Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе
методическая разработка (основы безопасности жизнедеятельности) по теме

Закрепление знаний о правилах ориентирования на местности, навыков движения по азимуту

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_k_proektu.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  ПО  ОСНОВАМ  БЕЗОПАСНОСТИ  ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  10КЛАСС

Модуль. Обеспечение личной безопасности

Раздел. Основы комплексной безопасности.

Урок 2. Тема. «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Движение по азимуту».

Тип урока. Практическое занятие на местности.

Цель урока. Закрепление знаний о правилах ориентирования на местности, навыков движения по азимуту.

Оборудование. Компас, часы, магнит, карандаш, миллиметровая бумага. Урок проводится в парке, в окрестностях школы (на месте, обеспечивающем возможность передвижения учащихся на расстояние около 0,5 км)

План урока.

№ п/п

Этап урока

Содержание этапа

Время

1

Мотивационно-целевой

Формирование установки на приобретение практических навыков. Решение ситуационной задачи

5 мин

2

Операционно-поисковый

Практическое применение знаний. Выполнение практической работы по группам. Доклад старших групп о прохождении маршрута и его особенностях и ориентирах. Организация экспресс – выставки: «Карта - схема маршрута следования».

26 мин

3

Рефлексивно-оценочный

Синквейн.

Выразить свое отношение к вопросу: «Где я могу применить полученные знания?»

 

7 мин

4

Сообщение домашнего задания

Разъяснение домашнего задания

2 мин

На доске:

Число, месяц

Ход урока

I.  Мотивационно-целевой

 Готовность к уроку. Активизация внимания учащихся.

- Сегодня я попрошу вас самостоятельно сформулировать тему урока после решения ситуационной задачи и определить цель урока. Для решения задачи предлагаю разбиться на группы

Ситуационная задача:

- Вы пошли в турпоход с одноклассниками. При заходе в лес вы обратили внимание, что сзади вас возвышается сопка. Вам попалась поляна с земляникой, вы так увлеклись сбором ягоды, что не заметили, как заблудились. Ваши действия. Предложите стандартный набор спец оборудования, необходимого при организации однодневного похода

Обсуждение алгоритма действия

Определение темы, цели урока.

II.  Операционно-поисковый

Методические рекомендации. Класс делится на группы. Группы должны быть более или менее равными по составу и по уровню подготовки. На этапе формирование групп провести инструктаж по технике безопасности.

Маршрут должен быть проверен учителем накануне, ни в коем случае не содержать в себе опасных участков, должна быть исключена возможность сбиться с маршрута и уйти в сторону от населенного пункта, дорог и четких ориентиров.

Маршрут прокладывается с учетом особенностей местности, где расположена школа. Он может быть как замкнутым, так и линейным, т.к. время движения по маршруту ограничено, его протяженность не должна превышать 0,5 км.

Примерная схема маршрута:

Протяженность участка  - 300 м.

Ориентир 1

Начало маршрута

                                                         

                                                                  Школа                                  Ориентир 2

Протяженность участка – 150 м

                                      Ориентир 3

                                    Конец маршрута

Задание группам.

  1. пройти маршрут, двигаясь из точки старта по азимуту 110  на расстояние 300 м, а затем по азимуту 240 на расстояние 150 метров
  2. нанести маршрут на карту (план), пересчитать расстояние в пары шагов и определить ориентиры, на которые будете двигаться.
  3. после прохождения маршрута старший группы должен назвать ориентиры и расстояния до них в парах шагов, а также характерные детали маршрута – рельеф местности, характер грунта, наличие водных преград и иных препятствий, а также приемы и способы, которые группа использовала для их преодоления

Затем учитель отправляет группы на маршрут. Интервал старта групп – 1,5-2 мин.

Учитель встречает группы в конце маршрута. После окончания прохождения маршрута старшие групп докладывают о прохождении маршрута в соответствии с полученным заданием.

Организация экспресс – выставки: «Карта-схема маршрута следования».

Вопросы для закрепления навыков, полученных при выполнении практической работы на местности:

- Какова длина пары шагов?

- Может ли изменяться длина пары шагов при прохождении маршрута (например, при подъеме вверх по склону, пересечении неровной поверхности)?

- В какую сторону человек отклоняется при движении, в том числе при движении по азимуту?

- Что нужно делать, чтобы это отклонение компенсировать?

- Как определить азимут?

- Можно ли двигаться по маршруту, не имея компаса, а располагая лишь картой?

- Какие в этом случае необходимо иметь инструменты? Сравните его с предложенным Вами ранее набором.

III. Рефлексивно-оценочный

Синквейн:

Автономия, выживание, маршрут, ориентирование, азимут

Выразить свое отношение к вопросу: «Где я могу применить полученные знания?»

IV. Домашнее задание.

Памятка: «Алгоритм действия человека в первые часы вынужденной автономии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Вокруг незнакомая, порой враждебная суровая природа. На что направить свои усилия, чтобы преодолеть трудности? Как продержаться до прихода помощи, сохранив жизнь и здоровье? А ведь это не просто...

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях.

Презентация "Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях"....

Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование

Повторить правила работы с картой, правила ориентирования на местности. Закрепление знаний о правилах ориентирования на местности....

правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях

Все ли знают о правилах поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях?Я сомневаюсь. Скачавайте и запоминайте :)...

Тест по теме: «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях».

Тест по теме: «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях». Тест предназначен для проверки знаний у учащихся 10-х классов по разделу ОБЖ  "Безо...

Конспект урока "Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе. Ориентирование"

Благоприятный исход автономного существования зависит от многих причин: физического и психологи­ческого состояния, запасов пищи, воды, эффективно­сти снаряжения....

Правила поведения в условиях вынужденной автономии.

Презентация для урока по ОБЖ на тему "Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях"...