Внеклассное мероприятие по обществознанию 5-6 класс Права ребенка
классный час по обществознанию (5 класс)

Галина  Михайловна Лаврова

Внеклассное мероприятие по обществознанию  5-6 класс Права ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие   о правах детей 5-6 класс

Тема «Права  ребенка »

Цель: познакомить ребят с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, закреплённые в Конвекции о правах ребёнка, научить применять их в жизни.

Задачи:  

- через призму викторины, сказок, юмористических стихов  познакомить ребят с некоторыми статьями закона РФ, УК РФ;

- познакомить учащихся с историей образования правовых документов, с «Конвенцией ООН по правам ребёнка»;

-  развивать кругозор детей, правовое мышление и речь;

- на примере сказочных героев показать нарушение прав человека, обратить внимание на обязанности.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска , компьютер, презентация, листочки цветной бумаги,  шариковые ручки, чтобы написать самим свои права и обязанности по итогам классного часа.

Ход мероприятия:

І. Вступление.              

Ребята! В какой стране мы живём? (в РФ) Символы страны. (слайд 2)

Но ещё мы живём в правовой стране.  Право - это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности.

 В нашей стране проблема прав ребёнка и защиты детства почти всегда стояла особенно остро. Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трёх лет, попадают в специальные интернаты, 348 тыс. семей состоят на учете в ОДН. (слайд 3)

I I. Хронология.

 Это ещё раз подтверждает необходимость получения детьми, да и родителями, знаний в области прав ребёнка.

 А Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. Итак, краткая хронология: (слайд 4)

 1924 г.  Лига Наций принимает Женевскую декларацию прав ребёнка.

1959 г.  ООН принимает Декларацию прав ребёнка, в которой провозглашает социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

1979 г.  Комиссия ООН по правам человека приступает к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Эта работа продолжается 10 лет.

1989 г. (20 ноября) Конвенция о правах ребёнка принимается Генеральной Ассамблеей ООН.

И 1октября 2010 года у Конвенции юбилейный год. Исполняется 20 лет с момента её ратификации и вступления в силу.

В каком году это произошло?

В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребёнок полноправный член общества, а не собственность своих родителей или лиц, их заменяющих. Права детей в прошлом рассматривались лишь в качестве мер по защите от: детского труда, рабства, торговле детьми, произвола родителей,  экономической эксплуатации.

Декларация признала, что для полного и гармоничного развития ребёнку необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что каждый ребёнок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе мира, свободы, достоинства, терпимости,  равенства и солидарности. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.  (слайд 5)

Но декларация – это ещё не закон. Законом называется   документ, который защищает наши права.

Таким законом стала  Конвенция.(слайд 6) , в которой сформулированы основные права ребёнка:

  • право на жизнь;
  • на гражданство;
  • на образование;
  • на отдых;
  • на заботу родителей;
  • на защиту от физического и психического насилия;
  • на развитие личных талантов, умственных и физических способностей;
  • сохранение своей индивидуальности;
  • на общение, которое развивает достоинство и значимость личности. (слайд 7)

III. Беседа.

Кто же больше всего нуждается в защите своих прав? (слайд 8). Это,  прежде всего, слабые:

-  старики и дети-инвалиды,

- больные и сироты.

- бездомные и безнадзорные дети;

- дети с физическими и психическими недостатками;

- дети –жертвы насилия; вооруженных конфликтов;

- дети – жертвы техногенных и экологических катастроф, конфликтов, стихийных бедствий. (слайд 7)

А какие права ребёнка вам знакомы? (ученики отвечают, предполагают, рассказывают) (слайды 9 - 12)

Право на жизнь.  

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на индивидуальность.

Право на жилище.

Право на специальную охрану и защиту.

Право на заботу и воспитание родителями.

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

I V.  Нарушения прав и наказания (Знакомство со статьями УК РФ в стихах за нарушение чьих-то прав) (слайды 13 - 16), которые позволяют понять, что за каждое нарушение права неизменно следует наказание.

Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается. (народная мудрость). (слайд 13)

Мальчик витрину разбил в магазине:

Утюг подарить он хотел тёте Зине.

Но тётя не рада подарку такому:

В милицию мальчик поедет из дома. 

(Комментарий: Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 4-х лет (ст161 УК РФ)) 

Маленький мальчик звонил по «ноль-два».

Про бомбу в школе поведал сперва.

Милиция быстро нашла пацана-

Штраф двести тысяч – вот шутки цена.

(Комментарий: Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге ,– наказывается штрафом в размере до 200 тысяч руб. , либо лишением свободы на срок до 3-х лет (ст. 207 УК РФ) )

Подарили Женечке фотоаппарат,

Стать папарацци он очень был рад.

Творческих порывов не оценил сосед,

За шантаж мальчишке дали пару лет.

(Комментарий: Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества, или совершение других действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких, – наказывается ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 4-х лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. (ст. 163 УК РФ) )

V. «Права и обязанности». Однако некоторые дети не видят грани между правами и обязанностями. Можно ли права отделять от обязанностей? Права и обязанности тесно связаны.  Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности.(слайд 17) Попробуем правильно выполнить следующие задания:

1).  Распределите в два столбика права и обязанности любого школьника. (слайд 18 -19)Бесплатное образование.(право)

  1. Уважение мнений всех учащихся и учителей. (обязанность)
  2. Удобное рабочее место. (право)
  3. Посещение школы в предназначенное для этого время. (обязанность)
  4. Активное приобретение знаний. (право)
  5. Защита личной собственности. (право)
  6. Примерное поведение на уроках и переменах. (обязанность)
  7. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения. (обязанность)
  8. Бережное отношение к школьному имуществу. (обязанность)
  9.  Сотрудничество с учителями. (право)

2). Назовите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право:

 - на жизнь  (серый волк; Кощей Бессмертный; ведьма; Карабас Барабас; Кот Базилио; Лиса Алиса; Баба Яга; Змей Горыныч и др.)  - на труд  ( Карабас Барабас; Кот Базилио; Лиса Алиса; Баба Яга; Мачеха; Сеньор Помидор; Лиса; Поп; Емеля; Бармалей; Мышь и крот и др.)

- на имущество  (сын жабы; Ведьма, Сеньор Помидор, Сватья Бабариха, Купец, лиса Алиса и кот Базилио, Царь Дадон, Фрекен Бок, Лиса, Волк и др.)  (слайд 20)

3) Угадай героя по описанию или назови, какое право нарушалось у данного героя.(слайды 21 - 26)

-  В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации. На её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. О ком идёт речь? (Красная шапочка)

-  Какое право нарушается у главного героя в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?  (Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.)

-  Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых её собственная жизнь была в опасности. О каком идёт речь? (Лиса)

-  В сказке «Спящая красавица» девушку разлучили с женихом, но его настойчивость привела сказку к счастливому концу. Какое право нарушается у главного героя в этой сказке. (Эта девушка имела право на брак. Поскольку она была красива, злая женщина нарушила её право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств).

-  Она родилась в знатной семье, но старшие сёстры жестоко обращались с ней, заставляя её прислуживать им (т.е. рабство, подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка стала счастлива. Кто эта героиня? (Золушка)

-  Какие права были нарушены у мухи- цокотухи? (Право на жизнь, на отдых и досуг)

4).Мы сегодня, ребята, говорили о правах детей, теперь посмотрим, насколько вы были внимательны и что вам запомнилось о правах и обязанностях.

Рефлексия:  Цветик – многоцветик. (слайд 27)

На листах цветной бумаги в форме лепестков цветка написать ученикам (по рядам) права и обязанности, которые запомнились на классном часе и прикрепить их на классной доске вокруг желтого бумажного кружка, выполнив тем самым цветок с разноцветными лепестками. В заключении хотелось бы сказать: «В годы детства каждый человек требует участия, ласки. Если ребёнок вырастет в обстановке бессердечности, он становится равнодушным  к добру и красоте» (В. Сухомлинский)     ( слайд 30)                                                                          

Терпение – это дерево с горькими корнями, но с отличными плодами. ( слайд 30)                                                                          

V І . Результативность:

•   формирование у учащихся знаний о правах ребёнка, зафиксированных   в международно-правовых актах и в российских законах;

1формирование правовой культуры, речи, умения аргументировано выражать свои мысли;

• через призму викторины, сказок, юмористических стихов знакомство ребят с некоторыми статьями закона РФ, УК РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 КЛАССЕ. ПРАВА РЕБЕНКА

МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В 7 КЛАССЕ....

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 7 КЛАССЕ. ПРАВА РЕБЕНКА

МАТЕРИАЛ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В 7 КЛАССЕ....

Внеклассное мероприятие по обществознанию: «Турнир знатоков права» 7 класс

Сценарий турнира «Знатоки права» способствует  развитию правового образования учащихся....

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов "Права ребенка"

Данное мероприятие расширяет кругозор учащихся по правовой культуре знакомит с конвенцией ООН о правах ребенка....

Конспект внеклассного мероприятия по обществознанию в 9 классе Тема: Глобальные проблемы современности. Эхо Беслана.

Цель: формирование у учащихся толерантности, неприятия идей     ксенофобии.Задачи:Дать определение понятий «террор», «терроризм», «террорист».Развить в школьниках сострадание ...

Конспект внеклассного мероприятия по обществознанию в 8 классе Тема: Ложные привычки.

Сценарий выступления агитбригады «Ложные привычки. Твой выбор»Цель: содействие формированию у школьниковпредставления и понимания разрушительной силывредных привычек, укрепление системыценностных...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для 9 класса "Звездный час"

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для 9 класса "Звездный час"...