Социальная структура общества
учебно-методический материал по обществознанию

Урок обществознания для 8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnaya_struktura_obshchestva_.doc57.55 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ

Дата:

Класс: 8

Число обучающихся:

Присутствовали на занятии:

Предмет: обществознание

Тема занятия: «Социальная структура общества»

Тип занятия: комбинированный урок

Цели занятия (образовательная, воспитательная, развивающая):

Образовательная: познакомить с социальным устройством современного общества; характеризовать виды социальных групп;

Воспитательная: воспитывать уважение и толерантность при работе со сверстниками и при оценке умений собеседника.

Развивающая: развивать навыки работы с текстом (учебно- информационные умения), коммуникативные умения.

Формирование УУД:

Личностные действия: формирование и развитие познавательного интереса к изучению социальной структуры общества; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Регулятивные действия: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные действия: анализировать графическую информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную информацию; строить логические рассуждения, умозаключения.

Коммуникативные действия: приобретать опыт речевого общения; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Этап урока

Действия преподавателя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный этап

( 3 минуты)

Приветствие учеников. Проверка присутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя. Организовывают рабочее место. Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: формирование ответственного поведение;

Регулятивные: сознательная организация и регуляция своей деятельности.

Мотивация к учебной деятельности (3 минуты)

Актуализация знаний

( 1 минута)

Определение темы урока с помощью ребусов на слайде.

- Для начала мы постараемся с вами разгадать ребусы, которые представлены на слайде, после чего поймем о чем будем вести наш сегодняшний разговор.

Вводное слово учителя по теме:

- Общество не может быть однородным. Оно всегда состоит из различных групп, в которые люди объединяются для удовлетворения потребности в совместных действиях. Отношения между людьми, возникающие в процессе их общения, совместной практической и духовной деятельности, называются социальными или общественными отношениями.

Учащиеся разгадывают ребусы, определяют тему урока. Записывают тему урока «Социальная структура общества» в тетрадь.

Личностные: формирование ответственного поведение;

Коммуникативные применение правила делового сотрудничества;

Регулятивные: применяют учебную задачу;

Познавательные: самостоятельное определение и формулирование темы урока.

Постановка учебной задачи

(1 минута)

Учитель оглашает цели и задачи урока.

- Изучая социальную структуру общества, мы узнаем, как формируются социальные группы, как происходит распределение ролей внутри групп, как возникает социальное неравенство.

Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: формирование ответственного поведение;

Коммуникативные применение правила делового сотрудничества;

Регулятивные: принимают учебную задачу;

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Этап изучения нового знания

( 15 минут)

«Мозговой штурм». Учитель фиксирует ассоциации к словосочетанию «социальная структура» на доске.

- Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «социальная структура»?

Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «социальная структура». Учитель выдает понятие ученикам под запись.

Социальная структура общества — совокупность связей и отношений, в которые вступают социальные группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности. Эти группы имеют различное положение в обществе и имеют неравный доступ к социальным благам, таким, как деньги, власть, престиж.

- Графическая модель общества;

- Что такое «страта»?

Учитель выдает материал ученикам под запись.

Страта - элемент социальной структуры (социальный слой или группа), объединённый неким общим общественным признаком (имущественным, профессиональным или иным).

Организовывает дальнейшую деятельность учащихся.

- Работая с п. 1 § 13, выявите основные критерии, лежащие в основе разделения общества на страты (социальные группы).

Организовывает проверку выполнения задания (фронтальный опрос).

- К основным критериям разделения общества на страты относятся доход, власть, образование и престиж.

Обозначает сущность каждого критерия. Говорит о социальном неравенстве в обществе.

Озвучивает проблемный вопрос.

- Давайте, подумаем, если люди рождаются равными, то почему в обществе сохраняется социальное неравенство?

Учитель обозначает сущность и виды социальной мобильности, предлагает ученикам привести примеры.

Раскрывает подтему «социальные группы», их виды и функции. Организовывает дальнейшую деятельность, предлагает ученикам с помощью пункта параграфа привести примеры социальных групп.

Организовывает проверку выполнения задания (фронтальный опрос).

Подводит учеников к подтеме «социальные конфликты», предлагает ученикам самостоятельно изучить данный пункт параграфа.

Логически завершает изучение нового материала и озвучивает задание на закрепление.

Ученики называют ассоциации, записывают определение «социальная структура» в тетрадь.

Фиксируют графические модели общества в тетрадь.

Записывают понятие «страта».

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

Озвучивают результаты учителю.

Отвечают на поставленный учителем проблемный вопрос.

Фиксируют полученную информацию по подтеме «социальная мобильность», приводят примеры.

Записывают материал по подтеме «социальные группы». Выполняют учебную задачу, изучают пункт параграфа и приводят примеры социальных групп.

Озвучивают результаты учителю.

Самостоятельно работают с пунктом параграфа «социальные конфликты», выполняют поставленную учителем учебную задачу.

Личностные: формирование ответственного поведение; формирование умения оформлять свои мысли письменно.

Коммуникативные применение правила делового сотрудничества; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: принимают учебную задачу; умение обобщать полученную информацию, делать вывод.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование определения «социальная структура»; основных критерий разделения общества на страты.

Физминутка

(2 минуты)

Предлагает ученикам провести зарядку для глаз.

- Все мы родом из детства, а в детстве мы все любим сказки. И прежде чем мы будем выполнять следующее, немного сказочное задание, сядьте удобнее, расслабьтесь, выполним физминутку - зарядку для глаз.

Выполняют физминутку.

Личностные: формирование ответственного поведение;

Регулятивные: принимают поставленную задачу;

Этап закрепления пройденного материала с проверкой (фронтальный опрос)

( 7 минут)

Предлагает учащимся устно ответить на предложенные вопросы (фронтальный опрос).

- 1. По каким признакам (критериям) выделяют в обществе различные страты?

- 2. В чём выражается социальное неравенство? Каковы его причины?

- 3. Какой процесс получил название социальной мобильности?

- 4. Что способствует продвижению по социальной лестнице?

- 5. Каковы основные признаки социальной группы?

- 6. Назови основные виды социальных групп.

- 7. Какую роль в развитии общества играют социальные конфликты?

Устно отвечают учителю.

Личностные: формирование ответственного поведение;

Коммуникативные применение правила делового сотрудничества;

Регулятивные: принимают учебную задачу; умение обобщать полученную информацию, делать вывод.

Познавательные: самостоятельное формулирование ответов на поставленные вопросы.

Рефлексия деятельности.

(2 минуты)

Учитель предлагает устно выполнить рефлексию, чтобы сделать самоанализ. (Приложение 1).

Дети выполняют рефлексию.

Личностные: формирование адекватной самооценки;

Коммуникативные применение правила делового сотрудничества;

Регулятивные: принимают учебную задачу; умение видеть право на свободомыслие как важную составляющую жизни и деятельности любого человека;

Познавательные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действия; выделение и осознание того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению; самостоятельное осознание уровня и качества усвоения материала.

Подведение итогов

(3 минуты)

Учитель подводит итоги занятия. Озвучивает и выставляет полученные оценки за урок.

Получают оценки за активную работу на уроке.

Личностные: формирование ответственного поведение;

Регулятивные: принимают поставленную задачу;

Домашнее задание

(3 минуты)

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

- Домашним заданием является выполнение мини-проекта.

Примерные темы: 1) Мой класс как социальная группа (презентация, раскрывающая некоторые признаки социальной группы). 2) Социальный портрет моей семьи (письменное сообщение о статусно-ролевых позициях членов семьи).

Фиксируют домашнее задание.

Личностные: ответственное поведение; формирование самостоятельного выбора темы.

Приложение 1

Рефлексия

Выберите подходящий ответ, оцените свои знания, полученные на сегодняшнем уроке.

Оцените степень понимания темы:

«Знайка»-все знаю по теме

«Незнайка»- ничего не понял

«Почемучка»- все понял, но появились вопросы, на которые хотелось бы найти ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная структура общества

урок-новый материал. Ознакомление с понятиями социальный статус, социальная роль в обществе.Сформировать умение анализировать поведение людей с точки зрения изученных социалогических категорий....

Социальная структура общества

Работа содержит полный материал для урока, в ней есть и самостоятельная раборта учащихся и объяснение учителя. Самое важное выделено курсивом и легко читается....

Особенности социальной структуры общества

Общество, являясь цельным организмом, тем не менее распадается на отдельные общественные, или социальные, группы. Их взаимодействие друг с другом определяет жизнь общества, его историю и особенности...

урок в 10 кл. Социальная структура общества.

Урок- исследование с использованием методики проблемного обучения в 10 классе....

Социальная структура общества. Положение человека в обществе.

Презентация по обществознанию. Подготовка к экзамену 9 класс....

Социальная структура общества

Презентация к уроку обществознания 10 класс  под редакцией Боголюбова....