урок "ОБГОН"
презентация к уроку по обж (10 класс) на тему
урок по теме : Обгон встречный разъезд
материал к уроку + презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obgon.rar | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
11. ОБГОН, ВСТРЕЧНЫЙ РАЗЪЕЗД
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что:
— полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;
— следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;
— по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
11.2. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. Однако обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, производится с правой стороны.
11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями.
11.4. По завершении обгона (кроме разрешенного обгона с правой стороны) водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу движения. Однако при двух и более полосах для движения в данном направлении водитель, производящий обгон, может с учетом пункта 9.4 Правил остаться на левой полосе, если по возвращении на ранее занимаемую полосу ему пришлось бы сразу начать новый обгон и если он не создает помех транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью.
11.5. Обгон запрещен:
— на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа);
— на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
— на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
— транспортного средства, производящего обгон или объезд;
— в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.
11.6. Водитель тихоходного или крупногабаритного транспортного средства вне населенных пунктов в случаях, когда обгон этого транспортного средства затруднен, должен принять как можно правее, а при необходимости и остановиться, чтобы пропустить скопившиеся за ним транспортные средства.
11.7. Если встречный разъезд затруднен, то водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу.
На уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, при наличии препятствия уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.
<Paaa
11. ОБГОН, ВСТРЕЧНЫЙ
РАЗЪЕЗД
11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что:
— полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии, и этим маневром он не создаст помех встречным и движущимся по этой полосе транспортным средствам;
— следующее позади по той же полосе транспортное средство не начало обгон, а транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево; (рис. 112)
— по завершении обгона он сможет, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Не уверен — не обгоняй! — известная и верная поговорка.
В пункте 11.1 перечислена лишь часть факторов, которые необходимо учесть перед принятием решения о начале обгона.
А каким бензином вчера была заправлена машина, насколько она сегодня загружена и вообще, когда последний раз регулировался двигатель?
Все перечислить невозможно. Поэтому, прежде чем приступать к обгону, водитель должен спросить свой внутренний голос: "Стоит ли сейчас обгонять?".
Рис. 112. Запрещение обгона
Рисунки 112 говорят о том, что движущиеся впереди и сзади машины должны быть под постоянным контролем. Если кто-то из них начал свой маневр, то вам начинать обгон запрещается.
11.2. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. Однако обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, производится с правой стороны.
В первом случае (рис. 113) правила запрещают обгон с любой стороны, а во втором разрешают обгонять только справа.
Рис. 113. Обгон справа
11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону повышением скорости движения или иными действиями.
Правило понятное. Тем не менее иногда можно увидеть, как водители длинномерных и большегрузных автомобилей нарушают это правило, не дают возможности водителю сзади идущей машины начать обгон.
Не торопитесь возмущаться. Наоборот, следует поблагодарить таких водителей, так как своими действиями они предотвращают дорожно-транспортное происшествие!
С места водителя грузового автомобиля или автобуса дорога просматривается на значительном расстоянии, и если впереди назревает аварийная ситуация, то здравомыслящий водитель не позволит своему коллеге совершить трагическую глупость.
11.4. По завершении обгона (кроме разрешенного обгона с правой стороны) водитель обязан вернуться на ранее занимаемую полосу движения. Однако при двух и более полосах для движения в данном направлении водитель, производящий обгон, может с учетом пункта 9.4 Правил остаться на левой полосе, если по возвращении на ранее занимаемую полосу ему пришлось бы сразу начать новый обгон и если он не создает помех транспортным средствам, движущимся за ним с более высокой скоростью.
Нецелесообразно возвращаться обратно на свою полосу после обгона первой машины (рис. 114). Поэтому вам разрешается продолжить движение по левой полосе до завершения обгона всех впереди идущих машин.
Рис. 114. Обгон нескольких автомобилей
11.5. Обгон запрещен:
— на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной (за исключением обгона на перекрестках с круговым движением, обгона двухколесных транспортных средств без бокового прицепа и разрешенного обгона справа);
— на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
— на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 м перед ними;
— транспортного средства, производящего обгон или объезд;
— в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения.
Посмотрите на действия водителя красного автомобиля на рис. 115—118, а также внимательно прочитайте названия этих рисунков.
Рис. 115. Обгон на главной дороге
(на перекрестке) разрешен
Теперь некоторые дополнения к рисункам и к первому абзацу данного пункта ПДД.
— Выезжать на полосу встречного движения (как на рис. 115) мы имеем право только на узкой дороге (см. п. 9 .2).
— Мотоцикл без бокового прицепа достаточно "плоский", поэтому на нерегулируемых перекрестках, где обгон запрещен, его обгонять можно.
Рис. 116. Обгон на регулируемом перекрестке разрешен
без выезда на полосу встречного движения
— Обгон справа — маневр вынужденный и поэтому не запрещен.
— А на перекрестках с круговым движением без обгонов не обойтись.
Остальные абзацы пункта 11.5 понятны и в комментариях не нуждаются.
Рис. 117. Обгон на второстепенной дороге (на перекрестке)
и на перекрестке равнозначных дорог запрещен
Рис. 118. Обгонять мотоциклы без бокового прицепа
разрешается на любых перекрестках
11.6. Водитель тихоходного или крупногабаритного транспортного средства вне населенных пунктов в случаях, когда обгон этого транспортного средства затруднен, должен принять как можно правее, а при необходимости и остановиться, чтобы пропустить скопившиеся за ним транспортные средства.
11.7. Если встречный разъезд затруднен, то водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. На уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, при наличии препятствия уступить дорогу должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск. (рис. 119)
На первый взгляд ничего сложного в этих правилах нет. Но давайте представим, что уклон не обозначен указанными знаками и что именно вы сейчас "карабкаетесь" в гору на своем автомобиле, а в это время сверху несется другая машина. Поскольку знаков 1.13 и 1.14 на уклоне не оказалось, то водитель, движущийся сверху, имея законное преимущество, пролетел вниз. Вы, выполняя правила, остановились, чтобы уступить ему дорогу (см. рис. 32а), и теперь вам предстоит осуществить старт в гору. Холодильник на крыше, пять человек в машине и "ручник" вчера сломался! Ну как, нравится?
Рис. 119. Затрудненный встречный
разъезд на уклоне
Мне тоже не нравится. Поэтому к водителям, как бывалым, так начинающим, есть одна просьба: Чаще ставьте себя на место другого!
А для сложных встречных разъездов на уклоне (со знаками 1.13, 1.14 и без них) существует "неписаное" правило, которое выполняется большинством водителей: Первым едет тот, кто ползет наверх.
<Paaa
ГЛАВА 4. ОБГОН
Обгон является весьма сложным и ответственным маневром. Первое время новичкам на дороге было бы лучше вовсе забыть о том, что обгон существует. При движении в потоке транспорта вероятность возникновения аварийной ситуации значительно меньше, нежели при обгоне.
Почему? Да потому что существует статистика. Согласно исследованиям, вероятность аварии при обгоне по сравнению с движением в потоке транспорта увеличивается почти на 100%, из которых около 70% отдается тому, кто обгоняет, и около 30% тому, кого обгоняют. Из этих цифр можно сделать серьезные выводы.
Если новичок в начале своей автомобильной жизни сказал себе: "Пусть меня все обгоняют, мне не жалко, я буду ездить потихоньку", то это означает, что он согласен с ежесекундной 30%-ной надбавкой к вероятности аварии!
Нередко у новичков, которые перешли в более зрелую стадию, возникает другая, но тоже неправильная мысль: "Все вокруг едут слишком медленно! Я буду обгонять всех и всегда!". В таком случае новичок приговаривает себя к постоянной 70%-ной вероятности аварии!
Это цифры, и от них никуда не денешься! Хотя, если поразмышлять, то деться есть куда. Двигаясь в общем потоке, поддерживая разумную скорость, ограничивая себя в излишних перестроениях и обгонах, можно свести вероятность аварии если не к нулю, то к минимуму.
Выполнить эти рекомендации вы сможете лишь в том случае, если заранее будете планировать маршрут каждой своей поездки. Выбирать следует такие дороги, где ваши навыки вождения позволят вам двигаться со скоростью потока транспорта, не отставая от него.
И все же без обгонов в этой жизни не обойтись. Прежде чем приступать к выполнению обгона, необходимо четко спланировать свои действия с учетом множества факторов, которые будут стремительно меняться во времени и пространстве. Для этого вам придется подключить все свои чувства (времени, скорости и расстояния) и ощущения (ускорения, вибраций и прочие).
Если говорить об официальных требованиях, то перед началом обгона вы должны убедиться в том, что:
— полоса движения, на которую вы намерены выехать, свободна на достаточном для завершения обгона расстоянии;
— своим маневром вы не создадите помех встречным транспортным средствам, а также транспортным средствам, движущимся по этой полосе в попутном направлении;
— следующее позади по вашей полосе транспортное средство не начало обгон;
— транспортное средство, движущееся впереди, не подало сигнал об обгоне, повороте (перестроении) налево;
— по завершении обгона вы сможете, не создавая помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
Кроме того, надо учесть мысли, намерения и пожелания других водителей, свое эмоциональное и физическое состояние, технические характеристики и состояние своей машины, конфигурацию выбранного для обгона участка дороги, погодные условия, время суток, направление ветра и... многое другое. Причем все это — в динамике развития событий!
Иными словами, приступая к обгону, вы должны быть на 150% уверены в том, что закончится он благополучно для вас и для всех окружающих.
Допустим, вы отважились на обгон того грузовика, который уже на протяжении трех километров пути маячит у вас перед носом. Дорога загородная и пустынная, но узкая. Значит, предстоит выехать на полосу встречного движения.
Прежде чем выезжать со своей полосы, надо задать себе массу вопросов и найти на них в своем сознании правильные ответы. И первым из них является вопрос о том, когда приступать к обгону? Подъехать поближе к грузовику и затем обогнать его одним махом или, имея запас расстояния до него, заранее выехать на встречную полосу?
Давайте посмотрим на рисунок 63 и подумаем.
Рис. 63. Начало обгона: а — без резерва расстояния;
б — с резервом расстояния
. Давайте лучше сделаем некоторые выводы и будем придерживаться их в жизни:
• Обгон значительно увеличивает вероятность аварии, как для обгоняющего, так и для обгоняемого. • Готовясь к обгону, водитель должен внимательно изучить дорожную обстановку и тщательно спланировать свои действия. • Обгон впереди идущего транспортного средства следует начинать на расстоянии, обеспечивающем в случае опасности для продолжения обгона возможность вернуться на ранее занимаемую полосу. |
Мы с вами поговорили лишь о мизерной части того, о чем должен подумать водитель перед началом обгона. Кстати, те из вас, кто решил вообще никогда и никого не обгонять, ошибаются в своих благих намерениях. Обгонять все равно придется, и позже это войдет в разряд обычных действий на дороге, но не сразу. Процесс осознания сложности и опасности обгона занимает не часы и дни, проведенные за чтением книг, а месяцы и даже годы размышлений и проверки своих мыслей на практике.