Рабочая программа
рабочая программа по обществознанию

Программа предназначена для внеурочного курса "Финансовая грамотность" 5-8кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx55.07 КБ

Предварительный просмотр:

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

                 для 5-8 класса

г. Черемхово, 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
  • приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически
  • грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
  • воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

 

МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: 

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом внеурочной деятельности, реализующим интересы обучающихся 5–8 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 17 часов (по 1 часу в неделю в 5, 6, 7 и 8 классе).

Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:

  • деньги, их история, виды, функции;
  • семейный бюджет;
  • экономические отношения семьи и государства;
  • человек и финансовые организации;
  • собственный бизнес.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают:

  • задачи с элементарными денежными расчётами;
  • кейсы по экономике семьи;
  • игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
  • мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.

В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной работы и работы в малых группах.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5-6 класс

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.

Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.

Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):

определять цели развития собственной финансовой грамотности и

планировать способы их достижения; осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности; выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет; обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в аналогичных ситуациях; актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;

               в сфере достижения предметных результатов:

объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека; понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков; обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях; описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.

               МОДУЛЬ 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ

Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.

Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений.

Обучающийся научится:

в         сфере         достижения         метапредметных         результатов (освоения метапредметных УУД):

называть основные источники доходов семьи; составлять задачи, требующие денежных расчётов; считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;

в сфере достижения предметных:

объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена; описывать свойства предмета, играющего роль денег; объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения; называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны; называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их примерную величину с учётом региона проживания; объяснять, как формируется семейный бюджет; подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости, товары длительного пользования, товары текущего потребления); подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи; объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.

МОДУЛЬ 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ

Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист. Личностные характеристики и установки:

осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях.

               Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов: анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи; соотносить вид страхования и его цель; рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью калькулятора на сайте страховой компании; находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;

в сфере достижения предметных результатов: описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи; объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций; объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо; описывать виды страхования; приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки; высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.

7 КЛАСС

МОДУЛЬ         1.         ЧЕЛОВЕК         И         ГОСУДАРСТВО:         КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ

Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия. Личностные характеристики и установки:

  • понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
  • осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;
  • оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.

Обучающийся научится:

 в сфере достижения метапредметных результатов:

различать прямые и косвенные налоги; считать сумму налога; проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи; высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете; находить нужную информацию на социальных порталах;

в сфере достижения предметных результатов:

объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить; называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги); приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину; перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации; называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину; приводить примеры выплат различных видов социальных пособий; высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.

МОДУЛЬ 2. УСЛУГИ ФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС

Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад. Личностные характеристики и установки:

  • понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
  • осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих услуг;
  • осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;
  • понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
  • понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.

Обучающийся научится:

в сфере достижения метапредметных результатов: отличать инвестирование от сбережения и кредитования; знать свои основные права и обязанности как потребителя; находить актуальную информацию об услугах банков; пользоваться пластиковой картой в банкомате; считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах; планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность; сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; находить и анализировать информацию о курсе валют; проводить простые расчёты с использованием валютного курса.

  • в сфере достижения предметных результатов:

перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции); объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи; объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена; называть необходимые условия для открытия своей фирмы; объяснять причины существования различных валют; называть основные мировые валюты и страны их использования; объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.

8 КЛАСС

МОДУЛЬ 1. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ СЕМЬИ

Базовые понятия и знания:

  • эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет (профицит, дефицит, личный бюджет);
  • знание видов эмиссии денег и механизмов её осуществления в современной экономике, способов влияния государства на инфляцию, состава денежной массы, структуры доходов населения России и причин её изменения в конце XX — начале XXI вв.; понимание факторов, влияющих на размер доходов, получаемых из различных источников, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; знание статей расходов и доходов семейного и личного бюджетов и способов планирования личного и семейного бюджетов. Личностные характеристики и установки:
  • понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
  • осознание роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
  • осознание влияния образования на последующую профессиональную деятельность и карьеру, а также на личные доходы;
  • понимание того, что бесконтрольные траты лишают семью возможности обеспечить устойчивую финансовую стабильность, повысить её благосостояние и могут привести к финансовым трудностям;
  • понимание различий между расходными статьями семейного бюджета и их существенных изменений в зависимости от возраста членов семьи и других факторов;
  • осознание необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

  • рассчитывать личный и семейный доход;
  • читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
  • различать личные расходы и расходы семьи;
  • планировать и рассчитывать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
  • вести учёт доходов и расходов;
  • • развивать критическое мышление.

Компетенции:

  • устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семьи;
  • использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
  • определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
  • соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
  • сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
  • оценивать свои ежемесячные расходы;
  • соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;
  • определять приоритетные траты и, исходя из этого, планировать бюджет в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
  • осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.

        МОДУЛЬ         2.         СПОСОБЫ         ПОВЫШЕНИЯ         СЕМЕЙНОГО

БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Базовые понятия и знания:

  • банк, инвестиционный фонд, страховая компания, финансовое планирование;
  • знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц, возможных норм сбережения на различных этапах жизненного цикла. Личностные характеристики и установки:
  • понимание принципа хранения денег на банковском счёте;
  • оценивание вариантов использования сбережений и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;
  • осознание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; • осознание возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Умения:

  • рассчитывать реальный банковский процент;
  • рассчитывать доходность банковского вклада и других операций;
  • анализировать договоры;
  • отличать инвестиции от сбережений;
  • сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции:

  • искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и других финансовых учреждений;
  • оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;
  • откладывать деньги на определённые цели;
  • выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; готовность         к         саморазвитию, самостоятельности         и личностному самоопределению; осознание ценности самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; проявление интереса к способам познания.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание

личной ответственности за свои поступки в мире; готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;  осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:  

овладение универсальными учебными познавательными действиями; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными действиями.

Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;

готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; способность к совместной деятельности;

овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия: владеть базовыми логическими операциями: сопоставления и сравнения, систематизации и классификации, группировки, анализа, синтеза, обобщения; владеть приемами описания и рассуждения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;  делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение.

3) работа с информацией:

      применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной  учебной задачи и заданных критериев;  выбирать,         анализировать,         систематизировать         и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;        самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение; 

2) совместная деятельность;

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

  1. самоорганизация;
  2. самоконтроль;
  3. эмоциональный интеллект;

       4) принятие себя и других. 

Предметные результаты 

Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений; формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций; формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия; формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг; формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой

активности (в том числе фишинг); формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Формы проведения занятий

Электронные

(цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1.

Введение в курс «Финансовая грамотность»

2

0

0

Выявлять         и

анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Беседа/ Дискуссия/

 Игра

 Онлайн-уроки по финансовой грамотности
для школьников  https://dni-fg.ru/#rec628789030

2.

Доходы и расходы семьи

3

0

0

Выявлять         и

анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и

проблемных задач/ Беседа/ Дискуссия/

/ Игра

 Онлайн-уроки по финансовой грамотности
для школьников  https://dni-fg.ru/#rec628789030

3.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

8

0

0

Выявлять         и

анализировать финансовую информацию. Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и

проблемных

задач / Беседа/ Дискуссия/

Проект/ Игра

 Онлайн-уроки по финансовой грамотности
для школьников  https://dni-fg.ru/#rec628789030

4.

Личное финансовое планирование, итоговое повторение

4

0

0

Выявлять         и

анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и

проблемных задач  Беседа/ Дискуссия/

Проект/ Игра

 Онлайн-уроки по финансовой грамотности
для школьников  https://dni-fg.ru/#rec628789030

  1. КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные

(цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1.

Введение в курс «Финансовая грамотность»

2

0

0

Выявлять         и

анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и

проблемных задач  Беседа/ Дискуссия/

Проект/ Игра

 Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников  https://dni-fg.ru/#rec628789030

2.

Доходы и расходы семьи

4

0

0

        Выявлять         и

анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и

проблемных задач  Беседа/ Дискуссия/

Проект/ Игра

  Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников  https://dni-fg.ru/#rec628789030

3.

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

6

0

0

        Выявлять         и

анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и

проблемных задач  Беседа/ Дискуссия/

Проект/ Игра

Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников  https://dni-fg.ru/#rec628789030

4.

Финансовые организации, итоговое повторение

5

0

0

        Выявлять         и

анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые  проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и

проблемных задач  Беседа/  Дискуссия/ Проект/ Игра

         Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников  https://dni-fg.ru/#rec628789030

 

 

  1. КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные

(цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1.

Человек и государство: как они

взаимодействуют

10

0

0

Выявлять         и

анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и

проблемных задач  Беседа/ Дискуссия/

Проект/ Игра

 Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников  https://dni-fg.ru/#rec628789030

2.

Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

4

0

0

Выявлять         и

анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и

проблемных задач  Беседа/ Дискуссия/

Проект/ Игра

Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников  https://dni-fg.ru/#rec628789030

3.

Обобщение, защита проектов

3

0

0

Выявлять         и

анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и

проблемных задач  Беседа/ Дискуссия/

Проект/ Игра

 Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников  https://dni-fg.ru/#rec628789030

 

  1. КЛАСС

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные

(цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1.

Управление денежными средствами семьи

6

0

0

Выявлять         и

анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и

проблемных задач  Беседа/ Дискуссия/

Проект/ Игра

 Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников  https://dni-fg.ru/#rec628789030

2.

Кредиты, взаимодействие с банком

6

0

0

Выявлять         и

анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и проблемных задач  Беседа/ Дискуссия/

Проект/ Игра

 Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников  https://dni-fg.ru/#rec628789030

3.

Повторение, защита проектов

5

0

0

Выявлять         и

анализировать финансовую информацию.

Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания

Решение ситуативных и проблемных задач  Беседа/ Дискуссия/

Проект/ Игра

 Онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников  https://dni-fg.ru/#rec628789030

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС

п/п

         Тема урока

Количество часов

Дата проведения занятия

Форма проведения занятия

1. 

Введение в предмет. Почему необходимо изучать финансовую грамотность?

1

 

Постановка учебной задачи

2. 

От чего зависит благосостояние семьи

1

 

Постановка учебной задачи

3. 

Доходы и расходы семьи

1

 

Постановка учебной задачи

4. 

Учимся оценивать свое финансовое поведение

1

 

Постановка учебной задачи

5. 

Риски потери денег. Как человеку защититься?

1

 

Практикум

6. 

Мини-проект «Деньги»

1

 

Защита проектов

7. 

Деньги и их виды. Функции денег

1

 

Практикум

8. 

Учимся считать семейные доходы

1

 

Практикум

9. 

Личное финансовое планирование

1

 

Мини-исследование

10.

Мини-проект «Доходы семьи»

1

 

Защита проектов

11.

Обмен и разумное потребление

1

 

Практикум

12.

Учимся считать семейные расходы

1

 

Практикум

13.

Ролевая игра «Семейный бюджет»

1

 

Игра

14.

Игра-викторина «Знатоки финансовой грамотности»

1

 

Игра

15.

Осторожно, мошенники! Как не стать жертвой финансового мошенничества.

1

 

Практикум

16.

Игра по финансовой грамотности

1

 

Занятие-игра

17.

Составление памяток по финансовой грамотности

1

 

Защита проектов

  1. КЛАСС

п/п

         Тема урока

Количество часов

Дата проведения занятия

Форма проведения занятия

1

Введение в предмет. Почему необходимо изучать финансовую грамотность?

1

 

Постановка учебной задачи

2. 

От чего зависит благосостояние семьи

1

 

Постановка учебной задачи

3. 

Виды денег: наличные и безналичные

1

 

Постановка учебной задачи

4. 

Учимся оценивать свое финансовое поведение

1

 

Постановка учебной задачи

5. 

Доходы и расходы семьи. Виды источников денежных поступлений в семье

1

 

Практикум

6. 

Мини-проект «Деньги»

1

 

Защита проектов

7. 

Финансовые риски. Расходы семьи

1

 

Практикум

8. 

Семейный бюджет. Дефицит семейного бюджета: сбережения, долги

1

 

Практикум

9. 

Исследуем доходы семьи

1

 

Мини-исследование

10.

Мини-проект «Доходы семьи»

1

 

Защита проектов

11.

Взаимодействие с государством, финансовыми организациями

1

 

Практикум

12.

Ролевая игра «Семейный бюджет»

1

 

Игра

13.

Игра-викторина «Знатоки финансовой грамотности»

1

 

Игра

14.

Мини-проект «Расходы семьи»

1

 

Защита проектов

15.

Пять простых правил, чтобы не иметь проблем с долгами

1

 

Практикум

16.

Творческое задание. Составляем памятку

1

 

Практикум

17.

А ты финансово грамотный?

1

 

Игра

  1. КЛАСС

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения занятия

Форма проведения занятия

1. 

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства

1

 

Постановка учебной задачи

2. 

Что такое налоги и почему их надо платить

1

 

Практикум

3. 

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства

1

 

Практикум

4. 

Виды налогов. Учимся считать налоги

1

 

Практикум  

5. 

Сравниваем налоги граждан разных стран

1

 

Практикум

6. 

Игра «Считаем налоги семьи»

1

 

Занятие-игра

7. 

Что такое социальные пособия и какие они бывают

1

 

Мини-исследование

8. 

Как работает налоговая служба

1

 

Практикум

9. 

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ

1

 

Практикум

10. 

Учебные мини-проекты «Налоги»

1

 

Защита проектов

11. 

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие»

1

 

Занятие-игра

12. 

Для чего нужны банки?

1

 

Практикум

13. 

Вклады и сбережения

1

 

Мини-исследование

14. 

С деньгами на ты: деловая игра

1

 

Игра

15. 

Обобщение результатов изучения модуля  

1

 

Контроль знаний

16. 

Почему нужно планировать семейный бюджет

1

 

Практикум

17. 

Финансовая грамотность-твой путь к успеху

1

 

Практикум  

  1. КЛАСС

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения занятия

Форма проведения занятия

1. 

Деньги: что это такое

1

 

Лекция-беседа/практикум

2. 

Роль денег в нашей жизни

1

 

Лекция-беседа/практикум

3. 

Какие бывают источники доходов

1

 

Лекция-беседа/практикум

4. 

Личное и финансовое планирование

1

 

Лекция-беседа/практикум

5. 

Личное и финансовое планирование

1

 

Лекция-беседа

6. 

Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы»

1

 

Защита проектов

7. 

Кредит. Виды кредитов

1

 

Лекция-беседа/практикум

8. 

Познавательная беседа «Ипотека»

1

 

Лекция-беседа/практикум

9. 

Банковские карты: риски и управление ими

1

 

Практикум

10. 

Для чего нужны финансовые организации

1

 

Лекция-беседа/практикум

11. 

Проектная деятельность

1

 

Защита проектов

12. 

Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование  

1

 

Лекция-беседа/практикум

13. 

Как уберечь себя от кибермошенников

1

 

Лекция-беседа/практикум

14. 

Представление проектов

1

 

Защита проектов

15. 

Цифровой рубль:мифы и реальность

1

 

Практиум

16. 

Тренировочные задания по финансовой грамотности

1

 

Контроль знаний

17. 

Игра «Знатоки финансовой грамотности»

1

 

Игра

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 280 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
  2. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват.

орг. — М.: ВАКО, 2018. — 160 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

  1. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8—9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 352 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).
  2. Лавренова Е.Б., Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8–9 классы

общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 60 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5– 7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 240 с. – (Учимся разумному финансовому поведению).
  2. Рязанова О.И., Липсиц И.В., Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 152 с. — (Учимся разумному финансовому поведению).

 

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 

  1. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации // https://www.cbr.ru/
  2. Сайт Федеральной налоговой службы // https://www.nalog.gov.ru/
  3. Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/ 
  4. Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация— http://www.gks.ru
  5. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» // http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/finansovaya-gramotnost/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...