Инфляция и семейная экономика. 8 класс
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inflyatsiya_pourochnyy_8_kl.docx | 401.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Инфляция и семейная экономика. 8 класс Учитель Донгак С.Н.
Тип урока: открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цели урока:
Освоение системы знаний по теме инфляция.
Образовательная: изучить понятия: закон обмена, инфляция ее виды и типы.
Обучающая: способствовать овладению навыком поиска нужной информации в источниках различного типа, работе с источниками различных типов, формированию умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
Воспитательная: воспитывать уважение к труду, своему и одноклассников, чувства коллективизма.
Обязательный минимум: виды, причины, последствия инфляции.
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.
Требования к уровню подготовки: уметь описывать инфляцию, объяснять виды инфляции. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации, оценки собственных действий в качестве потребителя.
Педагогические приёмы: беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа с таблицей, обсуждение, работа в парах, практические навыки, работа с эталоном на доске, рассказ, инструктаж.
Структура урока обретения новых знаний
- Мотивационный этап.
- Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
- Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
- Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
- Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
- Первичное закрепление нового знания.
- Самостоятельная работа и проверка по эталону.
- Включение в систему знаний и умений.
- Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.
Ход урока
1. Оргмомент – 30 сек. (приветствие)
2. Мотивация – 4 мин.
Аукцион
Показать деньги – что это?
Показать ручку – а это?
Как они связаны? (на деньги покупают ручку)
Молодцы, вы заслужили эти деньги (раздает). Теперь представьте, что у вас нет ручек и вам срочно нужна ручка чтобы писать, а тут как раз ручку продаю. Но только одну и кто предложит больше, тот и возьмет. Ну? (предлагают цены)
Хорошо, что только что произошло в процессе? (рост цены) Верно. А если я напечатаю еще и раздам всем, что произойдет? (еще больше цены вырастут). И как это называется в народе? (Жульничество) Синоним этого слова? (Надувательство) По-английски это называется инфлейшн т.е. инфляция. Вот это сегодня будет темой нашего урока. А цель нашего урока какая будет? (Что такое инфляция?)
3. Актуализация – 4 мин.
Итак, ручка стоимостью 15 рублей была продана за ____ рублей. То, что произошло называется ростом цен на товары и услуги без повышения качества. Запишем.
Теперь смотрим на доску (1 слайд), что скажете? (ответы)
Молодцы! Смотрим дальше (2,3,4 слайды), что тут у нас видим? (ответы) Верно. Возникает вопрос (слайд 5) – Почему так быстро растут цены и как нам защититься от роста цен?
Кстати, вы заметили ведь, что цены растут не только у меня, но и везде в стране? Давайте это выясним!
Предлагаю построить изучение темы по следующему плану:
1. Причины инфляции
2. Скорость инфляции
3. Способы сбережения денег
4. Банковские услуги
4. Усвоение новых знаний – 7 мин.
Эти вопросы на протяжении, пожалуй, всего 20 века были в центре внимания экономической науки. Поначалу причиной инфляции считали повсеместный переход к бумажным деньгам. Как вы думаете, что было главным аргументом? (Что такие деньги можно напечатать в любом количестве.)
Однако после того, как во многих странах эмиссия была взята под контроль, инфляция не исчезла. И тогда экономическая наука взялась за более глубокие исследования и установила, что у инфляции есть несколько причин, и она бывает разной. Я предлагаю вам поработать со схемами.
Каждая пара попробует объяснить схему так, как ее понимает. (5 минут.)
Из-за чего возникает инфляция?
И спроса, И затрат.
После работы в группах обсуждаем ответы на вопросы, и записываем в тетрадь виды инфляции: инфляция спроса и инфляция затрат.
Спрос больше предложения, а это ведет к росту цен. Экономисты называют такую ситуацию инфляцией спроса и любят описывать фразой: «Слишком много денег охотиться за слишком малым количеством товаров и услуг».
Цены растут из-за удорожания ресурсов для производства потребительских товаров.
Хорошо, а теперь давайте выясним с какой скоростью инфляция растет на практике. Возьмите эти задания поработать с текстами, характеризующими различные типы инфляции в зависимости от ее темпов. (Приложение 1) Заодно кстати, давайте проведем мини-опрос гостей наших по поводу нашей темы.
Итак ребята, причины мы выяснили и поняли, что инфляция будет всегда в нынешних условиях. Но теперь осталось полдела, подготовить варианты сберечь наши деньги перед инфляцией. Быстро запишем варианты на доске с каждой группы. Но перед этим давайте проведем разминку.
Физминутка – 1 мин.
5. Формы сбережения граждан (индивидуальные сообщения учащихся) 10 мин.
- Разработка проекта плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
Каким же образом семья может поддерживать в условиях инфляции уровень своих доходов?
Формы сбережения граждан.
Сбережения - часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.
Почему семьи создают сбережения? Сбережения нужны многим людям, чтобы реализовать в будущем свои планы.
Некоторые предпочитают хранить деньги дома, но это опасно и невыгодно, так как ценность денег из-за высокой инфляции постоянно утрачивается. Какой же способ сбережения выбрать, чтобы не только сохранить деньги, но и преумножить их?
Способы сбережения:
- Размещение денег на счете в банке (Процент - цена, уплачиваемая собственнику денег за использование заемных средств в течение определенного времени)
- Приобретение недвижимости
- Покупка ювелирных украшений, драгоценных металлов, произведений искусства или недорогих объектов недвижимости
- Страхование жизни, здоровья, имущества
- Вложения в бизнес, создание собственного дела или присоединить свою долю к коллективному предпринимательскому проекту. Однако это дело рискованное, далеко не всем по силам и требует, как правило, немалых средств.
6. Банковские услуги (5 мин). Ребята, из предложенных вариантов сбережения какой наиболее доступен гражданам нашей республики и вам в частности? Верно, банковские сбережения. Давайте изучим поподробнее основы банковских услуг.
Самостоятельная работа с текстом, составление кластера по материалу, с последующим ответом у доски. Срочные
личные займы
потребительский кредит
7. Закрепления новых знаний
Хорошо, теперь ребята, поскольку большинство из вас выбрало недавно обществознание в качестве выпускного выборочного ОГЭ, мы поработаем над подготовкой к предстоящим переводным экзаменам в форме ОГЭ, ибо кто предупрежден, тот вооружен.
Возьмите задания и выполните их, затем проведите самопроверку
8. Подведение итогов
- Что нового вы сегодня узнали?
- Дайте определение - что такое инфляция?
- Назовите причины возникновения инфляции.
- Назовите виды инфляции.
- Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?
Оценивается работа учеников на уроке, и выставляются отметки в журнал.
9. Домашнее задание
Обсудить с родителями, как инфляция за прошлый год повлияла на реальные доходы вашей семьи.
Какие меры могут минимизировать потери семьи от инфляции?
Ответить на вопросы к данной теме - В классе и дома.
10. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, и нарисуйте на доске смайлик «хорошо поработал и узнал много нового», «хорошо поработал, но…», «мог бы работать еще лучше».
Приложение 1.
Перед вами определения видов инфляции по скорости роста и выдержки из различных источников, определите, о каком виде инфляции идет речь в каждом из них.
Гиперинфляция – разновидность инфляции, характеризующаяся чрезвычайно быстрым (более чем на 1000% в год) ростом цен и увеличением денежной массы, выпускаемой государством в обращение. Гиперинфляция ведет к резкому обесцениванию денег, нарушению нормальных хозяйственных связей и пропорций развития промышленности, усиливает спекуляцию.
Ползучая инфляция – цены растут менее чем на 10 % в год, покупательная способность денег практически сохраняется.
Галопирующая инфляция – рост цен происходит скачкообразно и стремительно – 20-100% в год.
- Ремарк Э.М. Черный обелиск. М.: ООО Издательство АСТ. 2003
А что произошло еще? – осведомляется он.
– Ничего. Клиентов не было. Но я вынужден настоятельно просить о повышении моего оклада.
– Опять? Ведь тебе только вчера повысили!
– Не вчера. Сегодня утром в девять часов. Какие-то несчастные восемь тысяч марок! И все-таки в девять утра это было еще кое-что. А потом объявили новый курс доллара, и я теперь уже не могу на них купить даже галстук, только бутылку дешевого вина. А мне необходим именно галстук.
– Сколько же стоит доллар сейчас?
– Сегодня в полдень он стоил тридцать шесть тысяч марок! А утром всего тридцать тысяч!
Георг Кроль рассматривает свою сигару.
– Уже тридцать шесть тысяч! Дело идет быстрее кошачьего романа! Чем все это кончится?
– Всеобщим банкротством, господин фельдмаршал, – отвечаю я. – А пока надо жить. Ты денег принес?
– Только маленький чемоданчик с запасом на сегодня и завтра. Тысячные и стотысячные билеты и даже несколько пачек с милыми старыми сотенными. Около двух с половиной кило бумажных денег. Инфляция растет такими темпами, что государственный банк не успевает печатать денежные знаки. Новые банкноты в сто тысяч выпущены всего две недели назад, а теперь скоро выпустят бумажки в миллион. Когда мы будем считать на миллиарды?
- Темпы инфляции в Зимбабве достигли невиданных 100 тыс. процентов в год, сообщило накануне Центральное статистическое управление этой страны. Согласно данным управления, по состоянию на январь 2008 года инфляция в годовом исчислении составила 100 тыс. 580 процентов.
Инфляция в Зимбабве растет астрономическими темпами, еще на декабрь 2007 года ее показатель равнялся 66 тыс. 212 процентов. Однако 100 тыс. процентов — всего лишь средний уровень, цены на продовольствие и безалкогольные напитки за год выросли на 105,4 тыс. процентов. Профсоюзы считают, что власти занижают истинные показатели, которые на самом деле превышают 150 тыс. процентов. http://www.rosinvest.com/news/381185/ - Инфляция в России за неделю с 22 по 28 декабря 2009 года была нулевой, с начала месяца составила 0,4%, с начала года – 8,8%. Об этом сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
- Как сообщалось, в апреле 2008 года потребительские цены в Украине повысились на 3,1%.В январе-апреле инфляция составила 13,1%. По сравнению с апрелем 2007 года в апреле 2008 инфляция выросла на 30,2%.По росту цен Украина обогнала Россию в два раза. По материалам: УНИАН
Анкета опроса граждан для доклада на уроке обществознания
- Оцените пожалуйста ваши доходы или доходы семьи
- Денег хватает только на приобретение продуктов питания
- Достаточно для приобретения продуктов и одежды, но на более крупные покупки приходится откладывать
- Покупка товаров длительного пользования (телевизор, стиралка) не вызывает трудностей, однако купить дом не можем
- Достаточно чтобы ни в чем себе не отказывать
- Какая у нас инфляция за год по вашим ощущениям?
- Умеренная 5-10%
- Галопирующая 50%
- Высокая 100%
- Сверхвысокая 1000% (гиперинфляция)
- Как вы считаете, стоит ли ожидать ускорения инфляции в этом году?
- Конечно стоит, ситуация слишком неопределенная
- Определенно стоит, но ситуация контролируемая и ускорения не будет
- Вряд ли, дефицита в товарах не видно
- Сомневаюсь, цены растут всегда, правительство повысит зарплату
Анкета опроса граждан для доклада на уроке обществознания
- Оцените пожалуйста ваши доходы или доходы семьи
- Денег хватает только на приобретение продуктов питания
- Достаточно для приобретения продуктов и одежды, но на более крупные покупки приходится откладывать
- Покупка товаров длительного пользования (телевизор, стиралка) не вызывает трудностей, однако купить дом не можем
- Достаточно чтобы ни в чем себе не отказывать
- Какая у нас инфляция за год по вашим ощущениям?
- Умеренная 5-10%
- Галопирующая 50%
- Высокая 100%
- Сверхвысокая 1000% (гиперинфляция)
- Как вы считаете, стоит ли ожидать ускорения инфляции в этом году?
- Конечно стоит, ситуация слишком неопределенная
- Определенно стоит, но ситуация контролируемая и ускорения не будет
- Вряд ли, дефицита в товарах не видно
- Сомневаюсь, цены растут всегда, правительство повысит зарплату
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку финансовой грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика"
Урок финансовй грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика" (УМК Боголюбова Л.Н.). Соответствует ФГОС...
Инфляция и семейная экономика
Цель:рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между экономическими агентами; проанализировать функции сбережений в современном обществе; рассмотреть понятие потреб...
Потребление. Инфляция и семейная экономика. 8 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Потребление. Инфляция и семейная экономика. 8 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ...
Инфляция и семейная экономика
Презентация для интерактивной доски по теме "Инфляция и семейная экономика". По учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, 8 класс...
Методическая разработка урока "Инфляция и семейная экономика"
Методическая разработка урока на тему "Инфляция и семейная экономика "составлена в рамках Государственного проекта "Содействие повышения уровня финансовой грамотности насел...
конспект урока обществознания в 8 классе по теме "Инфляция и семейная экономика"
Данный материал можно использовать при изучении темы "Инфляция и семейная экономика" в 8 классе...
Инфляция и семейная экономика. Урок-практикум
Уроки – практикумы, помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения, тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствуют прочному, н...