Статья "Уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия по пожарной безопасности"
статья по обж (7 класс) по теме

Войтов Сергей Анатольевич

В статье "Уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия по пожарной безопасности" описан опыт работы по пожарной безопасности в средней школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozharno.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное  учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н.Я.Василенко

Города Лабинска муниципального образования Лабинский район

Уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия по пожарной безопасности

                                  Подготовил  

                                                                            преподаватель – организатор ОБЖ

                                                               Войтов Сергей Анатольевич

2012-2013 учебный год

Уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия по пожарной безопасности


История человечества неразрывно связана с проблемой тушения пожаров. Такова уж природа огня. Без него немыслима жизнь. Но от него страдали и погибали миллионы людей, выгорали селения и города. Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10.
Привитие учащимся навыков пожарной безопасной жизнедеятельности должно стать нормой школьной жизни и раздел «Пожарная безопасность» должен изучаться со всей серьёзностью наравне с другими предметами.

Раздел «Пожарная безопасность» наиболее обширно изучается в курсе предмета ОБЖ за 8 класс.  Присутствуют следующие темы уроков: « Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия», «Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения», «Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах».

Основными формами проведения уроков являются беседы, лекции, агитбригады, викторины, конкурсы, а также - коллективные творческие дела в сочетании с практическими занятиями и уроками.

Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с учащимися, беседы с их родителями,  изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, выпуск номеров стенгазет, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в конкурсе сочинений и рисунков на противопожарные темы, посещение пожарно-технических центров и их филиалов, организацию противопожарной агитации в школе, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ презентаций на противопожарную тематику.
Учебная цель таких занятий состоит в привитии учащимся навыков осознанного пожароопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара.
Качество усвоения учащимися полученных знаний можно проверять методом контрольного опроса и тестированием.
В пожарно-профилактической работе с учащимися просматриваются два направления: одно – обучение всех школьников мерам пожарной безопасности; другое – создание Дружины юных пожарных (ДЮП) и организация работы с ней.

Пропаганда пожарно-технических знаний среди детей и подростков, проведение мероприятий по пожарной безопасности, активная практическая работа в школе дружины юных пожарных (ДЮП) способствуют воспитанию у подрастающего поколения гражданственности, мужества, бережного отношения к общественной собственности, коллективизма и физической закалки.
Одной из задач работы ДЮП является противопожарная пропаганда и агитация, пожарно-профилактическая работа среди учащихся.
Обучение членов звена основам пожарной профилактики, порядку действий при пожаре и использовании первичных средств пожаротушения, приобщение к пропагандистской и агитационно-массовой работе противопожарной направленности, физическое развитие, проведение соревнований по пожарно-прикладному спорту основные направления работы школьной ДЮП. Воспитание у обучающихся устойчивых навыков соблюдения правил противопожарной безопасности можно осуществлять как на уроках учебного курса ОБЖ, так и через внеурочную деятельность.
Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой.
Периодически приглашаются на родительские собрания и классные сборы работников местной пожарной части и сотрудники ВДПО.  После встречи-беседы демонстрируются презентации противопожарной тематики, организовываются викторины, происходит демонстрация средств тушения пожара и приёмов тушения огня.

В начале учебного года с учащимися  проводится инструктаж по  правилам пожарной безопасности, порядком вызова пожарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара.

Периодически в школе проводится  учебная эвакуация.

Ежегодно в мае месяце в районе проводятся соревнования по пожарно-спасательному спорту среди ДЮП. В данных соревнованиях наша школе неоднократно занимала призовые места.

В этом учебном году учащийся МОБУ СОШ № 2 Сочков Эдуард занял 1 место в муниципальном этапе художественно-литературого конкурса по пожарной безопасности в номинации «Литературные работы»

Ежегодно школа принимает участие в муниципальном этапе краевого конкурса «Служба спасения 01», посвященного годовщине МЧС России и годовщине со Дня образования пожарной охраны России.

Работа по усвоению школьниками правил пожарной безопасности, приобретению ими соответствующих навыков увенчается успехом при условии, если учащиеся осознанно воспримут необходимость их выполнения.
Хорошим подспорьем в формировании различных стратегий поведения в трудных и эмоционально насыщенных ситуациях является использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр в соответствии с возрастом.
Игровая деятельность, тем более реализованная на современном техническом уровне, весьма привлекательна и для младшего, и для среднего, и для старшего школьного возраста в соответствующих вариантах. Создающийся с её помощью повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придаёт уверенность в самоспасении и спасении других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности.
Общая закономерность развития познания младших школьников состоит в том, что оно формируется на основе деятельности субъекта.
Важно, что эта деятельность может строиться с помощью и под руководством взрослого. Помимо общих закономерностей развития детей в процессе обучения важно учитывать и конкретные педагогические условия, специфические для разных сторон развития психики ребёнка. Если у одних учеников огонь вызывает страх, то у других – интерес к нестандартной ситуации. Обучаясь, дети не повторяют путь, пройденный человечеством и наукой в целом. Знания и способы действия не открываются детям заново, а передаются извне и усваиваются. Наиболее эффективный метод передачи нового содержания такой, при котором данное содержание специально выделяется для ребёнка. Оно усваивается в обобщенно-абстрактной форме, а затем применяется в конкретных условиях. Например, после объяснения, что спички опасны, можно рассказать о пожарах, возникших из-за детской шалости с этими, безобидными на первый взгляд, палочками. Этот путь обучения особенно важен при усвоении такого содержания, которого непосредственно «не видно» в конкретных предметах: пожары от привычных бытовых вещей – утюг, плита, обогреватель и т.д.
В школе ребенок привыкает к мысли о необходимости получения знаний, требующихся в будущем. При этом он не представляет их конкретного состава. Он тянется к знаниям вообще, к знаниям, как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. В этом-то и проявляется у ребенка любознательность, неодолимый интерес к окружающему. И очень важно, чтобы в это время, наряду с другими предметами, учителя не забывали о занятиях по пожарной безопасности. Ведь те азы, которые впитают школьники, останутся у них на всю жизнь, изменяясь и совершенствуясь. Таким образом, для первого этапа школьной жизни характерно, что ребёнок начинает интересоваться содержанием предметов. За этот период с младшими школьниками целесообразно рассмотреть темы: «Огонь – друг и враг человека»;
«Опасность шалости с огнём»; «Спичка – не для игры»; «Безопасный газ»; «Электричество в доме»; «Что делать при пожаре»; «Отчего возникают пожары и их предупреждение»; «Труд пожарных».
Наиболее верный способ, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями о пожарной безопасности, знания, умения и навыков которые усваиваются в общении с учителями, родителями, сверстниками, в играх, при чтении книг. Кроме того, необходим показ имеющихся кино-, диа-, видеофильмов пожарной тематики для данного возраста. Обязательно проведение викторин, конкурсов, КВН, игр «Поле чудес», игровых ситуаций «Включил электроприбор или газ, ушёл гулять. Пожар. Что делать?», спортивных соревнований – «Чья пожарная машина быстрее доедет до пожара?» и т.д.
К завершению периода обучения учащиеся должен знать:
существование явления «пожар», его опасность и последствия; источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений; наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними; элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.).

Литература

1. Аханченок А. Г. Юный пожарный.- М., 1991.

2. Виже Р. 30 советов по пожарной безопасности. – М., 1992.

3. Винников Л. Почему возникают пожары. Ярославль, 1998г.

4. Ворошилова В.А. Основы противопожарной пропаганды.- М., 1996 г.

5. Гальченко В. Приключения пожарного. М.: Детская литература, 1997 г.

6. Макаренко В. К. Что мы знаем о пожарах. – М., 1998 г.

7. Попок Е. Л. Чтобы не было пожара. (Пособие для учителя.) – М., 1996 г.

8. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. – М., 1994 г.

9. Савельев П. Пожары – катастрофы. – М., 1994 г.

10. Смирнов В. И. Дружины юных пожарных. – М., 1996 г.

11. Федосеев И. С. Предупреждение пожаров от детской шалости с огнем. – М., 1976 г.

12. Хоринская Е. Спичка-невеличка. Свердловск, 1970 г.

13. Федорова Т. В. Чтоб не ссориться с огнем! Свердловская обл., 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности "Огонь-враг!"

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности.«Огонь-враг!»             Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по пожарной безопасности. Развлекательно-познавательная игра «Веселая компания» тема «Огонь-друг, огонь-враг»

методическая разработка внеклассного занятия по противопожарной безопасности для учащихся 1 и 2 класса, Занятие составлено с использование костюмированных героев "Огонька" и домовенка "Кузи", где геро...

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности

Внеклассное мероприятие "С огнем-не шутят" поможет закрепить знания учащихся о роли огня в жизни человека...

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности ...

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности в 5 классе. "Пожарская сказка".

Небольшая сказка в стихах о том, как опасно баловаться со спичками....

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности...