Урок "Опасные химические вещества и объекты"
план-конспект урока (основы безопасности жизнедеятельности, 8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Тема: Опасные химические вещества и объекты.
Тип: комбинированный.
Цели:
- дать знания об АХОВ и ХОО;
- довести до учащихся основные понятия об АХОВ и ХОО и их опасности;
- классифицировать крупнейших потребителей АХОВ
План:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового учебного материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
Ход урока.
I.
Приветствие. Проверка присутствующих.
II.
Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы должны с Вами вспомнить материал предыдущих уроков, разгадав кроссворд.
- Кроссворд «Радиация», его нужно выполнить на компьютере (буквы заглавные)
- Кроссворд на доске
1
2
3
4
1. Неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей. (пожар)
2. Характер аварии, связанный с технической, производственной сферой деятельности человека.
(техногенный)
А ещё какого характера бывают аварии? (природного) Где неделю назад произошла такая авария?(ураган в Краснодарском крае)
В 3 строчке зашифровано свойство вещества, благодаря которому существует ещё один вид техногенных аварий, итак
3. Самопроизвольный распад ядер нестабильных химических элементов; сопровождающийся выделением потока элементарных частиц и электромагнитным излучением. (радиоактивность)
4. Реакция горения, при которой скорость выделения теплоты превышает скорость ее рассеивания. (взрыв)
Учитель: - Что получилось у нас в вертикальном столбце? (АХОВ)
- Кто знает, что означает эта аббревиатура АХОВ? (аварийно химически опасные вещества, верно. Откройте учебник на странице 52 и прочитайте в 3 абзаце, что понимают под АХОВ). А называются они так с 1994 года, раньше использовалась аббревиатура СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества).
Это и есть тема нашего урока. Запишите на доске и в тетрадях «Опасные химические вещества и объекты» (сл.1)
- С какими еще понятиями ассоциируется у вас понятие химически опасные вещества. За 30 секунд запишите несколько словосочетаний в поурочном листе в колонку «Что я знаю»
- Итак, что вы уже знаете?
- У вас есть какой-то личный опыт взаимодействия с химически опасными веществами? (Что, никто даже градусник с ртутью в детстве не разбивал?)
- Теперь запишите во 2 колонку, что вы хотите узнать по этой теме (1 минута)
- Афишируйте, что вас интересует по этой теме? (Нужно знать свойства вещества, характер их влияния на организм? Нужно знать, где они используются? А какие крупнейшие аварии случались на химических объектах – это вас интересует? А как обстоят дела в Саратовской области?)
- Сегодня мы подробно поговорим об опасных химических веществах, их характеристиках, поражающих факторах. (сл.2) Запишем определение химически опасных веществ в тетрадь: Опасное химическое вещество – химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать острые и хронические заболевания людей или их гибель.
(сл.3) Все опасные химические вещества делятся на 3 группы: аварийно химически опасные вещества;
боевые отравляющие вещества; вещества, вызывающие преимущественно хронические заболевания.
(сл.4) Мы будем изучать только аварийно опасные вещества, то есть только ту группу веществ, которая может представлять опасность в аварийных ситуациях. Запишем определение в тетрадь.
Аварийно химически опасные вещества – опасные химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать поражение людей, животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, почвы, растений и других объектов.
- Посмотрите в раздаточный материал «АХОВ». Сколько веществ в этом списке? (34) Плюс ещё 17 наиболее распространенных опасных химических соединений. Это: компоненты ракетного топлива;
отравляющие вещества: фенол, бензол, концентрированная азотная и серная кислоты, анилин и др.
- Есть ли в этом списке знакомые названия? Назовите.
- Как вы думаете, почему нужно о них знать? Где они встречаются? (на ХОО – откройте страницу 53 и прочитайте в 1 абзаце, что такое ХОО) (сл.5) Запишем в тетрадь определение.
Химически-опасный объект (ХОО) - это предприятие, на котором при аварии могут произойти массовые поражения людей, животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды.
- Какие объекты относятся к ХОО, какие вещества на них используются, выясните, прочитав стр 53.
(сл.6) Перед вами классификации ХОО. На какие же виды они делятся?
(сл.7) Какие опасные вещества используются в коммунальном хозяйстве? В сельском хозяйстве? …
(Чёрная и цветная металлургия (хлор, аммиак, соляную кислоту и т.д.)
Целлюлозно-бумажная промышленность (хлор, аммиак, сернистый ангидрид, сероводород, соляная кислота)
Машиностроительная и оборонная промышленность (хлор, аммиак, соляная кислота, водород фтористый)
Коммунальное хозяйство (хлор, аммиак)
Медицинская промышленность (аммиак, хлор, фосген, нитрил акриловые кислоты, соляная кислота)
Сельское хозяйство ( аммиак, хлорпикрин, сернистый ангидрид)
- Итак, на ХОО могут произойти аварии. А какие ЧС произошли за последнюю неделю?
- Были ли среди них аварии на химически опасных объектах?
На территории Российской Федерации насчитывается более 3300 химически опасных объектов.
- Какие химически опасные объекты существуют в Балашове? (ж/д, автозаправки, водозабор)
- Были ли у нас аварии на этих объектах? (выброс аммиака спиртозаводом Аркадака, заражение воды в реке Хопер)
- Хорошо, что серьезных катастроф не было, но знать о них и быть готовыми к ним нужно всегда.
(сл.8) А теперь давайте поговорим о химически опасных объектах расположенных в Саратове и недалеко от него. В нашем областном городе 14 химически опасных предприятия. Например, ОАО “Крекинг” (рисунок 1) использует серную кислоту для очистки нефтепродуктов.
Рис. 1. ОАО “Крекинг”
(сл.9) АО “Техстекло”, АО “СЭПО” (рисунок 2) и другие предприятия используют аммиак.
Рис. 2 ОАО “СЭПО”
(сл.10)В случае аварии на одном только АО “Нитрон” (рисунок 3) возможен выброс 40 тонн хлора и 645 тонн акриловой кислоты.
Рис. 3 ОАО “Нитрон”
(сл.11) Государство уделяет большое внимание защите населения от воздействия АХОВ. Требования к эксплуатации АХОВ отражены в ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 21 июля 1997 г.
(сл.12) В нем обязывают каждому ХОО определить класс опасности и соответствующий ей размер санитарно-защищённой зоны. Для I класса – 1000 м., для II – 500 м., для III – 300 м., для IV – 100 м., для V – 50 м. Вы можете выполнить исследовательскую работу о ХОО Балашова: выяснить, соответствует ли размер санитарно-защищённой зоны классу опасности этого предприятия?
(сл.13) В нашем регионе тоже принята областная программа «Система химической и биологической безопасности Саратовской области на 2010-2013 годы». С мероприятиями, предусмотренными этой программой, познакомимся на следующих уроках, а сегодня лишь назовём 6 самых химически опасных населённых пунктов области, отмеченных в этом документе: г.г.Саратов, Балаково, Энгельс, Балашов, Вольск, п.Горный.
- А теперь небольшая самостоятельная работа: рассмотрите схему 4 на стр 54 и ответьте на вопросы задания 1 поурочной карточки. (выполняют)
(сл.14)
- В каком регионе России больше всего ХОО? Как вы думаете, почему? (в центральном и северокавказском, здесь больше численность населения)
- В каком регионе живём мы? Какое количество ХОО находится в нашем регионе? (Поволжский регион занимает третье место по числу химически опасных объектов после Центрального и Северо-Кавказского)
- Зависит ли количество ХОО от плотности населения региона? (чем более густонаселенная территория, тем больше таких предприятий)
(сл.15) В зонах возможного химического поражения проживает около 53 миллионов человек. Посмотрите на диаграмму. Это гораздо больше, чем в зонах пожароопасных, радиационных. Нельзя ли нам обойтись без таких опасных веществ?
(сл.16.) (нет, химическая промышленность производит много нужных веществ)
Физкультминутка
Учитель: А сейчас поработаем в группах. Представьте, что вы представители средств массовой информации (СМИ). Ваша задача - донести до населения информацию о конкретном химическом веществе. Вы должны по раздаточному материалу «Характеристика некоторых наиболее распространенных АХОВ» подготовиться к публичному выступлению, указав характеристики вещества, его влияние на человеческий организм. Прежде, чем вы приступите к работе, сделайте в тетради таблицу, мы заполним в таблице первые 3 колонки, 2 последних будем заполнять по мере изучения на следующих уроках). (ученики читают 5 минут, затем рассказывают, остальные во время ответа товарища делают записи в таблице)
- Начнём наши групповые отчёты с вещества, которое называется гептил. Сегодня февраль 2012г., а 24 года назад , 1 февраля 1988 г в Ярославле на перегоне Приволжье - Филино произошла авария грузового поезда. С рельсов сошли 7 вагонов, в том числе 3 цистерны с гептилом - веществом, являющимся компонентом ракетного топлива. Одна из цистерн опрокинулась набок, разгерметизировалась горловина, и опасное токсическое вещество стало вытекать на насыпь со скоростью 80 - 100 литров в час. Возник очаг химического поражения. Весь грунт вывозили тайно под покровом ночной темноты. Чем так опасно это вещество? (рассказ о гептиле)
(сл.17) Все химические вещества делятся на четыре класса: чрезвычайно опасные; высокоопасные; умеренноопасные; малоопасные.
Из чрезвычайно опасных выберем ртуть. (рассказ).
Из высокоопасных– синильная кислота (рассказ).
Из умеренно-опасных сероводород (рассказ).
Слушаем отчёт вашей группы о фосгене (формальдегиде, метиноле)
Вещества | Характеристика | Токсическое воздействие | Защита | Медицинская помощь |
Гептил Ртуть Синильная кислота Сероводород Фосген Формальдегид Метиловый спирт (метинол) |
(сл. 18) К мало опасным относится аммиак. О нём и о высокоопасном хлоре вы найдёте материал в учебнике, и дома внесёте их в таблицу. Это очень важно, так как это самые распространённые вещества, применяемые на ХОО.
(сл.19) Рассмотрим характеристики АХОВ (самостоятельно на стр 55-56)
III.
Решите кроссворд в поурочной карте (Мы начали урок с кроссворда АХОВ и закончим кроссвордом АХОВ)
Для справившихся дополнительное задание: тест (с обратной стороны)
1 | А | Мм | М | И | А | К | |||||
2 | X | Л | О | Р | |||||||
3 | Ф | О | С | Г | Е | Н | |||||
4 | С | Е | Р | О | В | О | Д | О | Р | О | Д |
- Бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта.
- Зеленовато-желтый газ с резким, раздражающим запахом хлорки.
- Бесцветный газ с запахом прелого сена и гнилых фруктов.
- Газ с запахом тухлого яйца.
IV.
Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Запишите в 3 колонку. Что такое АХОВ, ХОО?
Домашнее задание: §3.1, 3.2. Вопросы к §§. Сообщения о крупнейших авариях на ХОО, ХОО в Саратовской области, ХОО Балашова.
п
о
ж
а
р
х
е
т
н
о
г
е
н
н
ы
й
р
а
д
и
о
а
к
т
и
в
н
о
с
т
ь
в
з
р
ы
в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опасные химические вещества и объекты
Презентация к уроку...
Презентация Опасные химические вещества и объекты
Презентация к уроку...
Урок "Опасные химические вещества и объекты"
Урок ОБЖ в 8 классе....
Опасные химические вещества и объекты(презентация)
Опасные химические вещества и объекты(презентация)...
Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся по изучению физических и химических свойств водных объектов
Материал содержит методики организации экологических исследований школьников по изучению водных объектов...
Опасные химические вещества и объекты
Опасные химические вещества и объекты...