Урок обществознания в 8 классе по теме «Искусство»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)
Урок обществознания в 8 классе по теме «Искусство» направлен на формирование эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, уважения к истории культуры своего Отечества. Он призван сформировать потребность в общении с художественными произведениями, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
8кл. Обществознание.
Аннотация
Урок обществознания в 8 классе по теме «Искусство» направлен на формирование эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, уважения к истории культуры своего Отечества. Он призван сформировать потребность в общении с художественными произведениями, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Тема урока: «Искусство»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: создать условия для формирования представлений о взаимодействии искусства и духовной жизни общества.
Задачи:
Обучающие:
1. Раскрыть сущность и особенности искусства.
2. Сформировать представления о различных видах искусства.
3. Определить основные функции искусства
Развивающие:
1. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления (умений обобщать, сравнивать, контролировать, анализировать, делать выводы);
2. Продолжить развитие навыков коммуникации (работать в парах, высказывать свою точку зрения, вступать в диалог с другими)
3. Формировать творческую деятельность, креативность.
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетическую культуру.
2. Формировать уважение к культурным достижениям и памятникам культуры.
#1042;оспитание патриотизма, гражданственности.
Планируемые результаты:
- личностные:
• овладении навыками публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
• умении выполнять познавательные и практические задания, на:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
- метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
- предметные: знание основных понятий «Искусство», «Виды искусства», понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни.
Образовательные ресурсы: Учебник Обществознания, 8 класс, Боголюбов Л.Н., 2023. Презентация с видео и аудио ресурсами. Раздаточный материал (тесты, карточки для рефлексии, бумажные заготовки для снежка или ёлочных игрушек)
Технологии: Проблемного обучения, критического мышления, здоровьесберегающая.
Методы и формы обучения.
Методы: наглядный, частично-поисковый, эвристическая беседа.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
ХОД УРОКА:
#1054;рганизационный момент. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Всем добрый день!! Здравствуйте, ребята, Присаживайтесь!
Итак, сегодня мы продолжаем с вами изучать обществознание.
Посмотрите на экран. (экран черный). Что вы видите?
(возможный ответ: «ничего»).
Учитель: такого быть не может, что «ничего»! Подумайте, может у вас возникнут какие-то ассоциации в памяти, может, вы что-то когда-то видели или слышали, связанное с изображением???
(Картина известного российского и советского художника – Казимира Малевича «Чёрный квадрат».1915г.)
Учитель: Посмотрите на следующий кадр - А это что такое???? Тоже не знаете? Может, это кто-то просит помощи, протягивая руки? Или может это выражение радости и восхищения?
- А может эта подсказка вам поможет? Данное изображение связано с предыдущим по времени своего возникновения. (Ответы учащихся)
(Конечно же это наскальная живопись, рисунки первобытных людей. Мы это с вами изучали в курсе истории древнего мира в 5 классе.)
Учитель: Одна из самых известных картин мира величайшего мастера живописи. Как называется эта картина?
(Это картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (написана в начале 16 века).
- Ну, а то, что сейчас изображено на экране, вам известно? (Балет) Ответы учащихся.
Учитель: а теперь, ребята, подумаем, что же все эти изображения объединяет? Каким одним словом это всё можно назвать? Возможные ответы учеников («творчество», «деятельность», «культура», «искусство»)
(Культура? А если ещё конкретней взглянуть? – Искусство)
-Так что мы сегодня с вами будем изучать?
-Это и будет темой нашего урока! Запишите тему в тетрадь.
(дети записывают «Искусство»).
II. Актуализация знаний.
Учитель: а вам не кажется, что чего-то ещё не хватает в теме? Как-то она у нас сиротливо смотрится!
- Как вы думаете, что мы должны знать об искусстве??? (Возможные ответы учащихся: понятие, виды или формы искусства, его особенности.
- Зачем оно существует в обществе?)
(определение целей изучения темы)
- Значит, что добавим в формулировку темы? (предложения учеников)
Запись темы дописывается в тетрадь:
«Искусство и его виды. Роль искусства в жизни человека и общества.»
Учитель: - Кто сможет назвать виды искусства?
- Затрудняетесь?
- Посмотрите на экран, на основании этого изображения какие виды искусства мы можем выделить? (ответы учащихся)
Виды искусства записать в тетрадь
III. Постановка учебной проблемы
Учитель: Итак, что же такое Искусство? Какое определение дадим?
Для начала подберем слова, которые подходят к пониманию слова «искусство».
(ответы учеников) творчество, фантазия, музы, воображение, вдохновение и др.
- На экране вы видите определения этого понятия. Какое из них правильное? (ответы учащихся)
- Может я вас удивлю, но они все правильные! Более того, опираясь на них, попытайтесь выделить отличительные особенности искусства, т.е. что его отличает от других форм культуры? - от морали, религии, науки???? (ответы учащихся)
-По слайдам Записываем в тетрадь особенности искусства (на слайде презентации)
1. Является образным
2. Творческое отражение действительности, субъективность автора
3. Чувственное восприятие окружающего мира и отношение к нему
4. Наглядность: создание художественных образов происходит при помощи определённых средств (слово, цвет, звук)
- Как вы думаете, искусство необходимо обществу? (Да/ Нет) Чтобы на него ответить, нужны какие-то доказательства, аргументы.
- Можем ли мы утверждать, что искусство оказывает влияние на формирование и развитие личности? (Версии учащихся)
IV. Пути решение проблемы
Учитель: Давайте подумаем, какие качества человека может развивать литература? (способность мыслить, рассуждать, красноречие, обогащение своего языка).
- С помощью литературы мы можем узнавать о том, что было раньше?
Приведите примеры. («Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», русские былины, стихотворение «Бородино»).
- С помощью литературных произведений можно формировать духовные ценности (представления о чести, долге, уважении, справедливости, достоинстве и т.д.) «Капитанская дочка», «Дубровский», сказка «О золотой рыбке», сказка «Царевна- лягушка»- все пороки человека)
- (слайд 16 в презентации. Цитата из стихотворения Вадима Шефнера «Слова»). Как воздействуют слова на наше поведение? Наши поступки? (ответы учащихся)
2) - Изобразительное искусство (живопись) может ли быть источником наших знаний? (изображение природы, портреты известных людей, правителей, картины исторических событий и др.)
3)Если мы с вами возьмём музыку, какое она может оказывать воздействие? Какие чувства она вызывает? Какие качества она формирует? (ответы учащихся)
Музыкальная физминутка!
Учитель: Кто самый смелый ы классе? Кто готов провести в классе флэш-моб? (желающие 2-3 чел. из класса проводят танцевально-музыкальную зарядка)
- (включается отрывок из Марсельезы)
- Помните, что это за музыкальное произведение? С какой страной оно связано?
С какими событиями? Какие чувства она передаёт?
- А следующая песня с какими событиями связана?
(звучит отрывок из песни «Священная война»).
- Какие вы думаете, какие качества она была призвана формировать? (патриотизм, желание защитить Родину, решительность, жертвенность, стремление к единству)
- На какие важные жизненные ценности обращает внимание автор следующей песни? (отрывок из песни «Встанем» Я. Дронова) (патриотизм, почитание своих предков, гордость за свой народ, за своих героев, сохранения памяти и уважения к ветеранам)
- А вот если возьмём киноискусство! Как вы считаете, оно влияет на ваше мировоззрение? Приведите свои примеры, какие фильмы, просмотренные Вами, могут способствовать формированию ценностей??? (Уч-ся приводят примеры)
- А какие лично на Вас оказали влияние и какое??? (ответы уч-ся)
(Я бы вам порекомендовала посмотреть фильмы «Легенда №17», «Движение вверх»)
Итак, какой вывод мы сделаем, возвращаясь к нашей гипотезе:
Способно ли искусство влиять на формирование личности?
Как мы с вами ответим на него??? (ДА!)
V. Первичное осмысление и закрепление изученного
Ну а сейчас проведём закрепление полученных знаний.
Вам предлагается пройти тест из 5 вопросов. (розовый цвет листочков с заданиями).
Выбрать верные варианты ответов.
Тест. 2 мин. (1 вариант-______________
2 вариант-______________
VI. Итоги урока. Рефлексия
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
- Ребята, вам предлагается самостоятельно оценить тот материал, который изучили на уроке по критериям (интересно, трудно, бесполезно) (голубой цвет листочков)
Самостоятельно оцените тот материал, который изучили на уроке.
Ф.И. | Интересно | Трудно | Бесполезно |
Творческая работа- разукрасить снежок! Мы сегодня много узнали об искусстве и его роли, а теперь представьте себя в роли художника и оформите «новогодний снежок!» (или ёлочную игрушку)
Домашнее задание: §8, записи выучить. Написать эссе на тему: «Жизнь коротка, искусство вечно» (Гиппократ).
Учитель: «Урок окончен. Благодарю всех за внимание и работу на уроке! До свидания!»
Приложение № 1
Выполните задание: Выберите верные суждения:
1 вариант. | 2 вариант |
Ф.И. | Ф.И. |
Выберите верные суждения: 1. Одной из функций искусства является познание реального мира. 2. Искусство является видом духовной культуры. #1044;ля искусства характерно стремление к точности и достоверности знаний. #1048;скусство не способно оказывать воспитательное воздействие на личность. 5. Художественный образ может нести на себе отпечаток определённых исторических условий. Ответ_____________________ | Выберите верные суждения: 1. Искусству присуще жанровое разнообразие. 2. Отличительной чертой искусства является стремление к достижению объективной истины 3. Искусство может оказывать сильное эмоциональное воздействие 4. В искусстве основным выразительным средством является художественный образ. 5. Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме. Ответ________________ |
Приложение № 2
Самостоятельно оцените тот материал, который изучили на уроке.
Ф.И. | Интересно | Трудно | Бесполезно |
Самым интересным для меня было….. |
потому что…. |
мне понравилось…… |
потому что……… |
мне не понравилось…………………………..; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обществознания 8 класс на тему товар и деньги
урок обществознания 8 класс на тему товар и деньги...
Презентация к уроку обществознания 9 класс на тему "Конституция России"
Презентация содержить основные термины к уроку и небольшой тест по закреплению....
Методическая разработка урока в 8 классе по теме "Искусство путешествовать" с мультимедийной презентацией ( УМК "Шаги 4" И.Л. Бим)
На данном уроке решаются следующие учебные, развивающие задачи расширение и углубление знаний учащихся по данной теме; активизация умения воспринимать на слух иноязычную речь; совершенствование ...
Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"
Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе» Целью урока является изучения деятельности как основного...
Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"
Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе» Целью урока является изучения деятельности как основного...
разработка урока обществознания 7 класс по теме "Правоотношения"
Урок разработан на основе учебника А. Кравченко Обществознание 7 класс. Инновационная школа. Данный урок продолжает тему "Правовое регулирование поведения человека в обществе" . Учащиеся знакомятся с ...
Презентация к уроку изо 5 класс по теме "Искусство городца"
Презентация изо "Искусство городца" 5 класс...