УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЖ ДЛЯ 5 - 9 КЛАССОВ
календарно-тематическое планирование по обж на тему
УЧЕБНАЯ ПРОГРАМА СОСТАВЛЕНА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 -9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_obzh.doc | 340.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано
Директор МОУ СОШ № 5 пгт.Талакан
«______»__________2011
__________/Туманов Д.Н /
Рабочая программа учителя ОБЖ по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности »
Ефимова С.А.
Пояснительная записка
Авторы программы: кандидат педагогических наук А.Т.Смирнов; Б.О.Хренников
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5—11 классов разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на основе Федерального компонента государственного стандарта по основами безопасности жизнедеятельности. При разработке программы были учтены требования, отраженные в Концепции государственных стандартов общего образования второго поколения. Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе.
Построение содержания курса ОБЖ позволяет:
- последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ;
- повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при поурочном планировании предмета по годам обучения), а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных учебных программ);
- эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;
- обеспечить непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на второй и третьей ступенях образования;
- более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам;
- более эффективно организовать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.
В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с организацией российской системы защиты населения от последствий ЧС, получат необходимые знания об обороне государства и о воинской обязанности граждан, приобретут практические навыки по ГО, оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам ЗОЖ.
Настоящая программа является примерной, определяющей базовое содержание курса для общеобразовательных учреждений.
При реализации программы основное внимание обратить на выработку у обучающихся психологической устойчивости поведения в опасных и ЧС, и бережного отношения к себе и окружающей среде.
Учебный год, как правило, завершать Днем защиты детей, который проводить как объективную тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в ЧС в соответствии с планом по ГО учебного заведения и с учетом местных условий.
5 класс
№ п.п | Тема раздела и урока | Кол-во часов | Дата проведения | Методическое обеспечение урока | Основные понятия и термины | Домашнее задание |
1 раздел «Безопасность и защита человека в ЧС» | 29 | |||||
1.1 ЧС локального характера и безопасность детей | 4 | |||||
1 | Город(поселок) как источник опасности. Особенности города как среды обитания | Литвинов ОБЖ 5 кл | ||||
2 | Наличие зон повышенной опасности | Литвинов ОБЖ 5 кл | Нарушение межличностных отношений, скопление людей | |||
3 | Нарушение экологического равновесия, связанного с деятельностью человека | Репин ОБЖ | ||||
4 | Государственные и муниципальные системы безопасности | Репин ОБЖ | ||||
1.2 ЧС аварийного характера в жилище | 8 | |||||
5 | Современное жилище. Особенности жизнеобеспечения | Литвинов ОБЖ 5 кл | Водоснабжение, отопление, канализация | |||
6 | Аварийные ситуации в жилище | Пожар, затопление, разрушение | ||||
7 | Пожар. Причина возникновения | Неполадки эл.сетей, ТВ., утечка газа | ||||
8 | Средства пожаротушения, правила пользования ими | Вода, песок, одеяло, огнетушитель | ||||
9 | Затопление жилища, причины его возникновения | |||||
10 | Правила поведения при затоплении и меры устранения причин | |||||
11 | Средства бытовой химии, отравления, ожоги | |||||
12 | Оказание первой медицинской помощи при отравлениях о ожогах | Барсуков ОБЖ | Возможна практическая работа | |||
1.3 ЧС на транспорте | 8 | |||||
13 | Виды современного транспорта. Характеристика причин опасности для жизни | Литвинов ОБЖ 5 кл | ||||
14 | Опасность при остановке | Посадка и высадка | ||||
15 | Общественный транспорт. ДТП, причины их возникновения | Автобус, трамвай, троллейбус, такси | ||||
16 | ЖД транспорт. Безопасность пассажиров. ЧС экстренного торможения. Пожар. Крушение поезда | |||||
17 | Опасные ситуации в метро | |||||
18 | Водный транспорт. Коллективные и индивидуальные спасательные средства | |||||
19 | Авиационный транспорт. Безопасность при полетах, при ЧС и угонах | |||||
20 | Безопасность на дорогах. ПДД | Сотрудник ГИБДД | ||||
1.4 ЧС криминального характера | 4 | |||||
21 | Криминальные ситуации в городе, случаи ее проявления | |||||
22 | Покушение на имущество и жилище. Способы защиты. Правила поведения детей | |||||
23 | Зоны повышенной криминальной опасности. Вокзалы, рынки и др. места | Правила поведения в скоплениях людей | ||||
24 | Самооборона и ее предел. Юридическая защита прав личности | |||||
1.5 ЧС связанные с нарушениями экологии в местах проживания | 4 | |||||
25 | Загрязнение воздуха, воды, почвы и их причины | |||||
26 | Недоброкачественные продукты и опасность их для здоровья | |||||
27 | Мероприятия по обеспечению безопасности человека и порядок их выполнения | Герметизация жилья, очистка воздуха в квартире | ||||
28 | Личная безопасность в местах экологически неблагоприятных | Водоснабжение и контроль за качеством продуктов, сроки хранения | ||||
ГО, ее предназначение, задачи по защите | 1 | |||||
29 | Действия учащихся в ЧС | Отработка действий, устройство огнетушителей, их виды | ||||
2 Раздел Основы медицинских знаний | 5 | |||||
30 | Правила оказания 1 медицинской помощи при кровотечениях и ожогах | |||||
31 | Способы временной остановки кровотечений | |||||
32 | Точки пальцевого прижатия артерий | |||||
33 | Правила наложения жгута, закрутки | |||||
34 | Перевязочный пакет и индивидуальная аптечка |
6 класс
№ п.п | Тема раздела и урока | Кол-во часов | Дата проведения | Методическое обеспечение урока | Основные понятия и термины | Домашнее задание |
ЧС в природе | 1 | Литвинов ОБЖ 6 кл | Пар.1 | |||
1 | Меры безопасности при подготовке к турпоходу | Пар.1 стр 14 вопросы | ||||
Смена климатогеографических условий | 4 | |||||
2 | Смена теплового режима | ОБЖ Репин | Пар.2 | |||
3 | Факторы, влияющие на состояние человека | Пар.2 | ||||
4 | Акклиматизация, реакклиматизация | |||||
5 | Режим питания и питья, его изменения | |||||
Автономное существование человека в природе | 12 | |||||
6 | Ситуация одиночества и подача сигналов | ОБЖ Репин | ||||
7 | Адаптация и стресс | ОБЖ Репин | ||||
8 | Аутогенная тренировка | Домашний аутотренинг | ||||
9 | Воля человека и как ее воспитать | Психология Немов | ||||
10 | Поведение человека в экстремальной ситуации | |||||
11 | Организация временного укрытия | ОБЖ Смирнов 6 кл | Макет укрытия | |||
12 | Разведение костра | ОБЖ Литвинов 6 кл | Мает костра | |||
13 | Питание в условиях автономного существования | ОБЖ Литвинов 6 кл | ||||
14 | Добывание воды | |||||
15 | Пути преодоления отрицательного воздействия жажды | |||||
16 | Очистка воды | |||||
17 | Опреснение воды | |||||
Оказание первой медицинской помощи | 7 | |||||
18 | Медицинская аптечка | |||||
19 | Использование природных лекарственных средств | |||||
20 | Оказание помощи при обморожении | |||||
21 | Оказание помощи при ожогах | |||||
22 | Тепловые, солнечные удары, обморок, поражение молнией | |||||
23 | Ранения, переломы, ушибы | |||||
24 | Укусы насекомых, грызунов, змей | |||||
Гражданская Оборона | 4 | |||||
25 | Предназначение и задачи ГО | Костров Гражданская Оборона | ||||
26 | Структура ГО | |||||
27 | Средства индивидуальной защиты | |||||
28 | Правила пользования СИЗ | |||||
Практические занятия | 6 | |||||
29- 30 | Определение сторон горизонта по местным приметам и солнцу | |||||
31 | Выбор места направления с компосом и часами | |||||
32 | Выбор места для бивука, разбивка лагеря | |||||
33 | Оборудование кострового места для ночлега | |||||
34 | Наиболее типичные травмы в походе, их профилактика |
7 класс
№ п.п | Тема раздела и урока | Кол-во часов | Дата проведения | Методическое обеспечение урока | Основные понятия и термины | Домашнее задание |
1 | ЧС природного характера и защита населения от их последствий | 1 | Пар. 1 | |||
Землятресения | 8 | Гл. 2 | ||||
2 | Происхождение землятресений | Пар. 2.1 | ||||
3 | Очаг, гипоцентр, общая характеристика | Пар.2.1, | ||||
4 | Эпицентр, тектонические силы, природа | Пар.2.2 | ||||
5 | Основные параметры | Пар.2.2 | ||||
6 | Последствия землятресений | Пар.2.3 | ||||
7 | Меры по снижению потерь и ущерба | Пар.2.4 | ||||
8 | Рекомендации по правилам поведения | Пар.2.5 | ||||
9 | Правила безопасности, практические действия по сигналу ГО | Пар.2.5 | ||||
Сели, обвалы, оползни | 6 | |||||
10 | Краткая характеристика | Пар. 3.1 3.4 | ||||
11 | Возможные последствия | Пар.3.2 | ||||
12 | Меры по предупреждению | Пар. 3.3 | ||||
13 | Оказание помощи постадавшим | Пар. 3.4 | ||||
14 | Рекомендации населению | Пар.3.5 | ||||
15 | Практические действия по сигналу ГО | Ред. Репина | Запись в тетради | |||
Бури, ураганы, смерчи | 6 | |||||
16 | Происхождение стихийных бедствий | Ред. Литвинов 7 кл | Пар. 4.1 | |||
17 | Виды и последствия | Пар. 4.2 | ||||
18 | Меры по снижению ущерба | Пар.4.3 | ||||
19 | Действия населения | Пар.4.4 | ||||
20 | Оказание возможной помощи | Пар. 4.5 | ||||
21 | Правила безопасности, практические действия по сигналу ГО | Записи в тетради | ||||
Наводнения | ||||||
22 | Основные понятия | Пар.5.1 | ||||
23 | Классификация. Основные последствия | Пар. 5.2 | ||||
24 | Меры по защите | Пар. 5.3 | ||||
25 | Рекомендации при угрозе | Пар.5.4 | ||||
Лесные и торфяные пожары | 4 | |||||
26 | Виды лесных пожаров | Пар.6.1 | ||||
27 | Последствия пожаров | Пар. 6.2 | ||||
28 | Причины возникновения | Пар. 6.3 | ||||
29 | Меры безопасности и правила поведения | Пар. 6.4 | ||||
Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей | ||||||
30 | Правила оказания первой медицинской помощи при ранениях и травмах | |||||
Практические занятия | 4 | |||||
31 | Действия учащихся при стихийныйх бедствиях, которые наиболее вероятны для данного района | |||||
32 | Составление карты безопасности региона | Составить карту | ||||
33 | Наложение стерильной повязки | |||||
34 | Безносилочный перелом при эвакуации пострадавших |
8 класс
№ п.п | Тема раздела и урока | Кол-во часов | Дата проведения | Методическое обеспечение урока | Основные понятия и термины | Домашнее задание |
ЧС техногенного характера | ||||||
Производственные аварии и катастрофы | 2 | |||||
1 | Аварии на объектах народного хозяйства. Определение аварий и катастроф | Пар. 1.1 | ||||
2 | Очаги поражения и возможные последствия | Пар. 1.2 | ||||
Пожары и взрывы | 4 | |||||
3 | Пожары. Виды пожаров | Пар. 2.1 | ||||
4 | Взрывы | Журнал ОБЖ | Пар. 2.2 | |||
5 | Последствия пожаров и взрывов | Пар. 2.3 | ||||
6 | Безопасное поведение при пожарах и взрывах | Пар. 2.4 | ||||
Аварии с выбросом СДЯВ | 6 | |||||
7 | Химические вещества и опасные объекты | Пар. 3.1 | ||||
8 | Характеристика СДЯВ | Пар. 3.2 | ||||
9 | Поражающие факторы СДЯВ | Пар. 3.3 | ||||
10 | Возможные последствия при аварии на ХОО | Пар. 3.4 | ||||
11 | Меры безопасности при аварии на ХОО | Пар. 3.5 | ||||
12 | Действие населения и правила поведения при аварии на ХОО | Пар. 3.6 | ||||
Аварии с выбросом радиоактивных веществ | 8 | |||||
13 | Атомная энергия | Журнал ОБЖ | Пар. 4.1 | |||
14 | Естественные, искусственные источники излучения | Пар. 4.2 | ||||
15 | Радиационно - опасные объекты и аварии | Пар. 4.3 | ||||
16 | Последствия аварий | Пар. 4.4 | ||||
17 | Очаг поражения при авариях на АЭС | Пар. 4.5. доклад | ||||
18 | Радиационные загрязнения, поражение людей и животных | Пар. 4.6 кроссворд | ||||
19 | Поведение и действие населения | Пар. 4.7 | ||||
20 | Проведение йодной профилактики, обработка продуктов | Пар. 4.8 | ||||
Гидродинамические аварии | 5 | |||||
21 | Гидродинамические сооружения и аварии | Пар. 5.1 | ||||
22 | Причины и виды аварий | Пар. 5.2 | ||||
23 | Последствия аварий | Журнал ОБЖ | Пар. 5.3 | |||
24 | Меры по защите от последствий аварий | Пар. 5.4 | ||||
25 | Поведение населения при угрозе и во время аварий | Пар. 5.5 | ||||
Нарушение экологического равновесия | 4 | |||||
26 | Экология и экологическая безопасность | Пар. 6.1 | ||||
27 | Биосфера и человек | Пар. 6.2 | ||||
28 | Загрязнение атмосферы, почвы, воды | Пар. 6.4, 6.5, 6.6 | ||||
29 | Экологическая обстановка в России | Доклады учащихся | Пар. 6.6 | |||
ГО, ее задачи и предназначение | 1 | Ред Костров, ОБЖ | ||||
30 | Практические действия учащихся при гидродинамической аварии, вероятной для данного района | |||||
Практические занятия | 4 | |||||
31 | Оказание помощи при отравлении СДЯВ | |||||
32 | Действие учащихся при ЧС техногенного характера | |||||
33 | Отработка нормативов по надеванию противогаза на пострадавшего | |||||
34 | Экскурсия на предприятие в целях организации мер по обеспечению безопасности |
9 класс
№ п.п | Тема раздела и урока | Кол-во часов | Дата проведения | Методическое обеспечение урока | Основные понятия и термины | Домашнее задание |
Основы медицинских знаний | ||||||
1 | Меры по профилактике травм в старшем школьном возрасте | 1 | Пар. 1.1 1.2 | |||
Первая медицинская помощь при различных видах травм | 2 | |||||
2 | Способы обработки ран, первая помощь при отравлении препаратами бытовой химии, щелочью, кислотой | Пар. 2.1 | ||||
3 | Первая помощь утопающему, проведение искусственного дыхания, непрямой массаж сердца | Пар. 2.2 | ||||
Первая медицинская помощь при массовых поражениях | 2 | |||||
4 | Первая медицинская помощь при радиационном поражении | Запись в тетради | ||||
5 | Признаки поражения СДЯВ, первая медицинская помощь | Запись в тетради | ||||
Основы ЗОЖ | 14 | |||||
6 | Основные понятия о здоровье | Пар. 4.1 | ||||
7 | Здоровье человека | Запись в тетради | ||||
8 | Критерии состояния здоровья | Запись в тетради | ||||
9 | Понятие о резервах здоровья | Пар. 4.1. стр 61 вопроы | ||||
10 | Понятие о привычках здоровья | Пар 4.4 | ||||
11 | Психологическая уравновешенность | Пар 4.3 | ||||
12 | Правила управления своими чувствами(адаптация и стресс) | Запись в тетради | ||||
13 | Режим учебы и отдыха | ОБЖ ред Вишневского, Барсукова | Запись в тетради | |||
14 | Динамика работоспособности | Запись в тетради | ||||
15 | Профилактика переутомления | Запись в тетради | ||||
16 | Закаливание организма | кроссворд | ||||
17 | Правила использования факторов окружающей среды | Реферат | ||||
18 | Правила личной гигиены | Запись в тетради | ||||
19 | Основные неинфекционные заболевания | Запись в тетради | ||||
Основы подготовки к военной службе | 10 | |||||
20 | Правовые основы В.С | ОБЖ 9 кл, ред Литвинов | ||||
21 | Понятие В.С | Пар 1 | ||||
22 | Законы РФ о В.С | Журнал ОБЖ | Пар 2 | |||
23 | Составные части воинской обязанности | «На службе Отечеству» | Пар 2 | |||
24 | Необходимое прохождение В.С | Запись в тетради | ||||
25 | Размещение и быт военнослужащих | Устав внутренних войск РФ | Запись в тетради | |||
26 | Внутренний порядок | Запись в тетради | ||||
27 | Содержание и обучение воинов | Запись в тетради | ||||
28 | Санитарные, гигиенические и противоэпидемические мероприятия | Журнал ОБЖ | Запись в тетради | |||
29 | Основные виды подготовки | Пар 4; 5 | ||||
Гражданская Оборона, ее задачи от последствий ситуаций | 1 | |||||
30 | Правила поведения учащихся при угрозе нападения противника | ОБЖ 9 кл. Литвинов | Запись в тетради | |||
Практические занятия | 4 | |||||
31 | Правила поведения и действия учащихся при угрозе аварий | Запись в тетради | ||||
32 | Подготовка убежища к защите | Запись в тетради | ||||
33 | Получение СИЗ, совершенствование навыков | Запись в тетради | ||||
34 | Проведение искусственного дыхания, непрямого массажа сердца | Запись в тетради | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....
Рабочая учебная программа по математике 5 класс на 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе авторской программой основного общего образования по математике: «Программа. Планирование учеб...
Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...
Рабочая учебная программа по химии 8 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по химии составлена на основе программы О.С. Габриеляна. 2 часа в неделю, всего 68 часов....
Рабочая учебная программа по химии 9 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая учебная программа по химии 9 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе программы О.С. Габриелян 2 часа в неделю, всего 68 часов....
Рабочая учебная программа по химии 10 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая учебная программа по химии 10 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе "Программы О.С.Габриелян " 2 часа в неделю, всего 68 часов....
Рабочая учебная программа по химии 11 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая учебная программа по химии 11 класс 2016-2017 учебный год составлена на основе программы О.С. Габриелян 2 часа в неделю, всего 68 часов...