статья: Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках истории и обществознания
статья по обществознанию

Cамданова Инга Борисовна

Из опыта работы "Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках истории и обществознания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках истории и обществознания

Самданова И.Б.

«РЖД» лицей №10

Учитель обществознания

Проверка знаний и умений учащихся  является одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех.

Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока. В учебном процессе мною используются следующие виды контроля: текущий, периодический или тематический, итоговый,  самостоятельная работа, дифференцированный зачет. Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке. Периодический или тематический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса. Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого-либо курса истории или обществознания. В своей работе я использую все виды контроля.

Для систематической и тематической проверки знаний (текущий контроль) на уроках истории и обществознания я применяю разные типы и формы: устные, письменные, практические, индивидуальные, фронтальные, групповые, нетрадиционные.

Каждый вид контроля несет определенную функцию. Текущий контроль  позволяет анализировать ход формирования знаний и умений,  как наиболее оперативный, динамичный процесс проверки результатов обучения, являясь эффективным средством своевременной корректировки в деятельности педагога, позволяя вносить необходимые изменения в планировании обучения и предупреждения неуспеваемости. Это дает учителю и обучающемуся возможность своевременно реагировать на недостатки, выявлять их причины и принимать необходимые меры для их устранения. 

I. Устные.

  • пересказ материала учебника;
  • описательный рассказ с опорой на наглядный образ. Например: Великие географические открытия (7 кл); Стрелецкий бунт (8 кл);

Рассказ от имени очевидца событий. Например: участник Отечественной войны 1812 (9 кл), участник декабристского восстания (9 кл).

  • Изложение фактического материала по составленному учителем плану. Например: тема «Экономическое развитие России в первой половине XVII века».

План:

  1. Рост территории.
  2. Развитие сельского хозяйства.
  3. Рост городов.
  4. Торговля.
  • Изложение материала с использованием модулей. Например: используя модуль «Революция».

1. Предпосылки революции (наличие революционной ситуации).

2. Повод.

3. Цели.

4. Движущие силы

5. Характер

6. Этапы, ход событий.

7. Итоги.

8. Историческое значение

  • При устном ответе используются задания на сравнение и сопоставление (например, сравнить архитектурные сооружения разных эпох или сравнить художественные стили).

II. Письменные.

  • Индивидуальные письменные задания. Например: дать определение понятиям, альтернативные задания, правильные утверждения отметить знаком «+» и неправильные знаком «-».  
  • Использование тестов. Особенно важно в современных условиях - условиях введения ЕГЭ. Все большее значение для проверки результатов обучения приобретают тесты - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Я применяю тесты как для текущего контроля, так и для тематического и для итогового.
  • Написание творческих сочинений - эссе по истории и обществознанию.

II. Практические.

1. Работа с документами

2. Составление таблиц

3. Составление схем

4. Составление опорных конспектов

5. Составление планов ответа

Для контроля знаний на уроках истории и обществознания я также применяю индивидуальные (дифференцированные задания для слабых и сильных учеников). Например: карточки с письменными заданиями для слабых учеников; для сильных сообщения с использованием дополнительной литературы и решение проблемных задач (7 класс. История Отечества. Почему ни Борис Годунов, ни Лжедмитрий I, ни Лжедмитрий II, ни Василий Шуйский, не смотря на наличие, многочисленных сторонников не смогли укрепить свою власть, тогда как воцарение Михаила Романова положило конец Смуте XVII?).

Использую и фронтальные методы (работа над понятиями, датами, фактическим материалом).

Применяю групповые методы, при работе над творческими заданиями (например: Экологический проект по обществознанию. 8 класс), решение проблемных задач, работа в группах, подготовка сообщений, при работе с документами.

Мною используются нетрадиционные формы контроля:

Составление и отгадывание кроссвордов. Чаще всего кроссворды используются в качестве инструмента проверки знаний, приобретенных в ходе изучения пройденного учебного материала. С помощью такого метода можно установить уровень словарного запаса ученика. Такой вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников интереса к учению. Можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы Особенно эффективно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания темы, умение четко формулировать определения понятий.

Коллективный способ проверки знаний. Например: Своя игра – повторение по теме «Социальная сфера». 11 класс. Обществознание 9 класс, урок - выборы в государственную думу 9 класс.

Следующей формой текущего контроля является самостоятельная работа.  В 5 – 6  классах, учу работать с текстом учебника. Перед чтением пункта, изучаемого параграфа, задаю вопрос, на который учащиеся отвечают после прочтения текста. Учимся составлять план (простой и сложный). Выполняем словарную работу. Дети с помощью учителя записывают значение отдельных слов в тетрадь, запоминают их значение, составляют с ними предложения. Работая с текстом учебника, учатся  выделять главное, делать анализ фактов, определять признаки и явления, на основе текста составлять таблицы, схемы; составлять описательный рассказ по рисунку и по теме.

Самостоятельная работа должна строиться с учётом индивидуально-психологических факторов и реальных возможностей каждого ученика.. Ещё одним условием для развития самостоятельной деятельности является формирование умения критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Например:

1.Методика самооценки.

2.Оценка устного ответа одноклассника.

3. Рефлексия.

Учитель: « Что нового вы узнали? Как оцениваете свою работу?»

В 7-9 классах  продолжаю развивать умения и навыки, расширяющие диапазон самостоятельности учащихся: анализ и обобщение исторических явлений, определение его значения; самостоятельное изучение параграфа или исторического документа, ориентируясь на вопросы; составление развёрнутого плана на основании текста, формулировать определения исторических, обществоведческих понятий; давать сравнительную характеристику исторических процессов; излагать вопросы темы, раздела. Основными мотивами обучения истории и обществознания в этом возрасте являются позиционно-оценочные мотивы сотрудничества и общения. Ученики стремятся занять определённую позицию в классе, самоутвердиться. На данном этапе я использую групповые методы обучения. Главные условия работы в группах: наличие проблемы, которую группы решают; комбинированная оценка - индивидуальная (домашняя) работа + работа в группе. Я не навязываю ребятам состав группы, но сообщаю чёткие требования к работе. Высокой мотивацией для учащихся в данном возрасте является возможность высказать свою точку зрения. Особенно хорошо подходит эта работа для уроков обществознания, где ребята используют свой жизненный опыт.   Например: урок обществознания в 8 классе «Человек, природа, общество».

Постановка проблемы

Человек – венец природы или звено в цепи

Первоначальные мнения: за и против.

Ребята высказывают своё мнение, приводят примеры.

Более глубокое изучение проблемы.

На данном этапе работают с раздаточным материалом, изучают мнение учёных, философов, писателей.

Окончательное мнение.

Часто к концу урока ребята меняют свою позицию.

Результат.

Схема, таблица с мнениями по этому поводу.

Изучая проблему, я не навязываю ребятам свою точку зрения, а оцениваю яркость выступления и выполнение требований к работе.

В старшем школьном возрасте с учётом обучаемости среди мотивов в обучении истории и обществознания выделяется такой как понимание социальной значимости этих предметов. Изучаем прежде всего не последовательный ряд событий, что является предметом изучения узких специалистов, а неординарных поворотных событий. При этом сначала ставится вопрос, что именно происходит, затем каким образом происходит (происходило). Сначала – общий взгляд на процесс и поворотные моменты, и только затем, в зависимости от степени необходимости, - детализация. Я стараюсь не расширять объём информации, даваемой на уроке, а учить старшеклассников самостоятельно её добывать. Создаю различные модели урока в старших классах:

   -   анализ документа;

   -   постановка вопросов, выдвижение проблем учащимися на основе документа;

   -   поиск ответов на выдвинутые вопросы;

   -   чтение текста учебника на заданную тему, рассмотрение предложенных учителем точек зрения различных учёных по данному вопросу;

   -   ученики соединяют различные элементы, делают выводы, оценивают;

   -   подведение итогов работы.

Тематическая проверка достижений учащихся по истории и обществознанию проводится в конце изучения раздела или крупной темы курса. Правильно организованная проверка дает возможность учителю увидеть результаты освоения большого объема учебного материала, достижения учеников в учебной деятельности. Результаты такой проверки позволяют сделать вывод о целесообразности или нецелесообразности перехода к изучению новой темы. В последнем случае учитель решает вопрос о способах коррекции процесса обучения (проведение дополнительных занятий по теме, организация специальных модулей повторения раннее изученного, смена приемов и форм обучения).

Тематическая проверка достижений учащихся может быть организована на повторительно-обобщающем уроке, когда могут быть использованы разные формы опроса. Вопросы и задания в ходе тематической проверки должны быть ориентированы на выявление отсроченных знаний (крупных дидактических единиц) по основным темам, важнейшим вопросам, изученным в рамках раздела, по стержневым линиям содержания. Вопросы и задания должны проверять уровень сформированности новых умений и определенных видов самостоятельной деятельности учащихся, в том числе универсальных учебных действий.

Наиболее распространенной формой тематического контроля является контрольная работа, предполагающая ответы учащихся в письменной форме. Контрольная работа позволяет получить, с одной стороны, сведения об индивидуальных достижениях учащихся, с другой — картину освоения темы в целом.

В настоящее время в рамках Учебно-методических комплексов по обществознанию предлагаются сборники контрольных работ, однако учителю важно уметь самостоятельно конструировать или отбирать вопросы и задания для контрольных работ с учетом специфики обучения его класса. Контрольная работа может включать в себя вопросы, требующие развернутых ответов, тестовые задания закрытой и открытой форм, задания на рефлексию, важно, чтобы учитель, понимал, какие знания и умения проверяются в рамках проводимой работы.

В современной практике обучения в связи с введением письменных форматов Государственной итоговой аттестации все реже в практике обучения по истории и обществознанию встречается такая форма тематического и итогового опроса, как устный зачет. Такой способ опроса позволяет оценить индивидуальные достижения учащихся в освоении большой темы или целого раздела. Функции устного зачета в обучении совпадают с функциями контрольной работы, однако он имеет главное преимущество — позволяет развивать монологическую речь учащихся, умение реагировать на «вызовы» учителя, когда последний задает дополнительные или уточняющие вопросы. Как правило, устный зачет я провожу по обществознанию в 8-9 классах, во внеурочное время, предполагает безоценочную проверку знаний и умений школьников на уровне «зачет/незачет».

Итоговая проверка достижений в обучении по истории и обществознанию проводиться в конце года с целью выявления результатов освоения отдельных курсов и этапов подготовки. Наиболее часто встречаемая форма проведения итоговой проверки — тестирование, включающее вопросы и задания за проверяемый период обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системы оценивания образовательных достижений учащихся на уроках бурятского языка

Если мы хотим развивать у ученика умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать себя, находить и исправлять свои ошибки, избавить его от страха перед школьным контролем и о...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

В  условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках истории

В своей работе я использую различные формы и методы оценивания:стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, наблюдение, самооценка.В уче...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках химии

Совершенствование общего среднего образования направлено на переориентацию процесса обучения на развитие личности ученика, обучение его самостоятельно овладевать новыми знаниями. Современный молодой ч...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках информатики

Оценивание  - это не единичное событие, а постоянный процесс. Оценивание, включенное в учебную тему, позволяет получать больше информации о потребностях обучающихся и корректировать процесс ...

Система оценивания образовательных достижений учащихся на уроках русского языка и литературы

В  условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания. Теперь оценивание долж...