Презентация на тему "В рыцарском замке"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Погодаева Юлия Николаевна

Конспкт урока на тему "В рыцарском замске". 6 класс, ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u1574786498.docx37.46 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель

Погодаева Юлия Николаевна

Класс

6 класс общеобразовательных учреждений

Тема урока

В рыцарском замке

Цель урока

Познакомиться с условиями жизни средневековых рыцарей, определить основные морально-этические ценности рыцарства и их противоречия

Задачи урока

  • Образовательные: дать представления о жизни, основных принципах воспитания, главных занятиях феодалов, их отношениях с представителями собственного сословия и с представителями низших сословий.
  • Развивающие: дальнейшее формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с историческими источниками, высказывать и аргументировать свою точку зрения, определять проблему и находить ее решение.
  • Воспитательные: дать оценку отношения рыцарей к представителям низших сословий с трёх точек зрения:  кодекса рыцарской чести, системы феодальных отношений, современных морально-этических и правовых норм

Тип урока

Формирования новых знаний

Форма урока

Проблемный

Методы обучения

Наглядный, частично-поисковый, практический

Приемы учебной деятельности

Картинное описание, аналитическое описание, доказательство, рассуждение, выявление главной идеи в процесе самостоятельной работы с текстом учебника и иллюстрациями

Образовательные ресурсы

  1. Агибалова Е.В. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Малов В. Рыцари. Детская энциклопедия. – М.: АСТ/Астрель, 2004.
  3. Презентация "В рыцарском замке"
  4. Средневековая жизнь. Рыцарь (ВВС). - http://www.youtube.com/watch?v=VXe9I95FHhA&index=6&list=PLjn3LAlrfXSC0VZqSlh-pAr2lCG1n1EsU
  5. Фрагмент из к/ф "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго" (1982). - http://www.youtube.com/watch?v=smEsaMa4CRM
  6. Фрагмент из к/ф "Викинги" (1958). - http://yandex.ru/video/search?text=%D1%88%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BC+%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%BA%D0%B0+%D0%B0%D1%8D%D0%BB%D1%8B
  7. Замки и крепости Средневековья - http://www.allcastles.ru/

Основные понятия

Рыцарь, замок, паж, оруженосец, турнир

Структура урока

  1. Организационный этап
  2. Актуализация
  3. Постановка проблемы
  4. Получение нового знания
  5. Решение проблемы
  6. Рефлексия
  7. Домашнее задание

План урока

  1. Замок феодала
  2. Снаряжение рыцаря
  3. Воспитание рыцаря
  4. Развлечения рыцарей
  5. Кодекс рыцарской чести

Планируемые результаты обучения и усвоения содержания темы

  • Предметные: умения применять понятия и приемы анализа для раскрытия сущности исторических событий и явлений, извлекать необходимую информацию из различных видов источников, описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох.
  • Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою познавательную деятельность, овладение умениями работать с учебной информацией (анализировать, формулировать и обосновывать собственные выводы), способность решать творческие и проблемные задачи и представлять результаты своей работы в различных формах.
  • Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, уважение прав и свобод человека и гражданина

Структурный компонент урока

Действия на слайде

Действия учителя

Действия учащихся

Формируемые УУД

Организационный этап

Слайды 1 и 2

Тема и план урока

Озвучивает тему и план урока

Записывают тему и план урока

Актуализация

  • - Вспомните, что такое сословие?

- Какие сословия существовали в средневековом обществе?

- Какие сословия являлись привилегированными? Почему?

- Кого относят к сословию феодалов?

- Какие отношения складывались между феодалами? В чем суть этих взаимоотношений?

- А как складывались отношения феодалов с представителями низших сословий - горожанами и крестьянами?

- Вы сказали, что к феодалам относились и рыцари. Подумайте, что отличало их от других феодалов?

- Вспомните имена рыцарей, известных вам по средневековым легендам и балладам. Какими качествами должен был обладать рыцарь?

- Сословие - это группа людей, объединенных однородными правами и обязанностями, передающимися по наследству.

- Феодалы, духовенство, купцы, ремесленники, крестьяне.

- Феодалы и духовенство. В их собственности находились огромные земельные владения, населенные зависимыми крестьянами. Некоторым феодалам принадлежали города. В своих владениях они могли собирать налоги, вершить суд, издавать законы. Феодалы имели собственное войско, с помощью которого воевали с соседями, иноземными захватчиками, а иногда и с самим королем.

- Король, герцоги и графы, бароны и рыцари.

- Вассально-сеньориальные. Феодалы отличались друг от друга по знатности. Менее знатный феодал (вассал) должен был служить более знатному (сеньору). Так, герцоги и графы служили королю, бароны - герцогам и графам, а рыцари - баронам. При этом каждый вассал должен был подчиняться только своему сеньору и никому больше. Так, барон, служивший герцогу не обязан был выполнять приказы короля.

- Феодалы относились к ним с пренебрежением, а иногда и с презрением. Жители городов, принадлежавших феодалам,  обязаны были платить последним налоги. Ремесленники и купцы платили за право торговать своими изделиями и товарами. Нередко феодалы бесплатно забирали любую понравившуюся вещь в лавке торговца или мастерской ремесленника. Еще хуже феодалы относились к крестьянам, которых рассматривали как свою собственность. Помимо выплаты денежного оброка, крестьяне обязаны были отрабатывать барщину на земле феодала, выполнять работы в его доме. Без разрешения хозяина они не могли продать свой земельный надел, уйти в город или монастырь и даже жениться.

- Главным занятием рыцарей была военная служба.

- Артур, Тристан, Зигфрид, Роланд, Сид. Рыцарь должен был быть храбрым, честным, сильным, уважать женщин, защищать слабых.

Постановка проблемы

- Итак, зная, что рыцари - это феодалы-военные, которые должны были обладать не только силой, но и доблестью, готовностью защищать слабых и обиженных, с какой проблемой мы сталкиваемся?

- Что нужно сделать, чтобы решить данную проблему?

- Противоречие между требованиями, предъявляемыми к поведению рыцарей, и обычным поведением феодалов, к которым они относились.

- Познакомиться с условиями жизни и воспитания рыцарей

Получение нового знания

1. Замок феодала

Слайд 3

Изображение средневекового замка

Слайд 4

Ответ на задание к слайду 3

Слайды 5 и 6

Фотографии Эдинбургского замка и Тауэра

- Используя текст учебника (§ 12, п.1) и  изображение средневекового замка, скажите, для каких целей он был возведен, из каких частей состоял?

- Попробуйте определить части средневековых замков на их современных фотографиях.

- Используя текст учебника (§ 12, п. 1), составьте рассказ о штурме замка от имени его участника.

- Замок являлся одновременно и жилищем, и военной крепостью феодала. Он состоял из крепости, крепостной стены с бойницами, сторожевыми башнями и башнями для лучников. Вокруг замка был прорыт ров с водой, пройти через который можно было по подъемному мосту, и частокол. Часто замки имели потайной ход, выводивший к реке или лесу.

- Эдинбургский замок: крепость, крепостные стены, сторожевые башни, башни для лучников бойницы.

Тауэр: крепость, два ряда крепостных стен, сторожевые башни, башни для лучников, бойницы, галереи на верхней части крепостной стены.

- Одни учащиеся составят рассказ от имени осаждающего, другие - от имени защитника крепости. Возможно, некоторые захотят описать чувства и мысли крестьянина, находящегося в осажденном замке. Ответы могут быть совершенно различными. Однако везде должны содержать сведения методах осады (засыпка рва, использование приставных лестниц и тарана и т.д.) и обороны (подъем моста, использование лучников и горячей смолы, укрытие в донжоне и т.д.).

2. Снаряжение рыцаря

Слайд 7

Иллюстрации рыцарей в военном облачении

- Используя текст учебника (§ 12, п. 2) и иллюстрации, расскажите, из чего состояло снаряжение рыцаря

- Кольчуга или латы, шлем с забралом, меч, копье, щит, топор, палица. Конь рыцаря также был облачен в доспехи.

3. Воспитание рыцаря

Слайд 8

Ступени воспитания рыцаря

Слайд 9

Таблица "Воспитание рыцаря" и задания к ней

Слайд 10

Миниатюра с изображением средневекового обряда

- Перед вами схема, отражающая этапы воспитания рыцаря. Как вы видите до семи лет мальчик получал домашнее воспитание. Затем его отдавали в пажи к более знатному феодалу. В течение нескольких лет будущий рыцарь прислуживал феодалу и его семья, выполняя самые разные поручения. Примерно с 15 лет подросток становился оруженосцем и сопровождал своего сеньора в военных походах. И только показав свои мужество и храбрость, он мог быть посвящен в рыцари.

- Дайте определения понятиям "паж" и оруженосец".

- Используя текст учебника (§ 12, п. 3), заполните таблицу «Воспитание рыцаря», вписав порядковый номер занятия в соответствующую колонку.

- Какие занятия не вошли ни в одну из колонок? Предположите, почему в воспитании будущего рыцаря им не уделялось внимание?

- Какой средневековый обряд изображен на миниатюре? Что может рассказать о себе ее герой?

Изучают схему, слушают учителя.

- Паж - мальчик из знатной семьи, состоявший на службе у более знатного феодала в качестве личного слуги. Первая ступень к посвящению в рыцари.

Оруженосец - ученик рыцаря, который сопровождал его в военных походах и следил за сохранностью вооружения.

- Домашнее воспитание: 1, 4, 5.

Паж: 2, 3.

Оруженосец: 7, 8.

- Обучение чтению, письму и арифметике.

Возможно, считалось, что эти знания не являются первостепенными для рыцаря, который большую часть жизни проводит в сражениях и светских развлечениях.

- Обряд посвящения в рыцари.

Ее герой может рассказать о том, что еще ребенком покинул родной дом и начал служить сеньору. Сначала пажом, выполняя бытовые поручения. Потом оруженосцем, сопровождая сеньора в походах, в одном из которых он совершил подвиг, и сеньор решил посвятить его в рыцари. И вот он стоит на коленях, а сеньор плашмя бьет его по плечу мечом.

4. Развлечения рыцарей

Слайды 11 и 12

Схема "Развлечения рыцарей" и иллюстрации к ней

Слайды 13 и 14

Отрывок из "Саксонского зерцала", посвященный рыцарским поединкам, и вопросы к нему

- Перед вами схема, отражающая основные развлечения рыцарей - охоту, турниры, пиры.

- Подумайте, почему именно эти занятия были столь популярны среди рыцарей

- На основе рассмотренных иллюстраций составьте рассказ о рыцарском турнире от имени его участника или зрителя.

- Прочитайте отрывок из «Саксонского зерцала» о рыцарских поединках в случае спора и ответьте на вопросы:

1. Какой способ выяснения отношений с случае спора существовал у рыцарей?

2. Кто мог назначить поединок?

3. Кто регулировал поединок?

4. Кто из рыцарей в споре считался правым?

5. Как вы думаете, почему церковь запрещала рыцарские турниры и поединки?

- Можно ли считать такой способ выяснения отношений абсолютно верным?

Изучают схему и иллюстрации.

- Все эти занятия были связаны с военным делом, которое являлось главным занятием рыцаря. На охоте и турнире рыцари могли показать свою силу, ловкость, меткость. А на пирах они могли не только отдохнуть, но и рассказать о своих подвигах.

- Рассказы могут быть совершенно разными, но все они должны содержать описание обстановки турнира и самого состязания.

1. Поединок.

2. Более знатный из спорящих рыцарей.

3. Судья, посланцы и люди с палками.

4. Тот, кто выигрывал поединок.

5. Они противоречили Заповедям Божьим и приводили к смерти весьма знатных феодалов.

- Нет, т.к. побеждал порой не правый, а сильный.

5. Кодекс рыцарской чести

Слайды 15-18

Сирвенты Бертрана де Борна, иллюстрации с изображением рыцарских качеств  и вопросы к ним

- Что такое кодекс рыцарской чести?

- Прочитайте сирвенты барона Бертрана де Борна и ответьте на вопросы:

1. Какие качества больше всего ценили рыцари?

2. Как они относились к простому народу?

3. О каких рыцарских качествах рассказывают представленные иллюстрации?

- Это правила, которые должен был соблюдать каждый рыцарь.

1. Храбрость, отвагу, бесстрашие.

2. Они их презирали.

3. Служение прекрасной даме и верность своему сеньору.

Решение проблемы

Итак, познакомившись с воспитанием и образом жизни рыцарей, мы можем разрешить поставленную в начале урока проблему:

Существовало ли противоречие между требованиями, предъявляемыми к поведению рыцарей, и обычным поведением феодалов, к которым они относились

Учащиеся могут предложить два варианта решения проблемы:

1. Противоречие существовало. Презрительно относясь к низшим сословиям, грабя и унижая их, рыцари нарушали свой кодекс чести, который предписывал защищать слабых и обиженных, быть щедрым и справедливым.

2. Противоречия не существовало. Презрительное отношение к низшим сословиям прививалось рыцарям с самого детства. Поэтому доблесть, щедрость и справедливость они проявляли только к представителям своего сословия. Слабыми и обиженными им представлялись попавшие в беду феодалы и члены их семьи

Домашнее задание

Слайд 19

1. § 12; р.т. § 12, задания 1 – 4, 6

2. Разделиться на 4 группы и подготовить информационный проект

   «Рыцарский замок» по направлениям:

А) «Строительство замка»

Б) «Оборона замка»

В) «Нападение на замок»

Г) «Жизнь в замке»

Делятся на группы и записывают д/з

Рефлексия

- Скажите, что было непонятно, чтобы вы хотели уточнить для успешного выполнения д/з?

При необходимости задают вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "В рыцарском замке" 6 класс

Презентация к уроку содержит видео из фильма "Айвенго"...

Конспект и презентация урока истории "В рыцарском замке"

Данный урок истории для 6 класса с применением интерактивной доски и ЭОР....

Презентация к уроку 6 класс В рыцарском замке

Презентация к уроку 6 класс В рыцарском замке...

Презентация "В рыцарском замке"

Презентация по истории средних веков в 6 классе, по учебнику Е.В.Агибаловой...

Презентация к уроку истории "В рыцарском замке"

Презентация раскрывает и иллюстрирует основные этапы урока...

Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "В РЫЦАРСКОМ ЗАМКЕ"

Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "В РЫЦАРСКОМ ЗАМКЕ"...