озож
методическая разработка по обж (7 класс) по теме

формирование зож. материалы по ообощению.остров безопасности. профилактическая игра по основам тех. безопасности жизни воспитанников детских домов.классный час для среднего возраста воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курить или не курить – решай сам!

Классный час для 5-7 классов

Подготовила: Унайбекова Марина Александровна г. Балаково  воспитатель детского дома №2                                                      Цель: ранняя профилактика курения.

Задачи:

  1. Выработать у подростков негативное отношение к курению;
  1. Информировать подростков о вредном влиянии никотина на организм человека;
  1. Формировать умение противостоять давлению сверстников и среды в приобщении к курению.

План-конспект

Введение.

        Дорогие ребята, мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить тему «Курить – это хорошо или плохо». Рано или поздно каждый из вас столкнется с проблемой : курить или не курить? Вам будут говорить, что курить – это клево: доставляет удовольствие, помогает общению со сверстниками. Противники курения , наоборот, считают, что это вредно, противно и вредит здоровью. Курить или не курить – каждый из вас будет решать сам. И это будет ваш собственный выбор. Но перед тем, как принять решение, нужно узнать немного о курении, взвесить все положительные и отрицательные последствия.

  1. Знакомство.

В группе, где все дети знают друг друга знакомство можно проводить с помощью игры «Я горжусь…». Каждый участник называет свое имя и продолжает предложение «Я горжусь…». Иногда дети стесняются, говорят: «Мне не чем гордиться!». Ведущий должен помочь сформировать мысль : « Скажи, за что тебя мама хвалит? Не может быть, чтобы ты ничего не умел делать! И т.д.».

2.Ожидания участников.

Детям раздаются маленькие листочки.

- Напишите, пожалуйста, чтобы вы хотели узнать на нашем занятии?.

Потом каждый участник озвучит свои ожидания, а ведущий наклеит их на ватман. Это даст возможность скорректировать план проведения занятия в зависимости от запросов аудитории.

  1. Принятие правил работы в группе.

Для того, чтобы наша встреча прошла успешно, нужно, чтобы мы не отвлекались по пустякам, чтобы каждый смог высказать свои мысли, не опасаясь насмешек. Поэтому я предлагаю принять несколько правил:

  1. Право говорящего.

        Каждый, кто говорит по теме имеет, право быть выслушанным до конца. Следующий может говорить тогда, когда его предшественник выразил свою мысль. Иными словами, не перебивать говорящего.

  1. Правило поднятой руки.

Если вы хотите что-то сказать, то поднимите руку ,и, когда появиться возможность, ведущий даст вам слово.

  1. Конфиденциальность.

Если кто-то будет рассказывать о себе личную информацию, то мы гарантируем, что не будем ни с кем ее обсуждать. Ведь человек говорил ее нам, а не всему городу.

  1. Не оценивать.

Каждый человек уникален. Поэтому давайте уважать друг друга и наши личные мнения. Иногда мы считаем себя в праве осуждать и оценивать чужие слова, поступки, привычки («Ты – дурак», «Болван», «Ты не прав»). Если у вас есть особое мнение, не похожее на мнение говорившего, останьтесь при своем мнении, но не осуждайте мнения другого. Давайте принимать людей такими, какие они есть.

  1. Право ведущего.

Я, как ведущая, могу прервать упражнение или другую деятельность группы, если правила работы не будут соблюдаться, или кто-то будет мешать работе группы.

Правила записываются на ватмане и  принимаются голосованием.

4.Оценка уровня информированности.

- Русский фармаколог И.М. Догель сказал: « Я намерен сегодня говорить о табаке как о прихоти и несчастии человека».

Хорошо ли курить? Да или нет? Если – нет, то почему? Ответы ведущий записывает на ватмане или доске.

Если курить вредно, то почему люди это делают? И почему большинство не могут бросить курить? Ведь знают: курить — здоровью вредить.

Причины записываются на доске или ватмане.

Почему подросток начинает курить?

Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд, чаще всего начинают курить подростки:

  1. от нечего делать         □   модно
  1. за компанию        □   любопытство
  2. успокаивает        □   хочется быть взрослым
  3. для снятия напряжения             □   помогает похудеть
  1. поднимает настроение              □   просто так
  1. баловство                 □   затрудняюсь ответить

Плакат лучше всего подготовить заранее.

Каждый участник занятия фломастером ставит галочку  около  выбранной причины.  Ведущий обобщает, называет причины, которые, по мнению класса ,приобщают подростков к курению.

Какие проблемы возникают у подростка, который курит?

  1. в настоящее время
  1. во взрослой жизни

Примерные ответы:  

В настоящее время

Во взрослой жизни

Проблемы с родителями

Где достать деньги на покупку сигарет

Приходится порой курить тайком

Некоторые девочки осуждают курящих мальчиков. А если эта девочка вам нравится?

Плохо пахнет от одежды, волос

Не разрешают курить в школе, дома

Приходится говорить неправду родителям, куда

дел деньги

Проблемы со здоровьем

Приходится тратить деньги на покупку

сигарет, следовательно, семья чего-то лишается

Возникают сcоры из-за курения с женой, родственниками

Плохой пример для детей

Плохо пахнет от одежды, волос

Не разрешают курить дома

Раньше времени стареют, болеют, умирают

5.Актуализация проблемы.

Игра «Коробочка». Ведущий держит в руках коробочку и говорит: « То, что лежит в этой коробочке – плохо, нельзя. Сейчас будем ее передавать по кругу. Каждый из вас может сделать с этой коробочкой все, что хочет».

         Потом коробочку передают по кругу. Как обычно в группе есть дети, которые из любопытства посмотрят, что лежит в коробочке.

        Обсуждение: « Что вы чувствовали, когда держали такую коробочку в руках? Многие из вас  знали, что это плохо, нельзя, но все равно посмотрели. Почему?».

        Точно так же происходит, когда подростки начинают курить. В большинстве случаев ими движет интерес. Многие подростки, когда пробуют закурить, считают, что всегда могут бросить, когда захотят. Но статистика показывает, что  более  чем у 50 % ребят курение становится вредной привычкой, от которой потом очень тяжело избавиться. Появляется зависимость от табака – постоянное желание закурить. Когда люди бросают курить, то некоторое время чувствуют себя очень плохо.

6.Информационный блок.

Кто из вас знает что такое «табак»?

Табак – это такое растение, измельченные и высохшие листья которого используют для изготовления сигарет. Родина табака  Америка. В Европу он был привезен в XVI веке Христофором Колумбом. Слово «табак» произошло от названия травы, которая выращивалась в провинции Табако и применялась для курения. Слово «курить» произошло от корневой основы «курь», что обозначает дым, смрад, чад. Основной компонент табака – никотин, названный по имени Жана Нико. Наследство Жана Нико – использование порошка из листьев табака в качестве лекарства (1560 г.).

        XVI век – начало распространения табака в России. В это же время накапливаются факты о вредном влиянии табака на организм человека. Начинают жестоко преследовать продавцов табака и курильщиков.

        XVII век – введение смертной казни за курение и продажу табака (1634 г.), введение телесных наказаний курильщиков, запрещение ввоза табака в Московское государство. Затем снятие запретов на курение, ввоз, продажу и выращивание табака ( Петр I, 1697 г.).

        XVIII век – широкое рапространение табака в России, строительство табачных фабрик.

        XIX век – табак становится доступным практически всем слоям населения. Появляются первые признаки  табачной эпидемии.

        XX век – борьба с курением не приносит должного эффекта. Курение становится узаконенной формой наркомании.

        Давайте посмотрим, почему формируется зависимость от табака?

Состав табачного дыма:

Табачный дым является смесью из различных веществ: никотина, угарного газа СО и маленьких капелек дегтя.

        Никотин представляет собой маслянистую прозрачную жидкость неприятного запаха и вкуса. Он является токсичным веществом и главной причиной пристрастия людей к курению. Пристрастие вызывает табачную токсикоманию. Действие никотина на центральную нервную систему проявляется очень быстро. Полностью из организма никотин и продукты распада выводятся мочой  в течение 10 – 15 часов после курения.

        Деготь- это темное клейкое вещество, которое оседает на внутренних стенках легких.

        Газ СО – это вредное вещество, проникающее через легкие в кровь. Это приводит  к кислородному голоданию, поскольку при курении в организм попадает меньше кислорода. Это вызывает усталость. Курильщик устает быстрее, чем тот, кто не курит.

        Давайте посмотрим как вещества, содержащиеся в табаке воздействуют на организм после курения.

Никотин – при небольшом сроке курения: трясутся руки, учащается сердцебиение, сужение кровеносных сосудов;

При длительном курении – может вызывать сердечно-сосудистые заболевания.

Деготь – кашель , при длительном курении – бронхит, рак горла и легких.

 Угарный газ – ухудшение общего самочувствия или сердечно-сосудистые заболевания.

Итак, мы видим, что курение не такое уж и полезное занятие, но все равно люди курят и продают сигареты.

        Я предлагаю вам решить следующую задачу. Саша курит дорогие сигареты с фильтром. Одна пачка стоит 1400 белорусских рублей или 0,64 $ США. Ему нужна одна пачка в день. Курит Саша уже три года. Сколько денег потратит он за месяц, за год и за все время курения? (19, 2 $; 230 $; 8294 $).

        Если кто-то тратит деньги, то кто-то их получает. Кому выгодно, чтобы мы тратили деньги на сигареты? (производители, магазины, отдельные продавцы).

Они знают, что их товар всегда будет покупаться, поскольку существует зависимость . С каждой затяжкой тает ваш кошелек и пополняется чей-то.

        Помогать ближнему надо, но не за счет своего здоровья. Пока вы будете наслаждаться табачным дымом, кто-то будет покупать дорогие машины, яхты и дышать чистым воздухом, продлевая свою жизнь и сохраняя здоровье.

- Давайте обсудим, есть ли что-нибудь полезное  в курении? Дети высказывают свои мнения, ведущий записывает их на ватмане.

Плакат «Мифы о курении»:

1. Большинство взрослых и подростков курит. Половина взрослых мужчин и 3/4 женщин не курит. Среди подростков курит не более 50% юношей и 25% девушек.

2. Курение способствует похудению. Многие полные люди курят и не худеют. Если не хочешь полнеть, то вместо курения лучше избрать другие методы сдерживания веса - ограничения в еде и повышение физической активности.
3. Курение помогает сосредоточиться и лучше работать. Курение сужает сосуды головного мозга, мозг хуже снабжается кислородом и питательными веществами. В результате умственная работоспособность снижается.
4. Курить модно. Сейчас курить не модно. В Соединенных Штатах Америки частота курения за последние 10 лет снизилась в 2 раза. 80% мужчин предпочитают некурящих женщин. Модно выглядеть спортивным, стройным и не курить.
5. Курение успокаивает нервы. Чувство раздражения и напряжения нередко связано у курящего с самой привычкой к курению. Поэтому сигарета, как "соска", его успокаивает.
6. Курение помогает согреться в холодное время года. В определенной мере да, но чередование воздействия на эмаль зубов холодного воздуха и горячего табачного дыма вызывает появление трещин ней, быструю порчу зубов.
7. Я всегда смогу бросить курить. Только 5% из курящих думают, что курить они будут через 5 лет. 75% из курящих через 5 лет убеждаются, что не могут бросить курить.
8. Курение не так вредно, как говорят. Эксперты считают, что курение - одна из ведущих причин многих заболеваний и смертности среди взрослого населения, в первую очередь заболеваний сердца и легких.

- Мы с вами убедились, что бытующие мнения о курении не соответствуют истине, не подтверждаются научными и статистическими данными. Однако, эти «мифы» оказывают влияние на сознание несведущих людей и способствуют формированию вредных привычек.

        Мы должны сделать вывод о том, что далеко не всякое суждение, высказываемое большинством, верно. Порой оно является неосознанным оправданием своих вредных привычек. Ведь каждый курильщик знает, что курение вредно, однако пытается обосновать свое пристрастие для себя и окружающих. Таково происхождение «мифов» о курении, алкоголе и других вредных привычках.

  1. Приобретение практических навыков.

Курить или не курить – тебе решать самому, но на твое решение будут влиять друзья, семья, реклама.

        Обычно могут предложить закурить друзья, с которыми ты общаешься. От такого предложения очень трудно отказаться, потому что это может быть одним из условий твоей принадлежности к группе сверстников. Но если эти ребята твои настоящие друзья, то они будут уважать твоё мнение.

        Если курят у тебя  дома, то тогда тоже тяжелее не начать курить, потому что, если люди, которые тебя окружают, курят, это кажется нормальным. Да и реклама побуждает к курению. Хочется быть похожим на любимых кино-героев, на сильных мужчин и привлекательных женщин.

        Может случиться, что ты возьмешь сигарету потому, что кто-то будет заставлять тебя это сделать. В таком случае тот человек будет оказывать на тебя давление. Если кто-то оказывает на тебя давление – это значит, что он хочет, чтобы ты поступал не по своему желанию.

        Запомните, если вы чего-нибудь не хотите, то всегда можете «нет» и объяснить, почему ты отказываешься.

        Способы отказа от предложения закурить:

  1. Просто сказать «нет» без объяснения;
  1. Отказаться и объяснить причины: «Я занимаюсь спортом. Курение мешает достичь успехов.»; «Я не курю, чтобы от меня не пахло плохо»; «Лучше облизать пепельницу, чем поцеловать курящую девушку»; « не хочу умереть от рака легких» и т.д.;
  1. Предложить сделать что-то взамен предлагаемого;
  1. Отказаться и уйти;
  1. Убежать;
  1. «Заезженная пластинка» ( на все уговоры повторять «нет», «не буду»);
  1. Проигнорировать предложение;
  1. Постараться объединиться с кем-то, придерживающимся твоего мнения;
  1. Постараться избегать опасных ситуаций

Ролевая игра

В этом задании нужно будет разыграть сценку в ролях. Приглашаются добровольцы. Им предлагается выбрать роль, которая больше нравиться.

Ситуация № 1

Дима и Сергей договорились идти вместе на дискотеку. Придя на дискотеку, они уви дели своих одноклассников. Подошли к ним. Ребята закурили и предложили Диме и Сер гею закурить. Сергей не курит. Как ему отказаться от предложенной сигареты?

Ситуация № 2

Татьяна, Наташа и Лена после школы решили зайти в кафе — мороженое. Сели за столик. Наташа достала пачку сигарет и предложила подругам закурить. Лена не курит. Татьяна курит редко, но сейчас взяла предложенную сигарету. Что делать Лене? Как отка заться от сигареты?

Ситуация № 3

В некоторых семьях курят родители. Вы много знаете о негативном влиянии курения на здоровье. Вы беспокоитесь о самочувствии и здоровье своих самых близких и родных для вас людей. Что делать? Имеете ли вы право говорить об этом с родителями? Как ска зать родителям, чтобы они не курили? Какие советы вы бы им могли дать? Чем бы вы им могли помочь?

8. Завершение работы. Получение обратной связи.

Ведущий предлагает участникам заполнить анкету.

Анкета

1.        Хорошо ли курить? Да или нет?

  1. если — нет, то почему? (перечислите)
  1. да.
  1. Если курить вредно, то почему люди это делают? И почему большинство не могут бросить курить? Ведь знают: курить — здоровью вредить.
  1. Почему подросток начинает курить? Перечислите причины.
  1. Какие проблемы возникают у подростка, который курит?
  1. в настоящее время
  1. во взрослой жизни
  1. Какой способ или метод отказа от курения лучший?
  1. Что понравилось в проведении занятия?
  1. Что не понравилось в проведении занятия.
  1. Оправдались ли ваши ожидания от занятия.

На этом занятие заканчивается. Помните, ребята, у вас всегда есть право выбирать то, что будет полезно для вас и отказываться от того, что может принести вред вашему здоровью. Откройте свой мир увлечений, которые принесут вам новые знания и необходимые для жизни  навыки.



Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни

Материалы по обобщению опыта

                                               Автор:Унайбекова Марина Александровна г. Балаково, детский дом №2

Остров безопасности

профилактическая игра по основам техники безопасности 

жизнедеятельности (для воспитанников детских домов)

Цель: содействовать формированию обобщенных теоретических знаний, которые помогут детям в опасных и трудных жизненных ситуациях принять правильное решение; учить анализировать и правильно оценивать поступки; осуществлять коррекцию поведения детей через анализ поступков; подготовить к элементарной личной безопасности.

Ход занятия

- Дорогие ребята! Сегодня мы проводим конкурс-игру «Остров безопасности».

1. Изучение и повторение правил безопасного поведения.

- Каждая хозяйка для поддержания чистоты в доме покупает средства бытовой химии. Это стиральные порошки, отбеливатели, средства для мытья посуды, чистки унитазов, раковин, удаления накипи, ржавчины, уничтожения блох, муравьев, тараканов. Но  тараканий яд действует и на людей. Поэтому ни в коем случае нельзя вскрывать  упаковки, банки, аэрозоли, содержащие средства бытовой химии. Химические вещества при попадании в глаза, на кожу, в дыхательные пути, желудок  могут нанести здоровью непоправимый яд.

Химикаты – это яд!

И не только для ребят.

Жили в доме великаны,

 И жили в доме тараканы.

Что же делать? Как тут быть?

Тараканов уморить!

И купили великаны

Средство против тараканов.

Но остались тараканы,

 А не стало великанов.

Аккуратней надо быть,

Чтоб себя не отравить.

- Запомните, ребята, это правило. А какие еще опасности подстерегают нас дома, в классе, на занятии кружка? (Острые, колющие, режущие предметы).

Неприятно сесть на кнопку,

Можешь ты поранить попку!

Дом в порядке содержи:

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки

Ты на место положи!

-Порядок в доме нужен не только для красоты, но и для безопасности. Где определено место всем полезным, нужным, но опасным предметам?

(Иголки и булавки должны храниться в игольницах, кнопки в коробке, ножи и вилки в специальном ящике стола.)

-Молодцы, ребята, вы хорошие хозяева, живете по принципу: «Каждой вещи - свое место». А какие электроприборы, которыми вы пользуетесь в быту, опасны? (Телевизор, магнитофон, компьютер, водонагреватель, электрический камин, стиральная машинка, фен, утюг и т д.) Чем опасны эти предметы? (Могут ударить током и стать причиной пожара)

- Давайте поговорим о правилах безопасного пользования электроприборами. Правило 1: «Прочь от машины руки, когда стираешь брюки». Нельзя совать руку в стиральную машину, руку может затянуть и искалечить; открывать боковую дверку, тебя может ошпарить кипятком.

Правило 2: «Не суй в розетку пальчик ни девочка, ни мальчик».

Правило 3: Прежде, чем пойдете на свидание,

                    Чтобы навестить своих подруг,

                     Сделайте домашнее задание

                    И не забудьте выключить утюг!

- Да, ребята, умные электроприборы требуют особого к себе отношения, их надо уважать, относиться к ним бережно и осторожно. Теперь назовите еще одного сильного, умного, полезного и очень коварного помощника, который живет в каждом доме.

Что идет у нас по трубам

Из далекой стороны?

Он приносит радость людям,

Он – тепло для всей страны.  

(Это газ! Опасность невидимая и неслышимая)

Выключай в квартире газ.

За газом нужен глаз да глаз.

Запах чувствуя в квартире,

Позвоните   (104).

-Вот он какой газ! Газ очень опасен, он может взорваться, им можно отравиться. Какие правила пользования газом вы знаете?

1. Срочно позвать взрослых при появлении запаха газа.

2. Надо сразу же открывать окна и проветривать квартиру.

3. Проверить, закрыты ли краны на плите или газовой колонке.

4. Не включать свет, не зажигать спички.

- Основные правила вы запомнили, молодцы. Как вы думаете, перила, лестницы, балконы – это опасная зона?

Человек – не птица! Удобнее по лестнице спуститься.

Без парашюта с высоты прыгают только коты.

Больно падать с этажа мягким местом на ежа!

Тот, кто ездит по перилам, может стать больным и хилым!

Он в больницу попадет или в мусоропровод!

- Ребята, а какие опасности подстерегают ребенка дома, если он остается один?

Не пускайте дядю в дом, если дядя не знаком.

И не открывайте тете, если мама на работе.

Ведь преступник – он хитер, притворится, что монтер.

Или даже скажет он, что пришел к вам почтальон.

В жизни всякое бывает с тем, кто двери открывает.

Чтоб тебя не обокрали,  не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь, закрывай покрепче дверь!

Если кто-то лезет в дом, пробивая двери лбом,

Двери держатся едва… Позвони скорей (102).

-Давайте подумаем, к какому короткому слову сводятся все правила личной безопасности для детей. Все правила личной безопасности сводятся к одному короткому слову: не.

 Не задерживайся на улице по дороге из школы;

 не играй с наступлением темноты;

не пускай в дом незнакомца;

не ходи никуда с незнакомым человеком;

 не садись в машину с чужими.

Каждый грамотный ребенок

Должен твердо знать с пеленок:

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет,

Отвечайте твердо «Нет!»

- Молодцы, ребята, думаем вы усвоили правила безопасного поведения и предлагаем вам нарисовать рисунки к наиболее запомнившимся вам правилам.

Используемая литература:

 Внеклассные мероприятия в коррекционных классах/ авт.-сост. Н.М.Гончарова и др.- Волгоград: Учитель, 2007. – 249с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса к учебному пособию М.Ю.Михайлиной,М.В.Лысогорской,М.А.Павловой"Здоровый образ жизни"

Рабочая программа по ОЗОЖ для 5 класса содержит пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, календарно-тематический план....

основы озож

здоровый образ жизни в детском доме...

Рабочие программы по биологии и химии, ОЗОЖ

Рабочие программы по биологии (линия Пономаревой И.Н.), по химии (линия Габриелян О.С.), по ОЗОЖ (Региональная программа)...

Урок в 7 классе по ОЗОЖ.

Урок в 7 классе по ОЗОЖ (Основы Здорового Образа Жизни). Этот курс является региональным компонентом в Саратовской области. Преподается 1 час в неделю с 1 по 9 класс....

Презентация к уроку в 7 классе по ОЗОЖ.

Презентация к уроку в 7 классе по ОЗОЖ....

Фрагмент урока Агеевой В.Г., учителя ОЗОЖ, с элементами арт-терапевтического психологического тренинга «Цвета толерантности» ( 8 класс) с использованием Дальтон- плана.

Фрагмент урока Агеевой В.Г., учителя ОЗОЖ, с элементами арт-терапевтического психологического тренинга «Цвета толерантности» ( 8 класс) с использованием Дальтон- плана....

ОЗОЖ 7 класс Тест

ОЗОЖ 7 класс Тест по теме  "Физическое здоровье и способности человека"...