Урок "Правонарушение"
методическая разработка по обществознанию (7 класс)
Технологическая карта к уроку обществознания "Правонарушения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 53.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Правонарушения»
ФИО учителя: Николаева Людмила Юрьевна
Предмет: Обществознание
Класс: 7
Тип урока: урок освоения новых знаний
Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные).
Предметные:
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения
- относительно целостное представление о понятии правонарушения, видах правонарушений
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
Метапредметные:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
Личностные:
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны
- направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни.
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, доска, раздаточный материал (приложение №2)
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая
Методы и приёмы работы на уроке:
1. Эвристический метод. Прием: эвристическая беседа.
2. Репродуктивный метод. Прием: слово учителя, заполнение конспекта-урока, составление кластера.
Характеристика этапов урока:
Название, содержание и цель этапа урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
Этап целеполагания Проверка готовности класса, эмоциональный настрой на урок. Цели для учителя: - создать положительный эмоциональный настрой на урок у учащихся Цели для учеников: - Позитивно настроиться на урок. Методы и формы работы: - наблюдение и коррекция учителя (1 минута) - прием «Дерево целей» | Приветствие. Проверка готовности к уроку. - Здравствуйте, ребята! Прошу вас всех подготовиться к уроку. Как думаете, какую тему мы начнем изучать сегодня? Что мы с вами ещё не изучили в разделе «Право?» Какие цели на сегодняшний урок? Приём целеполагания: «Дерево целей» | Готовятся к уроку. На доске вывешен плакат с деревом. Учитель раздает учащимся листочки, на которых они записывают цель, которую ставят для себя на уроке. Крепят к дереву. |
Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы Беседа, разгадывают загадки. Цели для учителя: - создать эмоционально положительный настрой на урок. - мотивировать к учебной деятельности. Цели учеников: - проявить волевые усилия для актуализации знаний; - проявить инициативу к выполнению задания. Методы и формы работы: - наглядный; - подводящий побуждающий диалог; - наблюдение и корректировка учителя. (5 минут) | Активизирует интеллектуальную деятельность учащихся, создает проблемную ситуацию, подводит к самостоятельному определению учащимися цели и задач урока. На сегодняшнем уроке мы будем рассматривать с вами одну из важнейших проблем современного общества. А начать разговор я хочу с загадок. Итак, жила-была очень хитрая рыжая особа, которая прославилась покушением на жизнь круглого изделия из теста, сбежавшего от дедушки и бабушки. Догадались, что это за сказка? (Слайд 1) Этот мужчина в полном расцвете сил подозревается в краже варенья и плюшек из дома одной уважаемой домомучительницы. (Слайд 2). Деревянный лентяй с длинным носом прогуливает уроки на представлении в кукольном театре. (Слайд 3). Чем характеризуется поведение героев этих сказок? А вы в своей жизни сталкивались с подобными ситуациями? Верно, в правовой сфере подобные ситуации называются правонарушениями. Что происходит в случае нарушений прав? Верно. А наказание, которое вы несете за правонарушение, называют юридической ответственностью. Сегодня мы с вами говорим о правонарушениях, а на следующем о юридической ответственности. Записываем тему урока. | Отвечают на вопросы, разгадывают загадки. Колобок. Карлсон. Буратино. Поведение героев этих сказок характеризуется нарушениями каких-либо правил = прав. Буратино прогуливал школу (право на образование), Карлсон украл варенье и плюшки (право на частную собственность), Лиса покушалась на жизнь Колобка (право на жизнь). Да, сталкивались. Рассказывают свои подобные ситуации. Наказание. |
Освоение новых знаний и способов деятельности Объяснение нового материала, проверка понимания. Цель для учителя: - объяснить новый материал; - контроль понимания. Цель для обучающихся: - усвоение материала по теме урока; - классификация и обобщение; - умение различать проступок и преступление. Методы и формы работы: - эвристическая беседа; - составление кластера. (12 минут) | Беседа с классом, объяснение нового материала с мультимедийным сопровождением. Давайте запишем определение правонарушения (Слайд 6). Выделим признаки и свойства правонарушения. Для этого мы откроем учебник и составляем кластер. В схеме мы указываем главный признак понятия «правонарушение», которым будет являться имя существительное, и свойства, выражаемые чаще всего именами прилагательными. Противоправные проступки разнообразны. Давайте посмотрим на слайд и проанализируем представленную схему (Слайд №9). Какие виды правонарушений выделяют в зависимости от степени общественной опасности? Как вы думаете, в чем разница проступков и преступлений? Молодцы. Записываем определения (Слайд №11). | Внимательно слушают и конспектируют. Составляют кластер (приложение №1) . Проступки и преступления К преступлениям относятся опасные действия, нарушающие закон, несущие угрозу обществу или отдельным его членам. Проступком называется деяние, нарушающее правопорядок, но не несущее серьёзной угрозы окружающим. |
Оперативная проверка понимания обучающимися изучаемого учебного материала Подводящая беседа, корректировка и объяснение Цель для учителя: - проконтролировать уровень усвоения нового материала; - закрепить теоретические знания на практике. Цель для учеников: - уметь классифицировать правонарушения зависимости от степени общественной опасности и в зависимости от отрасли права. Методы и формы работы: - эвристическая беседа; - игровая. (5 минут) | Давайте проверим, сумеете ли вы определить, какой пример является проступком, а какой преступление (Слайд №12). Теперь давайте приведем собственные примеры проступков и преступлений. Хорошо, молодцы. Теперь давайте сложим пазлы по видам правонарушений в зависимости от отрасли права. На доске расположены виды правонарушений: уголовная, административная, гражданско-правовая. На столе лежат примеры правонарушений. Ваша задача определить, к какому виду правонарушений относится выбранный вами пример и прикрепить на доску. | Работа с мультимедийной презентацией. Обсуждение примеров. Примерные примеры преступления - убийство, кража (ограбление), порча чужого имущества, побои, изнасилование, мошеничество, ложные показания (клевета). Примерные примеры проступков - прогул работы (школы и т. д) , невыполнение распоряжений, невыполнение служебных обязанностей, распитие спиртных напитков в общ месте, несоблюдение сигнала светафора, нарушение дисциплины и т. д. Работа с пазлами (приложение №2) |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация Выполнение практических заданий по теме урока. Цели для учителя: - создать условия для первичного закрепления обучающимися изученного материала. - создать ситуацию, при которой обучающиеся смогут самостоятельно определить верность суждений о правонарушениях. Цель для учеников: - закрепить полученную информацию на уроке - точно и правильно определять виды правонарушений. Методы и формы: - фронтальный, индивидуальный опросы - контроль и самооценка. (3 минуты) | Отлично! Давайте теперь рассмотрим несколько высказываний о правонарушениях. Ваша задача определить верное суждение или нет (Слайд №13). А. Правонарушения в зависимости от количества участников правонарушения принято разделять на проступки и преступления. Б. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в бездействии. В. Правонарушение может иметь место и в том случае, если не нарушена норма права. | Выполняют задания. А. Неверно Б. Верно. 3. Неверно. |
Контроль и самоконтроль, коррекция Прием “продолжи фразу”, фронтальная работа, коррекция. Цели для учителя: - организовать самоанализ учащихся - скорректировать ошибки в понимании темы Методы и формы работы: - фронтальный опрос - прием “продолжи фразу” - контроль. (2 минуты) | Итак, поведем итог. Продолжите фразы (Слайд №14):
| 1. это общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие) противоречащее нормам права и наносящее вред обществу, государству или отдельным лицам, влекущее за собой юридическую ответственность. 2. 1. Внешнее поведение человека, которое может выражаться в действии или бездействии. 2. Противоправное деяние (действие или бездействие). 3. Виновное деяние. 4. Общественно опасное деяние. 5. Наносит ущерб. 6. Правонарушение наказуемо. 3. Проступки и преступления. 4. К преступлениям относятся опасные действия, нарушающие закон, несущие угрозу обществу или отдельным его членам. Проступком называется деяние, нарушающее правопорядок, но не несущее серьёзной угрозы окружающим. 5. Административные, гражданско-правовые, трудовые. |
Подведение итогов урока, рефлексия Закрепление, ответы на вопросы учащихся, оценивание работы на уроке. Цели для учителя: - организовать самоанализ обучающимися собственной работы на уроке; - выявление затруднений при выполнения заданий; - анализ урока через рефлексию и самооценку. Цели для учеников: - подводящий, побуждающий диалог - самооценка - индивидуальная письменная работа - синквейн. (2 минуты) | Остались ли у вас вопросы по теме урока? Составьте синквейн на тему “Правонарушения”. Напоминаю вам, что это стихотворение имеет чёткую структуру: 1 имя существительное — тема урока, у нас «Правонарушения»; 2 прилагательных, раскрывающих предмет; 3 глагола, которые описывают действие этого предмета; Предложение из 4 слов — ваше отношение к теме; последняя строчка — заключение в форме существительного. | Задают вопросы, если они есть. Составляют синквейн. |
Список литературы:
- Обществознание. 7 класс: учебник / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лабезникова, А.В. Половникова - М.: Просвещение, 2023. - 144 с.
Приложение 1.
Приложение 2.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОСТУПОК
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОСТУПОК
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОСТУПОК
Безбилетный проезд в общественном транспорте
Гражданин М. не смог вернуть взятые в долг у гражданина Н. деньги в установленный срок
Граждане Р. производили ремонт своей квартиры в ночное время
Издательство выпустило дополнительный тираж книги, не уведомив автора и не выплатив ему гонорар
Гражданин Ш. вновь опоздал на работу, ссылаясь на автомобильные пробки на трассе
Два одноклассника украли телефон своего друга