Урок обществознания "Семейные правоотношения" 9 класс
методическая разработка по обществознанию (9 класс)
урок в 9 классе по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_9_klass_obshchestvoznanie_semeynye_pravootnosheniya.docx | 31.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО (полностью) | Шевченко Татьяна Владимировна |
Место работы | Алтайский край г.Яровое МБОУ «СОШ № 12» |
Должность | Учитель истории и обществознания |
Наименование номинации | Конспект урока |
Тема мероприятия | Семейные правоотношения |
Урок обществознание 9 класс : СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Цель урока: формирование системы знаний о семейном праве
Задачи урока:
Обучающие
- Раскрыть порядок и условия заключения и расторжения брака
- Рассмотреть правовые основы семейно-брачных отношений;
- Охарактеризовать права и обязанности супругов, родителей и детей в семье.
Развивающие:
- продолжить формирование интереса к нравственно-правовым вопросам;
- способствовать развитию творческого мышления; развивать умения излагать
собственную позицию, выслушивать и принимать во внимание позицию других.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону
- формировать мнение о роли семьи в обществе. Вырабатывать определенную позицию п
отношению к семейной жизни и семейным отношениям.
Тип урока: изучение нового материала
Методы и формы обучения:
Методы: проблемного изучения в обучении.
Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа
Оборудование: учебник «Обществознание» 9 класс, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
План Урока:
1.Организационный момент.
-Добрый день. Садитесь.
2. Настрой на урок
Давайте прежде , чем начать урок улыбнемся друг другу и пожелаем всего хорошего соседу.
3.Проверка домашнего задания:
Тест по теме «Право на труд. Трудовые правоотношения»
1. Отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовых функций:
1) гражданские
2) экономические
3) трудовые
4) социальные
2. Пятнадцатилетний Макар решил найти работу в летние каникулы и с этой целью купил газету с вакансиями, в которой обнаружил вакантных места. На какое вакантное место согласно закону несовершеннолетний юноша имеет право устроиться?
1) в театре
2) в баре
3) в ночном клубе
4) грузчиком в магазине
3. Трудовой договор может быть заключен только:
1) в устной форме в присутствии свидетелей
2) только в письменной форме
3) как в устной, так и в письменной форме
4) только в присутствии нотариуса
4. Работодатель обязан:
1) регулярно повышать в должности своих сотрудников
2) поощрять работников за добросовестный эффективный труд
3) предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором
4) привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности
5. Предприниматель Макаренко подарил школе, в которой учился, оборудование для кабинета химии. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника
1) наследовать
2) пользоваться
3) владеть
4) распоряжаться
6. Верно ли, что : А) размер заработной платы всегда зависит от наличия образования;
Б) размер заработной платы не может быть меньше установленного государством минимального размера оплаты труда?
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. В приведенном списке указаны черты сходства семейных и трудовых правоотношений. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства. А во вторую колонку- порядковые номера черт отличия.
1) имеют личностно-доверительный характер
2) участники имеют равные права
3) субъектами правоотношений могут быть юридические лица
4) в своей основе могут иметь как имущественные, так и неимущественные блага
8. Что является причиной увольнения сотрудника?
1) инициативность работника
2) отсутствие на работе без уважительной причины 5 часов и более
3) новаторство
4) личная неприязнь
5) неисполнение трудовых обязанностей
2. Мотивация :
Рассмотрим ситуацию. Тридцатилетняя Катерина познакомилась с Алексеем – состоятельным разведённым мужчиной 35 лет. Вскоре он предложил ей уйти с работы и стать хозяйкой в его загородном доме. Союз этой пары казался благополучным. Она заботилась о нём, как о муже, проявляя так и внимание. Он порой советовался с ней, баловал дорогими подарками, выводил в свет, знакомил с интересными, как ей тогда казалось, людьми. Но однажды после пяти лет совместной жизни Александр заявил, что Ксения должна покинуть его дом, так как у него появилась другая, более молодая возлюбленная. Эта и подобные ей истории, к сожалению, не редкость в современной России. Попытаемся проанализировать ситуацию.
- Почему такая ситуация стала возможна, почему Катерина попала в такое положение? ( брак не был зарегистрирован)
(Данное сожительство не было официально оформленно в органах ЗАГСа»
- Мог бы Алексей просто так выставить Катерину из дома если бы брак был официально зарегистрированный в органах ЗАГСа? ( нет)
- Почему? ( потому что у мужа и жены появляются определённые права и обязанности , закреплённые в законе)
- Что такое семья в юридическом плане, давайте дадим свое определение понятию.И запишем его в терадь.
Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, связанная общностью быта, моральной и правовой ответственностью.
Учитель: Как вы думаете очем мы сегодня будем говорить на уроке?
Дети:
- правовым взаимоотношениям в семье
- правам и обязанностям родителей, детей
Учитель: сформулируйте тему нашего урока: – СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
Давайте поставим задачи на наш урок:
1) Раскрыть порядок и условия заключения и расторжения брака
2) Рассмотреть правовые основы семейно-брачных отношений;
3)Рассмотреть права и обязанности супругов, родителей и детей в семье.
Учитель: Как вы думаете что такое семейные правоотношения? (давайте запишем определение в тетради)
Семейные правоотношения - совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между людьми в связи со вступлением в брак, созданием семьи, рождением и воспитанием детей
Учитель: Вернёмся снова к ситуации Алексея и Катерины.
Учитель: Как можно назвать союз между Катериной и Алексем? Как вы думаете, что такое брак? Запишем определение в тетрадь.
БРАК – добровольный союз мужчины и женщины, имеющий целью создания семьи, заключённый в установленном законом порядке и порождающий взаимные права и обязанности супругов.
Какие два вида брака упомянуты в условиях нашей задачи ?
Дети: фактический и юридический.
Учитель: что различают эти 2 вида брака?
( По мнению одного из российских специалистов в области семейных отношений – В. И. Зацепина, фактический брак люди рассматривают по-разному: подавляющее большинство женщин его объявляют «настоящим», равным юридическому браку, а большинство мужчин – безбрачием, временным сожительством.)
3. Изучение нового материала
Назовите пожалуйста условия заключения брака? Давайте откроем учебник на с. 144 и проверим правильность наших выводов.
Условия заключения брака:
1. Взаимное добровольное согласие
2. Достижение брачного возраста
3. Отсутствие других браков
4. Отсутствия близкого родства
5. Дееспособность
Учитель:
Первое условие означает, что мужчина и женщина должны принять решение о вступлении в брак самостоятельно, без принуждения, по собственной воле. Второе условие связано с достижением брачного возраста, который в нашей стране одинаков для мужчины и женщины – 18 лет, что вытекает из принципа равенства полов. Однако при наличии уважительных причин (призыв жениха на военную службу, беременность невесты, предстоящая длительная командировка) брачный возраст может быть снижен до 16 и даже 14 (в исключительных случаях) лет. Третье условие содержит запрет на заключение брака с лицом, уже состоящим в законном браке. Тем самым в нашей стране закрепляется принцип моногамии (единобрачия), характерный для европейской культурной традиции. Четвёртое условие создаёт препятствие к заключению брака близких родственников по прямой линии (отец, дочь, внучка), а также родных братьев и сестёр, поскольку от кровосмешения чаще всего рождаются больные дети.
И, наконец, пятое условие – отсутствие у лиц, вступающих в брак, душевной болезни и слабоумия, в результате чего оба или кто-то из них признан судом недееспособным. Запрещение вступать в брак психически нездоровым гражданам объясняется тем, что они не могут в полной мере нести ответственность за создание семьи. К тому же их заболевания, как показывают медицинские исследования, передаются по наследству. Следовательно, юридические препятствия к заключению брака стоят на страже интересов самих вступающих в брак, общественных интересов и имеют медико-биологическую и социальную основы.
РАБОТА В ГРУППАХ
Учитель: как вы думаете какой документ регулирует отношения между супругами? семейные правоотношения регулируются нормами семейного права, основным источником которого является, как вам известно, Семейный кодекс РФ.
Он составление по положениям Конституции, принципы и нормы международного права и определяет всю систему российского семейного законодательства.
Ребята, у вас на столах лежат распечатанные главы из Семейного кодекса РФ. Каждая группа получает определенное задание . Через 5минут вы должны будете показать нам результаты своей деятельности)
б) Правоотношения супругов ( группа № 1)
в) Права и обязанности родителей ( группа № 2)
г) Права и обязанности детей ( группа № 3)
д) Условия прекращения и порядок расторжения брака ( группа № 4)
Правоотношения супругов ( группа № 1)
Права супругов.
1. Право на выбор рода занятий и профессии, места пребывания и местожительства.
2. Право на выбор фамилии.
3. Равные права родителей в воспитании детей.
4. Супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, т. е. имущество.
Обязанности супругов.
1. Содействовать благополучию и укреплению семьи.
2. Заботиться о благосостоянии своих детей.
3. Оказывать друг другу материальную и моральную поддержку.
4. Платить алименты на содержание детей.
Собственность супругов
Личная собственность
- имущество, принадлежащее до вступления в брак
- имущество , полученное в дар или по наследству
- вещи индивидуального пользования
Совместная собственность
- имущество, нажитое во время брака
- зарплата, пенсии, пособия.
- квартиры, дачи, автомобили
- ценные бумаги и вклады в банке
- доходы от предпринимательской деятельности
- Предприятия.
-выступление групп.
А теперь немного поиграем.
Задание . Распределить предложенные ученикам карточки с примерами имущества на две группы – «Муж, жена» и «Семья», объяснить свой выбор на основании закона.
- доходы супруга от трудовой деятельности во время брака
- фирма супруга, основанная до вступления в брак
- машина, приобретенная супругом до вступления в брак
- пенсия супруга во время брака
- пособие по уходу за ребенком во время брака
- доля в уставном капитале фирмы супруга, учрежденной во время брака
- пальто супруга, приобретенное во время брака
- бриллиантовое колье жены, приобретенное во время брака
- электрическая бритва супруга, приобретенная во время брака
- соболья шуба жены, приобретенная во время брака
- туфли супруга, приобретенные во время брака
- доходы супруга от предпринимательской деятельности во время брака
- телевизор, полученный супругом в подарок во время брака
- дом, полученный супругом по наследству во время брака
.
Учитель: а вот давайте поразмышляем над такой ситуацией: Семья Бубликовых Ирины и Сергея неожиданно распалась. Сергей подал на развод и ушел из семьи в которой было 2 несовершеннолетних ребенка 5 и 12 лет к другой женщине. Ирина подала в суд на алименты. Но Сергей отказался ей платить ссылаясь на то, что она не дает ему видеться с детьми. Прав ли Сергей? Какие права по отношению к своим детям нарушили супруги?
Какие вообще есть права у супругов по отношению к своим детям? А какие права и обязанности есть у детей?
Права и обязанности родителей ( группа № 2)
Права и обязанности родителей:
-Родители имеют равные права и несут равные обязанности за воспитание и развитие своих детей.
- на общение с ребёнком ( если проживают отдельно)
-Обязаны дать ребенку имя, отчество и фамилию.
-Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
-Обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования
-Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
ФИЗ. МИНУТКА
Права и обязанности детей ( группа № 3)
Права и обязанности детей:
1. Право ребенка на имя, отчество и фамилию
2. Жить и воспитываться в семье
3. На общение с родителями и другими родственниками
4. На защиту своих прав и законных интересов.
5. Выражать своё мнение (С 10 лет ребенок имеет право выражать свое мнение при
решении вопросов, затрагивающих его интересы)
6. Имущественные права
7. Oбязанность трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях
Учитель: Конечно не всегда все бывает гладко в нашей жизни и случается так , что семьи распродаются. Давайте с вами подумаем какие условия прекращения и расторжения брака есть у нас в РФ.
Основания для прекращения брака
1. В следствии смерти одного из супругов
2. В следствии объявления одного из супругов умершим
3. По заявлению одного или обоих супругов.
4. Признание брака недействительным ( фиктивный брак, нарушены условия заключения брака )
Закон предусматривает две процедуры расторжения брака (ст. 20 СК РФ):
1. судебная;
2. административная (в органах ЗАГСа).
РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА | |
В органах ЗАГС | В суде. |
- супруги не имеют общих несовершенных детей - признан судом безвестно отсутствующим - признан недееспособным - осужден к лишению свободы на срок свыше трёх лет | - супруги имеют общих несовершеннолетних детей - один из супругов уклоняется от развода в органах ЗАГСа - суд установил невозможность дальнейшей совместной жизни супругов и сохранение семьи. |
4. Закрепление изученного материала:
А сейчас решим небольшой тест.
1. Семья переехала в другой город. Родители не торопились устроить свою
12-летнюю дочь в школу. В результате девочка полгода не училась. Какое право ребёнка было нарушено?
1 )знать своих родителей
2) свободно выражать свои мысли
3) жить и воспитываться в семье
4) получать образование
2. Сергей и Юля обратились в органы ЗАГС с заявлением о государственной регистрации брака. Работники ЗАГС не приняли это заявление. Какая информация могла повлиять на их решение?
1) Невеста – мать двоих несовершеннолетних детей.
2) Жених не имеет постоянной работы.
3) Жених состоит в другом браке, но со своей женой не проживает.
4) Невеста на много лет старше жениха.
3. Верны ли следующие суждения о правовом регулировании семейных отношений?
А. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, места пребывания и жительства.
Б. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
4. Супруги решили расторгнуть брак. При каком условии этот вопрос может быть решён только в суде?
1) Супруги ведут совместный бизнес.
2) Супруги прожили вместе более трёх лет.
3) У супругов есть общие несовершеннолетние дети.
4) Супруги заключали брачный договор.
5. Верны ли следующие суждения о правовых основах брака и семьи?
А.Для вступления в брак необходимо наличие постоянного источника доходов у жениха и невесты.
Б.Для вступления в брак необходимо достижение установленного законом брачного возраста.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения о правах и обязанностях родителей?
А. Родители имеют право и обязаны содержать и воспитывать своих несовершеннолетних детей.
Б. Родители обязаны обеспечить получение своими детьми профессионального образования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Итог урока:
Учитель: Закончите предложение одним словом.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Теперь я могу…
Меня удивило…
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- п.15? , вопросы 1-4
-Сожительство или брак: что лучше?; ( порасуждать над утверждением)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"
Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна
Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...
Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки
Уроки разработаны к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...
5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида
Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....