пожарной безопасност...
Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.
Урок: историяКласс: 5 Тема урока: Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока: 1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
урок истории Класс: 5 Тема урока: В Александрии Египетской
урок истории Класс: 5 Тема урока: В Александрии Египетской (Путешествие в Александрию Египетскую)....