Обществознание. Пробное тестирование
консультация по обществознанию (9 класс)
Пробное тестирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
probnik_1.docx | 532.42 КБ |
probnik_2.docx | 308.54 КБ |
probnik_3.docx | 369.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГЭ по обществознанию
Пробный экзамен № 1
1.Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Государство, финансы, семья, право, этнос
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
2. О какой потребности человека рассуждает современный философ: «... главная страсть человека — это быть, исполниться, состояться»?
1) в самоконтроле 2) в самореализации 3) в самопознании 4) во власти
3. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Вмешательство главы правительства в конфликт рядовых акционеров и совета директоров крупной компании отражает связь экономической и духовной сфер общества.
Б. Введение запрета на ввоз товаров из иностранного государства характеризует взаимосвязь политической и экономической сфер общественной жизни.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
4. Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?
1) среднее профессиональное 2) высшее профессиональное 3) основное общее 4) среднее общее
5. Рассмотрите фотографию.
Какой вид деятельности осуществляет гражданка, изображенная на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым следует придерживаться в ходе подобной деятельности, кратко поясните их.
6. Елена при оплате покупок в магазине использует банковскую карту. Используя личный социальный опыт, сформулируйте два правила отношения к данному способу оплаты товара и кратко поясните каждое из правил. Запишите развернутый ответ.
7. Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных условиях возрастет?
1) цены снизятся 2) цены останутся неизменными
3) цены возрастут 4) произойдет инфляционный скачок цен
8. В городе N сотовую связь предоставляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристику данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок средств производства 2) монополия 5) олигополистический рынок 6) фондовый рынок
9. Верны ли следующие суждения о предприятиях различных форм собственности?
Предприятия различных форм собственности должны
А. ежегодно выплачивать дивиденды по своим ценным бумагам.
Б. уплачивать налоги в государственный бюджет.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) преподаватели экономики 2) работодатели 3) петербуржцы 4) мужчины
11. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе.
Б. Причины социального конфликта могут быть связаны с противоречием интересов социальных групп.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности) (можно было дать несколько ответов).
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
13. Политическая организация Z, потерпевшая поражение на парламентских выборах, критикует социально-экономическую политику правительства. Лидер организации Z часто выступает на телевидении и радио. Организация Z —
1) политическая партия 2) профессиональный союз 3) гражданское общество 4) государство
14. Верны ли следующие суждения о демократическом режиме?
А. Демократический режим основан на признании прав и свобод человека.
Б. При демократическом режиме периодически происходят свободные выборы в органы государственной власти.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
15. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) производство товаров и услуг Б) отношения «отцов» и «детей» В) межнациональный конфликт Г) оказание банковских услуг | 1) экономическая 2) социальная |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г |
|
|
|
|
16. Гражданин А. заключил с транспортной компанией договор о перевозке мебели из его городской квартиры на дачу. Данные правоотношения регулируются нормами права
1) трудового 2) административного 3) уголовного 4) гражданского
17. Предприниматель Петров подарил школе, в которой учился, оборудование для компьютерного класса. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника
1) наследовать 2) пользоваться 3) владеть 4) распоряжаться
18. Верны ли следующие суждения об особенностях трудоустройства несовершеннолетних?
А. При заключении трудового договора с несовершеннолетним работником по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок.
Б. Для несовершеннолетних работников установлена 40−часовая рабочая неделя.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) наличие особых норм поведения 2) личные контакты членов группы
3) отношения родства 4) общий быт
Черты сходства | Черты отличия | ||
20. Запишите слово, пропущенное в схеме:
Задания 21-24
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
(Д.С. Лихачёв)
21.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22.Как автор описывает роль человека в производстве в XXI в.? Какие качества, по его мнению, будут необходимы человеку? (Укажите любые два качества.) Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? (Используя текст, укажите две причины.) Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.
23. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма
24.Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.
ОГЭ по обществознанию
Пробный экзамен № 1
1.Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Государство, финансы, семья, право, этнос
Ответ: Семья, этнос
Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — в некоторых теориях этничности, исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединённых общими объективными либо субъективными признаками, в которые различные авторы включают происхождение, единый язык, культуру, хозяйство, территорию проживания, самосознание, внешний вид, склад ума и другое.
2. О какой потребности человека рассуждает современный философ: «... главная страсть человека — это быть, исполниться, состояться»?
1) в самоконтроле 2) в самореализации 3) в самопознании 4) во власти
2.
3. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни?
А. Вмешательство главы правительства в конфликт рядовых акционеров и совета директоров крупной компании отражает связь экономической и духовной сфер общества.
Б. Введение запрета на ввоз товаров из иностранного государства характеризует взаимосвязь политической и экономической сфер общественной жизни.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2.
4. Павел учится на втором курсе университета. Он играет в студенческом театре, нередко выступает в составе баскетбольной команды своего факультета. На какой ступени образования находится Павел?
1) среднее профессиональное 2) высшее профессиональное
3) основное общее 4) среднее общее
2.
5. 5. Рассмотрите фотографию.
Какой вид деятельности осуществляет гражданка, изображенная на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым следует придерживаться в ходе подобной деятельности, кратко поясните их.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: изучение произведений искусства / посещение картинной галереи / участие в просмотре музейной экспозиции;
(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)
2) два объяснения, допустим:
— нельзя шуметь и громко разговаривать (это отвлекает других посетителей, мешает им наслаждаться произведениями искусства);
— нельзя трогать руками экспонаты за исключением тех, на которых музеем дается разрешение для контакта (это может нанести невосполнимый вред экспонату, разрушить или повредить его).
Дан правильный ответ на вопрос, сформулированы и пояснены два правила (всего пять элементов) 3
Дан правильный ответ на вопрос, приведены только два-три других элемента 2
Дан правильный ответ на вопрос, приведён только один другой элемент 1
Дан только правильный ответ на вопрос.
ИЛИ Дан неправильный ответ на вопрос (ответ на вопрос отсутствует) независимо от наличия других элементов. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный 0
6. Елена при оплате покупок в магазине использует банковскую карту. Используя личный социальный опыт, сформулируйте два правила отношения к данному способу оплаты товара и кратко поясните каждое из правил. Запишите развернутый ответ.
Ответ:
1 - Вводить пинкод, закрывая данные ввода рукой
2 – Не сообщать никому код с обратной стороны карты
7. Что произойдет с ценами на товары, если предложение их при прочих равных условиях возрастет?
1) цены снизятся 2) цены останутся неизменными
3) цены возрастут 4) произойдет инфляционный скачок цен
1.
8. В городе N сотовую связь предоставляет только одна компания. Выберите из приведённого ниже списка характеристику данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рынок средств производства 2) монополия 5) олигополистический рынок 6) фондовый рынок
Ответ - 2
9. Верны ли следующие суждения о предприятиях различных форм собственности?
Предприятия различных форм собственности должны
А. ежегодно выплачивать дивиденды по своим ценным бумагам.
Б. уплачивать налоги в государственный бюджет.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2.
10. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку?
1) преподаватели экономики 2) работодатели 3) петербуржцы 4) мужчины
4
11. Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?
А. Конфликтное взаимодействие возможно в любом обществе.
Б. Причины социального конфликта могут быть связаны с противоречием интересов социальных групп.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3
12. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности) (можно было дать несколько ответов).
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения: а) о сходстве, например: граждане всех возрастных групп в равной мере считают, что человеку нужно знать конституционное право (так как каждый гражданин должен знать свои права и обязанности, основы конституционного строя); б) о различии, например: граждане старше 60 лет в меньшей мере, чем граждане других возрастных групп, считают, что человеку нужно знание гражданского права (так как гражданское право регулирует имущественные отношения, вопросы собственности, заключения договоров и т.п.; эти вопросы волнуют пенсионеров несколько меньше, чем граждан более молодого возраста). Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения
Сформулированы по одному выводу о сходстве и различии, по каждому из них высказано уместное предположение – 4
Сформулированы один-два вывода, только по одному любому из них высказано уместное предположение -3
Сформулированы только два вывода -2
Сформулирован только один вывод -1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 4
13. Политическая организация Z, потерпевшая поражение на парламентских выборах, критикует социально-экономическую политику правительства. Лидер организации Z часто выступает на телевидении и радио. Организация Z —
1) политическая партия 2) профессиональный союз 3) гражданское общество 4) государство
1.
14. Верны ли следующие суждения о демократическом режиме?
А. Демократический режим основан на признании прав и свобод человека.
Б. При демократическом режиме периодически происходят свободные выборы в органы государственной власти.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3.
15. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ | СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) производство товаров и услуг Б) отношения «отцов» и «детей» В) межнациональный конфликт Г) оказание банковских услуг | 1) экономическая 2) социальная |
1221.
16. Гражданин А. заключил с транспортной компанией договор о перевозке мебели из его городской квартиры на дачу. Данные правоотношения регулируются нормами права
1) трудового 2) административного 3) уголовного 4) гражданского
4.
17. Предприниматель Петров подарил школе, в которой учился, оборудование для компьютерного класса. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника
1) наследовать 2) пользоваться 3) владеть 4) распоряжаться
4.
18. Верны ли следующие суждения об особенностях трудоустройства несовершеннолетних?
А. При заключении трудового договора с несовершеннолетним работником по соглашению сторон может быть установлен испытательный срок.
Б. Для несовершеннолетних работников установлена 40−часовая рабочая неделя.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Пояснение.
Согласно ТК РФ РФ продолжительность рабочего времени зависит от возраста работника, и не может превышать:
1. Для учащихся 14−15 лет — 24 часа в неделю (при совмещении с учебой в два раза меньше).
2. Для несовершеннолетних от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю (при совмещении с учебой в два раза меньше).
3. Испытание не может быть установлено для несовершеннолетних работников.
Правильный ответ указан под номером 4.
19. Ксения живёт с родителями и сестрой. Она учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) наличие особых норм поведения 2) личные контакты членов группы
3) отношения родства 4) общий быт
Черты сходства | Черты отличия | ||
1234.
20. Запишите слово, пропущенное в схеме:
семьи.
21-24.
Задания 21-24
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться. Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро. И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться? Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни… Учитесь любить учиться! (Д.С. Лихачёв)
21.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) роль образования в XXI в.;
2) нравственная ответственность человека науки;
3) молодые годы – время учёбы;
4) уметь найти радость в учёбе.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным -2
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста -1
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующих фрагментов. ИЛИ Ответ неправильный -0
Максимальный балл 2
22.Как автор описывает роль человека в производстве в XXI в.? Какие качества, по его мнению, будут необходимы человеку? (Укажите любые два качества.) Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? (Используя текст, укажите две причины.) Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;
2) ответ на второй вопрос, например: – общая интеллигентность человека; – способность создавать новое; – нравственная ответственность; (Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух и более качеств из упомянутых в тексте.)
3) ответ на третий вопрос, например: – знания всё растут и усложняются; – именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. (Ответ на третий вопрос засчитывается только в случае указания двух причин.)
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
Правильно даны ответы на три вопроса 2
Правильно даны ответы на любые два вопроса 1
Правильно дан ответ только на один любой вопрос. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
23. Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;
2) два примера с указанием качеств, допустим: − занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками; − чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания, расширяет представления о мире и человеке. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Дан ответ на вопрос, приведены два примера, в каждом случае указаны качества (всего пять позиций) 3 Правильно приведены любые четыре позиции 2
Правильно приведены любые две-три позиции 1
Правильно приведена одна любая позиция. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3
24.Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.
Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):
1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;
2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения)
Приведены два аргумента (объяснения) -2
Приведён один аргумент (объяснение) -1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный -0
Максимальный балл 2
Баллы | 0-13 | 14-22 | 23-29 | 30-37 |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Предварительный просмотр:
9 класс
Пробный экзамен по обществознанию № 2
1.Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Государство; акционерное общество; наука; тоталитаризм; социальная мобильность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
2. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?
1) традиционному 2) индустриальному 3) аграрному 4) информационному
3. К объектам материальной культуры относится (-ятся)
1) паровая машина 2) правила поведения в кино 3) ритуал смены воинского караула 4) миф о подвигах Геракла
4. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство использует художественные образы.
Б. Существует много видов и жанров искусства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Рассмотрите фотографию.
Какая организация осуществляет вид экономической деятельности, изображенный на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности потребителем и кратко поясните каждое из правил.
6. Екатерина Александровна получила SMS-сообщение от банка, клиентом которого она является, о переводе определенной суммы денег с её банковской карты на неизвестный ей счёт. Что могло стать причиной этого факта? Как клиенту банка правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
7. Готовность покупателей приобрести товар или услугу по определённой цене — это
1) предложение 2) номинальная стоимость 3) прибыль 4) спрос
8. В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы — 228,8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают
1) спад производства 2) бюджетный профицит 3) рост инфляции 4) бюджетный дефицит
9. Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.
Б. Государственная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. За полвека, прошедшие с момента отмены крепостного права в России, городское население страны выросло в три раза. Однако по-прежнему большая часть людей проживала в деревнях. Эти данные характеризуют состав общества
1) социально-классовый 2) профессиональный 3) социально-территориальный 4) этнический
11. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?
А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.
Б. Человек в семье выполняет различные роли.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. Социологические службы опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
13. В государстве А единая Конституция, система законодательной, исполнительной и судебной власти. Территория страны поделена на дистрикты, не обладающие самостоятельностью. Какова форма территориального устройства государства А?
1) конфедерация 2) федерация 3) автономия 4) унитарное
14. Верны ли следующие суждения о форме государства?
А. Формами правления являются монархия, республика.
Б. Формами государственно-территориального устройства являются федерация, унитарное государство.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
15. Установите соответствие между признаками и формами политического участия граждан РФ, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ РФ |
А) организация работы участков для голосования Б) один гражданин имеет один голос В) голосование за кандидата на пост Президента РФ Г) установленная законом периодичность проведения Д) одобрение или неодобрение какого-либо решения | 1) только выборы 2) только референдум 3) и выборы, и референдум |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
16. Какой вид нормативного правового акта принимается Федеральным собранием РФ?
1) закон 2) распоряжение 3) указ 4) приказ
17. Президент Российской Федерации
1) решает вопрос о доверии Правительству РФ
2) осуществляет управление федеральной собственностью
3) разрабатывает федеральный бюджет
4) определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ
18. Верны ли следующие суждения о Президенте РФ?
А. Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ.
Б. Президент РФ утверждает военную доктрину РФ.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. В приведённом списке указаны черты сходства демократического и недемократического режимов и черт различия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номер черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
1) существование оппозиции и плюрализма
2) господство единой идеологии
3) наличие политических выборов
4) наличие законов
Черты сходства | Черты отличия | ||
20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Социальная мобильность | Любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую |
Социальная ... | Существующее в обществе структурированное неравенство между различными социальными группами по уровню их богатства, власти или престижа |
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Совокупность всех факторов, влияющих на развитие общества, приводит к тому, что исторически складываются различные экономические системы: традиционная с элементами натурального хозяйства, командно-административная система с жёстким централизованным планированием и управлением, рыночная экономика и смешанная экономика. Различие между ними лежит в методах принятия решений по основным экономическим проблемам.
В современных условиях наиболее распространённой экономической системой следует, очевидно, признать смешанную экономику. Для неё характерны: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоёв трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства с широким спектром экономических функций. Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства, а через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды.
Достаточно длительный период функционирования разных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство свободно обеспечивать экономическое и научно-техническое развитие страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии её гражданам. Но и оно не застраховано от экономических спадов и кризисов, а потому современная государственная политика не ограничивается поддержкой наименее обеспеченных слоёв населения, а чётко нацелена на экономический рост и ориентирует активную часть населения на высокопродуктивную работу, на мобильность и умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям.
22. Какие типы экономических систем перечислены автором текста? Укажите любые две из них и характерный признак каждой.
23. Какие экономические функции выполняет государство в смешанной экономике, по мнению автора? Используя текст и обществоведческие знания, укажите четыре экономических функции государства.
24. Автор отмечает положительные результаты регулирования государством рыночного хозяйства. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику.
9 класс
Пробный экзамен по обществознанию № 2
1.Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
Государство; акционерное общество; наука; тоталитаризм; социальная мобильность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Пояснение.
1. Понятия: государство, тоталитаризм.
2. Смысл понятия:
государство — главный политический институт общества, обладающий суверенитетом, специальным аппаратом принуждения, публичными органами власти, который осуществляет управление обществом;
ИЛИ
тоталитаризм — политический режим, в основе которого полный контроль государства за всеми сферами общественной жизни, господство единой общеобязательной идеологии и однопартийность.
2 балла
2. В стране В. активно развиваются наукоемкие производства, произошли революционные изменения в сфере массовых коммуникаций. На производстве и в быту применяются компьютеры, робототехника. Уровень образованности населения очень высок. К какому типу относится общество В.?
1) традиционному 2) индустриальному 3) аграрному 4) информационному
4.
3. К объектам материальной культуры относится (-ятся)
1) паровая машина 2) правила поведения в кино 3) ритуал смены воинского караула 4) миф о подвигах Геракла
1
4. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Искусство использует художественные образы.
Б. Существует много видов и жанров искусства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3.
5. Рассмотрите фотографию.
Какая организация осуществляет вид экономической деятельности, изображенный на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности потребителем и кратко поясните каждое из правил.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: банк / коммерческий банк и т. п.;
(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)
2) два правила с пояснениями, допустим:
— выбирать низкий процент кредита (от этого зависит сколько потребитель должен будет вернуть денег банку и насколько «дорогим» окажется для него кредит);
— обращать внимание на дополнительные условия кредитования (штрафы за просрочку, возможность досрочного погашения делают процесс выплаты кредита комфортным или наоборот крайне неудобным).
Дан правильный ответ на вопрос, сформулированы и пояснены два правила (всего пять элементов) 3
Дан правильный ответ на вопрос, приведены только два-три других элемента 2
Дан правильный ответ на вопрос, приведён только один другой элемент 1
6. Екатерина Александровна получила SMS-сообщение от банка, клиентом которого она является, о переводе определенной суммы денег с её банковской карты на неизвестный ей счёт. Что могло стать причиной этого факта? Как клиенту банка правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Пояснение.
1. Скорее всего Екатерина Александровна стала жертвой мошенников, передав информацию о своем банковском счёте/карте и PIN-код к нему третьим лицам, которые воспользовались ею в корыстных целях.
2. Екатерина Александровне следует обратиться на «горячую линию» для клиентов банка и/или в службу безопасности банка для блокировки данной транзакции и карточки в целом.
2 балла – два ответа
7. Готовность покупателей приобрести товар или услугу по определённой цене — это
1) предложение 2) номинальная стоимость 3) прибыль 4) спрос
4.
8. В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы — 228,8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают
1) спад производства 2) бюджетный профицит 3) рост инфляции 4) бюджетный дефицит
4.
9. Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.
Б. Государственная собственность является основой командной экономики.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2.
10. За полвека, прошедшие с момента отмены крепостного права в России, городское население страны выросло в три раза. Однако по-прежнему большая часть людей проживала в деревнях. Эти данные характеризуют состав общества
1) социально-классовый 2) профессиональный 3) социально-территориальный 4) этнический
3.
11. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?
А. Семейное положение человека является важной характеристикой его социального статуса.
Б. Человек в семье выполняет различные роли.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3.
12. Социологические службы опросили 25-летних и 60-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Пояснение.
а) Граждане всех возрастных групп в большей степени считают, что отклоняющееся поведение связано с образом жизни (так как большинство людей совершают отклоняющееся поведения из-за воспитания, уровня их нравственности).
б) Граждане 60 лет в меньшей мере, чем граждане 25-лет, считают, что люди подпадают под влияние социальной группы, демонстрирующей отклоняющее поведение (так как для 60-летних людей в меньше степени характерна принадлежность к тем или иным субкультурам, чье поведение отклоняется от общепринятого).
Сформулированы по одному выводу о сходстве и различии, по каждому из них высказано уместное предположение – 4
Сформулированы один-два вывода, только по одному любому из них высказано уместное предположение -3
Сформулированы только два вывода -2
Сформулирован только один вывод -1
13. В государстве А единая Конституция, система законодательной, исполнительной и судебной власти. Территория страны поделена на дистрикты, не обладающие самостоятельностью. Какова форма территориального устройства государства А?
1) конфедерация 2) федерация 3) автономия 4) унитарное
4.
14. Верны ли следующие суждения о форме государства?
А. Формами правления являются монархия, республика.
Б. Формами государственно-территориального устройства являются федерация, унитарное государство.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3.
15. Установите соответствие между признаками и формами политического участия граждан РФ, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ РФ |
А) организация работы участков для голосования Б) один гражданин имеет один голос В) голосование за кандидата на пост Президента РФ Г) установленная законом периодичность проведения Д) одобрение или неодобрение какого-либо решения | 1) только выборы 2) только референдум 3) и выборы, и референдум |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
: 33112.
2 балла
16. Какой вид нормативного правового акта принимается Федеральным собранием РФ?
1) закон 2) распоряжение 3) указ 4) приказ
1.
17. Президент Российской Федерации
1) решает вопрос о доверии Правительству РФ
2) осуществляет управление федеральной собственностью
3) разрабатывает федеральный бюджет
4) определяет основные направления внутренней и внешней политики РФ
4.
18. Верны ли следующие суждения о Президенте РФ?
А. Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ.
Б. Президент РФ утверждает военную доктрину РФ.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3.
19. В приведённом списке указаны черты сходства демократического и недемократического режимов и черт различия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номер черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия.
1) существование оппозиции и плюрализма
2) господство единой идеологии
3) наличие политических выборов
4) наличие законов
Черты сходства | Черты отличия | ||
3412.
1 балл
20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Социальная мобильность | Любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую |
Социальная ... | Существующее в обществе структурированное неравенство между различными социальными группами по уровню их богатства, власти или престижа |
стратификация.
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Совокупность всех факторов, влияющих на развитие общества, приводит к тому, что исторически складываются различные экономические системы: традиционная с элементами натурального хозяйства, командно-административная система с жёстким централизованным планированием и управлением, рыночная экономика и смешанная экономика. Различие между ними лежит в методах принятия решений по основным экономическим проблемам.
В современных условиях наиболее распространённой экономической системой следует, очевидно, признать смешанную экономику. Для неё характерны: развитый рынок, экономическая свобода, а потому разнообразная предпринимательская деятельность широких слоёв трудоспособного населения и активная регулирующая роль государства с широким спектром экономических функций. Это позволяет реализовать возможности рыночной экономики для повышения эффективности производства, а через государственное регулирование ориентировать страну на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов, применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды.
Достаточно длительный период функционирования разных моделей смешанной экономики показывает, что регулируемое государством рыночное хозяйство свободно обеспечивать экономическое и научно-техническое развитие страны и предоставлять достаточно высокие социальные гарантии её гражданам. Но и оно не застраховано от экономических спадов и кризисов, а потому современная государственная политика не ограничивается поддержкой наименее обеспеченных слоёв населения, а чётко нацелена на экономический рост и ориентирует активную часть населения на высокопродуктивную работу, на мобильность и умение быстро приспосабливаться к меняющимся условиям.
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным -2
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста -1
22. Какие типы экономических систем перечислены автором текста? Укажите любые две из них и характерный признак каждой.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Типы экономических систем:
а) традиционная;
б) командно-административная;
в) рыночная;
г) смешанная.
2. Признак:
а) традиционная — натуральное хозяйство;
б) кoманднo-административная — жёсткое централизованное планирование и управление хозяйством;
в) рыночная — экономическая свобода.
Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
Правильно даны ответы на три вопроса 2
Правильно даны ответы на любые два вопроса 1
23. Какие экономические функции выполняет государство в смешанной экономике, по мнению автора? Используя текст и обществоведческие знания, укажите четыре экономических функции государства.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Две функции государства, названные в тексте:
а) ориентация страны на рациональное и более полное использование ограниченных ресурсов;
б) применение безопасных технологий и сохранение окружающей среды;
2. Дополнительно:
а) производство общественных благ;
б) обеспечение занятости;
в) регулирование денежного обращения.
Могут быть приведены другие примеры.
3 балла
24. Автор отмечает положительные результаты регулирования государством рыночного хозяйства. Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику.
Пояснение.
Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):
1) рынок порождает неравенство доходов и богатств, большие различия в благосостоянии граждан, вызывая рост социальной напряжённости в обществе, роль государства – смягчить неравенство доходов и богатств, например, изъять у наиболее богатых граждан часть их доходов и богатства и распределить собранные средства между беднейшими гражданами страны;
2) внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества могут иметь большое значение, но рынком не учитываются, пример отрицательного внешнего эффекта – загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности, государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка;
3) трудности создания общественных благ, равно доступных всем, на коммерческой основе, поэтому государство призвано обеспечить всем гражданам равные исходные возможности получения образования, медицинской помощи, правовой защиты.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
Приведены два аргумента (объяснения) -2
Приведён один аргумент (объяснение) -1
Баллы | 0-13 | 14-22 | 23-29 | 30-37 |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Предварительный просмотр:
9 класс (обществознание)
Пробный экзамен № 3
1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Девиантное поведение; труд; семья; обмен; монархия.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
2. Антон – сотрудник рекламного агентства. Он пользуется доверием и уважением коллег, является ответственным работником, быстро продвигается по карьерной лестнице. В свободное время любит играть в настольный теннис. Всё это характеризует Антона прежде всего как
1) личность 2) индивида 3) человека 4) работника
3. Татьяна готовится к экзамену по истории: чтобы сдать его на высокую оценку и поступить в институт, она читает учебную литературу, посещает лекции. Что из перечисленного является одним из средств деятельности?
1) экзамен по истории 2) учебная литература 3) высокая оценка 4) поступление в институт
4. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука способствует экономическому росту.
Б. Современная наука способна прогнозировать природные катастрофы.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Рассмотрите фотографию.
Какой вид политической деятельности осуществляют лица, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым следует придерживаться в ходе подобной деятельности, кратко поясните их.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
6. Саше исполнилось 14 лет, и она решила открыть вклад на своё имя в банке, чтобы вносить на счёт свои накопления. В чём состоят финансовые выгоды данной ситуации для личных сбережений Саши? Какие условия необходимо ей учесть при выборе банка, в котором Саша хочет открыть вклад? Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
7. Что из перечисленного относится к факторам спроса?
1) цены на комплектующие 2) доходы потребителей
3) внедрение новых технологий в производство 4) установление дотаций на производство товара
8. Какой из приведённых ниже налогов является косвенным?
1) транспортный налог 2) на добавленную стоимость 3) на доходы физических лиц 4) на недвижимость
9. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. Умеренная безработица является характерной чертой рыночной экономики.
Б. Застойная безработица – это длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) непосредственными личными контактами 2) небольшой численностью членов
3) совместным ведением хозяйства 4) общими увлечениями
11. Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества?
А. Социальная структура общества меняется в связи с развитием общества.
Б. Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. В ходе социологических опросов, проведённых среди совершеннолетних жителей страны М им предложили ответить на вопрос: «Как вы считаете, является ли знание иностранных языков условием первой необходимости при трудоустройстве?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер
задания.
13. Органы местного самоуправления, согласно закону, осуществляют
1) принятие и реализацию внешнеполитических решений 2) управление объектами федеральной собственности
3) объявление амнистии 4) самостоятельное решение вопросов данной территории
14. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Разделение властей – принцип построения и функционирования государственного управления, предполагающий наличие законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и системы сдержек и противовесов для их взаимоотношений.
Б. При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимы друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют концентрации власти в одних руках.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
15. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА |
А) демократия Б) федерация В) республика Г) унитарное государство Д) монархия | 1) форма государственно-территориального устройства 2) форма правления 3) политический режим |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
16. Что является примером дисциплинарного проступка?
1) безбилетный проезд на общественном транспорте 2) отказ вернуть долг родственнику
3) разглашение служебной тайны 4) курение в общественном месте
17. В какой из приведённых ситуаций в случае её реализации были бы нарушены права ребенка?
1) Родители запретили несовершеннолетнему гражданину Ю. участвовать в соревновании по лёгкой атлетике по состоянию здоровья.
2) На время длительной командировки родители решили отправить свою несовершеннолетнюю дочь жить в деревню к бабушке.
3) Нуждаясь в деньгах на покупку дачи, родители решили продать квартиру, которую их несовершеннолетний сын получил по наследству от бабушки.
4) Против желания девятилетнего сына Щ. родители решили перевести его в другую школу.
18. Верны ли следующие суждения об особенностях трудовой деятельности несовершеннолетних работников в РФ?
А. Заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими 16 лет.
Б. Прохождение несовершеннолетним работником медицинского осмотра за счёт работодателя является обязательным.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Учитель на уроке охарактеризовал черты рыночной и командной экономики. Сравните эти два типа экономических систем. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия:
1) преобладание государственной формы собственности на факторы производства
2) решение проблемы ограниченности ресурсов
3) одним из факторов производства является капитал
4) решение о том, что, как и в каком количестве производить, принимает руководитель или владелец предприятия
Черты сходства | Черты отличия | ||
20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Орган государственной власти | Полномочия |
Президент | Назначение выборов в Государственную Думу |
… | Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации |
Выполните задания по тексту.
Предпринимательство — одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций.
Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нём агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий, позволяющих реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность.
Бизнес и предпринимательство являются одними из главных элементов рыночной экономики, без которых государство интенсивно развиваться не может. Предпринимательство и бизнес влияют на темпы экономического роста государства, объём, структуру и качество валового национального продукта.
Предпринимательство — это самостоятельная деятельность граждан и их коопераций, которая связана с риском и осуществляется под свою ответственность, направлена на получение дохода от реализации товаров, использования имущества, выполнения работ или оказания услуг лицами, в соответствии с законом.
Предпринимательство предполагает собственное дело, так как это — основа бизнеса. В свою очередь, собственное дело связано с опасностью потерять его и лишиться затраченных интеллектуальных и материальных ресурсов. Для интенсивного развития бизнеса и предпринимательстванеобходимы определённые условия и факторы: 1) созидательные идеи, личные интересы, выгоды, предпринимательская способность; 2) вероятность расширения рынка или существование свободного места на рынке; 3) возможность увеличения прибыли; 4) введение новшеств, способность экономно использовать ресурсы; 5) возможность предсказания кризисных ситуаций и путей их разрешения.
По размерам своей реализации бизнес и предпринимательская деятельность делятся на крупный, средний и малый. Они существенно отличаются и в размерах основных фондов, и в объёмах производства, и в финансовых и трудовых ресурсах. Крупный бизнес — это одна из основ современной экономики, а мелкое и среднее предпринимательство — это важный показатель её развития и состояния.
(по материалам интернет-энциклопедии)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
22. Как автор определяет общественный характер предпринимательства? Какие компоненты включает в себя управление предприятием, с точки зрения автора? (Назовите любые два компонента.)
Какие два элемента, как считает автор, составляют среду предпринимательства? (Используя текст, укажите два элемента.)
23. Как автор оценивает роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике? Приведите два примера мелкой и средней предпринимательской деятельности в разных отраслях производства; в каждом случае укажите отрасль, с которой связано развитие приведённой Вами в пример предпринимательской деятельности.
24. Автор полагает, что «предпринимательство и бизнес влияют на темпы экономического роста государства». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) эту взаимосвязь.
9 класс (обществознание)
Пробный экзамен № 3
1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Девиантное поведение; труд; семья; обмен; монархия.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) понятия: девиантное поведение, семья;
2) смысл понятия, например: девиантное поведение – поведение, не соответствующее социальным нормам / семья – это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака.. 2 балла
2. Антон – сотрудник рекламного агентства. Он пользуется доверием и уважением коллег, является ответственным работником, быстро продвигается по карьерной лестнице. В свободное время любит играть в настольный теннис. Всё это характеризует Антона прежде всего как
1) личность 2) индивида 3) человека 4) работника
3. Татьяна готовится к экзамену по истории: чтобы сдать его на высокую оценку и поступить в институт, она читает учебную литературу, посещает лекции. Что из перечисленного является одним из средств деятельности?
1) экзамен по истории 2) учебная литература 3) высокая оценка 4) поступление в институт
4. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука способствует экономическому росту.
Б. Современная наука способна прогнозировать природные катастрофы.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Рассмотрите фотографию.
Какой вид политической деятельности осуществляют лица, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым следует придерживаться в ходе подобной деятельности, кратко поясните их.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: участие в митинге / участие в демонстрации / участие в пикетировании;
(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)
2) два объяснения, допустим:
— нельзя закрывать лица (это нарушение закона, может повлечь задержание и привлечение к юридической ответственности);
— прежде чем посещать митинг или иное собрание, следует убедиться о его санкционированности властями (участники несанкционированных митингов могут быть привлечены к юридической ответственности).
Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения. 3 балла
6. Саше исполнилось 14 лет, и она решила открыть вклад на своё имя в банке, чтобы вносить на счёт свои накопления. В чём состоят финансовые выгоды данной ситуации для личных сбережений Саши? Какие условия необходимо ей учесть при выборе банка, в котором Саша хочет открыть вклад? Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
Пояснение.1. Банковский вклад под проценты позволяет увеличить личные сбережения Саши.
2. Необходимо проанализировать, насколько надёжным является банк, давно ли он существует на рынке банковских услуг, предоставляет ли он услугу страхования вкладов. 2 балла
7. Что из перечисленного относится к факторам спроса?
1) цены на комплектующие 2) доходы потребителей
3) внедрение новых технологий в производство 4) установление дотаций на производство товара
8. Какой из приведённых ниже налогов является косвенным?
1) транспортный налог 2) на добавленную стоимость 3) на доходы физических лиц 4) на недвижимость
9. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. Умеренная безработица является характерной чертой рыночной экономики.
Б. Застойная безработица – это длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
10. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется
1) непосредственными личными контактами 2) небольшой численностью членов
3) совместным ведением хозяйства 4) общими увлечениями
11. Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества?
А. Социальная структура общества меняется в связи с развитием общества.
Б. Социальная структура общества – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. В ходе социологических опросов, проведённых среди совершеннолетних жителей страны М им предложили ответить на вопрос: «Как вы считаете, является ли знание иностранных языков условием первой необходимости при трудоустройстве?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Пояснение.
В правильном ответе должны быть сформулированы выводы и высказаны предположения:
а) о сходстве, например: практически равные доли опрошенных в группах 18-25 лет и 26-50 лет указали, что достаточно знать только родной язык (поскольку этот ответ был наименее популярным среди данных групп опрошенных, можно этот факт объяснить тем, что в современных условиях работники возраста до 50 лет постоянно сталкиваются с тем, что знание иностранного языка является одним из основных конкурентных преимуществ);
б) о различии, например: значительно выше доля опрошенных старше 50 лет, которые считают, что для трудоустройства достаточно знания родного языка (возможно, это объясняется тем, что опрошенные более старшего возраста имели опыт трудоустройства в тот период, когда экономика не испытывала ещё настолько сильного глобального экономического влияния, знание иностранного языка не считалось поэтому одним из основных конкурентных преимуществ для работников).
Могут быть сформулированы другие выводы о сходстве и различии, высказаны иные уместные предположения
4 балла
13. Органы местного самоуправления, согласно закону, осуществляют
1) принятие и реализацию внешнеполитических решений 2) управление объектами федеральной собственности
3) объявление амнистии 4) самостоятельное решение вопросов данной территории
14. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Разделение властей – принцип построения и функционирования государственного управления, предполагающий наличие законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и системы сдержек и противовесов для их взаимоотношений.
Б. При разделении властей исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимы друг от друга в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют концентрации власти в одних руках.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
15. Установите соответствие между примерами и элементами формы государства
ПРИМЕРЫ | ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА |
А) демократия Б) федерация В) республика Г) унитарное государство Д) монархия | 1) форма государственно-территориального устройства 2) форма правления 3) политический режим |
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
31212. 2 балла
16. Что является примером дисциплинарного проступка?
1) безбилетный проезд на общественном транспорте 2) отказ вернуть долг родственнику
3) разглашение служебной тайны 4) курение в общественном месте
17. В какой из приведённых ситуаций в случае её реализации были бы нарушены права ребенка?
1) Родители запретили несовершеннолетнему гражданину Ю. участвовать в соревновании по лёгкой атлетике по состоянию здоровья.
2) На время длительной командировки родители решили отправить свою несовершеннолетнюю дочь жить в деревню к бабушке.
3) Нуждаясь в деньгах на покупку дачи, родители решили продать квартиру, которую их несовершеннолетний сын получил по наследству от бабушки.
4) Против желания девятилетнего сына Щ. родители решили перевести его в другую школу.
18. Верны ли следующие суждения об особенностях трудовой деятельности несовершеннолетних работников в РФ?
А. Заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими 16 лет.
Б. Прохождение несовершеннолетним работником медицинского осмотра за счёт работодателя является обязательным.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Учитель на уроке охарактеризовал черты рыночной и командной экономики. Сравните эти два типа экономических систем. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия:
1) преобладание государственной формы собственности на факторы производства
2) решение проблемы ограниченности ресурсов
3) одним из факторов производства является капитал
4) решение о том, что, как и в каком количестве производить, принимает руководитель или владелец предприятия
Черты сходства | Черты отличия | ||
2 | 3 | 1 | 4 |
20. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Орган государственной власти | Полномочия |
Президент | Назначение выборов в Государственную Думу |
… | Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации |
Совет Федерации.
Выполните задания по тексту.
Предпринимательство — одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций.
Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нём агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий, позволяющих реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность.
Бизнес и предпринимательство являются одними из главных элементов рыночной экономики, без которых государство интенсивно развиваться не может. Предпринимательство и бизнес влияют на темпы экономического роста государства, объём, структуру и качество валового национального продукта.
Предпринимательство — это самостоятельная деятельность граждан и их коопераций, которая связана с риском и осуществляется под свою ответственность, направлена на получение дохода от реализации товаров, использования имущества, выполнения работ или оказания услуг лицами, в соответствии с законом.
Предпринимательство предполагает собственное дело, так как это — основа бизнеса. В свою очередь, собственное дело связано с опасностью потерять его и лишиться затраченных интеллектуальных и материальных ресурсов. Для интенсивного развития бизнеса и предпринимательстванеобходимы определённые условия и факторы: 1) созидательные идеи, личные интересы, выгоды, предпринимательская способность; 2) вероятность расширения рынка или существование свободного места на рынке; 3) возможность увеличения прибыли; 4) введение новшеств, способность экономно использовать ресурсы; 5) возможность предсказания кризисных ситуаций и путей их разрешения.
По размерам своей реализации бизнес и предпринимательская деятельность делятся на крупный, средний и малый. Они существенно отличаются и в размерах основных фондов, и в объёмах производства, и в финансовых и трудовых ресурсах. Крупный бизнес — это одна из основ современной экономики, а мелкое и среднее предпринимательство — это важный показатель её развития и состояния.
(по материалам интернет-энциклопедии)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Пояснение.
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.
Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:
1) государственный бюджет — основной финансовый план государства;
2) значимость государственного бюджета;
3) структура государственного бюджета;
4) проблема сбалансированности бюджета. 2 балла
22. Как автор определяет общественный характер предпринимательства? Какие компоненты включает в себя управление предприятием, с точки зрения автора? (Назовите любые два компонента.)
Какие два элемента, как считает автор, составляют среду предпринимательства? (Используя текст, укажите два элемента.)
Пояснение.
1. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нём агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий, позволяющих реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки;
2. Ответ на второй вопрос:
— рациональное использование ресурсов;
— ответственность за конечные результаты своей деятельности.
3. Ответ на третий вопрос:
— экономическая свобода;
— личная заинтересованность. 2 балла
23. Как автор оценивает роль малого и среднего предпринимательства в современной экономике? Приведите два примера мелкой и средней предпринимательской деятельности в разных отраслях производства; в каждом случае укажите отрасль, с которой связано развитие приведённой Вами в пример предпринимательской деятельности.
Пояснение.
1. Мелкое и среднее предпринимательство — это важный показатель развития и состояния современной экономики.
2. Два примера с указанием отраслей производства:
— предоставление услуг: гражданин Петренко организовал компанию по оказанию клининговых услуг в загородных домах, в которой работают 10 клинеров;
— деятельность в сельскохозяйственной отрасли: Анна является учредителем и владельцем фермерского хозяйства, занимающегося производством редких сортов салата, в котором работают 15 сотрудников. 3 балла
24. Автор полагает, что «предпринимательство и бизнес влияют на темпы экономического роста государства». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) эту взаимосвязь.
Пояснение.
1. Рост предпринимательской деятельности обеспечивает налоговые поступления в бюджет, что позволяет государству осуществлять успешные социальные программы.
2. Рост числа предприятий обеспечивает новые рабочие места, повышает средний уровень доходов граждан государства и позволяет обеспечить рост ВВП. 2 балла
Баллы | 0-13 | 14-23 | 24-31 | 32-37 |
Оценка | 2 | 3 | 4 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пробное тестирование по географии в рамках подготовки к ВОУД
1. Что означает слово «география»?A) Описание планет.B) Описание Земли.C) Описание природных условий.D) Описание природных богатств.E) Описание человеческого общества и окружающей среды. 2. Река,...
Пробное тестирование по географии в рамках подготовки к ВОУД
1. Что означает слово «география»?A) Описание планет.B) Описание Земли.C) Описание природных условий.D) Описание природных богатств.E) Описание человеческого общества и окружающей среды. 2. Река,...
Пробное тестирование по географии в рамках подготовки к ВОУД
1. Что означает слово «география»?A) Описание планет.B) Описание Земли.C) Описание природных условий.D) Описание природных богатств.E) Описание человеческого общества и окружающей среды. 2. Река,...
Анализ пробных тестирований ( в формате ЕГЭ) по математике
Материал удобно использовать для выступлений в педсоветах и в родительских собраниях. Анализ включает в себя: 1.Структура КИМ ЕГЭ2.Описание оценки экзаменационной работы3.Результаты пробных тести...
сайты пробных тестирований
сайты пробных тестирований...
«Школьные версии международных экзаменов по английскому языку». Итоги пробного тестирования учащихся 10-х классов ГБОУ "Школа 2054" г. Москва
В нашей школе стало традицией проводить тестирование по английскому языку в рамках международных экзаменов учеников старших классов. Этот год не стал исключением, и ниже мы приводим итоги тестирования...
Обществознание. Пробное тестирование
Пробное тестирование...