Материалы к заданию № 24 в ЕГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс)
Задание 24 в ЕГЭ по обществознанию — это задание на составление плана развернутого ответа.За задание 24 можно получить максимум 4 первичных балла. По критерию 24.1 «Раскрытие темы по существу» — 3 балла и ещё один по критерию 24.2 «Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана». Вот почему так важно проверить содержание ответа на ошибки и недочёты. Однако 1 балл по 24.2 вы получите, только если по 24.1 у вас уже есть 3 балла.
Алгоритм выполнения:
- Выявить вопросы (пункты плана), обязательные для раскрытия предложенной темы (не менее трех);
- Продумать формулировки пунктов так, чтобы они соответствовали теме;
- Придерживаться структуры плана. Составить сложный план с детализацией в подпунктах не менее двух пунктов плана, непосредственно раскрывающих тему по существу.
- Исследовать каждый детализированный пункт: может ли он быть раскрыт как минимум в трёх подпунктах или только в двух.
- Посмотреть, «работают» ли пункты и подпункты на раскрытие заданной темы, не являются ли они формулировками абстрактно-формального характера, что не отражает специфики темы.
- Проверить на неточности, ошибки и корректность формулировок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_24_v_ege_po_obshchestvoznaniyu.docx | 53.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок: Человек и Общество | |
План: «Биосоциальная сущность человека»: 1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. 2. Проявление биологической природы человека: а) функционирование внутренних органов и систем; б) первичные (физиологические) потребности; в) генотип человека и механизмы наследственности. 3. Социальное в человеке: a) социальные потребности; б) интересы; в) волевые качества; г) самосознание; д) мировоззрение и др. 4. Единство биологического и социального в человеке: a) роль наследственности в развитии человека; б) возможности современного общества в борьбе с наследственными заболеваниями; в) осуществление и удовлетворение биологических потребностей в социальных формах. 5. Проблема соотношения биологического и социального в человеке (разные подходы). | План: «Деятельность и мышление» 1. Деятельность как способ жизни человека и общества. 2. Структура деятельности: а) субъект; б) объект; в) цели; г) мотивы; д) действия; е) результат. 3. Признаки деятельности человека: а) осознанный характер; б) творческий характер; в) преобразующий характер; г) орудийный характер и т.д. 4. Виды деятельности: а) труд; б) учение; в) игра и т.д. 5. Мышление как процесс познавательной деятельности. 6. Мышление - основа рационального познания. 7. Виды мышления: а) словесно-логическое; б) наглядно-образное; в) наглядно-действенное. 8. Мышление и деятельность обладают личностным характером. |
План: «Познавательная деятельность» 1. Понятие познания. 2. Цели познания. 3. Уровни познания: a) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление); б) рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение). 4. Проблема познаваемости мира: a) оптимизм; б) скептицизм; в) агностицизм. 5. Виды познания: а) научное познание; б) ненаучное (житейское познание, художественное познание, религиозное познание и др.). 6. Особенности научного познания: а) системность и обоснованность; б) объективность; в) наличие специальных методов познания; г) использование специального языка науки и др. 7. Особенности социального познания. 8. Истина. | План: «Истина» 1. Понятие истины. 2. Характеристика истины: а) конкретность; б) объективность. 3. Виды истины: а) абсолютная; б) относительная. 4. Критерии истины: а) практика - ведущий критерий; б) соответствие законам логики; в) соответствие фундаментальным законам; г) чувственный опыт и т.д. 5. Формы практики: а) материальное производство: б) социальное действие; в) научный эксперимент. 6. Функции практики: а) источник познания; б) цель познания; в) критерий истины; г) основа познания. 7. Истина и ложь. |
План: «Образование» 1. Понятие образования. 2. Система образования в РФ: а) дошкольное образование; б) школьное образование; в) профессиональное образование. 3. Принципы системы образования: а) гуманистический характер образования; б) общедоступность; в) светский характер образования; г) свобода и плюрализм в образовании и т.д. 4, Функции образования: а) экономическая; б) социальная; в) культурная. 5. Общие тенденции в развитии образования: а) демократизация; б) рост продолжительности образования; в) непрерывность; г) гуманизация и т.д. 6. Конституционные гарантии права граждан на получение образования. 7. Основные направления образовательной реформы в РФ. | План: «Мировоззрение» 1. Понятие мировоззрения. 2. Особенности мировоззрения: а) всегда исторично; б) всегда связано с убеждением; в) определяет общую направленность личности и т.д. 3. Структура мировоззрения: а) знания; б) убеждения; в) духовные ценности; г) идеалы и т.д. 4. Носители мировоззрения: а) отдельные личности; б) социальные группы; в) общество в целом. 5. Пути формирования мировоззрения: а) стихийное; б) осознанное. 6. Виды мировоззрения: а) обыденное; б) религиозное; в) научное; г) философское. 7. Значение мировоззрения в жизни человека. |
План: «Искусство» 1. Понятие искусства. 2. Особенности искусства: а) образность и наглядность; б) специфические способы воспроизведения окружающей действительности (слово, цвет, звук и т.д.); в) огромная роль воображения и фантазии. 3. Форма существования искусства - художественное произведение. 4. Виды искусства: а) архитектура; б) живопись; в) литература; г) музыка; д) театр и т.д. 5. Функции искусства: а) общественно-преобразующая; б) художественно-концептуальная; в) воспитательная; г) эстетическая; д) гедонистическая и т.д. 6. Тенденции развития современного искусства. | План: «Научное познание» 1. Понятие научного познания. 2. Цели научного познания. 3. Особенности научного познания: а) объективность; б) категориальность; в) доказательность и обоснованность; г) системность и т.д. 4. Уровни научного познания: а) эмпирический; б) теоретический. 5. Формы научного познания: а) научный факт; б) эмпирический закон; в) проблема; г) гипотеза; д) теория. 6. Методы научного познания: а) эксперимент; б) описание; в) сравнение; г) анализ и синтез; д) моделирование и т.д. 7. Система наук. |
План: «Религия» 1. Понятие религии. 2. Признаки религии: а) вера в сверхъестественное; б) организованное поклонение высшим силам; в) стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала. 3. Виды религий: а) политеистические, монотеистические; б) архаические, национально-государственные, мировые. 4. Виды мировых религий: а) христианство (православие, католицизм, протестантизм); б) ислам; в) буддизм. 5. Функции религии: а) мировоззренческая; б) воспитательная; в) регулирующая; г) компенсаторная; д) коммуникативная и т.д. 6. Религиозные организации: а) церковь; б) секты. 7. Свобода совести (вероисповедания). 8. РФ светское государство. | План: «Проблемы экологии в современном мире» 1. Понятие глобальных проблем. 2. Глобальные проблемы современности: а) экологическая; б) демографическая; в) продовольственная; г) Проблема освоения космоса и т.д. 3. Причины появления экологических проблем в современном мире: a) рост численности населения Земли; б) масштабы деятельности человека; в) нерациональное использование природных ресурсов и др. 4. Проявления и последствия экологических проблем: а) вымирание растений и животных; б) загрязнение Мирового океана; в) исчерпание полезных ископаемых и др. 5. Пути решения экологических проблем: a) изменение отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; в) движения «зелёных» и др. 6. Взаимосвязь экологических проблем с другими глобальными проблемами. |
План: «Свобода и ответственность» 1. Понятие свободы. 2. Социальные условия реализации свободы личностью: а) социальные нормы; б) уровень развития общества; в) место человека в обществе. 3. Виды свободы: а) экономическая; б) политическая; в) духовная. 4. Понятие ответственности и ее виды: а) социальная, историческая, политическая, нравственная и т.д.; б) индивидуальная, групповая, коллективная. 5. Взаимосвязь свободы и ответственности. | |
Блок: Экономика | |
План: «Факторы производства и факторные доходы» 1. Понятие факторов производства. 2. Основные факторы производства в современной экономике: а) труд; б) земля; в) капитал; г) предпринимательские способности (предпринимательство). 3. Факторные доходы: а) заработная плата; б) рента; в) процент; г) прибыль. 4. Информация как новый вид факторов производства. 5. Ограниченность факторов производства и её последствия. | План: «Объекты микроэкономики» 1. Понятие микроэкономики. 2. Домохозяйства: a) домохозяйства как потребители товаров и услуг; б) домохозяйства как поставщики ресурсов; в) распределение доходов между домохозяйствами. 3. Фирмы: a) сущность фирмы; б) малый и крупный бизнес; в) цели деятельности фирмы. 4. Виды рынков как объекты микроэкономики: a) фондовый; б) товаров и услуг; в) рынок труда и т.д. 5. Сектора экономики: а) сельское и лесное хозяйство; б) строительство; в) торговля; г) финансы и др. |
План: «Безработица» 1. Понятие безработицы. 2. Причины безработицы: а) завышенные требования самих работников к зарплате; б) слишком низкий спрос на рабочую силу, связанная с экономической ситуацией; в) негибкость, характерная для рынка труда. 3. Основные виды безработицы: а) структурная; б) фрикционная; в) циклическая; г) сезонная. 4. Последствия безработицы: а) позитивные (формирует резерв рабочего сектора и т.д.); б) негативные (снижение уровня жизни населения и т.д.). 5. Мероприятия государства по борьбе с безработицей: а) содействовать трудоустройству выпускников; б) создание новых рабочих мест; в) поиск работы через биржу труда и т.д. 6. Уровень безработицы в экономике современной России. | План: «Ценные бумаги» 1. Понятие ценных бумаг. 2. Признаки ценной бумаги: а) имеет документарность; б) воплощает частные права; в) требует презентации; г) обладает оборотоспособностью и т.д. 3. Основные ценные бумаги: а) акция; б) облигация; в) вексель; г) чек и т.д. 4. Виды ценных бумаг: а) по форме привлечения капитала (долговые, долевые); б) по сроку существования (срочные, бессрочные); в) по форме существования (документарные, бездокументарные) 5. Функции ценных бумаг: а) информационная; б) перераспределительная; в) мобилизующая; г) расчётная и т.д. 6. Формирование цен на фондовой бирже. |
План: «Инфляция» 1. Понятие инфляции. 2. Причины инфляции: а) рост государственных расходов; б) сокращение реального объема национального производства; в) монополия крупных фирм на определение цены и т.д. 3. Типы инфляции в зависимости от причин возникновения: а) инфляция спроса; б) инфляция предложения. 4. Виды инфляции в зависимости от темпа роста цен: а) умеренная (ползучая); б) галопирующая; в) гиперинфляция. 5. Последствия инфляции: а) отрицательные (снижение покупательской способности денежной единицы, дестабилизация денежной системы и т.д.) б) положительные (стимулирование деловой активности, экономического роста, ускорения процесса инвестирования) 6. Экономическая политика в условиях инфляции: а) адаптационные меры (индексация доходов населения и т.д.) б) антиинфляционные меры (сокращение расходов, увеличение налогов и т.д.) | План: «Государственный бюджет» 1. Понятие государственного бюджета. 2. Структура государственного бюджета: а) доходная часть; б) расходная часть. 3. Источники доходов государственного бюджета: а) налоги; б) эмиссия денег; в) государственные займы и др. 4. Основные направления расходной части государственного бюджета: а) обеспечение обороноспособности; б) содержание госаппарата; в) обеспечение социальной политики и др. 5. Бюджетная система РФ: а) федеральный бюджет; б) региональный бюджет; в) местный бюджет. 6. Состояния государственного бюджета: а) сбалансированный (расходы равны доходам); б) дефицитный (расходы больше, чем доходы); в) профицитный (доходы больше, чем расходы). 7. Источники покрытия бюджетного дефицита: а) эмиссия; б) сокращение расходов; в) государственные займы. 8. Государственный долг и реструктуризация государственного долга. |
План: «Налоги» 1. Понятие налогов. 2. Структура налога: а) субъект налога; б) объект налога; в) источники налога; г) ставка налога; д) единица налогообложения (рубль и т.д.) 3. Виды налогов по способу взимания: а) прямые (подоходный налог, транспортный и т.д.); б) косвенные (акцизы, НДС, таможенные пошлины и т.д.) 4. Виды налогов по уровню взимания: а) местные (земельный, торговый сбор, налог на имущество физических лиц) б) региональные (транспортный, налог на игорный бизнес, налог на имущество юридических лиц) в) федеральные (водный, подоходный и т.д.) 5. Основные принципы налогообложения: а) всеобщность; б) легитимность; в) справедливость; г) обязательность и т.д. 6. Система налогообложения: а) пропорциональный налог; б) прогрессивный налог; в) регрессивный налог. 7. Функции налогов: а) фискальная; б) распределительная; в) стимулирующая; г) социально-воспитательная. 8. Особенности налогообложения в России. | План: «Мировая экономика» 1. Понятие мировой экономики. 2. Признаки мировой экономики: а) возникновение ТНК; б) создание системы международных негосударственных организаций; в) нарастание степени открытости национальных экономик. 3. Международное разделение труда. 4. Формы международных экономических отношений: а) миграция рабочей силы; б) туризм; в) международная торговля товарами и услугами и т.д. 5. Значение международной торговли: а) углубление специализации производства; б) преодоление ограниченности национальной ресурсной базы; в) получение дополнительных доходов и т.д. 6. Виды международной торговли: а) сводная торговля; б) протекционизм; в) умеренная торговая политика. 7. Методы государственного регулирования внешней торговли: а) тарифные (таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф) б) нетарифные (квоты, демпинг, лицензирование, эмбарго, субсидии) 8. Экономическая интеграция: а) ЕС; б) НАФТА; в) АСЕАН и т.д. 9. Международная валютно-финансовая система. 10. Роль ТНК в современной мировой экономики. |
План: «Банковская система» 1. Понятие банковской системы. 2. Задачи банковской системы: а) обеспечение экономического роста; б) регулирование инфляции; в) регулирование платежного баланса. 3. Структура банковской системы: а) центральный банк; б) коммерческие банки и другие кредитно-финансовые организации (пенсионные, инвестиционные фонды, страховые компании, ломбарды). 4. Виды банковских операций: а) активные (выдача кредитов, операции с ценными бумагами, драгоценными металлами); б) пассивные (хранение депозитов, займы у других коммерческих рынков). 5. Функции Центрального банка: а) эмиссия национальной валюты; б) поддержание стабильности национальной валюты; в) предоставляет кредиты коммерческим банкам; г) хранение золотовалютного запаса и т.д. 6. Функции коммерческих банков: а) прием вкладов от населения; б) выдача кредитов; в) продажа и покупка валюты; г) продажа и покупка ценных бумаг и т.д. 7. Кредит и принципы кредитования. 8. Развитие банковской системы в современной российской экономики | План: «Роль государства в экономике» 1. Понятие экономической политики государства. 2. Экономические цели государства: а) обеспечение экономического роста; б) создание условий экономической свободы; в) обеспечение экономической безопасности и т.д. 3. Экономические функции государства: а) регулирование денежного обращения; б) производство общестроительных благ; в) защита прав собственности и т.д. 4. Методы государственного регулирования экономики: а) экономические (косвенное регулирование); б) административное (прямое регулирование). 5. Основные направления государственной экономической политики: а) структурное (правовое регулирование, приватизация и т.д.) б) стабилизационное (кредитно-денежная политика, бюджетно-налоговая политика) 6. Механизмы кредитно-денежной политики: а) установление Центральным банком ставки рефинансирования; б) установление Центральным банком нормы обязательных резервов; в) операции на открытом рынке с ценными бумагами. 7. Основные тенденции процесса расширения экономических функций государства. |
План: «Собственность как институт права в Российской Федерации» 1. Понятие собственности. 2. Субъекты права собственности: a) граждане; б) юридические лица; в) муниципальные образования; г) Российская Федерация и её субъекты. 2. Объекты права собственности: а) земля; б) природные ресурсы; в) деньги, ценные бумаги; г) материально-имущественные ценности и т.д. 4.Содержание права собственности: a) владение; б) пользование; в) распоряжение. 5. Основания приобретения права собственности: a) купля-продажа; б) дарение; в) мена; г) наследование и др. 6. Формы собственности (по Конституции РФ): a) государственная собственность; б) частная собственность; в) муниципальная собственность и др. 7. Прекращение права собственности: а) продажа; б) дарение; в) гибель или уничтожение; г) национализация и т.д. | План: «Экономический рост и развитие» 1. Понятие экономического роста. 2. Цели экономического роста: а) повышение материального благосостояния населения; б) поддержание национальной безопасности. 3. Основные показатели экономического роста: а) ВВП; б) ВНП; в) НД и т.д. 4. Пути достижения экономического роста: а) экстенсивный путь (увеличение освоения новых земель и т.д.) б) интенсивный путь (повышение уровня образования и квалификации работников и т.д.) 5. Понятие экономического развития. 6. Фазы экономического цикла: а) экономический подъем; б) экономический спад; в) депрессия; г) оживление. 7. Государственное регулирование экономического развития и роста. |
Блок: Социальные отношения | |
План: «Социальный контроль» 1. Понятие социального контроля. 2. Структура социального контроля: а) социальные нормы; б) санкции. 3. Виды социального контроля: а) внутренний (самоконтроль); б) внешний. 4. Виды санкций: а) позитивные, негативные; б) формальные, неформальные. 5. Функции социального контроля: a) регламентация и консолидация общества; б) обеспечение стабильности общества; в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др. 6. Субъекты (агенты) социального контроля. | План: «Виды социальных норм» 1. Понятие социальной нормы. 2. Признаки социальных норм: а) носят объективный характер; б) формируются в процессе исторического развития; в) направлены на регулирование общественных отношений и т.д. 3. Виды социальных норм: а) обычаи и традиции; б) моральные нормы; в) правовые нормы; г) религиозные нормы и т.д. 4. Функции социальных норм: а) ориентирующая; б) прогностическая; в) программная. |
План: «Социальная мобильность» 1. Понятие социальной мобильности. 2. Виды социальной мобильности: а) вертикальная, горизонтальная; б) индивидуальная, групповая; в) межпоколенная, внутрипоколенная; г) организованная, структурная. 3. Основные каналы социальной мобильности: а) социальный статус семьи; б) получение образования; в) политика; г) СМИ д) военная служба и т.д. 4. Маргинальность как социальное явление. 5. Типы маргиналов: а) этномаргиналы; б) экономические маргиналы; в) политические маргиналы; г) религиозные маргиналы и т.д. 6. Показатели мобильности. | План: «Социальная стратификация общества» 1. Понятие социальной стратификации. 2. Основания социальной стратификации: a) доходы (богатство); б) объём власти; в) престиж профессии; г) уровень образования. 3. Исторические типы стратификации: a) рабство; б) кастовая система; в) сословная система; г) социальные классы. 4. Теории социальной стратификации. 5. Средний класс в современном западном обществе. 6. Маргинальность как промежуточное, «пограничное» положение человека между какими-либо социальными группами. |
План: «Социальная группа» 1. Понятие социальной группы. 2. Признаки социальной группы: а) взаимодействие людей в этом объединении; б) понимание людьми своей принадлежности к определенной группе; в) признание принадлежности других людей к этой группе. 3. Причины появления социальной группы: а) общественное разделение труда и специализации деятельности. б) исторически сложившиеся разнообразие условий быта, культуры, ценностей. 4. Классификация социальных групп: а) по численности (малая, большая); б) по характеру взаимодействия (первичная, вторичная) в) по факту существования (номинальная реальная) и т.д. 5. Воздействие малой социальной группы на человека: а) позитивное (мотивирует выполнять социальные нормы, формирует ценностные ориентиры, отрабатывает коммуникативные умения т.д.) б) негативные (ущемляет интересы отдельных ее членов, создаёт условия для конфликтного поведения и т.д.) | План: «Социальный конфликт» 1. Понятие социального конфликта. 2. Причины социального конфликта: а) различия в уровнях доходов, власти, культуре, социальном престиже; б) религиозные различия; в) поведение человека, его социально-психологические черты. 3. Стадии социального конфликта: а) предконфликтная; б) непосредственно конфликт; в) разрешение конфликта. 4. Виды социальных конфликтов: а) межгрупповые; б) межличностные; в) внутриличностные; г) конфликт с внешней средой. 5. Способы решения социальных конфликтов: а) компромисс; б) переговоры; в) посредничество; г) арбитраж и т.д. 6. Последствия социальных контактов: а) позитивные (информирование о наличие социальной направленности и ее снятие, стимулирование социальных изменений) б) негативные (создание стрессовых ситуаций, дезорганизация социальной жизни, разрушение социальной системы) |
План: «Семья и брак» 1. Понятие семьи: а) как социальной группы; б) как социального института. 2. Классификация семьи: а) по характеру распределение домашних обязанностей (традиционная, демократическая); б) по родственной структуре (нуклеарная, расширенная); в) по числу детей (многодетная, малодетная, бездетная); г) по числу родителей (полная, неполная). 3. Функции семьи: а) репродуктивная; б) воспитательная; в) хозяйственно-экономическая; г) социально-статусная и т.д. 4. Этапы жизненного цикла семьи. 5. Виды брака: а) юридический; б) фактический; в) церковный. 6. Основные тенденции развития современной семьи: а) изменение положения женщины в семье; б) преобладание нуклеарных семей; в) сокращение числа традиционных семей и развитие демократического вида; г) рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и т.д. | План: «Семья как малая группа» 1. Признаки малой группы: a) наличие конкретных личных взаимодействий; б) относительная длительность существования; в) наличие эмоциональных связей; г) общие потребности, мотивы и др. 2. Отличие семьи от других малых групп: а) в основе брачные или кровнородственные отношения; б) общий быт; в) совместное ведение хозяйства и др. 3. Функции семьи: а) репродуктивная; б) хозяйственная; в) социализации и др. 4. Семейное воспитание. 5. Виды (типы) семьи в зависимости от распределения обязанностей: а) патриархальная (традиционная); б) партнёрская (демократическая). 6. Виды (типы) семьи в зависимости от состава: a) многопоколенная; б) нуклеарная. |
Блок: Политика | |
План: «Институт президентства в Российской Федерации» 1. Правовой статус Президента России: а) является главой государства; б) является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; в) oопределяет основные направления внутренней и внешней политики государства; г) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях; д) обладает неприкосновенностью. 2. Требования к кандидату в Президенты России: a) наличие российского гражданства; б) достижение 35-летнего возраста; в) постоянное проживание в Российской Федерации не менее 25 лет и др. 3. Присяга Президента России. 4. Полномочия Президента России: a) кадровые назначения; б) является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами Российской Федерации; в) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; г) награждает государственными наградами Российской Федерации; д) издаёт указы и распоряжения и др. 5. Прекращение исполнения полномочий Президента России: a) в связи с истечением срока его пребывания в должности; б) в случае его отставки, вызванной стойкой неспособностью по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; в) в случае отрешения от должности | План: «Политическая элита» 1. Понятие политической элиты. 2. Признаки политической элиты: а) небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа; б) высокий социальный статус; в) значительный объем государственной и информационной власти; г) непосредственное участие в осуществление власти; д) организаторские способности и талант. 3. Состав политической элиты: а) глава государства; б) члены Правительства; в) депутаты Государственной Думы; г) сенаторы Совета Федерации; д) лидеры политических партий; е) региональные руководители и др. 4. Виды политических элит: а) по отношению к власти (правящая, оппозиционная); б) по уровню компетенции (общенациональная, региональная, местная). 5. Функции политической элиты: а) стратегическая (определение политической программы действий путём выработки новых идей, доктрин, проектов конституции, законов и др., отражающих интересы общества, классов, слоёв и т. д.); б) организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь: назначение кадрового аппарата управления; создание и коррекция институтов политической системы; выдвижение политических лидеров); в) интегративная (укрепление стабильности и единства общества) и др. 6. Системы формирования элиты: а) открытая; б) закрытая. 7. Основные каналы формирования элиты в демократическом обществе: а) государственная служба; б) общественная деятельность; в) система образования и культуры; г) экономическая деятельность. 8. Особенности формирования и функционирования элиты в современной России. |
План: «Гражданское общество и правовое государство» 1. Понятие гражданского общества и правового государства. 2. Признаки гражданского общества: а) самодеятельность и инициатива граждан; б) высокий уровень политической культуры; в) признание ценности прав и свобод личности и т.д. 3. Основные институты гражданского общества: а) профсоюзы; б) предпринимательство; в) СМИ; г) церковь; д) общественные организации и т.д. 4. Признаки правового государства: а) верховенство права; б) взаимная ответственность гражданина и государства; в) защита неотъемлемых прав каждого человека, прав и свобод человека и гражданина; г) разделение властей. 5. Направления взаимодействия гражданского общества и правового государства: а) защита прав и свобод граждан; б) природоохранная деятельность; в) защита интересов предпринимателей и работников; г) развитие демократических институтов и традиций; д) деятельность в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.д. 6. Гражданское общество и правовое государство как условия современной демократии. | План: «Субъекты политического процесса» 1. Понятие субъектов политического процесса. 2. Государство: a) признаки государства; б) форма государства; в) внутренние и внешние функции государства; г) ресурсы власти, используемые государством. 3. Социальные, этнические, конфессиональные группы. 4. Политические партии и общественные движения: a) состав политической элиты; б) признаки политической партии; в) отличие общественных движений от политических партий. 5. Роль СМИ в политическом процессе. 6. Политическая элита: a) рекрутирование и обновление политической элиты; б) функции политической элиты. 7. Граждане. Политические права граждан: a) право на участие в управлении делами государства; б) право избирать и быть избранными в органы государственной власти; в) равный доступ к государственной службе и др. 8. Граждане. Формы политического участия граждан: a) участие граждан в выборах; б) прямые действия граждан (митинги, демонстрации и др.); в) участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений и др. |
План: «Форма государства РФ» 1. Понятие формы государства. 2. Форма государства РФ: а) республиканская форма правления; б) федерация; в) демократический режим. 3. РФ как государство с республиканской формой правления: а) Президент РФ избирается на определённый срок; б) Федеральное Собрание РФ – постоянно действующий парламент, нижняя палата, которого избирается на определённый срок (Государственная Дума); в) формирование Правительства РФ Президентом с согласия Государственной Думы; г) разделение властей и система сдержек и противовесов в РФ. 4. РФ как федеративное государство (Принципы федеративного устройства РФ): а) равноправие субъектов РФ; б) самоопределение народов; в) государственная целостность; г) единство системы государственной власти; д) разграничение полномочий между федеральными органами и органами субъектов. 5. РФ как демократическое государство: а) народ – источник власти; б) идеологический плюрализм; в) гарантия прав и свобод человека и гражданина и др. 6. РФ как правовое государство. | План: «Типы избирательных систем, их характеристика» 1. Понятие избирательных систем. 2. Компоненты избирательной системы: а) избирательное право; б) избирательный процесс. 3. Признаки демократических выборов: а) прямые; б) равные; в) тайные; г) альтернативные; д) свободные. 4. Особенности мажоритарной избирательной системы: а) победившим считается кандидат, набравший большинство голосов; б) возможность выдвижения независимых(беспартийных) кандидатов; в) голосование по одномандатным округам и т.д. 5. Пропорциональная система и ее особенности: а) голосование за партийные списки кандидатов; б) распределение мест в парламенте в соответствии с полученными на выборах голосами; в) единый избирательный округ по всей стране и т.д. 6. Мажоритарно-пропорциональная (смешанная) система в современной России. |
План: «Политический процесс» 1. Понятие политического процесса. 2. Субъекты политического процесса: а) политический лидер; б) лидеры политических партий; в) политическая элита и др. 3. Стадии политического процесса: а) предъявление требований к властным структурам; б) принятие политических решений; в) реализация политических решений. г) контроль за исполнением решений и оценка результатов. 4. Виды политических процессов: а) базовый, частный; б) внутриполитический, внешнеполитический (международный); в) открытый (явный), скрытый (теневой); г) консенсусный, конфликтный. | План: «Форма государства» 1. Понятие формы государства. 2. Элементы формы государства: а) форма правления; б) форма государственно-территориального устройства; в) политический режим. 3. Формы государственного правления: a) монархия (абсолютная, ограниченная); б) республика (президентская, парламентская, смешанная). 4. Формы государственно-территориального устройства: a) федерация; б) унитарное государство; в) конфедерация. 5. Типы (виды) политических (государственных) режимов: а) демократические; б) недемократические (тоталитарные, авторитарные). 6. Форма государства РФ. |
План: «Политическое лидерство как институт политической системы» 1. Понятие политического лидерства. 2. Признаки политического института: a) нормативность; б) использование властных полномочий и санкций; в) установки и образцы поведения и др. 3. Черты политического лидера: а) политическая интуиция, острый ум; б) наличие четкой политической программы; в) готовность брать на себя ответственность г) ораторский талант и др. 4. Функции политического лидера: a) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей; б) выработка политического курса; в) мобилизация группы на достижение поставленных целей; г) социальный арбитражи др. 5. Типы лидерства: a) по стилю (демократический, авторитарный); б) по типу политического господства (легальный, традиционный, харизматический). | |
Блок: Право | |
План: «Право, как социальный институт» 1. Отличия норм права от других социальных норм: a) устанавливается государством; б) письменная форма; в) обеспечивается механизмом юридической ответственности и др. 2. Система права: а) отрасли права (труд учение); б) институты права; в) нормы права и др. 3. Отрасли права: a) публичное, частное; б) материальное, процессуальное. 4. Функции права: a) регулятивная; б) охранительная; в) воспитательная и др. 5. Формы (источники) права: а) правовой обычай; б) юридический прецедент; в) нормативный правовой акт и др. 6. Правотворческая деятельность государства. | План: «Правонарушения и их виды» 1. Понятие правонарушения. 2. Признаки правонарушения: а) деяние (действие или бездействие); б) противоправность; в) виновность; г) общественная опасность; д) порождает вредоносные последствия и др. 3. Состав правонарушения: а) объект; б) объективная сторона; в) субъект; г) субъективная сторона. 4. Виды правонарушений: а) проступки; б) преступления. 5. Виды проступков: а) дисциплинарные; б) гражданско-правовые; в) административные. 6. Виды преступлений: а) небольшой тяжести; б) средней тяжести; в) тяжкие; г) особо тяжкие. 7. Юридическая ответственность за правонарушения. |
План: «Уголовный процесс» 1. Понятие уголовного процесса. 2. Принципы уголовного процесса: а) законность; б) осуществление правосудия только судом; в) уважение чести и достоинства личности; г) неприкосновенность личности; д) неприкосновенность жилища; е) презумпция невиновности; ж) состязательность сторон; з) обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту и др. 3. Участники уголовного процесса: а) суд; б) участники со стороны обвинения (прокурор, следователь, дознаватель, потерпевший); в) участники со стороны защиты (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, адвокат); г) иные участники (свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой). 4. Стадии уголовного процесса: а) досудебное производство (возбуждение уголовного дела, предварительное расследование). б) судебное производство (подготовительная стадия, судебное разбирательство в суде первой инстанции, производство в суде апелляционной инстанции, исполнение приговора, производство в) суде кассационной инстанции, производство в надзорной инстанции, возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств). 5. Порядок судебного разбирательства: а) подготовка к судебному заседанию; б) судебное следствие; в) прения сторон; г) последнее слово подсудимого; д) вынесение приговора. 6. Меры процессуального принуждения. | План: «Трудовой договор» 1. Понятие трудового договора. 2. Условия трудового договора: а) необходимые условия (ФИО работника, наименование работодателя, место работы, трудовая функция, условия оплаты труда, дата начала работы) б) дополнительные условия (испытательный срок, неразглашение тайны, дополнительное страхование) 3. Права и обязанности работника и работодателя. 4. Виды трудового договора: а) бессрочный трудовой договор; б) срочный трудовой договор (не более, чем на 5 лет). 5. Форма и порядок заключения трудового договора: а) в письменной форме; б) в 2-х формах; в) вступает в силу со дня его подписания; г) возраст заключения трудового договора. 6. Документы, предъявляемые работодателю при приеме на работу: а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; б) трудовая книжка; в) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС); г) документ воинского учета; д) документ об образовании. 7. Общие основания прекращения трудового договора: а) истечение срока трудового договора; б) расторжение трудового договора по инициативе работника; в) расторжение трудового договора по инициативе работодателя; г) по обстоятельствам, не зависящие от воли сторон. 8. Виды дисциплинарных взысканий: а) замечание; б) выговор; в) увольнение по соответствующим основаниям. Государственные гарантии при приеме на работу. |
План: «Юридическая ответственность и её виды» 1. Понятие юридической ответственности. 2. Признаки юридической ответственности: а) наличие правонарушения; б) официальный характер государственного осуждения; в) неблагоприятные последствия для правонарушителя; г) использование механизмов государственного принуждения; д) осуществление компетентными государственными органами в строго определённых законом порядке и формах; е) характер и объём лишений правонарушителя установлены в санкции правовой нормы. 3. Принципы юридической ответственности: а) законность; б) справедливость; в) неотвратимость наступления; г) целесообразность; д) индивидуализация наказания; е) ответственность за вину; ж) недопустимость удвоения наказания. 4. Виды юридической ответственности: а) материальная; б) дисциплинарная; в) гражданско-правовая; г) административная; д) уголовная. 5. Функции юридической ответственности: а) карательная; б) превентивная; в) воспитательная; г) право восстановительная (компенсационная); д) регулятивная (организующая). 6. Виды дисциплинарных взысканий: а) замечание; б) выговор; в) увольнение. 7. Виды административных наказаний: а) предупреждение; б) административный штраф; в) конфискация; г) лишение специального права; д) административный арест; е) административное выдворение за пределы РФ; ж) дисквалификация; з) административное приостановление деятельности; и) обязательные работы; к) административный запрет на посещение спортивных соревнований. 8. Виды уголовных наказаний: а) штраф; б) лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью; в) лишение специального, воинского или почётного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; ж) принудительные работы; з) арест; и) содержание в дисциплинарной воинской части; к) лишение свободы на определённый срок; к) пожизненное лишение свободы; л) смертная казнь. 9. Способы защиты гражданских прав: а) возмещение убытков; б) взыскание неустойки; в) компенсация морального вреда. | План: «Гражданство в РФ» 1. Понятие гражданства. 2. Принципы гражданства в РФ: а) равенство и единство гражданства независимо от оснований его приобретения; б) невозможность лишения гражданства или права изменить его; в) невозможность гражданина быть высланным за пределы РФ или выданным иностранному государству; г) принцип постоянного гражданства и др. 3. Основания приобретения гражданства РФ: а) по рождению (филиация); б) в результате приёма в гражданство России (натурализация); в) при восстановлении в гражданстве России; г) при выборе гражданства в случае изменения Государственной границы РФ (оптация). 4. Условия приёма в гражданство РФ иностранных граждан в общем порядке: а) дееспособность и достижение 18 лет; б) владение русским языком; в) проживание на территории РФ непрерывно в течение 5 лет; г) наличие законного источника средств к существованию; д) обязательство соблюдать Конституцию РФ и другие законы. 5. Условия приёма в гражданство РФ иностранных граждан в упрощённом порядке: а) нахождение в браке с гражданином РФ, если продолжительность брака составляет не менее 3-х лет; б) наличие, по крайней мере, одного родителя, который проживает на территории РФ и является гражданином РФ; в) получение соответствующего образования после 1 июля 2002 года и осуществление трудовой деятельности в РФ не менее 3-х лет до момента, когда обратились с заявлением о получении гражданства РФ; г) рождение на территории РСФСР и наличие в прошлом гражданства СССР и др. 6. Государственные органы, ведающие вопросами гражданства: а) Президент РФ; б) комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; в) федеральная миграционная служба; г) дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за рубежом. 7. Правовой статус гражданина РФ: а) права и свободы; б) обязанности. 8. Основания прекращения гражданства РФ: а) выход из гражданства РФ; б) выбор иного гражданства при изменении Государственной границы РФ; в) смерть гражданина РФ; г) иные основания, предусмотренные международными договорами РФ. |
План: «Альтернативная гражданская служба» 1. Понятие альтернативной гражданской службы. 2. Особенности альтернативной гражданской службы: а) является трудовой деятельностью; б) срок АГС в 1,75 превышает срок военной службы; в) действует принцип экстерриториальности и др. 3. Основания замены военной службы по призыву на АГС: а) несение военной службы противоречит убеждениям (миротворческие, философские, морально-этические и др.); б) несение военной службы противоречит вероисповеданию; в) гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведёт традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами. 4. На АГС не направляются граждане, которые: а) имеют основания для освобождения от призыва на военную службу; б) не подлежат призыву на военную службу; в) имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу. 5. Место прохождения гражданами АГС: а) в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти; б) в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ; в) в организациях ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала; г) в организациях традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов. | План: «Брак как институт права в Российской Федерации» 1. Понятие брака. 2. Условия заключения брака в Российской Федерации: a) достижение брачного возраста; б) добровольность вступления в брак. 3. Обстоятельства, препятствующие заключению брака: наличие близкого родства; б) недееспособность хотя бы одного из лиг, вступающих в брак; в) нахождение в другом зарегистрированном браке; 4. Порядок заключения брака в Российской Федерации: a) в органах ЗАГС; б) в личном присутствии лиц, вступающих в брак, и др.; в) по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления в орган ЗАГС. 5. Личные права супругов: а) свобода в выборе рода занятий, профессии; б) свобода в выборе места пребывания и жительства; в) право выбора фамилии. 6. Имущественные права супругов: a) законный режим имущества супругов; б) договорной режим имущества супругов. 7. Прекращение брака: a) смерть / объявление умершим одного из супругов; б) расторжение брака (в ЗАГСе, в суде); в) признание брака недействительным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы для обучающихся к аккредитации по обществознанию
использованы при подготовке к аккредитации по предмету обществознание...
Материалы для подготовки к ГИА по обществознанию
Тесты к разделу Экономика...
Материалы для подготовки к ГИА по обществознанию
Тесты к разделу "Человек и общество"...
Мастер-класс "Учимся решать задания на анализ экономических графиков" (задание №7 ЕГЭ по обществознанию"
Материал содержит разбор основных типов задания №7 и алгоритмы их выполнения...
Статья «Как выполнить задание 28 ЕГЭ по обществознанию». Бубникова Александра Николаевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №91, Петроградского р-на, г. Санкт-Петербург
Бубникова Александра Николаевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №91, Петроградского р-на, г. Санкт-ПетербургСтатья «Как выполнить задание 28 ЕГЭ по обществознанию»Предмет общест...
Тренировочные материалы к заданию № 21 для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Тренировочные материалы к заданию № 21 для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.10-11класс....
Материалы к заданию № 23 в ЕГЭ по обществознанию
Задание 23 в ЕГЭ по обществознанию – это задание, которое направлено на проверку знаний по конституционному праву РФ. Сдающему нужно самому сформулировать свою точку зрения обществоведческим язы...