Презентация на тему "В рыцарском замке"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)
Конспкт урока на тему "В рыцарском замске". 6 класс, ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u1574786498.docx | 37.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель | Погодаева Юлия Николаевна |
Класс | 6 класс общеобразовательных учреждений |
Тема урока | В рыцарском замке |
Цель урока | Познакомиться с условиями жизни средневековых рыцарей, определить основные морально-этические ценности рыцарства и их противоречия |
Задачи урока |
|
Тип урока | Формирования новых знаний |
Форма урока | Проблемный |
Методы обучения | Наглядный, частично-поисковый, практический |
Приемы учебной деятельности | Картинное описание, аналитическое описание, доказательство, рассуждение, выявление главной идеи в процесе самостоятельной работы с текстом учебника и иллюстрациями |
Образовательные ресурсы |
|
Основные понятия | Рыцарь, замок, паж, оруженосец, турнир |
Структура урока |
|
План урока |
|
Планируемые результаты обучения и усвоения содержания темы |
|
Структурный компонент урока | Действия на слайде | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап | Слайды 1 и 2 Тема и план урока | Озвучивает тему и план урока | Записывают тему и план урока | |
Актуализация |
- Какие сословия существовали в средневековом обществе? - Какие сословия являлись привилегированными? Почему? - Кого относят к сословию феодалов? - Какие отношения складывались между феодалами? В чем суть этих взаимоотношений? - А как складывались отношения феодалов с представителями низших сословий - горожанами и крестьянами? - Вы сказали, что к феодалам относились и рыцари. Подумайте, что отличало их от других феодалов? - Вспомните имена рыцарей, известных вам по средневековым легендам и балладам. Какими качествами должен был обладать рыцарь? | - Сословие - это группа людей, объединенных однородными правами и обязанностями, передающимися по наследству. - Феодалы, духовенство, купцы, ремесленники, крестьяне. - Феодалы и духовенство. В их собственности находились огромные земельные владения, населенные зависимыми крестьянами. Некоторым феодалам принадлежали города. В своих владениях они могли собирать налоги, вершить суд, издавать законы. Феодалы имели собственное войско, с помощью которого воевали с соседями, иноземными захватчиками, а иногда и с самим королем. - Король, герцоги и графы, бароны и рыцари. - Вассально-сеньориальные. Феодалы отличались друг от друга по знатности. Менее знатный феодал (вассал) должен был служить более знатному (сеньору). Так, герцоги и графы служили королю, бароны - герцогам и графам, а рыцари - баронам. При этом каждый вассал должен был подчиняться только своему сеньору и никому больше. Так, барон, служивший герцогу не обязан был выполнять приказы короля. - Феодалы относились к ним с пренебрежением, а иногда и с презрением. Жители городов, принадлежавших феодалам, обязаны были платить последним налоги. Ремесленники и купцы платили за право торговать своими изделиями и товарами. Нередко феодалы бесплатно забирали любую понравившуюся вещь в лавке торговца или мастерской ремесленника. Еще хуже феодалы относились к крестьянам, которых рассматривали как свою собственность. Помимо выплаты денежного оброка, крестьяне обязаны были отрабатывать барщину на земле феодала, выполнять работы в его доме. Без разрешения хозяина они не могли продать свой земельный надел, уйти в город или монастырь и даже жениться. - Главным занятием рыцарей была военная служба. - Артур, Тристан, Зигфрид, Роланд, Сид. Рыцарь должен был быть храбрым, честным, сильным, уважать женщин, защищать слабых. | ||
Постановка проблемы | - Итак, зная, что рыцари - это феодалы-военные, которые должны были обладать не только силой, но и доблестью, готовностью защищать слабых и обиженных, с какой проблемой мы сталкиваемся? - Что нужно сделать, чтобы решить данную проблему? | - Противоречие между требованиями, предъявляемыми к поведению рыцарей, и обычным поведением феодалов, к которым они относились. - Познакомиться с условиями жизни и воспитания рыцарей | ||
Получение нового знания | 1. Замок феодала | |||
Слайд 3 Изображение средневекового замка Слайд 4 Ответ на задание к слайду 3 Слайды 5 и 6 Фотографии Эдинбургского замка и Тауэра | - Используя текст учебника (§ 12, п.1) и изображение средневекового замка, скажите, для каких целей он был возведен, из каких частей состоял? - Попробуйте определить части средневековых замков на их современных фотографиях. - Используя текст учебника (§ 12, п. 1), составьте рассказ о штурме замка от имени его участника. | - Замок являлся одновременно и жилищем, и военной крепостью феодала. Он состоял из крепости, крепостной стены с бойницами, сторожевыми башнями и башнями для лучников. Вокруг замка был прорыт ров с водой, пройти через который можно было по подъемному мосту, и частокол. Часто замки имели потайной ход, выводивший к реке или лесу. - Эдинбургский замок: крепость, крепостные стены, сторожевые башни, башни для лучников бойницы. Тауэр: крепость, два ряда крепостных стен, сторожевые башни, башни для лучников, бойницы, галереи на верхней части крепостной стены. - Одни учащиеся составят рассказ от имени осаждающего, другие - от имени защитника крепости. Возможно, некоторые захотят описать чувства и мысли крестьянина, находящегося в осажденном замке. Ответы могут быть совершенно различными. Однако везде должны содержать сведения методах осады (засыпка рва, использование приставных лестниц и тарана и т.д.) и обороны (подъем моста, использование лучников и горячей смолы, укрытие в донжоне и т.д.). | ||
2. Снаряжение рыцаря | ||||
Слайд 7 Иллюстрации рыцарей в военном облачении | - Используя текст учебника (§ 12, п. 2) и иллюстрации, расскажите, из чего состояло снаряжение рыцаря | - Кольчуга или латы, шлем с забралом, меч, копье, щит, топор, палица. Конь рыцаря также был облачен в доспехи. | ||
3. Воспитание рыцаря | ||||
Слайд 8 Ступени воспитания рыцаря Слайд 9 Таблица "Воспитание рыцаря" и задания к ней Слайд 10 Миниатюра с изображением средневекового обряда | - Перед вами схема, отражающая этапы воспитания рыцаря. Как вы видите до семи лет мальчик получал домашнее воспитание. Затем его отдавали в пажи к более знатному феодалу. В течение нескольких лет будущий рыцарь прислуживал феодалу и его семья, выполняя самые разные поручения. Примерно с 15 лет подросток становился оруженосцем и сопровождал своего сеньора в военных походах. И только показав свои мужество и храбрость, он мог быть посвящен в рыцари. - Дайте определения понятиям "паж" и оруженосец". - Используя текст учебника (§ 12, п. 3), заполните таблицу «Воспитание рыцаря», вписав порядковый номер занятия в соответствующую колонку. - Какие занятия не вошли ни в одну из колонок? Предположите, почему в воспитании будущего рыцаря им не уделялось внимание? - Какой средневековый обряд изображен на миниатюре? Что может рассказать о себе ее герой? | Изучают схему, слушают учителя. - Паж - мальчик из знатной семьи, состоявший на службе у более знатного феодала в качестве личного слуги. Первая ступень к посвящению в рыцари. Оруженосец - ученик рыцаря, который сопровождал его в военных походах и следил за сохранностью вооружения. - Домашнее воспитание: 1, 4, 5. Паж: 2, 3. Оруженосец: 7, 8. - Обучение чтению, письму и арифметике. Возможно, считалось, что эти знания не являются первостепенными для рыцаря, который большую часть жизни проводит в сражениях и светских развлечениях. - Обряд посвящения в рыцари. Ее герой может рассказать о том, что еще ребенком покинул родной дом и начал служить сеньору. Сначала пажом, выполняя бытовые поручения. Потом оруженосцем, сопровождая сеньора в походах, в одном из которых он совершил подвиг, и сеньор решил посвятить его в рыцари. И вот он стоит на коленях, а сеньор плашмя бьет его по плечу мечом. | ||
4. Развлечения рыцарей | ||||
Слайды 11 и 12 Схема "Развлечения рыцарей" и иллюстрации к ней Слайды 13 и 14 Отрывок из "Саксонского зерцала", посвященный рыцарским поединкам, и вопросы к нему | - Перед вами схема, отражающая основные развлечения рыцарей - охоту, турниры, пиры. - Подумайте, почему именно эти занятия были столь популярны среди рыцарей - На основе рассмотренных иллюстраций составьте рассказ о рыцарском турнире от имени его участника или зрителя. - Прочитайте отрывок из «Саксонского зерцала» о рыцарских поединках в случае спора и ответьте на вопросы: 1. Какой способ выяснения отношений с случае спора существовал у рыцарей? 2. Кто мог назначить поединок? 3. Кто регулировал поединок? 4. Кто из рыцарей в споре считался правым? 5. Как вы думаете, почему церковь запрещала рыцарские турниры и поединки? - Можно ли считать такой способ выяснения отношений абсолютно верным? | Изучают схему и иллюстрации. - Все эти занятия были связаны с военным делом, которое являлось главным занятием рыцаря. На охоте и турнире рыцари могли показать свою силу, ловкость, меткость. А на пирах они могли не только отдохнуть, но и рассказать о своих подвигах. - Рассказы могут быть совершенно разными, но все они должны содержать описание обстановки турнира и самого состязания. 1. Поединок. 2. Более знатный из спорящих рыцарей. 3. Судья, посланцы и люди с палками. 4. Тот, кто выигрывал поединок. 5. Они противоречили Заповедям Божьим и приводили к смерти весьма знатных феодалов. - Нет, т.к. побеждал порой не правый, а сильный. | ||
5. Кодекс рыцарской чести | ||||
Слайды 15-18 Сирвенты Бертрана де Борна, иллюстрации с изображением рыцарских качеств и вопросы к ним | - Что такое кодекс рыцарской чести? - Прочитайте сирвенты барона Бертрана де Борна и ответьте на вопросы: 1. Какие качества больше всего ценили рыцари? 2. Как они относились к простому народу? 3. О каких рыцарских качествах рассказывают представленные иллюстрации? | - Это правила, которые должен был соблюдать каждый рыцарь. 1. Храбрость, отвагу, бесстрашие. 2. Они их презирали. 3. Служение прекрасной даме и верность своему сеньору. | ||
Решение проблемы | Итак, познакомившись с воспитанием и образом жизни рыцарей, мы можем разрешить поставленную в начале урока проблему: Существовало ли противоречие между требованиями, предъявляемыми к поведению рыцарей, и обычным поведением феодалов, к которым они относились | Учащиеся могут предложить два варианта решения проблемы: 1. Противоречие существовало. Презрительно относясь к низшим сословиям, грабя и унижая их, рыцари нарушали свой кодекс чести, который предписывал защищать слабых и обиженных, быть щедрым и справедливым. 2. Противоречия не существовало. Презрительное отношение к низшим сословиям прививалось рыцарям с самого детства. Поэтому доблесть, щедрость и справедливость они проявляли только к представителям своего сословия. Слабыми и обиженными им представлялись попавшие в беду феодалы и члены их семьи | ||
Домашнее задание | Слайд 19 | 1. § 12; р.т. § 12, задания 1 – 4, 6 2. Разделиться на 4 группы и подготовить информационный проект «Рыцарский замок» по направлениям: А) «Строительство замка» Б) «Оборона замка» В) «Нападение на замок» Г) «Жизнь в замке» | Делятся на группы и записывают д/з | |
Рефлексия | - Скажите, что было непонятно, чтобы вы хотели уточнить для успешного выполнения д/з? | При необходимости задают вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "В рыцарском замке" 6 класс
Презентация к уроку содержит видео из фильма "Айвенго"...
Конспект и презентация урока истории "В рыцарском замке"
Данный урок истории для 6 класса с применением интерактивной доски и ЭОР....
Презентация к уроку 6 класс В рыцарском замке
Презентация к уроку 6 класс В рыцарском замке...
Презентация "В рыцарском замке"
Презентация по истории средних веков в 6 классе, по учебнику Е.В.Агибаловой...
Презентация к уроку истории "В рыцарском замке"
Презентация раскрывает и иллюстрирует основные этапы урока...
Презентация по истории средних веков "В рыцарском замке".
Презентация "В рыцарском замке"....
Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "В РЫЦАРСКОМ ЗАМКЕ"
Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "В РЫЦАРСКОМ ЗАМКЕ"...