Урок обществознания в 8 классе по теме «Искусство»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Горбунова Екатерина Валентиновна

Урок обществознания в 8 классе по теме «Искусство» направлен на формирование эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, уважения к истории культуры своего Отечества. Он призван сформировать потребность в общении с художественными произведениями, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

8кл. Обществознание.

Аннотация

Урок обществознания в 8 классе по теме «Искусство» направлен на формирование эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, уважения к истории культуры своего Отечества. Он призван сформировать потребность в общении с художественными произведениями, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Тема урока: «Искусство»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: создать условия для формирования представлений о взаимодействии искусства и духовной жизни общества.

Задачи:

Обучающие:

1. Раскрыть сущность и особенности искусства.

2. Сформировать представления о различных видах искусства.

3. Определить основные функции искусства

Развивающие:

1. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления (умений обобщать, сравнивать, контролировать, анализировать, делать выводы);

2. Продолжить развитие навыков коммуникации (работать в парах, высказывать свою точку зрения, вступать в диалог с другими)

3. Формировать творческую деятельность, креативность.

Воспитательные:

1. Воспитывать эстетическую культуру.

2. Формировать уважение к культурным достижениям и памятникам культуры.

#1042;оспитание патриотизма, гражданственности.

Планируемые результаты:

- личностные:

• овладении навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)

• умении выполнять познавательные и практические задания, на:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знание основных понятий «Искусство», «Виды искусства», понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни.

Образовательные ресурсы: Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2023. Презентация с видео и аудио ресурсами. Раздаточный материал (тесты, карточки для рефлексии, бумажные заготовки для снежка или ёлочных игрушек)

Технологии: Проблемного обучения, критического мышления, здоровьесберегающая.

Методы и формы обучения.

Методы: наглядный, частично-поисковый, эвристическая беседа.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

ХОД УРОКА:

#1054;рганизационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Всем добрый день!! Здравствуйте, ребята, Присаживайтесь!

Итак, сегодня мы продолжаем с вами изучать обществознание.

Посмотрите на экран. (экран черный). Что вы видите?

(возможный ответ: «ничего»).

Учитель: такого быть не может, что «ничего»! Подумайте, может у вас возникнут какие-то ассоциации в памяти, может, вы что-то когда-то видели или слышали, связанное с изображением???

(Картина известного российского и советского художника – Казимира Малевича «Чёрный квадрат».1915г.)

Учитель: Посмотрите на следующий кадр - А это что такое???? Тоже не знаете? Может, это кто-то просит помощи, протягивая руки? Или может это выражение радости и восхищения?

- А может эта подсказка вам поможет? Данное изображение связано с предыдущим по времени своего возникновения. (Ответы учащихся)

(Конечно же это наскальная живопись, рисунки первобытных людей. Мы это с вами изучали в курсе истории древнего мира в 5 классе.)

Учитель: Одна из самых известных картин мира величайшего мастера живописи. Как называется эта картина?

(Это картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (написана в начале 16 века).

- Ну, а то, что сейчас изображено на экране, вам известно? (Балет) Ответы учащихся.

Учитель: а теперь, ребята, подумаем, что же все эти изображения объединяет? Каким одним словом это всё можно назвать? Возможные ответы учеников («творчество», «деятельность», «культура», «искусство»)

(Культура? А если ещё конкретней взглянуть? – Искусство)

-Так что мы сегодня с вами будем изучать?

-Это и будет темой нашего урока! Запишите тему в тетрадь.

(дети записывают «Искусство»).

II. Актуализация знаний.

Учитель: а вам не кажется, что чего-то ещё не хватает в теме? Как-то она у нас сиротливо смотрится!

- Как вы думаете, что мы должны знать об искусстве??? (Возможные ответы учащихся: понятие, виды или формы искусства, его особенности.

- Зачем оно существует в обществе?)

(определение целей изучения темы)

- Значит, что добавим в формулировку темы? (предложения учеников)

Запись темы дописывается в тетрадь:

«Искусство и его виды. Роль искусства в жизни человека и общества.»

Учитель: - Кто сможет назвать виды искусства?

- Затрудняетесь?

- Посмотрите на экран, на основании этого изображения какие виды искусства мы можем выделить? (ответы учащихся)

Виды искусства записать в тетрадь

III. Постановка учебной проблемы

Учитель: Итак, что же такое Искусство? Какое определение дадим?

Для начала подберем слова, которые подходят к пониманию слова «искусство».

(ответы учеников) творчество, фантазия, музы, воображение, вдохновение и др.

- На экране вы видите определения этого понятия. Какое из них правильное? (ответы учащихся)

- Может я вас удивлю, но они все правильные! Более того, опираясь на них, попытайтесь выделить отличительные особенности искусства, т.е. что его отличает от других форм культуры? - от морали, религии, науки???? (ответы учащихся)

-По слайдам Записываем в тетрадь особенности искусства (на слайде презентации)

1. Является образным

2. Творческое отражение действительности, субъективность автора

3. Чувственное восприятие окружающего мира и отношение к нему

4. Наглядность: создание художественных образов происходит при помощи определённых средств (слово, цвет, звук)

- Как вы думаете, искусство необходимо обществу? (Да/ Нет) Чтобы на него ответить, нужны какие-то доказательства, аргументы.

- Можем ли мы утверждать, что искусство оказывает влияние на формирование и развитие личности? (Версии учащихся)

IV. Пути решение проблемы

Учитель: Давайте подумаем, какие качества человека может развивать литература? (способность мыслить, рассуждать, красноречие, обогащение своего языка).

  1. С помощью литературы мы можем узнавать о том, что было раньше?

Приведите примеры. («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», русские былины, стихотворение «Бородино»).

- С помощью литературных произведений можно формировать духовные ценности (представления о чести, долге, уважении, справедливости, достоинстве и т.д.) «Капитанская дочка», «Дубровский», сказка «О золотой рыбке», сказка «Царевна- лягушка»- все пороки человека)

- (слайд 16 в презентации. Цитата из стихотворения Вадима Шефнера «Слова»). Как воздействуют слова на наше поведение? Наши поступки? (ответы учащихся)

2) - Изобразительное искусство (живопись) может ли быть источником наших знаний? (изображение природы, портреты известных людей, правителей, картины исторических событий и др.)

3)Если мы с вами возьмём музыку, какое она может оказывать воздействие? Какие чувства она вызывает? Какие качества она формирует? (ответы учащихся)

Музыкальная физминутка!

Учитель: Кто самый смелый ы классе? Кто готов провести в классе флэш-моб? (желающие 2-3 чел. из класса проводят танцевально-музыкальную зарядка)

- (включается отрывок из Марсельезы)

- Помните, что это за музыкальное произведение? С какой страной оно связано?

С какими событиями? Какие чувства она передаёт?

- А следующая песня с какими событиями связана?

(звучит отрывок из песни «Священная война»).

- Какие вы думаете, какие качества она была призвана формировать? (патриотизм, желание защитить Родину, решительность, жертвенность, стремление к единству)

- На какие важные жизненные ценности обращает внимание автор следующей песни? (отрывок из песни «Встанем» Я. Дронова) (патриотизм, почитание своих предков, гордость за свой народ, за своих героев, сохранения памяти и уважения к ветеранам)

- А вот если возьмём киноискусство! Как вы считаете, оно влияет на ваше мировоззрение? Приведите свои примеры, какие фильмы, просмотренные Вами, могут способствовать формированию ценностей??? (Уч-ся приводят примеры)

- А какие лично на Вас оказали влияние и какое??? (ответы уч-ся)

(Я бы вам порекомендовала посмотреть фильмы «Легенда №17», «Движение вверх»)

Итак, какой вывод мы сделаем, возвращаясь к нашей гипотезе:

Способно ли искусство влиять на формирование личности?

Как мы с вами ответим на него??? (ДА!)

V. Первичное осмысление и закрепление изученного

Ну а сейчас проведём закрепление полученных знаний.

Вам предлагается пройти тест из 5 вопросов. (розовый цвет листочков с заданиями).

Выбрать верные варианты ответов.

Тест. 2 мин. (1 вариант-______________

2 вариант-______________

VI. Итоги урока. Рефлексия

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

- Ребята, вам предлагается самостоятельно оценить тот материал, который изучили на уроке по критериям (интересно, трудно, бесполезно) (голубой цвет листочков)

Самостоятельно оцените тот материал, который изучили на уроке.

Ф.И.

Интересно

Трудно

Бесполезно

Творческая работа- разукрасить снежок! Мы сегодня много узнали об искусстве и его роли, а теперь представьте себя в роли художника и оформите «новогодний снежок!» (или ёлочную игрушку)

Домашнее задание: §8, записи выучить. Написать эссе на тему: «Жизнь коротка, искусство вечно» (Гиппократ).

Учитель: «Урок окончен. Благодарю всех за внимание и работу на уроке! До свидания!»

Приложение № 1

Выполните задание: Выберите верные суждения:

1 вариант.

2 вариант

Ф.И.

Ф.И.

Выберите верные суждения:

1. Одной из функций искусства является познание реального мира.

2. Искусство является видом духовной культуры.

#1044;ля искусства характерно стремление к точности и достоверности знаний.

#1048;скусство не способно оказывать воспитательное воздействие на личность.

5. Художественный образ может нести на себе отпечаток определённых исторических условий.

Ответ_____________________

Выберите верные суждения:

1. Искусству присуще жанровое разнообразие.

2. Отличительной чертой искусства является стремление к достижению объективной истины

3. Искусство может оказывать сильное эмоциональное воздействие

4. В искусстве основным выразительным средством является художественный образ.

5. Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме.

Ответ________________

Приложение № 2

Самостоятельно оцените тот материал, который изучили на уроке.

Ф.И.

Интересно

Трудно

Бесполезно

Самым интересным для меня было…..

потому что….

мне понравилось……

потому что………

мне не понравилось…………………………..;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обществознания 8 класс на тему товар и деньги

урок обществознания 8 класс на тему товар и деньги...

Презентация к уроку обществознания 9 класс на тему "Конституция России"

Презентация содержить основные термины к уроку и небольшой тест по закреплению....

Методическая разработка урока в 8 классе по теме "Искусство путешествовать" с мультимедийной презентацией ( УМК "Шаги 4" И.Л. Бим)

На данном уроке решаются следующие учебные, развивающие  задачи расширение и углубление знаний учащихся по данной теме; активизация умения воспринимать на слух иноязычную речь; совершенствование ...

Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

разработка урока обществознания 7 класс по теме "Правоотношения"

Урок разработан на основе учебника А. Кравченко Обществознание 7 класс. Инновационная школа. Данный урок продолжает тему "Правовое регулирование поведения человека в обществе" . Учащиеся знакомятся с ...

Презентация к уроку изо 5 класс по теме "Искусство городца"

Презентация изо  "Искусство городца" 5 класс...