Сборник понятий по теме «Общество»
методическая разработка по обществознанию (10 класс)
Дидактический инструментарий познания - сборник понятий представляет собой систему понятий (знаний) по теме "Общество".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_obshchestvo.docx | 31.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник понятий по теме «Общество»
№ п/п | Понятие | Содержание понятия | Объем понятия |
1 | Общество | 1. В узком смысле: а) совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности.[8. С.379] б) определенный этап исторического развития. 2. В широком смысле: а) все человечество в прошлом, современности и перспективе; все население Земли; .[8. С.379] б) обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая состоит из индивидуумов и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. .[8. С.379; 7.С.8] 3.Социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.[4. С. 178] 4.Отделенная от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.[9.С.298.] 5. В философской науке - это динамичная саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.[1.С.5] 6.Большая и устойчивая группа людей, занимающая определенную территорию, имеющая общую культуру, испытывающая чувство единства и рассматривающая себя как вполне самостоятельное образование.[6] | Пример: общество книголюбов, педагогическое общество, дворянское общество.[7.С.7] I. По наличию письменности:
1.2.Письменное[4. С.25;1.С.6] II. По числу уровней управления: 2.1. Простое 2.2. Сложное[4. С.26;1.С.6] III. По способу производства 3.1. Общество охотников и собирателей 3.2. Общество огородничества 3.3. Общество скотоводов 3.4. Общество земледельцев 3.5. Промышленное (Индустриальное) общество[4. С.26] IV. По форме собственности общественно – экономической формации: 4.1. Первобытное 4.2. Рабовладельческое 4.3. Феодальное 4.4.Капиталистическое 4.5.Коммунистическое [4. С.27 - 28;1.С.6] V. По определяющему фактору развития (основной сфере экономической деятельности): 5.1. Традиционное (доиндустриальное) 5.2. Индустриальное 5.3. Постиндустриальное [1. С. 17;4. С.28] VI. По степени социального контроля и свободы индивида 6.1. Открытое 6.2. Закрытое[10;11;13] |
2 | Дописьменное общество | Общество, умеющее говорить, но не умеющее писать.[4. С. 25] | Пример: Племена затерянные в джунглях Амазонки.[4. С.26] |
3 | Письменное общество | Общество, владеющее алфавитом и фиксирующее звуки в материальных носителях, клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах, газетах или компьютерах. .[4. С. 25] | Пример: древнеегипетское общество, Киевская Русь, современное российское общество. |
4 | Простое общество | Общество, в котором нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. [4. С. 26] | Пример: Первобытные племена, сохранившиеся до сих пор. [4. С.26] |
5 | Сложное общество | Общество, в котором существует государственный аппарат, социальное расслоение людей, развиваются наука и техника. [4. С. 26] | Пример: Средневековое общество. |
6 | Общество охотников и собирателей | Общество охотников и собирателей – общество, состоявшее из небольших кровнородственных групп (триб) из 40 – 60 человек, у которых основным способом добывания средств существования являлись охота и собирательство. [4. С. 26] | Пример: Примитивные племена кочующих охотников и собирателей О. Мадагаскар, Южной Азии, Малайзии, Филиппин и других островов Индийского океана.[3. С.22] |
7 | Общество огородничества | Общество, в котором основным способом добывания средств существования являлось огородничество – переходная форма хозяйствования. [4. С. 27] | |
8 | Общество скотоводов | Общество, в котором основным способом добывания средств существования являлось скотоводство. [4. С. 27] | Пример: скотоводческие тюркоязычные племена Причерноморских степей, Средней Азии: печенеги (VIII – XI вв.)., половцы (X – XIII вв.). |
9 | Общество земледельцев | Общество, в котором основным способом добывания средств существования являлось земледелие. [4. С. 27] | Пример: общество Древнего Египта, Шумера, Месопотамии. |
10 | Промышленное (индустриальное) общество | Общество, в котором основным способом добывания средств существования является промышленность. [4. С. 26] | Пример: Англия, США в XIX- начале XX вв., |
11 | Первобытное общество | Общество, охватывающее эпоху от появления первых людей до возникновения государства, характеризующееся коллективным трудом и потреблением.[14] Период в истории человечества до изобретения письменности.[11] | Пример: охотники и собиратели, жившие около 40 тыс. лет назад. |
12 | Рабовладельческое общество | Формация, характеризующаяся частной собственностью на средства производства и непосредственных производителей.[12] | Пример: древнегреческое общество, древнеримское общество, древнеегипетское общество. |
13 | Феодальное общество | 1. Тип аграрного общества, в котором владение землей обусловлено военной или иной службой, в котором имеется иерархия политической власти, основанная на договорных правах и обязанностях, обычно с монархом во главе, а несвободные крестьяне обрабатывают землю как крепостные.[10] 2. Общественно-экономическая формация, пришедшая на смену рабовладению, основанная на собственности феодала на землю и на эксплуатации крестьян, находящихся от него в личной зависимости.[12] | Пример: общество Западной Европы периода 1000—1400 гг (то есть Средневековья), Японии во время правления династии Токугава (1603—1868). [10] |
14 | Капиталистическое общество | 1.Общество, основанное на капиталистической экономике или с определяющей ролью капиталистической частной собственности на средства производства.[10] 2.В марксизме - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда капиталом. Капитализм характеризуется господством товарно-денежных отношений, наличием развитого общественного разделения труда, ростом обобществления производства и превращением рабочей силы в товар.[14] | Пример: общество Великобритании, Франции, США в XX в. |
15 | Коммунистическое общество | 1.В марксизме организация общества, при которой экономика основана на общественной собственности на средства производства.[11] 2.В марксизме - идеальное общество, характеризующееся общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым производительным силам и обеспечивающей: - всестороннее развитие личности; - ликвидацию классов; - общественное самоуправление; - реализацию принципа: от каждого по способностям - каждому по потребностям. [12] | |
16 | Традиционное (аграрное) общество | 1.Общество, в котором определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью, армией как главными институтами.[2. С.43.] 2.Общество, для которого характерно господство сельского натурального хозяйства, сословная иерархия, решающая роль принадлежит хранителям культа – жрецам либо церкви и армии.[8.С.99.] 3.Общество, в котором основой жизнедеятельности является земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни.[5.С70.] 4.Общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях.[15] | Пример: аграрные цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай, Древний Египет и средневековые государства мусульманского Востока). [5. C.70.], средневековая Европа, Россия до 1860 – х гг.,в наши дни - примитивные племена Африки, Азии. |
17 | Индустриальное общество | 1.Общество, в котором определяющим фактором развития является промышленность, с корпорацией и фирмой во главе.[2. С.43.] 2.Тип общественного развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, форм общественных отношений и самого человека; характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство.[5.С.73] 3. Тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность; для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций. .[15] | Пример: Великобритания, Франция, США в XIX до 70 – х гг. XX, современная Россия, промышленно развитые страны Южной Америки. |
18 | Постиндустриальное общество (информационное) | 1.Общество, где основной производительной силой выступают знания и информация.[2. С.175; 4. С.172.] 2.Общество, для которого характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний, информации.[1. С.11] 3.Общество, в котором информация и уровень ее использования кардинальным образом влияют на экономическое развитие и социокультурные изменения в обществе.[6] | Пример: США, Канада, Япония, развитые страны Западной Европы.[3. С.25] |
19 | Открытое общество | 1.Тип общества, характеризующийся динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией (здесь человеку предоставляется возможность самому выбирать мировоззренческие, нравственные ценности). [11] 2. Общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения, человек в своих действиях ограничен нормами, законами, но эти нормы не предписывают ему, что делать, они предоставляют ему свободу выбора.[13] 3. Общество демократичное, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды.[10] | Пример: общества современных демократических правовых государств. |
20 | Закрытое общество | 1.Общество догматически авторитарное, неподвижное, застывшее на относительно ранней стадии развития.[10] 2.Общество, в котором человек действует, слепо подчиняясь коллективу, тем традициям, стереотипам, которые поддерживаются и свято охраняются этим коллективом, общество малоподвижное, инерционное, как бы находящееся в состоянии постоянного застоя. [13] 3.Тип общества, характеризующийся статичной социальной структурой, ограниченной мобильностью, неспособностью к инновациям, традиционализмом, догматичной авторитарной идеологией (имеет место система, когда большинство членов общества охотно принимают те ценности, которые им предназначены, обычно это тоталитарное общество).[11] | Пример: традиционные общества Древнего востока, средневековое европейское общество, СССР. |
- Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы/ А. В. Клименко, В.В. Румынина, - М:Дрофа, 2003. – 480 с.
- Кравченко А. И. Обществознание: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.- 192 с.
- Кравченко А. И. Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 184 с.
- Кравченко А. И. Обществознание: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
- Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 2021. - 416 с.
- Обществознание. Глобальный мир в XXI веке11 класс. Методическое пособие/ http://www.prosv.ru/ebooks/Polakov_Global_mir_metod_11/4.html
- Обществознание: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под. ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2006. – 351 с.
- Обществознание: учеб. для 8- 9 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.]; под. ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2007.
- Современный словарь по общественным наукам/ Под. общей ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. – М.: Эксмо, 2007.
- http://mirslovarei.com/content_pol/OBSHHESTVO-OTKRYTOE-I-ZAKRYTOE-5051.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://slovari.yandex.ru
- http://www.emc.komi.com
- thtp://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/230498
- http://www.grandars.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема :"Общество", "Сферы жизни общества".
Определение понятия " общество", типология обществ, государство и его признаки, характеристика современного общества....
Дидактические материалы по теме: "Общество и природа. Основные сферы общества"
Разработка тестовых заданий для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме: " Общество и природа. Основные сферы общества"...
Сборник понятий по теме "Деньги" и картоки
Материалы разработаны в системе Способа диалектического мышления...
Сборник понятий по теме "Деньги" и карточки
Материалы разработаны в системе Способа диалектического мышления...
Сборник предметных понятий по теме "Числа"
В сборнике рассмотрены понятия, определения понятий и объем понятий по теме "Числа"....
Сборник предметных понятий по теме "Числа". Структура сборника Словесных образов.
В сборнике рассмотрены понятия, определения понятий и объем понятий по теме "Числа"....
Химия. Сборник понятий.
Химия. Сборник понятий по теме «Химические реакции»...