ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
олимпиадные задания
ОЛИМПИАДЫ – одна из наиболее эффективных форм работы с мотивированными и одарёнными учащимися. Они не только помогают выявить наиболее способных ребят, но и стимулируют углубленное изучение. По сути, олимпиада – это своеобразная форма развития, формирования и оценки творческой одаренности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_5-6_klass_olimpiada.doc | 84.5 КБ |
obshchestvoznanie_7_klass.doc | 74.5 КБ |
obshchestvoznanie_8_klass.doc | 84.5 КБ |
olimpiada_obshchestvoznanie_9_klass.doc | 141 КБ |
olimpiada_obshchestvoznanie_10_klass.doc | 81 КБ |
olimpiada_obshchestvoznanie_11_klass.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников
2020-2021 учебный год
Школьный этап
5-6 класс
Обществознание
Время выполнения 40 минут
Максимальное количество баллов - 35
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 2020/2021 ГГ.
- Класс
Время выполнения 40 минут
Задание 1. Тестовые задания (может быть только один правильный ответ).
1.1. Какие нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном?
А) правила этикета Б) правовые В) обычаи и традиции Г) эстетические
1.2. Понятие «экономика» имеет несколько смысловых значений. Что из нижеследующего характеризует экономику как науку?
А) смена руководства производством Б) производство комплектующих для автомобилей
В) расчёты показателей эффективности производства Г) продажа технологии производства
1.3. Совокупность социальных институтов называется:
А) социальной стратификацией Б) социальной организацией В) социальной системой
Г) социальной структурой общества
1.4. Интенсивный экономический рост обеспечивается за счёт:
А) вовлечения в производство дополнительной рабочей силы
Б) использования достижений научно-технического прогресса
В) роста численности промышленных предприятий
Г) увеличения масштабов использования природных ресурсов
1.5. Школа, наряду с семьёй, осуществляет воспитание подрастающего поколения. Этот процесс служит проявлением:
А) учёта общественного мнения Б) социализации личности В) социальной мобильности
Г) социальной стратификации
1.6. Система способов воздействия общества, социальных групп на личность — это
А) социальный статус Б) социальный контроль В) социальная норма Г)социальная санкция
1.7. Совокупный результат постижения глубинных, сущностных основ человеческого и природного бытия – это:
А) наука Б) знание В) истина Г) теория
1.8. Источником интеллектуального капитала человека являются:
А) трудовой опыт, образование, квалификация Б) организаторские способности, профессия
В) нравственные качества, знания Г) духовность, образование
1.9. Что изучает культурология?
А) универсальные свойства, присущие любой культуре Б) историю культуры
В) культурные структуры общества Г) теорию культуры
1.10. Мораль от права отличается тем, что:
А) регламентирует в основном имущественные отношения
Б) регулирует все межличностные отношения
В) регулятором её исполнения является государство
Г) регулирует административные отношения
Задание 2. Закончите определение понятий.
- Натуральное производство – производство, при котором, производимая продукция предназначена не для продажи, а _______________________________________________________
- Право – система общеобязательных формально определенных нормативных установок,
регулирующих______________________________________________________________________
- Три вопроса экономики: Что производить? ______________________________ Как производить?
- Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, которой определяются_______________________________________________________________________
- Социальная мобильность – это изменение индивидом или группой_____________________________________________________________
Задание 3. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ:_____________________________
Задание 4. Соотнесите обществоведческое понятие и определение.
Понятия | Определение |
| А) официальный письменный документ, принятый уполномоченным органом и содержащий нормы права |
| Б) совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений |
акт | В) сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие однородные общественные отношения |
| Г) судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение |
| Д) исторически сложившееся в данном обществе правило поведения, взятое под охрану государством и обеспеченное силой его принуждения |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Задание 5. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы. В ответе запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний слов в той последовательности, в которой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний больше, чем пропусков в тексте.
В ……. не существовало правовых норм. Право как форма духовной жизни и как ………….возникло на основе ………. Право имеет четко очерченные границы, оно представлено во всех сферах общественной жизни. Где есть…………, там всегда есть место правовой оценке. Оно выступает как ……….., её нормы, как правило устанавливаются,………………., они закреплены в … Право опирается на силу…………… Право в отличие от морали не……….. В праве на первый план выходит сам ………совершенного деяния, тогда как в морали главным считается внутренний мотив совершенного деяния.
- государство
- инстинкт
- общественное мнение
- первобытность
- отношения между людьми-
- государственное принуждение
- возникает стихийно
- обычай -
- регулятор поведения-
- законы
- законодательный акт
- не записаны
- факт
- социальный институт-
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
2020/2021 гг.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
8 КЛАСС
Время выполнения 60 минут
Задание 1. В случае согласия с утверждением напишите в таблице под соответствующим номером – «да», если не согласны с ним – «нет».
- Индивид, личность, индивидуальность - понятия, являющиеся тождественными.
- Свобода личности – законодательно закреплённая возможность получать материальные, духовные и иные блага.
- Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.
- Увеличение налогов на производителя снижает расходы потребителя.
- Уровень жизни отражает степень удовлетворения основных жизненных потребностей людей.
- К условиям, способным повлиять на снижение уровня безработицы, можно отнести увеличение пособий по безработице.
- Конфликты могут оказывать положительное воздействие на общество.
- Процессы, происходящие в политической сфере жизни общества, могут влиять на процессы, происходящие в других сферах.
- В случае невозможности личного участия в выборах допускается выдача доверенности на другое лицо с целью возможности голосования, указанного в доверенности лица.
- Правонарушения в зависимости от количества участников правонарушения принято разделять на проступки и преступления.
Ответ:
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.6. | 1.7. | 1.8. | 1.9. | 1.10. |
Задание 2.Вспомните сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и золотой рыбке». Старик жил со своей старухой в ветхой избушке, и ничего у них не было, кроме старого корыта. Однажды старик поймал золотую рыбку, которая могла выполнить любое желание. Сначала старуха попросила у рыбки новое корыто, потом — избу. Затем ей захотелось стать столбовой дворянкой, потом царицей, и, наконец, владычицей морской хозяйкой золотой рыбки.
Сгруппируйте потребности старухи по видам, выделенным А. Маслоу. Ответ запишите в таблице. Сначала укажите вид потребностей, затем, проиллюстрируйте их примером из сказки.
Ответ:
Вид потребностей | |||
Пример из сказки |
Задание 3. Заполните пропуски в схеме «Структура экономики». Вместо цифр вставьте необходимые обществоведческие понятия.
Ответ:
3.1._______________________________________________________________.
3.2._______________________________________________________________.
3.3. ______________________________________________________________.
3.4. ______________________________________________________________.
3.5. ______________________________________________________________.
Задание 4. Назовите понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их (обратите внимание на то, что понятие может состоять из нескольких слов). Ответ запишите в таблице.
- Образование, власть, доход, престиж.
- Фрикционная, циклическая, структурная, сезонная.
- Вексель, облигация, деньги, акция, приватизационный чек.
- Фетишизм, тотемизм, анимизм, магия.
- Повседневная ссора, развод супругов, забастовка, революция.
- Улыбка, рукопожатие, выговор, премирование, бойкотирование.
- Форма правления, форма территориально-государственного устройства, политический режим.
- Авторское право, гражданское право, семейное право.
- Дыхание, питание, движение, воспроизводство рода.
- Объект, субъект, цель, средства, мотив, результат.
Ответ:
4.1._______________________________________________________________.
4.2._______________________________________________________________.
4.3. ______________________________________________________________.
4.4. ______________________________________________________________.
4.5. ______________________________________________________________.
4.6._____________________________________________________________.
4.7 ___________________________________________________________.
4.8. ___________________________________________________________.
4.9. ___________________________________________________________.
4.10. __________________________________________________________.
Задание 5. Переведите на русский язык нижеперечисленные обществоведческие понятия, имеющие греческие и латинские корни:
5.1. Аристократия –_________________________________________________.
5.2. Анархия – _____________________________________________________.
5.3. Охлократия –___________________________________________________.
5.4. Принцип –__________________________________________________.
5.5. Монополия – _______________________________________________.
Задание 6. Определите, какую функции выполняют деньги в каждой конкретной ситуации?
Ситуация | Функция денег |
Покупатель приобрёл в магазине «Электротовары» кухонную плиту. | |
Во время археологических раскопок, учёными найден клад, зарытый приблизительно в 10 в. до н.э. | |
За разработку проекта нового городского сквера ландшафтному дизайнеру была начислена премия в размере 6 тыс. рублей. | |
Иван оформил в банке ипотечный кредит | |
По итогам первой мировой войны Германия должна была выплатить общую сумму репараций в размере 226 млрд. золотых марок, |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 2020/2021 ГГ.
- класс
Время выполнения 90 минут
Задание 1. В случае согласия с утверждением напишите в таблице под соответствующим номером – «да», если не согласны с ним – «нет».
- После Февральской революции 1917 г. В России создавались такие профессионально-политические объединения, как Советы депутатов трудовой интеллигенции. Можно утверждать, что это является примером социального конформизма.
- От непредвиденного увеличения инфляции на финансовом рынке страдают заёмщики.
- В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена науке.
- Переход от общества досуга к обществу трудовому – общемировая тенденция.
- Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения их духовных потребностей.
- Мировоззрение эпохи Ренессанса антропоцентрично.
- Все авторитарные государства являются унитарными.
- Обобщённые итоги достижений человеческого познания являются основой обыденного мировоззрения человека.
- Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме.
- Возможность прямой или опосредованной проверки на опыте является одной из характеристик научного познания.
Ответ:
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.6. | 1.7. | 1.8. | 1.9. | 1.10. |
Задание 2. Назовите понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их (обратите внимание на то, что понятие может состоять из нескольких слов).
2.1. Институциональный компонент, коммуникативный компонент, функциональный компонент, коммуникативный компонент, культурно-идеологический компонент.
2.2. Налог с продаж, акцизный сбор, таможенные пошлины, налог на транспорт.
2.3. Соответствие знаний действительности, соглашение, самосогласованность знаний, полезность, практика.
2.4. Анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, моделирование.
2.5. Общение, привязанность, забота о ближнем, внимание к себе, участие в совместной деятельности.
2.6. Отрасль, подотрасль, институт, норма.
2.7. Республика, автономная область, автономный округ, край, область, город федерального значения.
2.8. Права выражать своё мнение, право на защиту, право на фамилию, имя и отчество, право жить и воспитываться в семье.
2.9. Эстрадная музыка, детективы, рекламный ролик, телесериал, блокбастер.
2.10. Мифологи, религия, философия, наука.
Ответ:
2.1. _____________________________________________________________.
2.2. _____________________________________________________________.
2.3. _____________________________________________________________.
2.4. _____________________________________________________________.
2.5. _____________________________________________________________.
2.6. _____________________________________________________________.
2.7. _____________________________________________________________.
2.8. _____________________________________________________________.
2.9. _____________________________________________________________.
2.10. _____________________________________________________________.
Задание 3. Оцените ситуацию с точки зрения действующего законодательства.
3.1. Гражданин Н., 17 лет, обратился с исковым заявлением в суд с ходатайством о признании себя полностью дееспособным (эмансипации). Суд удовлетворил ходатайство. Какие обстоятельства могли стать основанием для удовлетворения иска Н.?Какие последствия для Н. повлечёт за собой удовлетворение судом его ходатайства.
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
3.2. В отдел кадров кондитерской фабрики обратился 13-летний Игорь. Он подал заявление с просьбой принять его на работу в свободное от учёбы время. При этом он просил установить для него график работы по два часа в день (с 14.00 до 16.00) 5 дней в неделю. Родители Игоря дали письменное согласие на работу. Игорь прошёл медицинскую комиссию и получил заключение у врача, о том, что он здоров. Будет ли при этих условиях подросток принят на работу, свой ответ обоснуйте?
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 4. Определите, о какой тенденции в развитии образования идёт речь в каждой конкретной ситуации?Ответ запишите в правой колонке таблицы.
Ситуация | Тенденция |
В республике Алтай была разработана и внедрена в практику образовательная программа «Путь к пониманию», которая была направлена на интеграцию молодых людей с физическими недостатками в общество. | |
В марте 2011 года в Гонконге прошел крупнейших мировой форум по проблемам образования, который проводил Британский совет. Министры, ректоры, преподаватели вузов из 60 стран 140 докладчиков и 1000 участников дискутировали по самой горячей в образовании теме: «Мировое образование новая движущая сила». | |
Учителя во многих школах требуют сдавать домашние задания исключительно в электронной форме — через e-mail или GoogleDocs. | |
В Государственном образовательном стандарте высшего образования предусмотрено изучение общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Сформирован раздел по гуманитарным и социально-экономическим наукам в Классификаторе направлений специальностей высшего образования, утвержден ряд программ по гуманитарным дисциплинам | |
Введение ЕГЭ значительно повлияло на повышение мобильности абитуриентов и создало реальные возможности для поступления абитуриентов из провинциальных городов, |
Задание 5. Заполните до конца схему «Субъекты предпринимательской деятельности».
Задание 6. Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание: имён мыслителей больше, чем высказываний.
Высказывания | Имена мыслителей. |
6.1.«В соответствии с общественным договором человек теряет естественную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право собственности на всё, чем он обладает» |
|
6.2.«Рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе». | |
6.3.«Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни». | |
6.4.«Человек есть животное на двух ногах, лишённое перьев и с плоскими ногтями». | |
Ответ:
6.1. | 6.2. | 6.3. | 6.4. | 6.5. |
Задание 7. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.
7.1.На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в мире, интерес к особой форме осознания мира, обусловленной верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организациирезко возрастает.
7.2.Целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности в большей или меньшей степени осознаётся людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
7.3.В основном форме аполитичности, проявляющейся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников.
7.4.Важнейшим качеством совокупности рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство является способность устанавливать сигналы, идущие от потребителей и их спрос, и адекватно на них реагировать.
7.5Возникновение способности человека целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах является результатом эволюции природы.
Ответ:
7.1. _____________________________________________________________.
7.2. _____________________________________________________________.
7.3. _____________________________________________________________.
7.4. _____________________________________________________________.
7.5. _____________________________________________________________.
Задание 8. Из приведённых слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Одни и те же слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам.
Организация, политика, индивидуальные особенности, выражающая интересы социальных групп, личность, обеспечивающая ей успех, объединение, активная часть общества, легкость овладения ею, участвующая в борьбе за власть, деятельность.
Ответ:
8.1.__________________________________________________
8.2.__________________________________________________
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 2020/2021 ГГ.
10 КЛАСС
Время выполнения 120 минут
Задание 1. В случае согласия с утверждением напишите в таблице под соответствующим номером – «да», если не согласны с ним – «нет».
- Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.
- Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам, преобладание коллективного начала над частным отличают постиндустриальное общество от индустриального.
- Социальные нормы отличаются друг от друга тем, что регулируют различные отношения в обществе.
- Свобода человека выражается исключительно в собственных решениях относительно дальнейших действий.
- Величина спроса находится в обратной зависимости от цены товара.
- Для сравнения уровня благосостояния граждан разных стран следует применять показатель номинального ВВП.
- Численность рабочей силы и численность занятых — это один и тот же показатель.
- Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения доходов над расходами.
- Социальная дифференциация общества при переходе от командной экономики к рыночной уменьшается.
- В Конституции РФ закреплен приоритет обязанностей над правами.
Ответ:
1.1. | 1.2. | 1.3. | 1.4. | 1.5. | 1.6. | 1.7. | 1.8. | 1.9. | 1.10. |
Задание 2.Большинство понятий и терминов, используемых в обществознании, имеет греческие и латинские корни. Перед вами таблица, в первой её колонке помещён дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны сферы общественной жизни, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения.
Перевод латинского и греческого терминов | Сфера применения | Термины и их значение |
«Состояние» (положение) | Социальная | |
«Главный» | Экономическая | |
«Устройство» | Правовая | |
«То, что должно быть сообщено» | Политическая | |
«Передача» | Духовная |
Задание 3. Назовите понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их (обратите внимание на то, что понятие может состоять из нескольких слов).
- Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон, Д. Мэдисон.
- Платон, Аристотель, Дж. Вико, О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, Л.Н. Гумилёв.
- Объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.
- Научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория.
- Территория, население, легитимное насилие, публичная власть, суверенитет, наличие символики.
- Безопасность, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне.
- Посредничество, ценообразование, информирование, регулирование, санация.
- Пик, рецессия, кризис, оживление.
- Права и обязанности, диапазон, символы, образ, идентификация.
- Предупреждение, штраф, арест, возмездное изъятие предметов и орудий правонарушения, конфискация орудий правонарушения; лишение специального права (водительских прав).
Ответ:
3.1._______________________________________________________________.
3.2._______________________________________________________________.
3.3. ______________________________________________________________.
3.4. ______________________________________________________________.
3.5. ______________________________________________________________.
3.6._____________________________________________________________.
3.7 ___________________________________________________________.
3.8. ___________________________________________________________.
3.9. ___________________________________________________________.
3.10. __________________________________________________________.
Задание 4. Определите, о каких теориях происхождения государства идет речь в следующих отрывках:
- Основатели Церкви имели два меча; один они оставили себе, вложив его в ножны. Второй вручили государям для того, чтобы те могли управлять государствами и решать споры с другими странами. При этом процесс сотворения государства подобен процессу сотворения Богом мира.
- Государства появились в результате коренных изменений в экономике и в самом первобытном обществе. Произошло разделение труда. Появились богатые и бедные, образовались классы. Чтобы управлять в этих новых условиях, потребовалась сила, которая подавляла бы эксплуатируемых и защищала интересы богатых. Такой силой стало государство.
- Войны, грубая сила – вот «повивальная бабка» государства. Государство создается завоевателями, чтобы поддержать господство над побежденными.
- Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Оно – высшая форма человеческого общения. Государственная власть – это продолжение отцовской власти, власти главы семьи.
- Государство появляется потому, что у одних людей сильна потребность властвовать, а у других – подчиняться. Народ – пассивная масса, предназначенная для подчинения. Властвуют люди, одаренные качествами лидеров, правителей, хозяев.
Ответ:
4.1._______________________________________________________________.
4.2._______________________________________________________________.
4.3. ______________________________________________________________.
4.4. ______________________________________________________________.
4.5. ______________________________________________________________.
Задание 5. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.
5.1. Согласно российскому законодательству проценты по ценной бумаге, удостоверяющей письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулируются специальным законодательством, выплачиваются только по ставке, которая установлена Центральным Банком Российской Федерации.
5.2. Развитие активного процесса отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях у детей происходит не само собой, не стихийно, им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка.
5.3.Учение полностью или частично отрицающее возможность познания мира можно обнаружить уже в античной философии, в частности у софиста Протагора.
5.4. Символика организованной группы единомышленников, выражающей интересы определённых социальных слоёв и стремящихся к достижению определённых политических целей не должна совпадать с государственной символикой РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, символикой иностранных государств.
5.5. Экономическая наука выделила периодическое колебание уровней занятости, производства и инфляции продолжительностью 7–12 лет, который впоследствии получил имя Жуглара.
5.6.Экономический кризис несколько ускорил темпы развитияинициативной самостоятельной деятельности людей, осуществляемой от своего имени, на риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услугвРоссии.
5.7. Как феномен общественного бытия степень признания обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами, является сложным образованием.
5.8. В последние десятилетия в результате проводимых в стране демократических и рыночных преобразований произошли значительные изменения всистеме, включающей множество социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объёмом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа российского общества.
5.9.Присовершениидействий гражданами и юридическими лицами, направленными на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей большое значение имеет дееспособность.
5.10. При вынесении решения коллегии присяжных заседателей о полной невиновности подсудимого, находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного заседания по решению председательствующего.
Ответ:
5.1._______________________________________________________________.
5.2._______________________________________________________________.
5.3. ______________________________________________________________.
5.4. ______________________________________________________________.
5.5. ______________________________________________________________.
5.6._____________________________________________________________.
5.7 ___________________________________________________________.
5.8. ___________________________________________________________.
5.9. ___________________________________________________________.
5.10. __________________________________________________________.
Задание 6. Нормами каких отраслей права регулируются приведенные ниже поступки граждан?
- Проезд в автобусе без билета.
- Жестокое обращение с животными.
- Покупка подержанного автомобиля.
- Злоупотребление властью должностным лицом.
- Получение стипендии студентами.
- Причинение вреда имуществу работодателя.
- Нанесение ущерба здоровью пешехода из-за превышения мотоциклистом скорости.
- Неисполнение договорных обязательств по ремонту квартиры
- Отказ продавца вернуть покупателю сумму, уплаченную за недоброкачественный товар
- Усыновление ребёнка
Ответ:
6.1. ________________________________________________.
6.2._________________________________________________.
6.3._________________________________________________.
6.4._________________________________________________.
6.5._________________________________________________.
6.6. ________________________________________________.
6.7._________________________________________________.
6.8._________________________________________________.
6.9._________________________________________________.
6.10._________________________________________________.
Задание. 7. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины.
Юридические проступки, срок, юридические акты, действия, абсолютные, правомерные, относительные, неправомерные, события, исковая давность
Задание 8. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, учёных. Обратите внимание: имён мыслителей больше чем понятий. Ответ запишите в таблицу.
Понятия, категории, идеи | Имена мыслителей, учёных |
8.1. «Невидимая рука рынка» | А) К. Маркс |
8.2. Общественно-экономическая формация. | Б) И. Кант |
8.3. Золотой закон морали | В) Аристотель |
8.4. Мыслю, следовательно, существую | Г) А. Смит |
8.5. Категорический императив | Д) Р. Декарт |
Е) Платон | |
Ж) Б. Спиноза |
Ответ:
8.1. | 8.2. | 8.3. | 8.4. | 8.5. |
Задание 9. Проанализируйте приведённые факты. В них содержится информация о действии политических норм. Их типы названы в таблице. К каким типам относится каждая из описанных норм? Впишите порядковые номера в соответствующие графы таблицы.
9.1. Согласно Конституции РФ Президент является главой государства, гарантом конституционного строя, прав и свобод человека.
9.2. Национальный праздник Франции – День взятия Бастилии – отмечается ежегодно 14 июля: на Елисейских полях проходит парад, который принимает Президент.
9.3. Члены некоторых партий обязаны уплачивать ежемесячные членские взносы.
9.4. В США законы запрещают находящемуся у власти президенту вмешиваться в ход выборов нового президента.
9.5. Заедания обеих палат парламента Великобритании строго следуют сложившимся сотни лет назад процедурам.
9.6. В ряде стран мира кандидат в президенты, заявивший о том, что он придерживается атеистических взглядов или равнодушен к религии, обречён на поражение.
9.7. В выпуске новостей показали сюжет, о том, как депутат горсовета помог детям вытащить щенка из канализационного колодца. Ближайший социологический опрос показ рост его рейтингов.
9.8. Экологическая организация, объединяющая борцов за запрещение исследований в области атомной энергетики, установила испытательный срок для желающих вступить в неё.
9.9. Сын лидера одной из ведущих оппозиционных партий был уличён прессой в употреблении наркотиков. Ближайший партийный съезд избрал нового председателя партии.
9.10. Во время церемонии награждения спортсмен порвал национальный флаг своей страны. Большинство зрителей осудили его за это.
Ответ:
Правовые нормы | Корпо-ративные нормы | Обычаи | Нормы морали | Символы и атрибуты |
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 2020/2021 ГГ.
- КЛАСС
Время выполнения 120 минут
Задание 1. Определите и впишите понятие, являющееся общим для приведенных ниже имен, определений и словосочетаний и объединяющее их.
- Библия, Коран, Трипитака ______________________
- Субъект познания, объект познания, метод познания _______________________
- Предписанный (приписанный), достигнутый (достигаемый), смешанный _________________
- Банки, кредит, биржа, кривая спроса и предложения_______________________
- Понятие, суждение, умозаключение, индукция, дедукция, анализ, синтез__________________
- Масон, Х. Миро, С. Дали, М. Эрнст _______________________
- Противоправность поведения потерпевшего, несовершеннолетие виновного, беременность, явка с повинной _______________________
- Фрикционная, сезонная, структурная, циклическая, конверсионная _______________________
- Питание, безопасность, общение, достижение власти, творчество _______________________
- М. Вебер, Дж. Кейнс, Т. Мальтус, Д. Рикардо _______________________
Задание 2. Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин.
- Учение о будущем -
- Богословие -
- Власть лучших -
- Порча, повреждение -
- Учение об обществе -
- Школьная наука -
- Власть немногих -
- Вождь народа -
- Похищаю -
- Равенство –
Задание 3. Прочитайте текст и выполните задания
Известный философ, социолог, психолог Э. Фромм в своем труде «Бегство от свободы» пришел к следующему выводу: «Человек (позднеиндустриальной эпохи)… охвачен беспокойством и подвержен соблазну отдать всю свою свободу всевозможным диктаторам – или потерять её, превратившись в маленький винтик машины: не в свободного человека, а в хорошо накормленный и хорошо одетый автомат».
Ответьте на вопросы. При ответе на вопросы, используйте обществоведческие термины, теоретические положения, рассуждения, выводы. Проиллюстрируйте свой ответ примерами из общественной практики.
Вопросы:
- Почему Э. Фромм считает, что человек, живущий в условиях техногенной цивилизации, стремится отказаться от свободы в пользу материального благополучия и безопасности?
Ответ:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- О какой свободе в данном случае идёт речь: негативной или позитивной? Ответ обоснуйте.
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Из приведённых слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих понятий. Одни и те же слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам.
Экономическая политика, политический режим, национальная экономика, отличаться сосредоточением, защита, вся или почти вся, иностранная конкуренция, государство, представительные органы, серьёзные ограничения, роль, одно лицо или правящая группа лиц, власть.
Ответ:
4.1.__________________________________________
4.2.__________________________________________
Задание 5. Заполните пустую ячейку схемы правовым понятием
Ответ:________________
Задание 6. Сравните структуры рынка и впишите недостающие элементы
Элементы рыночной структуры | 1. Совершенная конкуренция | 2. Монополистическая конкуренция | 3. Олигополия | 4. Монополия |
Число фирм |
| 2.1. Много | 3.1. | 4.1. Одна |
Тип продукта | 2.2. Дифференцированный (разнородная продукция) | 3.2. Однородный или дифференцированный | 4.2. Уникальный (нет близких заменителей) | |
Вход в отрасль |
| 2.3. Прост | 3.3. Сложен | 4.3. |
Влияние фирмы на цену | 2.4. Некоторое | 3.4. Умеренное или значительное | 4.4. |
Ответ:
1.2.___________________________________________
1.4.___________________________________________
3.1.___________________________________________
4.3.___________________________________________
4.4.___________________________________________
Задание 7. Соотнесите название философских направлений, имена философов и название их произведений
Направления | Философы | Произведения |
Позитивизм |
| А) «Правила для руководства ума» |
Сенсуализм |
| Б) «Сумма теологии» |
Рационализм |
| В) «О бесконечности, вселенной и мирах» |
Томизм |
| Г) «Анализ феноменов человеческого духа» |
Пантеизм |
| Д) «Трактат о человеческой природе» |
Ответ:
Позитивизм | Сенсуализм | Рационализм | Томизм | Пантеизм |
Задание 8. Определите понятие, являющееся лишним для приведенных ниже имён, определений и словосочетаний
- Г. Лейбниц, Ф. Шеллинг, Дж. Локк, Г. Гегель
- Студенческая группа, аудитория, собравшаяся на одну из лекций в планетарии, пассажиры трамвая, очередь покупателей в супермаркете
- Плюрализм, многообразие, государственная идеология, инакомыслие, инакодействие
- Семья, государство, бизнес, образование, религия, личность
- Республика в составе Российской Федерации, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ, национально-культурная автономия
Ответ:
8.1.________________________
8.2.________________________
8.3._______________________
8.4._______________________
8.5.______________________
Задание 9. Определите и впишите соответствующее понятие и перечислите имена, соответствующие заданному вопросу
9. 1. В политической и правовой мысли есть понятие, означающее совокупность всеобщих, универсальных, неотъемлемых и неизменных прав и свобод, принадлежащих человеку от его природы и природы общества и не зависящих от воли общества и государства, в которых он проживает. Это понятие__________________________________________________________
Назовите двух представителей политико-правовой мысли, считающих возможным его применение на практике:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9.2. Художественное мировосприятие, отразившее кризисные явления европейской духовной культуры последней четверти XIX-начала ХХ вв. – это___________________________________________________________
Назовите двух представителей этого направления в литературе:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания по обществознанию для 9 класса
Материал для школьной олимпиады....
Олимпиадные задания по обществознанию в 7-11 классах
Олимпиадные задания по обществознанию в 7 -11 классх можно провести в неделе истории, а также материал полезен для подготовки учащихся на олимпиаду. Задания составлены по блокам. 1 блок - тестовые зад...
Олимпиадные задания по обществознанию в 7-11 классах
Олимпиадные задания по обществознанию в 7 -11 классх можно провести в неделе истории, а также материал полезен для подготовки учащихся на олимпиаду. Задания составлены по блокам. 1 блок - тестовые зад...
Олимпиадные задания по обществознанию
Задания составлены для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию. Олимпиадные задания расчитаны для учащихся с 7 по 11 классы....
Ответы к олимпиадным заданиям по обществознанию 10 класс
Преподавателям полезно знать ответы на предлагаемые вопросы, т.к. иногда случаются неожиданные....
Олимпиадные задания по обществознанию 11 класс
Предлагаются задания для подготовки старшеклассников к олимпиадам....
Олимпиадные задания по обществознанию
Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию...