Внеклассное мероприятие по обществознанию 5-6 класс Права ребенка
классный час по обществознанию (5 класс)
Внеклассное мероприятие по обществознанию 5-6 класс Права ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие Права ребенка | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие о правах детей 5-6 класс
Тема «Права ребенка »
Цель: познакомить ребят с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, закреплённые в Конвекции о правах ребёнка, научить применять их в жизни.
Задачи:
- через призму викторины, сказок, юмористических стихов познакомить ребят с некоторыми статьями закона РФ, УК РФ;
- познакомить учащихся с историей образования правовых документов, с «Конвенцией ООН по правам ребёнка»;
- развивать кругозор детей, правовое мышление и речь;
- на примере сказочных героев показать нарушение прав человека, обратить внимание на обязанности.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска , компьютер, презентация, листочки цветной бумаги, шариковые ручки, чтобы написать самим свои права и обязанности по итогам классного часа.
Ход мероприятия:
І. Вступление.
Ребята! В какой стране мы живём? (в РФ) Символы страны. (слайд 2)
Но ещё мы живём в правовой стране. Право - это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности.
В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трёх лет, попадают в специальные интернаты, 348 тыс. семей состоят на учете в ОДН. (слайд 3)
I I. Хронология.
Это ещё раз подтверждает необходимость получения детьми, да и родителями, знаний в области прав ребёнка.
А Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. Итак, краткая хронология: (слайд 4)
1924 г. Лига Наций принимает Женевскую декларацию прав ребёнка.
1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребёнка, в которой провозглашает социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступает к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Эта работа продолжается 10 лет.
1989 г. (20 ноября) Конвенция о правах ребёнка принимается Генеральной Ассамблеей ООН.
И 1октября 2010 года у Конвенции юбилейный год. Исполняется 20 лет с момента её ратификации и вступления в силу.
В каком году это произошло?
В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребёнок полноправный член общества, а не собственность своих родителей или лиц, их заменяющих. Права детей в прошлом рассматривались лишь в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговле детьми, произвола родителей, экономической эксплуатации.
Декларация признала, что для полного и гармоничного развития ребёнку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что каждый ребёнок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, свободы, достоинства, терпимости, равенства и солидарности. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. (слайд 5)
Но декларация – это ещё не закон. Законом называется документ, который защищает наши права.
Таким законом стала Конвенция.(слайд 6) , в которой сформулированы основные права ребёнка:
- право на жизнь;
- на гражданство;
- на образование;
- на отдых;
- на заботу родителей;
- на защиту от физического и психического насилия;
- на развитие личных талантов, умственных и физических способностей;
- сохранение своей индивидуальности;
- на общение, которое развивает достоинство и значимость личности. (слайд 7)
III. Беседа.
Кто же больше всего нуждается в защите своих прав? (слайд 8). Это, прежде всего, слабые:
- старики и дети-инвалиды,
- больные и сироты.
- бездомные и безнадзорные дети;
- дети с физическими и психическими недостатками;
- дети –жертвы насилия; вооруженных конфликтов;
- дети – жертвы техногенных и экологических катастроф, конфликтов, стихийных бедствий. (слайд 7)
А какие права ребёнка вам знакомы? (ученики отвечают, предполагают, рассказывают) (слайды 9 - 12)
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право на жилище.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
I V. Нарушения прав и наказания (Знакомство со статьями УК РФ в стихах за нарушение чьих-то прав) (слайды 13 - 16), которые позволяют понять, что за каждое нарушение права неизменно следует наказание.
Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается. (народная мудрость). (слайд 13)
Мальчик витрину разбил в магазине:
Утюг подарить он хотел тёте Зине.
Но тётя не рада подарку такому:
В милицию мальчик поедет из дома.
(Комментарий: Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 4-х лет (ст161 УК РФ))
Маленький мальчик звонил по «ноль-два».
Про бомбу в школе поведал сперва.
Милиция быстро нашла пацана-
Штраф двести тысяч – вот шутки цена.
(Комментарий: Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге ,– наказывается штрафом в размере до 200 тысяч руб. , либо лишением свободы на срок до 3-х лет (ст. 207 УК РФ) )
Подарили Женечке фотоаппарат,
Стать папарацци он очень был рад.
Творческих порывов не оценил сосед,
За шантаж мальчишке дали пару лет.
(Комментарий: Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества, или совершение других действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, – наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. (ст. 163 УК РФ) )
V. «Права и обязанности». Однако некоторые дети не видят грани между правами и обязанностями. Можно ли права отделять от обязанностей? Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности.(слайд 17) Попробуем правильно выполнить следующие задания:
1). Распределите в два столбика права и обязанности любого школьника. (слайд 18 -19)Бесплатное образование.(право)
- Уважение мнений всех учащихся и учителей. (обязанность)
- Удобное рабочее место. (право)
- Посещение школы в предназначенное для этого время. (обязанность)
- Активное приобретение знаний. (право)
- Защита личной собственности. (право)
- Примерное поведение на уроках и переменах. (обязанность)
- Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения. (обязанность)
- Бережное отношение к школьному имуществу. (обязанность)
- Сотрудничество с учителями. (право)
2). Назовите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право:
- на жизнь (серый волк; Кощей Бессмертный; ведьма; Карабас Барабас; Кот Базилио; Лиса Алиса; Баба Яга; Змей Горыныч и др.) - на труд ( Карабас Барабас; Кот Базилио; Лиса Алиса; Баба Яга; Мачеха; Сеньор Помидор; Лиса; Поп; Емеля; Бармалей; Мышь и крот и др.)
- на имущество (сын жабы; Ведьма, Сеньор Помидор, Сватья Бабариха, Купец, лиса Алиса и кот Базилио, Царь Дадон, Фрекен Бок, Лиса, Волк и др.) (слайд 20)
3) Угадай героя по описанию или назови, какое право нарушалось у данного героя.(слайды 21 - 26)
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации. На её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. О ком идёт речь? (Красная шапочка)
- Какое право нарушается у главного героя в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? (Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.)
- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых её собственная жизнь была в опасности. О каком идёт речь? (Лиса)
- В сказке «Спящая красавица» девушку разлучили с женихом, но его настойчивость привела сказку к счастливому концу. Какое право нарушается у главного героя в этой сказке. (Эта девушка имела право на брак. Поскольку она была красива, злая женщина нарушила её право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств).
- Она родилась в знатной семье, но старшие сёстры жестоко обращались с ней, заставляя её прислуживать им (т.е. рабство, подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка стала счастлива. Кто эта героиня? (Золушка)
- Какие права были нарушены у мухи- цокотухи? (Право на жизнь, на отдых и досуг)
4).Мы сегодня, ребята, говорили о правах детей, теперь посмотрим, насколько вы были внимательны и что вам запомнилось о правах и обязанностях.
Рефлексия: Цветик – многоцветик. (слайд 27)
На листах цветной бумаги в форме лепестков цветка написать ученикам (по рядам) права и обязанности, которые запомнились на классном часе и прикрепить их на классной доске вокруг желтого бумажного кружка, выполнив тем самым цветок с разноцветными лепестками. В заключении хотелось бы сказать: «В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребёнок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным к добру и красоте» (В. Сухомлинский) ( слайд 30)
Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами. ( слайд 30)
V І . Результативность:
• формирование у учащихся знаний о правах ребёнка, зафиксированных в международно-правовых актах и в российских законах;
• 1формирование правовой культуры, речи, умения аргументировано выражать свои мысли;
• через призму викторины, сказок, юмористических стихов знакомство ребят с некоторыми статьями закона РФ, УК РФ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 КЛАССЕ. ПРАВА РЕБЕНКА
МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В 7 КЛАССЕ....
УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 КЛАССЕ. ПРАВА РЕБЕНКА
МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В 7 КЛАССЕ....
Внеклассное мероприятие по обществознанию: «Турнир знатоков права» 7 класс
Сценарий турнира «Знатоки права» способствует развитию правового образования учащихся....
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов "Права ребенка"
Данное мероприятие расширяет кругозор учащихся по правовой культуре знакомит с конвенцией ООН о правах ребенка....
Конспект внеклассного мероприятия по обществознанию в 9 классе Тема: Глобальные проблемы современности. Эхо Беслана.
Цель: формирование у учащихся толерантности, неприятия идей ксенофобии.Задачи:Дать определение понятий «террор», «терроризм», «террорист».Развить в школьниках сострадание ...
Конспект внеклассного мероприятия по обществознанию в 8 классе Тема: Ложные привычки.
Сценарий выступления агитбригады «Ложные привычки. Твой выбор»Цель: содействие формированию у школьниковпредставления и понимания разрушительной силывредных привычек, укрепление системыценностных...
Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для 9 класса "Звездный час"
Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для 9 класса "Звездный час"...