Конспект урока по обществознанию (6 кл.) по теме "Когда возможности ограниченны" + самостоятельная работа + презентация
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)
Методическое обеспечение:
Обществознание. 6 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных организаций / [Н. Ф. Виноградова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - 5-е изд. - Москва : Просвещение, 2015. - 111 с. : портр., цв. ил.; 26 см. - (ФГОС).; ISBN 978-5-09-035867-5
Тема 5. Когда возможности ограниченны.
План урока:
1. Разбор типовой практической работы по теме предыдущего занятия «Потребности и способности человека».
2. Рубрики «вспомним» и «обсудим вместе».
4. Что такое «возможности человека» и какими они бывают. Что влияет на возможности человека? Средства, условия, обстоятельства.
3. Определение темы и проблематики текущего занятия.
«Существуют люди с повышенными потребностями. Как вы это понимаете?»
5. Ограниченные возможности: какие они бывают и те, кто стараются их преодолеть.
6. Как расширить границы своих возможностей?
7. Домашнее задание. § 4. Рубрика "Проверим себя". Письменно в тетради ответить на вопросы № 2, 7, 8 со стр. 47. Подготовиться к устному ответу в классе.
2. Рубрики «вспомним» и «обсудим вместе».
РУБРИКА «ВСПОМНИМ»
Давайте обсудим вопрос: «Чем потребности отличаются от желаний? Все ли тебе удается получить то, что тебе нужно, и то, что тебе хочется?
Мнение аудитории.
Вспомним, что такое ПОТРЕБНОСТЬ – внутреннее состояние человека, нужда человека в чем-либо, ощущение нехватки чего-либо, требующие удовлетворения.
ЖЕЛАНИЕ (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии c: культурным уровнем и личностью человека, а также историческими, географическими и другими факторами страны.
3. Что такое возможности? Как человек в своей жизни понимает слово «возможность»?
В толковом словаре Ожегова, «ВОЗМОЖНОСТЬ» - это «средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь».
Разберем несколько примеров:
1) Для того, чтобы купить младшему брату подарок на день рождения – нужды деньги, или по-другому, нужны средства.
2) Чтобы рассмотреть звезды в небе необходимы специальные средства – их называют приборами. Инструменты для выполнения работы, например, вашего обучения, тоже называют средствами.
Средства человек может обеспечить: заработать деньги на покупки, создать подходящие инструменты для выполнения работы.
Условия люди тоже создают и обеспечивают сами: договариваются между собой, уславливаются действовать определенным образом.
А вот обстоятельства люди должны учитывать…
У разных людей разные средства, условия и обстоятельства жизни. Так ли это? Приведите пример!
Кто-то лучше бегает, кто-то лучше играет в шахматы, а кто-то не может себе этого позволить… как вы думаете по каким причинам? Некоторым людям нельзя бегать и прыгать, водить машину и многое другое – их называют людьми с ограниченными возможностями здоровья.
4. Определение темы и проблематики текущего занятия.
Существуют люди с повышенными потребностями. Как вы это понимаете? Каких людей называют людьми с повышенными потребностями? Приведите пример.
Означают ли «повышенные потребности» тоже самое что и «ограниченные возможности»?
5. Ограниченные возможности. Какими они бывают и как люди живут с этим.
ОПР: Это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
Ограниченные возможности:
1) Временные – сломал руку, восстановился.
2) Постоянны, на всю жизнь. Такие люди заслуживают особого внимания, им каждый день приходится преодолевать трудности.
Особый секрет людей с ограниченными возможностями в том, что они максимально задействуют свои возможности для реализации своих потребностей, зачастую привлекая к этому и других людей, в том время как здоровые люди не используют свой потенциал полностью, хотя никаких осложнений обстоятельств у них нет.
6. Как расширить границы своих возможностей даже если они не ограничены.
Рассмотрим схему.
Открытие нового средства – возможный путь расширения возможностей.
Наряду с открытием или созданием средства, это еще и приобретение новых знаний, опыта, формирование умений, развитие собственных сил – как физических, так и духовных.
Основание для развития, расширения своих границ – это воля человека.
Воля позволяет управлять собой, ставить цели, концентрировать усилия на их достижении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_5.docx | 16.83 КБ |
prakticheskaya_rabota_po_obshchestvoznaniyu.docx | 84.4 КБ |
zanyatie_5.pptx | 67.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема 5 (1/2). Когда возможности ограниченны.
План урока:
1. Разбор практической работы по теме предыдущего занятия «Потребности и способности человека».
2. Рубрики «вспомним» и «обсудим вместе».
4. Что такое «возможности человека» и какими они бывают. Что влияет на возможности человека? Средства, условия, обстоятельства.
3. Определение темы и проблематики текущего занятия.
Существуют люди с повышенными потребностями. Как вы это понимаете?
5. Ограниченные возможности: какие они бывают и те, кто стараются их преодолеть.
6. Как расширить границы своих возможностей?
7. Домашнее задание. § 4. Рубрика "Проверим себя". Письменно в тетради ответить на вопросы № 2, 7, 8 со стр. 47. Подготовиться к устному ответу в классе. + электронный журнал.
1. Разбор практической работы по теме предыдущего занятия «Потребности и способности человека».
7. Что выступает инструментом развития духовного мира человека? Правильный ответ – процесс познания окружающего его, т.е. человека, мира.
9. Не верно, т.к. эмоции – это то, что определяет настроение человека в определенный момент его жизни, а вот чувства всегда направлены на какой-то предмет, например, на другого человека или какое-либо социальное явление. Мы ощущаем несправедливость окружающего мира или любим какого-либо конкретного человека.
11*. Какие последствия могут наступить, если не удовлетворять социальные потребности человека? Ключевое – без должной социализации человек не может удовлетворять свои потребности в полном объеме. Счастливая жизнь вне общества невозможна, если человек родился и воспитывался в нем. Человек нуждается в социальном одобрении со стороны других людей.
2. Рубрики «вспомним» и «обсудим вместе».
РУБРИКА «ВСПОМНИМ»
Давайте обсудим вопрос: «Чем потребности отличаются от желаний? Все ли тебе удается получить то, что тебе нужно, и то, что тебе хочется?
Мнение аудитории.
Вспомним, что такое ПОТРЕБНОСТЬ – внутреннее состояние человека, нужда человека в чем-либо, ощущение нехватки чего-либо, требующие удовлетворения.
ЖЕЛАНИЕ (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии c: культурным уровнем и личностью человека, а также историческими, географическими и другими факторами страны.
3. Что такое возможности? Как человек в своей жизни понимает слово «возможность»?
В толковом словаре Ожегова, «ВОЗМОЖНОСТЬ» - это «средство, условие, обстоятельство, необходимое для осуществления чего-нибудь».
Разберем несколько примеров:
1) Для того, чтобы купить младшему брату подарок на день рождения – нужды деньги, или по-другому, нужны средства.
2) Чтобы рассмотреть звезды в небе необходимы специальные средства – их называют приборами. Инструменты для выполнения работы, например, вашего обучения, тоже называют средствами.
Средства человек может обеспечить: заработать деньги на покупки, создать подходящие инструменты для выполнения работы.
Условия люди тоже создают и обеспечивают сами: договариваются между собой, уславливаются действовать определенным образом.
А вот обстоятельства люди должны учитывать…
У разных людей разные средства, условия и обстоятельства жизни. Так ли это? Приведите пример!
Кто-то лучше бегает, кто-то лучше играет в шахматы, а кто-то не может себе этого позволить… как вы думаете по каким причинам? Некоторым людям нельзя бегать и прыгать, водить машину и многое другое – их называют людьми с ограниченными возможностями здоровья.
4. Определение темы и проблематики текущего занятия.
Существуют люди с повышенными потребностями. Как вы это понимаете? Каких людей называют людьми с повышенными потребностями? Приведите пример.
Означают ли «повышенные потребности» тоже самое что и «ограниченные возможности»?
5. Ограниченные возможности. Какими они бывают и как люди живут с этим.
ОПР: Это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
Ограниченные возможности:
1) Временные – сломал руку, восстановился.
2) Постоянны, на всю жизнь. Такие люди заслуживают особого внимания, им каждый день приходится преодолевать трудности.
Особый секрет людей с ограниченными возможностями в том, что они максимально задействуют свои возможности для реализации своих потребностей, зачастую привлекая к этому и других людей, в том время как здоровые люди не используют свой потенциал полностью, хотя никаких осложнений обстоятельств у них нет.
6. Как расширить границы своих возможностей даже если они не ограничены.
Рассмотрим схему.
Открытие нового средства – возможный путь расширения возможностей.
Наряду с открытием или созданием средства, это еще и приобретение новых знаний, опыта, формирование умений, развитие собственных сил – как физических, так и духовных.
Основание для развития, расширения своих границ – это воля человека.
Воля позволяет управлять собой, ставить цели, концентрировать усилия на их достижении.
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
по теме «Когда возможности ограниченны»
Выполнил (-а) ученик (-ца) 6 класса « ___ » Фамилия, имя: ___________________________________
Задание 1. Зачеркните неправильное (-ые) высказывания.
1. Причиной инвалидности всегда становится наследственность.
2. Причиной инвалидности может послужить трагическая случайность.
Задание 2. Подчеркните верное (-ые) высказывания.
1. Одна из категорий ограничения возможностей здоровья – это нарушение двигательных функций.
2. Трагическая случайность не может стать причиной инвалидности.
3. Одна из категорий ограничения возможностей здоровья – это нарушение возможностей слуха.
Задание 3. Выберите и обведите верный вариант ответа.
Рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими и плохо видящим людям – это … А) Сурдоперевод, Б) Шрифт Шопенгауэра, В) Азбука Брайля
Задание 4. Выберите и обведите верный вариант ответа. Информационный знак, обозначающий доступную среду для инвалидов (людей с повышенными потребностями / ограниченными возможностями).
Задание 5. Установите соответствие между понятием и определением. Нарисуйте стрелочки.
Понятие | Определение | |
Сурдопереводчик | Лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность | |
Пандус | Наклонная площадка для обеспечения перемещения колесных транспортных средств с одной плоскости на другую | |
Инвалид | Лицо, владеющее жестовым языком и осуществляющее перевод на жестовой язык с какого-либо национального языка или наоборот |
Задание 6. Заполните пропуски в тексте, используя предложенные слова и фразы.
Не имея возможности передвигаться самостоятельно и общаться со______________, ребята
с ___________________ зачастую одиноки. _____________ сверстники не всегда охотно принимают ______________ детей в свой коллектив. Человек не должен быть _____________ общества только из-за того, что он отличается от других. Такие ребята имеют право учиться вместе с вами. Мы должны уметь сосуществовать друг с другом и быть терпимы и уважительны к другому, иному, не такому, как ты сам.
Вставьте: особых, изгоем, ограниченными возможностями здоровья, здоровые, сверстниками.
Задание 7. Выберите и подчеркните верный вариант ответа. Ежемесячная денежная выплата, которая выплачивается гражданам в связи с присвоенной группой инвалидности, называется:
А) Льгота, Б) Пенсия, В) Премия, Г) Поощрение
Задание 8. Выберите и подчеркните верный вариант ответа. Состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями:
А) инвалид, Б) ДЦП, В) инвалидность, Г) болезнь, Д) инклюзивное заболевание
Задание 9. Выберите и обведите верный вариант ответа. Реабилитация – это …
А) это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни.
Б) комплекс медицинских мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных, или полностью утраченных, в результате болезни функций человеческого организма.
В) это международные спортивные соревнования для инвалидов.
Задание 10. Жан Ванье – канадский и французский основатель общин-поселений для умственно отсталых людей, называемых «Ковчег». В своей книге «Из глубины» он написал такую фразу: «Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить». Объясните, как вы понимаете это высказывание?
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОТРЕБНОСТЬ – внутреннее состояние человека, нужда человека в чем-либо, ощущение нехватки чего-либо, требующие удовлетворения. ЖЕЛАНИЕ (конкретизированная потребность) — потребность, принявшая конкретную форму в соответствии c: культурным уровнем и личностью человека, а также историческими, географическими и другими факторами страны.
ВОЗМОЖНОСТЬ- … средство , условие , обстоятельство , необходимое для осуществления чего-нибудь .
ВОЗМОЖНОСТЬ- … средство , КУПИЛ ВЕЩЬ ЗА ДЕНЬГИ условие , ДОГОВОРИЛСЯ С СОСЕДОМ обстоятельство , УЧЕЛ СИТУАЦИЮ необходимое для осуществления чего-нибудь .
У ЛЮДЕЙ РАЗНЫЕ СРЕДСТВА, УСЛОВИЯ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЖИЗНИ. Так ли это? Существуют ли люди с ПОВЫШЕННЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ? ЕСЛИ СУЩЕСТВУЮТ, ТО ПОЧЕМУ?
ПОВЫШЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.
ПОВЫШЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ Временные (сломал руку, стукнулся головой) Постоянные , на ВСЮ жизнь
Как расширить границы возможностей?
Домашнее задание § 4. Рубрика "Проверим себя". Письменно в тетради ответить на вопросы № 2, 7, 8 со стр. 47. Подготовиться к устному ответу в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока по обществознанию в 9 классе
Данная презентация и конспект урока созданы для урока по обществознанию в 9 классе по теме "Семейные правоотношения". Учебник Л.Н. Боголюбов....
Презентация и конспект урока по обществознанию "Защита Отечества" 7 класс
Презентация и конспект урока по обществознанию класс "Защита Отечества."Урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием. В данной разработке продемонст...
Конспект урока по теме: "Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия".
Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия....
Конспект занятия в подготовительном классе на тему"Звуковой анализ слов. Самостоятельная работа"
Конспект занятия предлагается учителям начальных классов, работающим в подготовительном классе по программе "Предшкольная пора" под редакцией Н. Ф. Виноградовой . На занятии в игровой форме...
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....
Презентация к конспекту урока по обществознанию по теме "Социальные нормы"
Урок изучения темы социальные нормы в 9 классе в форме групповой работы с составлением опорного конспекта по теме...
Урок обществознания в 6 классе "Когда возможности ограниченны"
Презентация к уроку включает в себя проблемное задание, работу по изучению нового материала и его систематизацию, физкультминутку, рефлексию. К презентации прилагаю описание урока....