Задания по теме: "Человек в обществе" 10 класс
тренажёр по обществознанию (10 класс)
Задания по теме "Человек в обществе" представлены в 3 вариантах их можно использовать в качестве повторения темы и в виде контрольной работы для 10 класса по теме: "Человек в обществе"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задания по теме: «Человек в обществе».
Вариант 1.
1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности»:
#8239; субъект; #8239; объект; #8239; цель; #8239; статус; #8239; нормы; #8239; средства; #8239; результат.
2. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу, и запишите цифры, под которыми они указаны:
#8239; приоритет коллективистских ценностей;
#8239; рост численности рабочего класса;
#8239; возможность к социальной мобильности;
#8239; использование информационных технологий;
#8239; глобализация экономики и финансов.
3. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны:
#8239; возрастные и половые различия;
#8239; темперамент;
#8239; особенности нервной системы;
#8239; самооценка;
#8239; опыт;
#8239; особенности мировоззрения.
4. Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны:
#8239; качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти;
#8239; человеку как личности свойственно приобретение социальных качеств;
#8239; человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики;
#8239; качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества;
#8239; человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.
5. Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны:
#8239; восприятие является формой рационального познания;
#8239; истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем;
#8239; одним из критериев истины выступает практика;
#8239; обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию;
#8239; одной из форм чувственного познания является представление.
6. Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны:
#8239; одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь;
#8239; средством вербального общения является мимика;
#8239; информационное общество создало новые формы общения;
#8239; речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения;
#8239; основной целью коммуникации является обмен эмоциями.
7. Владимир работает в биологическом исследовательском институте. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите цифры, под которыми они указаны.
#8239; Регулярно посещает библиотеку.
#8239; Руководит комиссией по аттестации сотрудников института.
#8239; Анализирует публикации по проблемам развития биологии.
#8239; Ведет эксперимент в области молекулярной биологии.
#8239; Состоит членом профсоюзной организации института.
#8239; Выступил с докладом о результатах своей деятельности на симпозиуме ученых.
8. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФУНКЦИИ НАУКИ |
A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала | #8239; производственная |
Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство | #8239; прогностическая |
B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей | |
Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
9. Гонка вооружений повлияла на обострение экологической и экономической ситуации в мире. Выберите из приведенного ниже списка глобальные проблемы, которые непосредственно отражены в данной причинно-следственной связи, и запишите цифры, под которыми они указаны:
#8239; угроза новой мировой войны;
#8239; экологический кризис и его последствия;
#8239; отставание развивающихся стран «третьего мира» от развитых стран;
#8239; демографическая ситуация на планете;
#8239; алкоголизм и наркомания;
#8239; международный терроризм.
10. Обоснуйте оценку глобализации как противоречивого процесса.
(Обоснование должно быть дано опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
#8239; Назовите три глобальных проблемы (кроме экологической).
3. Для каждой из указанных в пункте 2 глобальных проблем приведите по одному примеру, иллюстрирующему способ/путь решения каждой из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать три различных способа/пути решения данной проблемы.)
11. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема познаваемости мира». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
. Вариант 2.
1.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды деятельности»:
#8239; трудовая; #8239; инстинктивная; #8239; учебная; #8239; созидательная; #8239; творческая; #8239; кадровая.
2. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу, и запишите цифры, под которыми они указаны:
#8239; развитие сферы услуг;
#8239; рост численности рабочего класса;
#8239; отсутствие социальной стратификации;
#8239; использование информационных технологий;
#8239; новые интеллектуальные технологии.
3. Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и укажите цифры, под которыми они указаны:
#8239; преобразовывать окружающую среду;
#8239; видеть цель своих действий;
#8239; адаптироваться к природным условиям;
#8239; мыслить;
#8239; производить потомство;
#8239; чередовать периоды активности и отдыха.
4. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны:
#8239; общество является частью природы;
#8239; природа полностью определяет развитие общества;
#8239; современному обществу свойственно сословное строение;
#8239; совокупность всех народов, населяющих нашу планету, представляет собой общество;
#8239; обществом можно назвать определенный этап исторического развития человечества.
5. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины, и запишите цифры, под которыми они указаны:
#8239; знание, выраженное в доступной форме;
#8239; знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом;
#8239; знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека;
#8239; знание, соответствующее интересам субъекта;
#8239; знание, имеющее широкие возможности для распространения;
#8239; знание, которое разделяет большинство людей.
6. Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны:
#8239; рациональное познание присуще только человеку;
#8239; одной из форм рационального познания является представление;
#8239; рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете;
#8239; рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине;
#8239; исходным элементом рационального познания является понятие.
7. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?
#8239; Моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости.
#8239; Выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов.
#8239; Использование художественных образов для интерпретации социальных процессов.
#8239; Разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей.
#8239; Описание случаев социальной дифференциации населения.
#8239; Оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости.
8. Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ВИДЫ ПОЗНАНИЯ |
A) логическая обоснованность | #8239; мифологическое |
Б) доказательность B) опора на верования | #8239; научное |
Г) проверяемость | |
Д) эмоциональная окрашенность |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
9. Какие из перечисленных мер направлены на преодоление проблемы «Север — Юг»? Запишите цифры, под которыми они указаны.
#8239; Подготовка инвестиционных проектов, направленных на создание новых рабочих мест в экономически неразвитых странах.
#8239; Деятельность международных правительственных организаций, направленная на борьбу с терроризмом.
#8239; Предоставление торговых преференций для стран с сырьевым характером экспорта.
#8239; Сокращение расходов на преодоление безграмотности.
#8239; Разработка программ поставок оружия.
#8239; Ограничение выброса загрязняющих веществ в атмосферу.
10. . Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
#8239; Обоснуйте взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания. (Обоснование должно быть дано опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи.)
#8239; Какие методы используются в научных исследованиях? (Назовите любые три метода.).
3. Для каждого указанного в п.2 метода приведите по одному примеру, иллюстрирующему его применение в конкретной науке. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать применение методов в разных науках.)
11. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Научное познание». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
Вариант 3.
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются социальными качествами человека:
#8239; порядочность; #8239; сообразительность; #8239; законопослушность; #8239; трудолюбие; #8239; начитанность;
#8239; быстрота реакций.
2. Найдите в приведённом ниже списке черты общества индустриального типа и запишите цифры, под которыми они указаны:
#8239; механизация производства и управления;
#8239; определяющая роль урбанизации в социальной жизни;
#8239; упрощение социальной мобильности;
#8239; господство церкви и армии в политической сфере общества;
#8239; господство сельского натурального хозяйства;
#8239; серийное производство товаров массового потребления.
3. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны:
#8239; последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена;
#8239; становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств;
#8239; человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности;
#8239; влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности;
#8239; природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
4. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны:
#8239; деятельность человека имеет сознательный и преобразовательный характер;
#8239; деятельность человека всецело определяется условными рефлексами;
#8239; в отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени;
#8239; деятельность человека вызывается социальными потребностями;
#8239; деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
5. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания и запишите цифры, под которыми они указаны:
#8239; непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений;
#8239; выдвижение и обоснование гипотез;
#8239; фиксация обобщений в виде законов;
#8239; получение количественных данных об изучаемом объекте;
#8239; разработка научных теорий;
#8239; объяснение существующих взаимосвязей.
6. Выберите верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны:
#8239; ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания.
#8239; объективная истина в социальном познании не достижима.
#8239; социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах.
#8239; социальное познание может быть не только научным, но и обыденным.
#8239; одной из социальных наук является филология.
7. Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?
#8239; Версия опровергала положения, принятые в науке.
#8239; Выводы членов клуба не имели логических обоснований.
#8239; Предположения любителей древностей не получили практического подтверждения, но они были обоснованы теоретически.
#8239; Версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств.
#8239; Участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба.
#8239; Разработчики версии признают вмешательство внеземного разума без наличия доказательств.
8. Установите соответствие между характеристиками и функциями наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | Функции науки |
А) показывает возможные опасные тенденции развития общества | #8239; мировоззренческая |
Б) предсказывает возможные природные катаклизмы, угрожающие человечеству | #8239; прогностическая |
В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём | |
Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии | |
Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
9. На международной конференции обсуждались меры по преодолению проблемы обеспечения человечества ресурсами. Что могло быть включено в программу этой конференции? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны:
#8239; использование альтернативных источников энергии;
#8239; программа поддержки развивающихся стран;
#8239; сокращение военных расходов;
#8239; выделение средств на ликвидацию неграмотности;
#8239; экономия пресной воды на производственные и бытовые нужды;
#8239; создание подземных хранилищ дождевых и талых вод.
10. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос.
#8239; Обоснуйте необходимость всестороннего развития человека. Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.
#8239; Какие социальные институты помогают развить человеку как биологические, так и социальные качества? Назовите любые три социальных института.
#8239; Для каждого социального института из п.2 приведите по одному примеру деятельности по развитию биологических и социальных качеств человека. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трёх различных социальных институтов.
11. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность и мышление». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.
Ответы.
№ вопроса | 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
1 | 45 | 26 | 26 |
2 | 23 | 145 | 1236 |
3 | 123 | 124 | 125 |
4 | 24 | 45 | 145 |
5 | 35 | 23 | 14 |
6 | 134 | 15 | 134 |
7 | 346 | 125 | 246 |
8 | 21212 | 22121 | 22112 |
9 | 123 | 13 | 156 |
Вариант 1.
№10
Глобализация как процесс интеграции всех стран и народов, а также процесс взаимовлияния и взаимодействия приводит к тому, что у производителей появляется возможность реализовывать свой товар или услугу в других регионах мира, что приводит к повышению прибыли, для потребителей появляется многообразие различных товаров не только отечественного производства, но и иностранного, однако в таком случае у отечественного производителя снижается спрос на его товар или услугу, то есть ущемляются его интересы. Интеграция стран приводит к сближению культур разных стран , рост международного общения, национальные культуры становятся известными по всему миру, людям обеспечивается доступ к необходимой информации и планетарным культурным ценностям, но наблюдается процесс порой агрессивного навязывания ценностей западного мира восточным цивилизациям, многие страны расценивают глобализацию как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.
2) Глобальные проблемы: проблема терроризма, проблема Севера-Юга, пандемия коронавирусной инфекции
3) Решение проблемы терроризма: объединение стран в выявлении террористических и экстремистских организаций с целью их обезвреживания.
Решение проблемы Севера-Юга: создание программ помощи отстающим странам, оказание гуманитарной помощи и размещение производств в развивающих странах для повышения в них уровня экономики.
Решение проблемы пандемии коронавирусной инфекции: вакцинация населения по всему миру и профилактические меры по повышению уровня гигиены для предотвращения активного распространения вируса.
№11 Проблема познаваемости мира.
1. Цели познания.
2. Субъект и объект познания.
3. Формы познания
а) чувственное (ощущение, восприятие, представление)
б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение).
4. Философские теории о познаваемости мира
а) оптимизм
б) скептицизм
в) агностицизм.
5. Виды истины
а) абсолютная
б) относительная
5. Причины, по которым полное познание невозможно
а) Безграничность мира
б) Несовершенство органов чувств и инструментов познания
в) Динамичность мира
Вариант 2
№10
#8239; Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней познания состоит в том, что теоретический уровень помогает выявить существенные и фундаментальные закономерности, выдвинуть гипотезы, истинность которых необходимо доказать, а эмпирический уровень предлагает возможные методы, которые на практике доказывают или опровергают положения, представленные на теоретическом уровне. Таким образом, два уровня научного познания не существуют изолированно, а дополняют друг друга и взаимодействуют. Именно на основе их взаимосвязи становится возможным выявление истинности добываемого знания.
#8239; Наблюдение; описание; сравнение.
#8239; Примеры применения в конкретной науке:
— В биологии наблюдение за различными птицами позволяет установить особенности строения каждого определённого вида;
— В географии ежемесячное описание климатических изменений помогает отследить уровень увеличения или снижения температуры воздуха по сравнению с предыдущими годами;
— В физике метод сравнения дает возможность сопоставить величину силу трения относительно различных материалов: дерева, камня, бетона.
№11.
Научное познание .
1. Научное познание — один из видов познания мира.
2. Цели научного познания.
3. Особенности научного познания
а) стремление к объективности
б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, символы
в) особые процедуры проверки результатов.
4. Уровни научного знания
а) эмпирический
б) теоретический.
5. Методы научного познания
а) научное наблюдение
б) описание
в) классификация
г) научный эксперимент
д) мысленный эксперимент
е) выдвижение гипотез
ж) научное моделирование и др.
6. Система наук.
Вариант 3
№10
#8239; Необходимость разностороннего развития человека обуславливается важностью воспитания в человеке как физических качеств, так и интеллектуальных способностей, а также нравственных качеств, что позволит состояться человеку как личности. Благодаря всестороннему развитию человек получает качества и навыки, которые помогут ему самореализоваться, он сможет решать более сложные задачи, чем человек без всестороннего развития. Всестороннее развития позволит человеку быть востребованным в обществе, быть интересным собеседником. Такой человек будет иметь более развитое мышление и более широкий кругозор.
#8239; Семья, школа, армия.
#8239; Примеры деятельности:
— семья выступает институтом первичной социализации, прививая нравственные качества, необходимые знания, а также основы физического развития ребенка;
— в школе в процессе образовательной деятельности ребенок осваивает предусмотренные программой научные знания, а также необходимые навыки физического воспитания на уроках физической культуры;
— солдаты в армии интеллектуально развиваются с точки зрения изучения военной науки, а также тренируют выносливость и силу, выполняя физические упражнения.
№11. Деятельность и мышление.
1. Деятельность как способ жизни человека и общества.
2. Характерные черты человеческой деятельности
а) сознательный характер
б) преобразующий характер
в) продуктивный характер
г) общественный характер
3. Структура деятельности
а) субъект
б) объект
в) цель
г) мотивы
д) действия
е) результат.
4. Основные формы деятельности
а) игра
б) общение
в) учение
г) труд
5. Мышление как процесс познавательной деятельности.
6. Мышление – основа рационального познания.
Используемые материалы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовое задание по теме «Человек и информация» 8 класс
Тестовые задания для проверки знаний по теме "Человек и информация" 8 класс....
Открытый урок на тему "Человек и информация" 6 класс
Здесь размещены конспект урока, презентация и тест по данной теме.Материал представлен для проведения урока закрепления по теме "Человек и информация".Компьютерный тест...
Конспект повторительно-обобщающего урока по информатике по теме "Человек и информация", 6 класс по УМК Л.Л. Босовой
КОНСПЕКТ УРОКА «Человек и информация» (повторение и обобщение пройденного материал). Контрольное тестирование. Цели: 1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Чело...
Тест по теме «Человек и экономика». 11 класс
В 2-х вариантах с ответами...
Тест по обществознанию по теме "Человек и общество", 7 класс
Тест для промежуточного контроля по теме (к параграфам, 9-11 по учебнику Боголюбова, 7 класс)...
Тестовые задания по обществознанию по теме "Человек и закон" 11 класс
Материал содержит тестовые задания разного уровня сложности ко всем урокам темы "Человек и закон" по курсу Л.Н.Боголюбова. Возможны различные варианты использования материала....
Контрольная работа по обществознанию по теме «Человек и закон» 7 класс
В контрольной работе содержатся разные типы заданий, что позволяет проверить уровень усвоения знаний по теме....