ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)
План по подготовке ЕГЭ по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovka_k_ege_obshch.doc | 195.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44»
670000, ул. Новая 44, г. Улан-Удэ, 333-244, 333-544
Утверждаю:
директор школы№44
Д.Ц. Шалданова
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
Составил:
учитель истории
Чимитдоржиев Б.Б
Улан-Удэ
2022
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413, авторской программы «Обществознание» 10-11 класс (профильный уровень), авторов: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова (учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы», 3-е издание. М.: «Просвещение», 2011 г.), рабочих программ по учебному предмету «Обществознание». В соответствии с методическими рекомендациями для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании предмета «Обществознание» 2021-2022 гг.
Рабочая программа «Практикум по обществознанию» для учащихся 11 классов составлена на основе:
1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (в последней редакции от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
2. Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
3. Авторской программы «Обществознание» 10-11 класс (профильный уровень), авторов: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова (учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11 классы», 3-е издание. М.: «Просвещение», 2018 г.)
4. Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.
5. Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию
Используемый учебно-методический комплект:
- Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов, А. В. Белявский и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – М.: Просвещение, 2018;
- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – М.: Просвещение, 2018
Программа предназначена для обучающихся 11 классов, мотивированных на сдачу ЕГЭ по обществознанию и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Необходимость разработки данной программы обусловлена социальным запросом со стороны обучающихся в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену. ЕГЭ по обществознанию относится к числу наиболее востребованных из всех, которые сдаются по выбору, поскольку утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам овладеть ключевыми познавательными и информационно-коммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию. Обучающиеся смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе и написании обществоведческого эссе. В программе курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, составлению развёрнутого плана, поскольку на отработку данных умений в рамках урока недостаточно времени.
Цель курса: совершенствование подготовки обучающихся по обществознанию для сдачи предмета в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
- Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения.
- Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями.
- Создать условия для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию.
- Формировать умения и навыки поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.
- Формировать позитивное отношение к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.
Анализ типичных ошибок учащихся на экзамене за прошедшие годы позволил выделить ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе.
Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа выпускников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных элементов вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.
Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, эссе, как форма актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.
Для достижения поставленной цели наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги. В программе представлено оптимальное соотношение теоретических и практических занятий.
Ключевые содержательные позиции каждой линии предполагается рассмотреть на обзорной лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Предполагается использование мультимедийного оборудования.
Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Программа предусматривает организацию личностно-ориентированной работы, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного старшеклассника.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Личностные результаты в соответствии с Программой воспитания, рабочей программой воспитания МБОУ СОШ № 28, письмом Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 года № 47-01-13-14546/21
Личностные результаты отражают сформированность:
-патриотического воспитания;
- гражданского воспитания;
- духовно-нравственного воспитания;
- эстетического воспитания;
- физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия;
- трудового воспитания;
- экологического воспитания;
- ценности научного познания.
Требования к личностным результатам освоения курса:
- биосоциальную сущность человека;
- основные этапы и факторы социализации личности;
- место и роль человека в системе общественных отношений;
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- основные социальные институты и процессы;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Требования к предметным результатам освоения курса:
Использовать приобретенные знания и умения для :
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.
Система оценивания
Курс не оценивается, предполагается качественная устная оценка и проведение итогового контроля в виде выполнения одного из вариантов ЕГЭ предыдущих лет. Оценивание должно быть полезным, оно должно обеспечивать информацией всех заинтересованных лиц, включая обучающихся, преподавателей, родителей. Поэтому наряду с традиционным устным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: интервьюирование, анкетирование, самооценка, наблюдение за поведением одиннадцатиклассника в реальной и учебной ситуации.
Формы контроля во время изучения курса:
- устный опрос;
- тестирование (обучающее и диагностическое);
- творческое задание;
- проблемное задание;
- решение практических задач (в том числе повышенного и высокого уровня сложности).
Контроль усвоения материала будет производиться в течение года в ходе тренировочных, диагностических работ, пробных и репетиционных экзаменов. Текущий контроль осуществляется в ходе обучающего тестирования, выполнения практических заданий по темам в формате ЕГЭ.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование тем курса | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне универсальных действий) | Основные направления воспитательной деятельности |
1 | Введение. Структура ЕГЭ по обществознанию. | 1 | Знать структуру и содержание письменной экзаменационной работы, принципы отбора и расположения заданий, уровни сложности, количество баллов по каждому заданию, максимальный балл. Уметь правильно заполнять бланки ЕГЭ. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
Тема 1. Человек и Общество- 10ч. | ||||
2 | Общество. Институты общества. | 1 | Знать понятия: общество, природа, социальный институт. Уметь отвечать на проблемные вопросы; анализировать социальную информацию; характеризовать с научных позиций социальные объекты. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
3 | Общественный прогресс. | 1 | Знать понятия: сферы жизни общества, общественный прогресс, регресс. Уметь характеризовать с научных позиций социальные объекты, работать с текстом; приводить примеры. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
4 | Глобальные проблемы. | 1 | Знать понятие: глобализация. Уметь отвечать на проблемные вопросы; анализировать социальную информацию; характеризовать с научных позиций глобальные проблемы человечества. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
5 | Мышление и деятельность. | 1 | Знать понятия: мышление, деятельность. Уметь характеризовать с научных позиций социальные объекты, работать с таблицей; приводить примеры. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
6 | Потребности человека | 1 | Знать понятия: потребность, пирамида Маслоу. Уметь отвечать на проблемные вопросы; анализировать социальную информацию; характеризовать базовые, социальные и духовные потребности человека. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
7 | Свобода и необходимость | 1 | Знать понятия: свобода, необходимость. Уметь характеризовать с научных позиций социальные объекты, работать со схемой; приводить примеры. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
8 | Знание, познание. | 1 | Знать понятия: познание, знание, сознание, мышление, объект познания, предмет познания, чувственное познание, рациональное познание, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, память, мышление, интуиция, агностицизм, уровни научного познания: эмпирический и теоретический, анализ, синтез, сравнение, дедукция, индукция, интуиция. Уметь характеризовать формы познания, механизм познания, показывать на примерах многообразие человеческого познания; выделить основные черты научного и социального познания. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
9 | Истина и её критерии. | 1 | Знать понятия: истина, объективная истина, субъективная истина, критерии истины, опыт, практика, гипотеза. Уметь давать характеристику относительной и абсолютной истине; работать со схемой; приводить примеры. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
10 | Культура, наука, религия. | 1 | Знать понятия: культура, мораль, искусство, религия. Уметь характеризовать многообразие культурной жизни, науку как систему знаний и вид духовного производства, научную картину мира, сущность искусства, его происхождение и формы; описывать религию как феномен культуры, анализировать образование в современном мире; определять тенденции духовной жизни современной России. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
11 | Практическое занятие по теме «Человек и общество» | 1 | Знать алгоритм выполнения заданий 1 и 2 части содержательной линии «Человек и общество». Уметь выполнять тестовые задания базового и повышенного уровня сложности. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
Тема 2. Экономика – 10 ч. | ||||
12 | Экономика как наука. | 1 | Знать понятие: экономика. Знать и перечислять фазы экономического цикла; основные измерители экономической деятельности. Уметь объяснять понятие «экономика» с разных позиций, отвечать на проблемные вопросы; анализировать социальную информацию; характеризовать с научных позиций социальные объекты. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
13 | Экономические системы. Роль государства в экономике. | 1 | Знать понятия: экономическая система, типы экономических систем, традиционная экономика, командно-административная экономика, рыночная экономика, смешанная экономик. Уметь характеризовать с научных позиций роль государства в экономике, сравнивать экономические системы, приводить примеры. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
14 | Рынок. Законы рынка. | 1 | Знать понятия: рынок, виды рынка, собственность, частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность, правомочия собственника. Уметь отвечать на проблемные вопросы; анализировать законы рынка; характеризовать с научных позиций закон спроса и закон предложения, определять факторы, влияющие на спрос и предложение, работать с графиками спроса и предложения. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
15 | Факторы производства | 1 | Знать факторы производства. Уметь характеризовать с научных позиций факторы производства и получаемый факторный доход, работать со схемой. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
16 | Производитель и потребитель на рынке. | 1 | Знать понятия: субъекты рынка, предпринимательство, экономически активное население. Уметь отвечать на проблемные вопросы, касающиеся производства и потребления; анализировать информацию, представленную в таблице; характеризовать с научных позиций взаимосвязь производителя и потребителя. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
17 | Рынок труда и безработица | 1 | Знать понятия: рынок труда, безработица. Уметь характеризовать с научных позиций виды безработицы и причины ее появления, работать со сравнительной таблицей; приводить примеры. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
18 | Финансы. Государственный бюджет. | 1 | Знать понятия: валовой национальный продукт, государственный бюджет, денежная масса, дефицит бюджета, профицит бюджета, инфляция, Центральный банк, эмиссия. Уметь понимать деятельность Центробанка как регулятора экономики; анализировать информацию, представленную в тексте; характеризовать источники наполнения госбюджета. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
19 | Мировая экономика | 1 | Знать понятия: макроэкономика и микроэкономика. Уметь устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
20 | Налоги. Налоговая система. | 1 | Знать понятия: налоги, их виды и функции Уметь отвечать на проблемные вопросы; анализировать социальную информацию; характеризовать денежно-кредитную и налоговую политику. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
21 | Практическое занятие по теме «Экономика» | 1 | Знать алгоритм выполнения заданий 1 и 2 части содержательной линии «Экономика». Уметь выполнять тестовые задания базового и повышенного уровня сложности, решать задания по анализу графиков спроса и предложения. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
Тема 3. Социальная сфера общества-2ч. | ||||
22 | Социальные отношения | 1 | Знать понятия: социальные отношения и взаимодействия, социальный статус и роли, неравенство и социальная стратификация, мобильность, социальные нормы, отклоняющееся поведение, социальный контроль и самоконтроль. Уметь объяснять многообразие социальных групп; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
23 | Практическое занятие по теме «Социальные отношения» | 1 | Знать алгоритм выполнения заданий 1 и 2 части содержательной линии «Социальные отношения». Уметь выполнять тестовые задания базового и повышенного уровня сложности, решать практические задачи на знание Семейного и Трудового кодекса. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
Тема 4. Политическая сфера общества- 6ч. | ||||
24 | Политическая система. Государство и его функции. | 1 | Знать понятия: власть, государство, политическая система, формы государства, федерация. Уметь перечислять признаки, формы и функции государства, основные черты правового государства; сравнивать формы государства; объяснять роль государства в политической системе; характеризовать власть, ее происхождение и виды, политическую идеологию и политическую культуру. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
25 | Политические режимы. Демократия | 1 | Знать понятия: политический режим, гражданское общество, демократия. Уметь перечислять основные черты правового государства и гражданского общества; описывать гражданское общество; сравнивать политические режимы. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
26 | Органы государственной власти в РФ | 1 | Знать понятия: власть, правовое государство, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Уметь перечислять и характеризовать три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная; описывать структуру политической власти в РФ, местное самоуправление; работать с заданиями на установление соответствия представленных полномочий с субъектами политики. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
27 | Политические партии и движения. | 1 | Знать понятия: партия, политическое движение. Уметь охарактеризовать политический плюрализм; обосновать многопартийность; описывать партийную систему РФ. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
28 | Избирательное право. | 1 | Знать понятия: государственный аппарат, избирательные системы, выборы, референдум. Уметь характеризовать и сравнивать избирательные системы. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
29 | Практическое занятие по теме «Политика». | 1 | Знать алгоритм выполнения заданий 1 и 2 части содержательной линии «Политика». Уметь выполнять тестовые задания базового и повышенного уровня сложности, решать задание №14 по теме «Конституционное право». | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
Тема 5. Правовая сфера общества- 2ч. | ||||
30 | Право | 1 | Знать понятия: право, отрасль права, источники права, нормы права, нормативные правовые акты, источники права, институты права, закон, подзаконный акт, правоспособность, дееспособность, презумпция невиновности, гражданское право, административное право, уголовное право, трудовое право, право собственности, преступление, правонарушение. Уметь характеризовать место права в системе социальных норм; функции и признаки права; характеризовать виды юридической ответственности; знать и анализировать основы отраслей российского права; международные документы по правам человека; различать виды права. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
31 | Практическое занятие по теме «Право» | 1 | Знать алгоритм выполнения заданий 1 и 2 части содержательной линии «Право». Уметь выполнять тестовые задания базового и повышенного уровня сложности, решать задания по работе с текстом и на знание Гражданского, Трудового и Семейного права. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
Тема 6. Практические занятия. Выполнение сложных заданий- 3 ч. | ||||
32 | Основные правила оформления заданий второй части ЕГЭ. | 1 | Знать особенности, алгоритм выполнения и систему оценивания заданий №17-23. Уметь выполнять задания высокого уровня сложности на установление соответствия; дифференциация социальных фактов и оценочных суждений, аргументов и выводов; извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
33 | Алгоритм работы с текстом. Составление сложного плана с примерами. Алгоритм работы с заданием №25. | 1 | Знать особенности, алгоритм выполнения и систему оценивания заданий №24. Уметь составлять сложный план по темам кодификатора (совершенствовать умение). Знать особенности, алгоритм выполнения и систему оценивания заданий №25. Совершенствовать умение написания. Структура письменного рассуждения. Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции, умение привести примеры. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
34 | Итоговое тестирование. | 1 | Знать особенности и алгоритм выполнения экзаменационной работы. Уметь правильно распределить время, применять навыки выполнения заданий разного уровня сложности. | Духовно – нравственное воспитание; Гражданско – патриотическое воспитание; Трудовое воспитание; Ценности научного познания |
Итого: | 34 |
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Структура ЕГЭ по обществознанию (1 ч.)
Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году. Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2022. Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию – 2022.
Тема 1. Человек и Общество. (10 ч.)
Общество. Институты общества. Общество - сложная, динамично развивающаяся система. Общество и природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общественные отношения. Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Социальные институты. Социальная роль. Социальный статус человека.
Общественный прогресс. Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные изменения. Прогресс и регресс.
Глобальные проблемы. Глобальные проблемы человечества. Современный этап НТР. Глобализация.
Мышление и деятельность. Понятие, свойства и виды мышления. Умозаключения: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. Понятие и характер деятельности. Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра, Учение, Творчество.
Потребности человека. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека. Степени развития способностей.
Свобода и необходимость. Свобода и ответственность личности. Свобода – осознанная необходимость. Фатализм и волюнтаризм. Ограничители человеческой свободы: право и мораль. Ответственность за сделанный выбор.
Знание, познание. Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе. Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания.
Истина и её критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости мира в философии.
Культура, наука, религия. Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ. Особенности современной науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование. Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества. Мировые религии.
Тема 2. Экономика (10 ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Потребности и ресурсы: проблема выбора.
Экономические системы. Роль государства в экономике. Типы экономических систем: традиционная, плановая, рыночная. Экономический рост. Государственное регулирование экономики. Экономическая политика. Валовой национальный продукт.
Рынок. Законы рынка. Многообразие рынков. Спрос и предложение. Собственность и её формы. Национализация и приватизация собственности. Конкуренция.
Факторы производства. Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки производства.
Производитель и потребитель на рынке. Рыночные отношения. Субъекты рынка. Предпринимательство. Экономически активное население.
Рынок труда и безработица. Занятость и безработица Виды и причины безработицы Последствия безработицы Государственные меры по борьбе с безработицей.
Финансы. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Денежная масса. Дефицит и профицит бюджета. Инфляция.
Мировая экономика. Международная торговля. Политика государств в мировой экономике: протекционизм, «свободная торговля». Глобализация экономики. Тенденции развития мировой экономики.
Налоги. Налоговая система. Налоги, их виды и функции. Распределительная функция. Регулирующая функция. Уровни налогообложения в РФ (федеральные, региональные и местные налоги). Виды налогов: прямые и косвенные. Системы налогообложения: пропорциональная, прогрессивная, регрессивная.
Тема 3. Социальная сфера общества (2 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы (касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация. Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная политика государства. Семья и брак как социальные институты. Психологический климат семьи. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 4. Политическая сфера общества (6ч.)
Политическая система. Государство и его функции. Структура политической системы; функции политической системы. Признаки, функции и формы государства. Формы государства. Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство. Признаки правового государства.
Политические режимы. Демократия. Понятие и особенности политического режима. Виды политических режимов (демократический и антидемократический режим). Признаки тоталитарного режима. Признаки авторитарного режима. Признаки демократического режима. Характеристика политического режима РФ. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Органы государственной власти в РФ. Структура и принципы построения политической власти в РФ. Государственный аппарат. Основные ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. Высшие органы законодательной власти: Федеральное Собрание, Государственная Дума. Высшие органы исполнительной власти: правительство, федеральные министерства и ведомства. Высшие органы судебной власти: Конституционный суд, Верховный суд. Президент как глава государства и верховный главнокомандующий ВС. Правоохранительные органы.
Политические партии и движения. Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Избирательное право. Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической жизни.
Тема 5. Правовая сфера общества (2 ч.)
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы и отрасли права. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в РФ. Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность.
Тема 6. Практические занятия. Выполнение сложных заданий (3 ч.)
Основные правила оформления заданий второй части ЕГЭ. Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений; на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Алгоритм работы с текстом. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос. Решение познавательных задач.
Составление сложного плана с примерами. Развернутый ответ по заданной теме. Составление плана.
Структура письменного рассуждения. Использование понятийного аппарата и терминологии курса «Обществознание». Изложение своих мыслей и собственной позиции, умение привести примеры.
Итоговое тестирование . Решение различных вариантов КИМов.
Список учебной и методической литературы
- Конституция Российской Федерации (любое издание, не ранее 2015 года);
- Баранов П.А. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ, 2018;
- Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов, А. В. Белявский и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – М.: Просвещение, 2016;
- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. – М.: Просвещение, 2017
- Боголюбов Л.Н. Право. 10 класс. Учебник. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2016;
- Боголюбов Л.Н. Право. 11 класс. Учебник. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2016;
- Котова О.А., Лискова Т.Е. Единый государственный экзамен. Обществознание. Комплекс материалов для подготовки учащихся. М.: Интеллект-Центр, 2018;
- Лазебникова А.Ю., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. ЕГЭ 2019. Обществознание. Тематический тренажёр. М.: Экзамен, 2018;
- Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ-2019. Обществознание. 50 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену. Москва: ACT, 2018
- Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Коваль Т.В. ЕГЭ 2019. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ М.: Экзамен, 2019.
- Кирьянова-Греф О.А., Лосев С.А. ЕГЭ 2019. Обществознание. Диагностические работы. М.: МЦНМО, 2019
- Капустянский В.Д. Конструктор мини-сочинений по обществознанию 2-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2019.
Интернет-ресурсы:
- http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
- http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
- http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
- http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
- http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
- http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения