Система работы учителя по подготовке к ГИА по обществознанию.
статья по обществознанию

Несмотря на то, что тема Государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ до сих пор является спорной, эти экзамены стали реальностью и прочно вошли в систему нашего образования. Введение ОГЭ по четырем предметам для учащихся 9-х классов заставляет нас, учителей, пересматривать организацию учебной деятельности выпускников для решения проблемы: как, с одной стороны, организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте и с другой, подготовить выпускников к ОГЭ?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Балакина Марина Николаевна.

Система работы учителя по подготовке к ГИА по обществознанию.

Несмотря на то, что тема Государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ до сих пор является спорной, эти экзамены стали реальностью и прочно вошли в систему нашего образования. Введение ОГЭ по четырем предметам для учащихся 9-х классов заставляет нас, учителей, пересматривать организацию учебной деятельности выпускников для решения проблемы: как, с одной стороны, организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте и с другой, подготовить выпускников к ОГЭ?

Однако, когда перед девятиклассниками встает проблема выбора предмета для сдачи экзамена, большинство выбирают обществознание. И на сегодняшний день ОГЭ по обществознанию – один из популярных экзаменов по выбору после обязательных по математике и русскому языку.

Чаще всего выпускники объясняют свой выбор тем, что «предмет несложный, формул, как в физике и химии, учить не надо. Преподается один раз в неделю, а значит, ничего сложного на экзамене не будет». Действительно, кто же сегодня не рассуждает о политике и экономике? Считается, что, чтобы «сдать общество», достаточно общей эрудиции, широкого кругозора и небольших познаний в истории и литературе. Большинство из них уверены, что «уж про общество, в котором живу – я знаю все».  А сдать экзамен по обществознанию не просто. Обществознание – это комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Этот предмет включает в себя основы общественных наук (философии, социальной психологии, социологии, экономики, правоведения, политологии и другие) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в различных сферах жизни. 

Уверенность в том, что обществознание самый легкий предмет, это главная ошибка выпускников и может привести к неожиданным последствиям.

Ни в коем случае не утверждаю, что обществознание соперничает по сложности с точными и естественными науками. Однако практика подтверждает, что добиться действительно высоких результатов, а не просто преодолеть минимальный порог, без основательной подготовки невозможно. И, конечно, как говорится, каждому свое, и все зависит от способностей ученика и степени его самоорганизации.

Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению.

Успешность сдачи экзамена по обществознанию, как и по любому другому предмету, во многом определяется тем, насколько методически верно учитель организует подготовительную работу с учащимися. У каждого из нас постепенно формируется свой стиль в решении этой задачи

Прежде всего, всегда руководствуюсь правилом: подготовка к ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы  и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Свою работу строю по трём основным направлениям:

I направление – введения или «погружения» в экзамен.

Задачи:

- развитие мотивации , целеполагания и уверенности учащихся;

- формирование представления о структуре и содержании КИМов по предмету, назначении заданий различного типа;

-формирование положительное отношение к процедуре контроля экзамена.

На этом этапе происходит знакомство выпускников со спецификой заданий по обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с кодификатором, спецификацией и демоверсией.

Учащиеся должны очень хорошо понять и осознать всю сложность и важность совместной с учителем и самостоятельной работы по подготовке к экзамену.

Так же на данном этапе считаю важным формирование психологической устойчивости учащихся.

В чем я вижу важность психологической подготовки? Дело в том, что психологическая устойчивость способствует успешной аттестации. Даже отлично подготовленный в плане ЗУН ученик может показать недостаточно высокий результат, например, по причине тревожности, связанной с самой процедурой ОГЭ и ЕГЭ.

Наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:

- сомнение в полноте и прочности знаний;

- сомнение в собственных способностях;

- неумение анализировать, концентрировать и распределять внимание;

- быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе.

А поэтому организация информационной работы по подготовке к ОГЭ - важное условие формирования психологической устойчивости учащихся.

II направление – функциональная работа. которая выражается в организации различных способов учебной деятельности. Выделение данного направления связано с очевидной проблемой: регулярность учебных занятий по обществознанию равняется 1 часу в неделю, это 35 часов в учебном году. Для учащихся, целью которых является положительная отметка на экзамене и реальные знания, этих часов будет недостаточно.

Как же пополнить багаж знаний по предмету? Я использую возможности многоуровневой подготовки

Первый уровень – урочная подготовка. Уверена, что образовательное пространство современного урока должно быть наполнено современными ресурсами и педтехнологиями. Это позволяет в работе по подготовке учеников к итоговой аттестации решить триединую задачу – понимание обществоведческого материала, его усвоение и контроль качества знаний.

Второй уровень – консультации. Практикую консультации в форме лекций разного типа. Первый – это лекции-визуализации по всем блокам. Содержание представляю в форме схем, графиков, рисунков. При определении тематики лекций приоритетными являются те темы, где были выявлены пробелы у учеников.

Второй тип консультаций – лекция-диалог, по форме «вопрос – ответ».

Третий тип – консультации -практикумы.

Третий уровень - курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Это достаточно качественный тренинг. Программа подготовки включает основные разделы предмета, изучаемые в школе. Регулярно прорабатываются тесты прошлых лет и актуальные демоверсии ГИА. Такой подход поможет не растеряться во время экзамена.

Самостоятельная работа дома: формирование функциональной и психологической готовности учащихся к сдаче экзамена. Но что бы она прошла успешно важно правильно организовать эту работу т. е. направить учащихся.

III направление –  диагностика уровня подготовки учащихся, контрольно-оценочная деятельность.

Использую различные формы стартового, промежуточного и итогового контроля, а именно:

  • мини-тестирование по разделам в рамках урока;
  • самостоятельные и контрольные работы в формате ОГЭ также в рамках урока;
  • компьютерное и он-лайн тестирование.

Интернет – ресурсы позволяют решать тесты в режиме он-лайн и сразу оценить результаты: сайты «Решу ОГЭ: обществознание. Обучающая система Д. Гущина (soc-oge.sdamgia.ru); ФИПИ (http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge).

пробный экзамен, условия проведения которого максимально приближены к условиям реального экзамена. Это помогает освоить последовательность всех действий и придаст уверенности на самом испытании.

Экзамен по обществознанию обязывает учителя перестроить свою работу с детьми так, чтобы в результате помочь им успешно сдать экзамен. Я убедилась, что системный характер подготовки к ОГЭ действительно эффективен.

Но с другой стороны, важно чтобы ученики усвоили ещё одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Короткова Н.А.Система работы учителя при подготовке к ЕГЭ

Система работы учителя при подготовке к ЕГЭ  ...

программа"Система работы учителя при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ"

Данная программа поможет учителю выстроить систему работы с детьми для успешной сдачи ЕГЭ...

Система работы учителя по подготовке учащихся к написанию части С на ЕГЭ по русскому языку.

Данный материал поможет организовать поэтапную подготовку учащихся к сдаче единого государственного экзамена. Даны речевые образцы и методические шаги по выстраиванию сочинения - рассуждения, предложе...

Система работы учителя по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию

В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в фор­ме ЕГЭ и ОГЭ. Вопрос этот беспокоит всех участников образовательного процесса: уч...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...

Доклад на РМО учителей биологии, химии и географии Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологии

Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ  по биологииЗадача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача уч...