Рабочая программа по финансовой грамотности 5 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс)

Календарно-тематическое планирование.

 

План

Факт

Тема

Примечания

1

5.09-9.09

 

Почему важно развивать сою финансовую грамотность.

 

2

12.09-16.09

 

От чего зависит благосостояние семьи.

 

3

19.09-23.09

 

Учимся оценивать финансовое поведение людей.

 

4

26.09-30.09

 

Учимся оценивать свое финансовое поведение.

 

5

3.10-7.10

 

Доходы и расходы семьи.

Деньги: что это такое.

 

6

10.10-14.10

 

Учебные мини-проекты «Деньги»

 

7

17.10-21.10

 

Из чего складываются доходы семьи.

 

8

1.11-4.11

 

Учимся считать семейные доходы.

 

9

7.11-11.11

 

Исследуем доходы семьи.

 

10

14.11-18.11

 

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

 

11

21.11-25.11

 

Как появляются расходы семьи.

 

12

28.11-2.12

 

Учимся считать семейные расходы

 

13-14

5.12.-16.12

 

Учимся формировать семейный бюджет.

 

15

19.12-23.12

 

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

 

16-17

26.12-13.01

 

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

 

18-19

16.01-27.01

 

Обобщение результатов изучения модуля «Доходы и расходы семьи»

 

20

30.01-3.02

 

Риски потери денег и имущества и как человек может защититься от этого.

Почему возникают риски потери денег и имущества

 

21

6.02-10.02

 

Что такое страхование и для чего оно необходимо

 

22

13.02-17.02

 

Что и как можно страховать

 

23

20.02-24.02

 

Как работает страховая компания.

 

24

27.02-3.03

 

Учебные мини-проекты «Страхование»

 

25

6.03-10.03

 

Налоги.

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

 

26

13.03-17.03

 

Что такое налоги и почему их надо платить.

 

27

20.03-24.03

 

Какие бывают налоги

 

28-29

3.04-14.04

 

Учимся считать налоги

 

30-31

17.04-28.04

 

Что такое социальные пособия и какие они бывают

 

32

2.05-5.05

 

Обобщение результатов изучения модуля «Налоги»

 

33-34

10.05-24.05

 

Резерв.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_fg_5_klass_22-23.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 55 г. Улан-Удэ»

«Согласовано»

Председатель МО

_______________/  _________

Протокол №__ от

«   « августа 2022г.

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

МАОУ «СОШ № 55 г. Улан-Удэ»

«___ августа 2022г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ № 55 г. Улан-Удэ»

Медведев В.И.______________

Приказ № ___, от «__» августа 2022г.

М.П.

        

Рабочая программа

Предмет: Финансовая грамотность

Класс: 5 класс

Составитель: Рудик А. И.

Сроки реализации: 2022-2023 учебный год.

г. Улан-Удэ

2022

освоение комплекса умений по обеспечению финансовой безопасности, защите персональных данных, при использовании интернет-сервисов, антикоррупционного поведения;

развитие компетентностей функционально грамотного человека в области финансово-экономических отношений: получать из разнообразных источников и критически осмысливать финансовую информацию, систематизировать, анализировать полученные данные о деньгах, банковских услугах; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для активного участия в экономической жизни общества, семьи;

создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово- экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе;

формирование опыта применения полученных финансовых знаний и умений для выстраивания отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий в общегражданской и семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Курс «Финансовая культура» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами, «Обществознание», «История», Математика»,

«География».

В процессе изучения курса используется учебник «Финансовая грамотность» 5-7 классы. М. 2018г. И. Липсиц, Е. Вигдорчик.

Место учебного курса в учебном плане

Общее        число        часов,        отведённых        на        изучение        учебного        курса

«Финансовая культура»- 34 часа

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные:

 осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи, понимание финансовых связей семьи и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений, сопоставление доходов и расходов, расчет процентов; проявление самостоятельности и личной ответственности за свое финансовое поведение, планирование собственного бюджета; умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях; понимать необходимость собственной финансовой грамотности и мотивации к ее развитию.

Метапредметные:

Использование различных способов поиска, сбора и обработки информации,  выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, владение базовыми понятиями; самостоятельный анализ результатов, постановка целей деятельности, проявление инициативы, контроль и самоконтроль; умение сотрудничать, работать индивидуально, в группе , умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса.

Предметные:

 владение базовым понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, бизнес, валюта, валютный курс; понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; использование приемов работы с простой финансовой информацией, ее осмысление, проведение простых финансовых расчетов; применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики; умение делать ваыводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

        

 

Содержание учебного курса «Основы финансовой грамотности»

5 класс

Раздел 1. Финансовое планирование

Личное финансовое планирование. Личный бюджет. Семейный бюджет. Доходы семейного бюджета. Виды доходов семейного бюджета. Источники доходов семейного бюджета. Расходы семейного бюджета. Виды расходов семейного бюджета. Сбережения. Накопления. Дорогие покупки. Бюджетный баланс. Дефицит. Профицит. Бюджетная дисциплина. Налоговое поведение. Контроль расходов.

Раздел 2. Финансовые решения в семье

Деньги и их виды. Функции денег. Платёжные системы. Национальная платёжная система. Быстрые платежи. Наличные деньги. Безналичные деньги. Валюты. Российский рубль — национальная валюта. Электронные деньги. Цифровой рубль. Сущность, причины и виды инфляции. Подушка финансовой безопасности. Благополучие семьи и финансы. Управление личным временем и финансами. Виды финансовых решений. Альтернативы финансовых решений. Софинасирование семейных расходов. Стереотипы и потребности. Обмен. Ответственное и разумное потребление. Осознанное финансовое поведение. Собственность. Имущество и обязательства. Финансовые риски. Личная ответственность при использовании денег.

        Тематическое планирование.

Глава, тема главы

Кол-во часов

В том числе контрольных работ

Введение в курс финансовой грамотности

4

0

Доходы и расходы семьи

  15

1

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

5

0

Налоги , Социальные пособия.

8

1

Резервные часы

2

0

        Календарно-тематическое планирование.

План

Факт

Тема

Примечания

1

5.09-9.09

Почему важно развивать сою финансовую грамотность.

2

12.09-16.09

От чего зависит благосостояние семьи.

3

19.09-23.09

Учимся оценивать финансовое поведение людей.

4

26.09-30.09

Учимся оценивать свое финансовое поведение.

5

3.10-7.10

Доходы и расходы семьи.

Деньги: что это такое.

6

10.10-14.10

Учебные мини-проекты «Деньги»

7

17.10-21.10

Из чего складываются доходы семьи.

8

1.11-4.11

Учимся считать семейные доходы.

9

7.11-11.11

Исследуем доходы семьи.

10

14.11-18.11

Учебные мини-проекты «Доходы семьи»

11

21.11-25.11

Как появляются расходы семьи.

12

28.11-2.12

Учимся считать семейные расходы

13-14

5.12.-16.12

Учимся формировать семейный бюджет.

15

19.12-23.12

Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»

16-17

26.12-13.01

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»

18-19

16.01-27.01

Обобщение результатов изучения модуля «Доходы и расходы семьи»

20

30.01-3.02

Риски потери денег и имущества и как человек может защититься от этого.

Почему возникают риски потери денег и имущества

21

6.02-10.02

Что такое страхование и для чего оно необходимо

22

13.02-17.02

Что и как можно страховать

23

20.02-24.02

Как работает страховая компания.

24

27.02-3.03

Учебные мини-проекты «Страхование»

25

6.03-10.03

Налоги.

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

26

13.03-17.03

Что такое налоги и почему их надо платить.

27

20.03-24.03

Какие бывают налоги

28-29

3.04-14.04

Учимся считать налоги

30-31

17.04-28.04

Что такое социальные пособия и какие они бывают

32

2.05-5.05

Обобщение результатов изучения модуля «Налоги»

33-34

10.05-24.05

Резерв.

Пояснительня записка.

Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг   и  

финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательное освоение обучающимися элементов финансовой компетентности. Они включаются в следующие содержательные блоки: «Деньги в цифровом обществе», «Личность и экономические отношения», «Культура потребления», «Услуги в сфере финансов», «Риски и финансовая безопасность». Они образуют тематический каркас учебного курса.

Примерная рабочая программа курса «Финансовая культура» основана на преемственности с программой для начального общего образования. Лежащие в её основе положения предполагают формирование основ финансовой культуры современных подростков с использованием активных методов обучения.

Программа и учебно-методический комплекс по финансовой культуре позволяют учителю реализовать образовательную технологию, в основе которой лежит системно-деятельностный подход, возможности информационно-коммуникационных технологий, применяемых как для организации процесса обучения и воспитания в основной школе, так и практико-ориентированного функционального использования знаний о финансах в повседневной жизни.

Содержание программы учитывает возрастные особенности обучающихся и направлено на постепенное освоение всего комплекса метапредметных и предметных умений в контексте формирования финансовой культуры. Учебный материал для 5—6 класса носит вводный характер. Он включает вопросы основ финансового планирования и роли денег в жизни семьи и общества, а также обращение к ценностным основам финансового поведения школьников.

Задачи реализации учебного курса «Финансовая культура»:

формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся подросткового возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в области финансового планирования, осуществления банковских операций, роли денег в современном мире, роли государства в обеспечении финансовых отношений, социальной защиты, налогообложения, возможностей инвестирования, страхования, будущего пенсионного обеспечения;

развитие личности на исключительно важном этапе её социализации — в подростковом возрасте, становление её финансовой культуры, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитие интереса к финансовым технологиям, особенностям финансового планирования; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю при использовании финансовых сбережений; мотивации к высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности, ориентированной на получение доходов;

 Рабочая программа учебного курса «Финансовая культура» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности и Единой рамки компетенций по финансовой грамотности, одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг.

Финансовые компетенции школьников являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс

Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...

Рабочая программа курса Финансовая грамотность 11 класс

Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность  должна быть всесторонне развитой, т.е.  владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать...

Рабочая программа по "Финансовой грамотности" для 6-7 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности", 6-7 классы, составлена на основе авторской программы по финансовой грамотности «Спецпроект Российской...

Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы

Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность для основной школы....

Рабочая программа по финансовой грамотности для 7-8 классов

Рабочая программа пофинансовой грамотности составлена для обучающихся 7-8 классов....