"Государство - политическая организация общества"
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Журмухамбетова Малика Биркалиевна

Предмет: Обществознание

Класс: 9                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Тема: «Государство - политическая организация общества».

Урок разработан в рамках раздела «Политическая сфера» и  открывает систему занятий о государстве как главном политическом институте.                                                                                      На уроке применяются традиционные методы и современные педагогические технологии. Соблюдаются здоровьсберегающие технологии.                                                                                       Основная идея урока — познакомить учащихся с двумя  важными понятиями обществознания: « государство» и «гражданство», способствовать пониманию сущности и назначения этих политических институтов. Все задания логично и точно подобраны, работающие на общую идею урока. Разные виды работы с классом обеспечивают постоянную смену видов деятельности учащихся. Работа с понятиями, проблемные задания, задания творческого характера позволят обучающимся приобрести навыки поиска и обработки социальной информации, умения мыслить, убеждать, иметь собственное суждение. Важной составляющей занятия является блок, содержащий задания на закрепление материала, составленного на основе материалов ОГЭ и ЕГЭ. Воспитательная сторона урока заключается в участии формирования мировоззрения подрастающего поколения на основе гуманизма, патриотизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.08 МБ
Microsoft Office document icon Методическая разработка81.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государство — политическая организация общества

Слайд 2

Задание №1 В1. Назовите компоненты власти (с указанием одного примера властного воздействия на выбор) Учитель – Директор школы В2. Назовите компоненты власти (с указанием одного примера властного воздействия на выбор) Родитель – Ребенок 1 б.

Слайд 3

Задание №2 В1. В2. Вставьте пропуски в определение. __________ – возможность навязывать кому-либо _____________, воздействовать ____________ других людей, направлять их _____________ 2 б. – точное совпадение 1 б. – имеется одно неверное дополнение 0 – два и более несовпадения

Слайд 4

Задание №3. В1. Объясните, как вы понимаете значение слова «легитимность» В2. Объясните, как вы понимаете значение слова «легальность» В стране X был проведен социологический опрос граждан. Им был задан вопрос: «Как вы считаете, свободны современные российские средства массовой информации (СМИ) от государственного контроля?» Результаты опроса приведены в таблице. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Население страны обладает резко полярными воззрениями по вопросам государственного контроля над СМИ. 2) В обществе наблюдается резкое социальное расслоение. 3) В стране X развиваются демократические процессы. 4) Основная масса населения недовольна качеством СМИ. 5) Правительству страны X следует обратить особое внимание на взаимоотношения со СМИ. В1. В2. 2 б. – объяснено понятие, выбраны верные цифры 1 б. – объяснено понятие, допущена одна ошибка в цифрах 0 б. – не объяснено понятие, не решено задание

Слайд 5

Государство - организация политической власти на определенной территории, которая осуществляет управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Слайд 6

Признаки государства Территория (государственные границы) Публичная власть (аппарат управления и принуждения) 3. Право на законотворчество 4. Система налогов и сборов (наличие своего бюджета) 5. Государственные символы (герб, флаг, гимн)

Слайд 7

Признаки государства 6. Население страны (гражданское общество) 7. Единая денежная единица 8. Государственный язык 9. Суверенитет (внутренняя и внешняя независимость) 10. Наличие военной силы

Слайд 9

Гражданство — устойчивая правовая - политическая связь человека и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                  Благодарновская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка

урока по обществознанию

 «Государство - политическая организация общества».

для учащихся 9 класса

           

Составила: Журмухамбетова М.Б.

                                                                 учитель истории и обществознания

                                                            высшей квалификационной категории

МБОУ «Благодарновская СОШ»                                                                             Оренбургская область

                                                                                   Тюльганского района                        с. Благодарное

2023 г

Аннотация.

Предмет: обществознание

Класс: 9                                                                                                                                                          Тема: «Государство - политическая организация общества».

Урок разработан в рамках раздела «Политическая сфера» и  открывает систему занятий о государстве как главном политическом институте.                                На уроке применяются традиционные методы и современные педагогические технологии. Соблюдаются здоровьсберегающие технологии.                                                                                        Основная идея урока — познакомить учащихся с двумя  важными понятиями обществознания: « государство» и «гражданство», способствовать пониманию сущности и назначения этих политических институтов.                       Все задания логично и точно подобраны, работающие на общую идею урока.                              Разные виды работы с классом обеспечивают постоянную смену видов деятельности учащихся. Работа с понятиями, проблемные задания, задания творческого характера позволят обучающимся приобрести навыки поиска и обработки социальной информации, умения мыслить, убеждать, иметь собственное суждение. Важной составляющей занятия является блок, содержащий задания на закрепление материала, составленного на основе материалов ОГЭ и ЕГЭ.

Воспитательная сторона урока заключается в участии формирования мировоззрения подрастающего поколения на основе гуманизма, патриотизма.

       

                                                       

Тема: «Государство - политическая организация общества».

Цель урока: дать характеристику понятиям «государство» и «гражданство».

Задачи:

- познакомить учащихся с понятием «государство», его признаками и функциями; познакомить с сущностью понятия «гражданство»;

- развивать умения учащихся по поиску, обработке и структурированию информации; работать с обществоведческими понятиями, формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач; развивать навыки интерактивного взаимодействия в группе;

- воспитывать политическую культуру.

Планируемые результаты

Личностные:

-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной

-формирование ответственного отношения к учению, готовности  и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Метапредметные :

Регулятивные: умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; умение оценивать свою работу на уроке, качество и уровень усвоения знаний; анализ эмоционального состояния, полученного от успешной (неуспешной) деятельности на уроке;

Коммуникативные: умение с достоверной точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; умение анализировать и представлять информацию, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию; умение слушать и слышать друг друга; владеть монологической речью; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей;

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели урока; формулировать ответы на вопросы учителя; устанавливать причинно-следственные связи, структурировать знания; умение анализировать текст документа, применение методов информационного поиска и выделение необходимой информации;

Предметные:

-знать значение понятий: государство, формы государства, гражданство, уметь применять их для раскрытия сущности изучаемой темы

-объяснить причины возникновения государства, признаки государства, отличие унитарного государства от федеративного, принципы гражданства РФ.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: Словесный, проблемный, наглядный, частично-поисковый.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебная презентация.

Основные понятия: государство, гражданство, формы государства, формы правления, монархия, республика, унитарное государство, федеративное государство, конфедерация.

                                                                                                                                                                                                                       

Ход урока

«Государство – политическое состояние общества»                                                                              Н. Макиавелли.

I. Организационный этап.  Мотивационный этап.                                                                             

 «Считай несчастным тот день и тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Ян Амос Каменский

Урок – это 2400 секунд, пусть полезной станет каждая!

Постановка цели и задач урока.

Прочитайте высказывание итальянского мыслителя Н. Макиавелли  и сформулируйте тему и цель нашего урока.

- Что именно о государстве вы должны узнать на уроке?

И так на уроке вы узнаете, что такое государство, происхождение государства, признаки государства, формы государства, гражданство.                            

План изучения нового материала

1. Происхождение государства

2. Признаки государства

3. Формы государства

4. Гражданство

II.  Актуализация знаний

- Что такое власть?

- Виды влияния?

- Назначение власти?

Задание1: Назовите компоненты власти. (с указанием одного примера властного воздействия на выбор) Родитель – ребенок. Слайд 2

Задание 2: Вставьте пропуски в определение. Слайд 3

Задание 3: Объясните, как вы понимаете значение слова «легитимность»

Объясните, как вы понимаете значение слова «легальность»  Слайд 4

III. Изучение нового материала. 

1.Происхождение государства

Прием  «Мозговой штурм»

- Назовите самые первые государства, с которыми вы познакомились при изучении истории Древнего мира.

- Подумайте над причинами возникновения государств.

Вернемся к теме первобытное общество.

- Имело ли первобытное  общество государственное устройство? Но как жили члены этого общества?

- Почему без правил и норм человеческий коллектив не мог существовать?

- На чем основывались нормы ? И кто стоял во главе первобытного коллектива?

С развитием общества стали возникать  отдельные группы людей, осуществляющих управление обществом. Так власть отделилась от народа. Появились  законы, суд, армия.

Существуют различные теории происхождения государства.

Таблица «Теории происхождения государства»

Название теории

Изложение теории

Божественная

 Государственная власть от Бога, а правосудие есть проявление Божьего суда

Договорная

 Добровольное соглашение людей как согласование интересов членов общества

Теория завоевания

 Первые государства — результат завоевания земледельческих общин воинственными племенами кочевников

Классовая

 С расколом общества на классы, противоположные по своим интересам, у экономически господствующего, необходимость укрепить своё положение с помощью политической власти

2. Признаки государства

Просмотр видео https://youtu.be/K9qWk_Vqe9s

«Отвечают дети. Что такое государство?»

Запишите определение в тетрадь.

Государство - форма организации политической власти, осуществляющей управление обществом и обладающей суверенитетом. Слайд 5

Работа со схемой «Признаки государства».  Слайд 6 -7

Заполнение таблицы в тетради.

- Осуществляя своё социальное назначение, государство выполняет определённые внутренние и внешние функции. Слайд 8

Внутренние функции

Внешние функции

Сохранение  целостности  общества.

Поддержание  и охрана порядка.

Выработка стратегических целей развития общества.  

Поддержка и развитие значимых сфер

Сотрудничество  в различных сферах с другими странами.

Развитие дипломатических отношений между государствами.

Обеспечение обороноспособности страны

Физминутка

3. Формы государства.

Работа со словарем стр. 202, найдите определение понятия «государство».

Групповая работа

Работа с учебником и электронным ресурсом «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/lesson/2960/train/#176754   в группах.

I группа.

Стр.14-15, https://resh.edu.ru/subject/lesson/2960/train/#176754.                         Составить схему «Формы правления»

Выделить особенности каждой из форм правления. Привести примеры государств с различными формами правления.

                                                             Формы государства

                                                             

                                                                   Президентская

Абсолютная     Ограниченная                                                                            Авторитарный

                             Парламентская

                                                                 Смешанная                                              Тоталитарный

II группа.

 Стр.15-16, https://resh.edu.ru/subject/lesson/2960/train/#176754.                         Составить схему «Форма территориально-государственного устройства. Выделить особенности каждой их форм.

 Формы государственно-территориального устройства:

1) Унитарное государство – государство, административные части которого (края, провинции) не обладают суверенитетом. У них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центру.(Венгрия)

2) Федеративное государство – государство, административные части которого обладают суверенитетом в той или иной мере (РФ).В субъектах действуют и собственные законы, и собственные органы управления.

3) Конфедерация – союз суверенных государств, заключённый для достижения общих целей (ЕС).

Конфедерация образуется на основе международного договора между государствами, которые, вступая в конфедерацию, в полном объеме сохраняют свой суверенитет. Конфедеративные органы только координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по вопросам, по которым они объединились. Следовательно, конфедерация в отличие от своих членов не обладает суверенитетом.

4. Гражданство. Слайд 9

Гражданство – это устойчивая правовая - политическая связь человека и государства, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязанностей и ответственности.                                                                                                        Гражданин имеет право пользоваться установленными законом правами и нести обязанности. Право на гражданство провозглашается во Всеобщей Декларации прав человека и гражданина (1948 ) и Конституции РФ (1993).

Работа со статями Конституции РФ  (права и обязанности гражданина РФ ст. 18,30,31.32,36,57-60). Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства.

IV.  Закрепление изученного материала (слайд № 9-18)

- Подготовка к ОГЭ . Онлайн тесты.

Образовательная платформа «Российская электронная школа»,                                Контрольные задания  В1 или В2.                            

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2960/train/#176754

Подведение итогов урока, рефлексия.

 (Выставление оценок)

Рефлексия

-Что мне было известно по данной теме?

 -Что нового я узнал (а) на уроке?

Домашнее задание:

 § 2 учебника стр.10-16; вопросы рубрики «Проверим себя».                  Задания 1—3 рубрики «В классе и дома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Политическая система общества"

Презентация поможет повторить теоретический материал по блоку вопросов "Политика" к ЕГЭ по обществознанию. Материал систематизирован в схемы и таблицы....

Политические партии в политической системе общества

Презентация урока в 11 классе по  обществознанию.Цели урока:Образовательные: Сформировать у учащихся представление о том, что  такое партия. Показать признаки и роль политических партий...

Гражданское общество и государство. Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления

Гражданское общество и государство.Значение гражданского общества в воспитании антикоррупционного мышления...

Политика и политическая система общества

Материал к уроку. Работа с документами....

Тест по Обществознанию 9 кл. Политика, государство, политические режимы.

Тест по Обществознанию 9 класс по УМК Боголюбова Л.Н. "Политика, государство, политические режимы". §1-3...

Тест "Государство как основной институт политической ситсемы общества", 11класс.

Тест позволяет закрепить знания учащихся 11 класса  в ходе подготовки к ЕГЭ (тема "Государство")...