Конспекты 3
план-конспект занятия по обществознанию (11 класс)

 Истоки войны 1914 – 1918 гг. историки видят в процессе индустриализации, в стремлении ведущих держав к выходу на новые рынки. 

Сформировались два блока Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Франция, Россия, Великобритания).

Начало войны 28 июля 1914г.

Помимо перечисленных держав в войну вступи ли и другие государства – Япония, Османская империя и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

11 кл. всеобщ. история. Конспект 3.

Первая мировая война.

Опрос дз 10 мин.

  1. Истоки войны 1914 – 1918 гг. историки видят в процессе индустриализации, в стремлении ведущих держав к выходу на новые рынки. Что такое индустриализация? Ведущие державы начала 20 в.?

Сформировались два блока Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Франция, Россия, Великобритания).

Начало войны 28 июля 1914г.

Помимо перечисленных держав в войну вступи ли и другие государства – Япония, Османская империя и др.

На первом этапе население в странах было охвачено ура-патриотизмом. Война до победного конца, поддержка правительства, но по мере нарастающего дефицита товаров, ухудшением условий труда, роста цен население стало выступать против войны. Армии тоже устали воевать, солдам было непонятно какие интересы они отстаивают убиваю друг друга. В 1915г. Произошел случай массового перехода чешских солдат на сторону русских войск, весной 17 го дело дошло до братания русских и немецких солдат. 11 ноября 1918г. Война закончилась. Когда закончилась 2я мировая? (2 сентября). 10 мин.

  1. Образование новых государств.

На завершающем этапе войны распались крупнейшие многонациональные империи. Какие? Российская, Австро-Венгерская, Османская. Для многих государств это означало возвращение утраченной независимости (Польша, Литва), другие впервые обрели независимость Финляндия, Эстония. 5 мин.

  1. Революционные события 1918 – 1920 х гг.

Революция в Германии началась 3 ноября 1918г. С выступления военных моряков в городе Киле. Основные требования прекращение войны и отречение кайзера. 9 ноября Германия стала республикой.

Россия Февральская и Октябрьская революции.

Февральская революция — революция в Российской империи, итогом которой стало падение монархии и переход власти к Временному правительству. Февральская революция явилась следствием неудач русского правительства в ходе Первой мировой войны. Но не война явилась причиной всех противоречий, которые были тогда в России, война их обнажила и ускорила падение царизма. Война форсировала кризис самодержавного строя.

За 2,5 года войны в России сменилось 4 председателя Совета министров (И. Л. Горемыкин, Б. В. Штюрмер, А. Ф. Трепов, Н. Д. Голицын), 6 министров внутренних дел (Н. А. Маклаков, Н. Б. Щербатов, А. Н. Хвостов, Б. В. Штюрмер, А. А. Хвостов, А. Д. Протопопов), по 4 министра – военных (В. А. Сухомлинов, А. А. Поливанов, Д. С. Шуваев, М. А. Беляев), юстиции и земледелия, 3 – иностранных дел. Из министров переживших в этот период «министерскую чехарду» можно отметить лишь двоих: морского – адмирала И. К. Григоровича (1911 - 1917) и финансов – П. Л. Барка (1914 - 1917).

Война поразила систему хозяйственных связей — прежде всего, между городом и деревней. В стране обострилось положение с продовольствием, решение о введении «продразверстки» не исправило положение. Цены стремительно росли (к концу 1916 года - более чем в три раза по сравнению с довоенным временем), опережая рост доходов населения. Высшая государственная власть оказалась также дискредитирована цепью скандалов вокруг Г. Е. Распутина и его окружения, которых называли тогда «тёмными силами». К 1916 г. возмущение распутинщиной достигло уже российских вооруженных сил — как офицерства, так и нижних чинов. Роковые ошибки царя в сочетании с потерей доверия к царской власти привели её к политической изоляции, а наличие активной оппозиции создали благоприятную почву для политической революции.[1] Широко распространились слухи об измене, проникшей на вершину власти; главной предательницей общественное мнение считало императрицу Александру Федоровну. Не менее популярными были и слухи об интимной связи императрицы и Распутина.

Николай II достиг предела отчуждения не только от российского общества в целом, но и от церкви и её высшего руководства. Накануне Февральской революции даже всегда послушный Синод отказал в выпуске обращения к народу в поддержку царя и династии[2][3].

Накануне Февральской революции в России на фоне острого продовольственного кризиса углубился политический кризис. Впервые Государственная Дума (широкий политический спектр депутатов, с сентября 1915 года объединившийся в рамках "Прогрессивного блока") выступила с требованиями отставки царского правительства, это требование было поддержано Государственным Советом.

  1. Версальско-Вашингтонская система - мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914—1918 Версальским мирным договором 1919 г., а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921—1922 гг.

Особенности

  • Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России. Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия в целом прекратила существование. К тому же, все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери. Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. После заключения договора начинается широкая кооперация между Германией и Советской Россией, которая по своей сути была «блоком оскорбленных», то есть держав, которые больше всего хотели пересмотра статус-кво системы.
  • Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции, в новой системе. Значительное территориальное, политическое и экономическое (в разной степени для этих стран) развитие стран-победительниц дало им фактически право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования ее принципов. Другие победители (наподобие Италии) остались на втором плане.
  • Политическая изоляция США от европейских дел. США после провала «14 пунктов» В.Вильсона взяли курс на изоляцию от международной политики в Европе, в то же время в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе избрали экономический фактор. План Дауэса (1920 г.), а также в известной мере план Юнга (1929 г.), продемонстрировали степень экономической зависимости стран Европы от США, которые стали на 1918 год подавляющим кредитором, будучи до начала войны должником европейских стран.
  • Образование ряда новых суверенных субъектов МО в Европе, внешняя политика которых на более поздних этапах развития системы оказала значительное влияние на развитие кризисных процессов.
  • Создание Лиги Наций — инструмента сохранения статус-кво в системе МО. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций. Это стало свидетельством отсутствия крепкой договорно-правовой базы системы.
  • Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.
  • Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определена асинхронность в трансформационных процессах в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что в свою очередь приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.
  • Специфический тип контроля, характерный для данной системы, который можно охарактеризовать как эгалитарно-иерархичный. Тогда как в рамках системы существовала определенная иерархия средств и субъектов системного контроля, на практике основные элементы контроля были оформлены в эгалитарный способ (коллективная безопасность, Лига Наций, международно-правовые соглашения универсального характера, и т. п.)… 20 мин.

Дз пр. 5,6 пар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...