Внеклассное мероприятие "Мы в ответе за свои поступки"
классный час по обществознанию (10 класс)

Подольная  Мария Юрьевна

Внеклассное мероприятие "Мы в ответе за свои поступки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_my_v_otvete_za_svoi_postupki.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

«МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ».

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

Добрый день, уважаемые гости, ребята! Рада вас видеть! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме. Сформулировать ее я попрошу вас после просмотра одной сценки. Помогут мне в этом наши волонтеры!

(СЦЕНКА С ВЕРЕВКОЙ)…

Участвуют 6 человек. Встают в круг, один ребенок в центре круга. У остальных пятерых в руках веревка. Первый ребенок говорит слова: « Все началось с того, что я перестал слушаться родителей, перестал им подчиняться, стал их обманывать». После слов одевает веревку на руку ребенку, стоящему в кругу. Следующий ребенок продолжает: «Я стал, плохо учиться, начал прогуливать уроки, обманывать учителей». И одевает веревку на вторую руку. Третий ребенок: «Связался с плохой компанией, начал курить, пить и употреблять наркотики». Одевает веревку на ногу. Четвертый ребенок: «На все это нужны были деньги, я стал заниматься хулиганством,  мелким воровством, кражами». И одевает веревку на вторую ногу. Пятый ребенок стоит за спиной и произносит слова: «И вот настал момент, когда я совершил тяжкое преступление». И одевает веревку на тело ребенку. Веревка стягивается. И в конце связанный ребенок, который стоит в центре произносит слова: «Всё. Итог. Меня ждет строгое наказание, разлука с близкими. Сломленная жизнь.» 

   Ребята как вы думаете, о чем эта сценка. Какова тема нашего разговора?  (дети отвечают)

- Верно, сегодня будем говорить  об одной  очень важной  проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.

           Поэтому тема нашего занятия «Мы в ответе за свои поступки. Правонарушения и юридическая ответственность несовершеннолетних»! 

Советский писатель Николай Островский  в романе «Как закалялась сталь» сказал такие замечательные слова "Самое дорогое у человека - это жизнь. Она

дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы,  чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…»

Сколько же людей вовремя не вспомнили, что жизнь даётся один раз! Или думали так: если она даётся один раз – надо взять от неё всё. Значит – гуляй, развлекайся, получай удовольствие.

Сколько же людей именно так загубили свои жизни, свои судьбы!

По статистике в 2022 на территории Российской Федерации   29126 преступлений было совершено несовершеннолетними, из них 284 на территории Саратовской области.

- Уже в раннем возрасте некоторые подростки, сами того не ведая, совершают такие поступки, по которым мы можем сказать, что они начинают протаптывать тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки.

- Ребята, попробуйте назвать эти поступки. ( По каким поступкам мы можем сказать, что эти ребята могут нарушить закон?)

- плохо учатся, а потом бросают школу;

- курят и выпивают;

- грубят сверстникам и взрослым;

- унижают маленьких и слабых;

- лгут, иногда даже без причины;

- стараются выяснять отношения с помощью силы;

- играют в карты на деньги;

- разрисовывают стены;

- портят школьное имущество.

Если человек сразу не встанет на путь исправления, то в дальнейшем его поступки будут носить более тяжелый характер, и он должен будет ответить за них, т.е. понести наказание.

- Работа с понятиями 

-Ребята, я предлагаю вам вспомнить основные понятия, с которыми мы сегодня будем работать…

-Вспомни, что такое правонарушение? Какие его признаки вы можете назвать?

Правонарушение — это (1) деяние, т.е. действие или бездействие, которое нарушает правовые нормы, (2) которое совершается дееспособным лицом (3) по вине этого лица, т.е. по умыслу или неосторожности, которое (4) опасно для общества, поскольку наносит вред окружающим. За правонарушение предусмотрена официальная негативная санкция — наказание.

Начать через признаки. (на рабочих листах посередине в кружке правонарушение потом от него стрелочки и их признаки)

Признаки правонарушения:

  1. Действие или бездействие;
  2. Противоправность поведения (при этом не имеет значения тот факт, что правонарушитель не знает требований закона);
  3. Виновное поведение человека;
  4. Причинение вреда обществу, государству, гражданам либо создание угрозы наступления такого вреда.
  5. совершение деяния дееспособным лицом.

Еще одним обязательным признаком правонарушения считают наличие вины. Под виной понимают психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.
Есть две формы вины: а) неосторожность и б) умысел, когда лицо действует сознательно, специально, намеренно.

- Ребята,посмотрите, пожалуйста, на слайд. Перед вами представлены следующие правонарушения. Можете ли вы их охарактеризовать и объединить по какому либо-признаку в группы?

Работа с классом: учитель зачитывает противоправные деяния, а ученики их классифицируют на проступки и преступления.

А) убийство (преступление)

Б) причинение вреда чужому имуществу (проступок)

В) похищение человека (преступление)

Г) опоздание на работу (проступок)

Д) распространение наркотиков (преступление)

Е) безбилетный проезд в общественном транспорте (проступок)

- В чем между ними разница?   (разница в опасности, которую эти деяния несут)

По степени общественной опасности правонарушения делятся на две группы:

Преступления

Проступки

Виновное, общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания

Правонарушения, которые характеризуются меньшей степенью общественной опасности:

  • административные
  • дисциплинарные
  • гражданские и т.д.

- За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит « Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».

- Индивидуальное сообщение о видах юр.ответственности. Остальные слушают и фиксируют краткие записи в рабочих листах.

Юридическая ответственность -это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния.

Существует четыре вида юридической ответственности при нарушениях:

1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом, общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

УЧИТЕЛЬ:

- Какая ответственность, по вашему мнению, является самой суровой? Почему?  

- Во сколько лет наступает уголовная ответственность? (В ОБЩЕМ ПОРЯДКЕ С 16 , В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ С 14 ЛЕТ)

- За какие преступления УО наступает с 14 лет? (РАБОТА С УК РФ)

Однако есть 20 уголовных статей, по которым ответственность наступает с 14 лет. Все они собраны в ст. 20 УК РФ: (Консультант плюс) Работа по QR коду

  • убийство (статья 105);
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111);
  • умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112);
  • похищение человека (статья 126);
  • изнасилование (статья 131);
  • насильственные действия сексуального характера (статья 132);
  • кража (статья 158);
  • грабеж (статья 161);
  • разбой (статья 162);
  • вымогательство (статья 163);
  • неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166);
  • умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167);
  • террористический акт (статья 205);
  • захват заложника (статья 206);
  • заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207);
  • хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213);
  • вандализм (статья 214);
  • хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226);
  • хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229);
  • приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

- Во сколько остальные виды юридической ответственности? (16)

- Скажите, а если правонарушение совершил подросток,  которому ещё нет 14 лет, кто будет отвечать за совершенное? (Родители, либо законные представители, а вас могут поставить на учёт в ОПДН и КДН)

- Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах полиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

.

- А какова цель наказания?

Цели наказания: восстановление справедливости, исправление нарушителя и предупреждение совершения новых преступлений.

Задание №2.

- Учитель: Сейчас вы выступите в роли юристов консультантов.

 Работа в группах. В течении 1 мин вам необходимо определить, обсудив ситуацию в микро группах, какое правонарушение совершили подростки? С какого возраста наступает ответственность за эти правонарушение? Какое наказание можно ожидать? (Учащиеся защищают свою точку зрения).

Группа 1. Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Какое правонарушение совершили подростки? К какому виду юридической ответственности они будут привлечены? Какое наказание за ним может последовать?

Ответ: Проступком их действия назвать нельзя. Скорее всего, эти ребята совершили преступление вымогательство - преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.)

Группа 2. Десятиклассники Коля, Аня, Марина, Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.

Какое правонарушение совершили подростки? (Административный проступок)

(Ответ: КоАП РФ Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах)

Группа 3.

24. 14-летний Ребров и 12-летний Кротов положили на рельсы несколько шпал и тормозных башмаков,

оставленных путейцами. Машинист тепловоза Парамонов обнаружил опасность и путем экстренного

торможения предотвратил крушение поезда. Подлежал ли уголовной ответственности Ребров и Кротов? 

Ответ. Нет, не подлежат. Кротов не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность (ст. 20

УК РФ). Ребров согласно ч. 2 ст. 20 УК РФ подлежал бы уголовной ответственности по ч. 1 ст. 267 УК РФ

приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, если бы машинист тепловоза не смог

предотвратить крушение поезда. 

24. 14-летний Ребров и 12-летний Кротов положили на рельсы несколько шпал и тормозных башмаков,

оставленных путейцами. Машинист тепловоза Парамонов обнаружил опасность и путем экстренного

торможения предотвратил крушение поезда. Подлежал ли уголовной ответственности Ребров и Кротов? 

Ответ. Нет, не подлежат. Кротов не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность (ст. 20

УК РФ). Ребров согласно ч. 2 ст. 20 УК РФ подлежал бы уголовной ответственности по ч. 1 ст. 267 УК РФ

приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, если бы машинист тепловоза не смог

предотвратить крушение поезда. 

24. 14-летний Ребров и 12-летний Кротов положили на рельсы несколько шпал и тормозных башмаков,

оставленных путейцами. Машинист тепловоза Парамонов обнаружил опасность и путем экстренного

торможения предотвратил крушение поезда. Подлежал ли уголовной ответственности Ребров и Кротов? 

Ответ. Нет, не подлежат. Кротов не достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность (ст. 20

УК РФ). Ребров согласно ч. 2 ст. 20 УК РФ подлежал бы уголовной ответственности по ч. 1 ст. 267 УК РФ

приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, если бы машинист тепловоза не смог

предотвратить крушение поезда. 

 16-летний учащийся школы Майоров, воспользовавшись невнимательностью сотрудников магазина «Перекресток» похитил с прилавка товары, на общую сумму 470 рублей. Квалифицируйте действия Майорова. К какому виду ответственности он будет привлечен? Ответ обоснуйте.

Ответ: Действия Майорова будут расценены как мелкое хищение. Он будет привлечен к административной ответственности по ст. 7.27. Кодекса РФ об административных правонарушениях (возраст Майорова – 16 лет (ст.2.3. КоАП), сумма похищенных товаров оценивается в 470 рублей, что не превышает 5 минимальных окладов).

Учитель: -Ребята, скажите, почему же люди, зная, что за правонарушениями: проступками, преступлениями  следует наказание, все равно совершают их? Назовем причины (называют по группам).

1. Доказать, что ты не трус

2. Нехватка денег в семье

3. Выделиться среди остальных

4. Покрасоваться перед девчонками

 5. Легкая нажива

6. Моральная неустойчивость

7. Плохая компания

8. Употребление алкоголя или наркотиков

9. Любопытство

10. Спор

11. Задолжал денег кому- то

12. Желание быть не хуже других

13. Гнев и раздражение

14. Собственные неудачи

15. Зависть

16. Скука

17. Давление взрослых

18. Низкая самооценка

19. Самоутверждение

20. Любовь к приключениям и т.д.

- Все правильно, причин много. Но самое важное- человека некому было остановить, помочь решить проблему.

- Что делать, если у подростка возникла какая- то проблема? Чем мы конкретно можем помочь в данных ситуациях? (Привлечь к спорту, к различным классным, общешкольным, районным мероприятиям, участвовать в районных проектах (например, по экологии)

-- Правонарушения имеют серьезные последствия как для общества, так и для личности подростка и его родителей. Воспитывать законопослушного человека очень непросто в наше время, но можно и нужно.

Задание №3.

- Важную роль в профилактике правонарушений играет правовое воспитание подрастающего поколения.

- Давайте группами создадим информационный стенд и буклеты по данной тематике и распространим их в нашей школе, ведь распространение информации- это тоже важная работа, которую мы с вами сделаем, чтобы предупредить учащихся о последствиях правонарушений. Как говорят «Предупрежден, значит вооружен».

1 группа – буклет «Правонарушения среди подростков»

2 группа – буклет «Виды юридической ответственности»

3группа – буклет «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

- У вас на столах лежат инструкции по составлению буклета, ознакомьтесь с ней и приступайте к работе.

-Молодцы! Распечатка, демонстрация буклетов.

Рефлексия.

- А сейчас вы видите в руках у меня две нити. (Нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная).

- С чем можно сравнить эти нити? (С жизнью).

- Посмотрим на прямую нить, что это может означать? (Что наша жизнь протекает легко и гладко).

- Что будет, если нить запутана? (Трудно найти концы).

- А применительно к нашей жизни?

- Представьте себе, что жизнь любого Человека- это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. И прав был Фридрих Ницше, который сказал «Каждый наш поступок продолжает создавать нас самих».

Безусловно, философ прав.

Мы делаем себя сами- каждый день и каждым действием, поэтому так важно ВСЕГДА оставаться ВЫСОКОМОРАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ И ОТВЕЧАТЬ СО СОБСТВЕННЫЕ ПОСТУПКИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы в ответе за свои поступки

Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...

Классный час по профилактике правонарушений "Мы в ответе за свои поступки"

   Данный классный час разработан для учащихся 7-8 классов с целью профилактики правонарушений, прапогандой правовых знаний,формирования навыков самостоятельного принятия. ответ...

«Мы в ответе за свои поступки»

Классный час по профилактике правонарушений...

Правовой час "Мы в ответе за свои поступки".

Занятие с учащимися, склонными к правонарушениям....

Беседа для учащихся по теме:"Мы в ответе за свои поступки".

Беседа для учащихся 7-8 классов по ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной....

Разработка внеклассного мероприятия «Мы в ответе за свои поступки»

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса....

Внеклассное мероприятие "Мы в ответе за свои поступки"

Проблема правового воспитания ребёнка остаётся актуальной в современной школе. Именно здесь происходит становление интересов и ценностных ориентаций человека. Особое внимание должно уделяться детям ср...