Урок "Конфликты"
методическая разработка по обществознанию

Притула Надежда Николаевна

Урок  практикум по теме "Конфликты". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Конфликты в межличностных отношениях".

Цели:

1. Способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.

2. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

3. Содействовать развитию культуры отношений в группе.

Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.

Ход урока:

        1.  Вводное слово учителя.

Ребята, мы продолжаем с вами работать с темой "Конфликты в межличностные отношения"). Мы узнали, что может послужить причиной конфликта, на какие стадии делится конфликт и пути решения конфликтной ситуации, а сегодня мы научимся разбирать конфликтные ситуации и определять к чему приводит конфликт в межличностных отношениях.

        

        2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Как вы понимаете, что такое конфликт? (разногласия между людьми)

        Напишите 5 синонимов к этому понятию (столкновение, противоречие, разлад, размолвка, ссора, спор, стычка, разногласие, раздор)

        Вариант №1.

Ответ: А1. - 4, А2-1, А3-2, А4-2, В1- 3,5,6.

        Вариант№2.

Ответ: А1. - 1, А2-3, А3-1, А4-1, В1- 6.

3. Изучение нового материала.

        Написали? Хорошо. Ребята, скажите, а конфликт — это всегда плохо? Я предлагаю заполнить следующую таблицу "Плюсы и минусы конфликта», свои записи нужно объяснить.

Плюсы

Минусы

не дает окостенеть системе отношений, толкает к развитию, 
стороны лучше узнают друг друга, 
выявляются ранее скрытые достоинства и недостатки, 
стимулирует активность людей, растет чувство ответственности и значимости, 
снимает напряженность, дает выход пару, 
сплочение единомышленников, 
выдвижение и формирование лидеров, 
диагностика и прояснение ситуации.

материальные и эмоциональные затраты, 
дух конфронтации, ухудшение отношений, 
снижение производительности труда. 

        Сказка  К.И. Чуковского "Федорино горе"

Кто является участником конфликта? (посуда, домашняя утварь и Федора)

  • Объект притязаний (из - за чего произошел конфликт)? (Из-за неряшливости Федоры)
  • Внешняя позиция участников (как объясняют окружающим и самим себе причины конфликта)? (Посуда заявляет о своем тяжелом положении. И ответила посуда, было нам у бабы худо...с.10 , а Федора в свою очередь , осознавая, вероятно,  последствия конфликта пытается вернуть посуду "Ой -ой - ой! Воротитеся домой)
  • Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом)? (Федора боится остаться одна, посуда боится своего тяжелого положения, боится совсем исчезнуть)
  • Изменения в процессе развития отношений (появились ли новые участники, возникли ли конфликты в лагерях единомышленников, изменилось ли понимание конфликта)? (первоначально в конфликт вмешиваются кошки Федоры "Эй, вы глупые тарелки, что вы скачите как белки, вам ли бегать за воротами с воробьями желторотыми...с. 9, позже возникает конфликт уже с тане посуды ...с. 6 ", Федора осознает всю тяжесть конфликта с.11-12.) Выбранный способ разрешения конфликта (чем все закончилось)?(Мир. Способ разрешения конфликта - интеграция- т.е. стороны осознали причину конфликта и пришли к общему решению с. 13-14.)
  • Ваше отношение к способу разрешения конфликта.

Сказка А.С. Пушкина "О рыбаке и рыбке". Есть ли конфликт в этой сказке?

  •  В чем он состоит?
  • Кто в нем участвует?

В сказке налицо межличностный конфликт, потому что он возник между отдельными личностями – стариком и старухой.

Чем вызван конфликт т.е. Причина:

… Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки
…”(эмоциональное состояние)

Стратегия поведения в конфликтной ситуации Поведение:

“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…”(
поведение– приспособление).

Конфликт развивается поэтапно. На примере «Сказки о рыбаке и рыбке» заметны следующие стадии развития конфликта

I – Старуха требует новое корыто;

II – Старуха требует новую избу;

III – Старуха требует повышения социального статуса с «черной крестьянки» до «столбовой дворянки»;

IV – Старуха требует повышения социального статуса со «столбовой дворянки» до «вольной царицы»;

V – Старуха, добившаяся статуса «вольной царицы», требует повышения статуса до «владычицы морской». Пик конфликта.

VI- Разрешение конфликтной ситуации. Лишение всего, возврат к разбитому корыту.

Сказка "Заюшкина избушка" Чем вызван конфликт т.е. Причина:

… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”

(Различия, связанные с положением в обществе)

Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ) 

“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала.

 (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).

4. Закрепление изученного материала:

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА

Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта, с другой стороны. Найдите соответствие

“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)

“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)

“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)

5. Подведение итогов урока. Оценка знаний и умений учащихся.

Вывод: в современном обществе невозможно избежать конфликтов, и они нужны, потому что именно в споре рождается истина.

 Ребята, о каком явлении нашей жизни мы сегодня говорили? (о конфликте),

Когда случается конфликт? Каковые его причины? (когда есть разногласия, противоречия и столкновения между людьми).

Для разрешения конфликта нужно учитывать интересы и поведение другого человека по общению.

6. Домашнее задание: §9 - повторить, составить план на тему "Способы конструктивного поведения в конфликтной ситуации".

Конфликты в межличностных отношениях. Вариант №1.

А1. Способность обеих сторон идти на уступки для урегулирования разногласий:

1) сотрудничество                                             2) избегание          

 3)приспособление                                            4) компромисс

А2. Случай, происшествие, недоразумение:

1) инцидент                2) конфликт            3) аргумент                 4) поведение

А3. Верно ли, что: а) наиболее острые конфликты происходят из-за моральных барьеров, б) несправедливость высказывания может привести к конфликту?

1) Верно только а                                 3) оба суждения верны

2) Верно только б                                 4) оба суждения не верны

А4. Верны ли суждения о поведении участников в конфликтной ситуации:

а) стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем, - это компромисс;        

б) непогашенный конфликт может вспыхнуть вновь с еще большей силой?

1) Верно только а                                 3) оба суждения верны

2) Верно только б                                 4) оба суждения не верны

В1. Найдите в приведенном ниже списке примеры советов, помогающих разрешить конфликтную ситуацию:

1) Проявляйте упорство в разрешении конфликта

2) Уступка - признак слабости, избегайте уступок

3) Обратитесь за объективной оценкой конфликта к нейтральному человеку

4) дайте волю своим эмоциям

5) Попытайтесь посмотреть на конфликт с точки зрения другой стороны

6) Умейте прощать слабости других людей.

I. Заполнить таблицу "Плюсы и минусы конфликта», свои записи нужно объяснить.

Плюсы

Минусы

        II. Проанализировать конфликтную ситуацию на примере сказки К.И. Чуковского "Федорино горе"

Кто является участником конфликта?

  • Объект притязаний (из - за чего произошел конфликт)?
  • Внешняя позиция участников (как объясняют окружающим и самим себе причины конфликта)?
  • Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом)? 
  • Изменения в процессе развития отношений (появились ли новые участники, возникли ли конфликты в лагерях единомышленников, изменилось ли понимание конфликта)?
  • Выбранный способ разрешения конфликта (чем все закончилось)?
  •  Ваше отношение к способу разрешения конфликта.

Конфликты в межличностных отношениях. Вариант №2.

А1. Что из перечисленного относится к понятию "конфликт"?

1) столкновение противоположных интересов     2) дружеский розыгрыш

3) обсуждение фильма                                             4) спортивное состязание

А2. Переход конфликта из внутреннего состояния во внешнее действие:

1) причина              2) осознание             3) инцидент       4) посредничество

А3. Верны ли суждения о ступенях конфликта:

а) углублению конфликта будут способствовать оскорбления и грубость:

б) прерывание конфликта может способствовать его разрешению?

1) Верно только а                                 3) оба суждения верны

2) Верно только б                                 4) оба суждения не верны

А4. Верны ли суждения о способах разрешения конфликта: а) разрешая конфликт, надо быть готовым пойти на уступки, б) лучшим способом разрешения конфликта, является подчинение?

1) Верно только а                                 3) оба суждения верны

2) Верно только б                                 4) оба суждения не верны

В1. Ниже приведен перечень терминов, все они за исключением одного характеризуют понятие самообладание». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

1. Выдержка                       2. Спокойствие                 3. Невозмутимость

4. Сдержанность               5. Хладнокровие                6. Раздражение.

I. Заполнить таблицу "Плюсы и минусы конфликта», свои записи нужно объяснить.

Плюсы

Минусы

        II. Проанализировать конфликтную ситуацию на примере сказки К.И. Чуковского "Федорино горе"

Кто является участником конфликта?

  • Объект притязаний (из - за чего произошел конфликт)?
  • Внешняя позиция участников (как объясняют окружающим и самим себе причины конфликта)?
  • Внутренняя позиция участников (чего опасаются, какие истинные причины стоят за конфликтом)? 
  • Изменения в процессе развития отношений (появились ли новые участники, возникли ли конфликты в лагерях единомышленников, изменилось ли понимание конфликта)?
  • Выбранный способ разрешения конфликта (чем все закончилось)?
  •  Ваше отношение к способу разрешения конфликта.

Корней Чуковский

Федорино горе

1
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам. За лопатою метла

Вдоль по улице пошла. Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы…
2

…И помчалися по улице ножи:
«Эй, держи, держи, держи, держи, держи!»

И кастрюля на бегу
Закричала утюгу:
«Я бегу, бегу, бегу,
Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит…
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.

А за ними блюдца, блюдца —
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы — дзынь!- натыкаются,
И стаканы — дзынь!- разбиваются.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:
«Вы куда? куда? куда? куда?»…

Из окошка вывалился стол
И пошёл, пошёл, пошёл, пошёл…

А на нём, а на нём,
Как на лошади верхом,
Самоварище сидит
И товарищам кричит:
«Уходите, бегите, спасайтеся!»

3

А за ними вдоль забора
Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»

Но ответило корыто:
«На Федору я сердито!»
И сказала кочерга:
«Я Федоре не слуга!»

А фарфоровые блюдца
Над Федорою смеются:
«Никогда мы, никогда
Не воротимся сюда!»

… «Эй вы, глупые тарелки,
Что вы скачете, как белки?...
Вы в канаву упадёте,
Вы утонете в болоте.
Не ходите, погодите,
Воротитеся домой!»

Но тарелки вьются-вьются,
А Федоре не даются:
«Лучше в поле пропадём,
А к Федоре не пойдём!»

4

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»

И ответила посуда:
«Было нам у бабы худо,
Не любила нас она,
Била, била нас она,
Запылила, закоптила,
Загубила нас она!»

«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
Жить вам было нелегко!»

«Да,- промолвил медный таз,-
Погляди-ка ты на нас:
Мы поломаны, побиты,
Мы помоями облиты.
Загляни-ка ты в кадушку —
И увидишь там лягушку.
Загляни-ка ты в ушат —
Тараканы там кишат,
Оттого-то мы от бабы
Убежали, как от жабы,
И гуляем по полям,
По болотам, по лугам,
А к неряхе-замарахе
Не воротимся!»

5

И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой, горе Федоре,
Горе!

6

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.

И чайник шепнул утюгу:
«Я дальше идти не могу».

И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?»

И зарыдало корыто:
«Увы, я разбито, разбито!»

Но блюдо сказало: «Гляди,
Кто это там позади?»

И видят: за ними из тёмного бора
Идёт-ковыляет Федора.

Но чудо случилося с ней:
Стала Федора добрей.
Тихо за ними идёт
И тихую песню поёт:

«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!»

И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».

И сказала чашка:
«Ах, она бедняжка!»

И сказали блюдца:
«Надо бы вернуться!»

И сказали утюги:
«Мы Федоре не враги!»

7

Долго, долго …
Поливала, умывала.
Полоскала их она.

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»

Полетели, зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь…
А метла-то, а метла — весела —
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила.

А на белой табуреточке
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит, словно жар горит,
И пыхтит, и на бабу поглядывает:
«Я Федорушку прощаю,
Сладким чаем угощаю.
Кушай, кушай, Федора Егоровна!»