"Понятия и причины возникновения землетрясений".
план-конспект занятия по обж (7 класс) по теме
Понятия и причины возникновения землетрясений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatiya_i_prichiny_vozniknoveniya_zemletryaseniy.doc | 70 КБ |
ponyatiya_i_prichiny_vozniknoveniya_zemletryaseniy.ppt | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок№
Тема. Понятия и причины возникновения землетрясений.
Задачи урока:
1. Дать учащимся необходимые сведения о причинах происхождения
землетрясений.
2. Использовать межпредметные связи для осознанного восприятия
материала.
3. Формирование психологической готовности учащихся к действиям в
условиях чрезвычайной ситуации.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа, DVD-диск, карточки.
Ход урока.
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
Каждый день, собираясь выйти на улицу, мы смотрим в окно, чтобы определить, какая погода: морозная, солнечная, есть ли ветер.
- А что такое ветер? (Это движение воздуха относительно земной поверхности .)
Ветры бывают разные в зависимости от силы и скорости.
- Какие ветры вы знаете?
Слайд 2.(Ураганы, бури, смерчи.)
- Давайте о них вспомним и ответим на следующие вопросы.
Слайд 3.
Известно стихийное бедствие, наблюдавшееся 29 июня 1904 года. Оно возникло в грозовом облаке и продвинулось в сторону Москвы, разрушив по пути несколько деревень, повредив дома в Лефортово, повалив вековые деревья в Сокольниках, подняв телеги, животных, встретившихся на пути. Проходя через Москва-реку, это стихийное бедствие высосало воду и обнажило на короткое время ее дно.
- Что это за стихийное бедствие? (смерч).
Слайд 4.
- Как в Америке называют смерч? (Торнадо)
Слайд 5.
- Всем известно, что торнадо – это настоящий круговой шторм.
- Торнадо вращается по часовой стрелке или против? ( в северном полушарии - против, в южном - по часовой).
Слайд 6.
Соотнесите название и определение:
1.Ветер, 2. Ураган, 3, Циклон, 4. Смерч, 5. Буря.
движение, перемещение воздуха относительно земной поверхности. сильное атмосферное возмущение, круговое вихревое движение воздуха с пониженным давлением в центре;
атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся по поверхности Земли в виде гигантского рукава;
ветер, скорость которого составляет более 115 км/час;
ветер, скорость которого составляет от 62 до 105 км/час.
Слайд 7.
Какими не должны быть действия населения при угрозе урагана:
- принять меры противопожарной безопасности;
- закрыть чердачные и вентиляционные люки;
- закрепить все, что может быть унесено ураганом;
- укрыться в надежном прочном укрытии;
- предпринять попытку уехать в другой населенный пункт.
Неправильными действиями в данной ситуации будут попытки уехать от урагана в другой населенный пункт. Услышав штормовое предупреждение, необходимо принять меры противопожарной безопасности, закрыть чердачные и вентиляционные люки, закрепить все, что может быть унесено ураганом, закрепить ставни и после этого укрыться в надежном прочном укрытии. На дачных участках это, как правило, погреба (подвальные помещения).
- Новый материал.
Слайд 8.
1.Создание педагогической проблемной ситуации, используя мотивационный прием "яркое пятно". Зачитывается отрывок из дневника американского журналиста:
"2 7 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные...Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось. Я выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж:, который напоминал мне первозданный хаос".
- Кто догадался, о чем пойдет речь? (о землетрясениях)
Слайд 9.
- Что в тексте вас навело на эту мысль? {земля вспучивалась, куски земли двигались вверх, и вниз, подо мной открылась трещина, дом раскачивался).
- Сегодня мы начинаем новую тему: «Землетрясение».
- Как вы понимаете слово землетрясение? (Это явление, когда сотрясается земля.)
- Так что такое землетрясение?
Слайд 10.
Землетрясение - это подземные толчки и колебание земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре.
- Где чаще всего происходят землетрясения? (места сдвижении и раздвижения литосферных плит).
Слайд 11.
Литосферные плиты Земли.
Слайд 12.
Причины землетрясений до конца не выяснены. В 18 веке ученые сделали выводы о том, что сотрясаются молодые участки земной коры в результате смещения горных пород по разлому. Чем больше разлом, тем больше сила подземного толчка.
Слайд 13
Виды землетрясений:
- Тектонические
- Внутриплитовые
- Вулканические
- Обвальные
Слайд 14.
У каждого землетрясения есть свой очаг и эпицентр.
- Что называют очагом землетрясения?
Слайд 15.
Очагом землетрясения называют место в земных глубинах, где зарождается землетрясение, откуда во все стороны расходятся упругие сейсмические волны.
- Что называют эпицентром землетрясения?
Слайд 16.
Эпицентром землетрясения называют место на поверхности земли, наиболее близкое к очагу.
- Что называют сейсмической областью?
Слайд 17.
А территорию, где уже были или ожидаются очаги землетрясений, называют
сейсмической областью.
-Для определения силы землетрясения японский ученый Вадати в 1931 году предложил шкалу, которую позже, в 1935 году, усовершенствовал Рихтер. Сегодня это 12-ти бальная шкала Рихтера.
Слайд 18.
Используя 12-бальную школу, по рисункам определите силу землетрясений в баллах и найдите главное слово.
Работа по карточкам.
Слайд 19
А. 1,2,3,4 – слабое
Б.5,6 – сильное
Слайд 20.
А. 1,2,3,4 – слабое
Б.5,6 – сильное
В.7 – очень сильное
Г.8 – разрушительное
Слайд 21.
А. 1,2,3,4 – слабое
Б.5,6 – сильное
В.7 – очень сильное
Г.8 – разрушительное
Д.9- опустошительное
Е. 10-уничтожающее.
Слайд 22
А. 1,2,3,4 – слабое
Б.5,6 – сильное
В.7 – очень сильное
Г.8 – разрушительное
Д.9- опустошительное
Е. 10-уничтожающее.
Ж.11 – Катастрофическое.
З.12.- Сильная катастрофа
Слайд 23
- Как вы думаете такие разрушения, на снимках, после землетрясений какой силы?
- до 5 баллов (нижний)
- и от 7 баллов (верхний).
Слайд 24
- от 7 баллов
- до 5 баллов (нижний)
Предсказывать землетрясения очень сложно. Постоянные наблюдения за землетрясениями осуществляются сейсмической службой.
Помогает ученым и специальный прибор, который называется сейсмограф
Слайд 25
Слайд 26
Он помогает предсказать землетрясение и определить его силу.
Последствия землетрясений очень опасны. По некоторым данным от землетрясений с начала цивилизации погибло 150 миллионов человек.
Вот некоторые печальные цифры.
Слайд 27.
1995 году - полностью разрушен город Нефтегорск. Из 3 тысяч его жителей погибли и были ранены свыше 2 тысяч человек.
Слайд 28.
Самое крупное землетрясение 20 века произошло 7 декабря 1988 г. в 11 ч. 41 мин. В Армении. Оно охватило территорию с населением свыше 700 тысяч человек. Сила подземных толчков в эпицентре стихийного бедствия достигла более 10 баллов. Особенно пострадали города Кировокан, Степанакерт, Ленинакан, а Спитак был практически стерт с лица земли. Под развалинами погибли десятки тысяч человек.
Слайд 29.
Слайд 30.
Слайд 31.
Слайд 32.
- Просмотр фильма.
-Где произошло землетрясение?
-Что рассказывали очевидцы?
- Закрепление.
- Что такое землетрясение, почему оно происходит?
- Как вы понимаете определения очаг и эпицентр землетрясения?
- Каким прибором измеряется сила и направление землетрясения?
- Итог урока.
- Домашнее задание.
стр.39- 43, стр.52 в.2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 класс. Тема2: ЧС геологического происхождения. Урок 4 "Землетрясение Причины возникновения и его возможные последствия"
Данная публикация иллюстрирует четвёртый урок ОБЖ в 7 классе «Землетрясение Причины возникновения и его возможные последствия» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельн...
Конспект урока по теме: "Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".
Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия....
Презентация по теме:"Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".
Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия....
Понятие девиантного поведения: формы, причины возникновения у старших подростков
Проблема девиантного поведения является одной из самых острых для современного общества. Поэтому необходимо понимать причины девиантного поведения....
Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия. 7 класс
Презентация по ОБЖ в 7 классе.Землетрясения. Причины возникновения и возможные последствия....
Экстремизм и терроризм основные понятия и причины их возникновения
Формирование представлений об экстремизме и терроризме....
Методическая разработка урока ОБЖ «Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия».
методическая разработка может быть применена на современных уроках основ безопасности жизнедеятельности в рамках изучения данной темы или во время проведения дополнительных занятий и классных часов с ...