МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ "ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ"
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Вахромеева Ангелина Викторовна

Целью исследования было изучение уровня патриотизма, гражданственности и социализации (уверенности в завтрашнем дне) у обучающихся в колледже. Отмечено, что самым низким показателем тестирования является уровень гражданственности. Вероятно, это связано с недопониманием этой характеристики и маленьким социальным опытом. Задачей преподавателя остается сохранение традиций  патриотического воспитания молодежи. Необходимо разрабатывать и внедрять новые методики, способствующие усилению патриотизма: компьютерные игры, активные ролевые игры, встречи с людьми, которые на деле доказали свою патриотичность (героями войны и труда). Таким образом, исследуемые качества личности станут одними из определяющих личность, что будет способствовать формированию человека, ответственного за место, где он живет и трудится.

Ключевые слова: личность, патриотизм, гражданственность, социализация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_patriotizme_i_grazhdanstvennosti.docx15.34 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.7

ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Вахрамеева А.В.

Россия, Санкт-Петербург,

СПб ГБ ПОУ «Колледж отраслевых технологий «Краснодеревец»

anviva@yandex.ru

Целью исследования было изучение уровня патриотизма, гражданственности и социализации (уверенности в завтрашнем дне) у обучающихся в колледже. Отмечено, что самым низким показателем тестирования является уровень гражданственности. Вероятно, это связано с недопониманием этой характеристики и маленьким социальным опытом. Задачей преподавателя остается сохранение традиций  патриотического воспитания молодежи. Необходимо разрабатывать и внедрять новые методики, способствующие усилению патриотизма: компьютерные игры, активные ролевые игры, встречи с людьми, которые на деле доказали свою патриотичность (героями войны и труда). Таким образом, исследуемые качества личности станут одними из определяющих личность, что будет способствовать формированию человека, ответственного за место, где он живет и трудится.

Ключевые слова: личность, патриотизм, гражданственность, социализация

Актуальность. На сегодняшний день мы все стали забывать, что обозначают те понятия, которые должны делать нас гражданами своей страны [5]. Вероятно, это связано с переходом общества на новый уровень развития – уровень потребления, когда жизнь стала настолько защищенной, что можно позволить себе удовлетворение по потребности. А состояние материального довольства нивелирует понимание необходимости чего-либо.

Это касается и проблем ощущения принадлежности к одной стране, ответственности за эту принадлежность, любовь. Быть космополитом или человеком мира сейчас модно. Нельзя осуждать за это, вероятно, это новый виток развития человечества.

Но  из СМИ мы видим, что здесь не все благополучно, и проблем у молодежи достаточно много [1], в том числе связанных с вопросами патриотизма и гражданственности [2, 3, 6].

Тем более было интересно рассмотреть уровни патриотизма и связанных с этим родственных понятий у сегодняшней молодежи.

Целью исследования было изучение уровня патриотизма, гражданственности и социализации (уверенности в завтрашнем дне) у обучающихся в колледже.

Методы и материалы исследования

В исследовании участвовали обучающиеся 1-2 курса колледжа в количестве 150 человек, преимущественно юноши в возрасте 16-18 лет.

Методами научного познания были выбраны невключенное наблюдение, анкетирование, тестирование.

Наблюдение включало в себя характеристики активности на занятии по патриотизму, проявленный интерес к конкретным темам по патриотизму, число пропусков  занятий по неуважительной причине.

Анкетирование включало в себя вопрос: 1) понимание сущности понятия «патриотизм», 2) понимание сущности понятия «гражданственность, 3) понимание сущности понятия «социализация в государстве» − уверенность в завтрашнем дне в контексте выбранной профессии.

После разъяснение этих понятий предлагалось тестирование. Оно  включало в себя оценку уровня патриотизма, гражданственности и социализации в государстве после окончания колледжа.

Результаты обсчитывались следующим способом: -1 – отрицательное отношение к исследуемому параметру, 0 – равнодушное отношение к исследуемому параметру, +1 – высокий уровень показателя.

 На момент обследования все волонтеры были здоровы, психологических стрессов не наблюдалось, режим соблюдался, проблем с обучением  в колледже не было.

Результаты и обсуждение

«Патриотизм – (греческое πατριώτης  − соотечественник, πατρίς  − отечество) − нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа»[4].

«Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит (государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность), в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств на его права и интересы. Чувство гражданственности вытекает из самоосознания человеком себя как личности, как самостоятельного, индивидуального члена общества, обладающего определенными правами и обязанностями, закрепленными в законодательстве, активно участвующего в принятии и осуществлении государственных решений, и руководствующегося в повседневной жизни определенными моральными нормами и ценностями. Правовое государство призвано защищать частные и коллективные интересы и потребности людей, обеспечивая каждому человеку, коллективу возможности и условия свободного и беспрепятственного развития»[4].

«Социализация  в государстве –  это процесс становления и развития личности, состоящей в освоении индивидом в течение всей его жизни социальных и иных норм, культурных ценностей и образцов поведения, позволяющих индивиду функционировать в данном обществе. Она включает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и поведения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества. Социализация представляет собой двухсторонний процесс, состоящий, с одной стороны, в передаче обществом социально-исторического опыта, символов, ценностей и норм, а с другой – в их усвоении индивидом, интериоризации (переход внешних по своей форме процессов общественной жизни во внутренние процессы сознания). Социализацию можно назвать становлением социального Я»[8].

Решая задачи, поставленные в данной работе и рассматривая выборку с позиции возрастной психологии, можно отметить, что все молодые люди находятся в кризисном возрасте, который возникает на рубеже новой жизни – окончание школы и начало обучения в колледже (приобретение профессии). Это период повышенного эмоционального напряжения, для него характерны различные страхи: перед возможностью ошибки, перед неудачей в социальном самоопределении, перед личным поражением. Большая возможность проявления психосоматического заболевания, психической нестабильности. Центральным новообразованием этого периода становится профессиональное и личностное самоопределение[7].

Преподавателю, знающему эти особенности, необходимо помогать своим ученикам адаптироваться к новой жизни, формировать чувство компетентности, чувство уверенности в себе и завтрашнем дне. 

Это невозможно сделать, не зная фоновые показатели тех характеристик, которые делают человека гражданином своей страны, востребованным членом социума (таблица).

Таблица

Результаты проведенного исследования 150 обучающихся колледжа

Метод исследования

Исследуемые параметры

Наблюдение

(баллы)

Показатель средней активность на занятии по патриотизму:

 +1,0 ±0,0

Проявленный интерес к конкретным темам по патриотизму:

  +1,0 ±0,0

Число пропусков  занятий по неуважительной причине:

0 человек

Анкетирование

Понимание сущности понятия «патриотизм»:

Понимание сущности понятия «гражданственность»:

Понимание сущности понятия «социализация»:

Есть уважение к ветеранам, понимание их роли в победе в Великой отечественной войне. Есть интерес к отечественной истории, на уроке задают много вопросов, интересуются личностями, которые оставили свой след в отечественной истории, хотят знать подробности того или иного подвига.

Вероятно, это патриотизм на «генном» уровне. Тем не менее, отмечаются такие характеристики как отсутствие «чувства Родины», желание уехать из страны.

Не понимают, что значит «активность гражданина в управлении государством». Тем не менее, с удовольствием участвуют в волонтерских движениях,  в субботниках. Выражают готовность и желание работать в государственных структурах и органах власти. Негативно относятся к коррупции и понимают важность борьбы с ней.

Достаточно пассивны как граждане с активной жизненной позицией. Скорее склоны к анархизму. Чувствуется «кризис сознания», характерный для этого возрастного периода.

Отмечают отсутствие уверенности в завтрашнем дне  и востребованности в профессии с позиции материального и социального стимулирования.

Доминирующее желание – стабильная работа, стабильный доход.

Тестирование

(баллы)

Средняя оценка уровня патриотизма:

 0,4±0,1

Средняя оценка уровня гражданственности:

 0, 3±0,0

Средний уровень уверенности в завтрашнем дне в контексте выбранной профессии:

 0,6±0,1

Примечание: -1 – отрицательное отношение к исследуемому параметру, 0 – равнодушное отношение к исследуемому параметру, +1 – высокий уровень показателя.

Можно отметить, что самым низким показателем тестирования является уровень гражданственности. Вероятно, это связано с недопониманием этой характеристики и маленьким социальным опытом.

Заключение. Задачей преподавателя остается сохранение традиций  патриотического воспитания молодежи, которое было важным условием обучения в России еще с XIX века.  Космополитизм является фактором, провоцирующим скептическое или негативное отношение к Стране и Родине. Поэтому необходимо разрабатывать и внедрять новые методики, способствующие усилению патриотизма: компьютерные игры, активные ролевые игры, встречи с людьми, которые на деле доказали свою патриотичность (героями войны и труда).

Таким образом, исследуемые качества личности станут одними из определяющих личность, что будет способствовать формированию человека, ответственного за место, где он живет и трудится.

Литература

  1. Булгакова О.С. Психофизиологические основы и законы успешной социализации // Вестник психофизиологии. 2012. №3. С.50
  2. Виноградова Л.И. Молодежь: ответственность за судьбы России // Образование личности. 2011. №4. С.113-116
  3. Захарова Э.Г. Роль краеведческого музея в воспитании гражданственности школьников // Воспитание школьников. 2012. №10. С. 48-51
  4. Советская энциклопедия, 1975. В 30 томах / гл. ред. А.М. Прохоров. 1969—1978, т. 19.
  5. Сташ Ж.А. Социально-правовое регулирование молодежной политики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. 2008. №2. С.106-108
  6. Томилина С.Н., Туктаров Р.Р. Государственно-патриотическое воспитание молодежи как педагогическая проблема // Человек и образование. 2014. №4. С.31-36
  7. http://www.psyworld.ru/students/bilety/texts/2.html
  8. http://socialworkstud.ru/uchebnoe-posobie-po-socziologii-i-politologii-alternativnyj-istochnik/593-socializacija-lichnosti.html

PATRIOTISM AND CITIZENSHIP
AS THE DEFINING QUALITIES OF THE PERSONALITY OF MODERN YOUTH

The aim of the study was to examine the level of patriotism, citizenship and socialization (in confidence) among students in College. It is noted that the lowest test is the level of citizenship. This is probably due to the misunderstanding of this characteristic and little social experience. The teacher's task is to preserve traditions of Patriotic education of youth. It is necessary to develop and implement new methods, contributing to the intensification of patriotism: computer games, active role play, meeting people who have proved their patriotism (heroes of war and labour). Thus, the study of personality will be one of the defining personality that will contribute to the formation of the person responsible for the place where he lives and works.

Keywords: identity, patriotism, citizenship.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: «Твоё право выбора». Методическая разработка в 2013 году на областном конкурсе «Правовая культура молодежи» заняла призовое место.

В наше время наблюдается тенденция игнорирования своих избирательных прав, как активных, так и пассивных.  В особенности это проявляется среди возрастной категории 18-20 лет. Это приводит к мысли...

Методическая разработка урока английского языка направленного на развитие толерантности среди молодежи на тему: ”What is tolerance? How to be tolerant?”

Данный урок способствует совершенствованию лексических навыков по теме «Толерантность», развитию навыков чтения, аудирования и диалогической речи.Способствует развитию стремления быть терпимым в общес...

Методическая разработка классного часа "Курение, алкоголь, наркотики и личность"

Методическая разработка классного часа "Курение, алкоголь, наркотики и личность"...

Методическая разработка урока для 9-го класса по теме "Проблемы молодежи"

Методическая разработка урока по теме "Проблемы молодежи"  для 9-го класса с презентацией и  практическими заданиями...

Городское методическое объединение зам.директоров по УВР "Управление качеством образования современной школы "

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на  фундаментальности знаний и развитии творческих компетентнос...

Методическая разработка классного часа на тему: "Профилактика идеологии экстремизма среди молодежи"

Методическая разработка классного часа на тему: "Профилактика идеологии экстремизма среди молодежи"...