Радиационные аварии
методическая разработка по обж (8 класс) по теме

Зеленкова Валентина Денисовна

Модульная программа разработки уроков по ОБЖ для 8 класса по старому учебнику Смирнова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon radiacionnye_avarii.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

Зеленкова В.Д.

Учитель Речной ООШ Адамовского района

                «   АВАРИИ С ВЫБРОСОМ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ «

            Модульная программа с разработкой уроков ОБЖ в 8 классе

Комплексная дидактическая цель:

  1. Получить представление о том, что такое радиационное излучение, каковы его источники и действие на организм человека.
  2. Увидеть  значимость ядерной энергетики в развитии народного хозяйства, оценить опасности, сопровождающие использование атомной энергии и возможные последствия аварий.
  3. Изучить правила радиационной безопасности.

Модуль №1.  

Тема: Что такое радиация. Естественные источники излучений. Атомная энергия.

Интегрирующая цель: (УЭ-0)

-    узнать, что такое радиация, запомнить внешние признаки ее воздействия

  1. узнать природные источники радиоактивного излучения
  2. познакомиться с областями использования атомной энергии, запомнить преимущества АЭС перед тепловыми электростанциями

№ УЭ

 Содержание Учебного Элемента для учащихся

Информация, рекомендуемая для записи в тетради

 УЭ-1    

Запишите тему урока « Аварии с выбросом радиоактивных веществ».

Прослушайте сообщение учителя, выпишите опорные слова: даты, фамилии ученых, изучавших явление радиоактивности, названия радиоактивных элементов.

Расшифруйте термин  «радиоактивный»


Запишите признаки радиоактивного излучения


Начинаем составлять схему на доске




1896г. А.Беккерель, П.Кюри, М.Складовская-Кюри.

Уран, полоний, радий, актиний, радон.

«Радиоактивный - испускающий  лучи.

Излучение – Ц, З, В, неслышимо, не ощущаемо

ИЗЛУЧЕНИЕ  ОБЛУЧЕНИЕ

  (источник)        (объект)

УЭ - 2

На стр.83 учебника  (сноска) найдите единицы измерения  излучения и облучения. Ответы систематизируем и записываем в схему на доске.

Излучение – рентген /час

Облучение – бэр


УЭ - 3

На стр.83 прочитайте об источниках внешних излучений и облучений, найдите зависимость силы облучения от высоты над уровнем моря.

Ответы записываем в схему на доске.

Ответьте на вопрос, вреден ли для человека естественный радиационный фон.

УЭ - 4

На стр.86 прочитайте об источниках внешнего облучения, встречающихся в быту и окружающем мире.

Ответы записываем в схему на доске.

УЭ - 5

На стр.85 прочитайте об источниках  внутреннего облучения. Ответьте на вопрос, какие продукты накапливают радиацию и считаются наиболее опасными.

Ответы записываем в схему на доске.

УЭ – 6

Перепишите в тетрадь схему, которую мы составили на доске.


См. СХЕМУ

                                 Рентген/час   ИЗЛУЧЕНИЕ  ОБЛУЧЕНИЕ  бэр

                                                   (источник)         (облучение)


  1.                                                  

            ВНЕШНЕЕ (радиационный фон)                                    ВНУТРЕННЕЕ

Космические лучи, солнце, радиоактивные вещества          Воздух (пыль), вода (пыль, радон),

в рудах, воде, атмосфере, растениях, организмах.              Продукты (рыба, мясо оленя, грибы),

Рентген, телевизор, компьютер, часы со светящимися         Сигаретный дым.        

Стрелками.


                      ЧЕМ ВЫШЕ НАД УРОВНЕМ МОРЯ, ТЕМ БОЛЬШЕ ОБЛУЧЕНИЕ

   В результате облучения в организме происходят необратимые изменения: болезни (лучевая болезнь, белокровие, рак, зоб), человек может умереть.

   Опасно облучение радиоактивными веществами в количествах выше естественного радиационного фона.

УЭ - 7

На стр.81-82 найдите области применения атомной энергии, скажите, в чем ее преимущества и в чем опасность.

Атомная энергия: АЭС, автономные двигатели, поиск полезных ископаемых, биология, медицина, космос.

Преимущества: экономически выгодно, экологически чистый источник энергии.

Опасность: АВАРИИ могут привести к катастрофическим последствиям.

УЭ - 8

Сделайте устный вывод по уроку

Человек живет среди излучений и не чувствует их. Если излучение превысит норму, то в живом организме происходят необратимые изменения, в том числе, смертельные.

УЭ - 9

Выполните тест №1.

1. «Радиоактивный» – испускающий невидимые лучи. Выберите радиоактивные элементы: а)водород  б)уран  в)радий  г)аргон  д)радон  е)родий    ж)полоний  а)актиний  и)свинец

2.  Единицами измерения радиации являются: а)ампер  б)вольт  в)ом  г)моль  д)рентген  е)квант  ж)бэр

 3. Радиацию можно: а)услышать  б)увидеть  в)понюхать  г)попробовать на вкус  д)ее нельзя почувствовать.

4. Мы получаем внешнее облучение, когда: а)загораем  б)пьём воду  в)дышим воздухом  г)смотрим телевизор  д)играем на компьютере  е)едим рыбу.                                                          

Сверьте ответы с написанными на доске, оцените свою работу.



  б, в, д, ж, з





 д, ж




 д




 а, г, д

Модуль №2  Тема: Радиационно-опасные объекты. Понятие о радиационной опасности.

Интегрирующая цель: /УЭ – 0/

  1. Получить представление о видах радиационно-опасных объектов и характере опасности
  2. Сделать самостоятельный вывод и запомнить, что такое радиационная авария.

 

№ УЭ    

Содержание Учебного  Элемента для учащихся

Информация, рекомендуемая для записи в тетрадь, КЛЮЧ к тесту

УЭ - 1

В течение 5 минут просмотрите записи в тетради за предыдущий урок.

Закройте тетрадь, выполните тест №2.

  1. «Радиоактивный» – испускающий невидимые лучи. Название, каких элементов обозначает слово «луч»: а)уран  б)радий  в)родий  г)радон  д)полоний  е)актиний
  2. В каких единицах изменяется уровень радиации: а)джоуль  б)вольт  в)ампер  г)рентген  д)балл  е) бэр  ж)моль
  3. Признаками радиации являются: а)цвет  б)вкус  в) звук  г)прикосновение  е)нет признаков
  4. Мы получаем внутреннее облучение, когда: а)загораем  б)пьем воду  в)дышим воздухом  г)смотрим телевизор  г)проходим рентген
  5. Чем выше над уровнем моря, тем облучение:  а)больше  б)меньше  в)не изменяется


Передайте листочки с выполненным тестом на стол учителю







б, е



г, е



е



б, в


а

УЭ - 2

Запишите тему урока «Радиационно-опасные объекты»  /РОО/

По аналогии с химически опасным объектом попробуйте дать определение РОО. Запишите определение в тетрадь.



РОО – это любой объект, при аварии на котором может произойти поражение людей, животных и окружающей природы радиоактивными веществами в количествах выше естественного радиационного фона.

УЭ - 3

Вспомните, в чем опасность радиационного излучения.

Оно не ощущается человеком, вызывает в организме необратимые изменения /болезнь, смерть/.

УЭ - 4

На стр.86-87 выберите РОО, попробуйте объединить их в общую логическую цепочку.

Цепочку составляем вместе с учителем.



См. СХЕМУ

       Руда  топливо  А Э С, автономные источники,  отходы  заводы  захоронения

                                        Военные объекты

                                                                                   

      рудники  заводы         испытательные полигоны           ТРАНСПОРТ ПО ПРЕРЕВОЗКЕ


                                         

УЭ - 5

Перепишите схему в тетрадь

УЭ - 6

Исходя из пройденного материала попробуйте сформулировать, что такое авария на РОО

Авария на РОО – это опасное происшествие, сопровождающееся выбросом в окружающую среду радиоактивных веществ в количестве большем естественного радиационного фона.

УЭ - 7

Прослушайте сообщение учителя и выберите РОО, характерные для Оренбургской области.

Сделайте запись в тетради.

Тоцкий испытательный полигон: взрыв 1954г., 13 подземных взрывов.

Близость к Челябинской области: заводы по переработке ядерного топлива.

Восточное Оренбуржье – ядерный щит страны: военные ракетные точки.

УЭ – 8

Сделайте самостоятельный вывод по уроку

Мы живем в области с неблагоприятным радиационным фоном, поэтому мы должны уметь себя защитить.

Модуль №3  Тема: Радиационная авария и ее последствия

УЭ – 0 /Интегрирующая цель/:

  1. Познакомиться с поражающими факторами и особенностями радиационного воздействия
  2. Узнать последствия радиационных аварий и условия, влияющие на масштаб этих последствий.

УЭ - 1

Просмотрите записи в тетради за предыдущий урок /3 минуты/, закройте тетрадь, выполните ТЕСТ №3:

  1. Естественный радиационный фон – это: а)опасное излучение  б)неопасное излучение  в)радиация вокруг АЭС
  2. Выберите радиационно-опасные объекты:  а)АЭС   б)тепловые электростанции  в)заводы по переработке ядерного топлива  г)морские порты  д)железнодорожные станции  е)карьеры по добыче кварца  ж)ракетные точки  з)урановые рудники
  3. Радиационно-опасные объекты: а)доступны всем  б)строго охраняются  в)огорожены, там поставлены специальные знаки
  4. Авария на РОО – это опасное происшествие, сопровождающееся выбросом в окружающую среду ___________   ________ в количестве большем __________   _______    _________.


Передайте выполненный тест на стол учителю.






б






а, в, г, ж, з



б, в



радиоактивных веществ

естественного радиационного фона

УЭ - 2

Запишите тему урока «Радиационная авария и ее последствия».

Вспомните определение радиационной аварии, сформулированное вами на прошлом уроке, сравните его с определением на стр.88

В таблице на стр.89-90 прочтите виды аварий и единицы оценки серьезности аварии.

Сделайте запись в тетради.






Серьезность аварии оценивается в баллах /1 – 7/.Чем больше площадь, тем серьезнее авария. Люди получают облучение при любой аварии.

УЭ - 3

На стр.90 выберите из текста основные поражающие факторы радиационной аварии. Попробуйте соотнести их с нашей схемой ИЗЛУЧЕНИЕ  ОБЛУЧЕНИЕ.

Ответы систематизируем и заносим в схему на доске.

На стр.91 найдите, что подвергается радиационному загрязнению, а что – радиационному воздействию.

Ответы заносим в схему на доске.










См. СХЕМУ

                   ИЗЛУЧЕНИЕ /источник/           ОБЛУЧЕНИЕ /объект/

  1.      

  Радиационное загрязнение /выпадение                   Радиационное воздействие

         Радиоактивных осадков/                                                   

                                                                                           

Сооружения, коммуникации, оборудование,               Люди, животные, электронные

Транспорт, имущество, продовольствие, вода,                     приборы

Почва, природная среда                                             __________________________

________________________________________           Выходят из строя, изменяются

              Не разрушаются

УЭ - 4

Уточним, каковы главные последствия радиационной аварии.








Ответьте на вопрос: откуда человек получает облучение?

- Радиационное воздействие на живые организмы

- Радиационное загрязнение, которое усиливает радиационное воздействие

- Если это АЭС, то она прекращает свое действие /вторичные последствия из-за отсутствия энергии/.

- Ходит по загрязненной территории

- Пьет загрязненную воду

- Употребляет в пищу продукты, растения, животных, которые подверглись радиоактивному загрязнению.

УЭ - 5

Ответьте на вопрос, в чем особенности радиоактивного загрязнения?

- Загрязняется большая территория /зависит от погоды и количества радиоактивных веществ/

- Действует только на живые организмы

- Продолжается долго /зависит от количества веществ и их состава/

- Может быть обнаружено только приборами.

УЭ - 6

Просмотрите записи, сделанные на уроке.

Попробуйте сделать вывод о том, каковы последствия аварии на РОО, и оформить ВЫВОД в виде логической цепочки




См. СХЕМУ

                                                                                                                               РАДИАЦИОННАЯ  Выброс радиоактивных  Загрязнение  Радиационное  Гибель

     АВАРИЯ                 веществ в окружающую       окружающей        воздействие          живых

                                             среду                           среды               на живые           организмов

                                                                                                        организмы

Модуль №4  Тема: Характер поражения людей и животных

УЭ – 0  - Познакомиться с последствиями радиационного облучения и признаками возможного

поражения  

- Узнать ориентировочные нормы радиационной безопасности                                                                    

УЭ - 1

Не открывая тетрадь, постарайтесь ответить на вопросы:

  1. Каковы последствия радиационной аварии
  2. В чем особенности радиоактивного заражения местности
  3. Каким образом человек подвергается радиационному воздействию
  4. Какие виды облучения может получить человек
  5. В каких единицах измеряется радиационное излучение.

УЭ - 2

Запишите тему урока «Характер поражения людей и животных».

Прочтите 2 первых абзаца на стр.93, прослушайте информацию учителя, ответьте на следующие вопросы:

  1. Какие органы человека страдают от радиации /по мере уменьшения силы воздействия/
  2. Какие заболевания возникают

  Вместе составляем и записываем логическую цепочку











См. СХЕМУ

            ОБЛУЧЕНИЕ  Костный мозг, щитовидная железа, кровь  Лучевая болезнь

                                          Мышцы, внутренние органы, кожа             /рак, зоб, белокровие

УЭ - 3

На стр.93 найдите, что такое однократная и многократная дозы облучения

Многократная доза  4 суток  однократная доза

УЭ - 4

На стр.95 в таблице найдите признаки /симптомы/ однократного облучения, соотнесите их с единицами  измерения в БЭР и выберите безопасную дозу облучения.

Просмотрите нормы радиационной безопасности на стр.95, выберите безопасную дозу облучения.

Составим логическую цепочку.




Обратите внимание на признаки заболевания: какие из них обращают на себя особое внимание?

25 БЭР – разовое аварийное

              облучение

75 БЭР -  изменяется состав крови

     

0 – 100 БЭР – нет признаков        

                     заболевания

Отсюда делаем вывод, что относительно безопасная доза однократного /разового/ облучения – 50 БЭР

Выпадение волос. Остальные такие же, как у других болезней.

УЭ - 5

Сделайте вывод по уроку, оформите его в виде схемы. Сделайте устный вывод.

См. СХЕМУ

   Мы проживаем на территории, где возможно облучение, поэтому, если у нас появляются признаки возможного поражения, нам -необходимо обратиться к врачу.

         ИЗЛУЧЕНИЕ больше   ОБЛУЧЕНИЕ  ЛУЧЕВАЯ БОЛЕЗНЬ  признаки болезни

   безопасной дозы /50 БЭР/                                 /рак, белокровие,           выпадение волос,

                                                                                 зоб и др./                  рвота, понос, Т 

Модуль №5  Тема: Действия населения при радиационном заражении местности.

                                 Йодная профилактика.

УЭ – 0  - Изучить основные правила радиационной безопасности

         - Запомнить необходимые действия при угрозе радиационного заражения местности

         - Получить представление о роли йодной профилактики                                                  

      УЭ - 1

Не открывая тетради, вспомните:

1. Каким образом человек может получить облучение                                  

2. Каковы последствия облучения          

3. Каковы признаки возможного облучения  

4. Каким образом мы можем узнать, что на нашей территории повысился уровень радиации






Сигнал «Внимание всем», речевая информация по радио или телевидению.

УЭ - 2

Запишите тему урока «Основные правила радиационной безопасности»

Прочтите текст на стр.96 и первый абзац на стр.97, составьте краткое правило поведения, запишите его в виде логической цепочки.




Рекомендации могут быть следующими:

1. Оставаться дома  

2. Приготовиться к эвакуации  

3. Эвакуироваться из зараженной местности /предположительно, пешком/  


РАЗДЕЛИМСЯ НА 4 ГРУППЫ. Каждая группа будет работать с одной из ситуаций, можно советоваться с соседями.  

   1 группа: текст на стр.97, первый абзац на стр.98






 


   2 группа: текст на стр.98 /до слов «…находясь и передвигаясь в зараженной зоне..»/













   3 группа: текст на стр.98 / со слов «…находясь и передвигаясь в зараженной зоне…»/, первый абзац на стр.99. Подумайте, как могут быть обозначены границы загрязненной зоны?











   4 группа: на стр.99 читает рекомендации для населения, проживающего на радиационо загрязненной местности.







Общие рекомендации: Выберите для каждой из  ситуаций по 3 главных правила, которые необходимо соблюдать, чтобы не получить облучения. Правила выбирайте с учетом реальных возможностей.

Каждая группа сообщит о своих рекомендациях, которые мы все запишем в тетради.

   



Сигнал «Внимание всем!»

             

Речевая информация по радио

             

Действовать в соответствии с рекомендациями










Ситуация  «Оставаться дома»:

1.Закрыть окна, двери, заткнуть щели, радио не выключать, из дома не выходить.      

2. Сделать запас воды, продукты убрать в холодильник/шкаф.  

 3. Строго соблюдать правила гигиены.    


Ситуация «Приготовиться к эвакуации»:

1. Приготовить средства индивидуальной защиты /резиновые сапоги, накидку из полиэтилена, повязку для защиты дыхания/, документы, деньги, запас воды и пищи на 1 день, одеться по сезону.

2. Вещи упаковать в удобную сумку, обернуть ее пленкой, лишнего не брать.      

3. Квартиру привести в состояние «дом без хозяина».  


Ситуация «Эвакуация»:

Территория загрязнения может быть оцеплена, знаки «Внимание, радиация!»

1. Двигаемся быстро, не снимая средств индивидуальной защиты, не поднимая пыли, отдыхаем стоя.  

2. Пьем и едим только в крайнем случае.    

3. По приходу одежду поменять или, хотя бы, почистить.    

ДЕЗАКТИВАЦИЯ – удаление радиоактивной пыли


Ситуация «Проживание в безопасной, но достаточно загрязненной местности»:  

1. Ежедневно проводим влажную уборку.    

2. Пьем и едим только в помещении.  

3. Не пользуемся водой из открытых водоемов, не ловим рыбу, не собираем грибы и ягоды.

УЭ - 3

Прослушайте информацию учителя о влиянии на организм радиоактивного йода и запомните главное правило йодной профилактики:

ЕСЛИ НАМ ПОРЕКОМЕНДОВАЛИ ПРИНИМАТЬ ЙОДНЫЕ ПРЕПАРАТЫ, ТО ЭТО НУЖНО ВЫПОЛНЯТЬ НЕУКОСНИТЕЛЬНО!

 

УЭ - 4

Сделайте вывод по уроку

При возникновении ЧС, связанной с радиоактивным заражением местности, мы будем действовать согласно рекомендациям комиссии по ЧС, но не будем забывать, что наша безопасность зависит от нас самих. Поэтому, чем больше мы знаем и умеем, тем легче нам защититься.

Модуль №6  Тема: Использование продуктов, взятых с загрязненной территории.

УЭ – 0  - Познакомиться с опасностями, возникающими при употреблении продуктов из зоны радиоактивного заражения    

            - Познакомиться со способами обработки продуктов  

УЭ - 1

Просмотрите записи в тетради за предыдущий урок /5 минут/, закройте тетрадь, выполните ТЕСТ №4.

1. Сигнал «Внимание всем!» подается:  а)по радио  б)сиреной  в)частыми гудками машин  г)колоколом  д)по телефону  

2. Сигнал «Внимание всем!» обозначает: а)срочно собраться в определенном месте  б)включить радио и слушать  в)покинуть помещение  г) оставаться дома

3. Перечислите 3 главных правила, которые необходимо выполнить при подготовке к эвакуации






б, в, г




б      


                                                  См. Модуль №5, УЭ - 2

УЭ - 2

Запишите тему урока «Продукты из зоны заражения и их обработка.

Прослушайте информацию учителя, выделите главные особенности продуктов, вывезенных из зараженной зоны, запишите их в тетрадь.



1. Все продукты накапливают радиацию и опасны для здоровья /больше всего грибы, меньше свиное сало/  

2. Радиоактивные вещества можно «вымыть» из продуктов водой или соленым раствором, но это нужно делать долго, часто менять воду  

3. Из всех продуктов безопаснее всего употреблять мясо и молоко после соответствующей обработки.

УЭ - 3

РАЗДЕЛИМСЯ НА 2 ГРУППЫ

Первая группа читает текст об обработке мяса /стр.100,первый абзац стр.101/

Вторая группа читает текст о переработке молока /стр.101 без первого абзаца, стр.102/

Каждая группа сообщает свои рекомендации, которые мы занесем в схему







См. СХЕМУ

                               

                  МЯСО  отделить от костей /почему?/ заморозить на 3 месяца

                                              

                              мелко нарезать, вымочить в нескольких водах,

                              сварить, бульон не употреблять  

                       МОЛОКО  Просепарировать, сделать масло, сыр, сгущенку.

                                                Сыворотку и пахту не использовать.

УЭ - 4

Сделайте вывод по уроку

К продуктам, вывезенным из зоны радиоактивного заражения, нужно относиться с большой осторожностью, особенно, к продуктам растительного происхождения /сахар, мука, крупы/

Животные продукты можно употреблять только после соответствующей обработки.

Модуль №7  Обобщающий урок по теме «Аварии с выбросом радиоактивных веществ»

                        В форме игры «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС»

УЭ – 0  - В игровой форме проверить усвоение темы    

           - Закрепить полученные знания      

           - Дать оценку своим знаниям  

УЭ – 1

















Прослушайте правила игры. Игра состоит из 4-х туров: 1 ТУР – теоретический минимум, состоит из 10 вопросов. Для того чтобы выйти во 2 тур, достаточно ответить на 8 вопросов. Учащиеся, вышедшие во 2 тур, получают «отлично».

Во 2 тур выходят 3 пары учащихся, первыми набравшие 8 и более очков.

2ТУР – активный отдых. Из 9 букв, выпавших на кубиках, необходимо составить самое длинное слово. Участвуют учащиеся всего класса, победитель получает приз.

В 3 тур выходят 3 пары учащихся, составившие  наиболее длинные слова.

3 ТУР -  теоретический максимум, состоит из 5 вопросов. В 4 тур выходят 2 пары учащихся, пришедшие к финишу первыми.

4 ТУР – активизация резервных возможностей. Пары соревнуются в составлении коротких слов из предложенного слова. Время – 1 минута.

ИГРА проводится по аналогии с известной теле игрой. Каждый участник  получает набор цифровых карточек /0-7/, совпадение ответов в паре дает право на «звезду». Ответы фиксируются передвижением фишек на магнитной доске. На другой доске размещаем карточки со словами /их можно просто писать мелом.














В 3 туре могут принять участие все желающие получить отличную отметку. Для этого достаточно ответить на недостающие до 8 вопросы. 6-7 правильных ответов дают право на получение «4», 5ответов –«3», меньше – «2».


УЭ - 2

Задания 1 ТУРА:

1. Карточки со словами УРАН, ПОЛОНИЙ, РАДИЙ, АКТИНИЙ, РАДОН    

«Радиоактивный» – испускающий лучи. В 1896г. Анри Беккерель обнаружил, что уран испускает невидимые лучи, засвечивающие фотопленку. В 1898г Пьер и Мария Кюри открыли еще 2 элемента, испускающие такие же лучи, но более сильные – полоний и радий. В 1899г. был открыт актиний, а в 1900г.- радон, также радиоактивные.

Названия двух элементов переводятся как «луч». Какие это элементы?

2. Карточки со словами ЗРЕНИЕ, ВКУС, СЛУХ, ОБОНЯНИЕ, ОСЯЗАНИЕ

Человек воспринимает окружающий мир с помощью 5 основных органов чувств. Каким из этих органов можно ощутить радиацию?  

3. Карточки со словами РЕНТГЕН, АМПЕР, ДЖОУЛЬ, МОЛЬ, ЛЮКС  

Известно, что последствия радиационного облучения зависят от дозы излучения. В каких единицах измеряется доза излучения?

4. Карточки со словами ШАХТЕРЫ, МОРЯКИ, ВОДОЛАЗЫ, АЛЬПИНИСТЫ, ЛЕТЧИКИ, КОСМОНАВТЫ  

Перед Вами названия достаточно необычных профессий. Кто из них получает наименьшую дозу естественной радиации?  

5. Основой жизненных процессов на Земле являются СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ, ВОЗДУХ, ВОДА и ПОЧВА, на которой растут растения.  

За счет каких источников человек получает прямое внутреннее облучение?

6. Карточки со словами ЛЮДИ, ЖИВОТНЫЕ, РАСТЕНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, ТРАНСПОРТ, ПРОДУКТЫ.  

Мы помним, что основными поражающими факторами радиационной аварии являются радиационное воздействие и радиоактивное заражение. Что или кто из предложенного списка подвергается радиационному воздействию?                

7. Карточки со словами 50бэр, 200бэр, 400бэр, 600бэр, 800бэр      

Человек попал в местность, загрязненную радиоактивными веществами. Какая доза однократного облучения считается относительно безопасной?        

8. Карточки со словами МОЗГ, МЫШЦЫ, КОСТИ, КОЖА, КРОВЬ, ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ, ЖИРОВАЯ ТКАНЬ.  Органы человека по-разному воспринимают радиацию. Какие из них к радиации наименее восприимчивы?        

9. Карточки со словами ДЕРЕВЬЯ, ЯГОДЫ, ГРИБЫ, ОРЕХИ, ТРАВЫ. Лес – единственный природный фактор, препятствующий миграции радиоактивных частиц. Какой биологический объект, растущий в лесу, в наибольшей степени накапливает радиацию?      

10. Карточки со словами УРАН, ПОЛОНИЙ, РАДИЙ, АКТИНИЙ, РАДОН /из задания 1/.  

Все эти элементы радиоактивны. Один из них встречается в воде, природном газе, древесине и поэтому наиболее опасен. Что это за элемент, если известно, что это газ?    













РАДИЙ, АКТИНИЙ





Карточка с цифрой «0»





РЕНТГЕН






ШАХТЕРЫ





ВОДА, ВОЗДУХ









ЛЮДИ, ЖИВОТНЫЕ






50 бэр





КОЖА






ГРИБЫ  






РАДОН

 

УЭ - 3

Из 9 букв, выпавших на кубиках, составляем самое длинное слово      

УЭ - 4

Задания 3 ТУРА:    

1. Карточки с нарисованными знаками ОСТАНОВКА РАЗРЕШЕНА, ОСТАНОВКА ЗАПРЕЩЕНА, ВНИМАНИЕ РАДИАЦИЯ, ПРОЧИЕ ОПАСНОСТИ.    

По рисунку определить знак ВНИМАНИЕ РАДИАЦИЯ!    

2. Карточки со словами МЯСО, РЫБА, МОЛОКО, ЯЙЦА, ОВОЩИ, ЗЕРНО, САХАР.  

Перед вами продукты, которые можно вывезти из зоны радиоактивного заражения. Какие из них можно употреблять в пищу после соответствующей обработки?    

3. Карточки ВОДА, ВОЗДУХ, ПЫЛЬ, НАСЕКОМЫЕ, ЖИВОТНЫЕ. Мы знаем, что РОО – это любой объект, где радиоактивные вещества добываются, хранятся, используются, перевозятся, и аварии, на которых приводят к радиоактивному загрязнению природной среды в опасных дозах. Что или кто является переносчиком радиоактивных веществ?      

4. Карточки БРЕВНА, ДОСКИ, ОПИЛКИ, ДРОВА, ДЕРЕВЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ.  

Есть соответствующие нормы загрязнения материалов радиоактивными веществами – мировые стандарты. К каким из перечисленных материалов нормы наиболее жесткие?    

5. Карточки  ЗАКОПАТЬ, СЖЕЧЬ, ДЕЗАКТИВИРОВАТЬ, ВЫВЕЗТИ /в безлюдное место/. Почва, растения, вода, животные – все поглощает радиацию и накапливает ее. Уничтожить ее можно разными способами. Какой из этих способов абсолютно бесполезен, мало того, даже вреден?    













МЯСО, МОЛОКО








ПЫЛЬ






ДРОВА







СЖЕЧЬ

УЭ - 5

Задание 4 ТУРА:

Перед вами слово ДЕЗАКТИВАЦИЯ –удаление радиоактивных веществ с любой поверхности. Какая из пар составит из него наибольшее количество коротких слов.

УЭ - 6

Подведение итогов по уроку, выставление отметок в журнал, награждение победителей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита населения при радиационных авариях

Данные материал содержит контроль знаний учащихся после изучения темы "Радиация вокруг нас", а также объяснение нового материала...

ОБЖ 8класс-презентация "Радиационные аварии"

ОБЖ 8 класс-презентация "Радиационные аварии"...

Презентация к уроку ОБЖ в 8 классе "Правила безопасного поведения при радиационных авариях".

В презентации рассматриваются вопросы: действия населения при оповещении об аварии и защита населения при аварии....

Радиационные аварии

Данная презентация предназначена для проведения урока ОБЖ в 8 классе....

Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф

В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года на Чернобыльской АЭС (Украина) произошла крупнейшая ядерная авария в мире. В атмосферу было выброшено около 520 опасных радионуклидов, 190 тонн радиоактивных в...

Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф

26 апреля - Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастрофНи одно событие после Второй мировой войныне задело за живое столько людей в Европе,как взрыв 4-го реактора Чернобыльской АЭС...

Тестовое задание по теме радиационная авария 8 кл.

Тестовое задание в форме презентации позволяет проверить знания учащихся без больших затрат времени на выполнение задания и проверку. Каждый учащийся получает бланк для ответа на вопросы теста.Для отв...