Рабочая программа
рабочая программа по обж по теме
Предварительный просмотр:
Проект
примерная ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
2011 г.
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 030912 Право и организация социального обеспечения.
Организация-разработчик: ГОУ СПО Профессиональный колледж г. Новокузнецка
Разработчики:
Кухарь Елена Владимировна, преподаватель___________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
стр. |
| 4 |
| 6 |
| 10 |
| 13 |
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030912 Право и организация социального обеспечения
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональном образовании для специалистов СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в Профессиональный цикл ОПОП в раздел Общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
- различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: |
практические занятия | 48 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
в том числе: |
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
| 10 10 4 4 6 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и организация защиты населения | 31 |
Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Общая характеристика ЧС. Характеристика ЧС природного, техногенного характера | 1 |
2. | Характеристика ЧС социального, военного характера | 1 |
Практические занятия | 4 |
Инфекционные заболевания. Профилактика |
Действия в ЧС криминального характера |
Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий | 2 |
Тема 1. 2. Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | Содержание учебного материала | 2 |
1. | РСЧС. Основные задачи | 2 |
2. | ГО. Структура, задачи | 2 |
Практические занятия | 4 |
Биологическое оружие |
Токсические химические вещества |
Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий; - проработка учебной литературы | 4 |
Тема 1.3 Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Нормативно-правовая база защиты населения | 1 |
2 | Инженерная защита. Средства индивидуальной защиты | 2 |
3 | Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ | 2 |
Практические занятия | 10 |
Организация и выполнение эвакуационных мероприятий |
Расчет доз ионизирующего излучения в чрезвычайных ситуациях |
Оценка радиационной обстановки |
Использование СИЗ |
Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий - проработка учебной литературы, Интернет-сайтов | 4 |
Тема 1.4 Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Устойчивость объектов экономики в ЧС | 2 |
2 | Основные мероприятия обеспечивающие устойчивость объектов | 2 |
Практические занятия | 4 |
Разработка плана действий объекта экономики по предупреждению и ликвидации ЧС |
Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий - проработка учебной и справочной литературы | 4 |
Раздел 2. Основы военной службы | 19 |
Тема 2.1. Основы обороны государства | Содержание учебного материала | 3 |
1 | Основные угрозы национальной безопасности | 2 |
2 | Обеспечение военной безопасности РФ. | 2 |
3 | Вооруженные Силы России. Руководство и управление. Виды и рода войск | 2 |
Практические занятия | 6 |
Виды и рода Вооруженных Сил РФ |
Военные аспекты международного гуманитарного права |
Особенности прохождения военной службы по контракту, по призыву |
Самостоятельная работа обучающихся: - проработка учебной литературы, Интернет-сайтов; - подготовка доклада по теме «Вооруженные силы РФ» | 4 |
Тема 2.2. Военная служба - особый вид федеральной государственной службы | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Воинская обязанность, ее составляющие | 2 |
2 | Военная служба по призыву, по контракту | 2 |
Практические занятия | 2 |
Определение правовой основы военной службы в правовых и регламентирующих документах |
Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий; - проработка учебной литературы | 2 |
Тема 2.3. Основы военно-патриотического воспитания | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Боевые традиции ВС | 2 |
2 | Символы и ритуалы ВС | 2 |
Практические занятия | 4 |
Символы воинской части |
Военно-патриотические традиции в России |
Самостоятельная работа обучающихся: - выполнение индивидуальных практических заданий | 2 |
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 18 |
Тема 3.1. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | Содержание учебного материала | 2 |
1 | Здоровье. Факторы влияющие на здоровье | 1 |
2 | Правила оказания первой медицинской помощи (ПМП) пострадавшим | 1 |
Практические занятия | 12 |
Оценка пищевого статуса |
ПМП при кровотечениях |
ПМП при ранениях |
ПМП при травмах |
ПМП при ожогах |
ПМП при отравлении АХОВ |
Контрольная работа по теме: «Безопасность жизнедеятельности» | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: - проработка учебной, справочной литературы, Интернет ресурсов; - подготовка доклада «Здоровый образ жизни»; - подготовка презентации на зачетное занятие по индивидуальной теме | 12 |
Всего: | 102 |
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда, библиотеку с читальным залом с выходом в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
- натуральные пособия, приборы и макеты по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»;
- комплект типовых первичных документов и учетных регистров.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Арустамов, Э.А., Косолапова, Н.В., Прокопенко, Н.А., Гуськов, Г.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учебник для студентов сред.проф. учеб.заведений. / Э.А.Арустамов, Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В.Гуськов. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 176с.
- Сапронов, Ю.Г., Сыса, А.Б., Шахбазян, В.В. Безопасность жизнедеятельности [Текст]: учеб. пособие для студентов учреждений сред.проф. образования. / Ю.Г.Сапронов, А.Б.Сыса, В.В.Шахбазян. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320с.
- Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф [Текст]: учеб.для студ. сред.проф.учеб.заведений / С.Б.Варющенко, В.С.Гостев, Н.М.Киршин и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320с.
- Журнал «Безопасность жизнедеятельности».
- Журнал «Гражданская оборона».
- Журнал «Медицина катастроф».
- Журнал «Спасатель МЧС».
Нормативно-правовые акты:
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство.
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство.
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство.
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство.
- Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство.
- Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство.
- Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство.
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство.
- Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство.
- Федеральный закон от 25.07.1998 № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство.
- Федеральный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство.
- Федеральный закон от 26.06.2008 № 103-ФЗ «О безопасности» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство.
- Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство.
- Указ Президента РФ от 05.02.2010 N 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – Законодательство.
Дополнительные источники:
- Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений. / Б. С. Мастрюков. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336с.
- Фролов, М.П., Литвинов, Е.Н., Смирнов, А.Т. и др. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: 10 кл.: учеб. для общеобразоват.учреждений. / М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л.Воробьева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2009. – 382 с.
- Фролов,М.П., Литвинов, Е.Н., Смирнов, А.Т. и др. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: 11 кл.: Учеб. для общеобразоват.учреждений. / М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л.Воробьева. – М.: Издательство АСТ, 2008 г. – 336 с.
- Марков, В.В., Латчук, В.Н., Миронов, С.К., Вангородский, С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват.учреждений. / В.В.Марков, В.Н.Латчук, С.К.Миронов, С.Н.Вангородский. –М.: Дрофа, 2006г. – 303с.
- Смирнов,А.Т., Мишин, Б.И., Васнев, В. А. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учеб. для 10 класса общеобразоват.учреждений. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев. – М.: Просвещение, 2007 г. – 161с.
- Смирнов,А.Т., Мишин, Б.И., Васнев, В. А. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учеб. для 11 класса общеобразоват.учреждений. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев. – М.: Просвещение, 2008 г. – 159с.
- Тен, Е.Е. Основы медицинских знаний [Текст]: - учебник / Е.Е.Тен. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256с.
Интернет-ресурсы:
- http://www.0bj.ru (сайт содержит статьи по основам безопасности жизнедеятельности, гражданской обороне, первой помощи);
- http://www.school-obz.org (сайт по ОБЖ. Информационно-методическое издание для преподавателей);
- http://ohrana-bgd.narod.ru/ (сайт по Охране труда и БЖД, содержит справочную литературу, статьи, законодательство);
- http://novtex.ru/bjd/ (сайт научно-практического и учебно- методического журнала «Безопасность жизнедеятельности»);
- http://www.obzh.ru/ (образовательный портал по ОБЖ);
- http://www.infoznak.ru (знаки и таблички по технике безопасности и охране труда, плакаты по электробезопасности, знаки пожарной безопасности, журналы, уголки, плакаты по охране труда, перекидные устройства);
- http://gazeta.asot.ru/ (сетевая газета «Безопасность труда и жизни»);
- http://bzhde.ru/ (сайт- энциклопедия безопасности жизнедеятельности);
- http://www.mil.ru/ (сайт о военной службе, законодательстве, структуре вооруженных сил);
- http://www.voennoepravo.ru/ (электронный журнал «Военное право»);
- http://www.meduhod.ru/ (сайт о первой медицинской помощи и правилах ее оказания);
- http://www.1st-aid.ru/ (сайт о правилах оказания первой доврачебной помощи пострадавшим).
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, контрольных работ, практической направленности, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения | Оценка результатов выполнения практических работ. Зачет |
Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности | Оценка выполнения домашнего задания. Зачет |
Применять первичные средства пожаротушения | Оценка результатов выполнения практических работ и индивидуальных практических заданий. Зачет |
Владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы | Оценка результатов выполнения практических работ, индивидуальных практических заданий. Зачет |
Оказывать первую помощь пострадавшим | Оценка результатов выполнения практических работ, индивидуальных практических заданий. Зачет |
Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью | Оценка результатов выполнения практических работ, индивидуальных практических заданий. Зачет |
Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту | Оценка результатов выполнения практических работ, индивидуальных практических заданий. Зачет |
Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций | Оценка результатов выполнения практических работ. Зачет |
Знания: |
Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России | Оценка результатов выполнения практических работ. Тестовый контроль. Зачет |
Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации | Оценка выполнения домашнего задания. Тестовый контроль. Зачет |
Основы военной службы и обороны государства | Оценка выполнения домашнего задания. Тестовый контроль. Зачет |
Задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения | Тестовый контроль. Зачет |
Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах | Оценка результатов выполнения практических работ. Тестовый контроль. Зачет |
Организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке | Оценка выполнения домашнего задания. Тестовый контроль. Зачет |
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО | Оценка результатов выполнения практических работ, индивидуальных докладов. Зачет |
Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы | Оценка выполнения домашнего задания. Тестовый контроль. Зачет |
Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | Оценка результатов выполнения практических работ. Контрольная работа. Зачет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...