Чрезвычайные ситуации социального характера.
план-конспект урока по обж (11 класс) на тему
план-конспект урока
тип урока: комбинированный
количество часов: 2 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshetnikov_l.a.plan_otkrytogo_uroka.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН
проведения открытого урока
с учащимися 11 класса
на тему:
«Чрезвычайные ситуации социального характера.»
Тип урока: комбинированный
Количество часов: 2 часа
Учитель ОБЖ: Решетников Леонид Александрович
Санкт-Петербург
2011
ПЛАН
проведения открытого урока в 11 классе
16.11.2011 ГО ЧС – Решетников Л.А.
Тема: «Чрезвычайные ситуации социального характера.»
Тип урока: комбинированный
Количество часов: 2 часа
Цель урока:
- Обучающая:
Сформировать теоретические знания учащихся по теме: «Чрезвычайные социального характера. Понятие «Терроризм», ознакомить с правилами поведения в условиях террористической опасности и при захвате в заложники.
- Воспитывающая:
Воспитывать у учащихся внимательность, аккуратность, исполнительность.
- Развивающая:
Развивать у учащихся аналитическое и логическое мышление, умение анализировать обстановку и правильно принимать решение.
План урока
- Организационный момент: 3 мин
- Вводный инструктаж: 10 мин
- Текущий инструктаж: 65 мин
Вопрос 1. «Классификация ЧС социального характера. Понятие «Терроризм».
Вопрос 2. «Правила поведения в условиях террористической опасности. Признаки готовящегося теракта».
Вопрос 3. «Действия при захвате в заложники».
- Заключительный инструктаж: 12 мин.
Вводный инструктаж – 10 мин
Тема сегодняшнего урока – классификация ЧС социального характера. Понятие «терроризм». Правила поведения при захвате в заложники.
На уроке вы должны:
- ознакомиться с правилами поведения в условиях террористической опасности и при захвате вас в заложники;
- закрепить знания УК РФ об уголовной ответственности за террористическую деятельность на территории РФ.
На уроке мы будем использовать презентацию «Терроризм», УК РФ, Федеральные законы РФ. Прежде, чем перейти к рассмотрению вопросов темы урока давайте вспомним материал по ГО ЧС, который вы рассматривали в 9 – 10 классах.
Вопрос: «Какие виды ЧС в зависимости от их причин возникновения вы знаете?»
Ответ: ЧС техногенного характера;
ЧС биологического характера;
ЧС природного характера;
ЧС социального характера;
ЧС экологического характера.
Используя презентацию, мы вспомним, какие ЧС относятся к каждому из перечисленных выше.
Показывая слайды презентации, коротко остановиться на каждом виде ЧС.
Сегодня мы будем рассматривать ЧС социального характера.
Вопрос: «Попытайтесь назвать виды ЧС в социуме?»
Ответ: «Беспорядки, стачки, забастовки, фанатские выступления, массовые погромы и поджоги, локальные и региональные конфликты, революции, терроризм, войны».
Вопрос: «Кто может дополнить?»
1-й вопрос урока: «ЧС социального характера» – 35 мин.
Используя презентацию, рассматриваем ЧС социального характера. Знакомимся с понятием «терроризм», которое дается в Федеральном законе РФ «О борьбе с терроризмом».
Подвопрос 1а «Терроризм»
Терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения или противоправными действиями.
Почему мы будем сегодня рассматривать подробно такую ЧС социального характера как «терроризм»? Да потому, что сегодня терроризм, к сожалению, стал реальностью нашей жизни. Еще совсем недавно никто из нас и не помышлял о том, что мы можем стать его жертвой. Это явление находилось за пределами нашего восприятия. Ныне оно стало фактом, поэтому знание правил безопасного поведения и приемов противодействия терроризму стало вполне актуальным.
Вопрос: «Какие примеры терроризма можно привести в древние времена?»
Ответ: «Крестовые походы XI – XIII вв., германские походы против народов Прибалтики и т.д.»
Подвопрос 1б «Виды терроризма»
Используя слайды презентации рассмотрим виды терроризма:
- По характеру субъекта террористической деятельности:
- неорганизованный или индивидуальный;
- организованный или коллективный.
- По целям террористической деятельности:
- националистический;
- религиозный;
- социальный.
Коротко раскроем каждый вид терроризма.
Мы сегодня подробнее остановимся на втором виде терроризма – религиозном, который является опасным и агрессивным.
Вопрос: «Какие основные религии в мире вы знаете?»
Ответ: «Христианство, ислам, буддизм. Еще существует религия «иудаизм» (~ 20 млн. чел.)».
Остановимся коротко на истории возникновения каждой религии, особенностях христианства и ислама.
Христианство: посты, богомолы;
Ислам: рамадан, пост-праздник.
Подвопрос 1в «Особые виды терроризма»
- Террор;
- Левый терроризм;
- Исламистский терроризм;
- Зеленый терроризм;
- Компьютерный терроризм
и другие.
Коротко остановимся на каждом из них.
Подвопрос 1г «Террористические организации, запрещенные в РФ»
В «Федеральном законе РФ «О борьбе с терроризмом» дан перечень запрещенных террористических организаций в РФ. Перечисляем их.
Коротко остановиться на крупнейшей организации «Аль-Каида», сказать о судьбе ее основателя Усаме Бин Ладене.
2-й вопрос урока: «Правила поведения в условиях террористической опасности. Признаки готовящегося теракта» – 15 мин.
К глубокому сожалению, сегодня взрывы в жилых домах, различных учреждениях, в автомобилях и другой технике, на массовых мероприятиях становятся частью нашей жизни. Все чаще террористы используют взрывы в качестве акций устрашения.
Остановимся (рассмотрим) правила поведения в условиях террористической опасности на примере ОУ.
В качестве профилактических мер необходимо:
- ужесточить режим пропуска на территорию ОУ и его помещений, усилить видеонаблюдение;
- ежедневно делать обход и осмотр территории и помещений ОУ с целью обнаружения подозрительных предметов;
- тщательно проверять поступающее имущество, мебель, оргтехнику и т.д.;
- проводить тщательный отбор сотрудников, особенно в подразделение охраны;
- иметь планы эвакуации сотрудников ОУ и посетителей;
- подготовить средства оповещения, в т.ч. для посетителей;
- определить (уточнить) задачи местной охраны;
- четко определить функции администрации при сдаче помещений в аренду другим организациям (если она существует);
- определить места парковки автомобилей не ближе 100 м от здания ОУ;
- освободить от местных предметов помещения, лестничные клетки, выходы из ОУ (основные, запасные, эвакуационные);
- обеспечить регулярный вывоз из здания ОУ строительного мусора (особенно из кладовок, хозяйственных подсобок) и от здания;
- довести до всего персонала ОУ номера телефонов, по которым необходимо поставить в известность определенные органы при обнаружении подозрительных людей или подозрительных предметов.
Остановиться на признаках готовящегося теракта:
- бесхозная сумка, портфель, коробка, сверток, пакет;
- остатки изоленты, проводов, шнуров и других предметов, нетипичных для этого места;
- натянутая проволока или шнур возле входа в ОУ, в подвале или др. местах;
- нарушение дернового слоя (грунтового) возле ОУ;
- тиканье часового механизма в таких предметах, где часов не должно быть, либо в оставленной бесхозной сумке;
- наличие радиоприемных устройств, антенн на таких предметах, где они явно неуместны.
Остановиться на признаках, по которым можно узнать возможных террористов: по одежде, по поведению, по выражению лица и т.д.
3-й вопрос урока: «Действия при захвате в заложники»
Любой из вас по стечению обстоятельств может оказаться заложником у террористов практически в любом месте. Чтобы остаться в живых, надо знать как правильно действовать в той или иной ситуации.
Правила поведения:
- как можно быстрее возьмите себя в руки, не паникуйте, выясните (поймите), что хотят террористы;
- если нет полной уверенности в успехе не пытайтесь бежать к выходу или оказать сопротивление; не проявляйте ненужного героизма, пытаясь разоружить бандита;
- ведите себя миролюбиво, послушно, сохраняйте спокойствие и самообладание, не вызывая у террористов агрессию.
- располагайтесь по возможности подальше от окон, дверей и преступников – эти места наиболее опасны, особенно при проведении спецслужбами операции по вашему освобождению;
- если вы ранены, постарайтесь меньше двигаться, этим вы сократите потерю крови;
- при общении с террористом избегайте презрительного, вызывающего тона, который может вызвать агрессию у террористов, не допускайте прямого зрительного контакта; на вопросы отвечайте спокойно и кратко; ответы, которые в последующем могут повредить вам или другим людям, контролируйте; переносите оскорбления и унижения;
- на совершение любых действий (встать, сесть, сходить в туалет, попить, поесть, оказать помощь раненому и т.д.) спрашивайте разрешение у террористов, только после этого выполняйте свои действия;
- для поддержания сил ешьте все, что предлагают, даже если эта пища вам не нравится, при этом, по возможности, соблюдайте личную гигиену и чистоту;
- будьте готовы к применению террористами повязок на глаза, кляпов, наручников или веревок, ни в коем случае не сопротивляйтесь;
- при наличии проблем со здоровьем, убедитесь, что у вас с собой имеются необходимые лекарства и сообщите о своих проблемах со здоровьем и регулярном приеме лекарств;
- если вам дали возможность поговорить с родными по телефону, держите себя в руках, без плача, крика, говорите коротко и по существу;
- если у вас с террористом произошел контакт, объясните ему, что вы тоже человек, у вас тоже есть семья, отец, мать, братья, сестры и т.д., – иногда, это уменьшает риск быть убитым;
- по возможности наблюдайте за террористами и постарайтесь запомнить их клички, имена, повадки, приметы (борода, наколки и т.д.), манеру поведения, особенности речи, тематику разговоров, в т.ч. телефонных;
- если требования к вам полицейского и террориста диаметрально противоположны, выполняйте то, что говорит вам полицейский;
- если вам придет в голову, что террорист блефует и в руках у него муляж, не пытайтесь в этом удостовериться;
- во время освобождения вас ложитесь на пол лицом вниз, голову закройте руками и не двигайтесь;
- если поблизости произошел взрыв, не торопитесь покидать помещение, вас могут принять за террориста.
Заключительный инструктаж
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели вопросы ЧС социального характера и самую злободневную ЧС «Терроризм» во всех его проявлениях, ознакомились с правилами поведения в условиях террористической опасности и при захвате вас в заложники, изучили главу УК РФ «Терроризм».
И в заключении урока подведем итоги.
На сегодняшнем уроке особенно активным я выставил следующие оценки:
К следующему уроку, который состоится через неделю, подготовить по две презентации (≤ 10 слайдов) в каждом классе, остальным написать рефераты объемом 6 рукописных листов (А4), через строчку, без оглавления, заключения и списка использованной литературы.
Темы:
- «Стресс» (вынужденная автономия в природе).
- «Психологическая защита» (терроризм).
- «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (где отбывают наказание н/л, достигшие 18 лет в колониях для н/л).
- «Хронология терактов в США с 1986 по 2011 г.»
Преподаватель ОБЖ Л.А. Решетников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чрезвычайные ситуации Техногенного характера.
Виды и характеристика ЧС Техногенного характера....
Чрезвычайные ситуации метеорологического характера
Презентация и план-конспект урока обобщающего характера в 7 классе...
Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера, их классификация
Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв, а при неблагоприятных условиях может стать источником развития чрезвычайной ситуации....
Краткая характеристика основных типов чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий. Основные причины техногенных аварий и катастроф.
Любая авария, прежде чем разрастись до масштабов катастрофы или ЧС, проходит несколько стадий вызревания под воздействием неблагоприятных социальных, технических или прир...
Чрезвычайные ситуации социального характера.
план-конспект урокатип урока: комбинированныйколичество часов: 2 часа...
Чрезвычайные ситуации криминального характера. Урок Криминальные ситуации вне жилища.
Цели:Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.Организова...
Кроссворд " Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них"
Кроссворд для занятий ОБЖ на тему "Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них"...