Программа "Информационные технологии в экономике"
элективный курс по обществознанию (10 класс)
Программа элективного курса для работы в 10-11 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_inform_i_ekonomika_posledniy_variant.doc | 371.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ЭКОНОМИКЕ»
АВТОРЫ:
УЧИТЕЛЬ ЭКОНОМИКИ
ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ
Ю. В.СКВОРЦОВА
УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
А.Е. МОКРУШИНА
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
КЭН, ДОЦЕНТ КАФ. ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ И ЭКОНОМИКЕ, ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РФ Р.С.ЛУКЬЯНОВА
НИЖНИЙ НОВГОРОД
2011 Г
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ» 12
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ» 17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В «Пояснительной записке к вопросам о проекте стандарта среднего (полного) общего образования[1]» написано:
«При разработке Стандарта был полностью учтен объективно происходящий в условиях информационного общества процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:
- быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
- получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
- принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков» .
Таким образом, при переходе на новые стандарты образования необходимы:
- Овладение приемами работы, базирующимися на ИКТ компетентности как учащимся, так и учителям.
- Использование инструментария ИКТ при изучении других дисциплин (интеграция предметов)
- Комплексная работа учителя, направленная на реализацию требований стандартов к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения.
Информатизация образования – это сложный многоуровневый процесс, который нельзя свести к снабжению школ компьютерами, электронными учебниками и подключению к Интернету. В настоящий период времени необходимо рассматривать и развивать содержательную сторону использования технических средств. Техническое обеспечение, безусловно, является важной, но лишь обеспечивающей основой процесса информатизации.
Внедрение информационных технологий в процесс преподавания всех предметов влечёт за собой необходимость повышения информационной культуры педагога, внедрения новых методов обучения с использованием компьютерных технологий в следующих направлениях:
- контроль знаний
- лабораторный практикум
- наглядность на уроке
- самообразование (сетевое взаимодействие)
- использование метода проектов на уроках
Следует заметить, что любая инновационная деятельность в образовательной сфере должна соответствовать стратегическим целям государства в области образования. Закон Российской Федерации "Об образовании" [2] в качестве основополагающих выдвинул ряд таких целей, среди которых:
- формирование системы образования, способной адаптироваться к условиям и нормам жизнедеятельности людей, к новому взаимодействию теории и практики;
- внедрение принципов развивающего обучения и методологии деятельностного подхода, превращение образования в среду освоения способов мышления и деятельности.
Использование основных программ компьютера.
Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.
1. Возможности Internet:
Несомненным требованием сегодняшнего дня для всех современных людей является высокая сетевая культура, умение использовать сеть Интернет для поиска, хранения информации, для организации эффективного взаимодействия с другими пользователями сети. Развитие Интернета за последние 2 – 5 лет в значительной степени осуществляется путем активного внедрения ряда принципов и технологий (например, сервисы Веб 2.0).
С помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:
- совместный поиск и хранение информации;
- создание и совместное использование медиа-материалов;
- совместное создание и редактирование гипертекстов;
- совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;
- совместное редактирование и использование карт и схем.
2. Возможности прикладных программ Microsoft Office:
- Microsoft Word – это программа, предназначенная для ввода и редактирования любого текста. Что дает Word? Во-первых, изготовление раздаточного материала (контрольные, самостоятельные работы, тесты и т.д.); т.е. личное задание повышает восприятие и понимание задания учащимися; во-вторых, это возможность качественно заниматься оформлением творческих работ (отчеты, проекты, рефераты и т.д.).
- Microsoft Excel – это программа для создания и обработки табличных данных, дает большие возможности построения диаграмм и графиков для визуализации и анализа числовой информации.
- Microsoft Access – программа, предназначенная для формирования баз данных.
- Microsoft Publisher – программа, предназначенная для изготовления буклетов, визиток, приглашений, календарей и т.д.
- Paint – программа для создания и редактирования изображений.
- Microsoft PowerPoint – программа для создания и редактирования мультимедийных презентаций.
Таким образом, применение новых информационных технологий на уроках экономики имеет два основных аспекта: компьютер как инструмент изучения экономики и компьютер как средство обучения экономике. Эти аспекты тесно взаимосвязаны в процессе обучения, т.к. любое общение с компьютером предполагает и то и другое.
Ожидаемые педагогические результаты:
К числу планируемых результатов освоения программы отнесены:
• личностные результаты:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
- сформированность мотивации к учению и познанию,
- ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- уметь работать с разными источниками экономической информации и использовать программы компьютера для их реализации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию
• предметные результаты:
- У школьников будет формироваться интерес к профессиям, связанным с экономикой и с использованием персонального компьютера.
- Учащиеся смогут реализовать свой интерес к выбранному курсу.
- В процессе работы над проектом у школьников будет формироваться мыслительная культура.
- Учащиеся освоят всевозможные методы решения задач, реализуемых на персональном компьютере.
- У школьников будут сформированы навыки грамотной разработки и оформления печатной работы, основные навыки создания баз данных и поиска данных в них.
- Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по экономике с использованием персонального компьютера.
Цель программы: применение ИКТ при выполнении творческих заданий, экономико-математических задач и использование метода проекта на уроках экономики.
Задачи программы:
Использовать ИКТ для:
- формирования у учащихся навыков работы с компьютером, для решения экономических заданий и экономико-математических задач;
- применения использования метода проекта на уроках;
- мотивации учащихся к изучению экономики в целом;
- освоения учащимися возможных методов решения экономико-математических задач и экономических заданий.
Программа элективного курса разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования, включая:
- обеспечение углубленного изучения экономики, математики, информатики и их интеграции;
- создание условий для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
- расширение возможностей социализации учащихся, для более эффективной адаптации выпускников школ к профессиональному самоопределению.
Новизна программы элективного курса заключается в следующем:
- основа данной программы элективного курса «Информационные технологии в экономике» - программа Плетеневой О.В, Гребеневой Г.И. «Экономика для классов не социально-экономического профиля» составленной на основе учебника Линькова А.Я.
- основное внимание уделяется этапу формализации задач и разработке информационной модели изучаемого объекта или системы, в зависимости от типа задачи моделирование проводится в системе графического редактора, текстовом или табличном процессорах.
- элективный курс апробирован в течении двух лет на базе МОУ СОШ №7 в 10-11 классах.
- программа элективного курса может быть использована для изучения отдельных тем интегрированного курса; решения задач разного уровня сложности, с недостающими или излишними данными; построением графиков и подготовки к ЕГЭ.
Кроме того, условием для успешного освоения учащимися программы элективного курса «Информационные технологии в экономике» является базовый курс экономики в соответствии с областной программой экономического образования школьников – 5-11 кл. (2002). В виду этого содержание курса экономики в программе дается на основе учебника Линькова А.Я., которое отличается от областной программы, а учебно –тематическое планирование увязывается с информационными технологиями.
Изучение информатики в рамках базового курса происходит по УМК Н.Угриновича. С 7 по 9 класс в рамках УМК изучается работа в таких приложениях как MS Paint, MS Word, MS Excel, MS Power Point. Таким образом, к десятому классу учащиеся имеют полное представление об обработке текстовой, числовой и графической информации и создании мультимедийных документов.
Представленный вариант программы элективного курса рассчитан на учащихся 10-11 классов в объеме не двух часов, а одного часа в неделю.
Диагностика результативности работы
В рамках данной программы были проведены открытые мероприятия по защите бизнес проектов с представлением презентаций в Microsoft PowerPoint, на уроках информатики в разделах «Моделирование в среде MS Excel» и «Оптимальное планирование» учащимися 10 и 11 классов выполнялись задания из данного элективного курса по построению электронных таблиц, графиков и диаграмм. Оценивались задания по обеим дисциплинам – и по экономике, и по информатике.
Формы контроля:
Текущий – проводится на каждом занятии преподавателем в соответствии с действующей системой оценок успеваемости.
Промежуточный - проводится путем проведения промежуточного тестирования, или открытых мероприятий по защите своих проектов по темам.
Итоговый – осуществляется при выполнении контрольных работ, включающих комплексные задания в виде проекта по темам интегрированного курса.
Литература
Для учителей
- ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об образовании"от 10 июля 1992 г. N 3266-1
- ЗАКОН РФ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ" от 07.02.1992 N 2300-1
- Иванов С.И. Основы экономической теории – М.: Вита-Пресс, 2007.
- Информатика. Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
- Линьков А.Я. Экономика, учебник для 10–11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2007.
- Линьков А.Я. Экономика: Практикум для учащихся 10–11 кл. - М.: Вита-Пресс, 2007.
- Лукьянова Р. С. Экономика. Система дидактических игр и творческих учебных заданий: учеб.пособие.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
- Любимов Л.Л, Раннева Н.А. Основы экономических знаний - М.: Вита-Пресс, 2000.
- Мицкевич А..А. Сборник заданий по экономике.- М.: Вита-Пресс, 2004.
- Практикум по основам экономической теории /под ред С.И. Иванова.- М.: Вита-Пресс, 2006.
- Плетенева О.В, Гребенева Г.И. Программа «Экономика для классов не социально-экономического профиля» в сборнике «Экономика. Программы для организации профильного обучения в школе». Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,10 класс.- М:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,11 класс. -М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
- Симонов И. А, Лукьянова Р.С. и др. Областная программа экономического образования школьников.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.
- Украинцева А. А. Маркетинг в вопросах и ответах: учеб. пособие.- М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
- http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/
Для учащихся
- Информатика. Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1.- М.: Бином. Лаборатория знаний, 2002.
- Линьков А.Я. Экономика, учебник для 10–11 кл. – М.: Вита-Пресс, 2007.
- Линьков А.Я. Экономика: Практикум для учащихся 10–11 кл. - М.: Вита-Пресс, 2007.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,10 класс.- М:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
- Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика,11 класс. -М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
- Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса, - 4-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
- Угринович Н. Д., Босова Л. Л., Михайлова Н. И. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса, - 4-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ»
10 класс (35 часов)
Тема 1. Предмет экономической науки. Экономические системы (3 ч)
Что изучает экономическая наука. Рациональное поведение людей в экономике.
Как люди взаимодействуют в хозяйственной деятельности. Проблема выбора.
Экономическая система. Понятие рыночной экономической системы и смешанной экономики. Граница производственных возможностей общества (КПВ).
Тема 2. Рыночная система хозяйствования (3 ч)
Субъекты рыночной экономики. Характер взаимодействия основных субъектов рынка.
Спрос и предложение. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Величина спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Проблема эластичности. Эластичность спроса и предложения. Роль проблемы эластичности для основных субъектов рынка.
Тема 3. Производитель в экономике (5 ч)
Собственность. Экономическое и юридическое понятие собственности. Основные субъекты собственности. Объект собственности.
Законодательство о собственности. Гражданский кодекс (ГК) РФ.
Суверенитет производителя. Относительный характер суверенитета производителя. Взаимодействие суверенитета производителя с частной собственностью.
Издержки производства. Виды издержек производства. Формулы расчета. Графики издержек производства.
Доходы от продажи товаров и услуг. Прибыль. Взаимосвязь доходов, прибыли и затрат. Проблема эффективности производства.
Тема 4. Потребитель в экономике (5 ч)
Право собственности граждан. Обязанности потребителя. Свобода выбора и рациональность. Суверенитет потребителя.
Полезность. Взаимосвязь полезности и спроса потребителя.
Равновесие потребителя. Избыток и дефицит потребителя. Потребительский выбор во времени.
Семья. Экономические и социальные функции семьи.
Бюджет семьи. Закон Энгеля и его практическая значимость.
Тема 5. Государственно - правовое регулирование (5 ч)
Рыночная экономика как объект воздействия права. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики.
Контроль рыночных экономических отношений. Содержание и особенности государственно – правового контроля рыночной экономики.
Цели и задачи экономической политики государства. Функции государства в рыночной экономике.
Бюджетная и налоговая системы Р.Ф. Взаимодействие бюджета и налогов.
Рыночная конкуренция. Типы рыночных структур. Антимонопольное законодательство.
Тема 6. Основы предпринимательства (4 ч)
Предпринимательство. Содержание предпринимательской деятельности и ее субъекты. Формы предпринимательства.
Коммерческие и некоммерческие организации. Особенности коммерческих и некоммерческих организаций.
Цель создания коммерческих организаций. Механизм реорганизации коммерческих организаций.
Банкротство коммерческих организаций. Условия и последствия ликвидации коммерческих организаций.
Тема 7. Менеджмент и маркетинг на предприятии (5 ч)
Менеджмент. Управление и менеджмент.
Цель менеджмента. Функции менеджеров. Распределение полномочий сотрудников фирмы.
Стили управления. Демократический, либеральный, директивный и др.
Маркетинг. Маркетинговая среда. Основные факторы макро и микро среды фирмы.
Маркетинговые исследования. Механизм разработки товаров, товарных марок , упаковок и услуг. Маркетинговые стратегии.
11 класс (35 часов)
Тема 8. Рынок труда и заработная плата (4 ч)
Понятие и основные черты рынка труда. Спрос и предложение на рынке труда.
Заработная плата. Факторы формирования заработной платы. Минимальная заработная плата. Прожиточный уровень.
Занятость и трудоустройство в РФ. Трудовой договор. Дискриминация на рынке труда.
Государственное регулирование трудовых отношений. Роль профсоюзов на рынке труда.
Тема 9. Деньги и банковская система (5 ч)
Сущность денег. Функции денег. Преимущества и недостатки различных видов денег.
Роль денег в рыночной экономике.
Банковская система. Кредитные организации и банковская деятельность. Критерии выбора банка.
Банковские операции. Их основные виды: вклады, кредиты.
Банковская прибыль. Механизм получения банковской прибыли.
Тема 10. Ценные бумаги (2 ч)
Понятие и виды ценных бумаг. Преимущества и недостатки различных видов ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг и его участники. Особенности рынка ценных бумаг.
Тема 11. Экономические и гражданские правовые споры (4 ч)
Правоохранительные органы. Функции правоохранительных органов. Их деятельность. Виды правоохранительных органов.
Экономические споры. Арбитражные суды. Функции и виды арбитражных судов.
Гражданские и правовые споры. Предмет и метод правового регулирования. Характеристика норм гражданского процессуального права.
Порядок рассмотрения споров. Особенности работы судов и комиссий.
Тема 12. Защита гражданских и трудовых прав (5 ч)
Дифференциация доходов. Защита прав собственности.
Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие чести, достоинства и деловой репутации. Право на честь, достоинство и деловую репутацию. Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации. Право на опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.
Защита прав потребителя. Закон РФ «О защите прав потребителя». Особенности работы комитета «По защите прав потребителя».
Защита прав акционеров. Проблемы защиты прав и интересов акционеров в Российской Федерации.
Защита трудовых прав граждан. Порядок и способы защиты трудовых прав граждан.
Тема 13. Мировое хозяйство (4ч)
Структура мирового хозяйства. Международная торговля. Россия на мировом рынке. Законодательный аспект экономического партнерства с другими странами.
Международная экономическая интеграция. Причины международной экономической интеграции. Слабые и сильные стороны интеграционных процессов.
Валютный рынок и его регулирование. Международные финансы.
Международное движение капитала. Экспорт предпринимательского капитала. Платежный баланс.
Тема 14. Экономика России в начале 21 века (5 ч)
Основные предпосылки и направления рыночных реформ. Специфика рыночных реформ 21 века. Их особенности, плюсы и минусы реформ.
Либерализация экономики. Внутриэкономическая и внешнеэкономическая либерализация. Современный этап либерализации экономики.
Макроэкономическая стабилизация. Тенденции и альтернативы экономической политики.
Структурные и институциональные преобразования. Термин «структурные преобразования». Особенности преобразований в России.
Реформы в социальной сфере. Предпосылки реформ. Плюсы и минусы реформ. Намеченные пути решения социальных проблем.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ»
10 класс (1 час в неделю)
№ № уроков | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся с использованием ИКТ | Практические задания к курсу |
Тема 1.Предмет экономической науки. Экономические системы | 3 | |||
1.1 | Что изучает экономическая наука. | 1 | Раскрывать специфику предмета экономика при работе с компьютером. Объяснять взаимосвязь экономической теории и хозяйственной деятельности при применении определенных программ компьютера MS Word. | |
1.2 | Экономические системы. | 1 | Построить таблицы: экономических систем и смешанной экономики в MS Word; экономического кругооборота товаров и услуг MS Word. | ПРАКТИКУМ. Упражнение 1. |
1.3 | Граница производственных возможностей общества. | 1 | Объяснять влияние факторов на форму сдвига кривой производственных возможностей с помощью MS Excel. | ПРАКТИКУМ. Задача 1. |
Тема 2. Рыночная система хозяйствования. | 3 | |||
2.1 | Субъекты рыночной экономики. | 1 | Определять основных субъектов в экономике на основе представленных данных из Интернета. | |
2.2 | Спрос и предложение, факторы на них влияющие. Рыночное равновесие. | 1 | Решать задачи в MS Excel графическим и аналитическим способом. | ПРАКТИКУМ. Задача 2 Упражнение 2. |
2.3 | Эластичность спроса и предложения. | 1 | Рассчитывать коэффициент ценовой эластичности спроса и предложения в программе MS Excel. | ПРАКТИКУМ. Задача 3 |
Тема 3 | Производитель в экономике | 5 | ||
3.1 | Собственность. | 1 | ||
3.2 | Законодательство о собственности. | 1 | Знать основные положения ГК РФ о собственности с использованием материалов Интернета. | Поиск информации в сети Интернет |
3.3 | Суверенитет производителя. | 1 | ||
3.4 | Издержки производства. | 1 | Уметь строить графики в MS Excel по основным видам издержек. | ПРАКТИКУМ. Задача 4 |
3.5 | Доходы от продажи товаров и услуг. | 1 | Понимать разницу между выручкой от продажи товаров и услуг и прибылью; уметь изображать их графически с помощью MS Excel. | |
Тема 4. | Потребитель в экономике. | 5 | ||
4.1 | Право собственности граждан. | 1 | Знать основные права и обязанности потребителей в условиях рынка с использованием материалов Интернета. | |
4.2 | Полезность. | 1 | Строить графики полезности и спроса с помощью MS Excel. | |
4.3 | Равновесие потребителя. | 1 | Графическое изображение равновесия потребителя с использованием MS Excel. | |
4.4 | Семья. | 1 | Анализ закона Энгеля на основе статистических данных Интернета и MS Excel. | |
4.5 | Бюджет семьи. | 1 | Рассчитывать бюджет семьи на конкретных примерах с использованием программы MS Excel или MS Publisher. | ПРАКТИКУМ. Ролевая дидактическая игра «Бюджет многодетной семьи» |
Тема 5. | Государственно - правовое регулирование. | 5 | ||
5.1 | Рыночная экономика как объект воздействия права. | 1 | Изучать с помощью данных из Интернета специфику рыночной экономики на современном этапе. | Поиск информации в Интернете |
5.2 | Регулирование рыночных экономических отношений. | 1 | Оценивать роль вмешательства государства в работу рыночного механизма с использованием программы MS Word. | ПРАКТИКУМ. эссе |
5.3 | Цели и задачи экономической политики государства. | 1 | Понимать специфику написания эссе по государственно правового регулирования с помощью MS Word. | |
5.4 | Бюджетная и налоговая системы Р.Ф. | 1 | Уметь анализировать бюджет на конкретных данных, полученных с государственных сайтов. | |
5.5 | Рыночная конкуренция. | 1 | ||
Тема 6. | Основы предпринимательства. | 4 | ||
6.1 | Предпринимательство. | 1 | Объяснять специфику предпринимательства и его роли в экономике на конкретных статьях и публикациях в Интернете. | Поиск информации в Интернете |
6.2 | Банкротство коммерческих организаций. | 1 | На примерах из Интернета рассмотреть особенности банкротства разных организаций. | |
6.3 | Цель создания коммерческих организаций. | 1 | Уметь работать с MS Publisher, используя различные виды публикаций. | ПРАКТИКУМ. Упражнение 3. |
6.4 | Коммерческие и некоммерческие организации. | Понимать специфику различных видов организаций на примерах из Интернета. | Презентация1. | |
Тема 7. | Менеджмент и маркетинг на предприятии. | 5 | ||
7.1 | Менеджмент.
| 1 | Объяснять сущность, цели, функции менеджера. | |
7.2 | Стили управления. | 1 | Уметь различать различные стили управления с использованием программы MS Power Point | ПРАКТИКУМ. Упражнение 4. Презентация |
7.3 | Цель менеджмента. | 1 | ||
7.4 | Маркетинг. | 1 | Понимать суть концепции маркетинга на примерах, с использованием MS Power Point | ПРАКТИКУМ. Упражнение 5. |
7.5 | Маркетинговые исследования. | 1 | Объяснять виды маркетинговых исследований и стратегий, на конкретных примерах в программе MS Power Point. | |
Обобщающий урок | 2 | |||
Резерв | 3 | |||
Всего | 35 |
11 класс (1 час в неделю)
№ № уроков | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся с использованием ИКТ | Практические задания к курсу |
Тема 8.Рынок труда и заработная плата. | 4 | |||
8.1 | Понятие и основные черты рынка труда. | 1 | Понимать основные черты рынка труда на современном этапе, иллюстрировать их с использованием презентаций MS Power Point. | ПРАКТИКУМ. Упражнение 6. |
8.2 | Заработная плата. | 1 | Анализировать изменения реальной заработной платы на конкретном примере в MS Excel. | Задача 5 |
8.3 | Занятость и трудоустройство в РФ | 1 | Объяснять значение трудового договора с помощью программы MS Word | Упражнение 6. Эссе Презентация |
8.4 | Государственное регулирование трудовых отношений. | 1 | Объяснять роль государственного регулирования трудовых отношений с помощью программы MS Word и интернет ресурсов | Интернет |
Тема 9.Деньги и банковская система. | 5 | |||
9.1 | Сущность денег. Функции денег. | 1 | Различать функции и свойства денег | |
9.2 | Роль денег в рыночной экономике. | 1 | Обосновывать роль денег в рыночной экономике. | ПРАКТИКУМ. Аналитическое задание. |
9.3 | Банковская система. | 1 | Объяснять банковскую систему на конкретных примерах, взятых из Интернета, представлять результаты в программе MS Word. | Поиск информации в Интернете |
9.4 | Банковские операции. | 1 | Рассчитывать проценты по вкладам и кредитам вкладов в MS Excel. | |
9.5 | Банковская прибыль. | 1 | Рассчитывать банковскую прибыль в MS Excel. | |
Тема 10.Ценные бумаги. | 2 | |||
10.1 | Понятие и виды ценных бумаг. | 1 | Объяснять различия в ценных бумагах, знать плюсы и минусы видов ценных бумаг. | ПРАКТИКУМ. Прогнозная эвристическая задача. |
10.2 | Рынок ценных бумаг и его участники. | 1 | На примерах котировок ценных бумаг уметь анализировать рынок ценных бумаг, представлять результаты в виде таблиц и диаграмм в MS Excel. | Интернет |
Тема11.Экономические и гражданские правовые споры. | 4 | |||
11.1 | Правоохранительные органы. | 1 | Понимать работу правоохранительных органов в гражданских правовых спорах. | Поиск информации в Интернете Практическая ситуация. |
11.2 | Экономические споры. | 1 | Уметь анализировать ситуации на конкретных примерах из Интернета. | Поиск информации в Интернете |
11.3 | Гражданские и правовые споры. | 1 | Уметь анализировать ситуации на конкретных примерах из Интернета. | Поиск информации в Интернете |
11.4 | Порядок рассмотрения споров. | 1 | Определять порядок рассмотрения споров на примерах конкретных компаний. MS Word | ПРАКТИКУМ. Задача 6 |
Тема 12.Защита гражданских и трудовых прав. | 5 | |||
12.1 | Дифференциация доходов. | 1 | Объяснять различия в уровнях доходов из статистических данных, взятых из Интернета. | Поиск информации в Интернете |
12.2 | Защита чести, достоинства и деловой репутации. | 1 | Приводить примеры нарушения прав собственности, чести, достоинства, Объяснять причины нарушений. | |
12.3 | Защита прав потребителя. | 1 | Приводить примеры нарушения прав потребителя на примерах из Интернета. | Поиск информации в Интернете |
12.4 | Защита прав акционеров. | 1 | Понимать, как можно себя защитить. Объяснять причины нарушений и приводить примеры мер по защите. | Поиск информации в Интернете |
12.5 | Защита трудовых прав граждан. | 1 | Создать буклет по защите этих прав в MS Publisher. | ПРАКТИКУМ. Упражнение 5. |
Тема 13.Мировое хозяйство. | 4 | |||
13.1 | Структура мирового хозяйства. | 1 | Объяснять на примерах статистических данных разных стран место России на мировом рынке. Понимать законодательный аспект экономического партнерства. MS Power Point | ПРАКТИКУМ. Упражнение 7. |
13.2 | Международная экономическая интеграция. | 1 | Понимать необходимость интеграции различных стран на основе данных из Интернета. | |
13.3 | Валютный рынок и его регулирование. | 1 | Понимать значение валюты и валютных курсов. Уметь пользоваться программами по переводу валюты из одной в другую. | |
13.4 | Международное движение капитала. | 1 | Оценивать конкретные торговые и платежные балансы стран из Интернета. Анализировать их в MS Excel. | Поиск информации в Интернете |
Тема 14. Экономика России в начале 21 века | 5 | |||
14.1 | Основные предпосылки и направления рыночных реформ. | 1 | Обосновывать необходимость и пути перехода России к рыночной экономике, на конкретных примерах из Интернета, | Поиск информации в Интернете |
14.2 | Либерализация экономики. | 1 | с правительственных сайтов, основываясь на выступлениях президента, министров уметь обосновывать либерализации экономики. | Поиск информации в Интернете |
14.3 | Макроэкономическая стабилизация. | 1 | Уметь видеть тенденции и альтернативы экономической политики. | |
14.4 | Структурные и институциональные преобразования. | 1 | Создавать рекламный ролик в MS Power Point. | ПРАКТИКУМ. Проект- презентация. |
14.5 | Реформы в социальной сфере. | 1 | Объяснять значение реформ в социальной сфере, приводить конкретные примеры, основываясь на конкретных данных из Интернета. | |
Обобщающий урок. | 1 | |||
Резерв времени. | 4 | |||
Всего | 35 |
ПРАКТИКУМ
10 класс
Тема 1. Предмет экономической науки. Экономические системы.
Упражнение 1. Построить экономический кругооборот товаров и услуг (графически, в рисунке, в схеме и др.) и объяснить взаимодействие всех хозяйствующих субъектов.
Задача 1. Кривая производственных возможностей (КПВ).
У фермера три поля. На первом он может вырастить либо 16 т. картофеля, либо 4 т. пшеницы; на втором – 8 т. и 3 т. соответственно, а на третьем 4 и 2 . Построить кривую производственных возможностей (КПВ) фермера, если он может засеять каждое поле в любой пропорции картофелем или пшеницей при неизменном соотношении урожайности культур.
Объяснить влияние факторов на сдвиги КПВ. Ответ обосновать и представить в виде уравнения кривой производственных возможностей.
Тема 2. Рыночная система хозяйствования.
Задача 2. Функция спроса на товар А может быть представлена в виде уравнения QD = 48-5P, а функция предложения в виде QS = 12+7P, где Р - цена товара.
Определите цену на товар А и объем продаж в условиях равновесия. Построить графики для функций QD и QS с помощью электронных таблиц.
Упражнение 2.. Покупатели и продавцы вышли на рынок некоторого товара со следующими предложениями по цене и количеству:
Покупатели | А | Б | В | Г | Д | Е |
Цена | 12 | 3 | 14 | 14,5 | 15 | 15,5 |
Количество | 5 | 3 | 5 | 2 | 4 | 1 |
Продавцы | А | Б | В | Г |
Цена | 13,5 | 14,0 | 14,5 | 15 |
Количество | 5 | 10 | 10 | 5 |
- Построить шкалы и графики спроса и предложения.
- Что можно сказать о цене равновесия?
- Как изменится точка равновесия, если на рынок А выйдут покупатели Б и Г?
- Сколько товаров приобрел каждый покупатель?
- Сколько товаров продал каждый продавец?
- Определить неудовлетворенный спрос и количество товаров, оставшихся нереализованными.
Задача 3.
Дана таблица, в которой заполнены только два столбца – цена и величина спроса.
Цена 1 кг картофеля (руб.) | Величина спроса (кг. в день) | Объём выручки (руб.) | Характер эластичности спроса | Edp |
3,0 | 70 | 210,0 |
|
|
|
|
| неэластичен | 0,48 |
3,5 | 65 | 227,5 |
|
|
|
|
| неэластичен | 0,60 |
4,0 | 60 | 240,0 |
|
|
|
|
| неэластичен | 0,74 |
4,5 | 55 | 247,5 |
|
|
|
|
| неэластичен | 0,90 |
5,0 | 50 | 250,0 |
|
|
|
|
| эластичен | 1,10 |
5,5 | 45 | 247,5 |
|
|
|
|
| эластичен | 1,35 |
6,0 | 40 | 240,0 |
|
|
|
|
| эластичен | 1,67 |
6,5 | 35 | 227,5 |
|
|
|
|
| эластичен | 2,08 |
7,0 | 30 | 210,0 |
|
|
Вычислить выручку от реализации и коэффициент эластичности по модулю, используя формулу дуговой эластичности. Рассчитать коэффициент эластичности и ее характер.
Еdp=
Задания по анализу заполненной таблицы.
- Построить кривую спроса – зависимость P(Q).
- Отметить участки эластичного и неэластичного спроса.
- Убедиться, что для линейной кривой спроса коэффициент эластичности не постоянен вдоль всей кривой, т.к. измеряется не абсолютное, а относительное изменение величины спроса в зависимости от изменения цены.
- Определить изменения объем выручки от величины спроса.
Тема 3. Производитель в экономике.
Задача 4. На основе данных в таблице, расчитать издержки, построить графики.
Q, шт. | TFC | TVC | TC | MC | AFC | AVC | ATC | TR | TPr | MPr |
0 | 300 | 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | 300 | 60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | 300 | 110 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | 300 | 160 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | 300 | 200 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | 300 | 260 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | 300 | 360 |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 | 300 | 510 |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 | 300 | 710 |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | 300 | 1060 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цена одной книжки равна 150 руб. |
Тема 4. Потребитель в экономике.
Ролевая дидактическая игра «Бюджет многодетной семьи»
Дано: многодетная семья 2 взрослых + 7 детей.
ПАПА – адвокат, МАМА – временно не работает.
СТАРШИЙ БРАТ и СТАРШАЯ СЕСРА – учащиеся колледжа.
1 и 2 брат + 1,2,3 сестра – учащиеся школы.
Вопрос задачи: определить статьи дохода и расхода многодетной семьи, рассчитать итоговую сумму и сделать анализ рационально ли расходуются денежные средства? Каждую статью дохода или расхода оформить диаграммой.
Решение задачи оформить Сборником решения финансово-экономических задач.
Алгоритм выполнения задания для каждого члена семьи:
ПАПА – выбрать профессию, определить критерии и рассчитать свою заработную плату, сообщить итоговую сумму МАМЕ. Построить диаграмму. Отпечатать на принтере свою страничку Книги. Пояснить выбор критериев, из которых складывается заработная плата. Сделать краткий анализ своих действий.
МАМА – определить статьи доходов семьи из социальных фондов, рассчитать расход на семейный отдых. Собрать статьи расходов и доходов семьи и вывести итоговую цифру бюджета семьи. Распечатать свою страничку Книги на принтере. Проанализировать полученный итоговый результат решения задачи, какие статьи расхода наиболее значимые, какие можно увеличить или уменьшить и перспективу семьи на будущее.
ДЕТИ – распределяют между собой статьи расхода семьи:
“Коммунальные платежи. Квартирная плата”.
“Хозяйственные нужды. Лекарственные средства”.
“Учебные расходы”.
“Потребление продуктов питания”.
“Приобретение одежды для членов семьи”.
“Приобретение обуви”.
“Развлекательные мероприятия”.
Каждый из ДЕТЕЙ по выполнении своей статьи расхода сообщает итоговую сумму МАМЕ. Делает диаграмму. Распечатывает на принтере свою страницу Книги. Поясняет составляющие своих таблиц. Делает краткий анализ проделанной работы по решению задачи.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
"Мама" – координатор обеих групп. "Папа" и "Дети" по выполнении своей части задачи:
- рапортуют учителю о завершении решения задачи;
- сообщают итоговую сумму своей статьи расхода или дохода "Маме" для включения в сводную таблицу "Бюджет многодетной семьи";
- по локальной сети отправляют на печать таблицу с расчетными формулами и построенными диаграммами на одном листе Книги MS Excel;
- делают краткий анализ и пояснение этапов решения своего варианта задачи.
"Мама", получив от членов семьи итоговые суммы статей доходов и расходов, выполняет следующие действия:
- формирует таблицу значений по представленным статьям расходов и доходов семьи;
- определяет параметры итоговой таблицы с учетом статей расходов и доходов семьи;
- определяет структуру записей и данных, с учетом исполненных доходов семьи из социальных фондов и проведения семейного отдыха (отпуск);
- определяет количество записей в итоговой таблице;
- заполняет таблицу расчетными формулами и необходимыми значениями;
- строит итоговую диаграмму "Бюджет многодетной семьи";
- анализирует проделанную группами работу и итоговую сумму положительного или отрицательного результата расходования средств из семейного бюджета.
Все листы Книги Бюджета многодетной семьи, созданные каждым членом группы, после согласования, коррекции совместной деятельности, решения вопросов дизайна и оформления, формируются в “Сборник финансово-экономических задач” на тему: "Бюджет многодетной семьи", выполнение титульного листа являлось домашним заданием к уроку.
Тема 5. Государственно - правовое регулирование.
Эссе
Написать эссе на одну из предложенных тем или на тему по собственному выбору.
Темы:
1.Нобходимость вмешательства государства в рыночную экономику.
2. Показатели, характеризующие социально - экономическую роль государства.
3. Экономические функции государства в рыночной экономике.
4. Особенности роли государства в переходный период российской экономики.
Тема 6. Основы предпринимательства.
Упражнение 3.
В MS Publisher создать буклет о деятельности и услугах
Презентация1.
В программе Power Point создать презентацию бизнес плана своей фирмы.
Тема 7. Менеджмент и маркетинг на предприятии.
Упражнение 4.
Задание 1.
На основе личных данных и раздаточного материала (характеристик стилей руководителя: авторитарный, демократический, либеральный) нарисовать портрет-шарж руководителя выбранного стиля.
Задание 2.
Записать методы, которыми он, на ваш взгляд, должен руководствоваться. Сомневающиеся могут нарисовать портрет своего педагога.
Задание 3.
Презентация учащимися портретов руководителей и стилей руководства.
Упражнение 5.
Задание 1.
В программе Power Point создать рекламу своего продукта, своей фирмы или предприятия.
11 класс
Тема 8. Рынок труда и заработная плата.
Упражнение 6.
Задание 1. В программе Power Point создать рекламу своей будущей профессии.
Задание 2. Презентация разработки своей будущей профессии.
Задание 3. Написать эссе на тему «Моя любимая профессия».
Задача 5.
В 1995 г. среднемесячная заработная плата в России составляла 472, 4 р. (в новом масштабе цен). В 1998 г. она выросла до 1051,4 р. За этот же период времени потребительские цены на товары и услуги выросли в 2,4 раза.
Определить изменение реальной заработной платы и проанализировать полученные данные.
Тема 9. Деньги и банковская система.
Аналитическое задание.
В программе Word проанализировать высказывания выдающихся людей о деньгах. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает содержание денег?
Не предприниматель платит зарплату – он только вручает деньги; это товар платит зарплату ( Бенджамин Франклин- ).
Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни (Генри Форд- ).
Деньги портят человека, а инфляция портит деньги (Борис Крутиер- ).
Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться (Оноре де Бальзак- ).
Деньги, конечно, не панацея, но очень хорошо помогают против бедности. Неизвестный
Тема 10. Ценные бумаги.
Прогнозная эвристическая задача.
В MS Word составить таблицу плюсов и минусов ценных бумаг.
Тема 11. Экономические и гражданские правовые споры.
Практическая ситуация.
Рассмотреть конкретную ситуацию по правовым спорам в Интернете и дать рекомендации по ее разрешению в MS Word.
Тема 12. Защита гражданских и трудовых прав.
Упражнение 5.
Создать буклет «Памятка потребителя» в MS Publisher.
Тема 13. Мировое хозяйство.
Упражнение 7.
На основе данных таблицы построить и проанализировать графики.
Структура внешней торговли России в 1998 г., %
Экспорт | Импорт | |
Продовольственное и с/х сырье | 1,3 | 28,3 |
Топливно- энергетические товары | 40,4 | 1,8 |
Химические товары и каучук | 8,6 | 15,8 |
Древесина целлюлозно - бумажная продукция | 5,4 | 4,5 |
Текстильные изделия и обувь | 1,1 | 2,7 |
Драгоценные металлы и камни | 6,0 | 0,1 |
Металлы и изделия из них | 25,8 | 4,3 |
Машины, оборудование и транспортные средства | 9,1 | 38,2 |
Другие товары | 2,3 | 4,3 |
Тема 14. Экономика России в начале 21 века.
Проект- презентация.
- Создать в MS Power Point проект на тему «Современная экономика России».
- Презентация проекта.
[1] http://standart.edu.ru/
[2] См.: Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЦЕНАРИЙ церемонии награждения победителей и призеров муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности, физической культуре, технологии, мировой художественной культуре, технологии, экологии, экономике
Материал можно использовать при проведении церемонии награждения победителей и призеров олимпиад по разным предметам, различного уровня....
Тест по технологии "Семейная экономика" мальчики 8 класс
Тест по технологии "Семейная экономика" мальчики 8 класс...
Урок технологии в 8 классе по учебнику В.Д.Симоненко Тема : Семейная экономика. Понятие «доход», «расход», «бюджет семьи». Автор: Михеева И.Н Учитель технологии МБОУ ССОШ.
Урок технологии в 8 классе по учебнику В.Д. Симоненко Тема:"Семейная экономика. Понятие "расход","доход", "бюджет семьи". Разработка урока в презентации.разработка технологической карты по изготовлени...
Интеграция и системообразующая функция образовательной области «Технология» с экономикой.
При изучении технологии требуются знания по физике, химии, биологии, математике, истории, географии, языку, экономике, экологии и т.д. в той или иной полноте их освоения и опыт познавательной деятельн...
Турнир по технологии и экономики
Внеклассное мероприятие...
Тест по технологии «Домашняя экономика»
Тест по теме «Домашняя экономика»...