Инфляция и семейная экономика. 8 класс
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

 Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inflyatsiya_pourochnyy_8_kl.docx401.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Инфляция и семейная экономика. 8 класс Учитель Донгак С.Н.  

Тип урока: открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели урока:

Освоение системы знаний по теме инфляция.

Образовательная: изучить понятия: закон обмена, инфляция ее виды и типы.

Обучающая: способствовать овладению навыком поиска нужной информации в источниках различного типа, работе с источниками различных типов, формированию умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

Воспитательная: воспитывать уважение к труду, своему и одноклассников, чувства коллективизма.

Обязательный минимум: виды, причины, последствия инфляции.

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Требования к уровню подготовки: уметь описывать инфляцию, объяснять виды инфляции. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации, оценки собственных действий в качестве потребителя.

Педагогические приёмы: беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа с таблицей, обсуждение, работа в парах, практические навыки, работа с эталоном на доске, рассказ, инструктаж.

Структура урока обретения новых знаний

  1. Мотивационный этап.
  2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  4. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  5. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  6. Первичное закрепление нового знания.
  7. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  8. Включение в систему знаний и умений.
  9. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Ход урока

1. Оргмомент – 30 сек. (приветствие)

2. Мотивация – 4 мин.

Аукцион

Показать деньги – что это?

Показать ручку – а это?

Как они связаны? (на деньги покупают ручку)

Молодцы, вы заслужили эти деньги (раздает). Теперь представьте, что у вас нет ручек и вам срочно нужна ручка чтобы писать, а тут как раз ручку продаю. Но только одну и кто предложит больше, тот и возьмет. Ну? (предлагают цены)

Хорошо, что только что произошло в процессе? (рост цены) Верно. А если я напечатаю еще и раздам всем, что произойдет? (еще больше цены вырастут). И как это называется в народе? (Жульничество) Синоним этого слова? (Надувательство) По-английски это называется инфлейшн т.е. инфляция. Вот это сегодня будет темой нашего урока. А цель нашего урока какая будет? (Что такое инфляция?)

3. Актуализация – 4 мин.

Итак, ручка стоимостью 15 рублей была продана за ____ рублей. То, что произошло называется ростом цен на товары и услуги без повышения качества. Запишем.

Теперь смотрим на доску (1 слайд), что скажете? (ответы)

Молодцы! Смотрим дальше (2,3,4 слайды), что тут у нас видим? (ответы) Верно. Возникает вопрос (слайд 5) – Почему так быстро растут цены и как нам защититься от роста цен?

Кстати, вы заметили ведь, что цены растут не только у меня, но и везде в стране? Давайте это выясним!

Предлагаю построить изучение темы по следующему плану:

1.        Причины инфляции

2.        Скорость инфляции

3.        Способы сбережения денег

4.            Банковские услуги

4. Усвоение новых знаний – 7 мин.

Эти вопросы на протяжении, пожалуй, всего 20 века были в центре внимания экономической науки. Поначалу причиной инфляции считали повсеместный переход к бумажным деньгам. Как вы думаете, что было главным аргументом? (Что такие деньги можно напечатать в любом количестве.)

Однако после того, как во многих странах эмиссия была взята под контроль, инфляция не исчезла. И тогда экономическая наука взялась за более глубокие исследования и установила, что у инфляции есть несколько причин, и она бывает разной. Я предлагаю вам поработать со схемами.

Каждая пара попробует объяснить схему так, как ее понимает. (5 минут.)

Из-за чего возникает инфляция?

И спроса, И затрат.

После работы в группах обсуждаем ответы на вопросы, и записываем в тетрадь виды инфляции: инфляция спроса и инфляция затрат.

Спрос больше предложения, а это ведет к росту цен. Экономисты называют такую ситуацию инфляцией спроса и любят описывать фразой: «Слишком много денег охотиться за слишком малым количеством товаров и услуг».

Цены растут из-за удорожания ресурсов для производства потребительских товаров.

Хорошо, а теперь давайте выясним с какой скоростью инфляция растет на практике. Возьмите эти задания поработать с текстами, характеризующими различные типы инфляции в зависимости от ее темпов. (Приложение 1) Заодно кстати, давайте проведем мини-опрос гостей наших по поводу нашей темы.

Итак ребята, причины мы выяснили и поняли, что инфляция будет всегда в нынешних условиях. Но теперь осталось полдела, подготовить варианты сберечь наши деньги перед инфляцией. Быстро запишем варианты на доске с каждой группы. Но перед этим давайте проведем разминку.

Физминутка – 1 мин.

5. Формы сбережения граждан (индивидуальные сообщения учащихся) 10 мин.

  • Разработка проекта плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Каким же образом семья может поддерживать в условиях инфляции уровень своих доходов?

Формы сбережения граждан. 

Сбережения - часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление.

Почему семьи создают сбережения? Сбережения нужны многим людям, чтобы реализовать в будущем свои планы.

Некоторые предпочитают хранить деньги дома, но это опасно и невыгодно, так как ценность денег из-за высокой инфляции постоянно утрачивается. Какой же способ сбережения выбрать, чтобы не только сохранить деньги, но и преумножить их?

Способы сбережения:

  1. Размещение денег на счете в банке (Процент - цена, уплачиваемая собственнику денег за использование заемных средств в течение определенного времени)
  2. Приобретение недвижимости
  3. Покупка ювелирных украшений, драгоценных металлов, произведений искусства или недорогих объектов недвижимости
  4. Страхование жизни, здоровья, имущества
  5. Вложения в бизнес, создание собственного дела или присоединить свою долю к коллективному предпринимательскому проекту. Однако это дело рискованное, далеко не всем по силам и требует, как правило, немалых средств.

6.    Банковские услуги (5 мин). Ребята, из предложенных вариантов сбережения какой наиболее доступен гражданам нашей республики и вам в частности? Верно, банковские сбережения. Давайте изучим поподробнее основы банковских услуг.

Самостоятельная работа с текстом, составление кластера по материалу, с последующим ответом у доски. Срочные

личные займы

потребительский кредит

7. Закрепления новых знаний

Хорошо, теперь ребята, поскольку большинство из вас выбрало недавно обществознание в качестве выпускного выборочного ОГЭ, мы поработаем над подготовкой к предстоящим переводным экзаменам в форме ОГЭ, ибо кто предупрежден, тот вооружен.

Возьмите задания и выполните их, затем проведите самопроверку

8. Подведение итогов

  • Что нового вы сегодня узнали?
  • Дайте определение - что такое инфляция?
  • Назовите причины возникновения инфляции.
  • Назовите виды инфляции.
  • Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?

Оценивается работа учеников на уроке, и выставляются отметки в журнал.

9. Домашнее задание

Обсудить с родителями, как инфляция за прошлый год повлияла на реальные доходы вашей семьи.

Какие меры могут минимизировать потери семьи от инфляции?

Ответить на вопросы к данной теме - В классе и дома.

10. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, и нарисуйте на доске смайлик «хорошо поработал и узнал много нового», «хорошо поработал, но…», «мог бы работать еще лучше».

Приложение 1.

Перед вами определения видов инфляции по скорости роста и выдержки из различных источников, определите, о каком виде инфляции идет речь в каждом из них.

Гиперинфляция – разновидность инфляции, характеризующаяся чрезвычайно быстрым (более чем на 1000% в год) ростом цен и увеличением денежной массы, выпускаемой государством в обращение. Гиперинфляция ведет к резкому обесцениванию денег, нарушению нормальных хозяйственных связей и пропорций развития промышленности, усиливает спекуляцию.

Ползучая инфляция – цены растут менее чем на 10 % в год, покупательная способность денег практически сохраняется.

Галопирующая инфляция – рост цен происходит скачкообразно и стремительно – 20-100% в год.

  1. Ремарк Э.М. Черный обелиск. М.: ООО Издательство АСТ. 2003

А что произошло еще? – осведомляется он.

 – Ничего. Клиентов не было. Но я вынужден настоятельно просить о повышении моего оклада.

 – Опять? Ведь тебе только вчера повысили!

 – Не вчера. Сегодня утром в девять часов. Какие-то несчастные восемь тысяч марок! И все-таки в девять утра это было еще кое-что. А потом объявили новый курс доллара, и я теперь уже не могу на них купить даже галстук, только бутылку дешевого вина. А мне необходим именно галстук.

 – Сколько же стоит доллар сейчас?

 – Сегодня в полдень он стоил тридцать шесть тысяч марок! А утром всего тридцать тысяч!

 Георг Кроль рассматривает свою сигару.

 – Уже тридцать шесть тысяч! Дело идет быстрее кошачьего романа! Чем все это кончится?

 – Всеобщим банкротством, господин фельдмаршал, – отвечаю я. – А пока надо жить. Ты денег принес?

 – Только маленький чемоданчик с запасом на сегодня и завтра. Тысячные и стотысячные билеты и даже несколько пачек с милыми старыми сотенными. Около двух с половиной кило бумажных денег. Инфляция растет такими темпами, что государственный банк не успевает печатать денежные знаки. Новые банкноты в сто тысяч выпущены всего две недели назад, а теперь скоро выпустят бумажки в миллион. Когда мы будем считать на миллиарды?

  1. Темпы инфляции в Зимбабве достигли невиданных 100 тыс. процентов в год, сообщило накануне Центральное статистическое управление этой страны. Согласно данным управления, по состоянию на январь 2008 года инфляция в годовом исчислении составила 100 тыс. 580 процентов.
    Инфляция в Зимбабве растет астрономическими темпами, еще на декабрь 2007 года ее показатель равнялся 66 тыс. 212 процентов. Однако 100 тыс. процентов — всего лишь средний уровень, цены на продовольствие и безалкогольные напитки за год выросли на 105,4 тыс. процентов. Профсоюзы считают, что власти занижают истинные показатели, которые на самом деле превышают 150 тыс. процентов.
    http://www.rosinvest.com/news/381185/
  2. Инфляция в России за неделю с 22 по 28 декабря 2009 года была нулевой, с начала месяца составила 0,4%, с начала года – 8,8%. Об этом сообщает Федеральная служба государственной статистики (Росстат).
  3. Как сообщалось, в апреле 2008 года потребительские цены в Украине повысились на 3,1%.В январе-апреле инфляция составила 13,1%. По сравнению с апрелем 2007 года в апреле 2008 инфляция выросла на 30,2%.По росту цен Украина обогнала Россию в два раза. По материалам: УНИАН

Анкета опроса граждан для доклада на уроке обществознания

  1. Оцените пожалуйста ваши доходы или доходы семьи
  1. Денег хватает только на приобретение продуктов питания
  2. Достаточно для приобретения продуктов и одежды, но на более крупные покупки приходится откладывать
  3. Покупка товаров длительного пользования (телевизор, стиралка) не вызывает трудностей, однако купить дом не можем
  4. Достаточно чтобы ни в чем себе не отказывать
  1. Какая у нас инфляция за год по вашим ощущениям?
  1. Умеренная 5-10%
  2. Галопирующая 50%
  3. Высокая 100%
  4. Сверхвысокая 1000% (гиперинфляция)
  1. Как вы считаете, стоит ли ожидать ускорения инфляции в этом году?
  1. Конечно стоит, ситуация слишком неопределенная
  2. Определенно стоит, но ситуация контролируемая и ускорения не будет
  3. Вряд ли, дефицита в товарах не видно
  4. Сомневаюсь, цены растут всегда, правительство повысит зарплату

Анкета опроса граждан для доклада на уроке обществознания

  1. Оцените пожалуйста ваши доходы или доходы семьи
  1. Денег хватает только на приобретение продуктов питания
  2. Достаточно для приобретения продуктов и одежды, но на более крупные покупки приходится откладывать
  3. Покупка товаров длительного пользования (телевизор, стиралка) не вызывает трудностей, однако купить дом не можем
  4. Достаточно чтобы ни в чем себе не отказывать
  1. Какая у нас инфляция за год по вашим ощущениям?
  1. Умеренная 5-10%
  2. Галопирующая 50%
  3. Высокая 100%
  4. Сверхвысокая 1000% (гиперинфляция)
  1. Как вы считаете, стоит ли ожидать ускорения инфляции в этом году?
  1. Конечно стоит, ситуация слишком неопределенная
  2. Определенно стоит, но ситуация контролируемая и ускорения не будет
  3. Вряд ли, дефицита в товарах не видно
  4. Сомневаюсь, цены растут всегда, правительство повысит зарплату


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку финансовой грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика"

Урок финансовй грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика" (УМК Боголюбова Л.Н.). Соответствует ФГОС...

Инфляция и семейная экономика

Цель:рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между экономическими агентами; проанализировать функции сбережений в современном обществе; рассмотреть понятие потреб...

Потребление. Инфляция и семейная экономика. 8 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Потребление. Инфляция и семейная экономика. 8 класс ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ...

Инфляция и семейная экономика

Презентация для интерактивной доски по теме "Инфляция и семейная экономика". По учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, 8 класс...

Методическая разработка урока "Инфляция и семейная экономика"

Методическая разработка  урока на тему "Инфляция и семейная экономика "составлена в рамках Государственного проекта "Содействие повышения уровня финансовой грамотности насел...

конспект урока обществознания в 8 классе по теме "Инфляция и семейная экономика"

Данный материал можно использовать при изучении темы "Инфляция и семейная экономика" в 8 классе...

Инфляция и семейная экономика. Урок-практикум

Уроки – практикумы, помимо решения своей специальной задачи - усиления практической направленности обучения,  тесным образом связаны с изученным материалом, а также способствуют прочному, н...