Социальная структура общества
учебно-методический материал по обществознанию
Урок обществознания для 8 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_struktura_obshchestva_.doc | 57.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ
Дата:
Класс: 8
Число обучающихся:
Присутствовали на занятии:
Предмет: обществознание
Тема занятия: «Социальная структура общества»
Тип занятия: комбинированный урок
Цели занятия (образовательная, воспитательная, развивающая):
Образовательная: познакомить с социальным устройством современного общества; характеризовать виды социальных групп;
Воспитательная: воспитывать уважение и толерантность при работе со сверстниками и при оценке умений собеседника.
Развивающая: развивать навыки работы с текстом (учебно- информационные умения), коммуникативные умения.
Формирование УУД:
Личностные действия: формирование и развитие познавательного интереса к изучению социальной структуры общества; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Регулятивные действия: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Познавательные действия: анализировать графическую информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную информацию; строить логические рассуждения, умозаключения.
Коммуникативные действия: приобретать опыт речевого общения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Этап урока | Действия преподавателя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный этап ( 3 минуты) | Приветствие учеников. Проверка присутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку. | Приветствуют учителя. Организовывают рабочее место. Демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: формирование ответственного поведение; Регулятивные: сознательная организация и регуляция своей деятельности. |
Мотивация к учебной деятельности (3 минуты) Актуализация знаний ( 1 минута) | Определение темы урока с помощью ребусов на слайде. - Для начала мы постараемся с вами разгадать ребусы, которые представлены на слайде, после чего поймем о чем будем вести наш сегодняшний разговор. Вводное слово учителя по теме: - Общество не может быть однородным. Оно всегда состоит из различных групп, в которые люди объединяются для удовлетворения потребности в совместных действиях. Отношения между людьми, возникающие в процессе их общения, совместной практической и духовной деятельности, называются социальными или общественными отношениями. | Учащиеся разгадывают ребусы, определяют тему урока. Записывают тему урока «Социальная структура общества» в тетрадь. | Личностные: формирование ответственного поведение; Коммуникативные применение правила делового сотрудничества; Регулятивные: применяют учебную задачу; Познавательные: самостоятельное определение и формулирование темы урока. |
Постановка учебной задачи (1 минута) | Учитель оглашает цели и задачи урока. - Изучая социальную структуру общества, мы узнаем, как формируются социальные группы, как происходит распределение ролей внутри групп, как возникает социальное неравенство. | Демонстрируют готовность к уроку. | Личностные: формирование ответственного поведение; Коммуникативные применение правила делового сотрудничества; Регулятивные: принимают учебную задачу; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Этап изучения нового знания ( 15 минут) | «Мозговой штурм». Учитель фиксирует ассоциации к словосочетанию «социальная структура» на доске. - Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «социальная структура»? Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «социальная структура». Учитель выдает понятие ученикам под запись. Социальная структура общества — совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. Эти группы имеют различное положение в обществе и имеют неравный доступ к социальным благам, таким, как деньги, власть, престиж. - Графическая модель общества; - Что такое «страта»? Учитель выдает материал ученикам под запись. Страта - элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединённый неким общим общественным признаком (имущественным, профессиональным или иным). Организовывает дальнейшую деятельность учащихся. - Работая с п. 1 § 13, выявите основные критерии, лежащие в основе разделения общества на страты (социальные группы). Организовывает проверку выполнения задания (фронтальный опрос). - К основным критериям разделения общества на страты относятся доход, власть, образование и престиж. Обозначает сущность каждого критерия. Говорит о социальном неравенстве в обществе. Озвучивает проблемный вопрос. - Давайте, подумаем, если люди рождаются равными, то почему в обществе сохраняется социальное неравенство? Учитель обозначает сущность и виды социальной мобильности, предлагает ученикам привести примеры. Раскрывает подтему «социальные группы», их виды и функции. Организовывает дальнейшую деятельность, предлагает ученикам с помощью пункта параграфа привести примеры социальных групп. Организовывает проверку выполнения задания (фронтальный опрос). Подводит учеников к подтеме «социальные конфликты», предлагает ученикам самостоятельно изучить данный пункт параграфа. Логически завершает изучение нового материала и озвучивает задание на закрепление. | Ученики называют ассоциации, записывают определение «социальная структура» в тетрадь. Фиксируют графические модели общества в тетрадь. Записывают понятие «страта». Выполняют задание самостоятельно в тетради. Озвучивают результаты учителю. Отвечают на поставленный учителем проблемный вопрос. Фиксируют полученную информацию по подтеме «социальная мобильность», приводят примеры. Записывают материал по подтеме «социальные группы». Выполняют учебную задачу, изучают пункт параграфа и приводят примеры социальных групп. Озвучивают результаты учителю. Самостоятельно работают с пунктом параграфа «социальные конфликты», выполняют поставленную учителем учебную задачу. | Личностные: формирование ответственного поведение; формирование умения оформлять свои мысли письменно. Коммуникативные применение правила делового сотрудничества; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: принимают учебную задачу; умение обобщать полученную информацию, делать вывод. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование определения «социальная структура»; основных критерий разделения общества на страты. |
Физминутка (2 минуты) | Предлагает ученикам провести зарядку для глаз. - Все мы родом из детства, а в детстве мы все любим сказки. И прежде чем мы будем выполнять следующее, немного сказочное задание, сядьте удобнее, расслабьтесь, выполним физминутку - зарядку для глаз. | Выполняют физминутку. | Личностные: формирование ответственного поведение; Регулятивные: принимают поставленную задачу; |
Этап закрепления пройденного материала с проверкой (фронтальный опрос) ( 7 минут) | Предлагает учащимся устно ответить на предложенные вопросы (фронтальный опрос). - 1. По каким признакам (критериям) выделяют в обществе различные страты? - 2. В чём выражается социальное неравенство? Каковы его причины? - 3. Какой процесс получил название социальной мобильности? - 4. Что способствует продвижению по социальной лестнице? - 5. Каковы основные признаки социальной группы? - 6. Назови основные виды социальных групп. - 7. Какую роль в развитии общества играют социальные конфликты? | Устно отвечают учителю. | Личностные: формирование ответственного поведение; Коммуникативные применение правила делового сотрудничества; Регулятивные: принимают учебную задачу; умение обобщать полученную информацию, делать вывод. Познавательные: самостоятельное формулирование ответов на поставленные вопросы. |
Рефлексия деятельности. (2 минуты) | Учитель предлагает устно выполнить рефлексию, чтобы сделать самоанализ. (Приложение 1). | Дети выполняют рефлексию. | Личностные: формирование адекватной самооценки; Коммуникативные применение правила делового сотрудничества; Регулятивные: принимают учебную задачу; умение видеть право на свободомыслие как важную составляющую жизни и деятельности любого человека; Познавательные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действия; выделение и осознание того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению; самостоятельное осознание уровня и качества усвоения материала. |
Подведение итогов (3 минуты) | Учитель подводит итоги занятия. Озвучивает и выставляет полученные оценки за урок. | Получают оценки за активную работу на уроке. | Личностные: формирование ответственного поведение; Регулятивные: принимают поставленную задачу; |
Домашнее задание (3 минуты) | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. - Домашним заданием является выполнение мини-проекта. Примерные темы: 1) Мой класс как социальная группа (презентация, раскрывающая некоторые признаки социальной группы). 2) Социальный портрет моей семьи (письменное сообщение о статусно-ролевых позициях членов семьи). | Фиксируют домашнее задание. | Личностные: ответственное поведение; формирование самостоятельного выбора темы. |
Приложение 1
Рефлексия
Выберите подходящий ответ, оцените свои знания, полученные на сегодняшнем уроке.
Оцените степень понимания темы:
«Знайка»-все знаю по теме
«Незнайка»- ничего не понял
«Почемучка»- все понял, но появились вопросы, на которые хотелось бы найти ответы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная структура общества
урок-новый материал. Ознакомление с понятиями социальный статус, социальная роль в обществе.Сформировать умение анализировать поведение людей с точки зрения изученных социалогических категорий....
Социальная структура общества
8 класс...
Социальная структура общества
Работа содержит полный материал для урока, в ней есть и самостоятельная раборта учащихся и объяснение учителя. Самое важное выделено курсивом и легко читается....
Особенности социальной структуры общества
Общество, являясь цельным организмом, тем не менее распадается на отдельные общественные, или социальные, группы. Их взаимодействие друг с другом определяет жизнь общества, его историю и особенности...
урок в 10 кл. Социальная структура общества.
Урок- исследование с использованием методики проблемного обучения в 10 классе....
Социальная структура общества. Положение человека в обществе.
Презентация по обществознанию. Подготовка к экзамену 9 класс....
Социальная структура общества
Презентация к уроку обществознания 10 класс под редакцией Боголюбова....